Должностная инструкция дежурного по станции оао ржд. Должностная инструкция дежурного по станции оао ржд Обязанности дежурного жд станции

Перед вступлением на дежурство дежурный по станции обязан:

а) ОЗНАКОМИТЬСЯ с планом предстоящей работы, имеющимися ука- заниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов и маневров, всеми нововведениями к документам, приказами и телеграммами, актуальными как на длительный период времени, так и кратковременных, наличием и расположением подвижного состава на приемо–отправочных пу- тях, положением (свободностью или занятостью) прилегающих к станции перегонов (блок–участков);

б) УБЕДИТЬСЯ в исправности приборов управления устройствами СЦБ и связи и наличии на них пломб в соответствии с описью (обращать внима- ние на ясность оттисков и целостность нитки), в соответствии показаний приборов на аппаратах положению на станционных путях, соответствии по- ложений стрелок в натуре показаниям на пульте–табло, а также в исправно- сти и соответствии их положения, положению на пульте обслуживаемых лично ДСП стрелочных переводов;

в) ПРОВЕРИТЬ наличие на рабочем месте и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря;

г) ОЗНАКОМИТЬСЯ с записями в Журнале диспетчерских распоряже- ний (ДУ-58), Журнале движения поездов (ДУ-2 или ДУ-3, либо на Графике исполненного движения поездов по станции (для пассажирских и грузовых станций)), Книге предупреждений (ДУ-60), Журнале осмотра (ДУ-46), обра- щая внимание на то, устранены ли неисправности, Журнале поездных теле- фонограмм (ДУ-47) и других книгах и журналах по вопросам движения поез- дов, которые ведутся дежурным по станции.

Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения


поездов ф. ДУ–2 с указанием перед текстом о приеме и сдаче дежурства по- казаний счетчиков вспомогательных устройств в аппаратах СЦБ (пригласи- тельных сигналов, перевода стрелок с помощью вспомогательной кнопки (ВК), искусственной разделки маршрута, выключения фидеров и др.) по форме:

«…» … 20.. г … ч … мин. Н–020, Ч–072, ВК–021, Иск. р.–460, Выкл. фи- деров–005.

Дежурство принял ДСП … (подпись) Оператор … (подпись.)

Дежурство сдал ДСП … (подпись) Оператор … (подпись)

Положение путей: I путь – поезд № 6001, 2, 3 пути – свободны,4 путь 24 вагона - отправление под накоплением. Тормозные башмаки № … име- ются в наличии. Вагоны на пути № 4 закреплены 2 тормозными башмаками

№ 001 со стороны станции …, тормозными башмаками № 002 со стороны станции … .

Вступая на дежурство, ДСП должен узнать фамилии дежурных по со- седним станциям и сообщить им свою.

Расписка ДСП о приеме дежурства свидетельствует о том, что он полно- стью принял на себя ответственность за работу на станции и обеспечение безопасного и бесперебойного приема, отправления и пропуска поездов, оз- накомился с обстановкой на станции и содержанием записей во всех книгах и журналах, которые ведет ДСП.

В дальнейшем, вступив на дежурство ДСП не имеет права ссылаться на незнание тех положений, которые записаны в журналах и книгах и касаются его работы.

Вступив на дежурство, дежурный по станции обязан:

а) ДОЛОЖИТЬ ДНЦ о приеме дежурства, сообщить поездное положе- ние по станции и прилегающим перегонам и работу устройств СЦБ:


«…» … 20.. г … ч … мин. Дежурство по станции … принял ДСП …, опе- ратор … . Положение путей на станции: I путь – поезд № 6001, 2, 3 пути – свободны,4 путь – 24 вагона отправление под накоплением / закреплены 2 тормозными башмаками 1 со стороны станции …, 1 со стороны станции … (приёмо–отправочные пути свободны, закрепления нет). Действующие пре- дупреждения … (Действующих предупреждений нет). Брошенных поездов нет.

б) ПОЛУЧИТЬ циркулярный приказ о приеме дежурства ДНЦ:

Приказ № …… час … мин «…» … 20… г. Всем ДСП участка … .

… час … мин. Дежурство принял ДНЦ …. Дежурство сдал ДНЦ … . Время на часах … час … мин. Поездное положение на участке … . Поездов с грузами класса ВМ нет. Поездов с негабаритными грузами нет. Длинносос- тавных поездов нет. Действуют предупреждения … (действующих преду- преждений нет). ДНЦ … .

