Дж гилфорд биография. Биография. Способности к продуктивному конвергентному мышлению

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска – 1976) - американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (1918–1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (1924–1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнеллском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. он - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938–1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.

Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению „кубической модели структуры интеллекта“, в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба („Analysis of Intelligence“, N.Y., 1971 (совм. с Hoepfner R.)).

Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан „Тест университета штата Юж. Калифорнии“, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально–специфических черт. В соответствии с этим разработал тест „Обзор темпераментов“, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность („Fourteen dimensions of temperament“, „Psychological Monogr.“, 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)).

В результате факторно–аналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) („Personality“, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов („A factor analysis study of human interests“, „Psychological Monogr.“, 1954, 68 (et al.)).

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Модель структуры интеллекта американского психолога Джо Пола Гилфорда стала основой множества психолого-педагогических диагностических концепций, а также концепций прогнозирования, развития и обучения одарённых детей. Сегодня она считается одной из наиболее известных среди всех существующих моделей интеллекта. И рассказать о ней мы хотим по той причине, что интересна она может быть каждому, кого волнуют темы , личностного развития и .

Как некогда в полушутливой форме заметил сам Джой Пол Гилфорд, его модель структуры интеллекта предлагает примерно 120 «способов быть умным», по причине чего она представляет собой отличную базу для создания программ по диагностированию мышления и конкретизации факторов, которые нужно целенаправленно развивать. Во многих детских садах и школах США представленная модель применяется в качестве базовой при работе с детьми, причём по большей части с детьми одарёнными.

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта.

Этими тремя базовыми блоками являются:

  • Операции
  • Содержание
  • Результаты

Описываются они так.

Блок «Операции»

Основой классификации факторов интеллекта блока «Операции» является определение базовых видов процессов интеллектуального характера и выполняемых операций. Оно делает возможным объединение интеллектуальных способностей в пять больших групп:

  • Оценка (какие суждения выносятся относительно правильности предлагаемой ситуации)
  • Конвергентное мышление (является и последовательным однонаправленным мышлением, проявляющимся в задачах, которые подразумевают только один верный ответ)
  • Дивергентное мышление (является альтернативным мышлением, отступающим от логики и проявляющимся в задачах, которые подразумевают наличие нескольких верных вариантов ответов)
  • (как запоминается и воспроизводится материал)
  • Познание (как воспринимается и понимается предъявляемый материал)

Блок классификации факторов интеллекта «Содержание», согласно концепции Гилфорда, относится к виду материала или имеющегося в нём содержания. Содержание, в свою очередь, можно представить следующим образом:

  • Образное
  • Символическое
  • Семантическое
  • Поведенческое

Третий блок «Результаты»

И уже, применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются:

  • Элементы
  • Классы
  • Отношения
  • Системы
  • Преобразования
  • Применения

Графически совокупность блоков «Операции», «Содержание» и «Результаты» можно представить так:

Представленные три блока классификаций Джой Пол Гилфорд изобразил в форме куба, в котором каждое из измерений является одним из вариантов оценки проявлений интеллекта:

  • Первое измерение включает в себя разные типы операций
  • Второе измерение включает в себя разные типы содержаний
  • Третье измерение включает в себя разные типы результатов

Очень важно сказать о том, что, невзирая на то, что модель проработана довольно глубоко, она всё же остаётся открытой системой. Об этом говорит и сам Гилфорд, указывая на то, что к тем 50 факторам, которые уже есть, и которые были получены в процессе создания модели, можно присовокупить ещё 120 факторов. Однако на сегодняшний день их выделяют уже свыше 150.

Вклад Джоя Пола Гилфорда в развитие теории одарённости поистине велик: он смог выделить человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Именно это позволило создать инновационные модификации практической работы в процессе обучения, развития и воспитания одарённых детей.

