Закрытый военный городок. Обзорная экскурсия. Проблемы жилья в закрытом военном городке Обеспечение военных городков

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Читатели неоднократно задают вопросы о служебном жилье. Как сохранить за собой после увольнения из армии жилье, если это служебная квартира? Остаются ли права на квартиру, если супруги развелись и ответственный квартиросъемщик уехал?

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

О способах получения квартиры военнослужащими говорить не будем. Это и сертификаты и сами квартиры – в этом вопросе секретов нет. Есть много документов по этому поводу, например . Тем более если военнослужащий проходит службу, то всю необходимую информацию ему должны предоставить в военной части. Конечно, если читатели расскажут о каких-то проблемах. то мы вернемся к этому вопросы и расскажем подробнее, с приложением необходимых шаблонов документов.

Правильным развитием событий, в вопросе обеспечения военнослужащих жилым помещением, является следующее: отслужил положенный срок, получил сертификат, купил квартиру, или оформил бесплатно ту, что уже занимаешь, живешь и радуешься. Однако, в условиях российской действительности, подобная схема зачастую дает сбои. Рассмотрим несколько проблемных ситуаций и предложим образцы документов для их решения.

Напомним, что согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации» служебные жилые помещения, и помещения в закрытых военных городах – приватизации не подлежат.

Spoiler

ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Для выработки последующей стратегии судебного разбирательства необходимо в первую очередь определить статус военного городка – открытый городок или закрытый, а также определить статус жилого помещения – служебное помещение или нет.

Определение статуса военного городка

Первым делом необходимо удостовериться, относится ли Ваш военный городок к открытым. Это сделать не сложно. Если Вы знаете номер военного городка, то сразу пропускайте следующие два абзаца:-), если же эта информация Вам не известна, то вот используемый нами способ, на примере одного обращения – г. Уссурийск ул. Карбышева д. 25.

Весь военный жилой фонд до недавнего времени обслуживала ОАО «Славянка», которая получила этот фонд от коммунально-эксплуатационных частей (КЭЧ) по всей России. При принятии домов на обслуживание оформлялись акты приема-передачи, которые входят в состав технической документации по домам. Вот пример – Если Ваш дом обслуживала ОАО «Славянка», то копию подобного акта можете запросить в своей управляющей организации АО «ГУЖФ».

Spoiler

Вообще очень полезный акт, т.к. в нем указаны и данные по техническому состоянию дома, и площади и разная иная техническая информация. Точно, что иметь копию такого акта лишним ни кому не будет..

В нынешнем примере нам интересна информация о номере военного городка – это номер 12. Теперь нам необходимо обратиться к законодательству. Для военного жилого фонда, фонда ФСБ России и Пограничной службы Российской Федерации принято , для жилого фонда внутренних войск Министерства внутренних дел РФ . Соответственно находим субъект и читаем номера военных городков. В нашем случае цифры 12 нет. Это значит, что военный городок №12 в г. Уссурийск не входит в перечень закрытых военных городков (входил ранее, но был исключен).

Определение статуса жилого помещения

Следующим этапом будет поиск ответа на вопрос – имеет ли занимаемое Вами жилое помещение статус «служебная квартира». Вообще в Российской Федерации принято , но в отношении служебного фонда Министерства Обороны РФ оно не особо действует. Допускаем, что связано это с государственной тайной, но точное объяснение нам никто не давал. Поэтому вопросы отнесения жилого фонда к служебному жилому фонду осуществляется приказами Министра Обороны РФ. Также данная информация должна содержаться в ЕГРП и для проверки этой информации необходимо делать соответствующий запрос через МФЦ. Однако проверка некоторых уже известных адресов показала, что ни в ГКН ни в ЕГРП информации может не быть вовсе, ни на дом ни на квартиру

Наличие статуса «служебная квартира очень важно, т.к. квартира по договору служебного найма предоставляется исключительно на время прохождения службы и впоследствии должна быть сдана.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Очень часто в практике встречается является ситуация, когда квартира была получена военнослужащим как служебная на себя и членов своей семьи. Впоследствии семейные отношения не сложились, супруги разошлись и военнослужащий уехал. В данной ситуации статус жилого помещения очень важен, т.к. если квартира была служебной, то после искового заявления, например военного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, оставшиеся проживать в служебной квартире члены семьи будут выселены без предоставления иного жилого помещения. В качестве примера можно привести . Дальше по тексту мы рассмотрим вариант обхода подобной ситуации, но шансы выиграть будут не очень большими.

Следует отметить, что если жилое помещение будет отнесено к служебному жилому фонду после того, как гражданин обратится с заявлением о заключении договора социального найма или приватизации, то суд примет сторону гражданина. Но подобные варианты встречаются крайне редко, обычной является ситуация, когда сначала Министр Обороны РФ относит жилые помещения к служебным, граждане заключают договор служебного найма, а затем пытаются в суде изменить статус. И естественно, что суд принимает сторону государства, вот подобное решение — .

Если в ордере нет отметки «служебное» и договор заключен с Вами не «служебного найма», то скорее всего квартира не имеет статус «служебная квартира. Однако, напоминаем, что лучше всего сделать соответствующий запрос в Министерство обороны РФ.

Итак, если мы выяснили, что квартира не является служебной и не находится в закрытом военном городке, можно приступать к рассмотрению проблемных вариантов.

Квартира ранее была служебной, но потом данные об этом потерялись

Достаточно редкий случай, но имеет место быть. Иногда можно встретить ситуацию, когда квартира ранее была предоставлена по договору служебного найма, но впоследствии данные о том, что квартира является служебной, были утеряны (мы все-таки в России живем:-)). Также подобная ситуация встречается, когда предоставляли квартиру как служебную, т.к. считали, что все квартиры в военном городке являются служебными. Если на запрос о предоставлении сведений, вдруг придет сообщение, что Ваша квартира не включена в перечень служебных квартир, то можно смело обращаться в суд с иском о признании заключенного договора служебного найма недействительным и заключении договора социального найма.

