Крещение христа фреска перуджино. Потолок и "Страшный суд" Микеланджело

The Крещение Христа является фреска итальянского Возрождения художника Пьетро Перуджино и его мастерской, выполняется около 1482 и расположен в Сикстинской капелле в Риме.

История

Комиссия работы возникла в 1480 году, когда Перуджино был украшать часовню в базилики Старый Святого Петра в Риме. Папа Сикст IV был доволен своей работой, и решил ввести в эксплуатацию его также украшение новой часовне он построил в Ватиканского дворца. Из-за размера работы, Перуджино был позже присоединилась группа художников из Флоренции, в том числе Боттичелли, Гирландайо и другие.

Деталь.

Помощники Перуджино в Сикстинской капелле включены Pinturicchio, Андреа Ассизского, Rocco Zoppo или, менее вероятно, Lo Spagna или Бартоломео делла Gatta, но приписывание деталей к ним является спорной.

Описание

Фреска из Крещение Христа является первым на стене справа от алтаря, и параллели Моисей Оставив в Египет и Обрезания Elezier перед ним на противоположной стене, также в мастерской Перуджино. Крещение было на самом деле считается Августином и других раннехристианских писателей, как своего рода «духовное обрезание".

Сцена следует симметричный рисунок, характерный для Перуджино. В центре находится река Иордан течет к наблюдателю и достижения ноги Иисуса и Иоанна, который крестя бывший. Голубь, символ Святого Духа, спускается с неба, она послана Богом, представлены в светящееся облако и в окружении летающих Серафимов и Херувимов. Пейзаж включает в себя символическое видом на Рим, узнаваемый по триумфальной арки, Колизей и Пантеон. Тонкие деревья характерны Умбрии школы и Перуджино, в частности.

По бокам находятся две средние эпизоды: баптистские (слева) и Иисус (справа), проповедующие на толпу. Центральная сцена также включает в себя два коленях Ангелов, держа полотенце: это элементы, вдохновленные фламандской живописи, и можно увидеть в работах Гуго ван дер Гуса и в Портинари Триптих. По бокам, на переднем плане, портреты современных персонажей, как правило, редких в Перуджино, но в этом случае, вызванного их присутствия в работах Гирландайо, который также работал в Сикстинской капелле.

Фреска увенчана фризом с подписью ОПВ PETRI PERVSINI · КАСТРО PLEBIS.

Источники

    Гарибальди, Виттория (2004). "Перуджино". Pittori дель Rinascimento. Флоренция: Скала.

Статья была переведена автоматически.

Группа флорентийских художников вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы.

Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д"Антонио.

Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

СЕВЕРНАЯ СТЕНА

«Крещение Иисуса»
(Пьетро Перуджино, 1482).
В середине: крещения Иисуса.
Справа: Иоан Креститель.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея:

«Искушения Иисуса»
(Боттичелли, 1481-1482гг.)
Вверху слева: после своего крещения Иисус начинается 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, тем самым доказать, что он является сыном Бога. Иисус отказывается. Он говорит в ответ: «Не хлебом единым жив Человек, но словом, исходящим из уст Божиих».
Вверху по центру: дьявол и Иисус стоят на крыше храма. Дьявол предлагает Иисусу спрыгнуть: конечно, он будет пойман ангелами:

«Призвание первых учеников»
(Доменико Гирландайо, 1481-1482гг.)
Призвание Петра и Андрея - первых последователей Христа - показано в двух сценах.

«Нагорная проповедь»
(Козимо Росселли, 1481-1482).
В Нагорной проповеди Иисус раздал правила, которые стали христианскими принципами.
Справа показан еще один эпизод: исцеления прокаженного:

«Вручение ключей»
(Пьетро Перуджино, 1481 -1482гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного. Другие последователи смотрят на это:

«Тайная вечеря»
(Козимо Росселли, 1481-1482гг.)
Иисус только что поделился со всеми вином и хлебом.
Он говорит своим последователям, что он скоро умрет. Апостолы шокированы. Но один из апостолов не удивлен. Это Иуда, сидящий спиной с сумкой через плечо. В ней серебряные монеты, которые он получил за предательство Иисуса.
Три окна на заднем плане показывают события, которые могут произойти: молитвы на Елеонской горе, предательство, и распятие.

