Антикризисный менеджмент: сущность, особенности, как осуществляется на примере. Принципы антикризисного управления на малых предприятиях Антикризисное управление в малом бизнесе

Постоянные изменения в структуре рынка и сложная экономическая ситуация повышает риск нестабильности на предприятии, что нередко приводит к его . Избежать негативных последствий и продлить жизнь организации можно с помощью антикризисных мер.

Сущность и функции антикризисного менеджмента

Антикризисный менеджмент – это комплексная система управления, направленная на предотвращение и устранение финансового кризиса организации, и ликвидацию его негативных последствий.

Главная цель принятия антикризисных управленческих решений – восстановление деятельности предприятия, пострадавшего от неблагоприятных экономических обстоятельств.

На пути к достижению этой цели, антикризисный менеджмент выполняет комплекс таких задач:

  1. Своевременная диагностика и выявление слабых мест в экономике предприятия;
  2. Подготовка к кризисной ситуации (накопление капитала, экономия ресурсов, сокращение закупок и замораживание резервов);
  3. Предотвращение кризисной ситуации;
  4. и решение проблемы неплатежеспособности перед сотрудниками, акционерами и кредиторами;
  5. Восстановление экономической устойчивости и установление прочных позиций на рынке;
  6. Принятие превентивных мер во избежание объявления или ;
  7. Устранение последствий и возмещение нанесенного ущерба;
  8. Организация посткризисной деятельности компании, что должна сроиться с учетом факторов и обстоятельств, что привели к негативным последствиям.

Объекты антикризисного управления – компании, организации и предприятия, пострадавшие от финансовых проблем. Также проведение антикризисных мероприятий предусмотрено законодательством в отношении региональных, муниципальных и региональных структур.

Субъекты антикризисного управления – собственники и специалисты, разрабатывающие и внедряющие комплекс мероприятий.

Финансовый кризис предприятия – локальная угроза экономической стабильности предприятия, во время которой растет внутренняя и внешняя задолженности, падает платежеспособность и повышается угроза банкротства и ликвидации компании.

Сущность антикризисных мер выражается в таких положениях:

  1. Кризисные ситуации могут быть предотвращены, ускорены или вызваны искусственно;
  2. Кризис может быть приостановлен, перенесен или ускорен;
  3. Финансовый удар по компании можно свести к минимуму;
  4. Процессы разрушения компании могут управляться менеджментом:
  5. Компания должна быть готова к любым непредвиденным неблагоприятным ситуациям.

Основные методики

Выход из кризиса может быть осуществлен такими методами:

  • Урезание затрат – необходимая мера, что заключается в оптимизации расходов компании – увольнение персонала; уменьшение зарплат; оптимизация трудовых ресурсов; сокращение товарного ассортимента; замена сырья на более дешевые аналоги и др.;
  • Привлечение денежных средств – любое имущество, что находится в распоряжении компании, может быть продано или отдано в аренду для дополнительного дохода. Принести в компании деньги способна продажа ценных бумаг, недвижимости; изменение кредитной политики и оптимизация продаж;
  • Реструктуризация долга – комплекс переговоров с кредиторами с целью получения уступок и отсрочек, позволяющих уменьшить должностные обязательства;
  • Составление нового плана стратегического развития – компания должна адаптироваться к новым условиям и максимально оптимизировать свой функционал;
  • Реорганизация компании – кардинальные изменения в структуре и деятельности организации, что влекут за собой перемены во всех сферах: продаж, управления и внешней политики.

Урезание затрат – не лучший выход из ситуации, поскольку снижение качества товара и обслуживания несет за собой падение продаж и дальнейшее разорение компании.

Гораздо эффективнее искать новые источники финансирования и проводить мероприятия по стратегическому совершенствованию.

Антикризисное управление персоналом

В условиях финансовых трудностей важно стимулировать работников, ведь именно приложенные ими усилия способны оживить и регенерировать вышедшую из строя систему.

Управление персоналом – комплекс организационных и образовательных мероприятий, нацеленных на подбор персонала, его перераспределение, повышение квалификации и стимулирование путем присваивания поощрительных бонусов и премий.

Во время кризисной ситуации задача специалиста или управляющего не только в организации работы персонала, но и в оказании ему психологической поддержки. Важно создать для коллектива благоприятную атмосферу и адаптировать сотрудников к новым условиям функционирования предприятия.

Кадровая политика должна быть также ориентирована на привлечение молодого квалифицированного персонала и на досрочное освобождение от обязанностей сотрудников, что не вписываются в стратегический план развития компании и могут препятствовать ему.

Несмотря на то, что кадровая политика должна быть единой и справедливой для всех работников, она также должна быть и многоуровневой, чтобы охватывать все слои и группы.

Многоуровневая система состоит из таких подсистем:

  • Набор и учет персонала;
  • Управление трудовыми отношениями внутри коллектива – компания должна быть направлена на стратегический результат и работать в одном направлении. Несогласие сторон приводит к конфликтам, что подрывают рабочий процесс;
  • Оптимизация трудовых ресурсов – в сложных условиях компания не может себе позволить дополнительных сотрудников, выполняющих незначительную или ненужную работу;
  • Обеспечение оптимальных условий для труда;
  • Информационное обеспечение и обучение персонала – команда должна быть в курсе новых обстоятельств и легко подстраиваться под реалии;
  • Управление социальным развитием – контроль и улучшение внутреннего климата на работе.

Работая на перспективу и развитие компании, грамотный управляющий обязан разработать систему критериев и определение качеств, которым должен обладать сотрудник.

На основе этих данных составляются новые должности, необходимые для поддержания нового курса развития.

Антикризисное финансовое управление

Меры по ликвидации финансовых проблем зависят от стадии развития кризиса.

На первой стадии происходит падение рентабельности и объемов продаж, что влекут за собой финансовые потери.

