Трудовые факторы в процессе производства. Труд как основа развития общества и важный фактор производства

Введение……………………………………………… ……………………..3

    Место труда в системе факторов производства: классическая, марксистская, маржиналистская теории и теория постиндустриального общества …………………………………….…..4
    Характеристика труда как фактора производства…………….……….9
      Понятие и специфические черты труда как фактора производства.9
      Содержательные характеристики труда как фактора производства……………………………………………… ……..….14
    Заключение……………………………...……………… ………………….21
    Литература…………………………………………………… …………….22
    ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из актуальных объектов исследований экономической теории является труд. Обусловлено это несколькими причинами.
Экономическая теория по своей сути является наукой изучающей использование людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (частью которых является труд), для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
Труд является центральным элементом общественного производства, который имеется во всех отраслях и сферах экономики. Он, наряду с такими факторами, как природа, капитал и предпринимательство, участвует в формировании цены товаров и услуг в экономике в целом, и, в частности, оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Так как труд по своим характеристикам многоаспектен, это подразумевает необходимость его исследования различными науками с различных сторон: экономических закономерностей построения и осуществления трудовых процессов, факторов и условия их эффективности, экономических отношений людей, возникающих по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке – на предприятиях, в организациях, учреждениях и т.д.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы данного исследования, посвященного труду как фактору производства.
    МЕСТО ТРУДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: КЛАССИЧЕСКАЯ, МАРКСИСТСКАЯ, МАРЖИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИИ И ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Исходным моментом экономической деятельности людей является производство – «процесс изготовления материальных благ» 1 . Производя продукт, человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. То есть, другими словами, производство – это переработка веществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.
Основополагающим вопросом при анализе сущности производства является вопрос о том, какие факторы участвуют в изготовлении благ.
В экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. Таких факторов, которые используются для производства продукта, очень много. Причем для производства каждого продукта существует свой набор факторов. Поэтому возникает потребность их классифицировать, объединить в большие группы.
Существуют различные подходы в выделении факторов и их классификации в отдельные группы.
Классическая школа, одним из основателей которой является французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832), выдвинувшего в труде «Трактат политической экономии» (1803) теорию трёх факторов производства, согласно которой в создании стоимости товаров равноправно задействованы:
    труд,
    земля,
    капитал.
Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы - совокупности физических, интеллектуальных и духовных способностей человека. То есть, труд здесь рассматривается как процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.
Вторым фактором производства является земля.
Термин «земля» употребляется в широком смысле слова как совокупность природно-климатических условий производственной деятельности. Она охватывает все полезное, что дано природой: саму землю, водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые.
Земля может использоваться в разных целях. Однако в первую очередь имеется в виду ее использование в сельском хозяйстве.
Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.
Как подчеркивал английский экономист В. Петти, «труд - отец богатства, земля – его мать» 2 .
Следующий фактор производства – капитал. Наиболее употребляемым определением капитала в современной науке принято следующее:
«Капитал – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг и приносящие прибыль» 3 .
Указанные факторы, согласно классической теории, соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые факторами производства. Величину вклада каждого из них, Сей определял соотношением спроса и предложения. Что касается заработной платы, то она представлялась как доход от «производительной услуги» труда рабочих, а её величина измерялась уровнем их выработки. Вместе с тем, Сей считал, что
заработная плата полностью возмещает труд рабочего, и утверждал, что
мерилом заработной платы за труд служит то, что требуется рабочим для того, чтобы жить, нести расходы на содержание семьи и образование.

В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе:
    вещественные факторы (совокупность средств производства),
    личный фактор (рабочая сила).
Личный и вещественный факторы образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. При этом технология выражает взаимодействие между главными факторами производства. Она предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предмета труда.
Для марксизма это деление принципиально важно, так как показывает, что не все факторы создают прибавочную стоимость (прибыль), а только личный фактор – рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.
Современной переработкой марксистской теории о факторах производства, является система факторов, рассматривающая их натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу (см. рис. 1) 4:
    первый фактор – человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.
    второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага.
В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Ставное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (здания, дороги и т. д.).
    третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которому не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).
Рисунок 1
Внутренняя структура факторов производства 5

