«Татарский из учебного плана ушел, но пришел под названием «родной язык»: в школах республики идут родительские собрания. Путин не понимает по-татарски «Уважать культуру народа, с которым ты живешь»

Глава Комитета русскоязычных родителей Татарстана Эдуард Носов и лидер Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов после выступлений республиканских властей на сессии Госсовета Татарстана направили обращение на имя президента России Владимира Путина . В нем они просят его вмешаться в ситуацию и не допустить "откровенных угроз миру и согласию в регионе и в целом в России". Информация об этом опубликована в соцсетях организаций.

Вчера на сессии Госсовета Татарстана президент республики Рустам Минниханов , что татарский язык будет преподаваться два часа в неделю и что такие договоренности достигнуты с федеральным центром. Республика ожидает, когда изменения внесут в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ситуацию с изучением татарского языка в Татарстане к компетенции властей республики.

Авторы письма к президенту России задаются вопросом: "С кем из ваших, Владимир Владимирович, чиновников "договаривается" региональная власть Республики Татарстан, чтобы выполнять ваши поручения в ином понимании, чем они предельно конкретно написаны"?

"Одновременно со стороны региональных провластных СМИ и различных татарских национал-сепаратистских интернет-ресурсов, стремительно набирающих популярность, начались информационные вбросы, откровенно разжигающие межнациональную ненависть к "угнетателям" татар", - отмечают авторы в письме.

Так, они отмечают, что в сети используется хештег #ОстановитеЯзыковойГеноцид (и англоязычный вариант). Большую часть письма авторы описывают плакаты.

"Изображен юноша в зеленой тюбетейке (национальный татарский цвет), некая рука вытягивает из него язык вверх, так, что голова сильно запрокинулась назад, а в другой наготове резать ножницы. Из глаза юноши в форме мусульманского полумесяца скапывает слеза", - отмечают они.

При описании другого плаката они отмечают, что мальчику на нем "подправлен татарский разрез глаз".

"И, наконец, плакаты с явными призывами к неповиновению, к татарской национальной революции, как, например, на одном из них, отображающем сюжет Французской революции, группа детей организованно рисует яркую надпись на стене дома "ТАТАР ТЭЛЕ" ("татарский язык") повыше гораздо менее броской надписи "PAIX" ("мир" - франц.)", - указывают авторы.

Кроме того, авторы сетуют на том, что их и других, выступающих против обязательного изучения языка, "выставляют на всех этих ресурсах и в СМИ как ненавистников татарского языка и татар, желающих искоренить этот предмет из регионального образования". Хотя на деле, отмечают авторы, они лишь хотят уберечь своих детей от "агрессивно навязываемого в непомерных объемах и по ужасным методикам предмета "татарский язык"".

"Однако эти русские и русскоязычные организации и сообщества безапелляционно зачислены наряду с "федералами" во "враги татарского языка и татарского народа". При этом педалируется и образ "героев-защитников татарского языка"", - уверены они.

Они также отмечают, "своеобразное отношение регионального руководства к силовым структурам федерального подчинения". Имея ввиду слова президента Татарстана на предыдущем заседании, где он якобы был не доволен работой прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.

"Мало того, что уравнивать "русских" и "татар" в разжигании - просто цинично, глава региона регулярно называет прокурора Нафикова "прокурором республики", позиционируя его чуть ли не как своего подчиненного, а на предыдущем заседании публично стыдил за его работу по выполнению ваших поручений, прозрачно намекая с госсоветником Шаймиевым на то, как "с вами дальше работать?"", - отмечают авторы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Ситуацией озаботились в парламенте республики. О противостоянии в родительском сообществе Business FM рассказали жители Татарстана - журналист, преподаватель татарского языка и мама школьника, с обращения которой к президенту и началась борьба

Вопрос преподавания татарского языка в школах дошел до Госсовета Республики Татарстан. Парламентариев беспокоит то, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку.

Ранее прокуратура республики, ссылаясь на федеральное законодательство, назвала незаконным обязательное изучение татарского языка. В школах и родительском сообществе к этому отнеслись неоднозначно.