И, как нам кажется, не будет лишним рассказать также о том, как, по представлениям Гилфорда и некоторых других учёных, взаимосвязаны друг с другом креативность и интеллект.

Креативность и интеллект

Разделение мышления, которое приводит Гилфорд, на конвергентное и дивергентное послужило серьёзной вехой в разделении умственных способностей и многократно улучшило их понимание. По сути, оно стало причиной дифференциации терминов «творческая одарённость» и «интеллектуальная одарённость».

Одним из первых, кто пришёл к пониманию того, что интеллектуальную одарённость, которая выявляется по системе коэффициента интеллекта, нельзя рассматривать как универсальную личностную характеристику, говорящую о том, что человек способен достигать серьёзных результатов в творческой деятельности, стал американский психолог Льюис Термен и его сподвижники.

Термен организовал самое крупное и долговременное психолого-педагогическое исследование одарённости, которое изменило представления о психологии одарённости вообще. Так, в 1921 году Термен со своими коллегами, применяя видоизменённый вариант теста Стенфода-Бине, произвёл отбор 1528 детей возрастом от 8 до 12 лет из 95 калифорнийских школ. Средним показателем IQ детей из данной выборки стал показатель в 150 единиц, а показатель 80 детей и вовсе достигал отметки в 170 и даже больше.

Помимо того, что дети были протестированы методикой Стенфорда-Бине, они также подверглись медицинскому освидетельствованию, а при помощи всевозможных тестов и рейтингов родителей и педагогов были изучены такие характеристики испытуемых, как интересы, и успеваемость.

Одновременно с этим, учёные создали и контрольную группу, состоявшую из детей того же возраста, но уступавших детям из первой группы по разным показателям, например, по успеваемости в школе и результатам прохождения тестов на IQ. Далее через каждые 12 лет проводились контрольные срезы по обеим группам, в которых применялись те же методики.

При помощи этих срезов удалось установить, что у одарённых детей IQ повысился, причём у тех, главным образом, кто поступил в колледж (примерно 90% детей первой группы). Успешно закончить учебные заведения удалось 70% участников выборки, а в аспирантуре остались 66%. Интересно также и то, что уже во время обучения 20% девушек и 40% молодых людей начали .

В 1951 году учёные провели оценку жизненных достижении 800 мужчин, входящих в выборку. Оценка показала, что в общем их активе насчитывалось 67 изданных книг и 150 запатентованных изобретений. 78 мужчин имели степень доктора по философии, 48 обладали учёными степенями в медицинской сфере, 85 – в юридической сфере, 51 – с технической сфере, а 104 мужчины смогли стать успешными инженерами. Также 47 мужчин из данного списка числились в справочнике «Люди науки в Америке за 1949 год». Рассматриваемые показатели оказались в 30 раз лучше показателей людей из второй – контрольной группы.

Помимо прочего, американский психолог Пол Торренс, проводивший наблюдение за своими учениками, сделал вывод, что в творчестве высоких результатов достигают не те, кто хорошо учится или имеет высокие показатели коэффициента интеллекта. Конечно же, эти показатели имеют место, но одних только их недостаточно, и в творчестве нужно нечто другое.

Концепция, которую разработал Пол Торренс, состоит из трёх основных основополагающих факторов: творческих способностей, творческих умений и . По мнению этого учёного, творчество является естественным процессом, который порождается высокой потребностью человека снимать напряжение, возникающее в условиях неопределённости или незавершенности. Позже на этой основе были разработаны различные методики креативности, которые нашли применение в процессе идентификации одарённых детей по всему миру.

Конечно же, можно приводить ещё массу интересных фактов на тему связи креативности и интеллекта, но одно можно сказать точно: высокие показатели интеллекта оказывают на креативные способности не очень большое влияние, и чтобы творить, нужно развивать именно качества креативности и .