Иногда в данную систему также добавляется как фактор производства научно-технический прогресс. Обуславливается это тем, что в условиях НТР наука не просто сосуществует с традиционными факторами производства: она в корне преобразует их.
Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов:
    земля (природные богатства, залежи ископаемых, пахотные земли, леса и т.д.) – естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности,
    труд – интеллектуальная и физическая деятельность, направленная на изготовление благ и оказание услуг,
    капитал (инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д.) – совокупность благ, используемых в производстве товаров и услуг
    предпринимательская деятельность - фактор производства, предполагающий использование инициативы, смекалки и риска в организации производства.
В экономической теории постиндустриального общества также системообразующими остаются три фактора – труд, земля, капитал, но также выделяют дополнительно информационный и экологический факторы.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов в различных комбинациях, которые могут меняться в своей величине все вместе или в отдельности, что обуславливает появление исследований, посвященных поиску их оптимального сочетания и соотношения.
Подводя итоги данного краткого анализа системы факторов, где составляющим элементом является труд, необходимо отметить еще несколько положений, прямо вытекающих из вышеизложенного
Техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции определяется экономической теорией как производственная функция.
При добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция. В этом суть закона убывающей доходности.
Удвоение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название «возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства».
    ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА
      Понятие и специфические черты труда как фактора производства
Труд является основой жизнедеятельности человеческого общества. Он опосредствует обмен веществ между человеком и природой, приспосабливая природные материалы и всю окружающую среду под потребности человека и общества. Анализ исследований по экономической теории показывает, что при рассмотрении труда каждый исследователь создает свое определение труда. Некоторые из них уже были приведены выше, но приведем еще несколько:
«Труд представляет собой сознательную и целесообразную деятельность человека, направленную на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Именно труд выступает решающим источником богатства и благосостояния любой нации» 6 .
«Труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы» 7 .
Исходя из данных определений, а также других, можно сделать вывод, что труду человека присущи следующие специфические черты:
    целенаправленность. Любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком. Прежде чем приступить к работе, даже самый неграмотный исполнитель мысленно представляет готовый результат своего труда, т. е. всегда работает по плану – намеченной последовательности своих действий. Этим и отличается труд человека от инстинктивной деятельности животного. Именно действие по цели, сама специфика цели определяет способ и характер труда;
    общественность. Это означает, что, даже трудясь в одиночку используются не только некоторые инструменты и орудия, сделанные другими членами общества, но и, главное, накопленный человечеством производственный опыт, технологии и знания.
    созидательность или результативность - его конечная цель предполагает производство благ или получение определенных результатов, в качестве которых выделяют: а) экономические блага; б) физиологическое и умственное развитие человека; в) накопление знаний и опыта; г) условия жизни человека.
    способность создавать орудия труда,
    затратность – в процессе труда осуществляются затраты человеческой энергии, мускулов, интеллекта. Подобные затраты рассматриваются экономической теорией как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы трудиться, надо обладать определенным здоровьем и профессиональными знаниями и навыками. Рабочая сила, таким образом, существует до того, как начинается процесс труда, который предстает в виде функции рабочей силы. Поскольку рабочая сила выступает как труд в потенциале, то она рассматривается как трудовой ресурс. В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.
Как фактор производства, труд также может анализироваться через количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть «напряженностью труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени» 8 .
Интенсивность труда тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении последнего интенсивность труда может падать. Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени. В условиях комплексной автоматизации и механизации производства снижается расход физической энергии работника, зато повышаются затраты умственной и нервной энергии
Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.
К квалифицированным относят работников, обучение и подготовка которых потребовали значительного времени, которые овладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане трудовые операции. В эту категорию прежде всего включаются профессиональные работники, относимые в Украине к служащим: преподаватели, врачи, юристы, экономисты, руководящие работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходимой для осуществления сложных работ.
К полуквалифицированным относят работников, подготовка которых не потребовала продолжительного времени и которые, владея ограниченным объемом информации, способны производить трудовые операции средней сложности.
Неквалифицированными считают работников, выполняющих работу, не требующую специальной подготовки. Как правило, обучение необходимым трудовым операциям и получение необходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как, например, труда землекопов.
Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.
Рассмотренные характеристики труда тесно связаны друг с другом, недостатки одних характеристик могут быть возмещены достоинствами других. Например, с точки зрения общественного производства, неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продолжительностью рабочего времени или интенсивностью труда работников. Рост интенсивности труда компенсирует сокращение рабочего дня и наоборот.
Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов к его затратам в единицу времени характеризует производительность труда или производительность труда. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на:
    субъективные,
    объективные.
К субъективным факторам относят все то, что непосредственно связано с человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифицированный. Другим фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исключать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду, вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.
К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства.
При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой единицы капитала до определенного момента, после чего отдача начинает падать, то есть вступает в действие эффект убывающей отдачи на капитал как фактор производства.
Следует отметить, что субъективные и объективные факторы влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Хотя, можно говорить о чистой производительности, определяемой только субъективными факторами или только вещественными. В первом случае приходится говорить о производительной силе труда, а во втором - о производительной силе земли или капитала. Но обычно производительность определяют одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.
Таким образом, в процессе труда человек меняет не только окружающую среду, но и свою внутреннюю природу, реализует свою рабочую силу, т.е. способность к труду: он развивается и совершенствуется физически и умственно, приобретает новые знания, его язык отражает новые понятия. То есть можно утверждать, что труд создал человека и продолжает развивать его.
      Содержательные характеристики труда как фактора производства
При анализе содержания труда необходимо обращать внимание не только на сам труд, но и на те экономические условия, в которых происходит соединение рабочей силы и капитала, на доминирующие экономические интересы участников производства, а также на то, кто и в каких пропорциях присваивает результаты самого труда. Все это означает, что необходимо исследовать характер труда.
Характер труда обнаруживается через способ включения человека в трудовой процесс, т. е. через экономический метод соединения рабочей силы и средств производства.
С учетом характера труда выделяются три основных социальных типа труда:
    труд свободный;
    труд наемный;
    труд принудительный (или подневольный).
Для свободного труда присущ «домашний», или добровольный, характер. Это труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание, самоорганизацию трудового процесса. Во многих случаях домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности. Имеет воспитательный характер, когда посильное участие в труде вместе со взрослыми принимают и дети.
Свободный характер труда присущ для предпринимателя, а также для фермера и в других случаях, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.
Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором или контрактом. Это труд за конкретное денежное вознаграждение. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучатель. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.
Чтобы вступить в отношения найма, работник должен быть 9:
    лично свободным. Именно поэтому он имеет возможность продавать свою способность к труду, договариваться о размере предстоящего вознаграждения и о продолжительности самого труда;
    вынужден продавать свою способность к труду, потому что лишен других источников существования, то есть он не имеет собственных средств производства. При отсутствии таковых единственным способом добыть средства существования становится продажа собственной рабочей силы, причем не навсегда, что превратило бы его в раба, а повременно.
Начиная с первой промышленной революции в Англии, знаменовавшей начало перехода от феодализма к капитализму, и по настоящее время во всем мире преобладает наемная форма труда.
Что касается принудительного труда, то такой труд исторически выступал, например, в виде рабского труда, подневольного труда зависимого крестьянина и т. д.
Длительный период времени в экономической литературе был дискуссионным вопрос о том, что все же является фактором производства - труд или рабочая сила.
Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда.
Все свои способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Если считать, что объектом интереса со стороны предпринимателя выступают именно способности работника к труду (физические, умственные, духовные, то в этом случае фактором производства выступает рабочая сила. Если считать, что работодателя (хозяина) и работополучателя (наемного работника) в первую очередь интересует продолжительность рабочего времени, то при таком подходе фактором производства признается труд как процесс.
Станок делают на заводе и потом уже не переделывают. В формировании земли как фактора производства участвует природа. Иное дело обстоит с рабочей силой. Рабочая сила выступает как непрерывно формирующийся фактор производства.
Дело в том, что объем предложения рабочей силы находится под прямым воздействием социально-экономических условий. Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Чтобы быть вовлеченной в процесс производства, рабочая сила должна пользоваться спросом со стороны предпринимателей.
Совокупная рабочая сила. На предприятии обычно трудится много людей. В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Со средствами производства соединяется м совокупная рабочая сила. Результаты такого соединения непосредственно зависят от качества вовлекаемой в производство рабочей силы, т. е. от человеческого капитала и предприимчивости.

