Выполнение домашнего задания в условия группы продленного дня. На что мы имеем право? Обязательно ли делать уроки в гпд

На носу вторая четверть учебного года, и многие родители начинают всерьез переживать из-за нарушений в школе. Почему дети учат английский язык всем классом, а не в группах? Почему на продленке после уроков не делают домашнее задание? И почему учителя вечно перегружены? Ответы на многие из этих вопросов есть в нормативных документах. Основные - Федеральный закон об образовании №83, СанПиН 2.4.2.2821-10 и устав школы. Чтобы вам не пришлось продираться через сложные юридические формулировки, мы перевели главные требования на обычный человеческий язык.

Сколько детей может быть в классе?

Верхняя планка указана в СанПиНе 2.4.2.2821-10 - не больше 25 человек. Все, что больше, - уже нарушение, которое грозит школе серьезными неприятностями. Хотя понятно, что в тех регионах, где народу много, а школ катастрофически не хватает, проверяющие органы часто закрывают на это глаза. Впрочем, Минобрнауки уже ведет большую кампанию по строительству новых школ в таких местах.

Сколько учеников должно быть в языковых группах?

А вот насчет отдельных групп для изучения иностранных языков и других предметов (той же физкультуры или технологии) в нормативах ничего толком не сказано. Точнее, есть положение, что класс может делиться на две группы, если в нем 25 человек и у школы есть деньги на второго педагога.

При этом методисты говорят, что эффективнее всего язык учится в группах по 12-15 человек. В больших группах педагог просто технически не успеет проверить каждого. Вот и получается, что дети 11 лет учат английский, а двух слов связать не могут.

Выход в такой ситуации один - собирать родителей со всего класса и идти к директору просить второго учителя.

Может ли педагог работать на две ставки?

Если учитель пашет, как загнанная лошадь, то срывов на детях не избежать. Увы, в школе не редкость, когда педагоги кричат на учеников, могут выставить на посмешище перед классом, а то и вовсе ударить. Все это - симптомы эмоционального выгорания, которое связано с чрезмерной нагрузкой в школе, зачастую помноженной на личный стресс на работе и дома.

Согласно приказу Минобрнауки №1601, рабочая неделя педагога за ставку составляет 36 астрономических часов. Из них половина, 18 часов в неделю - это преподавание. А остальное - это подготовка к урокам, проверка тетрадей, творческая и научная работа с учениками, мониторинги и диагностики. То есть, при пятидневной рабочей неделе у учителя не должно быть больше 3-4 уроков ежедневно.

Другое дело, что зарплаты в школах оставляют желать лучшего, и многие педагоги вынуждены работать на полторы ставки. Например, берут кружки и факультативы. А это выходит уже 27 часов преподавания в неделю, то есть 5-6 занятий каждый день.

Если же учитель ведет в день по 7 уроков, это явное нарушение. С этим тоже надо идти к директору и просить нанять дополнительных учителей. Если директор против, можно идти дальше - писать в Департамент образования.

А вот на две ставки работать уже нельзя - это запрещает Трудовой кодекс. Причем, независимо от того, работает учитель в одной школе или в разных. На практике неофициальные договоренности с директорами могут быть разными, но две ставки - это уже повод для обращения в суд или прокуратуру. Потому что зарплата - зарплатой, но выжатый как лимон педагог ничему хорошему детей не научит.

Должна ли быть большая перемена для обеда?

В СанПиНе 2.4.2.2821-10 написано, что в школе обязательно должна быть большая перемена в 20-30 минут после 2 или 3 урока. А лучше две таких перемены. Если в вашей школе такого нет, и дети вынуждены давиться булками за 10 минут, это повод для жалобы директору и в Роспотребнадзор .

При желании, в школе можно организовать и более длинную перемену для полноценного обеда. Правила этого не запрещают - перерыв может быть хоть 40 минут, хоть целый час. Решение о такой перемене принимает управляющий совет школы, куда входят учителя и родители. Так что хотите длинную перемену - поднимайте этот вопрос на общем собрании.

Обязаны ли учителя делать с детьми домашнее задание на продленке?

Нет, не обязаны, даже если продленка в школе платная. Но могут, если об этом договориться заранее. Так что в этом вопросе все решается путем переговоров с учителем.

В том же СанПиНе 2.4.2.2821-10 указано лишь оптимальное время для выполнения домашнего задания на продленке - это 15:00-16:00 часов, когда ребенок немного отдохнул после уроков и у него открывается второе дыхание.

Можно ли в холле делать дополнительный кабинет?

