Годы 1 государственной думы. Государственная Дума РФ: цифры и факты. Справка. Депутаты Государственной Думы IV созыва

Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов процесса становления и формирования в 1994 г. нижней палаты Федерального Собрания РФ – Государственной Думы I созыва. Период работы Государственной Думы РФ первого созыва совпал со сложным периодом становления новой российской государственности после событий политического кризиса октября 1993 г. В статье приведён перечень политических сил и партий – участников избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу РФ I созыва, представлена характеристика итогов данных выборов и деятельности Думы в период 1994-1995 гг.

Ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти.

В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным.

При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром» выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти.

16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности.

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова).

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно – законодательные органы власти.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225).

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов.

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу, в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

Аннотация, ключевые слова и фразы: парламент, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, политическая партия, выборы, фракция, история России.

Annotation

The article considers the key aspects of the process of formation and the formation in 1994 of the lower house of the Federal Assembly of the Russian Federation State Duma of the first convocation. The period of work of the State Duma of the first convocation coincided with a difficult period of formation of the new Russian state after the events of the political crisis of October 1993 article lists political forces and parties — participants of the election campaign on elections of deputies to the State Duma of the first convocation, presents a description of the results of these elections and the activities of the Council in the period 1994 – 1995.

None of the party factions and Deputy groups have not received such a majority of seats, which would allow it to compete for leadership in the Duma. Approximately equal was the correlation of political forces supporting policy reforms and, on the contrary, in opposition to power.

In comparison with dismissed in October 1993 by the Supreme Council of the State Duma of the first convocation was not less opposition to the «ruling regime». Mood most of the MPs in relation to him was very critical. While the upper chamber of the Federal Assembly of the Russian Federation – the Federation Council (Chairman C.F. Shumeyko) with a considerable representation of the ruling elites, more interested in constructive cooperation with the «centre» was more depoliticized and «restrained» in relation to the Federal government.

February 16, 1994, in his first annual address to the Federal Assembly of the Russian Federation («On the strengthening of the Russian state (the main directions of domestic and foreign policy)» the President of Russia B. N. Yeltsin announced the most important tasks of the establishment in the Russian Federation «legal» and «social state», the competitive environment and a full-structural stock market, as well as increased investment activity.

Note that because of the excessive politicization of the results of the Duma, especially at the first stage, was less than expected, although the Parliament and managed to take a number of important laws, including the Civil code (General part).

In February 1994, the Council announced an Amnesty for participants in August (1991) and October (1993) events.

April 28, 1994, adopted a Memorandum on civil peace and civil accord, signed by a majority of political parties and movements in Russia (except for the Communist party and Yabloko). However, the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin failed to get the State Duma of the first convocation support for radical economic policy, which led to some of its adjustment (removing from the Russian government supporters of the radical transformation of E.T. Gaidar and B.G. Fedorov).

Socio-political development of Russia in the period of the 1990s characterized by a multiparty system, organizational instability of political parties, their diversity and «colors», as well as the nature and methods of political struggle in the light of the electoral campaign for the election of deputies to the State Duma and local representative legislative bodies.

The worsening economic situation in the country led to changes in the balance of political forces in society. This is amply demonstrated by the results of the elections to the State Duma of the second convocation, held on 17 December 1995, She was more politicized and opposition to the government and to the President than the previous one. The confrontation between the legislative and Executive authorities of the Russian Federation in the period 1994-1995 continued, but without acute forms of 1993, the activities of the State Duma of the first convocation (11 January 1994 – December 22, 1995) can be considered as the very fact of its appearance and start working.

On 1 October 1993 by the decree B. N. Yeltsin «On approval of the revised edition of the Regulations on the election of deputies of the State Duma in 1993 and the introduction of amendments and addenda to the Regulations on the Federal government for a transitional period of» quantitative composition of the State Duma of the Russian Federation increased from 400 to 450 deputies; was set equal to the distribution of seats between elected majoritarian and proportional (through party lists) systems.

October 11, 1993 – decree B. N. Yeltsin «On elections in the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation». It was introduced the elective principle of formation of the upper chamber of the Russian Parliament from each subject of the Federation was elected two MPs on the basis of the majority system in two (one district — two parliamentary) constituencies. Deputies became two candidates who obtained the largest number of votes.