НАПОСЛЕДОК: В настоящее время есть множество способов диагностики творческих способностей, однако мы хотим предложить вам провести не только диагностику своей креативности, но и всестороннюю оценку своей личности, которая поможет вам понять и особенности собственной мотивации, и самые важные ценности, и различные качества характера, и много чего ещё, что вы должны знать о себе, если хотите развиваться и личностно расти. Для этого приглашаем вас пройти наш специализированный курс по самопознанию – найти его вы можете .

Желаем вам успехов в ваших начинаниях и удачи по жизни!

Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности (включая интеллектуальные способности), приведших его к созданию модели структуры интеллекта.

ГИЛФОРД (Guilford) Джой Пол

Guilford) Джой Пол (1897- 1987) - американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии. В 1918 г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр, 1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже - снова в Небраске (д-р права, 1952) и в Южно-Калифорнийском ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным профессором ун-та Небраски (1928- 1940), одновременно работал директором Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран президентом Психометрического общества, в 1940 - президентом психологической ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды АРА. В годы Второй мировой войны был директором Авиационной психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов. После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей, который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг. исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим подходом был разработан тест Обзор темпераментов, позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, в соавт. с W.S. Zimmerman, 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (Personality.McGraw-Hill,1959). Следующим важным достижением Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности, результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и решаемые разными путями. В частности, был создан Тест университета штата Юж.Калифорния, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. (The Nature of Human Intelligence, McGraw-Hill, 1967). Г. провел также серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи). (Intelligence, creativity, and their educational implications , 1968). Тесты креативности, разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10 заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы с пятью психическими операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют собой то, что умеет испытуемый; стимуль-ное содержание включает в себя природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью информационных форм (результатов) описывается способ обработки информации испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками трехмерной матрицы (Analysis of Intelligence, N.Y.,1971 (совм. с Hoepfner R). Позднее число факторов было увеличено до 150 за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате сжатия одной из трех структур интеллекта по отношению к двум другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их 16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и 6 результатов.(Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity, 1977). Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития опера-ционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по психометрике и статистическим методам: Psychometric Method, McGraw-Hill, 1936, 1954; Fundamental Statistics in Psychology and Education, McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973,1978). Т.О. Гордеева, Л.А. Карпенко