В школе непременно должна быть рекреация или холл. Причем, не с голыми стенами, чтобы детям не приходилось сидеть на подоконниках, а с креслами или диванчиками. В школах старой постройки с этим часто бывает проблема: просто не хватает места.

По действующим нормативам, площадь рекреаций должна быть не меньше 0,6 квадратных метров на одного ученика. Но к старым зданиям это не относится.

Так что если ребенок учится в старой школе, которая не соответствует нормативам, тут остается только смириться и ждать капитального ремонта.

В некоторых школах учебных кабинетов и подсобных помещений не хватает, так что классы и кладовки иногда строят прямо посреди рекреаций и холлов. С эстетической точки зрения это, конечно, не самый прекрасный вариант. Но если общая площадь по-прежнему соответствует нормативам (0,6 кв.м. на одного ученика), то это вполне допустимо.

Добрый день! Ситуация такая: ребенок пошел в 1 класс, на продленку начал ходить на этой неделе. Уроки начали задавать со второго дня, знаю что не положено две недели первоклашкам задавать, но с учителем не будешь спорить. Школа у нас с уклоном, задают много. Пока я была в отпуске мы с ним дома делали уроки, занимало часа по два. Внушала ему, пойдешь на продленку обязательно делай там уроки, чтобы вечер был свободный, могли погулять. Если что не понятно, подходи к учителю спрашивай. Забираю его вчера, он практически ничего не сделал. Написал пару строчек в прописях и все, а задали четыре странички одних прописей, плюс математика и чтение. Спрашиваю в чем дело, почему не сделал. Он говорит, я заигрался. Учительница им сказала, что кто хочет тот садится делает уроки, кто не хочет играет. Вот он решил поиграть, а уроки не успел сделать. Слышала что во многих школах не заставляют делать уроки. Нам она говорила, что индивидуально заниматься у нее времени нет. Но ведь можно как-то организовать работу с домашним заданием, чтобы все садились и делали. Сегодня собрание у нас, знаю что на мои вопросы учительница ответит, что она не может заставлять детей делать уроки. Но если бы она сказала, так садимся все сейчас и делаем задание, то мой бы сел и делал. Как мне аргументировать и что говорить сегодня, подскажите. Входит ли в ее обязанности делать и проверять домашнее задание. Как мне все это выяснить с ней, при этом не хочется портить с ней отношения. Проблема не у нас одних в классе, некоторые родители приходят домой только к 8. И как и мы вчера сидели до 10 делали эти уроки со скандалами, он уже сидит ничего не соображает, спать пора. Вообщем очень жду ваших советов, может у кого была похожая ситуация.

Это по-своему хорошо, что на них не давят. И что играет с ровестниками с удовольствием. Задача адаптации в коллективе у первоклашек, не менее важная, на мой взгляд, чем навык чтения/письма. Кроме того, домашнее задание задают именно для выработки навыков самостоятельной работы, мне кажется.

На Вашем месте давила бы на сыновскую сознательность. Всяко поощряла бы самостоятельное выполнение уроков. Обещала бы какое-нить интересное развлечение, в освободившийся от уроков вечер.

Давлю как могу, что называется и кнутом и пряником. Прошли вчера мимо гуляющих друзей во дворе делать уроки. Время поиграть с ребятами в школе есть, они играли до обеда, потом ходили гулять. Он большую часть своего времени проводит в школе, дома весь вечер мы вынуждены делать уроки. К тому же вечером он очень уставший, внимание рассеянное, трудно сосредоточиться, ему намного тяжелее все дается, по сравнению с тем как мы делали эти уроки днем. Все-таки мне кажется на продленке должны отводить время для уроков и усаживать всех детей делать задание, помогать им, проверять. Другое дело, если учитель не хочет напрягаться. Вот и вопрос, как договориться с учителем, если она ответит, что не должна это делать.

В Вашей ситуации давала бы с собой мобильник сыну и СМСила бы что "ПОРА". Или часы наручные и время "У" обговаривала. И постепенно, конечно, не сразу, но добилась бы результата, мне кажется. У меня тоже сын первоклассник, я пока дома с ним, но планирую на работу выходить. Может мне пока все в очень розовых красках видится.
С учителем, не стала бы разговаривать. Просто потому что задача выработать самостоятельность и ответственность кажется мне более важной чем выполнение самих уроков.