Также с передачей циркулярного приказа получает информацию о по- рядке следования по участку особых поездов и сборных с указанием количе- ства вагонов отцепки от каждого поезда.

в) ПРОВЕРИТЬ явку на работу всех работников смены (составителей поездов, стрелочников, сигналистов и др.);

г) ПРОВЕРИТЬ через них состояние обслуживаемых ими рабочих мест, особенно правильность закрепления подвижного состава, в соответствии с техническо–распорядительным актом станции;

д) при наличии недостатков и неисправностей принять необходимые ме- ры, обеспечивающие нормальную работу и безопасность движения, а при не- обходимости сообщить начальнику станции.

Сдача дежурства

Готовясь к сдаче дежурства, ДСП принимает меры к выполнению всех заданий сменного плана и распоряжений начальника станции, поездного


диспетчера; обеспечивает расстановку подвижного состава на путях в соот- ветствии с их специализацией; при возможности освобождает приемо- отправочные пути, временно занятые подвижным составом. Лично или через подчиненных работников проверяет наличие подвижного состава на путях станции и расположение его в пределах полезной длины пути, а также на- дежного закрепления вагонов от ухода; делает записи о всех неисправностях станционных устройств в «Журнале осмотра», записывает все приказы ДНЦ в «Журнал диспетчерских распоряжений», все полученные заявки – в «Книгу для записи предупреждений». Всесторонне знакомит вступающего на работу дежурного с обстановкой на станции и первоочередными заданиями.

Сменяющийся дежурный считается свободным после того, как распи- шется в сдаче дежурства после подписи вступившего на смену.

Поездная документация

1) Журнал движения поездов и локомотивов (ф. ДУ-2, ДУ-3) – для реги- страции прибытия, отправления, проследования поездов и одиночных локо- мотивов.

2) Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (ф. ДУ-46) – для оформления записей по текущему содер- жанию, ремонту перечисленных устройств, а также для записей об обнару- женных неисправностях устройств при их осмотре или во время дежурства и устраненных неисправностях.

3) Журнал поездных телефонограмм (ф.ДУ-47) – для записей телефоно- грамм о согласовании отправления, отправлении, прибытии поездов при движении поездов по телефонным средствам связи.

4) Журнал диспетчерских распоряжений (ф. ДУ-58) – для регистрации приказов дежурного поездного диспетчера (ДНЦ).

5) Книга для записи предупреждений (ф. ДУ-60) – для оформления заяв- ки на выдачу предупреждений.



6) Служебные расписания пассажирских, пригородных и грузовых поез-

7) Бланки установленной формы и цвета, заполняемые для отправления


поездов при различных средствах сигнализации и связи:

– Путевая записка (ф. ДУ-50) – выдается машинисту при переходе на движение по телефонным средствам связи с прекращением действия блоки- ровки. Перед выдачей путевой записки дежурный по станции должен: на од- нопутных перегонах получить от соседней станции поездную телефонограм- му о согласии на прием поезда, а на двухпутных – поездную телефонограмму о прибытии на эту станцию ранее отправленного поезда.

– Разрешение (ф. ДУ-52) – выдается машинисту на занятие перегона, оборудованного полуавтоблокировкой, при отправлении на запрещающий сигнал светофора. Если после открытия выходного светофора поезд почему- либо не будет отправлен, дежурный по станции обязан закрыть выходной светофор, сделать об этом запись в журнале движения поездов и сообщить о задержке поезда на соседний раздельный пункт и поездному диспетчеру. От- правление задержанного или другого поезда того же направления произво- дится при закрытом выходном светофоре по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта I.

Если ведущий локомотив готового к отправлению поезда находится за выходным светофором с разрешающим показанием и машинисту не видно его показания, отправление поезда производится по регистрируемому прика- зу дежурного по станции, передаваемому машинисту по форме, предусмот- ренной в пункте 1.8 ИДП, или по разрешению на бланке зеленого цвета с за- полнением пункта II.

В случаях неисправности маршрутных указателей групповых светофо- ров отправление поездов со станции производится при открытом выходном групповом светофоре с передачей машинисту регистрируемого приказа де- журного по станции по форме, предусмотренной в пункте 1.7 ИДП, или с


вручением машинисту локомотива разрешения на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II.

