Указ Президента РФ - Фонд противодействия коррупции СПК

Фонд противодействия коррупции СПК
по содействию реализации антикоррупционных программ Президента РФ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТНЫЙ № 7714012838
Включен в Федеральный реестр, пользующихся государственной поддержкой
Перейти к контенту

Главное меню:

Указ Президента РФ

ПРЕЗИДЕНТ РФ
Заседание Совета по противодействию коррупции

Заседание Совета по противодействию коррупции
Под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета при Президенте
по противодействию коррупции. Обсуждались дальнейшие шаги по совершенствованию
государственной антикоррупционной политики.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, здравствуйте!
Мы с вами сегодня на заседании Совета обсудим вопросы совершенствования антикоррупционной системы. И в начале нашей встречи сразу отмечу, что сложившееся за последние годы антикоррупционное законодательство и практика его применения отвечают мировым стандартам. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости – изолировать от общества коррупционеров. Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек.
Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов. Сегодня важно двигаться дальше, прежде всего решать задачи, поставленные в Послании Федеральному Собранию. В частности, на их реализацию направлен и Указ, подписанный в конце прошлого года. Этот правовой документ установил механизмы раскрытия информации о личной заинтересованности служащего, привлечения к ответственности нарушителей вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. Среди приоритетных направлений – повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере.
Необходимо совершенствовать работу структур, которые контролируют расходование бюджетных средств. Важно уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, вскрывать факты использования подставных или аффилированных организаций, исключить конфликт интересов. Далее. Вы знаете, все знакомы с информацией, которую предоставляют социологические опросы, результаты
этих опросов хорошо известны: в целом граждане положительно оценивают антикоррупционную работу, проводимую на федеральном уровне. Но этого совершенно недостаточно. Люди сталкиваются с коррупцией на местах, с так называемой бытовой коррупцией. В общем, работы здесь очень и очень много. И вопрос не в том, чтобы с сегодня на завтра добиться ярких каких то побед на этом поприще – наверное, это сложная задача, может быть, даже труднодостижимая. Но если
мы остановимся, будет хуже. Двигаться нужно только вперёд. Ещё раз подчеркну, ответственность за снижение уровня коррупции на территориях несут главы субъектов Федерации. Нужно совершенствовать и такой антикоррупционный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги. В том числе с учётом международно-правовых норм следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции. Дополнительно Важный вопрос – компенсация ущерба, причинённого коррупционерами. По статистике, из 15,5 миллиарда рублей,
подлежащих взысканию по делам о коррупции, в прошлом году удалось вернуть только 588 миллионов рублей. Согласитесь, это достаточно скромная сумма.
Нужно пресекать попытки дачи взяток от имени коммерческих структур российским и иностранным чиновникам, которые предпринимаются на территории иностранных государств. Соответствующие поправки уже внесены на рассмотрение Госдумы. И, конечно, нужно в этой связи совершенствовать нашу работу, совершенствовать наше взаимодействие с партнёрами за границей. И, наконец, ключевой задачей остаётся формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи – и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних
учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить. Давайте начнём работу. Слово Руководителю Администрации Президента и председателю президиума нашего Совета Сергею Борисовичу Иванову. Пожалуйста.
С.Иванов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прежде всего хотел бы доложить об основных итогах выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы. В рамках этого документа последовательно реализован целый комплекс мер правового и организационного характера. Один из важнейших результатов – это формирование в органах власти всех уровней системы антикоррупционных подразделений. Их насчитывается на сегодняшний день уже более 2,5 тысячи. Только за три квартала прошлого года ими выявлено более 20 тысяч различных нарушений. По итогам разбирательств 340 государственных служащих уволено в связи с утратой доверия, а 176 – в связи с конфликтом интересов. Буквально на слуху фамилии замгубернатора Челябинской области Сандакова, зампреда правительства Ярославской области Даниленко,
замминистра экономического развития Красноярского края Маршалкиной. От самих госслужащих поступило более 5,5 тысячи уведомлений о попытках склонить их к коррупции или даче взятки. По данным фактам возбуждено 2863 уголовных дела и уже осуждено 1700 человек. По результатам рассмотрения заявлений граждан
и организаций к дисциплинарной ответственности привлечено 1700 служащих и возбуждено более 800 уголовных дел. Также была запущена процедура обращения в доход государства имущества по итогам контроля за расходами – это было сделано впервые. Сейчас судами рассматриваются иски на сумму 122 миллиона рублей.