Мобильники в школу приносить нельзя. Время все же мне кажется должен говорить учитель, у них каждый день разное колличество уроков, дополнительные занятия, потом обед, прогулка. Просто смотрю хорошая отговорка у учителей появилась, заставлять не имею права. Моего не надо силой заставлять и индивидуально тоже сидеть рядом с ним не прошу, если бы учительница сказала, так сейчас время уроков, садимся делаем уроки. А не так, что кто-то делает уроки, а кто-то играет, и думается мне отвлекая при этом занимающихся. Другой вопрос что он этот час не все успеет или не так сделает, дома уже проще переделать, чем весь объем выполнять. И ребенок привыкнет так и будет считать необходимым выполнять домашнюю работу на продленке. Я помню когда мы учились ведь так и было. Нам говорили: садимся, достаем математику и делаем, сделали - подошли показали учителю, она проверила, делаем следующий предмет. И все были довольны, и детям вечером ничего не надо, и родители спокойны. Я своему внушаю как могу, но хочется рассчитывать и на помощь учителя.

Не обижайтесь, но у меня ощущение, что вы пытаетесь переложить ответственность за учебу вашего сына на учительницу.

Мы так же начинали: вечером делали, на продленке играла дочка.

Ничего, со временем усвоила, что лучше себе вечер освободить.

Я вам больше скажу: был период, когда у них временно вела продленку учительница "с принципами" и заставляла делать всех, и проверяла принудительно. Вот был ужас! Допустим, ребенок недопонял что-то, хотел у меня/папы уточнить, и потом уже делать. Нет, учительница настаивает... А объяснить под-другому, чем в классе, не может. Хорошо, что эта принудиловка быстро кончилась.

У нас на продленке так же, как и у вас: после обеда, прогулки и кружков выделяется час на уроки/игры. Каждый ученик сам решает, как он этот час проведет.

так и вырабатывается умение отвечать за свои поступки, ИМХО.

Конечно, вечером уставший.
Я бы предложила не делать вообще при таком раскладе, или делать как получится.
И подчеркивала бы, что днем вышло бы быстрее и лучше.

Учитель действительно не должна заставлять их деалть уроки. она должна обеспечить организацию времени таким образом, чтобы у учеников было время на приготовление д/з. А уж делают они или нет - не ее забота.

Ну, поговорить-то можно. Но, не удивлюсь, если не обязана учительница обеспечивать выполнение домашнего задания, а должна только предоставить возможность.
Требовать Вы, наверное, можете только, чтобы играющие не мешали занимающимся.
А об остальном только договариваться.

Я все таки, считаю правильным непосредственно на сына воздействовать.

Да я ни в коей мере не обиделась, я не пытаюсь переложить на учителя ответсвенность, а рассчитываю на ее помощь. Может она конечно и делает как лучше, приучает к самостоятельности и выбору. Но я после одного дня продленки запаниковала, прям хоть бросай работу и сиди с ним. Но мое мнение все же такое, что должен ребенок делать д/з на продленке, как мы учились раньше, мне кажется так правильнее, когда все садятся и час делают. Хотя бы что сможет, я не прошу учителя помогать ему. Достаточно, просто что она бы сказала, делаем уроки все вместе. У меня коллега наоборот запретила своей дочке делать, потому что ей там тяжело, все вокруг бегают играют и она не может сосредоточиться. Пусть они бы тогда рисовали там что-ли этот час. Но знали, что есть распорядок дня и есть час занятий. Вообщем время покажет, к чему мы придем в итоге.

В первом классе - не вы, а ваш сын Уроки - его задача и его ответственность. Чем меньше вы будете изначально заморачиватсья с уроками, тем проще будет в дальнейшем.

И, это... 1 класс - очень волнительный, для мама особенно. Честное слово, не тратьте нервы из-за одного дня, пригодятся еще Не пугаю, но yq-богу, хватит еще проблем, чтоб попереживать, по сравнению с недоделанными/несделанными уроками на продленке.
Привыкает он, трудно пока... освоится.

При выборе школы, в которой планируется обучение будущего первоклассника, занятые родители могут поинтересоваться наличием и деятельностью специальной службы – группы продленного дня. Многим детям нравится посещать продленку, где они общаются с друзьями, с пользой проводят время. Ребята продолжают в нее ходить весь период начальной школы и не только потому, что остаются без контроля взрослых в послеобеденное время.

