Кто такой банник и как он выглядит. Банник или дух русской бани Домовой бани

По народным преданиям человек - далеко не главный хозяин в своем жилище. Как в доме живет домовой, так в бане властвует банник. Как и все духи, обитающие на одной территории с людьми, эта сущность любит устанавливать свои порядки. Если дружить с ним, уважать его и часто благодарить за помощь, он будет тщательно следить за здоровьем всех членов семьи. Он не любит когда ему льстят намеренно, но всегда отвечает добром на благодарность за помощь. Банник - это сущность, не имеющая физического тела, но обладающая сильными магическими способностями.

Банники – духи, живущие в бане

Роль в мифологии славян

Чтобы подробно раскрыть особенности этой сущности, нужно обратиться к истории славянского народа. Баня в прежние времена имела столь же значимую роль, как и жилой дом во дворе. На Руси семьи были многодетными, и часто хозяин и хозяйка уединялись в бане для любовных утех. Стены помещения были насыщены энергией любви.

Здесь же часто повитуха принимала роды, и помещение наполнялось энергией рождения. В северных регионах подпол бани нередко становился могилой для умерших. В холодное время, когда земля на кладбище не поддавалась вскапыванию, грунт под баней становился единственным подходящим для погребения тела местом. Часто женщины в парилке избавлялись от ненужной беременности и погребали плод под полом, так помещение получало энергию смерти, боли, и горя.

Нужно добавить к атмосфере бани стихии огня (отопление помещения) и воды: получится невероятно пестрый энергетический клубок, который по своей сути и является тем самым банником - хозяином бани.

Другие имена банника

У этой сущности много имен. Каждое имеет под собой особую историю.

  1. На Севере его называли бедовый. Считалось, что если прийти в баню ночью и выговорить все свои беды, глядя в темный угол, то банник заберет их себе и запечатает в камни, для обогрева, лишив хозяина всех неприятностей.
  2. В центральных областях хозяин бани звался анчутка (проказник). Его наделяли силой лечить болезни. Но предупреждали, что если молодая девка уснет в парилке, то проказник может и обесчестить ее во сне, ему не чужд интерес к женщинам.
  3. В Белорусии такая сущность была скорее злой, чем доброй. По преданиям, если хозяйка использовала помещение бани как комнату для стирки белья, то «хозяин» строго следил за качеством работы и если его что-то не устроит, то мог и напустить угара и хорошо «намять бока» нерадивой бабе.
  4. На Украине его называли припечок или лазник. Здесь считалось, что сущность не ограничивается только управлением на своей территории, но также помогает «хозяину» хлева смотреть за скотиной, управляется на огороде, чтобы был урожай, и гоняет со двора чертей, во избежание беды.

Часто в , сказках и рассказах можно встретить, что «хозяина» бани называют:

  • Нечистик;
  • Батрушечка;
  • Ваньчатко;
  • Загойный;
  • Бесполный;
  • Балующий.

Нельзя сказать что этого дворового духа люди опасались, но выказывали уважение как к члену семьи, помощнику, защитнику и товарищу.

Банник присутствует во многих славянских культурах

Внешность

Эту сущность народные предания, часто награждали человеческими чертами. Самый распространенный образ банника в мифологии:

  • человечек небольшого роста;
  • банник всегда ходит босой, у него непомерно большие стопы для его роста, с огромными пальцами и длинными ногтями;
  • маленькое тельце густо покрыто мехом коричневого цвета или абсолютно лишено волос;
  • одеждой для банника часто служили листья из банных веников.
  • у человечка большие тёмные глаза, большой нос и широкий беззубый рот.

В некоторых регионах было принято изображать банного духа как простую серую крысу, но с большими лапками, пушистым, а не голым хвостом и человеческим лицом. Так он выглядит, когда хочет показаться на глаза человеку, сделав предупреждение, но не открывая себя.

Поведение и привычки

Банник иногда кряхтит или тихонько посмеивается в темном уголке, а в ночь после захоронения на территории бани нередко слышится жалостливое бормотание и всхлипы. Это хозяин бани оплакивает вместе с семьей умершего родственника.

Стоит помнить о том, что у банника, как и у всех домовитых духов очень обострено чувство справедливости и ответственности.