На основе анализа правоприменительной практики внесён ряд изменений в законодательство. Например, начиная с прошлого, 2015 года появилась обязанность раскрывать сведения об имуществе при первом поступлении на госслужбу. Таким образом, происхождение имущества служащего становится более прозрачным, и сразу же снимается целый ряд вопросов, которые висели раньше. Расширен перечень лиц, которым запрещено иметь иностранные счета и ценные бумаги. Теперь это требование распространяется на всех лиц, участвующих в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета страны и национальной безопасности. Кроме того, за несоблюдение антикоррупционных запретов депутаты региональных и местных парламентов сейчас могут лишаться своих мандатов. Раньше такой нормы у нас не было. Не менее важной законодательной новацией являются меры по предотвращению конфликта интересов, которые в равной степени применяются ко всем должностным лицам без исключения. Для всех категорий государственных и муниципальных служащих установлен запрет на осуществление коммерческой деятельности. Их участие в управлении любым хозяйствующим объектом или субъектом неприемлемо. Продолжается борьба и с таким постыдным явлением, как откаты при муниципальных и государственных закупках. Достижения здесь, надо прямо сказать, пока очень скромные, поэтому работу уполномоченным органам необходимо форсировать. В ноябре прошлого года введены в действие правила мониторинга реализации крупных инфраструктурных проектов с точки зрения наличия коррупционных рисков. Правила устанавливают, что Минэкономразвития проводит проверку основных финансовых параметров таких проектов, а также оперативно получает информацию о результатах инвестиционных и конкурсных процедур. Сводки по результатам мониторинга ежеквартально докладываются в Правительство и в Счётную палату. Параллельно с органами власти антикоррупционная система создана в Центральном банке, госкорпорациях и компаниях с госучастием. При Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации заработал Научно-образовательный
центр противодействия коррупции. У нас просто не хватает на сегодняшний день ещё и квалифицированных кадров. Более трёх тысяч федеральных служащих антикоррупционных подразделений уже прошли подготовку в этом центре. Всего же повышение квалификации по программам противодействия коррупции ежегодно проходит более 20 тысяч муниципальных и государственных служащих, в том числе 400 человек из Крымского федерального округа. Кстати, в прошлом году в Крыму впервые была проведена декларационная кампания, она прошла организованно, впрочем как и в целом по стране. Этому в немалой степени способствовали единые подходы, которые внедряются в антикоррупционной деятельности и обеспечиваются путём подготовки соответствующих инструктивных и методических документов.
Теперь буквально несколько слов о работе президиума нашего Совета. За два года мы провели десять заседаний, в ходе которых рассматривались наиболее актуальные и сложные вопросы, связанные с реализацией национального плана, например, такие, как предупреждение коррупционных проявлений в негосударственном секторе, другими словами, в частном секторе, судебной системе, сфере гособоронзаказа. Постоянно в фокусе внимания президиума находятся антикоррупционные мероприятия, осуществляемые в федеральных органах власти и конкретных регионах. На заседания приглашаются полномочные представители Президента, руководители министерств и ведомств. Действуют две рабочие группы президиума: по взаимодействию с бизнес-сообществом и гражданским обществом. Президиум также осуществляет функции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению для высших должностных лиц; было рассмотрено
несколько персональных дел и по каждому вынесено обоснованное решение. Подводя итоги прошлого года, хочу отдельно остановиться на таком важном международном событии, как конференция государств – участников Конвенции ООН по противодействию коррупции. Она прошла в ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Среди участников более 160 официальных делегаций иностранных государств и представители порядка ста различных международных
и неправительственных организаций. Результаты конференции ещё раз подтвердили признание мировым сообществом успехов нашей страны в антикоррупционной деятельности, а принятое Санкт-Петербургское заявление о поощрении государственно-частного партнёрства в предупреждении коррупции и борьбе с ней основано на лучших российских наработках в данной сфере. На конференции также были определены перспективы развития взаимодействия под эгидой ООН, которые нашли своё отражение в десяти резолюциях. В дополнение хочу также напомнить, что помимо ООН мы работаем с зарубежными коллегами ещё в таких форматах, как Рабочая группа по борьбе с международным подкупом Организации экономического сотрудничества и развития и Группа государств по борьбе с
коррупцией (ГРЕКО).
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Резюмируя вышесказанное, можно объективно признать, что задачи, поставленные в Национальном плане 2014–2015 годов, в целом решены. Что касается отдельных поручений, срок исполнения которых продлён на 2016 год, то работа над ними продолжается. В частности, с целью дальнейшего снижения административного давления на бизнес идёт подготовка правил совместных проверок контрольно-надзорных органов в рамках вступившего в действие Единого реестра проверок. В самое ближайшее время в масштабах всей системы госслужбы будут внедрены программные продукты по автоматизированному заполнению