Квартира была оформлена служебной с нарушениями, после 2006 года

Также редкий и сложный случай, когда заключен договор найма служебной квартиры после 2006 года, но при этом должностные лица неправильно отнесли квартиру к служебным. Редкий он потому, что «служебят» после 2006 года дома списками, с включением всех квартир скопом. Образец искового заявления мы не будем прикладывать, т.к. данный случай является сложным и необходима помощь квалифицированного юриста, а вот путь подскажем 🙂 можете сами править предоставленное выше исковое заявление;-), и с ним к юристу

Spoiler

согласно Указания № 155/4/694, утвердившего «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», отнесение жилых помещений Министерства обороны РФ к специализированному жилищному фонду осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.01.2006 Г № 42 «Об утверждения Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», в том числе с соблюдением п. п. 13, 14 указанного нормативного документа; использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В нарушение ст. 101 ЖК РСФСР, п.2 ст. 92 ЖКРФ, п.п.. 13-14 постановления Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 и Указания Министра Обороны РФ № 155/4/694 от 24.04.2007 года, с даты ввода дома в эксплуатацию, квартира решение муниципального органа либо органа, осуществляющего управлением государственным жилищным фондом надлежащим образом в специализированный жилищный фонд не включалась.

Согласно ст.ст. 60, 92, 100 ЖК РФ проживание в домах государственного жилищного фонда осуществляется на основании договоров социального найма жилого помещения либо социального найма специализированного жилого помещения, в случае отнесения такового к специализированному жилищного фонда с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Приватизация бывшим военным квартиры не в закрытом военном городке

Одной из распространенных проблем, относящихся к разряду не сложных, это отказ в приватизации предоставленного ранее жилого помещения. С января 2016 года действует .Но некоторые военнослужащие могут не подпадать под действие данного приказа и тем самым как бы теряют право на получение квартиры в собственность.

Ситуация примерно следующая: гражданин получил от военной части жилое помещение в военном городке, после выхода на пенсию прошло много лет и он решил квартиру приватизировать, но ему отказывают. Причиной отказа является то, что в Министерстве обороны РФ до сих пор не разработано положение о порядке приватизации жилых помещений государственного фонда, а под действие Приказа Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20 гражданин не подпадает. На основании этого формального основания представители Министерства Обороны РФ, а также представители специализированных организаций отказывают в приватизации. Что надо сделать? Надо собрать небольшой пакет документов и обратиться в суд.

Для начала обратиться с заявление о разрешении приватизировать жилое помещение. Вдруг к тому моменту, как Вы будете читать этот материал уже примут необходимые документы и Вам разрешат приватизацию.

Spoiler

ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По прошествии двух-месячного срока Вы либо получите отказ, либо разрешение, либо распечатку с сайта pochta.ru, что Ваши письма было доставлено адресатам, т.е. отсутствие ответа. Теперь можно формировать исковое заявление с пакетом документов к нему.

Spoiler

ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Проживание в военном городке по ордеру – военнослужащий и его семья

Немного усложним ситуацию и рассмотрим следующий вариант. Квартира предоставлена военнослужащему и членам его семьи для постоянного проживания по ордеру, в котором нет отметки о том, что квартира имеет статус служебной.

Также обращаемся к Министерству Обороны РФ с письменным запросом об отнесении жилого помещения к служебным. Если ответ не получен или получены данные, что квартира не является служебной, можно обращаться с заявлением о заключении договора социального найма.

Проживание в военном городке – только семья военнослужащего

В жизни бывает разное и от развода никто не застрахован. Ранее в материале мы рассматривали пример, когда после развода военнослужащий покидает место жительства, а его семью выселяют. Казалось бы, что все в соответствии с законом, но в подобной ситуации есть вариант ее разрешения в пользу оставшейся семьи.

Рассмотрим два варианта развития ситуации, которые будут различаться статусом жилого помещения – служебная квартира или нет.

Заключение договора социального найма в квартире без статуса «служебная квартира»

Одной из правильных стратегией в подобной ситуации является разделение лицевого счета. Подобная схема будет работать, если действия планировать заранее и постепенно ситуацию вести по этой схеме.

Напомним, что члены семьи нанимателя имеют равные обязанности по оплате за пользование жилым помещением и потребляемые коммунальные услуги.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма

  1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
  2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Именно, исходя из этого правила, и происходит разделение лицевого счета. Рассмотрим ситуацию – военнослужащий и его жена. Супруга обращается с заявление в управляющую компанию, в котором просит разделить лицевой счет.

Если управляющая компания отказывается, что в последние годы уже редкость, то супруга направляет простейшее исковое заявление в суд.

Результатом судебного процесса будет решение суда о признании отказа незаконным, возложении обязанности разделить лицевой счет и направлять платежные документы каждому отдельно.

Спустя некоторое время следует второй основной этап – это регистрация ребенка, развод супругов и снятие супруга с регистрации. Впоследствии, если супругу откажут в предоставлении другого жилого помещения по новому месту службы из-за несданного этого жилого помещения, то супруг обращается в суд с иском о выселении, проигрывает и может спокойно оспаривать отказ о непредоставлении ему квартиры (проигрыш необходим, для доказательства «я сделал все что мог»). С одной стороны – муторно, а с другой стороны – ребенок обеспечен квартирой на будущее, так-что…

Spoiler

ЖК РФ, Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения

Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.

В результате проведенной операции в квартире будут проживать только бывшая супруга и ее сын. Военнослужащий при смене места жительства в связи с переводом в другую часть получит право требовать квартиру для проживания по новому месту службы. Оставшейся супруге остается требовать заключения договора социального найма на основании фактически сложившихся отношений. Пример искового заявления в разделе « «. Но подчеркиваем, второй этап сложный, лучше нанять профессионального юриста.