Thus, this decree changed the provisions of decree No. 1400 which originally on 11-12 December 1993, he was appointed elections only in the State Duma, the lower house of Parliament, and the role was given to the Federation Council, the body in which every subject of the Federation was to be submitted by the heads of regional Executive and legislative authorities. In mid-October 1993 Russian election campaign on elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation. It was in the terms of certain decrees B.N. Yeltsin (referred to above) and contributed to the emergence of new political parties and movements. However, the Central election Commission of the Russian Federation registered the lists only 13 parties and movements, gathering required participating in these elections, the number of voter signatures.

Annotation, key words and phrases: parliament, State Duma, Federal Assembly of the Russian Federation, political parties, elections, fraction, history of Russia.

О публикации

Государственная дума РФ I созыва (1994 – 1995 гг.): Основные аспекты истории становления и формирования

Период становления и формирования России как самостоятельного и независимого государства после распада СССР одновременно проходил с активным развитием политических и парламентских процессов в стране.

Выборы в I Государственную Думу современной России и сама её деятельность стали одной из «центральных тем» общественно-политического развития нашей страны в период 1990 гг. Основной причиной данного выступает сам факт её появления в 1993 г. вследствие:

  • политического и конституционного кризиса в РФ в 1993 г.;
  • указа № 1400 от 21 сентября 1993 г. президента РФ Б.Н. Ельцина;
  • всенародного голосования 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ и его принятие;
  • выборов 12 декабря 1993 г. депутатов в новый законодательный орган страны (по Конституции РФ 1993 г.) – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Процесс и условия проведения выборов в «новый парламент» — Федеральное Собрание РФ – были скорректированы в октябре 1993 г.

1 октября 1993 г. указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225) .

11 октября 1993 г. – указ Б.Н. Ельцина «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания РФ». По нему вводился выборный принцип формирования верхней палаты российского парламента: от каждого субъекта федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам. Депутатами становились два кандидата, которые набрали наибольшее число голосов .

Таким образом, данный указ изменил положения указа № 1400, по которому первоначально на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы только в Государственную Думу РФ – нижнюю палату парламента, а роль верхней отводилась Совету Федерации, органу в котором каждый субъект федерации должен был быть представлен руководителями региональной исполнительной и законодательной властей.

В середине октября 1993 г. в России стартовала предвыборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Она проходила в условиях, определённых указами Б.Н. Ельцина (речь о которых шла выше), и способствовала появлению новых политических партий и движений. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала списки только 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в данных выборах количество подписей избирателей.

Одними из основных участников предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ I созыва стали:

1. Избирательный блок «Выбор России» (ВР) – созданный с целью поддержки президента РФ Б.Н. Ельцина и объединивший сторонников продолжения радикальных экономических реформ в стране. Блок возглавлял вице-премьер РФ Е.Т. Гайдар.

2. «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). Партия была основана 31 марта 1990 г. в г. Москве (изначально называлась Либерально-демократическая партия Советского Союза – ЛДПСС) и была зарегистрирована 12 апреля 1991 г. Ко времени первого съезда (31 марта 1990 г.) партия объединяла около четырех тысяч человек из 31 региона страны.

Программные и организационные установки партии были определены в утвержденных на первом съезде программе и уставе партии. В дальнейшем в них были внесены значительные изменения и дополнения. Съезд избрал председателем партии В.В. Жириновского. Кроме того, был избран Центральный Комитет партии в составе 14 человек. Первым печатным органом партии стала газета «Либерал», изменившая потом название на «Правду Жириновского», а затем на «ЛДПР». 14 декабря 1992 г. ЛДПР была зарегистрирована во второй раз, так как прежняя регистрация была аннулирована из-за грубого нарушения закона в связи с предоставлением фальшивых документов.

ЛДПР выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. В избирательной кампании остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычного населения в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов .

Известность ЛДПР приобрела и во многом была связана с «харизмой» личности её лидера В.В. Жириновского, который проявил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями и действиями привлекать симпатии достаточно широкого числа избирателей.

3. Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – партия регионов России, в основу политической платформы которой легла идея развития федерализма и местного самоуправления. Партию возглавлял вице-премьер РФ С.М. Шахрай.

4. Избирательное объединение «ЯБЛОКО» , получившее своё название по первым буквам фамилий своих учредителей: Г.А. Явлинский, Ю.Ю. Болдырев и В.П. Лукин. 11 ноября 1993 г. оно было официально зарегистрировано, а её лидером стал Г.А. Явлинский.

«Яблоко» выступало под девизом «Достоинство, порядок, справедливость», ставило целью построение в России гражданского общества и правового государства с учетом историко-культурных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Объединение заявило о себе как о демократической оппозиции президенту РФ Б.Н. Ельцину.

5. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – основная оппозиционная политическая сила 1990-х гг. к правящему режиму в стране, воссозданная в феврале 1993 г. В рассматриваемый период стала наиболее массовым общественным объединением в России, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов. Лидер партии Г.А. Зюганов .

В избирательной кампании она выступала за ненасильственное возвращение страны на социалистический путь развития. В экономическом плане настаивала на формировании многоукладного рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием и активной социальной политикой. В политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего режима».

6. Аграрная партия России – создана в феврале 1993 г., основной союзник КПРФ по оппозиции к власти. Лидер партии М.И. Лапшин.

Партия считала своим долгом отстаивать интересы как агропромышленного комплекса в целом, так и преимущественно тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственности – бывшими колхозами и совхозами, ставшими в годы реформ акционерными обществами (интересы фермеров бралась защищать Крестьянская партия России во главе с Ю. Д. Черниченко, входившая в «Выбор России»). Кроме того, партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отношениям и за государственную поддержку АПК.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый представительный и законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание РФ (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Выборы проходили по избирательным округам и по партийным спискам .

Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов.

Результаты выборов оказались неожиданными для президента Б.Н. Ельцина и его окружения. По партийным спискам первенствовала Либерально-демократическая партия (ЛДПР) – (лидер В.В. Жириновский), получившая 25% голосов. Обогнав проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, она уступила ему только в выборах по одномандатным округам. Третье и четвертое места заняли Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – (лидер Г.А. Зюганов) и союзная с ней Аграрная партия России – (лидер М.И. Лапшин).

При этом 7% бюллетеней признаны недействительными, а 17% избирателей проголосовали против всех кандидатов, что свидетельствовало о недовольстве достаточно большой их части властью и всеми политическими силами .

Итоги данных выборов продемонстрировали власти прямое недовольство граждан России социально-экономическим положением в стране и падением уровня жизни. Разочаровавшись в «шокотерапии», большую часть своих голосов избиратели отдали ЛДПР, политическая альтернатива которой на практике еще не была испытана и обладала способностью внушать серьезные надежды. Представители объединения «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским, считавшие себя демократической альтернативой правящему режиму Б.Н. Ельцина, получили только 7,8% голосов. 11 января 1994 г. Государственная Дума РФ первого созыва во главе с избранным председателем И.П. Рыбкиным начала свою работу. В рамках работы в Государственной Думе РФ I созыва официально были зарегистрированы восемь депутатских фракций и чуть позже две депутатские группы (не менее 35 человек) (табл. 1) .

Таблица 1. Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.)

Таким образом, ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в Думе. Примерно равным оказалось и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции к власти. В сравнении с распущенным в октябре 1993 г. Верховным Советом Государственная Дума РФ I созыва не стала менее оппозиционной к «правящему режиму». Настрой большей части депутатов по отношению к нему был весьма критичным. При этом верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации (председатель В.Ф. Шумейко) – с немалым представительством правящей региональной элиты, более заинтересованной в конструктивном взаимодействии с «центром», выступила более деполитизированной и «сдержанной» по отношению к федеральной власти. 16 февраля 1994 г. в первом своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ («Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» президент России Б.Н. Ельцин объявил важнейшими задачами создание в РФ «правового» и «социального государства», конкурентной среды и полноценно-структурного фондового рынка, а также повышение инвестиционной активности .

Отметим, что из-за излишней политизированности результаты деятельности Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс РФ (общая часть).

В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий.

28 апреля 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный большинством политических партий и движений России (кроме КПРФ и «Яблоко»).