– Разрешение (ф. ДУ-54) выдается машинисту на занятие перегона, обо- рудованного автоблокировкой. Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям приборов управления) первом блок-участке вы- ходной светофор не открывается, поезд может быть отправлен на двухпут- ный перегон по правильному пути или по неправильному пути двухпутного перегона с двухсторонней автоблокировкой по разрешению на бланке зеле- ного цвета с заполнением пункта I.

При неисправности маршрутных указателей или повторительных свето- форов групповых светофоров или когда голова поезда находится за повтори- тельным светофором, отправление поезда по открытому выходному (мар- шрутному) групповому светофору может быть осуществлено по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II, вручаемому машинисту локомотива. Таким же порядком производится отправление со станции поез- дов в тех случаях, когда голова поезда находится за выходным светофором, в том числе и после остановки поезда за этим светофором из-за самопроиз- вольного его закрытия, если, восприняв закрытие, машинист локомотива ос- тановит поезд уже после проезда сигнала.

– Извещение (ф. ДУ-55) – при перерыве всех средств связи дежурные по станции переписываются между собой письменными извещениями о порядке дальнейшего движения поездов.

– Разрешение (ф. ДУ-56) – выдается машинисту при перерыве всех средств связи, если при этом сведений о прибытии на соседнюю станцию ра- нее отправленного поезда нет, машинист должен следовать по перегону с особой бдительностью и готовностью к немедленной остановке, так как хвост впереди отправленного поезда может быть не огражден.

– Предупреждение (ф. ДУ-61) – выдается машинисту при особых усло- виях следования поезда (ремонте пути, работе снегоочистителя и т. д.).


Предупреждения могут печататься с использованием персональных компьютеров и телетайпных аппаратов на белой бумаге без желтой полосы.

При этом сохраняется действующий порядок вручения их машинистам локомотивов отправляющихся поездов.

– Разрешение (ф. ДУ-64) – выдается машинисту при производстве путе- вых работ, в разрешении должно быть указано, для какой цели отправляется поезд на закрытый перегон, например: «для вывода с перегона состава поезда N... на станцию...», «для подталкивания остановившегося на перегоне поезда N... и возвращения после подталкивания обратно на станцию...», «для произ- водства работ по ремонту пути на перегоне и последующего возвращения (прибытия) на станцию... по указанию руководителя работ» и т.п.

Бланки разрешений и примеры заполнения журналов приводятся в при- ложениях в конце методического пособия.

Лабораторные работы № 2-9

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ҚАЗАҚСТАН ТЕМІР ЖОЛЫ»

ДИРЕКЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

ЦД/448-08

Справочник

Дежурного по станции

АСТАНА -2008г

Согласовано: Утверждаю:

И.о. управляющего Управляющий директор

Дирекцией перевозок по перевозочному процессу

АО "НК"КТЖ" АО "НК"КТЖ"

___________Б.П.Урынбасаров ________К.Е.Альмагамбетов « 12 » ноября 2008г. « 13 » ноября 2008г.

ЦД/448-08

Справочник дежурного по станции

I. Обязанности, права и ответственность дежурного по станции

Характеристика должности дежурного по станции

Дежурный по станции (далее - ДСП) – это сменный помощник начальника станции, который во время дежурства единолично распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов, а также всеми маневровыми передвижениями подвижного состава по главным и приемо - отправочным путям, а там, где нет маневрового диспетчера, - и по остальным путям станции.

На крупных станциях может быть несколько ДСП, дежурных по постам или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого ДСП, дежурных по посту или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции (далее - ТРА станции).

Никто, кроме ДСП, не может отдавать распоряжений о приеме, отправлении и пропуске поездов и производстве маневровых работ на путях, по которым следуют поезда или с которых возможен выход подвижного состава на пути или маршруты следования поездов.



Машинисты ведущих локомотивов (электропоездов), водители всех типов моторно-рельсового транспорта и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются на станции распоряжениям ДСП.

Назначение на должность

На должность ДСП назначаются лица в возрасте не моложе 18 лет, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения на железнодорожном транспорте, а также лица, подготовленные к занятию должности ДСП и имеющие при этом не менее года стажа работы на железнодорожном транспорте в должностях, связанных с движением поездов (составителя поездов, дежурного стрелочного поста, оператора).