Решение: повышение качества труда и уменьшение расходов на производство, и сопутствующие услуги.

На второй стадии производство пересекает критическую точку и уходит в минус.

Решение: реорганизация и принятие стратегических решений.

На третьем этапе компания теряет собственные ресурсы, а резервные фонды находятся на нуле, ведь все заработанное уходит на погашение внешних долгов перед кредиторами.

Решение: реструктуризация задолженностей.

На четвертой стадии развития финансового кризиса, единственный выход из положения – объявление банкротства.

Примеры антикризисного управления предприятием

Рассмотрим пример выхода из кризисной ситуации на предприятии Форд . В 2009 году компания столкнулась с целым рядом трудностей:

  • Конфликты внутри компании;
  • Падение уровня доверия со стороны покупателей;
  • Рост цен на нефть и комплектующие;
  • Высокий рост конкуренции;
  • Экономический кризис;
  • Продажа части акций конкурентам.

Сложная ситуация на предприятии привела к волне забастовок с требованиями повышения заработной платы на 30%. Компания решила удовлетворить это требование частично, повысив ставки на 15%, однако даже такое увеличение расходов было не по карману руководству, и в следующем году было сокращено 1200 работников.

Чтобы стабилизировать ситуацию, менеджмент принял такие меры:

  • Сокращение премий и поощрительных выплат сотрудникам, а также существенное урезание процентной ставки аукционерам;
  • Решение проблем с профсоюзами, что помогло наладить климат внутри предприятия;
  • Сокращение пенсионного возраста.

Для уменьшения расходов на производство было решено сократить модельный ряд, сконцентрировав внимание на 4 самых запрашиваемых моделях, уменьшить рабочий день и урезать выпуск . Чтобы не потерять в качестве продукции, компания оптимизировала производственный процесс.

Форд не только попытался укрепить свои позиции на домашнем рынке, но и нашел новые рынки сбыта – в частнойсти, в странах СНГ, где была значительно расширена дилерская сеть.

Особенностью этого комплекса антикризисных мер было то, что руководству, несмотря на сложный экономический период, удалось сохранить репутацию ответственного работодателя, что заботится о своих подчиненных. Осуществилось это благодаря грамотной кадровой политике и взаимодействию с профсоюзами, благодаря чему удалось избежать подрыва производства изнутри.

Прямо противоположным примером можно назвать ситуацию с холдингом «Русклимат» , что занимается производством инженерных деталей и техники. Деспотическое и неуважительно отношение руководства к подчиненным привело к большой утечке ценных кадров и падению заинтересованности в вакансиях на рынке труда, не смотря на то, что зарплаты и условия труда были на высоком уровне.

Это привело к созданию негативной репутации, что сказалось и на продажах. Благодаря эффективной рекламной компании и новой концепции предприятию удалось частично вернуть себе доброе имя, пока не появилась информация о судимости одного из руководителей.

Русклимату удалось остаться на плаву и ликвидировать некоторые негативные последствие кризиса, однако дурная слава по-прежнему сказывается на деятельности холдинга.

Особенности антикризисного управления на примере ООО «Эльдорадо»

Популярная европейская сеть по продаже бытовой техники «Эльдорадо» столкнулась с экономическим кризисом в 2008 году, когда налоговые службы объявили о задолженности размером в 15 млрд. рублей . Как следствие, у организации пошатнулась репутация, банки в 400 млн. долларов, а постоянные поставщики прервали сотрудничество.

Несмотря на трудности, Эльдорадо не пошатнулись в финансовом плане — помог в этом заем в размере 500 млн. долларов у международной инвестиционной группы, которая впоследствии выкупила у владельца Эльдорадо контрольный пакет акций и стала 100% собственником, которым остается по сей день.

Новый владелец PPF сразу же начал применять антикризисные действия, которые имели большой успех – несмотря на трудности, организация потеряла всего 1% от продаж .

Антикризисный план состоял из таких действий:

  • Изменение товарной и транспортной логистики – объемы партий на складах были значительно урезаны, а доставка товара начала проходить мелкими партиями, благодаря чему удалось сократить расходы на транспортировку;
  • Введение системы «продажа по образцам» – товар поступает к покупателю от производителя, компания выступает в роли посредника, снимающего процент за организацию сделки – так сократились растраты на хранение товара на складах, а у компании понизились риски нереализованной продукции;
  • Снижение расходов на персонал – были урезаны управленческие звенья – количество подчиненных у каждого менеджера увеличилось вдвое. Вместо большого штата менеджеров было решено повысить количество консультантов, что увеличивали продажи в локальных точках сбыта. В общей сумме было уволено около 12 тысяч сотрудников.

Эти действия помогли удержать компанию на плаву и сохранить конкурентоспособность на рынке, однако в принятии управленческих решений были приняты и существенные ошибки.

Например, организация решила ужесточить условия для работников, сократив их заработную плату в несколько раз и возложить на них дополнительные функции , отнимающие время на выполнение прямых обязанностей. Была ликвидирована система поощрений (теперь сумма заработка не зависела от уровня продаж каждого отдельного сотрудника, а распределялась по региональным отделениям).

Как итог – большая волна увольнений по собственному желанию. Уходили даже опытные сотрудники, проработавшие более трех лет.

Падения уровня квалификации сказалось на сервисе компании – продажи упали, а количество возвратов и недовольства со стороны клиентов возросли в разы. Причина тому – непрофессиональная консультация, исправить которую не способны даже постоянные тренинги и обучающие программы, на которые Эльдорадо регулярно тратит деньги.

Как видно на этом примере, экономия на персонале приводит к нежелательным последствиям: на рынке у Эльдорадо появился серьезный конкурент – М.видео. В данное время идут разговоры о возможном слиянии двух организации или о выкупе Эльдорадо М.видео.