Пожалуй, это тот самый случай, когда внешний облик совершенно не соответствует внутреннему содержанию. Уж слишком велик контраст между "упаковкой" и наполнением. На мой взгляд, во всем Риме, да что там в Риме, во всей Италии вы не встретите такого диссонанса, такого нарушения гармонии, такого сочетания не сочетаемого... Внешняя сдержанность, я бы даже сказала, неприглядность вкупе с внутренним поистине бесценным великолепием.

Думаю, что по названию моей статьи вы уже догадались, о чем идет речь. Правильно, о Сикстинской капелле, которая для меня лично является выражением мысли о соединении человеческой души и тела. Олицетворением того, сколь богат и насыщен может быть внутренний мир человека при всей его внешней простоте и неприметности.

Итак, капелла. Через 21 год после ее освящения возникла потребность в укреплении этого строения, и с тех пор оно претерпело немало изменений. Возводились опоры для дополнительного укрепления стен, создавались различные надстройки, реставрировались фрески. Еще бы, ни одно здание не может простоять нетронутым в течение 5 веков. Даже крепость.

Давайте немного постоим у капеллы и повнимательней посмотрим на ее внешний облик.

Внешний облик

Как я уже говорила выше, Сикстинская капелла задумывалась в качестве оборонительного сооружения, но так же служила домовой церковью для пап.


Здание имеет прямоугольную форму и в точности повторяет размеры Храма Соломона – 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Так указано в Ветхом Завете.

У крепости не может быть никаких особых изысков в отличии от дворца, поэтому все лаконично, строго и аскетично. Кстати, присмотритесь повнимательнее. Форма капеллы вам ничего не напоминает? Лично у меня возникают ассоциации со шкатулкой викторианской эпохи. Строгая классика, "рубленный" дизайн, ничего лишнего.


Папская домовая церковь имеет 3 этажа.

Первый этаж – очень прочен и основателен, с толстыми и высокими стенами, характерными для оборонительных сооружений тех времен.

На втором этаже мы с вами видим стрельчатые окна, благодаря размеру которых внутри капеллы всегда достаточно воздуха и света.


Третий этаж был караульным помещением, поэтому вместо окон здесь находится множество бойниц, которые служили отверстиями для ведения огня по мишени. Когда-то это помещение не имело крыши, галерея была открыта, но со временем было принято решение о возведении защитного покрытия, чтобы природные явления не испортили бесценные росписи.

Знаменитые росписи Сикстинской капеллы... это ее душа. Тот самый духовно-богатый внутренний мир, о котором я говорила в самом начале. След трех гигантов эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело. Неоценимый подарок, оставленный нам в наследство. Живая легенда, чудо, так бережно хранимое на протяжении пяти веков, чтобы сегодня мы с вами сказали: "Да, чудеса там, где в них верят и чем больше верят, тем чаще они случаются".

Внутреннее убранство


Как я уже говорила, чудо капеллы заключено в трех великих именах. В трех неповторимых художниках, каждый из которых внес свой вклад в роспись этой церкви. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но эти три гиганта сыграли свою особую роль в том, чтобы словосочетание "Сикстинская капелла" стало самым известным словосочетанием в мире.

Но, господа, мы же понимаем, что всего этого никогда бы не произошло, не примирись Папа Сикст с Лоренцо Медичи. Ведь все трое вышеупомянутых мастеров являлись представителями именно флорентийской школы живописи. И, конечно, ни один из них не переступил бы порога капеллы, не усмири Папа свою гордыню.

А теперь давайте я расскажу вам про участие в этом грандиозном проекте каждого из трех гениев.

И начнем мы с Боттичелли.

Фрески Сандро Боттичелли

Думаю, многие из вас знают картину "Рождение Венеры".


Так вот этот шедевр есть творение рук выдающегося художника эпохи Возрождения, итальянца – Сандро Боттичелли, настоящее имя которого было Сандро Филипели.


Боттичелли (или "бочонок" по-итальянски) – прозвище, доставшееся ему по наследству от старшего брата-толстяка.

Сандро очень быстро снискал себе славу талантливого портретиста и стал известен не только во Флоренции, но и за ее пределами. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.

И вот в 1481 году группа мастеров под предводительством Боттичелли прибыла в Рим. Компания была небольшая, всего-то 3 художника: Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, и сам "Бочонок". Плюс несколько их помощников.

Еще один, четвертый и последний "фигурант" этого дела, Пьетро Перуджино из Умбрии, прибыл в раньше и уже начал работы в капелле.


