Ваш отец диавол ибо он лжец и лжи. Что значат слова иисуса «отец ваш дьявол»? или «кто же наш отец не согласно вере, а на самом деле? Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского

Геннадий Романов

«На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Еще одно парадоксальное высказывание Нашего Господа. Реакция людей на слова и учение Иисуса, в том числе и сказанные через Его простых учеников, показывает, кто на самом деле слеп, а кто видит. По идее, когда ты общаясь с верующими, говоришь им что-то в Духе, явно по Писанию, вполне очевидные вещи в евангелии с правильным отношением, у христиан (мессианских евреев, православных, как угодно) не должно быть проблем с восприятием. Почему же порой ты сталкиваешься с таким непониманием, спором или противлением? Похоже, действует все тот же принцип, озвученный Иисусом: «почему вы не понимаете моей речи? (спросил он у уверовавших в Него людей, верующих с детства). Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоанн 8:43-44).
Если не паниковать, отбросить нелепый антисемитизм, которым как тузом били раньше эту «острую карту» некоторые теологи, относя все плохое на счет евреев, а спокойно исследовать этот острейший стих из евангелия апостола любви, мы увидим, что именно нам часто мешает слышать и принимать довольно очевидные духовные истины или наставления, явно или вовсе не противоречащие Библии. Иисус связывает способность понимать истину с тем, какие желания ты хочешь исполнять.

Похоти дьявола — это не какие-то недостижимые для непосвященного в эзотерику или масонство тайные стремления к мировому господству и т.п. Иисус здесь, похоже, говорил о куда более простых банальных вещах: об обыкновенных мирских страстных желаниях жить так, как тебе, точнее, твоей ветхой плотской натуре хочется, и как учит дух этого мира. Вот почему в самом начале Иисус призывает Своих учеников отвергнуть себя, свой банальный эгоизм, который если не распинать, так любит давать о себе знать. Нести крест и следовать не за своими желаниями, а за Ним, приняв Его Святой Дух во внутрь, Который при постоянно поддерживаемой связи передает нам Свои и Его небесные Божьи желания. Но так как старые могут время от времени возникать, их следует «распинать», (порой исповедоваться в них братьям и сестрам), отказывать им, предпочитая и удовлетворяя желания Святого Духа, различать которые мы учимся по мере того, как следуем за Иисусом.
Вот тогда то отцом нашим будет Отец Небесный, а не дьявол. Во всех противных случаях отцовства сатаны не избежать никому на свете, и ни в какой церкви или организации.

Слова Иисуса, написанные в евангелии или передаваемые в Духе через Его служителей, имеют один общий знаменатель. Какой? Они ОБЯЗАТЕЛЬНО противоречат нашей обычной плотской натуре, и мирскому мышлению, с присущими ему эгоизмом и лозунгом «мой интерес превыше всего». В той степени, в которой мы держимся за первое и за второе, мы непременно будем противостоять подлинным словам и учению Иисуса. Если не откровенно, то подсознательно. Либо мы будем позволять Иисусу освобождать нас от плотского привычного мышления, либо нам просто придется и дальше не понимать того, о чем Он говорит в Слове, или через Своих учеников сегодня. Часто если мы не понимаем чего то, что Он нам говорит, это от того, что нам по плоти ВЫГОДНО так жить. Или мы не хотим расставаться со своими привычными любимыми идолами. Страх Божий здесь очень полезен.

«Кто желает исполнять Его волю, тот поймет от Бога ли Мое учение или нет». Иисус вновь показывает, насколько способность различать или распознавать Его учение, связана с желанием исполнять волю Божью. Мы можем попадать в обольщение по собственному желанию. Например, «а желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». 1Тим.6:9. Если позволить разжечь в себе стремление к быстрому легкому обогащению, под всякими «христианскими» соусами, разумеется, служить финансами Богу, строить супер храм, быть свободными от работы для «служения», можно клюнуть на такие приманки, что не заметить, как для достижения такого «святого богатства» тебе приходится явно врать и подписывать то, что в холодном рассудке ты не подписал бы никогда. Чтобы достичь твоего разума, враг, похоже, будет всегда стараться разжечь твои чувства, заставить тебя пожелать то, чего Бог от тебя совсем не желает.