Как видно на этом примере, система антикризисного менеджмента носит индивидуальный характер и должна учитывать особенности конкретного предприятия.

Антикризисное управление для малого и среднего бизнеса

Примеры выше хороши для общего понимания стратегий по выходу из кризиса, а что следует знать руководителям менее крупных компаний? На видео ниже — семинар, в ходе которого разъясняются базовые принципы антикризисного менеджмента.

Суть антикризисного управления, несомненно, отличается от понимания управления в привычном общем употреблении. Антикризисное управление является функциональной областью менеджмента, отличающегося своими целевыми установками, проблематикой, задачами, средствами, методами и управленческими инструментами. Общий менеджмент берет за основу своей деятельности внутреннюю среду организации, приспосабливаясь к внешним изменениям посредством внутренних трансформаций. Для антикризисного управления, напротив, первична внешняя среда, ее развитие и динамика.

Критическое положение предприятий часто вызывается несоответствием их финансово-хозяйственных параметров и факторов окружающей среды, что обусловлено неверно выбранной стратегией, неграмотной организацией бизнеса, а в последствии - слабой адаптивностью к изменяющимся требованиям рынка.

В современных условиях российские предприятия в большинстве своем имеют неустойчивое финансовое состояние. Доля убыточных отечественных предприятий в период январь-июль 2013 г. составила 31,7 %, причиной чего явилось наличие просроченной задолженности по обязательствам, или, другими словами, наличие основной предпосылки финансовой несостоятельности и банкротства.

Невысокий уровень эффективности деятельности российских предприятий во многом определяется низкой конкурентоспособностью производимой продукции, что вызвано действием следующих факторов:

  • - увеличение экспорта в Россию продукции транснациональных компаний;
  • - вступление в ВТО;
  • - недостаточность инновационной активности предприятий;
  • - высокая степень физического и морального износа основного технологического оборудования;
  • - рост издержек производства, низкое качество продукции.

Стоимость производственных затрат на российских предприятиях в среднем выше, чем в Японии - в 2,8, США - в 2,7 раза; Франции, Германии и Италии - в 2,3, и Великобритании - 2,0 раза. Уровень износа основных средств в России в настоящее время достигает 60-65 %, в то время как в других развитых странах данный показатель не превышает 35 %.

Основная концепция антикризисного управления заключается в том, что оно должно быть основой текущего оперативного управления. Тем не менее, многие управляющие видят антикризисное управление только через институт банкротства. Сохраняется заблуждение российских менеджеров о том, что антикризисные меры должны предприниматься только при непосредственном наступлении кризисной ситуации.

Антикризисное управление в современных условиях должно быть превентивным, то есть не только обнаруживающим признаки кризиса на ранней стадии, но и заблаговременно прогнозирующим их, позволяющим сформировать варианты поведения предприятия, предотвратить ту или иную кризисную ситуацию. Кроме того, антикризисное управление должно быть адаптивным и своевременным. Необходимо не только прогнозировать изменения внешней среды и планировать соответствующие им изменения в деятельности предприятия, но и успевать разрабатывать антикризисные меры, внедрять их.

Российский опыт антикризисного управления показывает, что предприятия в основном выбирают стратегии восстановления, выхода, ликвидации, обороны. Зарубежный опыт предлагает выбор иных производственных стратегий:

  • - модернизация,
  • - реинжиниринг,
  • - диверсификации производства,
  • - аутсорсинг.

Зарубежный опыт диктует свои условия. Российским предприятиям необходимо осознавать, что в условиях глобализации мир бизнеса функционирует по единым стандартам. Сильная экономическая интеграция, тенденция стандартизации процедур и принципов управления влекут за собой необходимость освоения новых систем и моделей антикризисного управления.

Зарубежная типология антикризисного управления предлагает корпоративный кризисный менеджмент, содержание которого раскрывается через следующие категории:

  • - Самодеятельное антикризисное управление;
  • - кризисный консалтинг;
  • - антикризисное управление под контролем кредиторов;
  • - антикризисное управление под руководством приглашенного антикризисного директора;
  • - интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами.

Самодеятельное антикризисное управление наиболее присуще для Российских предприятий. Данному виду антикризисного управления наиболее подходит следующее определение - это реагирование на непредвиденные обстоятельства, когда уже поздно что-либо планировать. Сущность данного управления состоит в том, что менеджер не наделен специальной подготовкой по антикризисному управлению и справляется со сложившимся кризисом своими усилиями. В свою очередь менеджер должен обладать не только специальными знаниями и определенным набором личностных качеств, но и приемами поведения в условиях экстремальной ситуации. Подготовка таких специалистов для российских предприятий, несомненно, требует новых подходов в технологии и организации учебного процесса.

При антикризисном консалтинге антикризисным управлением занимается приглашенный по инициативе предприятия внешний антикризисный управляющий. Им осуществляется комплекс мероприятий, включающий экспресс-анализ, разработку первоочередных мер по стабилизации деятельности, диагностику состояния кризисного предприятия, разработку программы мер по выводу предприятия из кризиса, что в итоге объединяется в совокупный план антикризисных мероприятий. На российском рынке бизнес услуг антикризисный консалтинг не выделяется как отдельный вид услуги, а приглашение антикризисного консультанта из-за рубежа является весьма дорогостоящей услугой и лишь отдельные отечественные компании могут это себе позволить.

Антикризисное управление под контролем кредиторов - важная составляющая зарубежного антикризисного управления. Кредиторами зарубежных компаний зачастую являются коммерческие банки. Для банка весьма невыгодно иметь кризисного заемщика с угрозой невыплаты кредита. В связи с этим большинство зарубежных банков имеют специальные подразделения, которые проводят постоянный мониторинг финансового состояния предприятий-заемщиков. При наличии угрозы кризиса данные подразделения предлагают предприятию комплекс мер по выведению заемщика из неустойчивого состояния, который в свою очередь является принудительным. При этом подходе выигрывают обе стороны: банк получает полное возмещение своих требований, предприятие - разработанный комплекс антикризисных мер, и как следствие, финансовое оздоровление. Данный зарубежный опыт должен быть интересен для российских компаний, поскольку является, в первую очередь, относительно низко-затратным, что играет важную роль в условиях финансовой неустойчивости.