Противники обязательного изучения татарского языка начали громко заявлять о своей позиции после заявления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое он сделал в июле. Президент тогда сказал, что обязательным в российских школах может быть изучение только русского языка. Продолжает житель Казани, главный редактор информационного портала R16.ru Андрей Антропов:

Андрей Антропов главный редактор информационного портала R16.ru «Тут такое сразу же началось. Стихийно образовалось родительское сообщество Республики Татарстан. Начинали они с 300 человек, в обсуждениях шли бурные баталии, что законно, что незаконно. Эта группа стала стремительно расти, и сейчас там около 10 тысяч человек. И у них появились антагонисты — группа «Татар ата-аналары», то есть татароязычные родители Татарстана. Там тоже около 10 тысяч человек. Фактически можно сказать, что общество раскололось ровно надвое. Власть просто бросила на произвол судьбы директоров школ, они один на один остались с законом и родителями. Некоторые директора просто упираются и не хотят отменять обязательный татарский язык, некоторые идут навстречу. Таких, наверное, не более 20% по всему Татарстану. Дело дошло до того, что директора школ в Татарстане даже не боятся уголовных статей. Прокуратура в соседней Башкирии предупредила, что если будут такие подтасовки на изменение учебных планов без разрешения родителей и тому подобное и будет вводиться обязательный государственный язык республики, то это квалифицируется как статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Можно людей сажать до пяти лет с лишением права на тот же срок занимать данную должность. Даже этого не боятся».

Алсу Газизова из Набережных Челнов составила петицию на имя президента России с просьбой отменить обязательное изучение татарского языка в школах. Что было после, рассказывает сама Алсу:

Алсу Газизова жительница Набережных Челнов «У моего ребенка в четвертом классе было три часа русского языка и шесть часов татарского, представляете? Я уже 4 сентября написала заявление в школу об отказе от изучения татарского языка. 9 сентября пришел ответ. Нам сказали, что Марк может не изучать татарский язык, будет сидеть тихонько на уроке. Когда я об этом сообщила в социальные сети, поднялась шумиха, и после этого, видимо, у директора школы был какой-то разговор с министерством образования, и она пошла в отказ. Меня вызвали, сказали, он будет изучать. И с этого началась наша эпопея, борьба. Руководство до последнего говорило, что такого никогда не будет в республике, потому что это государственный язык, он не будет добровольным. Об этом говорили все, начиная от президента Татарстана и заканчивая депутатами. Родителей держали в большом напряжении. Сейчас я увидела новое расписание. Часов русского добавили, теперь пять часов в неделю, и три часа оставили на новый предмет — родной язык и родная литература. Оказалось, что в рамках этого предмета те, кто не писал отказ от татарского языка, будут изучать татарский язык, а те, кто написали отказ, они будут изучать предмет риторика на русском языке».

Преподаватель татарского языка Эльза говорит, что за годы ее работы ни ученики, ни родители не жаловались на количество часов татарского языка и литературы.

Эльза преподаватель татарского языка «В последние две недели первой четверти во всех школах провели родительские собрания, как раз этот вопрос поднимали. До этого практически во всех школах прошла проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Проверяли, сколько часов преподаются татарский и русский языки. В той школе, где я работаю, в плане татарского языка почти ничего не меняется. Лично меня это как учителя не коснулось. Но есть школы, где сокращают уроки татарского языка, и вместо десяти учителей остаются только два-три, остальные попадают под сокращение. У нас каждый день меняется сценарий: прокуратура говорит одно, потом юристы начинают защищать учителей, каждый день какая-то игра продолжается. Уроки татарского языка уже в течение 25 лет, может, даже чуть больше преподавались в основной школьной программе. Например, в начальных классах их было больше, четыре-пять уроков, татарский язык плюс татарская литература. Чем старше классы, тем меньше часов. Например, к девятому классу два-три урока татарского и один урок татарской литературы. Может быть, у кого-то возникал вопрос, почему мы это изучаем, но всем было ясно, что это как второй государственный язык, как язык народа Татарстана, то есть это был естественный процесс. Мне редко приходилось слышать даже от учеников, не говоря уже о родителях, почему нам надо изучать татарский язык».

Business FM попыталась выяснить, как местные языки изучают в других российских регионах. Получить официальные комментарии от профильных региональных министерств на момент публикации материала не удалось. Однако, как говорят журналисты ряда республик, местные языки там изучают в обязательном порядке и к конфликтам это не приводило.

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин, но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться . А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже , сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года. И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета, ни у кого-либо еще не получится.

В Татарстане вновь стала актуальной тема преподавания русского и татарского языков в школе. Местное Общество русской культуры направило письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, заявив о «страдании по крайней мере половины детей» региона: им преподают «фактически ненужный предмет “татарский язык”» в ущерб русскому языку и литературе. Ранее о недопустимости сокращения часов изучения русского языка заявлял Владимир Путин. Чиновники Татарстана заявляют об отсутствии в регионе проблем с языками. Эксперты, напомнив об истечении срока договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ, ждут от федерального центра «политического решения».