Насколько же полезно отвергать всякие подобные плотские желания, даже если они преподносятся на неком духовном подносе. Желания же Божьи, данные тебе Его Духом, совсем другое дело. Их никогда не придется удовлетворять мирскими хитрыми и лукавыми методами! То, что в тебе зажигает Господь, на то Он дает и пути осуществления. Берегись плотских и мирских по сути желаний, чтобы на их осуществление тебе не пришлось выходить из Христа обратно в ветхого Адама с его мирскими способами и методами самореализации. Выходить из под отцовства Бога в отцовство дьявола. Для осуществления Божьих желаний или целей НИКОГДА не придется ВРАТЬ или подписывать откровенную ложь.

Берегитесь тех «духовных» лидеров, которые откровенно или скрыто возбуждают в вас желать откровенно мирских вещей под псевдохристианскими мотивациями. Успех для христианина — совершенно не то, что считается успехом у так называемых «творцов истории»: принцесс, телеведущих, владельцев мега корпораций, политиков или даже революционеров. «То, что высоко у людей — мерзость в глазах Божьих» — учил Иисус. То, что сделает тебя царем на земле, сделает тебя наименьшим на небесах, если вообще позволит туда попасть! То, за что в миру люди грызут глотки друг другу, должно быть отвратительным для ноздрей христианина. То, что люди в мире часто называют властью и успехом, часто является рабством и позором для Господа. Как важно, чтобы таковым же оно становилось и для Его последователей.

Церковь-блудница по определению книги Откровение (17 глава) сожительствует с царями земными, поет под дудку «сильных мира сего» и, похоже, восхищается их кумирами и героями, оправдывает, продвигает, «отмывает», «легализует» их позорные дела и деньги. Христос никогда не был подлинным Главой такой церкви. Он, скорее, предупредил Иоанна за столетия, о наступлении такого феномена: церкви, сидящей на звере багряном. Тайна беззакония уже в действии. Его церковь следует за Ним, распознавая Его голос в том числе и в своих лидерах. Чьи желания мы сегодня изберем исполнять, в той, похоже, мы и окажемся церкви в последнее время. И отец у нас будет соответствующий.

Ин 8,44: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”.

Общепринятое толкование

Диавол является личностью. У него есть дети - грешники. Они во всем повинуются ему. Слова “от начала”, говорят о том, что он был змеем в Едеме.

Комментарии

1. То, что к диаволу применяется местоимение “он” не означает, что он является личностью. В Библии много примеров персонификации. Так в Пр 9,1 персонифицируется построившая себе дом “премудрость”, а в Рим 6 - грех - властелин и хозяин грешников (см. 2.3.5 “Принципы персонификации”). Человеческая похоть персонифицируется как обольстительная искусительница. Все согласны с тем, что грех и грешные наклонности персонифицируются, а потому не трудно представить, что эту “персону” стали называть “сатаной”, или же противником.

2. В этом месте не упоминается змей в Едеме.

3. Мы грешим из-за порождающихся в нас похотях (Мк 7,21-23; Иак 1,14; Иер 17,9). Настоящим диаволом является наше лукавое сердце - отец наших похотей и грехов. Таким образом “похоти отца вашего”, диавола, являются похотями нашего лукавого сердца - или же диавола.

4. Диавол - человекоубийца, но “никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1Ин 3,15). А это означает, что диавол должен умереть. Ангелы же не могут умереть (Лк 20,35-36), ибо бессмертны, то есть, имеют жизнь вечную, в них пребывающую.

5. В наших комментариях по Мк 4,15 мы определили, что сыны диавола это те, кто повинуются своим злым похотям - или же настоящему диаволу.

6. “Вы делаете то, что видели у отца вашего”, или же диавола (ст 38). Иудеи никогда не верили в личность по имени “диавол”, а потому, когда Иисус говорил о том, что отцом их является диавол, то он использовал язык образов, понятный Его слушателям.

7. Диавол был их отцом потому, что они делали дела своего отца (ст 41) - т.е. продолжали “семейные” традиции.