Все лица, назначаемые на должность ДСП, должны пройти медицинское обследование для определения годности их к выполнению работы ДСП согласно положению о медицинском осмотре. Принятые на работу ДСП, периодически один раз в год, проходят медицинский осмотр.

Лица, назначаемые на должность ДСП, должны выдержать испытания и в последующем периодически, один раз в два года, проверяться в знании: Правил технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года №109-I (далее – ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 17 августа 2001 года №364-I (далее – ИСИ), Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 17 августа 2000 года

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки №ЦШ-530-I, утвержденной приказом Министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 июня 2003 года № 209-I, Инструкция по техническому обслуживанию устройств СЦБ № ЦШ-720-I, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, должностных обязанностей.

Эти испытания проводятся для:

ДСП, ДСП по посту и парку станций внеклассных, I и II классов - комиссиями на этих станциях под председательством начальника станции;

ДСП III, IV и V классов - комиссиями на этих станциях под председательством ревизора движения отделения дороги (далее - ДНЧ).

Испытания в знании правил и инструкций проводятся в производственных условиях. Выдержавшими испытания считаются работники, показавшие твердые знания и умение правильно применять правила и инструкции на практике.

Работникам, не выдержавшим испытаний, экзаменационная комиссия устанавливает дополнительное время (не более месяца) для подготовки к повторным испытаниям. Лица, не выдержавшие испытаний вторично, переводятся на работу, не связанную с движением поездов, или на такую работу, которая связана с движением поездов, но требует меньшего объема знаний и соответствует уровню подготовки работника.

Независимо от проведения периодических испытаний, лица начальствующего и ревизорского состава в случаях (при проверках на станциях состояния хозяйства и дисциплины, при допущении работником нарушений должностных обязанностей) могут дополнительно проверять знания ДСП и умение применять правила и инструкции.

Назначение ДСП на работу производится приказом начальника станции (внеклассной и I класса) или директором филиала Компаний - отделения дороги (станции со 2 по

5 классы). Все вновь назначаемые на должность ДСП должны не менее шести дежурств (в зависимости от сложности работы) проработать в качестве вторых лиц под наблюдением и ответственностью закрепленных ДСП, после положительного прохождения испытаний.

Допуск ДСП к самостоятельной работе оформляется приказом начальника станции (далее – ДС), на основании акта испытании заполненного и подписанного комиссией (всеми членами комиссии, в том числе электромеханика филиала Компании - дистанции сигнализации и связи).

Назначенный на должность ДСП работник должен знать местные особенности станции, уметь управлять устройствами сигнализации, централизации, блокировки и связи и правильно действовать при неисправности этих устройств.

Рабочее время и отдых ДСП

Начало и окончание работы, а также еженедельные - или дни отдыха ДСП определяются сменным графиком дежурства. Фактическая продолжительность рабочей недели не должна превышать 41 часов, а средняя продолжительность ежедневного рабочего времени – 7 часов.

Для дежурных постов маршрутно-релейной централизации, работающих на станциях внеклассных и I класса, установлено нормальное рабочее время 36 часов в неделю.

Один раз в год ДСП предоставляется оплачиваемый отпуск без учета праздничных дней.

Право на отпуск ДСП получает по истечении 12 месяцев непрерывной работы. Отпуска во второй и последующий годы предоставляются в любое время в соответствии с графиком, предусматривающим распределение их равномерно в течение года,

чтобы не усложнять работу станции. Очередность отпусков устанавливает руководство станции.

Работникам ряда должностей, связанных с движением поездов, в том числе и ДСП,

установлена форма одежды и знаки различия. ДСП внеклассным, I, II, III классов относятся к среднему начальствующему составу; ДСП IV и V классов - к младшему составу.

Основные руководящие документы по работе ДСП

ПТЭустанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Точное и неуклонное выполнение ПТЭ обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.

ПТЭ утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - МТиК РК) и обязательны для всех работников железнодорожного транспорта.

ИСИустанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи при помощи их приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе. Эту инструкцию утверждает МТиК РК. Все работники и структурные подразделения железнодорожного транспорта обязаны выполнять требования ИСИ всеми возможными средствами. Точное и беспрекословное соблюдение сигналов, установленных ИСИ, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.

