Слияние таможни и налоговой: «Бизнес будет только аплодировать» . Чем грозит бизнесу объединение фтс и фнс Объединение фтс

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

ПРИМЕР

До интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

Также произошло:

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Существенно выросла эффективность контрольных мероприятий по сравнению с 2015 годом – более чем в 2 раза только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Только введение системы Tax Free увеличило товарооборот в тех магазинах, где она была установлена, на 25%. Особенно хорошо она зарекомендовала себя в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Президент России Владимир Путин обсудил с руководителем Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимиром Булавиным совершенствование работы ведомства и процесс его интеграции с Федеральной налоговой службой (ФНС).

Также глава государства поздравил коллектив ФТС с ведомственным праздником - с 25-летним юбилеем - и пожелал успехов в работе в новых условиях.

На плечах ваших сотрудников лежат очень сложные задачи, большая ответственность, связанная не только с должной организацией внешнеэкономической деятельности, что чрезвычайно важно в условиях рыночной экономики, но и задачи, связанные с наполнением федерального бюджета. До сих пор служба работала весьма эффективно, и все планы, все задачи, которые перед ней ставились, она исполняла. Надеюсь, что так же будет и в будущем, - сказал Владимир Путин.

Руководитель ФТС доложил о результатах работы службы за девять месяцев этого года. По словам Владимира Булавина, в доходную часть федерального бюджета уже перечислено более 3,1 трлн рублей, что на 3% больше запланированной суммы.

Должен отметить, что впервые в этой сумме у нас импортная составляющая выглядит несколько предпочтительнее, а именно - 52% по отношению к экспортной составляющей. С учетом динамики весовых характеристик импорта это может свидетельствовать об эффективности деятельности таможенных органов в целом, - отметил Владимир Булавин.

Глава таможенной службы назвал главные задачи ведомства: ускорение таможенных процедур, эффективность при сборе средств для наполнения бюджета, внедрение информационных технологий.

Участники внешнеэкономической деятельности 100% (товаров. - «Известия») декларируют в электронном виде. Кроме того, введено предварительное информирование о ввозимой продукции на автомобильном или железнодорожном транспорте, что позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска - до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска - до 18 минут, - сообщил Владимир Булавин. - Мы в режиме эксперимента также занимаемся вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. За последние годы, начиная с 2013-го, у нас сокращение в 30 раз, и сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут. При экспорте сокращение произошло в пять раз, до 47 минут, - привел данные руководитель ФТС.

Владимир Булавин также рассказал, что процесс объединения Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы дает первые результаты: в ходе совместных проверочных мероприятий удалось дополнительно начислить таможенные платежи на сумму в 1,5 млрд рублей, налоговики добавили еще 1,9 млрд рублей отчислений.

Советник юридической фирмы «Борениус» Сергей Федоров отметил, что именно с приходом Владимира Булавина на пост главы ведомства активизировался процесс интеграции с налоговой службой.

Булавин - сторонник интеграции, при нем начался активный обмен информацией между ведомствами, - отметил специалист.

В экспертной среде также дали высокую оценку работе российской таможни, заявив, что она идет в мировом тренде облегчения таможенных процедур.

Есть нормы Всемирной торговой организации, направленные на упрощение таможенных процедур, так как это является барьером для торговли, а порой под предлогом долгих процедур государства препятствуют поступлению товаров на свои рынки. Это хорошо, что государство самостоятельно упрощает процедуры, - полагает директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслав Евсеев.

Специалист уверен, что одним из результатов слияния ФТС И ФНС станет использование таможенниками более совершенных информационных технологий, что сделает работу службы более эффективной.

Дата публикации: 20.09.2018 14:00

В ЦВЗ «Манеж» состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и ФТС России, посвященное вопросу взаимодействия двух ведомств.

«Перед нашими ведомствами стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней, сокращению числа низкоэффективных проверок, обеспечению полной готовности к администрированию страховых взносов по всем направлениям налогового администрирования: учет платежей, контрольная, судебно-правовая, прогнозно-аналитическая работа», - завершил свой доклад руководитель ФНС России.