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог, 59-ый президент Американской психологической ассоциации
Основной вклад (чем известен): Автор трехмерной модели интеллекта и концепции дивергентного мышления. Один из основателей современной психологии творчества. Усовершенствовал методы психометрии в прикладной психологии.
Вклады: 1. Структура интеллекта (SOI) или (SI): трехмерная модель .
Гилфорд предположил, что интеллект не является единой концепцией и представил трехмерную теоретическую модель структуры интеллекта, согласно которой он может быть представлен тремя сторонами:
— операции (познание, запоминание, дивергентные решения, коныергентные решения, оценивание (5);
— продукты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования и применения (6);
— содержание (зрительное, слуховое, символическое, семантическое, поведенческое (5).
Модель 5 х 6 х 5 (1955) представляет 150 возможных способностей. Окончательный вариант модели SOI (1988) был представлен в виде куба с 3 измерениями и 6 х 5 х 6 — ячейками. В этой модели Гилфорд ввел новые операции (познание, записывание данных в памяти, сохранение данных, дивергентные решения, конвергентные решения и оценивание). Данная репрезентация позволила выделить 180 возможных взаимосвязанных уникальных способностей.
2. Творчество. В 1950 году Гилфорд в своем президентском послании Американской психологической ассоциации (APA) подчеркнул ключевую роль, которую играет творческий потенциал личности в промышленности, науке, искусстве и образовании, а также необходимость проведения дополнительных исследований природы творчества. Он разработал теорию творчества, в котором он описал творчество как чувствительность к проблемам (1950); как дивергентное мышление и возможность генерировать различные идеи (1959), как создание новых моделей, трансформацию знаний и смыслов и открытие новых функций объектов (1962, 1967).
3. Дивергентное мышление. В 1950-х годах Гилфорд впервые предложил концепцию дивергентного мышления, а затем представил его усовершенствованную модель, в которой оно понималось как сущносную составляющую творчества (1976). Таким образом, он напрямую связал дивергентное мышление с творчеством, предложив его ряд характеристик:
1. Беглость (способность производить большое количество идей или решений проблемы).
2. Гибкость (способность одновременно предлагать различные подходы к конкретной проблеме).
3. Оригинальность (способность производить новые, оригинальные идеи).
4. Разработка (способность систематизировать и детализировать идеи и реализовывать их).
Гилфорд также подчеркивал различие между конвергентным и дивергентным мышлением.
4. Психометрическое исследование человеческого интеллекта . Гилфорд является одним из лидеров психометрического направления в исследованиях интеллекта, творчества и личности. Он является пионером в разработке системы психологических тестов направленных на изучение продуктивного мышления и творческих способностей личности. Он разработал многочисленные тесты, которые измеряют дивергентное или творческое мышление и интеллектуальные способности творческих людей.
Методы Гилфорда широко используются в практике с целью выявления творческого потенциала инженеров, научных работников и одаренных студентов.
Почётные звания, награды : Президент Психометрического общества (1938), Президент Западной психологической ассоциации (1946); Президент Американской Психологической Ассоциации (1949), Доктор права (Университет Небраска, 1952), Доктор социологии (Университет Южной Калифорнии, 1962), Золотая медаль Американского психологического фонда (1983).
Основные труды: Гилфорд опубликовал более двадцати пяти книг, тридцать тестов и 300 журнальных статей. 1. Guilford, J.P. (1939). General Psychology. Van Nostrand. 2. Guilford, J.P. (1950). Creativity. American Psychologist 5: 444-454. 3. Guilford, J.P. (1954). Psychometric Methods. McGraw-Hill Education. 4. Guilford, J.P. (1956). A Factor-analytic Study of Verbal Fluency: Studies of Aptitudes of High-level Personnel. University of Southern California. 5. Guilford, J.P. (1956). Fourteen Dimensions of Temperament. American Psychological Association. 6. Guilford, J.P. (1959). Traits of creativity in Creativity and its Cultivation. pp. 142-161. Harper and Row. 7. Guilford, J.P. (1967). The Nature of Human Intelligence. McGraw-Hill Education. 8. Guilford, J.P. (1968). Intelligence, Creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp. 9. Guilford, J.P. (1971). Analysis of Intelligence. McGraw-Hill Education. 10. Guilford, J.P. (1977). Way beyond the IQ. Creative Education Foundation. 11. Guilford, J.P. (1980). Intelligence Education is Intelligent Education. International Society for Intelligence Education. 12.Guilford, J.P. (1980). Some changes in the structure of intellect model. Educational and Psychological Measurement 48: 1-4. 13. Guilford, J.P. (1982). Cognitive psychology’s ambiguities: Some suggested remedies. Psychological Review 89: 48-59. 14. Guilford, J.P., and B. Fruchter. (1973). Fundamental Statistics in Psychology and Education. McGraw-Hill Education. 15. . Guilford, J.P. (1988) Some Changes in the Structure-of-Intellect Model» (Educational and Psychological Measurement, vol. 48, pp. 1-4).

Жизнь:

Происхождение: Джой Гилфорд родился 7 марта 1897 года в городе Маркетт (Marquette), штат Небраска.
Образование: Гилфорд окончил университет штата Небраска. (1918-1924). В 1924 году он поступил на докторскую программу Корнельского университета, где он учился под руководством Э. Титченера и К. Коффки. Он получил докторскую степень в 1927 году.
Оказали влияние: Эдвард Титченер
Основные этапы профессиональной деятельности: Гилфорд преподавал в Университете штата Канзас (1927 — 1928), работал доцентом (Associate Professor) в Университете штата Небраска (1928 — 1940) и профессором психологии в Университете Южной Калифорнии (1940 — 1967). В 1941 году он вступил в армию США и занимал должность директора Психологического исследовательского подразделения №3 на военно-воздушной базе в Санта Анна.
После войны он вернулся в Университет Южной Калифорнии, где он продолжал работать над тестами интеллекта, которые измеряли дивергентное мышление и творческие способности.
Основные этапы личной жизни:
Семья: Жена — Рут, дочь — Joan С. McGuire (автор книги об отце «Одиссея модели интеллекта SOI»).
Джой Гилфорд умер в возрасте 90 лет 26 ноября 1987 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (р. 7.3.1897, шт. Небраска, США), американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно-Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретической модели «структуры интеллекта», согласно которой интеллект может быть представлен тремя сторонами: 1) операции, 2) продукты и 3) содержание мышления. Эти различные компоненты мыслительной деятельности выявляются методами факторного анализа (оригинальность, подвижность, гибкость интеллекта и др.; всего до 120 факторов), с помощью которого определяется уровень мыслительных способностей. Опираясь на свою модель и связанные с ней математические методы, Г. выступил инициатором разработки систем психологических тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей. Чем значительнее индивидуальное решение отклоняется от стандартного, тем выше оно оценивается в качестве показателя творческих способностей личности, С 50-х гг. методы Г. широко используются в США в практических целях для диагностики творческих возможностей инженеров и научных работников. Общий недостаток факторного анализа интеллекта заключается в том, что применяемые при этом способы выявления тех или иных факторов позволяют констатировать лишь сложившиеся системы знаний и действий индивида (а не его мыслительные возможности).

═ Соч.: The nature of human intelligence, N. Y., 1967; в рус. пер. ≈ Три стороны интеллекта, в сборнике: Психология мышления, пер. с нем. и англ., М., 1965.

═ Лит.: Ярошевский М. Г., Логика развития науки и деятельность учёного, «Вопросы философии», 1969. № 3.

═ В. В. Максимов.

  • - Война за независимость в Северной Америке Место сражения 15 марта 1781 между 1900 англичанами под командованием лорда Корнуоллиса с одной стороны и значительно превосходящими силами американцев под командованием ген....

    Энциклопедия битв мировой истории

  • - 1928, 59 мин., ч/б, Ленсовкино. жанр: приключенческий...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности, приведших его к созданию модели структуры интеллекта...

    Психологическая энциклопедия

  • - американский психолог...

    Психологический словарь

  • - - американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Джой Пол, американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно-Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - американский психолог. Разработал методы факторного анализа интеллекта, широко использовавшиеся в США в 1950-60-х гг. для диагностики творческих возможностей инженеров и научных работников...
  • - американский астроном. Открыл близкого менее яркого спутника Миры Кита, обнаружил двойные звезды с рекордно короткими орбитальными периодами, впервые изучил спектры многих типов звезд...

    Большой энциклопедический словарь

"Гилфорд Джой Пол" в книгах

287 Из письма к Джой Хилл, «Аллен энд Анвин» 10 мая 1966

автора Толкин Джон Рональд Руэл

287 Из письма к Джой Хилл, «Аллен энд Анвин» 10 мая 1966 Номер телефона Толкина по-прежнему значился в телефонной книге Оксфорда, так что «поклонники» порою докучали ему звонками. Большое спасибо за ваше предложение касательно моего номера телефона; я над ним подумаю. Изъять

292 К Джой Хилл, «Аллен энд Анвин»

Из книги Джон Р. Р. Толкин. Письма автора Толкин Джон Рональд Руэл

292 К Джой Хилл, «Аллен энд Анвин» Некий «поклонник» собрался написать «продолжение» к «Властелину Колец»; издательство ознакомило Толкина с подробностями. 12 декабря 1966Сэндфилд-Роуд 76, Хедингтон, ОксфордДорогая мисс Хилл!Высылаю вам в том же конверте нахальное