В ситуации, когда собственник отмечает наличие проблем на предприятии, а существующее руководство не может с ними справиться, приглашается антикризисный менеджер. Специалист данного профиля не обязан обладать знаниями в определенной отрасли, он должен обладать такими качествами, как оперативная оценка сложившейся ситуации, быстрое и верное принятие решений и целеустремленность в действиях. Как правило, формой оплаты услуг такого специалиста выступает вознаграждение, рассчитываемое как доля прироста дохода компании, выплачиваемое в случае успешного антикризисного управления. В условиях российского бизнеса данный тип антикризисного управления применим с трудом, так как данные услуги стоят очень дорого, а российских представителей данного профиля деятельности нет.

Другим зарубежным подходом к организации антикризисного управления является внедрение в компании интегрированной системы управления рисками. Ее базисные характеристики состоят в том, что риск - это категория неопределенности, связанная с предстоящими событиями и их нежелательными последствиями. Кризис - частный случай риска, угрожающий жизнеспособности предприятия в целом. Управление рисками основывается на системном подходе и связано с идентификацией рисков и кризисов, и как следствие, воздействием на них. Интегрированное управление рисками - это процесс превентивного, систематического и непрерывного осознания рисков и кризиса, воздействия на них с позиций перспектив предприятия.

Интегрированная система управления рисками включает в себя следующие составляющие:

  • - выявление и оценка рисков посредством сканирования внешней и внутренней среды предприятия;
  • - постоянный мониторинг деятельности предприятия;
  • - обнаружение, осознание и применение основных направлений управления рисками;
  • - обучение персонала управлению рисками и кризисами;
  • - разработка плана и мер подготовки персонала к работе в антикризисном режиме;
  • - интегрирование результатов практического управления рисками в систему приоритетов предприятия.

Данный управленческий подход эффективно используется за рубежом не только на корпоративном, но и на государственном и муниципальном уровнях. Для российских же предприятий воплощение в жизнь интегрированной системы управления рисками сопряжено с нехваткой средств, медленной разработкой и внедрением мероприятий, необходимостью их постоянной актуализации в условиях быстроразвивающейся внешней среды.

В России существует точка зрения, что антикризисная работа на предприятии в виде профилактики должна начинаться с момента его основания. Этот взгляд на ситуацию должен мотивировать российские предприятия к модернизации мер и путей преодоления кризисного состояния. Необходимость обращения к зарубежному опыту обоснована слабой управленческой деятельностью предприятий в области антикризисного менеджмента.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении на предприятии. Антикризисная программа работы с персоналом. Роль профсоюзов в антикризисном управлении, социальное партнерство. Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Государственная инновационная политика: необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций. Понятие антикризисной инновации. Процессные антикризисные и продуктовые инновации.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Основные понятия и технология разработки антикризисной стратегии, ее роль в управлении предприятием. Проведение анализа угрозы неплатежеспособности ООО "Центра недвижимости", основываясь на данных о ликвидности баланса и финансовой устойчивости фирмы.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Организационно-культурный фактор кризисного управления. Диагностика кризисов, основные подходы к предсказанию банкротства. Маркетинг в антикризисном управлении. Стратегия и тактика в антикризисном управлении. Банкротство и ликвидация организации.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Значение человеческого фактора в антикризисном управлении. Конфликт как метод управления в кризисной ситуации. Классификация конфликтных ситуаций в организации. Анализ динамики кадровых процессов. Принципы мотивации персонала в условиях неопределенности.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2015

    Значение информации как ключевого ресурса в развитии деятельности международных компаний. Тенденции формирования, развития информационных систем управления. Совершенствование методов разработки информационных систем в управлении международным бизнесом.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2015

    Определение назначения государственной экономической политики и оценка роли государства в антикризисном управлении. Раскрытие содержания, анализ целей и оценка последствий заключения мирового соглашения как договора о прекращении дела о банкротстве.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2012

  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 141

ГЛАВА 1. Социально-экономическое содержание предпринимательства и особенности функционирования малого бизнеса в сфере услуг.

1.1. Методологические аспекты предпринимательской деятельности.

1.2. Особенности функционирования малого бизнеса в сфере услуг.

1.3. Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса и предпринимательства.

ГЛАВА 2. Современный механизм антикризисного управления.".

2.1. Особенности антикризисного управления в сфере услуг.

2.2. Формы и методы управления неплатежеспособными предприятиями.

ГЛАВА 3. Анализ причин возникновения кризиса на малых предприятиях сферы услуг.

3.1. Алгоритм проведения антикризисного управления на малом предприятии сферы услуг.

3.2. Методика разработки плана проведения антикризисного управления.

3.3. Совершенствование организационно-экономического механизма антикризисного управления

Рекомендованный список диссертаций

  • Организационно-экономические механизмы антикризисного управления предприятиями в сфере услуг 2006 год, кандидат экономических наук Рвачёв, Алексей Леонидович

  • Методы обеспечения устойчивости развития малых предпринимательских структур в условиях экономического кризиса 2009 год, кандидат экономических наук Кутарева, Людмила Геннадьевна

  • Антикризисное управление предприятиями сферы услуг 2005 год, кандидат экономических наук Шаронова, Вера Павловна

  • Предпринимательский потенциал как фактор повышения эффективности антикризисного управления предприятием 2003 год, кандидат экономических наук Карпенко, Юрий Александрович

  • Методическое обеспечение механизма антикризисного управления предприятиями сферы услуг 2010 год, кандидат экономических наук Энгельгардт, Евгений Олегович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экономические основы антикризисного управления предприятиями малого бизнеса сферы услуг»

Актуальность темы исследования.