и обработке справок о доходах и расходах. Регламентированы вопросы, связанные с понятием иностранных финансовых инструментов. Обеспечена разработка локальных актов по профилактике коррупции в организациях, подведомственных федеральным органам власти, – это различные ГУПы, МУПы и так далее.
Теперь что касается нового Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Считаем, что его приоритетами должно стать следующее.
Первое. Усиление работы по пресечению конфликта интересов с учётом изменения законодательства и за счёт задач, поставленных главой государства. Подчёркиваю, это особо касается субъектов Федерации и муниципальных образований, где ситуация далеко не благополучная. Второе. Выработка мер по обеспечению неотвратимости имущественной ответственности коррупционеров. Очевидно, что нужно создать гражданско-правовые механизмы взыскания сомнительного имущества при его выявлении в ходе расследования коррупционных уголовных дел. Речь идёт о таком имуществе, в отношении которого возникают сомнения в законности приобретения с учётом доходов должностного лица. В случае если будет установлено существенное расхождение между доходами и расходами в период нахождения лица на госслужбе, его увольнение не может служить препятствием для обращения в суд с подобными исками – исками о возмещении ущерба. В соответствии с Вашими указаниями, Владимир Владимирович, предлагаю поручить Генпрокуратуре, Минюсту и Росфинмониторингу с
участием Администрации Президента активизировать контакты с зарубежными коллегами по установлению, аресту и возврату имущества коррупционеров в рамках действующих международных соглашений. Сюда же относится и вопрос о возмещении ущерба на территории России. Как Вы справедливо отметили в своём вступительном слове, похвастаться здесь нечем, результаты пока очень и очень скромные, из 15 с лишним миллиардов возвращено в казну чуть более полумиллиарда рублей. Третий приоритет – это организация эффективного противодействия коррупции на уровне субъектов Федерации. Специализированные
антикоррупционные органы сформированы на местах в октябре прошлого года. В рамках взаимодействия с Администрацией Президента им оказывается всяческая практическая, консультационная, методическая помощь, осуществляется мониторинг эффективности их работы. Однако особенность созданных антикоррупционных инструментов в том, что их полномочия находятся непосредственно в рамках действия руководителей регионов, то есть они за это и отвечают. Теперь несколько слов о совершенствовании системы уголовного преследования за коррупцию. Предлагается рассмотреть вопрос о введении отдельного состава преступления, устанавливающего ответственность за дачу или получение взятки в сумме до 10 тысяч рублей. В качестве наказания за такие правонарушения мы считаем, что можно установить штрафы и исполнительные работы, а расследование таких преступлений проводить в форме дознания с определением их подсудности мировыми судьями. Почему я вношу это предложение? Статистика показывает, что в подавляющем большинстве приговоров по даче взятки или получению взятки объём взятки составляет менее 10 тысяч рублей. Статистика раздувается таким образом, создаётся лишь видимость активной борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток. Рассмотрев этот вопрос на президиуме, мы предлагаем подумать о том, чтобы перевести их в разряд того, о чём я сказал, – рассматривать мировыми судами. Далее. Мы все знаем, что нередки случаи уклонения от уголовной ответственности путём передачи взяток третьим лицам, формально не связанным со взяткополучателем. Или, наоборот, когда само злоупотребление властью происходит в пользу лиц, формально никак не связанных с лицом, дающим взятку. На это, кстати, обращают внимание и наши иностранные коллеги, у них такие же проблемы существуют. Вы понимаете, о чём идёт речь. Когда потенциальный взяткополучатель говорит: мне ничего не надо, вот ему что нибудь отнеси. А этот оно, она или он формально никакого отношения к должностному лицу не имеют. И здесь ещё существует, на мой взгляд, прореха в законодательстве, повторяю, не только у нас в стране. В связи с этим считаю необходимым проработать вопрос о привлечении к ответственности в случаях, когда взятка даётся за совершение должностным лицом действий в пользу третьих лиц, а не взяткодателя, а также когда взятка даётся не непосредственно должностному лицу, а указанному им третьему лицу. И завершая своё выступление, хочу подчеркнуть: эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества, невозможна априори. Поэтому задача органов власти всех уровней не просто прислушиваться к информации небезразличных граждан, но и активно привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов. Вчера, кстати, речь об этом же шла в Ставрополе. И, как показывает практика, даже расточительство, а не коррупция, часто шагает нога в ногу именно с коррупцией. Примеров таких не счесть. Поэтому деятельность гражданского общества здесь очень важна.
Спасибо за внимание.