Если хозяева ведут беспутный образ жизни, он начнет призывать на свою территорию чертей и давать им указания насылать мор на скот, воевать с домовым, с «сенником» (духом скотдвора) и вытаптывать огород, уничтожая урожай.

Умилостивить духа сложно, он очень обидчивый. Обозленный банник может превратиться в И тогда хозяину ничего не остается, как сжечь территорию, где обитает сущность, и тогда банник пойдет искать себе пристанище в другом месте.

Как попросить помощи в исцелении у духа бани

По тому, какие энергии принимают участие в создании этой сущности и в формировании его характера понятно что сам банник - дух особенный. Характер у него непростой и противоречивый, и он не всегда проявляет доброту к людям, а иногда, сильно рассердившись, может и удавить в угаре того кто ему сильно не понравится своим поведением или отношением к жизни.

Банник - дух, помогающий вести хозяйство, он заботится о тех, на чьей территории проживает. А потому у него можно просить исцеления любого недуга.

Чаще дух бани лечит человека от болезней костей или от простудных заболеваний.

Первым делом, перед тем как о чем-то просить, надо расположить к себе дух. . Нужно три дня приносить подаяние: блюдце молока, краюху свежего хлеба, по немного всего, чем питается семья, мелкие деньги и т. д.

На четвертый день натопить жарко баню и заходя в парилку проговорить:

«Банник-батюшко исцели мое телюшко, помоги моей душеньке, а я ж тебя благодарить буду».

Далее, в процессе купания тщательно натирать больное место прося у банника излечить, убрать боли и воспаления. Выкупавшись, следует оставить в бане чистое полотенчико воды ведро ключевой и новый березовый веник для лазника. И покидая помещение проговорить:

«Иди мой друг попарься да меня послушай и мне подсоби в беде моей телесной».

Если у вас нет вины перед «хозяином» парилки, то облегчение придет уже через несколько часов. А на третью процедуру банного лечения и вовсе покинет тело.

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Рядом с человеком

Все славянские боги - Сварог, Перун, Ярила - принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, этот дух обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что он также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями - предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару - каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для него подарок (как блюдечко с молоком для домового) - маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его - выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки - то бедным, если мокрой - то муж будет пьяницей, а если шершавой - то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног - коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет - безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев... Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями - баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника - не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт...

А на крыше сидел тот самый черный кот, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, - считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным "вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Валерия РОГОВА

Издавна баня считалась священным местом. Древние славяне воспринимали ее как чертог между миром живых и мертвых. Такие представления подкреплялись 4 стихиями, царящими в бане: пламенным огнем в каменной печи, обилием воды, землей, на которой строение располагалось, горячим воздухом. В бане принимали роды и омывали покойников. Через это место душа приходила в мир и покидала его. В помещении бани никогда не ставили икон, поэтому здесь человек мог соприкоснуться с потусторонним миром через гадания и колдовство. Неудивительно, что к этому месту был приставлен дух банник - существо, призвание которого заключалось в охране священного чертога.

Образ банника в мифологии

Банник - это мифический злой дух, который пришел к нам из поверий восточных славян. По преданиям, это существо селится в каждой бане, чтобы держать баланс между потусторонним и миром живых. Древние славяне верили, что в банях парятся не только люди, но и разнообразная нечисть: черти, лешие, русалки. В задачу банника входит охрана порога в потустороннее и препятствование встречам людей с нечистой силой.

Банник - условно злой дух. В силу своего характера, он скорее принципиальный и вредный. Людям, которые не нарушают законы бани, он не грозит. Потусторонний надзиратель рьяно следит за порядком в бане и нещадно карает тех, кто осмелится его нарушить.

Обитает дух за печкой. Когда он сердится, то перебирается за полок и оттуда пугает посетителей бани. Существо любит попариться после посещения бани большого количества людей. Моется он грязной водой, которая стекала с потных человеческих тел.

Для изгнания духа бани под порогом закапывают удушенную черную курицу или петуха. Желательно сделать это перед Пасхой - в Чистый Четверг. Баню освящают и периодически опрыскивают святой водой. Если же встреча с духом произошла, можно призвать на помощь домового или попытаться ударить существо железной палкой.

После этого советуют, не оглядываясь, бежать до ближайшей церкви от банника. Дух бани, как и вся нечисть, не переносит железа, поэтому прикосновение этого материала ему точно придется не по вкусу.