Старый Джой и его добрый друг

Из книги Павлов автора Поповский Александр Данилович

Старый Джой и его добрый друг Мы строим фундамент нервной деятельности, а они – психологи – строят высшую надстройку. И. П. Павлов Тем временем Петрова, неизменная помощница Павлова, продолжала свои изыскания. Она расстраивала у собак нервную систему и проникала все

Джой-Пом-Дан

Из книги У задзеркаллі 1910-1930-их років автора Бондар-Терещенко Ігор

Джой-Пом-Дан Рубіжне… знову путь… Володине… Кабанне… нарешті Сватове, і крикнув потяг: «Стій!» В. Сосюра Загальне становище СРСР: революція доїхала до станції, вивантажується, і держава відбудовується. Я. Бортник …У 1934-му році столиця Української РСР перенеслася до

Мои дорогие Индиго Доктор Лори Джой Пикхэм

Из книги Дети Индиго автора Кэрролл Ли

Мои дорогие Индиго Доктор Лори Джой Пикхэм Я вырастила двоих Детей Индиго, и три мои внучки - тоже Индиго. Мои сыновья родились в 70-х годах, а внучки - в 90-х. На протяжении всего этого времени их воспитание было для меня нелегким делом. Я всегда знала, что оба моих сына

АДАМСОН ДЖОЙ

Из книги 100 знаменитых женщин автора

АДАМСОН ДЖОЙ Настоящее имя – Фредерика Виктория Адамсон(род. в 1910 г. – ум. в 1980 г.) Всемирно известная защитница диких животных, исследовательница Африки, этнограф, оригинальная художница и иллюстратор. Автор книг о воспитанных ею животных и сценарист фильма

Адамсон Джой Настоящее имя – Фредерика Виктория Адамсон (род. в 1910 г. – ум. в 1980 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Адамсон Джой Настоящее имя – Фредерика Виктория Адамсон (род. в 1910 г. – ум. в 1980 г.) Всемирно известная защитница диких животных, исследовательница Африки, этнограф, оригинальная художница и иллюстратор. Автор книг о воспитанных ею животных и сценарист фильма

10 причин мужского фиаско (Джой Дэвидсон)

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

10 причин мужского фиаско (Джой Дэвидсон) - Периоды желания. В начале влюбленности желанием правят бурные химические процессы организма. Но прошло время, и в сексуальной жизни пары начались сбои. В те моменты, когда ей очень тебя хотелось, ты, бывало, вообще «выключался»

Гилфорд Джой Пол

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

"ДЖОЙ” (Joy) Франция - Канада, 1983.105 минут.

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

"ДЖОЙ” (Joy) Франция - Канада, 1983.105 минут. Режиссер Серж Бергон.В ролях: Клаудиа Юди, Жерар-Антуан Юар, Манюэль Женен, Кеннет Легаллуа.Дм-3;Д-3;К-1.(0,389)Эротический фильм о манекенщице и фотомодели Джой Лоре, который претендует на любовную мелодраму о поиске героиней некоего

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник)

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты

Цветы Джой

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Цветы Джой Сегодня вы получили новую работу. Вы оставили ответственную должность в крупной телевизионной компании «Рэйнбоу Продакшнс», пережив несколько волн массовых увольнений. Уход стал облегчением для вас, но настали трудные времена, и новую работу найти

Билл Джой ПОЧЕМУ МЫ НЕ НУЖНЫ БУДУЩЕМУ

Из книги Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» автора Йеффет Гленн

Билл Джой ПОЧЕМУ МЫ НЕ НУЖНЫ БУДУЩЕМУ В предыдущей статье Курцвейль делится оптимистическими прогнозами насчет потенциальных возможностей технологии, способных изменить знакомый нам мир. В этой статье Билл Джой, руководитель исследовательских работ в Sun и один из

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то