Однако президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину так и не удалось получить в Государственной Думе первого созыва поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку (удаление из правительства России сторонников радикальных преобразований Е.Т. Гайдара и Б.Г. Федорова) .

Общественно-политическое развитие России в период 1990-х гг. характеризуется многопартийностью, организационной неустойчивостью политических партий, их разнообразием и «разноцветием», а также характером и методами политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу и местные представительно-законодательные органы власти.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов уже в Государственную Думу РФ II созыва, проходивших 17 декабря 1995 г. Она оказалась еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в РФ в период 1994-1995 гг. продолжилось, но без острых форм 1993 г. Итогом деятельности Государственной Думы РФ I созыва (11 января 1994 г. – 22 декабря 1995 г.) можно считать сам факт ее появления и начала работы.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004 гг.: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.
  2. Информационные материалы официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003 гг.: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 296 с.
  4. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / Отв. ред. А.Б. Безбородое. – М: РГГУ, 2007. – 804 с.

English

  1. Barsenkov A.S., Vdovin A.I. Istorija Rossii. 1917-2004 gg.: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. – M.: Aspekt Press, 2005. – 816 s.
  2. Informacionnye materialy oficial’nogo sajta Gosudarstvennoj Dumy Federal’nogo Sobranija RF/ http://www.duma.gov.ru.
  3. Korotkevich V.I. Istorija sovremennoj Rossii. 1991-2003 gg.: Ucheb. posobie. – SPb.: Izd-vo S. – Peterb. un-ta, 2004. – 296 s.
  4. Otechestvennaja istorija Rossii novejshego vremeni: 1985-2005 gg.: Uchebnik / Оtv. red. A.B. Bezborodoe. – M: RGGU, 2007. – 804 s.

СОЗЫВ ПЕРВОЙ ДУМЫ

Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905-1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату - Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений . В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю.Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, - депутатов избирали выборщики от избирателей - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил , который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы - РСДРП (большевики), национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г.В.Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте (их называли «правыми»), объединились в особую парламентскую партию - Партию Мирного Обновления. Вместе с «группой прогрессистов» их было 37 человек. Продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы КДП («кадеты»), сумевшие обязательствами навести порядок в работе правительства, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов. В отдельные моменты численность фракции кадетов доходила до 179 депутатов.

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html

ВЫБОРГСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ

Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная "вносить спокойствие" в общество, лишь "разжигает смуту".

Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу "Народу от народных представителей". Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).

Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.

Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы "сохранен без изменений". На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.

Проект «Хронос»

http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19060710vyb.php

ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Избирательная кампания во вторую Думу началась рано, еще в конце ноября. На этот раз в ней участвовали и крайние левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за возвращение к неограниченному самодержавию; октябристы, принявшие программу Столыпина; к.-д. и «левый блок», объединивший с.-д., с.-р. и другие социалистические группы.

Устраивалось много предвыборных собраний; на них шли «диспуты» между к.-д. и социалистами или между к.-д. и октябристами. Правые держались в стороне, устраивая собрания только для своих.

Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д., и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.

Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества. Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения - более состоятельные слои - почти целиком повернулись против революции.

Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.-д. сохранили свои позиции, хотя и сильно растаявшим большинством. Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые (избраны были епископ Платон и П. Крушеван), а в Казани и Самаре - октябристы .

Гораздо более пестрыми были результаты по губерниям. Там сыграла свою роль аграрная демагогия, и крестьяне выбирали в Думу тех, кто более резко и решительно обещал им землю. С другой стороны, среди землевладельцев проявилось то же резкое поправение, как на земских выборах, и в Западном крае Союз русского народа имел успех среди крестьян. Поэтому одни губернии посылали в Думу с.-д., с.-р. и трудовиков, а другие - умеренных и правых. Бессарабская, Волынская, Тульская, Полтавская губернии дали наиболее правый результат; поволжские губернии - наиболее левый. К.-д. потеряли почти половину своих мест, а октябристы усилились очень мало. Вторая Дума была Думой крайностей; в ней громче всего звучали голоса социалистов и крайних правых. 128 Но за левыми депутатами уже не чувствовалось революционной волны: выбранные крестьянами «на всякий случай» - авось правда «исхлопочут» землю - они не имели реальной поддержки в стране и сами удивлялись своей многочисленности: 216 социалистов на 500 человек!

Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.

По своему личному составу 2-я Дума была беднее первой: больше полуграмотных крестьян, больше полуинтеллигенции; гр. В. А. Бобринский назвал ее «Думой народного невежества» .

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-74.html

РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы".

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла "законопослушная" позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный "третьеиюньским", который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.


Депутаты Государственной Думы I созыва

Левые партии объявили бойкот выборов в связи с тем, что, по их мнению, никакого реального влияния на жизнь государства Дума иметь не могла. Бойкотировали выборы и крайне правые партии.

Выборы растянулись на несколько месяцев так, что к моменту начала работы Думы из 524 депутатов было избрано около 480.

Первая Государственная дума приступила к работе 27 апреля 1906 г. По своему составу Первая Государственная Дума оказалась, чуть ли не самым демократическим парламентом в мире. Основной партией в Первой Думе стала партия конституционных демократов (кадетов), представлявшая либеральный спектр российского общества. По партийной принадлежности депутаты распределились таким образом: кадетов - 176, октябристов (официальное название партии - «Союз 17 октября»; придерживалась правоцентристских политических воззрений и поддержала Манифест 17 октября) - 16, трудовиков (официальное название партии - «Трудовая группа»; левоцентристская) - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100. Среди беспартийных депутатов были представители крайне радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Они не стали объединяться в отдельную фракцию, так как официально эсеры приняли участие в бойкоте выборов.

Председателем первой Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев.

В первые же часы работы Дума показала свое крайне радикальное настроение. Правительством С. Ю. Витте не было подготовлено крупных законопроектов, которые должна была рассмотреть Дума. Предполагалось, что Дума сама будет заниматься законотворчеством и согласовывать рассматриваемые законопроекты с правительством.

Видя радикальность Думы, ее нежелание конструктивно работать, министр внутренних дел П. А. Столыпин настоял на ее роспуске. 9 июля 1906 г. был опубликован императорский манифест о роспуске Первой Государственной думы. В нем было объявлено и о проведении новых выборов.

180 депутатов, не признавших роспуска Думы, провели заседание в Выборге, на котором выработали воззвание к народу, призывавшее не платить налоги и не давать рекрутов. Это воззвание было нелегальным способом опубликовано, но не привело народ к неповиновению властям, на которое рассчитывали его авторы.

Депутаты Государственной Думы II созыва

В январе и феврале 1907 г. проходили выборы во вторую Государственную думу. Правила выборов не изменились по сравнению с выборами в первую Думу. Избирательная агитация была свободной лишь для правых партий. Исполнительная власть надеялась, что новый состав Думы будет готов к конструктивному сотрудничеству. Но, несмотря на спад революционных настроений в обществе, вторая Дума оказалась не менее оппозиционной, чем предыдущая. Таким образом, Вторая Дума была обречена еще до начала работы.

Левые партии отказались от тактики бойкота и в новой Думе получили значительную долю голосов. В частности, во вторую Думу прошли представители радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Прошли в Думу и крайне правые партии. В новую Думу прошли представители центристской партии «Союз 17 октября» (октябристы). Большинство мест в Думе принадлежало трудовикам и кадетам.

Было избрано 518 депутатов. Кадеты, потеряв часть мандатов по сравнению с первой Думой, сохранили значительное число мест во второй. Во второй Думе в этой фракции состояло 98 человек. Значительную часть мандатов получили левые фракции: социал-демократы - 65, эсеры - 36, Партия народных социалистов - 16, трудовики - 104. Во второй Думе были представлены и фракции правого толка: октябристы - 32, фракция умеренно правых - 22. Во второй Думе существовали национальные фракции: польское коло (представительство Царства Польского) - 46, мусульманская фракция - 30. Представлена была казачья фракция, в которую входило 17 депутатов. Беспартийных во второй Думе было 52 депутата.

Вторая Государственная дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. 6 марта в Государственной думе выступил председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он объявил, что правительство намерено проводить крупномасштабные реформы с целью обращения России в правовое государство. На рассмотрение Думы был предложен ряд законопроектов. В целом Дума отрицательно отнеслась к предложениям правительства. Конструктивного диалога между правительством и Думой не было.