Внешний вид

Обычно невидимый для людского ока банник легко перевоплощается в таких зверей:

  • вепрь;
  • собака;
  • кошка;
  • лягушка;
  • заяц.

Настоящий облик банника могут видеть только его нечистые друзья или избранные люди, которым он по какой-то причине пожелал явиться. Со слов очевидцев банник выглядит так:

  • голый старик неряшливого вида;
  • косматый;
  • длинные ногти;
  • заплесневевшая борода;
  • все тело покрыто седыми волосами;
  • на теле кое-где виднеются ошметки банного веника;
  • худой, но с немаленьким пивным животом;
  • щуплый и низкорослый.

Несмотря на свой рост и вес, дух очень силен, как и полагается нечисти. Иногда рядом с Банником изображают женщину. Ее называют шишига или обдериха. Хозяйка бани проживает под полком. Перед людьми она появляется в образе голой лохматой старухи или черной кошки.

Согласно преданиям, она появляется только в тех банях, в которых парилась роженица. Обдериха любит только мужчин. Особенно ей ненавистны беременные женщины и молодые матери. Таких женщин мужчины не отпускали в баню одних, чтобы обдериха не запарила их до смерти.

Особую страсть хозяйка бани питает к детям. К малышам она относится очень хорошо, никогда их не обидит, но если она заметила, что родители уделяют ребенку недостаточно внимания - может подменить дитя. Подкидыши, вначале выглядевшие точными копиями малышей, вскоре обретают уродливые черты и превращаются в старые банные веники. Так обдериха мстит нерадивым матерям.

Проделки банника и польза от него

Все неприятности, произошедшие в парилке, принято списывать на пакости банника. Но так ли это: человек поскользнулся на мокром полу - случайность или проделки духа и как далеко может зайти коварство хозяина бани. Согласно поверьям, банник может пакостить следующим образом:

  • обжигать человека кипятком, подсунув ему черпак с горячей водой;
  • бросаться камнями, угольками;
  • стучать по стенам, окнам бани;
  • запирать двери из парилки;
  • поддавать жару;
  • щекотать;
  • кричать утробным голосом.

Дух просто пугает не понравившихся ему людей, но если его обидеть, то мало никому не покажется. Он может затащить обидчика в пылающую жаром печь, задушить, ободрать кожу, запарить до смерти.

Банник может принести и пользу. Он защищает людей от нечисти, мертвецов и является прекрасным знахарем. Говорят, что лекарственные свойства бани связаны с банником.

Дух может предсказать человеку его судьбу. Особенно он популярен на Святки, когда охотно гадает девушкам на жениха. Девицы задирают юбки и становятся задом к дымнику. Если банник ущипнет за ягодицу мохнатой рукой - к богатому жениху, голой - к нищему, мокрой - к пьянице.

Опасность и способы задобрить

Дух опасен лишь тем, кто неуважительно к нему относится и не чтит порядки бани. Чтобы не попасть в немилость к баннику, следует придерживаться несложных рекомендаций.

  1. Не посещать баню после заката. В это время дух приглашает в парилку своих нечистых братьев.
  2. Не париться после большого количества людей. Этот пар предназначен для самого банника.
  3. Никогда никого не торопить в парилке.
  4. Не приходить мыться во хмелю.
  5. Не прыгать по полкам парилки.
  6. Не приходить в дни больших церковных праздников.
  7. Не париться на чужом пару.
  8. Не сорить в бане.
  9. Не пить воду, предназначенную для мытья.
  10. Приходя, здороваться, а уходя - прощаться с духом бани. Не забывать благодарить его за гостеприимство.

К вышеуказанным 10 «заповедям банника» можно добавить еще пункт о беременных женщинах. Будущим матерям в бане пребывать нежелательно. Духу также не понравится, если баню решили снести. За это он может наслать на людей страшное проклятие.

Чтобы задобрить духа, ему оставляют кусок ржаного хлеба с крупнозернистой солью. Можно еще поставить блюдце с молоком, медом, плошку свежей воды. Баннику нравится такое жертвоприношение. Особенно он радуется оставленному для него хорошему пару, свежему венику и куску душистого мыла.

