Что такое и как применяются дифференцированные ставки. Что такое дифференцированная ставка налога Дифференциация налоговых ставок

Что представляют собой дифференцированные ставки по упрощенной системе налогообложения?

Положениями ст. 346.20 НК РФ установлено несколько разновидностей налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения. А именно:

  1. Общие ставки:
  • 6% — при схеме «доходы»;
  • 15% — при схеме «доходы минус расходы».
  1. Ставки, устанавливаемые законодателем субъекта РФ в пределах:
  • 1-6% — при схеме «доходы»;
  • 5-15% — при схеме «доходы минус расходы».

При этом конкретная величина ставки может определяться дифференцированно, в зависимости от категории налогоплательщика.

  1. Ставки, устанавливаемые властями Крыма и Севастополя для УСН «доходы минус расходы» в пределах интервала 3-15%.

Аналогично: власти Крымского региона могут практиковать дифференцированный подход к установлению величин ставок, то есть привязывать их к конкретным категориям плательщиков УСН.

При этом законодатели Крыма и Севастополя также имеют право снизить тарифы УСН при схеме «доходы» на общих основаниях.

  1. Нулевые ставки по УСН, устанавливаемые законодателем субъекта РФ для ИП при схеме УСН «доходы минус расходы».

Рассматриваемые преференции могут устанавливаться любым регионом наряду с пониженными ставками по УСН.

Таким образом, дифференцированные ставки налога по УСН — это те, которые:

  • отличаются от обычных в меньшую сторону;
  • устанавливаются для конкретных категорий налогоплательщиков властями субъектов РФ.

Изучим подробнее доступные предпринимателям в 2017 году и с 2018 года ставки по УСН, которые ниже стандартных в соответствии с региональными правовыми актами.

Каковы пониженные (дифференцированные) ставки налога УСН в 2018 году в Крыму?

Власти Республики Крым реализовали свое право на введение льгот по УСН посредством установления на период 2017-2021 годов льготной ставки в величине (ст. 2-1 закона Республики Крым «О ставке при УСН» от 26.10.2016 № 293-ЗРК/2016):

  • 4% — для плательщиков УСН «доходы»;
  • 10% — для плательщиков УСН «доходы минус расходы».

В Севастополе действуют другие преференции для плательщиков УСН:

  1. Установленная ст. 2 закона Севастополя «О ставках УСН» от 14.11.2014 № 77-ЗС ставка 5% при УСН «доходы минус расходы» по широкому спектру видов деятельности по классификатору ОК 029-2014.

Например, в таких сферах, как:

  • рыбоводство;
  • образование;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • культура, спорт, досуг.

Указанные преференции для предпринимателей Севастополя действуют в 2017 году. Если в законодательстве данного субъекта РФ не будет изменений, то будут действовать аналогичные ставки налога УСН в 2018 году.

  1. В соответствии с п. 1.1 ст. 2 закона г. Севастополя «О налоговых ставках» от 03.02.2015 № 110-ЗС:
  • ставка 3% при УСН «доходы» и ведении бизнеса в сферах, аналогичных тем, что перечислены в ст. 2 закона 77-ЗС;
  • ставка 4% при УСН «доходы» — при остальных видах деятельности;
  • ставка 10% при УСН «доходы минус расходы» (кроме видов деятельности, перечисленных в ст. 2 закона 77-ЗС).

Указанные преференции действуют в 2017-2021 годах.

Полезно будет изучить условия (и критерии дифференцирования по виду деятельности), а также правила льготирования бизнеса в других российских регионах.

Пониженные дифференцированные ставки в регионах: таблица

Условия применения льготных дифференцированных ставок по УСН на примере некоторых регионов РФ мы можем рассмотреть, используя небольшую таблицу.

Льготные ставки по УСН*

Условия применения льготной ставки

«доходы»

«доходы минус расходы»

Осуществление деятельности в рамках таких сфер, как:

· обрабатывающая промышленность;

· управление жилым и нежилым фондом;

· научные разработки;

· социальные услуги для граждан;

· сельское хозяйство.