Подобная схема используется сознательно для получения не одной квартиры от государства, а двух. Военнослужащий после развода создает новую фиктивную семью, а жена и дети оформляют на себя старую квартиру. После завершения всех операций семья воссоединяется. Однако, подобные схемы могут быть уголовно наказуемы, если будет доказан умысел.

Заключение договора социального найма в квартире имеющей статус «служебная квартира»

Самый сложный из рассматриваемых вариантов. Единственным известным нам способом является признание сложившихся отношений фактически на условиях договора социального найма. Необходимым условием является указание в платежной квитанции как плательщика, т.к. необходимо доказать, что пользование квартирой и оплата за содержание и коммунальные услуги осуществлялись открыто на протяжении длительного времени. Однако шанс не велик, т.к. будет зависеть от сторонних факторов: настроение судьи, профессионализм судьи, апатия представителей минобороны и т.д.

Предлагать исковое заявление и стратегию в данной ситуации мы не будем, т.к. ситуация очень сложная. Рекомендуем помощь профессионального юриста.

Е.А. ГЛУХОВ
Глухов Е.А., капитан юстиции, помощник командира войсковой части 58147 по правовой работе.
С 1998 года определение закрытого военного городка дано в Законе. Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом, исходя из смысла Закона, военный городок, имеющий соответствующие признаки (расположение в населенном пункте и имеющие пропускной режим либо расположенный вне населенного пункта, принадлежность жилого фонда государству) может, но не обязательно должен, быть включен в перечень закрытых военных городков. В этой же статье Закона сказано, что служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Означает ли это, что все жилые помещения закрытого военного городка являются служебными? Отнюдь. Существуют юридические признаки служебного жилого помещения (см.: Фатеев К.В. Жилищные права военнослужащих и членов их семей):
- назначение помещения;
- заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА);
- нахождение помещения в служебном здании, вблизи организации (на территории военного городка);
- включение помещения в число служебных соответствующим органом.
Жилые помещения закрытых военных городков согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 ранее действовавшего Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" состоят в государственной собственности РФ и являются ведомственным жилым фондом. Но, как уже было указано выше, перевод жилого помещения в разряд служебного осуществляют не министерства и ведомства РФ, а местные органы власти. Рассмотрим теперь ситуацию, когда начиная с момента вступления в силу распоряжения Правительства РФ (с 1 июня 2000 г.) люди оказались проживающими в закрытом военном городке, но решения местных органов власти о том, что их жилище является служебным, еще не было. Ведь в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения. Однако, как следует из п. 4 разъяснения ГлавКЭУ МО РФ от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4, включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного. Жилые помещения приобретают такой статус по представлению КЭЧ гарнизонов решением органов местного самоуправления. Можно ли перевести жилье в разряд служебных без согласия проживающих в нем лиц? По мнению автора, нельзя, так как квартира в это время обременена правом пользования проживающими там лицами. А вот все вновь возводимые жилые помещения в закрытых военных городках, а также жилые помещения, освобождаемые за выездом, могут использоваться в дальнейшем только со статусом "служебное".
По мнению автора, в настоящее время вопрос жилья в закрытых военных городках требует принятия нормативных актов на уровне законов и постановлений Правительства РФ. Для сравнения: 17 декабря 2002 года было принято Постановление Правительства РФ N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации". В нем собраны в один нормативный документ основные положения о служебном жилье, о порядке его получения и использования. Но на военнослужащих Министерства обороны РФ этот документ не распространяется.
На территории России находятся более 1700 закрытых военных городков, в которых проживают тысячи военнослужащих со своими семьями, граждан, уволенных с военной службы, и члены их семей, гражданский персонал воинских частей и учреждений. Проживают на территории закрытых военных городков (ЗВГ) и лица, не имеющие никакого отношения к Вооруженным Силам РФ. И хотя закрытые военные городки уже изначально были предназначены только для размещения военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ и членов их семей, многие квадратные километры жилой площади в закрытых военных городках безвозвратно ушли из ведения Министерства обороны РФ (иного органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). Это происходит и в настоящее время на фоне долголетних очередей на получение жилья и низкого уровня его строительства военными ведомствами. Попробуем понять причины отторжения жилья в закрытых военных городках от военного ведомства.
Первая причина - военнослужащие с семьями остаются проживать в жилых помещениях закрытых военных городков и после увольнения их с военной службы. Согласно статье 94 ранее действовавшего ЖК РСФСР эта категория граждан не могла быть выселена из занимаемых ими жилых помещений в военных городках без предоставления им другого благоустроенного жилого помещения. А так как у войсковых частей обычно отсутствуют другие благоустроенные жилые помещения, то и людей из квартир никто не выселяет. Оппоненты могут возразить, что статья 94 ЖК РСФСР уже утратила силу в связи с вступлением в силу с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ. Да, но в ст. 13 Вводного закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ указано: "граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления им других помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ". Анализируя данную норму Закона, можно прийти к выводу, что и по новому жилищному законодательству лица, до 1 марта 2005 года законно занимающие служебные жилые помещения в закрытых военных городках, могут быть выселены оттуда только с предоставлением другого жилья. Однако уже не обязательно предоставляемое жилье должно быть благоустроенным. Но ни для кого не секрет, что в городах у воинских частей нет свободного жилья, поэтому выселять своих бывших военнослужащих просто некуда и соответственно невозможно.
Вторая причина более противозаконна. Речь идет о фиктивных браках и переходе жилого помещения "супругам". Согласно п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя". Получается, что вселение лиц в жилые помещения закрытых военных городков (даже не служебные, о чем речь пойдет ниже) разрешается, если гражданин: а) имеет отношение к МО РФ - работает (служит) в воинской части либо военном учреждении; б) является нетрудоспособным иждивенцем нанимателя жилого помещения. Каких-либо особых трудностей поступить на работу в военное учреждение и стать лицом, имеющим отношение к МО РФ, лично я не усматриваю. А через некоторое время, когда новоиспеченного супруга зарегистрируют по новому месту жительства в служебной квартире, ничего не помешает этому работнику уволиться из военной организации. Но уже с правом проживать в своей квартире, после чего старый квартиросъемщик уезжает жить в другой населенный пункт с некоторой суммой денег. Практически речь идет о незаконной притворной сделке, которая может быть оспорена в суде командиром части, но доказать ее притворность будет очень затруднительно.
А теперь остановимся более подробно на указанной норме военного законодательства. Свобода выбора места жительства относится к числу основных прав граждан. В то же время Конституционный Суд отмечает, что право гражданина РФ свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции России оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Так, согласно ст. 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом, в том числе в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Причем в отношении ЗАТО такой Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", где в ст. 3 прописаны ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, существует. Ограничения проживания граждан на территории закрытых военных городков установлены не федеральным законом, а Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", который зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2000 г. за N 2260.
Таким образом, ведомственным нормативным актом установлен запрет на вселение иных граждан, кроме имеющих отношение к Министерству обороны, в жилые помещения домов ЗВГ. Законность данного требования подтверждена решением Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ВКПИ03-96. Причем интерес вызывает то, что речь идет не только о служебных жилых помещениях, а о всех жилых помещениях закрытого военного городка, в том числе неслужебных и даже ранее приватизированных. Интересно еще и то, что для сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, военнослужащих внутренних войск МВД РФ, таможенных органов и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ согласие специальных органов на вселение в занимаемое им служебное жилое помещение других лиц не требуется (ст. 20 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам ФСБ, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ).
Согласно ранее действовавшему ЖК РСФСР (ст. 101) жилое помещение включается в число служебных решением местных органов власти. В настоящее время ст. 101 ЖК РСФСР утратила силу и не применяется. В новом Жилищном кодексе РФ есть целый раздел IV о специализированном жилищном фонде, но на вопрос о том, к чьей компетенции относится вопрос о переводе жилья в разряд служебного и порядок оформления такого перевода, ЖК РФ в ст. 92 отсылает к нормативному акту, который должен быть принят Правительством РФ. А так как такого нормативного акта на федеральном уровне еще не принято, то с 1 марта перевод жилья закрытых военных городков в разряд служебного приостановлен.
Вот те некоторые моменты, которые, надеюсь, привлекут внимание законодателя к проблемным вопросам закрытых военных городков и служебного жилья, а также будут интересны читателям.
Закон и армия, 2005, N 7