ИДП в соответствии с основными положениями, установленными ПТЭ, конкретизирует правила:

приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи, как в нормальных условиях, так и в случаях производства ремонтно-строительных работ на перегонах;

производства маневров на станциях;

выдачи предупреждений на поезда и другие положения и правила, непосредственно относящиеся к деятельности ДСП. ИДП утверждается МТиК РК. Твердое знание ДСП указанной инструкции и четкое выполнение требований, которые в ней предусмотрены, - одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и производства маневров.

Техническо-распорядительный акт станции (далее – ТРА станции) на основании требований, предусмотренных ПТЭ, ИСИ и ИДП определяет порядок использования технических средств на той или иной станции, регламентирует основные требования, которые должны соблюдаться каждым работником с целью обеспечения безопасного и бесперебойного приема, отправления и пропуска поездов, а также безопасности внутристанционной маневровой работы.

Для крупных грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых станций ТРА станции утверждается Главным инженером Компании, Управляющим Дирекцией перевозок в соответствии с перечнем станций, утверждаемых приказом Президента Компании.

Для остальных станций, не включенных в перечень станций, ТРА станции утверждаются руководителями филиалов Компании – отделений дороги.

Помимо общих сведений о станции и ее технической оснащенности, в ТРА станции есть разделы, определяющие порядок действий ДСП и других работников при приеме и отправлении поездов (порядок проверки свободности приемо – отправочных путей, приготовления маршрутов для приема и отправления поездов, вручения машинистам ведущих локомотивов разрешений на занятие перегона), при производстве маневров, по соблюдению техники безопасности.

Форма ТРА станции (ДУ – 41) и порядок его разработки предусматривается

Инструкцией по составлению ТРА станций, утвержденной приказом Президентом Компании

ДСП без проверки знаний ТРА станции к работе на той или иной станции не допускается.

Другие правила и инструкции.

ДСП обязан, в определенном объеме необходимом для практической деятельности, также знать: Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки №ЦШ-530-1; утвержденной приказом Министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 июня 2003 года №209-I, Инструкцию по обеспечению безопасности движения при производстве путевых работ; Инструкцию о пропуске негабаритных, длинномерных тяжеловесных (на транспортерах грузов по магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан, утвержденной Президентом Компании от 26 июля 2006 года № 556-Ц; Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.

ДСП должен также руководствоваться Законом «О железнодорожном транспорте», графиком движения и планом формирования поездов, соблюдать правила техники безопасности и неуклонно выполнять приказы и распоряжения, издаваемые МТиК РК, Компанией, Дирекцией перевозок и филиалом Компании - отделения дороги (далее - отделение дороги) по вопросам, имеющим отношение к его работе.

Прием дежурства

ДСП обязан явиться на работу своевременно, отдохнувшим и одетым по форме, пройти текущий инструктаж, согласно нормативного акта «О системе менеджмента безопасности и охраны труда в АО "НК"КТЖ" и его зависимых акционерных обществах», утвержденного приказом Президента Компании от 21 марта 2008 года № 125-Ц.

Для того, чтобы непосредственно после вступления на дежурство уверенно руководить приемом, отправлением и пропуском поездов и маневровой работой и обеспечивать безопасность движения поездов, ДСП перед вступлением на дежурство должен пройти инструктаж по технике безопасности и всесторонне ознакомиться с обстановкой на станции. Для этого он обязан:

ознакомиться с планом предстоящей работы, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов и маневров, с наличием и расположением подвижного состава на приемо - отправочных путях, с положением (свободностью или занятостью) прилегающих перегонов (блок - участков). Способ ознакомления в зависимости от характера работы на станции может быть различен. Так, например, характер предстоящей работы может быть установлен на основе преподанного сменного плана работы, указаний, полученных от начальника станции, или отдельных приказов поездного диспетчера. Свободность или занятость приемо - отправочных и других путей устанавливается личным их осмотром (на малых станциях), на основе информации ДСП, сдающего дежурство, по показаниям приборов управления.