Вчера Общество русской культуры Татарстана сообщило, что совместно с Комитетом русскоязычных родителей республики подготовило обращение к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой о «ситуации с изучением языков» в регионе. Общественники заявляют, что руководством республики она «доведена до предела» и, несмотря на то, что «о проблеме уже заявил президент России… страдания по крайней мере половины детей в республике… продолжатся с нынешнего 1 сентября». Активисты отмечают, что русскоязычные школьники региона изучают русский язык и литературу в сокращенных объемах. К тому же посещают «по 5-6 уроков в неделю фактически ненужного предмета “татарский язык”». «Очевидно, что в целом ситуация в нашем регионе уже представляет угрозу для безопасности страны»,- говорится в обращении. Активисты выражают надежду, что госпоже Васильевой, которая родилась в Бугульме, «удастся не только легко и быстро разобраться в ситуации, а найти пути ее исправления»: «Очевидно, что обучение… русскоязычных детей татарскому языку не дает никакого эффекта для сохранения татарского языка, и что упор здесь необходимо сосредоточить на его носителях и желающих изучать».

Обращение написано спустя месяц после выступления Владимира Путина на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в столице Марий Эл Йошкар-Оле. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов»,- сказал тогда президент. Он отметил, что русский язык «знать должен каждый», это «государственный, язык межнационального общения и его ничем заменить нельзя». Вместе с тем другие языки, как считает господин Путин, не должны изучаться в обязательном порядке: «Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное».

Вместе с тем в Татарстане татарский язык преподается в школах в обязательном порядке. Это предусмотрено региональным законом 1992 года. Он гарантирует, что оба языка в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Татарский и русский - государственные языки в Татарстане, согласно Конституции республики.

В 2011 году сторонники Общества русской культуры уже направляли письмо тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву, в котором указывали, что в Татарстане «дети за весь период обучения получают вместо 1,2 тыс. всего 700 часов русского языка». В этом году активисты провели в Казани митинг «против языковой тирании». Однако он собрал не более 50 человек.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов вчера сообщил “Ъ”, что новое обращение к Ольге Васильевой планируется передать «лично в руки» на Общероссийском родительском собрании 30 августа. Копия письма уже направлена по почте. К обращению прикреплены документы и прежняя переписка родителей с региональными и федеральными чиновниками, которая «не дала результата». Господин Щеглов рассчитывает, что в связи с заявлением Путина будет принято «кардинальное решение вопроса», вплоть до изменения языкового законодательства республики.

Вместе с тем в Министерстве образования и науки Татарстана отрицают, что русскоязычные школьники в регионе испытывают какие-либо проблемы. «У нас есть Конституция республики, есть закон о языках, закон об образовании, два государственных языка: русский язык и татарский язык»,- комментировал прежде заявление Владимира Путина региональный министр Энгель Фаттахов. Он отмечал, что в Татарстане работают по федеральным стандартам: «В этом плане у нас нарушений нет. Все наши действия согласованы с Министерством образования РФ». А вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов заявлял “Ъ”, что если госязыки в республиках не будут преподаваться в школах, то это грозит «ликвидацией республик»: «В чем тогда будет отличие республики от Кировской области?»

Политолог, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев полагает, что на этот раз «есть шанс», что федеральный центр может отреагировать на обращения родителей. Он напоминает, что сейчас отношения между республикой и федеральным центром достаточно сложны в связи прекращением договора между Татарстаном и РФ: «Я думаю, в Кремле хорошо осведомлены о проблемах с преподаванием языков в республике. Руководство Татарстана могут вежливо попросить привести региональное законодательство в соответствие федеральному». Он считает «компромиссным вариантом», если в части школ будут изменены учебные планы и русский язык будет преподаваться в тех же объемах, что и в других регионах. «В любом случае решение в отношении Татарстана будет политическим. И в случае, если оно не будет принято, это тоже политическое решение»,- заключает эксперт.

Политические процессы, связанные с распадом СССР и сопровождавшиеся «парадом суверенитетов», в национальных республиках России привели к националистическому реваншу правящих элит . На практике это выражалось в моноэтниизации государственного аппарата, когда руководящие посты занимались представителями титульного этноса, поддержкой антироссийских настроений в общественно-политическом пространстве региона, неравным финансированием национальных культур (предпочтение отдавалось культуре титульного этноса), закреплением за языком титульного этноса государственного статуса и обязательном его изучении всеми школьниками, мифологизацией местной национальной истории.