Выселение из военных городков особое направление юридической практики, требующее судебного вмешательства при спорных ситуациях.

Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» вступил в силу 14.07.1992 г. К образованию этого вида согласно данному документу относится закрытый военный городок. Поэтому в нём необходимо обеспечить режим безопасного функционирования и охрану государственной тайны. Значит, граждане, проживающие в городке, находятся в особых условиях.

ВНИМАНИЕ!!!

Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе , оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» .

Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

Данный закон разъясняет невозможность дальнейшего проживания там лиц, с которыми военной организацией прекращены трудовые отношения. Следовательно, выселение из служебной квартиры в закрытом военном городке пользователя и его семьи обязательно при уходе в отставку или запас.

Важно! Причина, являющаяся основанием для этой процедуры, не имеет никакого значения. Будь то болезнь военного, нарушенная им воинская дисциплина, штатное сокращение, уход на пенсию и другое – в любом случае лицо должно покинуть закрытый военный городок.

Единственным правовым основанием, по которому гражданин может остаться жить в служебном жилье, является продолжение отношений по службе с военной организацией кем-то из совместно с ним живущих членов семьи.

94 статья – это не основание, чтоб выселять из жилого помещения лицо, принадлежащее той или иной военной организации, но не находящейся на территории закрытого военного городка.

Порядок выселения из закрытых военных городков

Порядок выселения из служебного жилья таков:

Военная организация посылает квартиросъёмщику уведомление в письменном виде. В нём она требует освободить данное помещение.
После получения этого документа гражданину и его семье отводится определённое время на выселение из служебной квартиры. Оно указано в уведомлении.
Если жилец (или жильцы) отказывается освобождать помещение, то военная организация подаёт соответствующие документы в суд.
Необходимо время, чтобы решение суда вступило в законную силу. Если гражданин со своей семьёй по-прежнему не собираются покидать городок, пристав организует принудительное выселение.

Основанием для данной процедуры является постановление Пленума . Если гражданин относится к льготной категории, то ему будет предоставлено жильё вне закрытого военного городка. В случае не выделения альтернативного жилья, суд правомочен дать время, чтоб можно было подыскать новый дом либо квартиру. Выселение детей происходит на общих основаниях.

Основания для выселения из служебного жилья военнослужащего

Служебное жильё относится к особой категории. Поэтому проживать в нём имеет право строго ограниченный круг лиц, в том числе военные. Но данный вид недвижимости не является их собственностью. В связи с этим определённые обстоятельства могут привести к выселению военнослужащего из ведомственного жилья.

Основными причинами утраты данной служебной квартиры являются следующие:

  1. Непригодность жилья к дальнейшему проживанию.
  2. Необходимость его капитального ремонта.
  3. Утрата статуса военнослужащего.
  4. Смена собственника жилого помещения ().
  5. Невыполнение правил проживания или нарушение договора найма.

В первых двух случаях гражданину предоставляется другое служебное жилье. Причём обычно, после проведения капитального ремонта, военнослужащий возвращается в свою прежнюю ведомственную квартиру.

В третьем случае вместо служебного жилья большинству гражданин положена субсидия на приобретение собственной квартиры. Но она даётся только лицам, имеющим ветеранский военный статус.


Получить его могут 2 группы лиц:
  1. Военные, ставшие инвалидами во время службы.
  2. Граждане, имеющие не меньше 20 лет военного стажа, медаль (орден или ведомственный знак) либо почётное звание СССР (РФ).