На тот момент Перуджино был одним из самых прославленных мастеров и входил в число лучших художников Италии. Кстати, самым известным его учеником был Рафаэль.

Но вернемся к нашей теме.

Задача заключалась в следующем – расписать стены папской церкви фресками, проводящими параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как взаимосвязь Ветхого и Нового завета. Художники рьяно взялись за дело. Работы длились год, и в результате было создано 16 картин, 4 из которых не дошли до наших дней по определенным причинам.

И сейчас мы рассмотрим повнимательней эти настенные росписи, включенные в список всемирного наследия и находящиеся на втором ярусе. Возможно, они несколько блекнут на фоне грандиозного потолка Микеланджело и его сцены "Страшного суда", но поверьте, без этих уникальных изображений капелла не представляла бы из себя такого целостного и потрясающего зрелища.

Я расскажу вам о северной и южной стенах, которые при входе в папскую церковь будут находится слева и справа от вас соответственно.


Второй ярус

  • Северная сторона – отдана под цикл истории Спасителя и включает в себя 6 фресок, в том числе и одну фреску Боттичелли, на которой я остановлюсь подробней. Давайте посмотрим на каждую из них, начиная от алтаря и двигаясь по направлению к выходу.
Крещение Христа (Перуджино)

Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)

На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.

  • Первый (слева вверху) – дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.
  • Второй (в центре вверху) – дьявол, под личиной того же отшельника, пытается заставить Иисуса броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите.
  • Третий (справа вверху) – дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет дьявола, и тогда тот предстает в своем истинном обличье.
  • На переднем плане мы видим юношу, исцелённого от проказы, который приходит к верховному жрецу Храма, дабы явить это чудо и рассказать о своём очищении. В руках молодой человек держит жертвенную чашу. Две женщины подносят другие ритуальные предметы - жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец символизирует Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь во искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Призвание первых апостолов (Гирландайо)

Нагорная проповедь (Росселли)

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)

Тайная вечеря (Росселли)

Цикл завершался фреской "Воскресение" работы Гирландайо на стене над выходом. Но дело в том, что 1522 г. обрушилась балка, так называемый архитрав, и эта фреска была уничтожена. Пришлось перерисовывать. Правящий на тот момент Папа Григорий XIII сделал заказ на роспись по той же теме другим, малоизвестным художникам.

  • Южная стена – история пророка Моисея, также состоящая из 6 фресок. Давайте я вам их покажу. Направление, как и в случае со стеной северной, от алтаря к выходу.
Путешествие Моисея в Египет (Перуджино)

Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)

Здесь изображены несколько эпизодов жития Моисея.

  • Справа пророк убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню.
  • В центре картины Моисей помогает дочерям священника подойти к колодцу, он прогоняет пастухов, которые не пускали девушек
  • В левом верхнем углу пророк снимает обувь и слышит глас Божий, приказывающий ему вернуться в Египет и освободить свой народ
  • В левом нижнем углу – сцена, как Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.
Переход через Красное море (Росселли)

Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли)

Наказание восставших (Боттичелли)

Основная тема картины – восстание левитов против правления Моисея и его брата-сподвижника Аарона.

  • Справа изображены Моисей, мятежники и Иисус Навин (не путать с Иисусом Христом!), преграждающий им путь.
  • В центре мы видим пророка в папской тиаре, который изгоняет заговорщиков.
  • Слева земля поглощает предводителей заговора

На мой взгляд, примечательным является тот факт, что эта фреска расположена напротив эпизода «Вручение ключей Святому Петру», который был задуман как символ легитимности папской власти. Таким образом, "Наказание восставших" – это своего рода послание и даже предостережение вероломным, задумавшим посягнуть на власть Святого Престола

Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров)

Цикл завершался фреской "Спора над телом Моисея" работы Синьорелли на стене над выходом. Но как я уже говорила, в 1522 г. произошел неприятный инцидент с обрушением архитрава и наряду с фреской Гирландайо "Воскресение" была уничтожена и эта сцена из жития Моисея. Впоследствии она также была реанимирована силами других, малоизвестных художников, по заказу Папы Григория XIII.

Ну вот, господа, мы с вами изучили второй ярус Сикстинской капеллы и теперь, если вам посчастливится и вы попадете в эту сокровищницу мирового искусства, вам не понадобится даже аудиогид, вы сами будете в состоянии рассказать кому угодно, что изображено на северной и южной части папской церкви.