Санкт-Петербург

Не установлены, возможен любой вид деятельности, подходящий под УСН

Астраханская область

Ведение бизнеса в сферах, связанных:

· с производством (всего порядка 20 позиций в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 2 закона Астраханской области «О ставке по УСН» от 10.11.2009 № 73/2009-ОЗ);

· с полиграфической деятельностью;

· со строительством.

Ненецкий АО

Получение не менее 60% от выручки за счет ведения деятельности:

В промышленной, сельскохозяйственной сферах, образовании и иных, перечисленных в п. 1 ст. 1 закона Ненецкого АО «О дифференцированных ставках по УСН» от 27.02.2009 № 20-оз

В сфере строительства, транспорта, физкультуры и спорта и иных, указанных в п. 2 ст. 1 закона 20-оз

Ростовская область

Наличие статуса малого предприятия

Ведение инвестиционной деятельности в регионе

* Актуальные как минимум для 2017 года.

Не знаете свои права?

Таким образом, в разных субъектах РФ могут действовать нормы по применению льготных ставок УСН, совершенно не схожие с теми, что приняты в других регионах.

Полезно будет рассмотреть и то, на каких условиях рассмотренные нами регионы РФ дают ИП на УСН возможность не платить налог в принципе.

Нулевые ставки по УСН с 2018 года: условия применения

Во всех случаях нулевые налоговые ставки по УСН в 2018 году предоставляются ИП, зарегистрированным впервые после вступления в силу региональных нормативных актов, устанавливающих льготу (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Кроме того, такие ставки могут применяться:

  • в течение не более чем 2 налоговых периодов;
  • при условии получения налогоплательщиком 70% дохода и более от льготируемого вида деятельности.

При этом ставка действует в течение 2 лет подряд (полных или неполных). Если закон, устанавливающий ставку, утрачивает силу до окончания срока действия ставки, то предприниматель тем не менее не лишается права ее применять в течение положенного срока (письмо Минфина России от 13.08.2015 № 03-11-10/46827).

Региональный законодатель вправе устанавливать для ИП ограничения по применению нулевой ставки по таким показателям, как:

  • размер штата;
  • размер выручки по льготируемому виду деятельности.

Если предприниматель нарушит установленные ограничения на применение нулевой налоговой ставки УСН, то будет обязан уплатить налог по стандартным ставкам (6% или 15%) за период, в котором допущены нарушения.

Нулевые ставки в регионах: таблица

При каких условиях применяется нулевая ставка

Плательщик — ИП, впервые зарегистрированный не ранее 18.03.2015.

Размер штата — не более 15 человек

Осуществление видов деятельности, связанных с производством, научными исследованиями, образованием и иными, что указаны в п. 1 ст. 1 закона г. Москвы «О ставках УСН для ИП» от 18.03.2015 № 10

Санкт-Петербург

ИП зарегистрирован впервые и не ранее 01.01.2016.

Размер штата — не более 15 человек.

Ведение бизнеса в сферах, указанных в ст. 1_1 закона г. Санкт-Петербурга «О ставках по УСН» от 05.05.2009 № 185-36

Астраханская область

ИП зарегистрирован впервые и не ранее 01.10.2015.

Размер штата — не более 5 человек.

Размер выручки от льготируемого вида деятельности — не более 10 млн рублей.

Осуществление видов деятельности, указанных в подп. 2 п. 3 ст. 2 закона № 73/2009-ОЗ

Ненецкий АО

ИП зарегистрирован впервые и не ранее 13.03.2015.

Осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 1 закона Ненецкого АО «Об особенностях УСН» от 13.03.2015 № 55-оз

Ростовская область

ИП получил первую выручку в период с 23.06.2015 по 01.01.2017 и работает по УСН «доходы».