Приметы и суеверия о баннике

С образом банника связано много примет. Самые распространенные из них такие:

  • на местах разобранных бань нельзя строить дома;
  • ночные путники никогда не останавливаются на ночь в бане;
  • в парилке лучше не снимать нательный крестик;
  • строить баню следует подальше от дома;
  • если прийти в парилку во время заутренней, можно снять со спящего духа шапку-невидимку, после этого необходимо стремглав мчаться в церковь, чтобы банник не успел догнать;
  • у обдерихи можно выторговать беспереводную монету: для этого необходимо подкинуть ей черную кошку, которую пеленают, как грудного ребенка - дух может принять кошку за дитя и отдать монету.

Помимо народных примет, есть масса былин о духе бани. Как-то вечером 5 девушек направились в баню, несмотря на запрет париться после заката. Одна из девиц прихватила с собой маленькую сестренку. В полночь в двери постучали, и девушки увидели на пороге 5 прекрасных юношей, которые сбились с пути.

Гостей пригласили за стол. Маленькая девочка, игравшая на полу, заметила, что вместо ступней у юношей копыта. Она уговорила сестру вернуться домой. Старшая сестра с досадой попрощалась с компанией и ушла вместе с девочкой. Утром они узнали, что баня провалилась под землю, а вместе с ней черти унесли оставшихся девиц.

В другой истории две девушки проживали с теткой. Одна из них родила малыша, но сама умерла при родах. Племянница с теткой усыновили ребенка. Однажды они решили отправиться в баню. Малыш долго резвился в воде, а родственницы не могли отказать сиротке в удовольствии.

Когда ребенок наигрался вдоволь, время уже близилось к ночи. Женщины попытались выйти, но дверь не поддалась. Тотчас начали доноситься жуткие крики, скрежет и стук. С первыми петухами кошмар закончился, и семья смогла выйти на улицу. Вокруг бани они увидели следы копыт, когтей и зубов. Так черти пытались пробраться в парилку, а любящая детей обдериха не пустила их.

Некоторые путают банника с банщиком. Банник - мифическое существо наподобие домового, которое оберегает баню. А банщик - это добрый человек, который поддает жар и выдает банные простыни.

Банник. Поверье 1.

Ба́нник - дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Народные представления

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие банника - обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.

Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха - лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой - у девушки будет богатый жених, если голой - бедный, а если мокрой - пьяница.

Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.

БАННИК вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: БАННИК душит их или сдирает кожу; БАННИК пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. БАННИК может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. БАННИК иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).

Из других функций БАННИКА следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой - будет жених богатый, если голой рукой - бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, БАННИК может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха . Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки ; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о БАННИКЕ (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомойили родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Часто мы в сердцах говорим своему собеседнику:"Да пошел ты в баню!", а ведь мы при этом сулим человеку большие проблемы! Вы спросите, почему? Да потому что в бане обитает банник - типичная русская домашняя нечисть! Да, да именно банник, а не банщик. Банщик он кто? Здоровенный детина, который топит баньку, хлещет вас веничком и капает эвкалиптом на камушки.

А банник не такой, по свидетельствам преждевременно поседевших очевидцев, это голый пузатенький старичок с огромной косматой бородой, заплесневелой от постоянной влажности. Блин, да это рахитичный братец Деда Мороза, не иначе!:) Впрочем банник особо не светится, а предпочитает прятаться, как и всякая другая нечисть.

Сам банник очень силен, может придушить, оглушить, обжечь кипятком, и дверь при этом припрет, что хоть топором руби, не откроешь. Только святой водицей надо побрызгать. тогда отворится. Вообще баня издревне считается местом гиблым, на местах заброшенных бань никогда не строят домов. Любой путник ночью никогда не войдет в баню для ночлега.

Чтобы не гневать банника следует соблюдать его порядки!
Первый из законов: париться не более чем в три смены, "четвертый пар" - для самого банника и его кентов, других нечистых.
Второй закон: париться только в положенное время: до семи часов вечера - летом, и до обеда - зимой. И вообще никогда не заходить в баню после захода солнца. Блин, да мы же все его законы нарушаем! Че теперь делать? Что делать-что делать! В первую очередь надо побеспокоиться о чистоте и вывести плесень в бане, если она там завелась. Это можно сделать только при помощи полной дезинфекции специальными средствами.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи! "

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами - Полевиками.

Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Миф

Согласно славянским поверьям, в доме жил домовой, в водоёмах - водяной и русалки, в лесах - леший, даже в полях жили свои духи. И постройки вокруг избы тоже населены чудесными обитателями. В бане жил банник, по-другому его называли ещё Анчуткой.