Третий ярус

Но ваш рассказ будет неполным, если мы не рассмотрим повнимательнее третий ярус, тот, который с арочными окнами. Посмотрите повыше, видите мужские изображения в проемах между окнами?


Это портреты первых понтификов, и выполнены они теми же мастерами, о которых я вам только что рассказала – Боттичелли & Co.

Вот для примера портрет Папы Сикста II работы Боттичелли.


С каждой стороны имеется по 12 изображений, еще 4 находятся на стене над входом вместе с двумя фресками, о которых я упоминала раньше. Вот как это выглядит:


Оставшиеся 4 портрета пап были погребены под фреской "Страшный суд". Но, уверена, мир не скорбит по этому поводу. Эти жертвы оказались оправданы тем бесценным шедевром, который оставил нам в наследство Микеланджело.


Потолок и "Страшный суд" Микеланджело

Все началось со строительных раскопок, имевших место в 1504 году неподалеку от Сикстинской капеллы. В результате этих действий, потолок папской домовой церкви был сильно поврежден и покрылся трещинами. Началась реконструкция, которая привела к тому, что возникла потребность обновить и роспись потолка (на тот момент это были сверкающие звезды на ночном небе). Однако у правящего Папы Юлия II возникла другая идея.


Более масштабная. С размахом, так сказать. Он решил расписать свод по-новому и в самом что ни на есть величественном стиле.

«Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:13-17).

Перуджино «Крещение Христа»
(1480, Исторический музей искусств, Вена).
Масло, дерево. 23,3х30 см.

Крещение – один из важнейших моментов в земной жизни Иисуса Христа. В начале своего служения Он пришёл к Иоанну Предтече и крестился от него. Христос, согласно Евангелию, собственным примером освятил обряд, который впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния, но и действительным очищением людей от первородного греха. «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16:16). После этого таинства люди принимаются в лоно Церкви, получают благодать, силу осуществлять дело Христово, начинают новую жизнь, которая продолжается и после смерти.

Крещение Господне также носит другое название «Богоявление», т. к. при этом событии впервые миру были явлены все три лица Пресвятой Троицы (глас с небес Бога Отца и сошествие Святого Духа в виде голубя). Крещение Господне или Богоявление входит в число двунадесятых праздников и отмечается 6 (19) января. Праздник совершается Церковью с водоосвящением и знаменует начало служения Христа во имя спасения человечества и первое явление Его как Сына Божьего.

Сюжет Крещения Христа имеет огромное значение в искусстве с первых веков истории христианства (библейские темы вдохновляли художников и оказывали влияние на их творчество на протяжении 2000 лет). Среди множества произведений на данную тему особое место занимает знаменитая картина Перуджино «Крещение Христа». Пьетро ди Кристофоро Ваннучи, прозванный Перуджино (около 1445-1523) – итальянский живописец, мастер умбрийской школы. Его искусство, связанное с традициями Раннего Возрождения, предвосхищает новые принципы прекрасного и возвышенного, получившие развитие в эпоху Ренессанса. Художник выработал свой стиль красоты. В этом плане изумительна венская композиция. Грациозные фигуры героев на фоне созвучного им трогательно-наивного, тающего в голубой дымке пейзажа создают основной лейтмотив – благочестивого созерцания.

Иоанн Предтеча – посланник Бога, одетый в звериную шкуру, изображён в виде странника в пустыне (в эпоху Ренессанса наиболее часто делался акцент на отшельничество Иоанна). Он льёт воду из блюдца на голову Христа (крещение обливанием). Иисус находится ещё только в начале исполнения Своего Предназначения, символом чего служит крест на посохе Иоанна. Над головой Иисуса Христа парит голубь Святого Духа. Коленопреклонные ангелы с их молитвенными жестами и спускающийся с неба голубь Святого Духа олицетворяют духовный смысл происходящего. «Крещение Христа» поражает ювелирной тонкостью живописи, особой чистотой и предельным вниманием к деталям. Движения героев в картине спокойны и естественны. Здесь Перуджино, как и в других произведениях, сохранил мягкую сердечность и наивную искренность.

Современное крещение происходит от обычая, который восходит к деятельности самого Иисуса Христа. «Иисус – это окончательный подарок Бога человечеству и воплощение всей полноты откровения тайны. В самом себе Он – всецело Бог и всецело человек. Его жизнь принадлежит Богу и одновременно проходит сквозь те времена и исторические моменты, что являются действительно человеческими».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то