Утрата статуса военнослужащего может произойти, например, при грубом нарушении дисциплины. В этом случае после выселения из ведомственного служебного помещения никакой другой квартиры и денежной компенсации на её приобретение это лицо не получает.

При смене собственника помещения договор найма автоматически теряет свою юридическую силу (Статья 102 ЖК).

Причиной выселения может послужить, например, нарушение покоя жильцов дома, переоборудование её в мастерскую и т. д.

Если военнослужащий не желает добровольно расторгать договор найма, то эта процедура осуществляется в суде.

Как выселить бывшую жену из служебной квартиры военнослужащего

Договор найма ведомственного жилого помещения содержит информацию о нанимателе и его семье. Но в случае развода жена перестаёт быть её членом. Поэтому она утрачивает право пользования этой жилплощадью. Именно на основании этого происходит выселение из служебного военного жилья бывшей жены.

Часто случается так, что до развода супруга длительное время переселялась с мужем из одного гарнизона в другой. Поэтому не имела возможности приобрести собственное жильё. В связи с этим после расторжения брака ей в буквальном смысле некуда идти.

В этом случае бывшей жене на основании на основании решения суда, возможно, будет разрешено проживание в ведомственном жилье бывшего мужа на протяжении определённого отрезка времени.

Для этого должен быть доказан ряд обстоятельств:

  1. У бывшей супруги нет какого-либо жилья ни в собственности, ни по договору найма. Она не имеет долевого участия в строительстве квартиры или дома и другое.
  2. Бывшая жена не в состоянии купить или снять жилое помещение из-за низкого уровня своей заработной платы, по состоянию здоровья или в связи с какими-либо иными значимыми причинами.

Обычно суд разрешает пользоваться жильём бывшего супруга около года. Но каждый случай индивидуален. Суд правомочен обязать мужа, после развода, обеспечить бывшую семью иным помещением для их проживания. Например, арендовать или купить им квартиру. По согласию бывшей жены жильё может быть приобретено и в другом регионе.

Выселение военнослужащего из служебного жилого помещения, например, по причине увольнения, приводит к утрате его прав пользования ведомственным жильём. При этом бывшая жена к данной квартире тоже автоматически перестаёт иметь какое-либо отношение.

Выселение несовершеннолетних детей военнослужащего

Если семья военнослужащего из ведомственного жилья выселяется, то дети не могут стать причиной отмены этой процедуры. Они должны покинуть помещение на общих основаниях.

Данное жильё, как уже говорилось выше, в случае развода должна освободить бывшая жена. Чаще всего она уходит из семьи вместе с ребёнком. Выселение несовершеннолетних детей из служебного жилья обычно осуществляется через суд, которые может наделить сына или дочь правом пользоваться квартирой отца до совершеннолетия.

Запрещено выселять из ведомственного жилья семью военного, который умер или считается без вести пропавшим при выполнении служебных обязанностей. Нельзя лишать квартиры детей – сирот. Выселение этих категорий граждан возможно только в случае наличия у них пригодного для проживания жилья.

Программа переселения из закрытых военных городков

В основе данной программы лежит Постановление Правительства № 23 от 11.01.2001 г. В связи с ним, переселение происходит по решению соответствующей организации. Выселение из служебного жилья для военнослужащих должно быть обязательно согласовано с гражданами.

Одним из главных условий получения жилья является сдача ими служебного помещения в закрытом военном городке. Переселение происходит на основании акта решения комиссии, утверждённой руководителем органа самоуправления на местах.

В первую очередь обеспечиваются новым жильём следующие категории лиц:

  • отработавшие в данной организации не меньше 10 лет, в настоящее время не имеющие служебной связи с ней;
  • уволенные в связи с наступлением предельного возраста;
  • прекратившие службу из-за состояния здоровья;
  • отслужившие не меньше 10 календарных лет и уволенные ввиду организационно-штатных мероприятий;
  • безработные, которые испытывают проблемы с трудоустройством и особенно нуждаются в соц. защите (5 статья ФЗ от 19.04.1991 г.).

Администрацией закрытого образования может быть предоставлена компенсация за сданное жильё, например, если оно находилось в собственности гражданина. Величина этой выплаты рассчитывается исходя из среднерыночной цены 1 м² общей площади в данном регионе.

Переезжающим гражданам оплачивается:

  • проезд до нового места жительства;
  • перевоз нажитого имущества, весом не более 5 тонн на одну семью.

Помимо этого, они имеют право воспользоваться единовременным пособием. 500 руб. на 1 человека – таков его размер.

Перечень закрытых военных городков

Закрытые военные городки находятся в следующих Республиках:

  • В Дагестане расположены 3 таких административно-территориальных образования. Все они находятся в г. Буйнакске.
  • В Ингушетии в Сунженском районе имеется 1 городок.
  • В Карачаево-Черкесской Республике находятся три таких объекта. Все они расположены в Зеленчукском районе.
  • 9 городков есть в Карелии.2 из них – в Прионежском районе.
  • Есть такое закрытое образование в якутском посёлке Пеледуй.
  • В г. Владикавказ, расположенном в Северной Осетии, тоже имеется военный городок.
  • Объект данного типа есть в Балезинском районе Удмуртии.
  • 3 городка — в Чеченской Республике.