26 января 2016 года
14:30
Москва, Кремль

Заседание Совета по противодействию коррупции


Заседание Совета по противодействию коррупции
Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по противодействию коррупции.


В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Поговорим сегодня о результатах государственной политики в сфере противодействия коррупции. За последнее время был принят целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях госуправления, расширен круг должностных лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах и имуществе. Декларировать доходы теперь должны все руководители муниципальных и госучреждений, а также госкомпаний. С этого года введён контроль и за крупными расходами должностных лиц. Высокопоставленным чиновникам запрещено владеть и пользоваться иностранными счетами, вкладами и финансовыми инструментами. Соответствующие законы были приняты в декабре 2012 года и в мае 2013 года. 5 апреля текущего года принят новый закон, который изменил правила проведения госзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом контроля деятельности заказчиков и их должностных лиц. Широкое распространение получила практика антикоррупционной экспертизы законов, что позволяет снижать коррупционные риски, заранее исключить противоправные, двусмысленные нормы, открывающие лазейки для самоуправства и злоупотребления чиновников. Внедряются чёткие административные регламенты предоставления госуслуг. Ограничиваются возможности для всякого рода проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций. Системной антикоррупционной мерой стала и работа по дорожным картам улучшения делового климата. Прогресс здесь отмечают и отечественные предприниматели, и зарубежные эксперты. Наши эксперты по разному относятся к этим оценкам, но тем не менее можно отметить, что буквально на днях был опубликован ежегодный доклад Всемирного банка о состоянии делового климата в различных государствах мира, и, по оценкам авторов этого доклада, Россия в этом рейтинге поднялась на 92-ю позицию, тоже не ахти чего вроде бы, но тем не менее в 2011 году Россия занимала только 120-е место. Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения. На всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно. Мы должны и дальше последовательно двигаться по этому пути, хорошо понимая: чем лучше деловой климат, чем эффективнее и оптимальнее административные процедуры, тем меньшее поле создаётся для коррупции и тем больше возможностей для роста экономики, для развития страны в целом. Теперь позвольте об антикоррупционной работе наших правоохранительных органов несколько слов сказать. По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более 34 тысяч, если точнее – то 34 049, то в первом полугодии 2013 года – 29 501. Конечно, нужно внимательно проанализировать эти цифры. Никакой самоуспокоенности здесь быть не должно – с учётом скрытого, латентного характера коррупционных преступлений. И потом, конечно, нужно на статистику внимательно смотреть. Я надеюсь, что прокуратура за этим внимательно наблюдает. Далее. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть – 32 процента. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 700 человек – 692, если быть более точным. Между тем, и на это хотел бы обратить внимание особо, только 8 процентов взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы. Большинство приговорены к штрафам, которые преступники не платят, находят всевозможные нормативные лазейки. Решение о либерализации в этой сфере, как мы знаем, были приняты ещё в 2011 году. И мы тогда все с этим согласились, надеялись, что это будет обращением к совести тех людей, которые совершают те или иные правонарушения. Но, судя по всему, практика показывает, что эта либерализация не работает должным образом. И нужно проанализировать, что здесь происходит, и хотел бы от вас услышать соответствующие предложения. Хочу повторить: антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за подобные правонарушения. И на всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно. Хотел бы обратить ваше внимание на несколько направлений. Первое. Нам нужна более эффективная работа по искоренению коррупции в системе госуправления. И начинаться она должна, что называется, на дальних подступах – с отбора кандидатов на ту или иную должность. Любой гражданин, который хотел бы стать муниципальным или госслужащим, должен чётко понимать: вступление в должность неразрывно связано с жёсткими антикоррупционными требованиями, с определёнными ограничениями, которые человек обязан строго соблюдать. Исходим из того, что он берёт на себя эти обязанности добровольно. Это добровольный выбор каждого человека. В свою очередь, руководители государственных органов всех уровней должны нести персональную ответственность за проникновение в аппараты лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения. Второе. Надо более жёстко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы. Проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике. Наша важнейшая задача – повышение уровня правосознания в обществе. Антикоррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех. Далее. Анализ прокурорской и следственной практики, результатов независимых исследований показывает, что ряд сфер особенно подвержены коррупции: это, мы все об этом тоже хорошо знаем, прежде всего жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок и оценка размера компенсации при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительство и ремонт разного рода объектов. За выгодные заказы с предпринимателей здесь, по данным наших институтов, в том числе института МВД, требуют возврата денег, или так называемые откаты, в 30, а подчас и в 50 процентов. В некоторых регионах «тарифы» на взятки и откаты хорошо известны и даже меняются с учётом инфляции. Конечно, можно было бы над этим посмеяться, если бы это не было так печально. В этом смысле тоже хотел бы услышать от вас предложения о мерах, которые позволят снизить уровень коррупции в этих отраслях. В полной мере это относится и к антикоррупционой защите крупных инфраструктурных объектов, которые мы реализуем или только запускаем. И конечно, наша важнейшая задача – это повышение уровня правосознания в обществе. Антикоррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех. Общество и бизнес справедливо требуют от власти неукоснительного соблюдения этих правил, но при этом порой сами, тоже должен это отметить, остаются безучастными наблюдателями. Больше того, подталкивают подчас власть к коррупционным проявлениям, пытаясь порешать таким образом свои бизнес-интересы. Напомню, что теперь в законодательстве закреплена обязанность всех коммерческих и некоммерческих организаций принимать меры по противодействию коррупции. Но хочу повторить: только требования закона, только формулировки этих требований недостаточно. Нам необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции (мы об этом много раз уже говорили) и в том числе, конечно, выстроить надёжную систему обратной связи между обществом и государством. Каждый сигнал о коррупции и коррупционных проявлениях должен получать адекватную реакцию. В завершение ещё раз подчеркну: повысить эффективность антикоррупционной работы, добиться кардинального снижения уровня коррупции в обществе можно только действуя последовательно и системно. И все предпринимаемые нами меры должны быть именно такими, уважаемые коллеги.

30 октября 2013 года
17:45
Москва, Кремль


Заседание Совета по противодействию коррупции

Заседание Совета по противодействию коррупции
Обсуждались меры государственной политики по предупреждению и противодействию коррупции.


Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня с вами на заседании Совета по противодействию коррупции рассмотрим целый ряд решений, которые будут приняты в ближайшее время. Поговорим, что называется, и о нормативной стороне, и о создании условий для того, чтобы происходила полноценная и современная профилактика коррупционного поведения. Давайте об этом поговорим чуть позже. Начну с информации, которую хотел бы вам сообщить. Я сегодня подписал Национальный план противодействия
коррупции на период 2012–2013 годов. Председатель президиума Совета Сергей Борисович Иванов познакомит нас с его основными положениями. Предыдущий план действовал в 2010 и 2011 годах, он позволил нам сформировать законодательные и организационные основы для того, чтобы бороться с коррупцией на принципиально другом уровне. Теперь нужно идти дальше. Скажу об очередном шаге, который я намерен предпринять для профилактики коррупционных преступлений. Я имею в виду контроль за расходами государственных служащих. Мною об этом было сказано в Послании [Федеральному Собранию]. Цель соответствующего контроля очевидна. Если проверка выявляет, что расходы чиновника по тем сделкам во всяком случае, которые государство потенциально
способно проконтролировать, явно превышают его доходы и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства. Сегодня мы можем сказать, что наши стандарты борьбы с коррупцией полностью соответствуют требованиям международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение, в том числе той идее, которая закреплена в небезызвестной статье 20 Международной конвенции ООН против коррупции. Основы нашей правовой системы (естественно, принцип презумпции невиновности) не позволяют применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путём. Соответственно и термин статьи 20 (имеется в виду незаконное обогащение) в системе наших правовых координат может употребляться только тогда, когда преступление именно как уголовно наказуемое деяние выявлено и доказано. Во всех остальных случаях мы можем говорить скорее об обогащении неизвестного происхождения, то есть о сомнительных видах имущества. Но меры ответственности к тем, чьи расходы явно превышают доходы, могут быть приняты в рамках других процедур. На протяжении последних двух лет мне довольно часто задавали этот вопрос, почему одновременно с обязанностью чиновников предоставлять сведения о доходах не была закреплена обязанность декларировать расходы. Очевидно, причин несколько. Конечно, контроль за доходами всё равно остаётся важнейшей составляющей, и я считаю, что по этому пути
идут все правовые системы. Кроме этого, контроль над источниками средств возможен лишь при наличии базы данных о соответствующем имуществе. Пока такая база не была создана и не было, во всяком случае, инфраструктуры для того, чтобы выявлять соответствующий дисбаланс между доходами и расходами государственных служащих, принимать закон о контроле над расходами было бессмысленно. Очевидно, что закон, который невозможно исполнять, не только не способствует правильному, законопослушному поведению, но и, наоборот, приводит к ещё большему правовому нигилизму. Сейчас мы уже имеем определённый опыт. Сведения о доходах чиновников публикуются в средствах массовой информации, в интернете. Соответствующая база создаётся. Сформированы проверяющие структуры. Следовательно, появились предпосылки для перехода к новому этапу. Концепция законопроекта, которую мы сегодня тоже с вами обсудим, заключается в следующем. В соответствии с положениями этого законопроекта лица, замещающие государственные должности, государственные служащие, муниципальные служащие, а также сотрудники организаций, которые создаются государством, обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также
членами их семьи (имеются в виду супруги и несовершеннолетние дети) на приобретение определённых видов имущества: недвижимость, ценные бумаги, акции и транспортные средства. То есть, я думаю, идея понятна. Речь идёт о таких сделках, которые в той или иной форме фиксируются государством. Могут быть истребованы и данные об источниках израсходованных средств, которые подтверждают законность их получения. Такие сведения, по концепции законопроекта, должны предоставляться, если сумма самой сделки, то есть сумма одноразовой сделки, совершённой чиновником или членом его семьи, превышает трёхгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы. Информация о несоответствии доходов расходам может быть предоставлена не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и средствами массовой информации, общественными объединениями – в общем, любыми заинтересованными лицами. Предполагается также внести изменения в целый ряд законодательных актов, в частности дополнить Гражданский кодекс положением, что приобретённое на сомнительные средства имущество обращается в доход государства – по аналогии с той моделью, которая в настоящий
момент существует в действующем гражданском законе. Общество должно получить набор механизмов, повышающих эффективность антикоррупционной борьбы. Прежде всего за счёт большей доступности и открытости информации о деятельности власти, а также о возможности граждан высказывать своё мнение, влиять на деятельность власти посредством различного рода обсуждений, дискуссий и путём создания и участия в работе влиятельных экспертных сообществ. Отмечу, что принятие Национального плана и законопроекта, о котором я только что сказал, соответствует основополагающим принципам современного общества: открытости, подотчётности систем госуправления, то есть принципам, по которым, я надеюсь, будет развиваться наше общество в ближайшие годы, и принципам так называемой системы «Открытого правительства», которая сейчас активно разрабатывается и обсуждается. В рамках этой системы общество должно получить набор механизмов, которые повышают эффективность антикоррупционной борьбы. Прежде всего за счёт большей доступности и открытости информации о деятельности власти, а также возможности граждан высказывать своё мнение, влиять на деятельность власти посредством различного рода обсуждений, интернет-дискуссий, других дискуссий и путём создания и участия в работе влиятельных экспертных сообществ. Считаю, что Национальный план и законопроект, о котором я только что сказал, необходимо вынести также на обсуждение граждан, общественных организаций и широкого круга экспертов. Законопроект будет размещён на интернет-ресурсе системы общественной экспертизы «Открытого правительства», который был специально создан для общественного обсуждения ключевых, социально значимых законопроектов и для обеспечения прозрачности деятельности органов власти, в части, касающейся законопроектной деятельности. Работу нужно завершить в достаточно короткие сроки именно потому, что я обещал этот законопроект провести через Государственную Думу. Поэтому срок я устанавливаю до 22 марта. Итоги мы подведём на заседании рабочей группы «Открытого правительства» в ближайшее время и учтём в работе над законопроектом с Государственной Думой. Уверен, что при помощи соответствующих механизмов, механизмов «Открытого правительства» (о котором я только что сказал), мы получим более совершенный документ, который прошёл всестороннее общественное обсуждение, и, конечно, путём прямого участия наших граждан, по сути, в процессе законотворчества. Поэтому, надеюсь, это тоже будет полезно. Уважаемые коллеги, ещё одна информация. Нам предстоит в 2015 году принять шестую сессию Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, поэтому необходимо создать оргкомитет по подготовке к ней. Я сегодня дал соответствующее поручение Правительству Российской Федерации и поручил также обеспечить заключение соглашения между Правительством и Организацией Объединённых Наций об условиях
проведения указанной Конференции. Думаю, что это будет полезное событие, и оно будет свидетельствовать о той оценке, которую дают и международные организации нашим усилиям по противодействию коррупции. И самое, может быть, главное. Нам нужна не имитация работы в настоящий момент, не формальные отчёты о том, что делается, а реальная каждодневная работа, которой все должны заниматься на своих местах. Я имею в виду и правоохранительные органы, которые занимаются предварительным расследованием, дознанием, предварительным следствием, оперативной работой, и работу соответствующих государственных
структур, которые должны следить за поведением государственных служащих, не говоря уже об активности общественных институтов и гражданского общества в целом.
Давайте приступим к работе.