Применительно к Татарстану весь этот набор признаков националистического реванша был характерен, и в 1990-е годы при слабом федеральном центре получил свое внедрение. Несмотря на постоянное декларативное подчеркивание со стороны региональных властей отсутствия ущемлений русского населения, последнее ощущало определенную степень дискриминации , что было отражено даже в Конституции Татарстана, где в преамбуле Основного закона было прописано, что он выражает волю «многонационального народа Республики Татарстан» и «татарского народа», тем самым даже юридически было обозначено неравноправие (татар выделили в отдельную юридическую категорию, русских и все остальные национальные группы были отнесены в понятие «многонациональный народ Татарстана»).

Хотя реформы второго президента России Владимира Путина в 2000-е годы были направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, выстраивание вертикали власти и борьбу с иными проявлениями сепаратизма в республиках, комплекс проблем, получивший название «русский вопрос », не был разрешен в Татарстане. Сам по себе «русский вопрос» в Татарстане сводится к трем проблемам:

  1. отсутствие должного этнического представительства русских в органах власти;
  2. положение православия (отсутствие полной реституции церквей, запущенное состояние православных храмов, искусственное превращение православной общины в религиозное меньшинство, массовые поджоги церквей ваххабитами и др.);
  3. положение русского языка в школах Татарстана.

Последняя проблема привела за последние 5 лет к формированию этнолингвистического конфликта в Татарстане.

Этнолингвистический конфликт в Татарстане - это конфликт не между русскими и татарами, а конфликт между русскоязычными и региональными органами власти по поводу права обучать своих детей русскому языку и русской литературе в том же объеме, что и по всей России.

Придание в 1991 году татарскому языку статуса государственного и закрепление его положения в региональной конституции на практике вылилось в обязательное его изучение в средних общеобразовательных учреждениях. В 1990-е годы подобное решение региональных властей русскими поддерживалось (по опросу 1995 года 65,3% русских считали, что татарский язык должен преподаваться в школе; у русской молодежи в 1997 году поддержку это решение вызывало уже лишь у 53,2% опрошенных) и воспринималось как в целом справедливое решение, тем более, что на фоне советской практики национальное образование у татар находилось в удручающем состоянии (в Казани действовала всего 1 татарская национальная школа).

Однако почти 20-летняя практика преподавания татарского языка как обязательного предмета не привела к тому, что знания у русскоязычных детей в сфере его изучения улучшились. Это констатировали и педагоги, и родители, и сами вчерашние школьники, отмечая безрезультатность в деле изучения татарского языка . Так, в ходе социологических опросов важность знания татарского языка отметили лишь 21,2% (по Татарстану) и 12,5% (по Казани) русских детей. Педагоги констатировали незначительное повышение мотивации обучения татарскому языку как в городской, так и в сельской местности.

Практика введения татарского языка в школах как обязательного предмета для поголовного изучения происходила за счет сокращения часов, отводимых на русский язык. В результате если школьники России за годы обучения в школе в 1-4 классах получали 675 часов и в 5-9 классах 735 часов русского языка, то школьники Татарстана - только 405 часов в 1-4 классах и 490 часов в 5-9 классах. Эта существенная разница в часах, отводимых на изучение русского языка при низкой результативности русскоязычных учащихся по татарскому языку, стала выливаться в форме протестов родителей русскоязычных детей.

Первый подобный публичный протест высказал Сергей Хапугин, который обратился в суд в 2001 году по поводу того, что его сын лишен возможности изучать русский язык в полном объеме, как все остальные школьники, живущие за пределами Татарстана. Помимо этого он был не согласен с обязательным изучением татарского языка, большими его объемами в школьном расписании. Однако его судебные тяжбы в 2001-2002 гг. (он дошел до Конституционного суда РФ) не привели к изменению ситуации.