Также они расположены в перечисленных ниже областях:

  • На территории Краснодарского края находится 11 таких закрытых объектов. Например, в Геленджикском и Апшеронском районах.
  • 23 городка — в Приморском крае. В том числе, в Уссурийске и Владивостоке.
  • В г. Георгиевске Ставропольского края тоже есть закрытое образование.
  • 20 военных городков имеются в Хабаровском крае. Например, в Комсомольске на Амуре, Амурском и Бикинском районах.
  • 5 таких закрытых объектов расположены в Амурской области. 2 из них в Белогорском районе.
  • В Архангельской области тоже есть 3 городка.
  • В Белгородской – 1.
  • 3 таких закрытых образования имеет Брянская область.
  • 2 – Владимирская.
  • В Волгоградской области расположены 2 военных городка.
  • В Вологодской – 1.
  • 2 закрытых объекта есть в Воронежской области.
  • Военный городок находится в г. Тейково Ивановской области.
  • Такой объект имеется в Иркутской области.
  • В Козельском районе Калужской области тоже расположено такое закрытое административно-территориальное образование.
  • Есть оно и на Камчатке.
  • В Кировской области находится 1 закрытый военный городок.
  • В Ленинградской – их 6.
  • 8 объектов данного вида расположено в Московской области. В том числе, в Можайском и Раменском районе.
  • 12 образований есть в Мурманской области. Например, в Оленегорске и Североморске.
  • 2 – в Нижегородской.
  • Столько же в Новгородской.
  • 1 городок находится в г. Мценске Орловской области.
  • 2 – в Пензенской.
  • Псковская область тоже имеет 2 таких объекта.
  • 5 образований есть в Ростовской области. 2 из них находятся в Азовском районе.
  • В Саратовской области расположены 2 военных городка.
  • На Сахалине – 3.
  • Столько же в Свердловской области.
  • 1 – в Починковском районе Смоленской области.
  • Столько же в Тамбовской.
  • Тверская область имеет 3 закрытых объекта такого вида. 1 из них в Ржевске.
  • В Челябинской области в Златоусте-30 тоже есть 1 такой городок.
  • В Забайкальском крае их 9. 4 – в Читинском районе.
  • 4 таких образования есть в Еврейской автономной области. 2 из них находятся в г. Биробиджан.

Заключение

Итак, для того чтобы создать благоприятные условия для выполнения своих служебных обязанностей, военнослужащим выделяется ведомственное жильё. В нём они вместе со своей семьёй могут проживать во время служебных отношений с военной организацией. После их прекращения во многих случаях бывшие военные имеют возможность приобрести собственное жильё.

Если возникают вопросы по теме данной статьи и требуется бесплатная консультация специалиста, пишите нам комментарий, обращайтесь к дежурному юристу либо звоните по телефонам, указанным на сайте. Мы обязательно ответим и поможем.

В.А. Верховодов, старший лейтенант юстиции, сотрудник УОПИ ФАПСИ.

Правовые нормы по объему и характеру действия подразделяются на нормы общего (охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории), нормы ограниченного (распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории) и на нормы исключительного (чрезвычайного) действия.

Хотелось бы отметить, что в настоящей статье речь пойдет именно о нормах ограниченного действия, которые распространяются только на территории закрытых и обособленных военных городков, а также закрытых административно - территориальных образований, так как они и будут в конечном итоге определять их статус.

Статус любого населенного пункта определяется правовым положением проживающих в нем лиц, т.е. их правами, обязанностями и ответственностью.

Однако вопрос статуса закрытых военных городков до сих пор не решен на законодательном уровне. Нередко статус закрытых военных городков (далее - ЗВГ) ошибочно приравнивается к статусу закрытых административно - территориальных образований (далее - ЗАТО). Поэтому в целях разграничения этих понятий необходимо провести их сравнительно - правовой анализ.

Отождествление вышеуказанных понятий происходит из-за их общих черт.

  1. Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ регулирует градостроительную деятельность в том числе и в поселениях, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования: городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно - территориальные образования) <*>. Установленный градостроительным регламентом правовой режим для территории каждого ЗВГ и ЗАТО применяется в равной мере ко всем расположенным на ней земельным участкам и иным объектам недвижимости. При этом в них могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.
<*> См. п. 4 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим. Порядок использования территорий указанных зон в пределах границ (черты) городских и сельских поселений устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, со специальными нормативами, с правилами застройки.

Контроль за осуществлением градостроительной деятельности проводится Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствующими органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Поэтому в случае возникновения правонарушений в области градостроительной деятельности (предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки, строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка), предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации, размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений и т.д.) граждане имеют право обратиться за защитой своих прав в вышеуказанные органы, прокуратуру или суд.

  1. Как в ЗВГ, так и в ЗАТО в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 право проживающих в них граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено. Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в таких населенных пунктах будут являться органы внутренних дел <*>, если таковые отсутствуют - местная администрация (за исключением ЗВГ). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
<*> В системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно - визовая служба, а функции головного подразделения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации регистрационного учета граждан выполняет Паспортно - визовое управление МВД России (Приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" от 23 октября 1995 г. N 393 (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с вышеназванным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 г. N 713 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512; от 14 февраля 1997 г. N 172; от 12 марта 1997 г. N 290; от 16 марта 2000 г. N 231) были определены ответственные за регистрацию должностные лица:

жилищно - эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

жилищно - строительных и жилищных кооперативов;

гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения;

акционерных обществ и других коммерческих организаций;

других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Однако следует иметь в виду, что пп. 10, 12 и 21 вышеназванных Правил признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пп. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" и не могут никем применяться.

  1. Военнослужащие и население, проживающие на территории ЗВГ и ЗАТО, обеспечиваются продовольственными и другими товарами через сеть единой системы военной торговли, включающую в себя создаваемые на праве оперативного управления государственные унитарные предприятия военной торговли, путем организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания этих граждан в стационарных условиях, на полевых учениях и маневрах.

Под военной торговлей понимается совокупность услуг по торгово - бытовому обеспечению военнослужащих и населения, проживающих на территории ЗВГ и ЗАТО, - военных потребителей <*>. Единая система военной торговли распространяется на Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, инженерно - технические и дорожно - строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации и федеральные органы правительственной связи и информации (далее - органы).

<*> См. ст. 2 Положения о военной торговле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании единой системы военной торговли" от 31 июля 1998 г. N 873.