Свободность или занятость прилегающих перегонов устанавливается по показаниям приборов управления, на основе записей в Журнале движения поездов (формы ДУ-2 и ДУ-3), а при телефонных средствах связи - по записям в Журнале поездных телефонограмм

(формы ДУ – 47);

убедиться в исправности приборов управления устройствами сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) и связи, наличии на них пломб в соответствии с описью, а также в исправности обслуживаемых им лично стрелочных переводов. Если при осмотре будут обнаружены какие-либо неисправности, об этом необходимо сделать соответствующую запись (если она уже не сделана работником, сдающим дежурство) в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети» (формы ДУ-46) и известить обслуживающего эти устройства работника (электромеханика СЦБ, дорожного мастера, диспетчера связи (далее – ШЧД), поездного диспетчера (далее - ДНЦ);

проверить наличие на рабочем месте исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря строгого учета.

По установленным нормам в рабочем помещении ДСП должны быть: ручной сигнальный фонарь желтого, зеленого, красного и прозрачно - белого огня, желтый и красный сигнальные флаги в кобурах, ручной сигнальный диск;

ознакомиться с записями в Журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58, Журналах формы ДУ-2 и ДУ-3, Книге для записи предупреждений на поезда формы ДУ-60, Журнале формы ДУ-46, Журнале поездных телефонограмм формы ДУ-47, которые ведутся ДСП.

Вступление на дежурство оформляется записями в Журнале формы ДУ-2 или на сменном графике исполненного движения.

Расписка ДСП о приеме дежурства свидетельствует, о том, что он полностью ознакомился с обстановкой, в том числе с содержанием записей во всех книгах и журналах, которые ведутся ДСП, и в дальнейшем, вступив на дежурство, не имеет права ссылаться на незнание тех положений, которые записаны в этих Книгах и Журналах и касаются его работы.

При наличии на аппаратах управления устройствами СЦБ (счетчиков искусственного срабатывания устройств контроля прибытия, КГУ, УКСПС, ПОНАБ, ДИСК, КТСМ, пригласительных сигналов или искусственной разделки маршрутов) перед приведенным текстом о приеме и сдаче дежурства в Журнале формы ДУ-2 записываются также показания счетчиков. Каждое искусственное срабатывание счетчика является следствием нарушения нормальной работы соответствующих устройств СЦБ, которое вызывается неисправностью этих устройств, приемом поездов на неспециализированные пути или отправлением поездов с таких путей, ошибочным заданием маршрутов приема или отправления поездов и другими причинами.

Количество таких срабатываний за смену, определяемое разностью между показаниями счетчика при приеме и сдаче дежурства, позволяет делать выводы о степени устойчивости или неустойчивости работы устройств СЦБ, а также о четкости руководства ДСП операциями по приему, отправлению и пропуску поездов.

Заступив на дежурство, ДСП обязан проверить явку на работу работников смены (составителей поездов, дежурных стрелочных постов, сигналистов), выслушать их доклады о состоянии рабочих мест, а при наличии недостатков принять необходимые меры по их устранению.

Дежурный по станции

Дежурный по станции - сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов , а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог.

  • Полное название: дежурный по железнодорожной станции
  • Телеграфный шифр: ДСП (Д - движение, C - станция (ДС - станция, начальник станции), П - помощник)

Права и обязанности

ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах . Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях , по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов . Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы , вагоны , постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции . Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации , Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции , соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако, только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения - главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции - одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте - залог безопасности пассажиров и перевозок грузов .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

ДСП является единоличным руководителем движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах . Никто, кроме дежурного по железнодорожной станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях , по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов . Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по железнодорожной станции. В случаях, когда на станции имеется несколько районов управления, на каждый район управления ставится отдельный ДСП. При этом управление устройствами СЦБ на каждом районе управления осуществляется либо с одного пульта, разделенного на секции, оборудованные отдельными комплектами управления, либо на каждом районе управления уставнавливают отдельный пост электрической централизации.

В распоряжении дежурного по железнодорожной станции находятся локомотивы , вагоны , а также иной специализированный подвижной состав, восстановительные, снегоуборочные и пожарные поезда, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. ДСП является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции . Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по железнодорожной станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по железнодорожной станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Категорически запрещается отвлекать дежурного по железнодорожной станции в период приготовление им маршрута приёма, отправления или проследования поезда, так как это может образовать угрозу безопасности движения поездов либо нести серьёзные последствия (срыв графика движения поездов и т.д.) .