В 2008 году всплеск возмущений родителей вылился в сетевое пространство: было организовано интернет-сообщество «Русский язык в школах Татарстана », которое собрало 15 тысяч участников, активно высказывавших свое недовольство существующей практикой. В 2010 году начинается длительная переписка с органами власти, когда эту проблему пытаются решить конструктивным путем. Результата это никакого не дало. После этого конфликт переходит в форму уличных протестов: в феврале 2011 года проходит одиночный пикет в Казани напротив здания Министерства образования и науки Республики Татарстан, в апреле 2011 года первый массовый митинг родителей в Казани (организатором выступило Общество русской культуры Республики Татарстан) и Набережных Челнах, затем в июне и сентябре 2011 года пикеты в Казани, в апреле 2012 года был митинг в Казани, в июне 2013 года митинг в центре Казани, в ноябре 2013 года шествие под лозунгом «За русский язык» в Казани, пикет в Москве в декабре 2013 года, одиночные пикеты в Казани в феврале 2014 года.

Таким образом, проблема русского языка стала причиной для регулярных уличных акций протеста. При этом со стороны региональных властей в отношении родителей, которые считали, что обязательное изучение татарского языка не нужно их детям, начались судебные преследования. Так, мать двух детей Виктория Можарова из Нижнекамска (город в Татарстане) привлекалась к суду за то, что ее дети в течение 5 лет не посещали уроки татарского языка в школе.

Ситуация остается острой еще и потому, что русская общественность выступает за изучение русского языка в качестве родного. По российскому законодательству понятие «родной язык» закреплено за всеми национальными языками народов России, кроме русского. Русский, имея статус государственного языка, не обладает статусом родного языка.

Этот парадоксальный факт дает повод для юридической манипуляции в национальных республиках вроде Татарстана: в регионе часы, выделяемые в школьном расписании на изучение родного языка, отдаются под изучение татарского языка. В результате получается абсурдная картина: для русских детей родным языком по документам объявляется татарский язык. Родители русскоязычных детей настаивают на том, чтобы их дети изучали свой родной русский язык, а власти Татарстана не дают этого делать, отдавая все часы, выделяемые на изучение родного языка, под татарский язык.

Исследователи констатируют: концепт «родного языка» в Татарстане чрезвычайно идеологически перегружен. На протяжении всего постсоветского времени именно он составлял риторику татарских националистических групп. «Сегодня этот концепт активно заимствуется активистами, отстаивающими положение русского языка. Основная публично дебатируемая проблема для них - преподавание русского языка во всех русскоязычных школах Татарстана "по плану национальной школы". Таким образом, русский формально имеет статус неродного языка , в том числе и для этнически русских школьников, в то время как татарский язык преподается как "родной" для всех», - констатирует социолог Екатерина Ходжаева.

Отличительная особенность этнолингвистического конфликта в Татарстане заключается в том, что сторонниками факультативной формы обучения татарскому языку выступают не только родители детей русской национальности, но и татарской. Для городских татар понимание необходимости изучения русского языка в большем объеме, чем он существует в школах Татарстана, объясняется их прагматичностью: высшее образование и возможности карьерного успеха в будущем для детей возможны благодаря хорошему знанию русского языка. Поэтому на уличных акциях протеста русской общественности в защиту русского языка участвуют и татары.

Противостояние родителей и региональных властей усугубляется акциями со стороны татарских национал-сепаратистов , вставших в этом конфликте на сторону местных органов власти. При этом со стороны татарских националистов в адрес родителей сыплются обвинения в фашизме, татарофобии, а также регулярно звучат призывы к тому, чтобы родители русскоязычных детей за свое несогласие с существующей образовательной практикой в регионе покинули Татарстан. Серия ответных уличных акций и громких заявлений со стороны татарских сепаратистов, выступавших в роли защитников татарского языка, позволила региональным властям преподнести их акции как ответ возмущенной татарской общественности и попытаться нивелировать требования родителей русскоязычных детей.

Здесь очень важно подчеркнуть, что как и родители, так и русская общественность выступали не против татарского языка , а за русский язык, говорили о праве изучать его детям в том объеме, в каком он практикуется по всей стране. Более того, русская общественность поддерживала необходимость сохранения татарских национальных школ, подвергнувшихся «оптимизации» (т.е. закрытию), особенно в сельской местности. Однако аргументы русской стороны в ходе организованного по инициативе Общества русской культуры Татарстана 28 апреля 2011 года круглого стола с приглашением татарских националистов последними не были услышаны, а само мероприятие они постарались эмоционально заболтать, тем самым убедив всех в собственной недоговороспособности и нежелании идти на компромиссы.

Разрешить ситуацию с положением русского языка попытались через Государственную Думу России, где на заседаниях экспертного совета Комитета по делам национальностей нижней палаты российского парламента, состоялось несколько заседаний, в том числе с участием родителей не только из Татарстана, но и из Башкирии, где схожая ситуация с положением русского языка.