Поводом для роспуска второй Государственной думы послужило обвинение некоторых социал-демократов в сотрудничестве с боевыми рабочими дружинами. Первого июня правительство потребовало от Думы немедленного разрешения на их арест. Была сформирована Думская комиссия, рассматривавшая этот вопрос, но решение так и не было принято, так как в ночь на 3 июня был опубликован императорский манифест, объявлявший о роспуске второй Государственной думы. В нем говорилось: «Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли».

В том же манифесте было объявлено об изменении закона о выборах в Государственную думу. Созыв новой Думы назначался на 1 ноября 1907 г.

Депутаты Государственной Думы III созыва

По новому закону о выборах существенно увеличивался размер землевладельческой курии, и уменьшались размеры крестьянской и рабочей курий. Таким образом, землевладельческая курия имела 49% от общего числа выборщиков, крестьянская курия - 22%, рабочая курия - 3%, городская курия - 26%. Городская курия разделялась на два разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия), имевший 15% от общего числа всех выборщиков, и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия), имевший 11%. Резко сокращались представительства национальных окраин империи. Например, от Польши теперь могло избираться 14 депутатов против 37, которых избирали ранее. В общей сложности число депутатов в Государственной думе сокращалось с 524 до 442.

Третья Государственная дума была гораздо лояльнее к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ее политическое долголетие. Большинство мест в третьей Государственной думе получила партия октябристов, ставшая опорой правительства в парламенте. Значительное число мест получили и правые партии. Резко уменьшилось по сравнению с предыдущими Думами представительство кадетов и социал-демократов. Была сформирована партия прогрессистов, находящаяся по своим политическим взглядам между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились так: умеренно правые - 69, националисты - 26, правые - 49, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, социал-демократы - 19, трудовая партия - 13, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. В зависимости от предложенного законопроекта в Думе формировалось либо правооктябристское, либо кадетско-октябристское большинство. а время работы третьей Государственной думы сменились три ее председателя: Н. А. Хомяков (1 ноября 1907 г. - март 1910 г.), А. И. Гучков (март 1910-1911 г.), М. В. Родзянко (1911-1912 гг.).

Третья Государственная дума обладала меньшими полномочиями, чем ее предшественницы. Так, в 1909 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство. Третья Дума больше всего времени уделяла аграрному и рабочему вопросам, а также вопросу об управлении на окраинах империи. Среди основных законопроектов, принятых Думой, можно привести законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Депутаты Государственной Думы IV созыва

Выборы в Четвертую Государственную думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Основным вопросом, обсуждавшимся в предвыборной кампании, был вопрос о конституции. Все партии, за исключением крайне правых, выступали в поддержку конституционного строя.

Большинство мест в Четвертой Государственной думе получили партия октябристов и правые партии. Сохранили влияние партии кадетов и прогрессистов. Незначительное число мест получили партии трудовиков и социал-демократов. По фракциям депутаты распределились следующим образом: правые - 64, русские националисты и умеренно правые - 88, октябристы - 99, прогрессисты - 47, кадеты - 57, польское коло - 9, польско-литовско-белорусская группа - 6, мусульманская группа - 6, трудовики - 14, социал-демократы - 4. Правительство, которое после убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. возглавил В. Н. Коковцев, могло опираться лишь на правые партии, так как октябристы в Четвертой Думе, так же, как и кадеты, вошли в легальную оппозицию. Четвертая Государственная дума приступила к работе 15 ноября 1912 г. Председателем был избран октябрист М. В. Родзянко.

Четвертая Дума требовала проведения существенных реформ, на которые правительство пойти не соглашалось. В 1914 г. после начала первой мировой войны оппозиционная волна временно спала. Но вскоре, после ряда поражений на фронте, Дума опять приняла резко оппозиционный характер. Противостояние Думы и правительства привело к государственному кризису.