Наконец, рассматривая содержательные характеристики труда, необходимо обратить внимание на проблемы, тесно связанные с данным фактором – стоимость рабочей силы и заработная плата.
В свое время, марксизм исходил из факта продажи рабочей силы, тогда как большинство иных теорий полагают, что рабочий продает свой труд.
Рассмотрим аргументы Маркса. Труд не может быть товаром, поскольку до процесса производства он еще не существует. Процесс труда начинается уже после совершения договора о найме рабочей силы. Далее, труд не может иметь стоимости, поскольку стоимость сама определяется затратами труда (нельзя определять одно понятие через другое и наоборот, получается тавтология). Наконец, Маркс использует доказательство от обратного. Предположим, что труд может быть товаром. Если он продается по стоимости и рабочий получает полный эквивалент своего труда, то исчезает смысл найма работника предпринимателем, исчезает прибыль. Если же полагать, что труд оплачивается ниже стоимости (чтобы была прибыль у предпринимателя), то это нарушает закон стоимости, закон эквивалентности рыночного обмена.
Обосновав, что продается не труд, а способность к труду, К.Маркс дает характеристику рабочей силы как товара. Рабочая сила имеет определенную стоимость и потребительную стоимость (полезность).
Стоимость рабочей силы определяется общественно необходимым временем на воспроизводство рабочей силы, то есть, произвести все те жизненные блага, товары и услуги, которые требуются работнику и его семье для поддержания своей жизнедеятельности и способности к труду в нормальном и даже повышающемся качестве. Таким образом, стоимость рабочей силы определяется как стоимость жизненных средств, необходимых для ее воспроизводства.
и т.д.................