8. Если диавол является человекоубийцей, то он не бессмертен, ибо в своем пояснении этого места Иоанн позже писал (как будто между написанием Евангелия и его Послания уже возникла потребность пояснения написанного): “никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1Ин 3,15). Ангелы бессмертны (Лк 20,36), а это значит, что этот “человекоубийца” не был “павшим Ангелом”.

Возможные объяснения

1. В Писаниях частенько дается описание человека, или группы людей, о которых в Библии было сказано чуть раньше. Так слова, “жало же смерти - грех” (1Кор 15,56), напоминают о жале змея в Едеме, однако это совсем не означает, что смерть является буквальным змеем. Просто жало является характерной чертой змея (приносящего смерть). Поэтому дракон в Откр 12,9 называется “древним змием”. Дракон одновременно не может быть и драконом и змеем - просто он обладает теми же характерными чертами, что и змей в Едеме.

2. Точно так же и диавол, или же возникающие в наших лукавых сердцах злые похоти, толкающие нас к греху, имеют те же самые характеристики, что и змей в Едеме, однако это не означает, что змей и диавол в Едеме одно и то же лицо. Змей обладал “хитростью” (Быт 3.1; 2Кор 11,3). Этой же чертой обладал и заговор Иудеев против Иисуса, по которому они “положили в совете взять Иисуса хитростью и убить” (Мф 26,4). Так что змей в Едеме был так же и прообразом Иудейства. Убийство ими Иисуса Христа было исполнением пророчества о семени змея (греха, изначально обретавшегося в Иудеях - Мф 12,34; Лк 3,7), которое должно было жалить семя жены, Христа, в пяту (Быт 3,15).

3. В Ин 8,44 также намекается еще и на Каина, первого человекоубийцу, ибо “он был человекоубийца от начала” (Быт 4,8-9). В нем не было истины, ибо он стал отцом семени змея, извратившего истинное поклонение Богу (см. толкования по Быт 6,2, “Возможные объяснения”, № 4). Послание Иоанна часто имеет много общего с его Евангелием, примером чему является 1Ин 3,12,15, что и подтверждает данное объяснение: “не так, как Каин, [который] был от лукавого (или же от диавола - ср. Мф 13,19 с Мк 4,15) и убил брата своего… Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца”. Впрочем, так же верно, что в Ин 8,44 все же говорится и о змее. Ибо первым солгал змей: “Нет, не умрете” (Быт 3,4). В нем не было истины. Он стал человекоубийцей, ибо через него вошла смерть в Адама и Еву. “Он лжец и отец лжи”. Однако, точно так же как Каин, будучи от лукавого, он не был сверхчеловеком, ибо просто обладал характерными чертами змея, являя собой диавола (наши злые похоти). Так что именно потому, что змей (см. толкование по 3-й главе книги Бытие) был назван диаволом, ибо обладал обладавший характерными чертами диавола, то есть, наших злых похотей. То, как Господь “призрел” на дар Авеля, “а на Каина и на дар его не призрел”, сильно напоминает жертвоприношение Илии и пророков Ваала, отступников Иудеев , на жертвоприношение которых Господь Бог так же не призрел (3Цар 18,19-40). А это делает Каина прообразом всех Иудейских отступников - или же диаволом евреев.

4. Обратите внимание на то, что “он лжец и отец лжи”. Иисус не говорит, что он был лжецом! Когда мы лжем, то лжем из-за диавола, ибо наши внутренние злые похоти побуждают нас лгать. Изнутри - не снаружи. Из перечисленного Иисусом в Мк 7,21-23 также упоминается и ложь, порождаемая не извне, а извнутрь человека. Диавол - “отец” лжи в том смысле, что она порождается внутри нас, где и обитает Библейский диавол.

5. “Когда говорит он ложь…” Когда кто-нибудь лжет, то за него лжет не сверхсущество, называемое диаволом и стоящее где-то рядом, лжет настоящий диавол, сам человек, его внутренние злые похоти. “Коварство”, или же ложь, исходит “извнутрь, из сердца человеческого” (Мк 7,21-22).