Военная торговля организуется в целях удовлетворения потребностей военных потребителей в товарах и услугах и создания условий для обеспечения боевой и мобилизационной готовности войск, воинских формирований и органов.

Основными задачами военной торговли являются:

а) изучение спроса военных потребителей и согласование с производителями ассортимента и качества поставляемых предприятиям единой системы военной торговли товаров;

б) производство товаров военного ассортимента по номенклатуре, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации;

в) закупка в установленном порядке продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственных продуктов, сырья и материалов;

г) торговля продовольственными и промышленными товарами, печатными изданиями, товарами военного ассортимента и оказание бытовых услуг;

д) совершенствование форм и методов обслуживания военных потребителей;

е) обеспечение сохранности государственного имущества, находящегося в оперативном управлении предприятий военной торговли.

Руководство единой системой военной торговли осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, непосредственное управление предприятиями этой системы - Главное управление торговли этого Министерства.

Предприятия единой системы военной торговли являются потребителями ресурсов, продукции производственно - технического назначения, сырья, материалов и товаров, поставляемых для государственных нужд.

  1. В ЗАТО и ЗВГ, независимо от ведомственной принадлежности, в отношении которых имеется решение об осуществлении надзора прокурорами войсковых частей, за исключением объектов, поднадзорных военным прокурорам, надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами военного управления, организациями, органами контроля, их должностными лицами осуществляют прокуроры войсковых частей (Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур" от 9 апреля 1996 г. N 24 (с последующими изменениями и дополнениями). Они также производят предварительное следствие по всем делам о преступлениях, совершенных гражданскими лицами, не связанными с военными ведомствами, либо лицами гражданского персонала военных ведомств не в связи с исполнением ими служебных обязанностей в ЗАТО и ЗВГ.

При этом необходимо отметить, что полномочия прокуроров войсковых частей в части продления сроков следствия и содержания под стражей, обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, осуществляющих правосудие в ЗАТО и ЗВГ, приравнены к полномочиям прокуроров субъектов Российской Федерации (Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации" от 24 февраля 1999 г. N 10).

  1. И ЗАТО и ЗВГ являются "закрытыми" населенными пунктами. Но в то же время это не позволяет их отождествлять.
  2. В соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3297-1 (с последующими изменениями и дополнениями) ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

К ЗВГ относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов (Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). Здесь отсутствуют органы местного самоуправления, а их роль выполняют начальник гарнизона (командир воинской части) и другие органы военного управления.

  1. В Российской Федерации образование городов производилось Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполкомов краевых, областных, городских Советов народных депутатов, а образование и объединение сельсоветов и установление их административных центров - Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполкомами краевых, областных, городских Советов народных депутатов (Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.). Населенные пункты, находившиеся на территории РСФСР, делились на городские и сельские. К городским населенным пунктам относились города республиканского, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.

Ранее решение о создании ЗАТО принималось Президиумом Верховного Совета РСФСР, а с 5 декабря 1996 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ - Президентом Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации "О преобразовании поселка Видяево Мурманской области в закрытое административно - территориальное образование и утверждении его границ" от 6 марта 2001 г. N 269). Решение же о создании ЗВГ принималось Советом Министров СССР (в настоящее время - Правительством Российской Федерации).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3298-1 было установлено, что все существующие в Российской Федерации на момент вступления в силу указанного Закона административно - территориальные образования (города и поселки), созданные в соответствии с указами Президиума Верховного Совета РСФСР как закрытые, приобретают статус ЗАТО. Тогда же Президиуму Верховного Совета Российской Федерации было предписано по представлению Правительства Российской Федерации до 1 января 1993 г. принять решения об установлении административной подчиненности, введении в ЗАТО особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, и по иным вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и управления, а также внести в Верховный Совет Российской Федерации проекты решений об упразднении отдельных ЗАТО в случаях, когда сохранение особого режима более не требуется.

  1. Обязательным атрибутом географического объекта является его наименование. Географические объекты - это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты (Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ).

Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов.

Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в их открытии, изучении, освоении или основании. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований. Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования не допускается.

Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации. Переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации.

Присвоение наименований географическим объектам Российской Федерации, а также их переименование (при переименовании в список исключений включаются также города Российской Федерации), за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации по представлениям субъектов Российской Федерации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов (таковым является Федеральная служба геодезии и картографии Российской Федерации <*>) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет деятельность в области наименований географических объектов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

<*> См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе геодезии и картографии России" от 8 сентября 1999 г. N 1021 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 819).

ЗВГ не имеет как такового наименования. Органами военного управления ему присваивается номер, а именуется он, как правило, по ближайшему населенному пункту, либо по почтовому адресу, либо с учетом сложившегося делового оборота.

  1. Существующие и присваиваемые наименования городов и других поселений в целях их сохранения как части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации подлежат учету и регистрации, которые осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (Положение о регистрации и учете наименований географических объектов, издании словарей и справочников наименований географических объектов, создании и ведении Государственного каталога географических названий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 487).

Регистрация и учет наименований географических объектов, присвоенных до вступления в силу Федерального закона "О наименованиях географических объектов", производится по результатам выявления их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов.

В целях сохранения наименований, обеспечения их единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации, а также для обеспечения потребности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации и граждан в официальной информации о наименованиях географических объектов создается и ведется Государственный каталог географических названий на русском языке.

Структура и содержание Государственного каталога географических названий, а также инструкции по его ведению и предоставлению пользователям содержащейся в нем информации разрабатываются с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Межведомственной комиссией по географическим названиям.

  1. Регистрации и учету подлежат и сами административно - территориальные единицы, а также населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население. Однако небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях (Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.).
  2. В Постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении подчиненности закрытых административно - территориальных образований" от 31 мая 1993 г. N 5071-1 было сказано, что ЗАТО по всем вопросам их деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией Российской Федерации и Законами Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и "О закрытом административно - территориальном образовании", находятся в подчинении краев и областей.