Значение малого бизнеса для страны с формирующейся рыночной экономикой сложно переоценить. Переход к рынку невозможен без массового развития предпринимательского сектора экономики, которое нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов и ремесел, решение экологических проблем.

Особое место в экономике занимают малые предприятия сферы услуг, которые в процессе своего существования прямо или опосредовано решают или помогают решать целый ряд социально-экономических задач.

В условиях обострения конкуренции, снижения платежеспособного спроса, ухудшения инвестиционного климата в стране, а также в результате действия целого ряда других факторов увеличилось число неэффективных, неплатежеспособных малых предприятий.

В этих условиях особенно актуальной становится проблема теоретического обоснования и практического применения системы антикризисного управления, которая включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств. При ее успешной реализации малое предприятие получаст новые перспективы развития.

Учитывая, что малое предпринимательство объективно по своей природе, является более рисковым по сравнению с крупным бизнесом в условиях нестабильной социально-экономической ситуации весьма актуальной становится задача выявления причин возникновения кризисных ситуаций и выработки комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить его.

Следует отметить, что несмотря на значительное количество имеющихся разработок по проблемам предпринимательства и малого бизнеса, приходится отметить недостаточную исследован-ность данной проблемы с позиций антикризисного управления предприятиями малого бизнеса в сфере услуг.

В работах ряда авторов (Астахов В., Беляева С., Букрсев В., Восколович Н., Глушков Г., Гордиенко Г., Дашков Л., Долгопято-ва Т., Ефимова М., Жильцов Е., Иващенко Н., Ковалев В., Колпа-кова С., Короткое Э., Кошкина В., Кузьмина Д., Лапуста М., Ма-крак В., Муравьева А., Мягкова П., Науменко Б., Новицкий А., Орлов А., Осипов Ю., Пелих С., Райзберг Б., Скрябин В., Софии Т., Суюнчев М., Фадеев В., Федотова М., Яковлев В. и др.) рассматриваются причины кризисных ситуаций на предприятиях, дается анализ проявлений кризиса в различных системах и подсистемах хозяйственной жизни, организации предпринимательства и малого бизнеса, содержится анализ экономико-политических аспектов кризиса, связанных с недостатками государственного управления в переходный период, с чрезмерной либерализацией, резким и полным отказом от системы планирования и регулирования, фактическим самоустранением государства из хозяйственной жизни.

В ряде работ исследуются кризисные проявления на уровне экономической деятельности предприятий, затрагиваются проблемы реструктуризации, банкротства, поиска стратегии «выживания».

В рамках данной диссертационной работы исследуется современный механизм антикризисного управления и его применение на малых предприятиях сферы услуг с учетом особенностей их функционирования и социальной значимости.

Недостаточность теоретико-методологических разработок по проблемам антикризисного управления предприятиями малого бизнеса в сфере услуг, а также большая их теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методологических принципов антикризисного управления предприятиями малого бизнеса сферы услуг в условиях переходной экономики.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

1) теоретически обосновать социально-экономическую сущность предпринимательства и на этой основе выявить особенности функционирования малого бизнеса в сфере услуг;

2) уточнить понятие «антикризисное управление» и выявить особенности его проявления и функционирования в сфере услуг;

3) разработать методику совершенствования механизма антикризисного управления предприятиями сферы услуг;

Объектом исследования является малый бизнес в сфере услуг в условиях переходной экономики.

Предметом исследования является система антикризисного управления малым бизнесом в сфере услуг и механизм его совершенствования.

Теоретической и информационной основой диссертационного исследования послужили публикации отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития, становления и функционирования предпринимательского сектора и малого бизнеса в сфере услуг, а также законодательные и нормативные акты по проблемам банкротства и антикризисного управления, официальные статистические данные по малому предпринимательству, первичные данные по ряду малых фирм.

Научная новизна диссертационного исследования:

Дано теоретическое определение малого предпринимательства как инициативной хозяйственной деятельности индивидуумов, направленной на получение прибыли, при их экономической и правовой самостоятельности, ответственности и личном капитале;

Выявлены и сгруппированы основные особенности функционирования малого бизнеса, связанные с его экономической природой и сущностью. На этой основе дано определение специфики антикризисного управления малыми предприятиями сферы услуг, учитывающее его неустойчивое состояние и большую вероятность возникновения кризисных ситуаций, а также представлена классификация кризисных ситуаций;

Разработаны методологические основы и направления проведения антикризисного управления предприятиями сферы услуг, включающие диагностику организационно-кадрового потенциала, мониторинг хозяйственно-экономической деятельности, а также разработку плана антикризисного управления на основе осуществления защитной и наступательной тактики его проведения.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы при практической реализации механизма антикризисного управления малыми предприятиями сферы услуг, способствуя их устойчивости и выживанию в сложных социально-экономических условиях.

Работа может быть использована в учебном процессе при изучении зарубежного и отечественного опыта становления предпринимательства и малого бизнеса в сфере услуг, в том числе для преподавания курса «Экономика сферы платных услуг», а также при разработке учебно-методических материалов по проблемам антикризисного управления в соответствии с типовыми программами обучения специалистов по антикризисному управлению Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО).

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались автором на двух научно-практических конференциях: «Университетское образование» (Пенза, 11-12 апреля 2000 г.) и «Социально-экономическое положение и актуальные проблемы социальной защиты населения России» (Уфа, 16-17 мая 2000), методологических семинарах по проблемам антикризисного управления, а также совещаниях, проводимых под руководством ФСФО, а также нашли применение при разработке плана антикризисного управления ОАО «Стройсервис» г. Москва.