ТРУД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

1.Предмет и задачи дисциплины. В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на совершенно новых представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда.

Потенциальные проблемы разделения труда

Если рабочие узкоспециализированы, то работа может стать очень скучной и повторяющейся. Если рабочие теряют мотивацию сосредоточиться и делать хорошую работу, ошибки могут появляться по мере того, как им становится скучно. На сборочной линии может замерзнуть, если есть блокировка в одной конкретной области. Адам Смит сам признал эту потенциальную проблему и выступал за образование рабочей силы, чтобы они не стали слишком деморализованы своей повторяющейся работой.

Примеры разделения труда

Это может привести к низкому трудовому морали. . На конвейере было разделение труда с рабочими, сосредоточенными на конкретных работах.

Экономика труда помогает разобраться в весьма сложных вопросах:

– Как будут осуществляться спрос и предложение на рабочую силу в условиях конъюнктуры рынка?

– Как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль), а общество в целом валовый национальный продукт?

Очень простой пример разделения труда можно увидеть в сборе пищи. В ранних обществах мужчины были бы охотниками, женщины и дети готовили бы еду и собирали ягоды. Идея заключалась в том, что это было очень простое разделение труда, позволяющее наилучшим образом использовать различные наборы навыков.

В настоящее время в производстве продуктов питания происходит еще большее разделение труда. Фермеры будут покупать семена, удобрения и тракторы из разных компаний. Они будут просто сосредоточены на одном аспекте производства продуктов питания. Инструменты и пищевая обработка обрабатываются разными работниками и различной стадией производственного цикла.

– Как следует построить оплату труда, чтобы создать условия для повышения его производительности и эффективности труда, а также повышения уровня и качества жизни населения?

– Как нейтрализовать безработицу и сформировать надёжную систему социальных гарантий и социальной защиты населения в условиях инфляции и гиперинфляции?

Глобализация и разделение труда

Процесс разбивается на множество разных частей. Дизайн, оборудование, программное обеспечение, производство, маркетинг, производство и сборка. Глобализация способствовала разделению труда по странам. Например, развивающийся мир концентрируется на производстве первичной продукции. Это предполагает низкооплачиваемую рабочую силу для выполнения трудоемкой работы по сбору кофейных зерен. Затем бобы транспортируются в развитые страны, где другие рабочие обрабатывают, упаковывают и продают продукт.

Для производства товаров нам нужны сырьё, машины и многое другое. Но особенно важна работа человека. Без того, чтобы кто-то работал с машиной или размещал заказ, вы ничего не могли произвести. Давайте подробнее рассмотрим производственный фактор работы. Затем мы приходим к работе с производственным фактором. В экономике выделяются четыре фактора производства. Почва, капитал, труд и образование. Эти факторы позволяют производить продукцию в первую очередь. В этом уроке мы более подробно рассмотрим производственный фактор труда.

Как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области экономики труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Формирование цен на факторы производства

Фактор работы осуществляется людьми. Таким образом, вы являетесь носителем работы. Вы также практикуете свою работу каждый день. Вы производите товары или услуги и хотите получать доход. Факторный труд является исходным фактором, то есть он не должен быть получен из других факторов, но присущ.

Факторная работа может быть грубо дифференцирована в умственной и физической работе. Умственная работа направлена ​​на ум человека, например, на запись заказов клиентов. Физическая работа имеет тенденцию сосредотачиваться на человеческих силах. Так обстоит дело, например, когда ваш офис получает новые полки, и вы и ваши коллеги строите их. Затем вы делаете физическую работу. Тем не менее, физическая работа все чаще вытесняется на задний план с помощью машин.

Экономика труда – это отрасль экономической науки, которая изучает закономерности и способы рационального формирования, использования и развития человека, организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности работающих с целью максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Экономика труда тесно взаимосвязана с такими дисциплинами о труде как: физиология и социология труда, гигиена труда, статистика труда, демография, нормирование и организация труда, научная организация труда, управление персоналом, безопасность жизнедеятельности, психология труда, управление трудовыми ресурсами, политэкономия, экономика образования, эргономика, трудовое право и др.