В августе 1915 г. был сформирован прогрессивный блок, получивший большинство в Думе (236 из 422 мест). В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, часть националистов. Формальным руководителем блока стал октябрист С. И. Щидловский, а фактически его возглавил кадет П. Н. Милюков. Основной целью блока было формирование «правительства народного доверия», в которое бы входили представители основных думских фракций и которое бы несло ответственность перед Думой, а не перед царем. Программа прогрессивного блока была поддержана многими дворянскими организациями и некоторыми членами царской семьи, но сам Николай II отказался даже от ее рассмотрения, считая невозможным замену правительства и проведение каких-либо реформ во время войны.

Четвертая Государственная дума просуществовала до Февральской революции и после 25 февраля 1917 г. больше официально не собиралась. Многие депутаты вошли во Временное правительство, а Дума продолжала собираться в частном порядке и давать советы правительству. 6 октября 1917 г. в связи с грядущими выборами в Учредительное собрание Временное правительство постановило распустить Думу.

Первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты. Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы, что способствовало принятию ряда законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями. Таким образом, рассмотрев ряд значительных факторов повлиявших на деятельность первого в истории России парламента, далее следует обратиться к законотворческому процессу, осуществлявшемуся в Государственной Думе.



Государственная дума Российской империи I созыва

Парламент:

Государственная дума Российской империи

Российская империя

Следующий созыв:

Членство:

499 депутатов
избрание 11 депутатов было аннулировано
1 ушёл в отставку
1 умер
6 не успели приехать

Председатель Государственной думы:

С. А. Муромцев

Доминирующая партия:

Конституционно-демократическая партия (176 депутатов)

Государственная дума Российской империи I созыва - первый в России избранный населением представительный законодательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (ст. ст.) 1906 по 8 июля 1906 года, после чего была распущена императором.

Выборы

Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

  • по землевладельческой курии - быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
  • по городской курии - быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
  • по крестьянской курии - иметь домовладение;
  • по рабочей курии - быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины - все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

Выборы проходили в несколько ступеней:

  • Для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.
  • Для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
  • Для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;
  • Для крестьянской - четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде).

Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города - от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша - 37 депутатов (7 %), Кавказ - 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток - 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан - 21 (4 %).

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае-июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги.

Выборы были бойкотированы представителями левых и крайне правых партий, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательной к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря не это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты. В. И. Ленин впоследствии вынужден был признать, что бойкот выборов в I Государственную Думу «был ошибкой».

Полномочия

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II «Об учреждении Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года. Согласно этим документам, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы.

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года:

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Состав

Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет - 7 %; от 30 до 40 лет - 40 %; от 40 до 50 лет; старше 50 - 15 %;
  • по уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним - 14 %, низшим - 25 %, домашним - 19 %, неграмотных - 2 человека;
  • по профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы - 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

Избрано 279 депутатов, русских по национальности.

Были образованы фракции: кадетов - 176 человек, октябристов - 16, трудовиков (члены «Трудового союза») - 96, социал-демократов (меньшевики) - 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты - 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники), прогрессисты - 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Деятельность

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33-мя депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

Роспуск

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их - 180 человек - в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению - отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Известные депутаты

К числу наиболее известных депутатов I Государственной думы можно отнести С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, В. Д. Кузьмина-Караваева, Т. В. Локотя, Г. Е. Львова, А. А. Муханова, В. Д. Набокова, П. И. Новгородцева, В. П. Обнинского, В. А. Харламова, Д. И. Шаховского, М. Я. Герценштейна, Ф. И. Родичева, П. Д. Долгорукова, Ф. Ф. Кокошкина, И. П. Лаптева, И. В. Галецкий, Демянович, Антон Каэтанович.

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. () и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. был обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.

В феврале 1906 г. избран Государственный совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу 1-я Государственная дума России. Председателем был избран представитель кадетов, профессор гражданского права С.А. Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - трудовикам. Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, так как черносотенцы не получили ни одного голоса.

1-я Государственная дума просуществовала лишь одну сессию - 72 дня. В различных комиссиях Думы обсуждались многочисленные проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства (проект 42 кадетов). Проект 104 депутатов-трудовиков требовал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования.

Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.

Выборы во 2-ю Государственную думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А. Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно 1-й Думе. Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались положения столыпинской реформы . Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за ее смягченный вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, 2-я Дума оказалась еще левее, чем 1-я. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске 2-й Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то