Осуществление видов деятельности, указанных в Приложении к закону Ростовской области «О региональных налогах и особенностях налогообложения» от 10.05.2012 № 843-3С

Не считая указанных рассмотренных нами преференций, плательщики УСН вправе рассчитывать на иные — причем также по сути дифференцированные — льготы в части уплаты страховых взносов. Изучим особенности таких льгот подробнее.

Альтернативное дифференцирование: льготные взносы для плательщиков УСН

Уплачивать в 2017 и 2018 годах льготные страховые взносы вправе работающие на УСН:

  1. ИП и юрлица, которые ведут бизнес в сферах по подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, по тарифам:
  • 20% (пенсионные взносы);
  • 0% (социальные, медицинские взносы).

Важно, чтобы обороты указанных хозяйствующих субъектов не превышали 79 млн руб. в год, а 70% выручки образовывалось по льготируемому виду деятельности, иначе пониженные ставки применить не получится.

Аналогичные льготы имеют:

  • НКО, соответствующие критериям по подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • благотворительные организации.
  1. Хозяйственные общества и партнерства, работа которых связана с практическим применением интеллектуальных разработок (при условии, что исключительные права на них принадлежат учредителям таких хозяйствующих субъектов и участникам в статусе научных или образовательных учреждений), по тарифам:
  • 8% (в 2017 году), 13% (в 2018-м), установленным для пенсионных взносов;
  • 2% (2017 год) — по социальным взносам;
  • 4% (2017 год) — по медицинским взносам.

С 2018 года тарифы по социальным и медицинским взносам — обычные (2,9% и 5,1% соответственно).

Льготы по уплате пенсионных взносов во всех указанных случаях применяются в отношении начислений на зарплату в пределах установленных лимитов (в 2017 году — 876 000 рублей, в 2018-м — 1 021 000 рублей). Выше — взносы в ПФР платятся по обычному тарифу (10%).

Социальные и медицинские взносы уплачиваются по льготной ставке полностью, поскольку:

  • социальные взносы не взимаются сверх лимита (755 000 рублей в 2017 году, 815 000 рублей в 2018-м), а те, что ниже лимита, уплачиваются по льготной ставке;
  • медицинские взносы не имеют лимита и уплачиваются по льготной ставке полностью.

Применение дифференцированных взносов плательщиками УСН на практике имеет ряд нюансов — изучим их.

Дифференцированные страховые взносы при УСН: нюансы

При исчислении дифференцированных страховых взносов плательщику УСН следует иметь в виду, что:

  1. Применение ИП и юрлицами (не являющимися НКО и благотворительными организациями) льготы по уплате пенсионных взносов в 20% (страховых и медицинских — 0%) возможно, если по льготному виду деятельности платится УСН и вид деятельности, подпадающий под УСН, — основной (письмо Минфина России от 20.06.2017 № 03-15-07/38391).

Если, к примеру, льготный вид деятельности переведен на ЕНВД, то даже в случае, если по остальным платится налог по УСН, применять льготу в виде сниженных взносов нельзя.

Отметим, что ранее Минфин придерживался иной позиции, считая, что для применения дифференцированных ставок по взносам плательщику УСН достаточно соблюдать критерии пропорциональности дохода по льготируемому виду деятельности (70%) и по величине выручки (79 млн руб.). Ведение льготируемого вида деятельности в качестве основного, с точки зрения Минфина, не было обязательным условием уплаты пониженных социальных взносов.

  1. В реестрах ЕГРЮЛ или ЕГРИП в карточке налогоплательщика должен быть указан код ОКВЭД (по новому классификатору ОК 029-2014), имеющий прямое соответствие одному из видов деятельности, что поименованы в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Лучше всего ориентироваться при этом на конкретный раздел ОКВЭД, например:
  • раздел P («Образование»);
  • раздел F («Строительство»).

Если применить код по виду деятельности, не поименованному в ст. 427 НК РФ (хотя и близким к льготируемому по существу), то ФНС может посчитать, что фирма не имеет права на сниженные взносы (письмо ФНС РФ от 14.09.2017 № БС-4-11/18313).