13 марта 2012 года
15:30
Московская область, Горки
Заседание Совета по противодействию коррупции

Заседание Совета по противодействию коррупции
Обсуждались вопросы, связанные с реализацией антикоррупционной стратегии государства,
в частности создание системы антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов,
мониторинг их правоприменения, дальнейшая реализация принятого пакета антикоррупционных законов.
С докладами выступили Генеральный прокурор Юрий Чайка, Министр юстиции Александр Коновалов,
помощник Президента — начальник Государственно-правового управления Лариса Брычёва.

Д.Медведев: Добрый день!
Сегодня мы с вами проводим второе заседание Совета по противодействию коррупции. Оно посвящено выполнению той антикоррупционной стратегии, которую мы с вами обсуждали и которая была одобрена. И, конечно, сегодня уже можно говорить о некоторых промежуточных итогах. Они, надо признаться, пока сверхскромные, но, тем не менее, мы должны двигаться вперёд. Я вижу смысл нашей работы именно в том, чтобы мы потихонечку, настолько, насколько это возможно,
продвигались по всем позициям, не останавливались. Напомню, что на прошлом заседании Совета был одобрен пакет антикоррупционных законов. Они уже приняты и вступили в силу. В федеральных и региональных органах власти утверждены соответствующие планы мероприятий, внедряется система мониторинга данных мероприятий, то есть в любом случае правовая оболочка нашей работы уже начала жить. Важно, конечно, не сбавлять темп и отслеживать исполнение принятых законов. Это, может быть, самое главное, но и самое сложное, потому что, по сути, исполнение этих законов и есть та самая борьба с коррупцией, которой мы с вами занимаемся. Конечно, очень важно принять подзаконные акты, которые обеспечивают реализацию антикоррупционного пакета законов. Речь идёт об инновационных технологиях госуправления; о тех правилах, которые обеспечивают прозрачность администрирования; вопросах перехода на электронные торги, на современные технологии при реализации имущества, которое подлежит конфискации, и других видов имущества, которое, по сути, продается от имени государства; создании государственного бюро правовой помощи, сайтов в сети интернет – в общем по тем вопросам, по которым мы договаривались. «Очень важно принять подзаконные акты, которые обеспечивают реализацию антикоррупционного пакета законов». На сегодняшнем заседании предлагаю остановиться на нескольких вопросах, которые требуют своего оперативного решения. Во первых, это организация эффективной антикоррупционной экспертизы тех законов, которые принимаются в нашей стране, и, естественно, подзаконных актов. То есть это фактически своего рода фильтр, который должен действовать для муниципальных,
региональных и федеральных органов власти. Мы с вами уже неоднократно обсуждали вопрос о том, что разночтения, различные трактовки, пробелы в нормативно-правовом регулировании повышают риск коррупционных действий, поэтому сейчас нужно очень серьезное внимание уделить собственно экспертной работе. Она должна быть максимально свободна от субъективизма, должна проводиться на постоянной, системной основе. Правительство уже утвердило правила проведения экспертизы проектов подзаконных нормативно-правовых актов. Это тоже позволит выявлять коррупционные факторы на уровне подзаконных актов. Это лишь часть работы, поэтому сегодня мы с вами должны обсудить и проект федерального закона об антикоррупционной экспертизе законодательных инициатив, потому что именно в законодательных инициативах, как правило, воплощаются в лучшем случае лоббистские устремления, а в худшем случае – может возникнуть прямая коррупция. Поэтому соответствующий законопроект может внести свою лепту в этот процесс, но только в том случае, если он будет действенным, если он будет достаточно понятным, эффективным, а не просто набором благих пожеланий. «Разночтения, различные трактовки, пробелы в нормативно-правовом регулировании повышают риск коррупционных действий, поэтому сейчас нужно очень серьезное внимание уделить собственно экспертной работе. Она должна быть максимально свободна от субъективизма, должна проводиться на постоянной, системной основе». Второй вопрос, который мы с вами рассмотрим, – это порядок подачи государственными и муниципальными служащими, а также лицами, которые замещают так называемые государственные должности, сведений о своем имущественном положении и о доходах членов их семей. Обращаю внимание, что нужно утвердить не только порядок предоставления такого рода сведений, но и разработать механизм проверки достоверности и полноты сведений, которые попадают в декларации о доходах. У нас такого рода механизмов не было. Тема сложная, достаточно щепетильная, но двигаться нужно и по этому направлению. Кроме того, необходимо ввести правила, регламентирующие порядок трудоустройства государственных и муниципальных служащих и лиц, замещавших государственные должности, после выхода их в отставку. Причем это касается не только гражданских служащих, но и военнослужащих, лиц, которые замещают должности в правоохранительных органах. Вы помните о тех