Члены экспертного совета Комитета по делам национальностей Госдумы РФ признавали нарушения в региональном законодательстве Татарстана в сфере образования. Возникала и до сих пор продолжает быть данностью ситуация, при которой федеральное законодательство предоставляет родителям выбор стандартов образования, в том числе и возможность изучать русский язык в качестве родного языка в школах, а республиканское законодательство этой возможности выбора лишает.

Более того, парламент Татарстана выступил против предложений внести изменения в федеральный закон «О языках народов России», которые предусматривали наделение русского языка статусом родного языка, и это при том, что Госсовет Татарстана регулярно выступает поборником родных языков народов России.

В результате этнолингвистический конфликт в Татарстане, приобретший затяжной характер, превратился в основную причину дискомфортности своего положения у русских в этом регионе. Если с отсутствием равного этнического представительства в органах власти русских кадров русское население в целом смирилось (никаких уличных протестов по этому поводу не возникало до сих пор, а обсуждение подобных перекосов в кадровой политике, как правило, дальше публичных заявлений не пошло), то в вопросе положения русского языка возмущение до сих пор не утихает.

Со стороны же региональных властей предпринимаются попытки по дальнейшему усугублению этнолингвистического конфликта: татарский язык в обязательном порядке внедрен для изучения в детские сады для всех детей. Тотальное насаждение даже в дошкольных учреждениях татарского языка, когда русские дети еще не освоили собственный родной русский язык , вызывает естественную тревогу у родителей. При этом все это сопровождается внедрением халяльного питания (разрешенного с точки зрения шариата) в детсадах и школах, оставляя вопрос о добровольности и согласия родителей за скобками.

На наш взгляд, разрешиться этнолингвистический конфликт в Татарстане мог бы путем предоставления родителям выбора стандарта образования, по которому те родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок изучал русский язык в том же объеме, что и по всей стране, получили бы такое право и могли бы его реализовать. Те же родители, для которых важно, чтобы их ребенок больше изучал татарский язык, должны за собой это право сохранить. Только таким образом, вероятно, можно разрешить эту ситуацию, тем более, что федеральное законодательство в сфере образования подобные возможности предоставляет. Принудительные меры сохранения, навязывания татарского языка в ущерб русскому будут неизбежно вызывать у родителей и русской общественности справедливое возмущение.

Нежелание региональных властей в Татарстане идти по такому, в принципе, демократическому пути объясняется их стремлением сохранить этнократическую модель политического строя Татарстана, где татарскому языку придается символическое значение. К тому же существует в глазах этнократов убеждение (оно никакими эмпирическими данными не подтверждено, но это убеждение неоднократно озвучивалось татарскими националистами в беседах с автором), что предоставление выбора стандарта образования в школах Татарстана приведет к тому, что не только родители русских детей, но и родители татарских детей выбор сделают в пользу большего изучения русского языка и факультатива для татарского, что на практике приведет к языковой ассимиляции татарской молодежи в будущем.

Подобные страхи ведут к тому, что, несмотря на низкую результативность познаний в области татарского языка среди русскоязычных детей за все годы обучения в школе (эта практика существует уже 23 года), татарский язык будет сохраняться как обязательный предмет обучения для всех поголовно в ущерб русскому языку, изучать который в качестве родного языка будет невозможно в Татарстане, соответственно, часов, отводимых в школьном расписании на изучение русского языка в республике, будет меньше, чем по всей стране.

Оказавшись в подобной ситуации, когда федеральный центр закрывает на это глаза (попытки добиться поправок в законодательстве России не увенчались успехом: «татарстанское лобби » в Госдуме России заблокировало эти инициативы, родители переживают отчаяние. Истории о том, как приходится дома родителям сидеть с детьми, помогая им делать домашние задания по татарскому языку, полны упаднических настроений.

Из личных бесед автора с такими родителями у него сложилось мнение о намерении родителей покинуть Татарстан и переехать в другой регион России, чтобы дети имели возможность полноценно изучать русский язык. Если проблема этнолингвистического конфликта в Татарстане не будет решена, то может начаться отток русского населения из региона . Люди, испытывая притеснения со стороны местных властей, обычно голосуют ногами. Русские в Татарстане хотят своим детям давать знания в том же объеме, что и по всей стране. Печально, что федеральные органы власти предпочитают не замечать подобной проблемы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то