Логика и структура диссертации. Логика исследования основана на раскрытии социально-экономического содержания предпринимательства и особенностей функционирования малого бизнеса, анализе причин возникновения кризиса на малых предприятиях сферы услуг и разработке механизма антикризисного управления ими.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Методология и практика антикризисного управления финансами интегрированных структур сферы рекреационных услуг 2011 год, доктор экономических наук Зиринов, Сергей Андреевич

  • Антикризисное управление предприятиями в регионе на основе мониторинга пороговых показателей предпринимательской деятельности 2007 год, кандидат экономических наук Соколов, Владимир Николаевич

  • Антикризисное управление на предприятиях сферы услуг: На примере Московского региона 1998 год, кандидат экономических наук Дуборкина, Ирина Альбертовна

  • Организационно - экономический механизм антикризисного управления предприятиями сферы услуг на основе учета фактора времени 2012 год, кандидат экономических наук Еронкевич, Наталья Николаевна

  • Экономическая система обеспечения безопасности предпринимательства в регионе 1999 год, доктор экономических наук Алешин, Валерий Алексеевич

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Уранский, Тимур Рубинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление рыночной экономики непосредственным образом связано с активизацией предпринимательства и особенно в сфере малого бизнеса. В предпринимательстве как и в любом сложном общественном явлении, сочетающем консерватизм его основополагающих принципов и начал с динамикой саморазвития.

Соглашаясь с устоявшимся взглядом на предпринимательство как на профессиональную специфическую деятельность, мы определяем его как инициативную хозяйственную деятельность индивидуумов, обусловленную их экономической и правовой самостоятельностью и ответственностью, базирующуюся на их личном капитале и направленную на получение прибыли.

Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.

Анализируя предпринимательскую среду сферы услуг, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, сложившаяся в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе сферы услуг.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей и финансовыми нарушениями.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Развитие малого предпринимательства при наличии соответствующей государственной политики позволяет ускоренно формировать конкурентные рыночные отношения, осуществлять структурную перестройку экономики, создавать новые рабочие места, активизировать научно-технический прогресс, способствует формированию мощного социального слоя активных собственников и предпринимателей, составляющих социальную базу рыночных реформ и условия стабильности в обществе.

Как видно из анализа, основными факторами, сдерживающими развитие малого бизнеса, являются:

Политическая и экономическая нестабильность;

Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы;

Неэффективность финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства;

Недостаточное количество доступных для малого предпринимательства технологий;

Трудности в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования;

Отсутствие доступа к необходимой информации;

Сложная криминогенная обстановка;

Неотлаженность механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

Недостаточная подготовленность к работе в условиях рынка как предпринимателей, так и руководителей, персонала структур, призванных поддерживать или взаимодействовать с малым предпринимательством.

В настоящее время многие российские предприятия являются либо неплатежеспособными, либо испытывающими значительные затруднения в финансовой, производственной и других областях своей деятельности. Причиной этому выступают сложные, неоднозначные макроэкономические условия, которые усугубляются ошибками самих предпринимателей. Поэтому в условиях российской экономической действительности стало не только актуальным, но и крайне необходимым применение предприятиями, желающими сохранить свое благополучие или выйти из кризиса, особого вида управления, которое получило соответствующее название -антикризисное управление, которое можно определить как совокупность специфических систем, процессов и методов, направленных на предвидение или ликвидацию кризиса с минимальными потерями.

Чтобы избежать последствий кризиса, на предприятии необходимо использовать антикризисное управление, сущность которого можно определить следующим образом: антикризисное управление - это способность вырабатывать оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, определять приоритетные ценности предприятия в условиях кризиса, координировать деятельность предприятия и его работников по предвидению кризиса, добиваться эффективности их труда в экстремальных условиях. Другими словами, антикризисное управление - это управление, направленное на предотвращение или смягчение кризисов, а также на удержание функционирования предприятия в режиме выживания в данный период и выход предприятия из кризиса с минимальными потерями.

Проблемы антикризисного управления характерны для предприятий и организаций всех отраслей, однако, наиболее остро этот вопрос стоит в сфере услуг, так как именно в этой сфере сосредоточено основное число малых и средних предприятий, для которых, как показывают исследования, наиболее реально ухудшение положения дел и наступление кризиса в деятельности. На предприятия сферы услуг особенно сильно действует множество факторов как внешних, так и внутренних, влияние которых вызывает возникновение кризисной ситуации.

Система антикризисного управления предприятиями сферы услуг предполагает использование при ее формировании различных подходов, в том числе:

Комплексного с учетом всех аспектов управления и их взаимосвязи;

Интеграционного с исследованием процессов как по вертикали, так и по горизонтали;

Динамического, а также воспроизводственного и других, обусловливает ее большую гибкость и способность к диверсификации.

Система антикризисного управления должна создавать условия для быстрой реакции на изменения внешней и внутренней среды, что будет способствовать расширению диапазона выбора вариантов поведения в кризисе, т.е. принятию эффективных управленческих решений, формированию стратегических ориентиров и целей, разработке инновационных программ и внедрению инвестиционных проектов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Уранский, Тимур Рубинович, 2000 год

1. Абалкин Л.И. Стратегическая цель возрождение стра-ны.//ЭКО, 1999, № 1.С. 12-18.

2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению./Под ред. Г.П.Иванова. -М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1995.0-320 с.

3. Армстронг Ш. Деловое планирование и предпринимательст-во./Пер. с англ. - М.: Financial Research Associates, Ltd, 1995. -80 с.

4. Архипов А., Баткилина Г. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение.//Вопросы экономики, 1997,№4. С. 141-151.

5. Аюшев А.Д., Дидович А.П. Финансовый аспект деятельности малого предпринимательства. Учебное пособие. Иркутстк: ИГЭА, 1998.- 146 с.

6. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов./Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич, Х.Анн./Под общ. Ред. Г.Л.Багиев. М.: ОАО «Экономика», 1999. - 703 с.

7. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательства: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса.-М., 1999.- 102 с.

8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. - 480 с.

9. Беков Р.С. Предпринимательство в России./Под ред. Т.И.Трубицыной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. - 163 с.

10. Блинов А.О. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Ось-89, 1998.-335 с.

11. Блинов А.О. и др. Государство и бизнес: механизм реализации. Учебно-методическое пособие./А.О.Блинов, А.А.Федулин,

12. B.С.Мингалев. М.: Гос. Акад. Сферы быта и услуг, 1998. -356 с.

13. Блинов А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 1996. -460 с.13. «Больные» вопросы малых фирм.//Инновации, 1998, № 4-5. С. 57-62.

14. Бреев Б.Д., Вороновская О.Е. Методы Государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств. М., 1998. - 65 с.

15. Бреславцева Н.А., Гусева С.Н. Основы управленческого учета на предприятиях сферы услуг и малого бизнеса. Учебн. пособие. Шахты-Дон. Гос. Акад. сервиса, 1999. - 80 с.

16. Бродертон К. Мелкие предприяттия и стратегическое управле-ние.//Проблемы теории и практики управления, 1991, № 2. С. 85-88.

17. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. М.: Дело, 1998.-220 с.

18. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. -М., 1998.-227 с.

19. Васенёва Н. Руководство для несостоятельных должников, или как грамотно стать банкротом.//Экономика и жизнь, 1999, № 1.1. C. 26.

20. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики, 1996, № 7. С. 30-38.

21. Витрянский В.В.В поисках компромисса.//Экономика и жизнь, 1999, № 15. С. 27.

22. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве).//Вестник Высшего Арбитражного Суда российской Федерации, 1998, № 2 (Специальный впуск). С. 79-96.

23. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1998.-395 с.

24. Гаранькина Л. Основные элементы московской системы поддержки малого бизнеса.//Российский экономический журнал. 1996, №9. С. 51-54.

25. Гаранькина Л.Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель.//Российский экономический журнал. 1996, №8. С. 81-82.

26. Герасимонко В.ВФ. Ценовая политика фирмы. М.: Финста-тинформ, 1995. - 192 с.

27. Глушенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М.: Вестник, 1996. -336 с.

28. Гордиенко Г.А. Предпринимательство определяющий фактор развития экономики России. - СПб. ИСЭП РАН, 1999. - 213 с.

29. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой.//Маркетинг, 1995, №4. С. 97-109.

30. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

31. Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: ПРИОР, 1998, -176 с.

32. Гуц Д.О. Банкротство инструмент исполнения денежных обязательств. Практическое пособие. - М.: ПРИОР, 1998. - 112 с.

33. Ефимычев Ю.И. и др. Малый бизнес./Ю.И.Ефимычев, Л.В.Стрелкова, В.М.Лучинкин. Н.-Новгород: Тзд-во Нижегородского ун-та им. Н.И.Лобачевского, 1998. - 126 с.

34. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. Изд. 2-е испр. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - 250 с.

35. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1998, - 308 с.

36. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

37. Жильцов Е.Н. Экономика платных услуг. Казань, 1996. -204 с.

38. Закон Российской Федерации № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

39. Закон Российской Федерации «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

40. Закон Российской Федерации № 222-ФЗ от 29.12.95 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

41. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22.05.92 г.

42. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской дея-тельности.//Экономика и жизнь, 1991, №4. С. 16-18.

43. Ильин В.а., Жирнов Е.М. Малый бизнес в регионе: тенденции и проблемы развития. Вологда, 1998. - 54 с.

44. Кабаков B.C. и др. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме. Учебное пособие./В.С.Кабаков, А.И.Михайлушкин, П.Д.Шимко. СПб.: СПб.ГИЭА, 1998. - 197 с.

45. Кабанов И. Аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности.//Банк, 1996, № 7. С. 58.

46. Капелюк З.А. Экономика малого предпринимательства. Учебное пособие. Новосибирск, 1998. - 247 с.

47. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса./Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1998.-220 с.

48. Кашанина Т.В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юридическая литература, 1994. - 176 с.

49. Кен X. Малое предпринимательство. Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.- 167 с.

50. Клейнер Г.Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопас-ность./Под общ. Ред. Г.Б.Клейнера. М.: Экономика, 1997. -280 с.

51. Козлова O.J1. Малые предприятия. Основы их налогообложения в современных условиях. М., 1998. - 269 с.

52. Колпаков С. Мониторинг состояния и развития частных пред-приятий.//Предпринимательство в России, 1998, № 4. С. 38-44.

53. Комлев Е.Б. Основы малого и среднего бизнеса. Учебное пособие.-М., 1997.-110 с.

54. Комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации: Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор, проф. О.Н.Садиков. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 1997. Ч. 1.-778 е.; ч. 2-800 с.

55. Котлер Ф. Маркетинг. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998.-896 с.

56. Криченко С.И. Малое предпринимательство и самозанятость. -Ростов н/Д, 1998.-96 с.

57. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Учебное пособие. Спю: Бизнес-пресса, 1998.-295 с.

58. Кузьмин Д. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления.//Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3.

59. Курс предпринимательства. Учебник для" ву-зов./В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар, Е.М.Куприянов и др./Под ред. проф. В.Я.Швандара. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. -439 с.

60. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1997. 320 с.

61. Лисин Б.К. Малое инновационное предпринимательство в Рос-сии.//Инновации, 1997, № 4. С. 5-12.62. 125. Люсов А.Н. Предпринимательство и институциональные структуры управления рыночной экономикой.//Деньги и кредит, 1994, №3. С. 19-28.