Организационные аспекты

1. Группа продленного дня в школе (ГПД) комплектуется к началу учебного года из числа учащихся образовательного учреждения. Родители пишут заявление с просьбой зачислить сына (дочь) в продленку. В документе обязательно указывают, как ребенок будет каждый день добираться домой после закрытия группы (самостоятельно покидать школу или его заберут взрослые).
2. Количество учащихся в ГПД определяется исходя из территориальных возможностей школы и ее наполняемости. Обычно оно составляет 25 человек. Возраст ребят – в основном, учащиеся начальной школы.
3. Занимается с детьми воспитатель с профессиональным педагогическим образованием. Он проверяет и помогает выполнить домашние задания. Воспитатель поддерживает тесную связь с классным руководителем школьника, его учителями-предметниками. Для того, чтобы в случае необходимости сообщить о непредвиденных обстоятельствах, произошедших с ребенком. Уточнить нюансы выполнения домашнего задания, получить консультацию. Воспитатель ГПД несет ответственность за соблюдение ребенком техники безопасности на игровой площадке, в столовой. Ведет необходимую документацию, контроль над посещаемостью. В работе учитывает возрастные особенности школьников.
4. Деятельность ГПД предусмотрена законодательством и прописана в нормативных актах образовательного учреждения. На заседании Управляющего совета и общешкольного родительского комитета школы решаются текущие актуальные вопросы (о сумме доплаты за горячее питание детей, освобождения некоторых категорий граждан от уплаты, организации сна первоклассников во второй половине дня).

Режим дня ГПД

Администрацией школы в соответствии с рекомендациями санитарно-гигиенических служб устанавливается режим дня для детей, посещающих группу продленного дня. Основными режимными моментами являются:
— Встреча. Воспитатель собирает ребят из ГПД после окончания всех уроков.
— Обед по установленным нормам.
— Прогулка не менее 2 часов.
— Самоподготовка после 15 часов. Для учащихся 1 класса – 1 астрономический час; 2-3 класса – 1,5 часа; 4-5 класса – 2 часа в общей сложности. Преимущество учебных занятий в продленке — это возможность ребенка самопроизвольно делать перерывы под наблюдением воспитателя.
— Полдник.
— Занятия по интересам (лепка, аппликация, рисование, настольные игры), посещение кружков дополнительного образования, спортивных секций.

Каждая семья самостоятельно решает вопрос о посещении ребенком ГПД: устраивают ли ее условия работы группы, сможет ли школьник готовить уроки в коллективе, а не в домашней обстановке. Не лишним будет послушать отзывы других родителей, чьи дети посещали продленку. Можно определив ребенка и наблюдая за ним, сделать правильные выводы.

А кто сказал, что ребенка обижают?? В чем конкретно это выражается?? Почему Вы сразу предлагаете лезть на баррикады и скандалить??? Ну нажалуетесь Вы в РОНО, придет проверка, которая в 99 случаях из 100 не найдет никаких нарушений, т. к. есть огромное количество разны инструкций и приказов, которые Вам кажутся нелепыми, а мы по ним работаем и, потрепав нервы учителю, члены комиссии Вам скажут, что нарушений со сторону учителя нет. Проверка уйдет, а Ваш ребенок останется в том же классе, с тем же учителем. Учителя тоже люди и надо обладать железной волей, чтобы, понимая что он прав и его дергали и проверяли зря, не отыграться на ребенке. И такое я наблюдала не раз: девочка занималась на 4 и 5, но была математиком и по русскому стояла твердая 4. В 10 классе мама решила, что дочка должно иметь по русскому 5, пошла к учителю и потребовала поставить 5. Учитель объяснил, что ребенок знает на 4. Родительница решила пойти по самому простому пути - она пожаловалась в отдел образования. Было три комиссии, проверяли работу учителя, администрации, устраивали срезы и проверки по русскому (причем для всего класса). Результат: комиссия подтвердила, что ребенок знает предмет на 4, что преподавание велось в соответствии с гос. стандартом. Девочка из школы ушла посреди года, ее затравили одноклассники, которых достали проверки и контрольные, а учителя сделали вид, что это все не замечают. И это не единственный случай. В нашей параллели учится ребенок очень скандальной мамы (правда, у нас она пока молчит, видимо не придумала из-за чего поскандалить) так нам позвонили из бывшей школы и предупредили какой к нам идет ребенок.

Я хочу сказать, что Вы должны быть уверены, что в школе исчерпаны все средства для решения конфликта. Вы говорили с воспитателем продленки о том что Вас волнует?? Вы просили обратить внимание на Вашего ребенка и уделить ему побольше времени при выполнении дом. задания???
И еще, психологи советуют в таких случаях сыграть на самолюбии, подойдите к воспитателю и скажите: " Не могли бы Вы проконтролировать, как моя девочка сделала дом. задание в продленке, а то меня она не слушает, а о Вас говорит дома с таким восторгом". Возможно, это даст лучший результат, чем все Ваши жалобы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то