правилах, которые существуют в антикоррупционном пакете, о том, что соответствующее трудоустройство возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Но это общее требование, а реально действующий механизм у нас пока не существует – надо его создать. Как вы видите, речь идет о целой системе упреждающих мер, на необходимость использования которых указывают и соответствующая Конвенция Организации Объединенных Наций, и Европейская конвенция против коррупции. В этих целях также разработан целый пакет проектов указов. В этих указах будет определен круг лиц, которые обязаны представлять вышеназванные сведения. Считаю, что такого рода сведения должны подавать все включая Президента Российской Федерации, причём Президент должен это делать, как и все остальные граждане, находящиеся на государственной службе, замещающие госдолжность, ежегодно. Правил на эту тему не было – их надо ввести. Я такие правила подготовлю. Думаю, что ежегодная отчётность со стороны Президента будет хотя бы в какой то степени стимулировать лиц, замещающих госдолжности, и федеральных государственных служащих на выполнение соответствующего законодательства. Самое пристальное внимание нужно уделить работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Такого рода комиссии, как мы и договаривались (и это тоже установлено законом), должны создаваться при каждом госоргане, а для этого требуется определённая организационная работа и по созданию самих комиссий, по обучению тех, кто будет там работать, по обеспечению их соответствующими материалами, документами. Это отдельная тема, которой нам нужно будет заниматься. «Администрацией Президента подготовлен проект указа об утверждении пятилетней федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации. Этот Указ я сегодня подпишу». Такого рода комиссии в принципе предусматривались и в прежнем законодательстве о государственной службе, но надо признаться, что никакой роли они не сыграли. Наша задача сделать так, чтобы эти комиссии стали действующими, чтобы к ним прислушивались, а в необходимых случаях представляли туда информацию. Отказ от сотрудничества с такой комиссией или игнорирование требований законодательства должно быть безусловным основанием к увольнению с государственной службы. Кроме того, Администрацией Президента подготовлен проект указа об утверждении пятилетней федеральной программы реформирования
и развития системы государственной службы Российской Федерации. Этот Указ я сегодня подпишу. Это часть большой работы, которая началась не сегодня, которая идет уже несколько лет (когда то я сам ею занимался в Администрации Президента). Не могу сказать, что мы достигли фантастических успехов. Единственное, что мы смогли сделать за последние годы, – это создать более или менее внятную, вменяемую, современную систему законодательства о государственной службе. Она не идеальная, но, во всяком случае, она хотя бы уже отличается от того, что было в начале 90-х годов. Поэтому данная федеральная программа по развитию системы государственной службы должна внести свой вклад в этот процесс. Реформирование системы госслужбы, конечно, прежде всего должно быть ориентировано на профилактику коррупции. При этом требования антикоррупционного законодательства должны учитываться и при отборе кандидатов на вакантные должности. Я уже как то говорил, что тот кризис, который сегодня существует, является достаточным поводом, чтобы разобраться с неэффективными государственными служащими. Но особенно важным является контроль за коррупционными действиями. Если на какие то вещи ещё можно закрывать глаза в период кризиса, то вопрос, касающийся коррупции, конечно, является самым сложным и, наверное, от этого самым чувствительным, потому как в период, когда страна переживает довольно серьёзные экономические проблемы, тот, кто пытается на этом зарабатывать, конечно, подлежит изгнанию с государственной службы. Причём расставаться с такими государственными служащими необходимо без всяких промедлений. «Когда страна переживает довольно серьёзные экономические проблемы, тот, кто пытается на этом зарабатывать, конечно, подлежит изгнанию с государственной службы. Причём расставаться с такими государственными служащими необходимо без всяких промедлений». Уважаемые коллеги, мы с вами должны выполнить серьёзную работу, должны и дальше развивать нашу нормативно-правовую базу. Хорошо, что наша с вами деятельность уже имеет регулярный характер: работает Совет по противодействию коррупции, есть президиум Совета. Конечно,
вопрос в том, чтобы не заорганизовать эту работу, не сделать ее бюрократической, не превратить эту работу в систему переписок, которыми мы все хорошо умеем заниматься и которые очень часто встречаются на государственной службе. Тем не менее уже в этой системности я вижу проявление общей воли противодействовать такому явлению, как коррупция. Мы не должны съезжать с этой темы независимо ни от чего: от кризисов, от каких то политических сезонов, от какой то конъюнктуры, с которой так или иначе все мы сталкиваемся. Эта тема должна быть постоянной, потому что проблема носит очень глубокий характер.