Дежурный по железнодорожной станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по железнодорожной станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по железнодорожной станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации , Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции , соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). ДСП Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени, а также ставить в известность подчиненных ему работников обо всех изменениях, касаемо основной деятельности

Однако, только знание правил и технических документов не позволит дежурному по железнодорожной станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по железнодорожной станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения - главному закону транспорта .

Качественная работа дежурного по железнодорожной станции - одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте - залог безопасности пассажиров и перевозок грузов .

Дежурный по железнодорожной станции по той же системе работает и в метро. Пост дежурного находится около выхода со станции. Его обязанность контролировать вход и выход пассажиров, а на станциях глубокого заложения и поведение пассажиров на эскалаторе. С помощью специального щупа Дежурный по железнодорожной станции находит предмет, который пассажир уронил на путь. Также оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях.

Сборник Должностных инструкций
Дежурный по железнодорожной станции

Примерная форма

УТВЕРЖДАЮ
___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)

" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция
дежурного по железнодорожной станции
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения
1.1. Дежурный по железнодорожной станции относится к категории
специалистов.
1.2. На должность дежурного по железнодорожной станции назначается
лицо, имеющее в зависимости от класса станции:
разъезду и
посту - среднее профессиональное (техническое) образование без
предъявления требований к стажу работы;
- при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции V класса - среднее профессиональное (техническое)
образование и стаж работы по профилю не менее 1 года;
- при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции IV класса - среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1-2 лет;
- при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной стьанции III класса - среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2-3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции II класса - высшее профессиональное (техническое)
образование без предъявления требований к стажу работы или среднее

не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции I класса - высшее профессиональное (техническое)
образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее
профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю
не менее 3-4 лет;
- при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции внеклассной - высшее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2 лет или
среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по
профилю не менее 4 лет.
1.3. Дежурный по железнодорожной станции назначается на должность и
освобождается от нее руководителем предприятия и подчиняется
непосредственно ________________________________________________________.
1.4. Дежурный по железнодорожной станции должен знать:
- Правила технической эксплуатации железных дорог;
- Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
- Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;
- Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
- приказы, распоряжения и указания органов управления железной
дороги, регламентирующие работу дежурного по станции;
- методические, нормативные и другие руководящие материалы по кругу
обязанностей;
- техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы
станции;
- принцип устройств работы сигнализации, централизации, блокировки,
связи;
- график движения поездов, план формирования поездов, правила
перевозок грузов;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и правила пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
- _________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия дежурного по железнодорожной станции
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности
Дежурный по железнодорожной станции:
2.1. Руководит движением поездов на станции или в пределах
закрепленного района управления, обеспечивает безопасность движения,
выполнение графика движения и маневровую работу в соответствии с
требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных
дорог; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах,
техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы
станции.
2.2. Оценивает поездную обстановку и фактическое положение на
станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и
маневровой работы с учетом сложившейся ситуации.
2.3. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема,
отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта
управления устройствами электрической централизации стрелок или сигналов
или дает распоряжения на приготовление маршрутов работникам
исполнительных постов.
2.4. Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по
показаниям приборов управления или докладам исполнителей, закрепление
составов и вагонов на путях станции тормозными устройствами порядком и по
нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.
2.5. Предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому
осмотру, контролирует их готовность.
2.6. Выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам
организации движения поездов, ведет переговоры с дежурными соседних
станций, машинистами локомотивов и других подвижных единиц в пределах
станции и примыкающих к ней перегонов.
2.7. Оформляет и выдает предупреждения, разрешения; передает приказы
на прием и отправление поездов.
2.8. Ведет поездную и другую документацию.
2.9. Получает (вводит) поездную и оперативную информацию из дорожной
автоматизированной системы оперативного управления перевозками.
2.10. Обеспечивает выполнение сменного плана работы станции,
приказов, распоряжений и указаний руководства железной дороги, отделения
железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы,
безопасности движения, правил по охране труда и технике безопасности.
2.11. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками,
участвующими в перевозочном процессе.
2.12. Контролирует соблюдение ими трудовой и технологической
дисциплины.
2.13. _____________________________________________________________.

3. Права
Дежурный по железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных
подразделений информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.5. ______________________________________________________________.

4. Ответственность
Дежурный по железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то