О выполнении задачи по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей, поставленной перед ФНС России и ФТС России в 2015 году Президентом, рассказал Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов . «Основной акцент в этой работе мы сделали на интеграции цифровых платформ ведомств, направленной на устранение информационных разрывов, возникающих в точках пересечения налогового и таможенного администрирования, которыми пользовались недобросовестные налогоплательщики и участники внешнеэкономической деятельности. Сегодня данная задача выполнена - мы это видим в цифрах повышения эффективности налогового и таможенного администрирования, а также в росте поступлений в бюджет», - отметил он.

Об ускорении развития экономики страны за счет сотрудничества налоговой и таможенной служб рассказал руководитель ФТС России Владимир Булавин . Он отметил, что создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей и применение риск-ориентированного подхода способствует уменьшению количества проверок и числа фирм-однодневок, а также обелению экономики в целом. «Дальнейшее взаимодействие налогового и таможенного ведомств основано на внедрении передовых технологий и практик», - завершил свое выступление он.

Мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что решения, принятые на коллегии доходообразующими ведомствами прямо отражаются на жизни города. Он также отметил, что налоговое администрирование, которое проводит ФНС России, обеспечивает 20-30% налоговых поступлений - это означает полное обеспечение развития глобальных проектов, улучшающих инфраструктуру столицы.

В заседании также приняли участие заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин , Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Макаров , Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин , Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков .

У Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы появится общая автоматизированная система данных. Ее создание ведомства намерены завершить летом 2016 года

В план деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2016 год включено создание объединенной информационной базы с Федеральной таможенной службой (ФТС). Единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров позволит ведомствам совместить потоки информации об импорте и подтверждать нулевую ставку НДС, тем самым упростив таможенное администрирование. В Правительстве РФ приняли решение о создании единой автоматизированной системы, которая объединит данные от налоговой службы и таможенной службы еще осенью 2015 года. Целью создания такой единой информационной системы является единое администрирование двух служб и контроль за транзакциями предприятий. Ведь, по сути, обе службы пересекаются в вопросах налогообложения и государственной пошлины. Однако из-за разного руководства, администрирования и информационной базы их взаимодействие далеко от идеального. Поэтому при оформлении импорта или экспорта товаров нередко возникают ситуации, когда заинтересованным в возврате НДС лицам приходится проходить множество инстанций, чтобы доказать это право.

Однако, часто возникают и противоположные ситуации, когда организации реализуют схемы, так называемого «серого импорта». Это сделки, в которых, помимо конечного покупателя и поставщика, участвуют еще несколько фирм-посредников. В результате создаются условия, при которых занижается таможенная стоимость товара или он растаможивается не по своему таможенному коду. В результате занижается НДС. В целях предотвращения таких схем в ФНС уже довольно давно работает специальная система АСК НДС-2. Однако она не позволяет отслеживать весь путь товара до его растаможивания на территории России. Новая система даст возможность налоговикам отслеживать товар в момент ввоза, поэтому количество таких мошеннических схем должно сократится, как считают эксперты.

Хотя в январе 2016 года ФТС была передана Президентом России Владимиром Путиным под управление Министерства финансов, обе службы до сих пор имеют проблемы из-за отсутствия тесного взаимодействия. Так, недобросовестные бизнесмены, пользуются возможностью бесконтрольного трансфертного ценообразования. В ФТС организации предоставляют одни сведения по ценам, в ФНС - другие, в результате имеют необоснованную налоговую выгоду на НДС. Ведь даже до сих пор налоговики не получают от таможенников полной информации по счетам-фактурам. Однако большинство специалистов в области таможенного и налогового права, а также представителей реального бизнеса, уверены, что полностью совмещать эти две службы все же не стоит. По их мнению, достаточно будет только усовершенствовать администрирование в таможенной службе. Причем, не только в вопросах налогообложения экспортных и импортных товаров, но и в вопросах прохождения разного рода контроля и служб непосредственно на границе. В частности, предприниматели будут рады упрощению санитарного и ветеринарного контроля ввозимых и вывозимых товаров. В этом смысле предлагаемое объединение информационных систем также может стать "первой ласточкой" в упрощении соответствующих контрольных и надзорных процедур.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.

По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет.

Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

На встрече c Президентом тема создания единого фискального органа не обсуждалась

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе.

По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

См. https://www.kommersant.ru/doc/3474237/

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то