6. В 8-й главе Евангелия от Иоанна написано о том, как Иисус говорил евреям, что если бы они по-настоящему слушали слово Божие, тогда бы не пытались убить Его. Здесь прослеживается четкая противоположность между рожденными от слова Божия и порождениями диавола, нашего лукавого сердца. Человеческое сердце является злым “во всякое время” (Быт 6,5), и только благодаря слову Божиему мы можем победить злые похоти в нем, этого диавола, заставляющего нас грешить (Пс 118,11; Иак 1,13-15).

Так Иисус называл Иудеев человекоубийцами (от диавола - ст 44) потому, что Его слово не вмещалось в них (Ин 8,37).

- “Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол” (ст 43-44).

Потому что Иисус соблюдал слово Божие, Он не был таким же лжецом, как Иудеи (ст 55). Они же были лжецами, потому что были от диавола (ст 44).

В нем (в диаволе) нет истины (ст 44), потому что “слово Твое есть истина” (Ин 17,17). Получается, что диавол является полной противоположностью слову Божию. Иисус говорил: “Если пребудете в слове Моем… познаете истину” (Ин 8,31-32).

- “Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога” (ст 47). То есть, они были от диавола (ст 44).

- “Я говорю вам истину (или же слово Божие - Ин 17,17), и потому вы Мне не верите!” (ст 45; современный перевод). Потому что от диавола (ст 44), которые не слышит слова Божиего.

А это значит, что семенем диавола являются наши похоти, которые, в конечном итоге, порождают грех (Иак 1,13-15; Мф 13,39). Верующие возрождаются “не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия” (Иак 1,18; 1Пет 1,23), которое является словом, проповеданным Христом (Лк 8,11).

Так что, потому что наши злые похоти побеждаются словом Божиим, те, кто, подобно Иудеям, отвергает слово Его, готовят себе осуждение в последний день своими делами, ибо живут по своим похотям, которые, воистину, являются похотями их отца, диавола.

"Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи".
(Ин.8:44)

Итак, продолжаем разговор, начатый в теме «К вопросу о распространении вредных и чуждых христианству концепций". Одновременно это является естественным продолжением разговора по теме "...БОДРСТВУЙТЕ... ДИАВОЛ ХОДИТ, КАК РЫКАЮЩИЙ ЛЕВ..." (См. на нашем сайте). За прошедшие сутки, атака на сайт «Рифли» возобновилась с еще большим ожесточением. Что же так разъяряет господина Попова и его сподвижников? А то, что он не может примириться с тем, что идет борьба против враждебных христианству теорий. Господин Попов претендует на то, чтобы называться христианином. Но под прикрытием цитат из Библии он пытается продвинуть искажающие христианство бредовые измышления. Однако посмотрим, имеют ли "теории" господина Попова что-либо общее с христианством. Он приводит цитаты из Библии, перемежая их своими "замечаниями", так что неискушенный читатель может принять все это за текст Библии. И при этом делаются произвольные обобщения, противоречащие Библии.

Так, появляется термин «ТЕЛА БОГА». Однако, в Библии говорится о личности Бога, и эта личность триедина: Бог Oтец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В понятие «тело» у этого господина включается даже «мысль». Посмотрите, как «цитируется» Евангелие от Иоанна 1:1.

«В начале было Слово (мысль), и Слово было у Бога (источник), и Слово было «БОГ» (содержание, событие, истина)…»

В таком духе проводятся дальнейшие "рассуждения", на которых строятся "теории", не имеющие ничего общего с христианством. Можно сказать, что все теории имеют право на существование. Не будем с эти спорить. Но зачем-же так упорно и агрессивно внедряться на христианский сайт, и навязывать свою "философию"?

Мы видим явную борьбу против христианства. Попытку внедрить в христианство чуждые теории с целью увести христиан в области далекие от Христа. Эти господа хотят уничтожить христианство, вытеснить его своей "философией" и заменить Живого Бога бездушной схемой. И это было предсказано в Библии.