62. Ляшенко М.В. Развитие малого бизнеса в переходный пери-од.//Регион: экономика и социология, 1998, № 3. С. 124-131.

63. Макрак В.А., Новицкий А.Г., А.Г.Чесноков. Предпринимательство и наллоговая система в России. М.: Бизнес Контакт, 1996.- 145 с.

64. Малое предпринимательство: управление и организация. М.: ДеКА, 1998.-85 с.

65. Малый бизнес в России состояние, проблемы и перспективы (аналитический обзор)//1-й Всероссийский съезд представителей малых предприятий. - М., 1996. - 125 с.

66. Малый бизнес в России: оценка ситуации.//Общество и экономика, 1996, №9-10. С. 91-111.

67. Малый бизнес на Северо-Западе.//Экономика и жизнь, 1996, № 16. С. 39.

68. Малый бизнес в России: проблемы становления и разви-тия.//Вопросы экономики, 1994, № 11. С. 92-160.

69. Магомедов Ш.М. Предпринимательство в России: теория и практика.

70. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. - М.: Центр, 1997.- 168 с.

71. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф. Основы менеджмен-та./Пер. с англ. М.: Дело. - 800 с.

72. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа-ций./Федеральный закон РФ, № 40-ФЗ от 25.02.99.//Российская газета, 1999, 4 марта. С. 5.

73. Основы стратегического планирования. Учебно-методическое пособие. СПб: Знание, 1998. - 96 с.

74. Пел их А.С., Шепеленко Г.И. Малые предприятия. М.: Гарда-рика, 1996.-144 с.

75. Петров П.А. О финансовой поддержке малого и среднего биз-неса.//Финансы, 1994, № 3.

76. Петрова И.И., Чемурзиев Б.А. Особенности стратегического планирования в условиях малого бизнеса. СПб.: СПб. ГУЭФ, 1998. --26 с.

77. Планирование в малом бизнесе. Учебное пособие./Сост.: Дуле-сов А.С., Кривошеева С.А. Абакан: ХГУ, 1999. - 78 с.

78. Постановление СМ СССР от 08.08.90 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

79. Постановление СМ РСФСР от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

80. Постановление СМ РСФСР от 08.06.92 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

81. Постановление Правительства РФ от 11.05.93 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

82. Постановление Правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

83. Постановление Правительства РФ от 29.04.94 г. № 409 «Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.».

84. Постановление Правительства РФ от 01.12.94 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых государственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд».

85. Постановление Правительства РФ от 24.12.94 г. № 1418 «Об утверждении перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия».

86. Постановление Правительства РФ от 28.10.95 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».

87. Постановление Госкомстата РФ от 4 октября 1994 г. № 192 «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий».

88. Предприятие банкрот. - М.: ПРИОР, 1998. - 240 с.

89. Проблемы совершенствования антикризисного (арбитражного) управления./Коллектив авторов под ред. А.И.Муравьева. -СПб: СПб ФВШПП, 1999. 143 с.

90. Проблемы финансовой поддержки малого предпринимательст-ва.//Финансовая газета, 1996, № 12. Приложение (регион, выпуск). С. 9.

91. Радаев В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства.//Российский экономический журнал, 1995, № 10. С. 89-96.

92. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. Метод. Пособие./П.В.Баранов. М.: КОНСЭКО, 1998.-131 с.

93. Разумнова И.И. Франчайзинг система реализации товаров и услуг.//США: экономика, политика, идеоллогия, 1998, № 4. С. 22-29.

94. Региональное исследование по формированию частного сектора. Этап Ш. Промежуточный отчет но обследованию предприятий (контракт № IBC-034). М.: МАУ, 1996.

95. Романов A.M., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций. -М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993. 96 с.

96. Савкин В.И. Формирование социально-экономической среды развития малого предпринимательства. Автореф. канд. дисс. -М., 1999.-22 с. .

97. Сергеев В.А. Основы инновационого предпринимательства. Учебно-практическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 1998. - 143 с.

98. Сергейчев Н.Ю. Малое предпринимательство: история развития, зарубежный опыт и проблемы его становления в России. -Н.-Новгород, 1998.-58 с.

99. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве.-М.:ИЭ РАН, 1998.-362 с.

100. Софина Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. СПб.: СПГУЭФ, 1999. - 129 с.

101. Справочник по малому предпринимательству: Регистрация. Постановка на учет. Лицензирование. Налогообложение. Права и обязанности. Ответственность. Взаимные расчеты. Ценные бумаги. Договоры./В.М.Пустозерова, А.А.Соловьев. -М.: ПРИОР, 1999.-299 с.

102. Стратегическое планирование./Под ред. Э.А.Уткина. М.: ЭКМОС, 1998.-440 с.

103. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой./Под общ. Ред. проф. А.П.Градова, проф. Б.И.Кузина. СПб.: Специальная литература, 1996. - 510 с.

104. Суюнчев М.М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. М., 1999. - 40 с.

105. Теория и практика антикризисного управления. Учебник для вузов./Г.З.Базаров, Л.П.Белых и др./Под ред. С.Г.Беляева и В.И.Кошкина. М.: Закон и право, IOIIIГШ, 1996. - 469 с.

106. Указ Президента РФ от 30.11.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».

107. Указ Президента РФ от 06.06.95 г. № 563 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».

108. Указ Президента РФ от 04.04.96 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».

109. Уткин Э.А. Антикризисное управление. Учебник для вузов. -М.: ТАНДЕМ. ЭКМОС, 1997. 399 с.

110. Фадеев В.Ю. Малое и среднее предпринимательство в условиях перехода к рынку. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 1998.-230 с.

111. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) № 6-ФЗ от 08.01.98.//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № 2 (Специальное приложение). С. 3-78.

112. Шумпетер Д. Теория экономического развития./Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1982. 286 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то