В ведении федеральных органов государственной власти ЗАТО находится по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности (Закон РСФСР "О закрытом административно - территориальном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями).

ЗВГ подчиняются тем федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

  1. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 8 декабря 1980 г. N 1131 порядок утверждения перечня ЗВГ устанавливался соответственно МО СССР, МВД СССР и КГБ СССР. В МО СССР такой порядок был установлен Приказом Министра обороны СССР 1983 г. N 383. В нем право утверждения перечня закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких гарнизонах, было предоставлено командующим войсками округов и флотов.

В настоящее время перечни ЗВГ утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). В настоящий момент действуют распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 1132-р и от 1 июня 2000 г. N 752-р. Они утверждают перечни ЗВГ Федеральной службы охраны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответственно (их больше 1700).

Специального правового акта, утверждающего перечень ЗАТО, не существует. Однако в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" перечислены ЗАТО (их не более 50), бюджетам которых установлен предельный размер дотаций и субвенций из федерального бюджета.

  1. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80 в ЗВГ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации жилищный договор <*>. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

<*> См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" от 4 мая 1999 г. N 487.

Вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны Российской Федерации, в жилые помещения домов, расположенных в ЗВГ, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается.

Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в ЗВГ, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно - эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется.

Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.

В целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей.

Заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам.

Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в ЗВГ, выдаются КЭЧ района.

Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части;

выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

Обмен жилых помещений, занимаемых военнослужащими в домах государственного, муниципального жилищного фонда, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством с уведомлением о нем начальников КЭЧ районов и командиров воинских частей, в которых проходят военную службу военнослужащие, обменивающие жилые помещения.

Обмен жилых помещений в ЗВГ на жилые помещения, находящиеся вне черты указанных городков, может быть разрешен только с лицами, назначенными для прохождения военной службы или поступившими на работу в воинские части, расположенные в данном военном городке. Обмен допускается с согласия начальников гарнизонов по представлению начальников КЭЧ районов.

Обмен жилыми помещениями, находящимися в ЗВГ, оформляется ордерами, выдаваемыми органами (должностными лицами), ведающими выдачей ордеров на жилые помещения в этих военных городках.

Обмен жилого помещения не допускается:

если к нанимателю предъявлен иск о расторжении или изменении договора найма жилого помещения;

если обмен носит корыстный или фиктивный характер;

если дом (жилое помещение) грозит обвалом, подлежит сносу или переоборудованию для использования в других целях либо передается для государственных или общественных нужд;

если дом подлежит капитальному ремонту с переустройством и перепланировкой жилых помещений;

если помещение является служебным или находится в общежитии;

если в связи с обменом жилищные условия одной из обменивающихся сторон существенно ухудшаются, в результате чего граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах ЗВГ. Распоряжением Правительства Российской Федерации "О закрытых военных городках" от 4 сентября 1992 г. N 1625-р было предписано исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков и приватизации жилья в них.

Напротив, на территории ЗАТО к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на территории ЗАТО. Участие граждан и юридических лиц, не указанных выше, в совершении таких сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО.

  1. В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно - исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно - штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Кроме того, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно - строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли - продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

  1. Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" от 30 сентября 1997 г. N 1062 было установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Правительству Российской Федерации было поручено утвердить Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков. В настоящий момент данный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации "Вопросы реализации Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" от 29 марта 1999 г. N 351 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1095).

Право на получение сертификата имеют граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Получатель сертификата информируется об условиях реализации Программы "Государственные жилищные сертификаты" и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с помощью сертификата.

Срок действия сертификата составляет:

6 месяцев со дня его выдачи - для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

6 месяцев со дня его регистрации в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (но не более 9 месяцев с даты выдачи) - для военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, и граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков.

На основании ст. 94 ЖК РСФСР лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

В отношении же граждан, проживающих в ЗАТО, действует Постановление Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно - территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" от 11 января 2001 г. N 23, в соответствии с которым решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за его пределами, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого ЗАТО за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из ЗАТО на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно - территориального образования.

Обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно - территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно - территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом ЗАТО.

Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления ЗАТО. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно - территориальное образование.

Администрация ЗАТО за счет средств, предусмотренных на строительство жилья в этом административно - территориальном образовании, по согласованию с гражданами, переезжающими на новое место жительства без получения субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставляет денежную компенсацию за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности.

Гражданам, переезжающим из ЗАТО на новое место жительства, оплачиваются за счет средств бюджета этого административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти стоимость проезда железнодорожным транспортом (в местах, не имеющих этого вида сообщения, стоимость проезда другими видами транспорта) от прежнего места жительства до места переселения граждан и стоимость провоза домашнего имущества весом до 5 тонн на семью, а также выплачивается единовременное денежное пособие в размере 500 рублей на каждого переезжающего члена семьи.

  1. Представляет интерес судебная практика по тематике настоящей статьи.

Так, в Определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 1995 г. (ВВС РФ. 1996. N 2) указано, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками, но и правовыми актами, изданными компетентными органами. Ненадлежащее содержание технических средств и недостатки в организации пропускного режима сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии статуса ЗВГ.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-94 определено, что ЗВГ и ЗАТО ни по своему назначению, ни по правовому статусу какими-либо общими признаками, характерными для каждого из них, не обладают, в связи с чем распространение положений Закона Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) на ЗВГ ни на чем не основано.

Таким образом, мы видим, что статус ЗВГ отличается от статуса ЗАТО. Понятно, что сравнительный анализ правовых норм не претендует на совершенство, так как приведенный выше перечень сходств и различий не является исчерпывающим и будет изменяться и дополняться новыми пунктами с учетом изменения и дополнения законодательства Российской Федерации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то