"...В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников" (1 Тим. 4:1-2), зараженных "страстью к состязаниям и словопрениям", поврежденных умом и чуждых истине (6: 3-5). И Апостол Павел просит удаляться их "непотребного пустословия", "ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться" (2 Тим. 2: 15-17).

И оружие одно – «Меч Духовный» - Слово Божье, которого боится дьявол. Потому и названо оно мечом духовным, которым и Христос поражал дьявола в пустыне, делая его безмолвным.

Отсюда и страх, и ярость, и ожесточение антихриста и его сподвижников. И попрошу господина Попова убраться с сайта "Рифли", на который он внедрился незаконно, прикрываясь молитвой "Отче наш". И совсем некстати выдергивает господин Попов цитату из работы Василия Ключевского "О старцах-нестяжателях", которым историк противопоставляет русское духовенство, учившее "паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями..." Да, в истории церкви много темных мест. Но мы не говорим ни о церковниках, ни о церкви, которая всего лишь создание рук человеческих, а лишь защищаем христианство от искажения истины. Если господин Попов не боится чертей, то это не от того, что он любит Бога, а от того, что дружит с дьяволом. Поэтому он и внедряется как дьвол на чужой сайт.

Да даст нам Бог силы не отступать от Божьего слова и выполнять завповеди Его. Исполнять волю Бога и закон Его, чтобы милость Его и истина Его охраняли нас непрестанно. "Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели" душам нашим (Пс. 39:15)! "Да радуются и веселятся" Богом "все ищущие" Бога, и "любящие спасение" Божье (39:17), "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Аминь.

4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.

9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15 Вы су"дите по плоти; Я не сужу никого.

16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и позна"ете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло"ва Моего.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

От Иоанна 8:42-51

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.8:42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Так как Он исключил их из родства с Авраамом, то они поднялись еще выше, называют отцом своим Бога. Он укорил их как убийц, а они, защищая себя, говорят, что они мстят за Бога и потому-то составляют совет против Него. Посему и Господь, показывая, что они не за Бога вступаются, по самому замыслу своему хотят убить Его, и не суть дети Божии, как они думали, но даже противники Богу, говорит: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня». Ибо Я от Бога сошел в мир, то есть явился во плоти. Я не противник Богу. Я от Него пришел. Посему, восставая на Меня, вы враги Богу.

Ин.8:43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

Почему вы не познаете речи Моей, не разумеете и не понимаете того, что Я говорю? Без сомнения, не по другому чему, как потому, что не можете слышать слова Моего, то есть не хотите. Ибо «не мочь» употребляется вместо «не хотеть». Доколе в вас живет зависть и убийственный замысел, как вы можете слушать, что Я говорю?

Ин.8:44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

Сказал «вы не можете слушать слова Моего» вместо «не хотите». Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. «Вы хотите исполнять похоти его». Не сказал «дела», но «похоти», показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу.
Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

«Он был человекоубийца от начала». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устоял», но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например, на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром.
Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: «В день, в который вкусите, будете как боги» (Быт. 3:5). А они (Адам и Ева) получили смерть.

Ин.8:45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.

А Мне не верите, потому что Я говорю истину. Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи.

Ин.8:46. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: «Если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину». За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно.

Ин.8:47. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии». Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии.

Ин.8:48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе?» Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например, субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что «Он и бесов изгонял силою князя бесовского» (Лк. 11:15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами.

Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте.

Ин.8:49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего».

Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. «Вы, – говорит, – бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его».

Ин.8:50. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: «Есть Ищущий и Судящий».

Какое человеколюбие! Его обижают, а Он искание Своей славы и отмщение предоставляя Отцу, обращается к увещанию и учению и таким образом благотворит тем, кои наносят Ему обиды. Так и мы должны платить своим врагам.

Ин.8:51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Что же он сказал им? «Кто соблюдет Мое слово», то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни.

Вместе с сим дает им знать, что если соблюдающий слово Мое не умирает, тем более – Я. Зачем же вы хотите убить Меня, над Которым смерть имеет так мало власти, что Я даже и другим дарую истинную жизнь? Ибо, хотя верующие умирают телесно, однако, они живы в Боге.

Вконтакте

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то