Говорили, что банник маленький, лохматый. Он любил зло пошутить над человеком.

Рассказывали, что как-то девушка поспорила, что проведёт ночь в бане одна и за это время сошьёт себе рубаху. Ближе к полуночи стали анчутки, дети банника, собираться вокруг девушки и прибивать подол рубахи к полу. Прибивают и шепчут, что не выпустят, не выпустят. Смотрит девушка, и в самом деле трудно выбраться. А банник может и до смерти защекотать, а то и утащить к себе. Сообразила девица, что делать: решила распустить рубаху, в которую была одета, а из ниток этих новую шить. Распускала и шила, а как всё распустила, так и вырвалась из бани голая с новой рубахой в руках.

Банник.Поверье 2.

Банный, Байник, Баинник, Баенник – дух бань, злобный старикашка, облаченный в одеяния из опавших с банных веников листьев. Довольно часто Банники женятся на Кикиморах, союз с которыми порождает Анчуток.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане./span>

Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого.

Особо Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся. Иногда Банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может даже подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник.

Впрочем, с Банником можно поладить. Знающие люди всегда оставляют ему хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани. Но уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."

Есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица.

Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о Баннике. Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Банник. Поверье 3.

На Руси было целых два банных духа: Банник и Банница, Банная Обдериха. Вопреки бытующему мнению в Рос­сии мылись всегда. Более того, баня считалась символическим, серьезным местом в русской усадьбе, местом пе­рехода из одного мира в другой. Обус­ловлено это было наличием в бане воды - особой сакральной силы. В бане могли и роды принять, и покойника об­мыть - вот вам и переход. Считалось, что границу эту охраняют солидные по­граничники, поэтому относились к ним с большим почтением. Есть целая схе­ма, как надо париться. Во хмелю в баню не ходи, по полкам не прыгай и не ори - накажут. Прояви уважение, как-никак в гости пришел. Может, ты и сам баню по­строил, но хозяева здесь - они. В об­щем, чего ни коснись - уйма знаковых мелочей, о которых мало кто помнит.

Банник в русских поверьях - это дух, живущий в бане. Его представляли в виде крошечного, но очень сильного лохматого старичка с длинной бородой, покрытой плесенью, одна рука у него мохнатая, а вторая - без волос.

Воздействию Банника предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, считалось, что всё это проказы Банника. Любимое развлечение Банника - ошпаривать моющихся кипятком и «стрелять» камнями в печи-каменке, раскалывая их. Ещё он любит пугать парящихся стуком в стенку. Однако серьёзно вредить людям (обдирать кожу или даже запаривать до смерти) Банник начинает лишь тогда, когда люди злостно нарушают традиционные банные запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.

У Банника есть и свои «обязанности» - он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой - тогда бедный.

Добиваются доброго расположения Банника общеизвестным способом: оставляют ему в бане кусочек ржаного хлеба, густо посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, «дарят» Баннику черную курицу. Выстроив новую баню, черную курицу, не ощипывая у нее перьев, душат (но не режут), затем закапывают её для Банника под порогом.

Банный дух мог выступать и в женском обличье - Баннихи, Баенной матушки, Обдерихи. Обдериха выглядит как лохматая страшная старуха, иногда совсем голая. Людям она может показываться в виде обыкновенной гулящей кошки. Поверья о ней сходны с представлениями о Баннике, только Банниха, или Обдериха, не принимает участия в гаданиях.


Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта , или банника . Откуда произошло такое верование?

В этой статье поговорим о русских преданьях, связанных с очень коварной и опасной нечистью - с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.

Но обо всем по порядку.

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.

Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане - не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: "Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз".

Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: "Баня парит, баня правит, баня все поправит".

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый - баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани - баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название - "лазня" (от слова "лазать"). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.

Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой - ковш с крутым кипятком.

Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти - отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные - куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами - кикиморами, русалками, овинниками и прочими - не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.

Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше - не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы - короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше - дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла - серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют - тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Были способы банника задобрить. Первый - принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй - взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд - аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником - не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.

На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть - и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя - прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник - попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).

Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи - эльфы, тролли, лешие - воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним - отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, - это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани - темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.

Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты - другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то