10 марта 2009 года
16:00
Москва, Кремль

Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции

Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции



Д.Медведев: Уважаемые коллеги!


У нас с вами сегодня первое заседание Совета. Мы рассмотрим основные, первоочередные задачи по реализации Национального плана противодействия коррупции. Надеюсь, что обсуждение будет откровенным и деловым. По сути, наш Совет и создавался для того, чтобы принимать такие важные, стратегические решения в сфере борьбы с коррупцией. И здесь необходимо проявить внимание, сконцентрироваться на тех документах, которые на сегодняшний день уже подготовлены.
Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество. Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество. В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции – это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой. Хотел бы также отметить, что эта работа не носит конъюнктурного характера. Начали раздаваться голоса, что после различного рода событий, например, таких как августовский конфликт на Кавказе, Россия свернёт эту работу и никакой деятельности вести не будет. Наоборот, будем этим заниматься с не меньшей энергией. Главный ориентир для работы – это Национальный план противодействия коррупции, который утверждён мною некоторое время назад. Неделю назад состоялось заседание президиума Совета [по противодействию коррупции], который наметил программу реализации плана. Кстати, план размещён на сайте Президента на русском и английском языках, так что он открыт для обсуждения и анализа. Что нам нужно сделать в самое ближайшее время? Несколько вещей. Во первых, создать прочную системную и ясную нормативно-правовую базу. Это самое первое и самое главное. Поэтому сегодня основное внимание мы с вами уделим рассмотрению пакета соответствующих законопроектов. Собственно, того пакета, которым мы и занимались последние четыре месяца. Во вторых, мы обсудим некоторые наши практические шаги, которые следует предпринять при выполнении Национального плана. Хотел бы обратить внимание членов Совета на то, что в статье 7 проекта федерального закона «О противодействии коррупции» определены направления работы государственных органов в этой сфере. Это, в частности, обеспечение прозрачности, конкуренции, объективности при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. Это устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности. Очевидно, что реализация всех этих ключевых задач должна быть обеспечена в правовом плане. Поэтому и в дальнейшем нам предстоит серьёзная законотворческая работа. Не менее важно добиться не только принятия соответствующего нормативного материла, но и его неукоснительного исполнения. Здесь, как вы понимаете, проблем не меньше, а даже больше. Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации. А потом, впоследствии ещё и убедиться в том, что этот закон всё таки написан правильным образом, что он адекватно регулирует те общественные отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца и не придуман в угоду начальникам. Поэтому предстоит разработка и принятие подзаконных нормативных актов, проведение ряда организационных мероприятий.
Считаю также, что нам нужно оперативно включать изучение правовых новелл в антикоррупционных законах и в учебные программы, и просто в профессиональные программы для переподготовки кадров правоохранительных органов и других организаций. Ещё одно обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, – это возможное дублирование законодательства. У нас довольно часто такие случаи происходят, когда вместо эффективного исполнения уже принятых правовых норм и управленческих решений принимаются новые, может быть, более хлёстко написанные или просто более адекватные, казалось бы, на сегодняшний день, но по сути ничего не меняется. Такие документы нам, конечно, не нужны. Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества. Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества. В связи с этим представляется абсолютно разумным решение о создании рабочей группы для обобщения поступающих по законопроектам замечаний. Эта рабочая группа должна также в целом координировать законотворческую работу в сфере противодействия коррупции. Ещё раз хотел бы специально заметить, что цель нашей сегодняшней встречи – окончательное одобрение, если мы об этом договоримся, пакета антикоррупционных мер. По итогам нашего заседания я внесу этот пакет в Государственную Думу.

30 сентября 2008 года
16:25
Москва, Кремль

Назад к содержимому | Назад к главному меню