Налоговый кодекс дифференцирует ставки по УСН на 3 разновидности: обычные, пониженные и нулевые. Обычные ставки — 6% и 15% — применяются в общем случае. Пониженные и нулевые — в соответствии с положениями регионального законодательства с учетом норм, закрепленных в НК РФ. Пониженные ставки также могут дифференцироваться (в привязке к виду деятельности налогоплательщика). Нулевые ставки в любом случае вправе применять только ИП, впервые зарегистрированные в качестве хозяйствующих субъектов. Плательщики на УСН также вправе пользоваться возможностью уплачивать дифференцированные страховые взносы.

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

Вопрос: Признаются ли налоговой льготой дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН, установленные п. 2 ст. 346.20 НК РФ?
Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки истребовать у ИП документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок по налогу, уплачиваемому при применении УСН?
Правомерно ли применить по аналогии разъяснения Министерства финансов от 17.08.2012 N 03-02-07/1-201, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20152, касающиеся других федеральных налогов?
Обязан ли налоговый орган выполнять предписания Конституционного Суда РФ (п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 24.02.2011 N 197-О-О)?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу отнесения дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к налоговым льготам и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если объектом налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.
Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 Кодекса).
Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.
Установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных Кодексом, пониженной налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не отождествляется с установлением налоговой льготы.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 Кодекса).
В соответствии с п. 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке (ст. 93 Кодекса) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Истребование налоговыми органами у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих применение дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ст. 88 Кодекса не предусмотрено.
Письма Минфина России, изданные в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России ст. 34.2 Кодекса, в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов или налогоплательщиков правила поведения.
Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
При этом информируем, что вопрос обжалования действий налоговых органов по истребованию документов, подтверждающих применение налогоплательщиком дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не являлся предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации (Определения от 15.05.2007 N 372-О-П и от 24.02.2011 N 197-О-О).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке.

Текст письма опубликован
"Московский налоговый курьер", 2006, N 17
Вопрос: Каким образом понятие "дифференцированные ставки", приведенное в п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ, относится к упрощенной системе налогообложения и ЕНВД?
Каков порядок постановки на учет индивидуального предпринимателя при подаче им соответствующего заявления?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2006 г. N 18-12/3/34603
В соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Следовательно, НК РФ запрещает установление дифференцированных (различных по размеру) ставок в зависимости от места происхождения капитала. Это означает, что ставки налогов и сборов должны быть одинаковыми, например, и для коммерческих организаций, созданных российскими участниками, и для организаций, учрежденных в РФ иностранными участниками, и для иностранных юридических лиц.
Данная норма НК РФ не нарушена в гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.
В частности, в ст. 346.20 НК РФ установлены различные налоговые ставки в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения, что не запрещено п. 2 ст. 3 НК РФ.
Статьей 346.31 НК РФ установлена одна ставка ЕНВД для отдельных видов деятельности в размере 15% величины вмененного дохода.
На основании п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
К иным основаниям постановки на учет налогоплательщика относится постановка на учет индивидуального предпринимателя по месту осуществления деятельности в случае возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на игорный бизнес, налога на добычу полезных ископаемых и ЕНВД.
Постановка на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя по основаниям, изложенным выше, осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 08.04.2005 N 55н "О порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес" и Приказами МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 "Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" и от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы РФ
II ранга
С.Х.АМИНЕВ
27.04.2006

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 НК РФ

Статья 3 НК РФ закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

конституционном принципе всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

принципе равного налогообложения, провозглашающем общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

принципе соразмерности налогов, устанавливающем прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 ст. 3 НК РФ устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ, — конституционный принцип, который не допускает нарушения конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

Налоговый кодекс РФ провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 ст. 3 НК РФ состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающей принцип, не допускающий установления дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 же ст. 3 НК РФ устанавливает же один из принципов налоговой политики Российской Федерации — принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» .

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 НК РФ закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 ст. 3 НК РФ. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 ст. 3 НК РФ имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 ст. 3 НК РФ для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 НК РФ.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Навигация по записям

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то