Теперь вы знаете, что эта работа примерно одинакова в умственной и физической работе. Теперь давайте рассмотрим более подробно. Работа также может быть разделена на диспозитивную и исполнительную работу. Это звучит сложно, но это не так. Вы также описываете диспозитивную работу как управленческую работу. Это работа, которая обеспечивается, например, бизнес-и операционными характеристиками. Основное внимание уделяется лидерству, организации и контролю. Депозитивная работа берет на себя, например, менеджер филиала или менеджер отдела.

Труд как основа развития общества и важный фактор производства

Теперь вы знаете, что диспозитивная работа - это ведущая работа. Вы называете это также как исполнительная работа. Возможно, вы помните разделение властей, которые вы встречали в школе. Была также исполнительная власть, исполнительная власть. Может быть, вы помните это лучше. Когда вы выполняете исполнительную работу, вы выполняете инструкции от начальников.

Постоянное взаимодействие в системе труда отдельных индивидов или групп в определенных социальных и трудовых условиях порождают социально- трудовые отношения.

Социальные отношения – это система отношений между отдельными людьми, социальными группами, принимающими неодинаковое участие в экономической, политической и духовной жизни общества, имеют отличия в социальном статусе, способе жизни, источниках и уровнях доходов.

Работа такого типа, например, осуществляется сотрудниками компании. За последние несколько минут вы узнали, что работа является оригинальным фактором производства. Вы дифференцируете этот фактор в умственной и физической работе. Ментальная работа, как правило, увеличивает ваше мышление, а физическая работа требует больше ваших сил. Затем вы познакомились с диспозитивной работой и исполнительной работой. Депозитивная работа - это ведущая работа. Это займет, например, менеджер отдела.

Исполнительная работа является исполнительной работой и осуществляется администратором. Термин «работа» определяет сознательное и целенаправленное действие с целью совершения человека. Работа имеет огромное значение для самооценки и положения личности в обществе. Распределение личных жизненных шансов во многом зависит от работы человека. Работа может носить физический или ментальный характер, то есть состоит из исполнительной, планирующей и исполнительной деятельности.

Трудовые отношения – это закономерная составляющая производственных отношений в системе труда. Они возникают между участниками трудового процесса на основе разделения и кооперации труда в связи с необходимостью обмена деятельностью и ее продуктами для достижения конечной производственной цели.

Предмет «Экономики труда». Экономика труда как наука формирует законы и принципы общественного упорядочения труда с целью достижения его высокой эффективности. Поэтому предметом «Экономики труда» являются экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, условий повышения их эффективности и экономические отношения людей, которые возникают по поводу формирования и использования ресурсов труда как в целом в стране, так и на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Термин работа определяется налоговой релевантностью, когда речь идет о различии между самостоятельной занятостью и зависимой занятостью. Самозанятая работа определяется как самостоятельная ответственность и за свой счет. С другой стороны, работа без работы - это деятельность по инструкции рабочего, то есть на чужом счету.

В трудовых отношениях различие между самозанятой и зависимой работой направлено на чрезмерные и подчиненные отношения. Разница заключается в том, работает ли работа с или нет, и кто несет ответственность за результат работы. Типичные трудовые отношения были охарактеризованы следующим образом: восьмичасовая, пятидневная, полная занятость на полный рабочий день, постоянный трудовой договор. Сегодня это только авторитетная контрольная точка для определения трудовых отношений, которые могут носить незначительный или нетипичный характер.

Задачи «Экономики труда». Главной задачей науки является изучение механизма действия рыночных экономических законов на формирование и использование ресурсов труда на макро- и микроуровнях и определение путей обеспечения высокой производительности труда, роста национального дохода, повышения качества жизни населения.

Следующей задачей, решаемой данной наукой, является экономическая – смысл её состоит в том, чтобы обеспечить рост производительности труда, повышение сменной и сезонной выработки работников, увеличение объёмов производства продукции, улучшение её качества, создать условия рационального использования техники, материальных и трудовых ресурсов.

Человек - главный фактор и цель общественного производства

Работы по репродукции традиционны и проводятся исключительно или параллельно с оплачиваемой работой. Что касается рабочего времени и заработной платы, то ниже пороговых значений страхования, установленных в Кодексе социального страхования, предельная занятость определяется как оплачиваемая занятость. В контексте гибкости работы следует упомянуть о неполной работе.

Фактор производства рабочей силы имеет решающее значение для производства экономических товаров и услуг. С политической-экономической точки зрения труд является важнейшим фактором производства, который служит основой для развития объемов земли, капитала и технического прогресса.

Психофизиологическая задача «Экономики труда» состоит в сохранении здоровья и трудоспособности человека, оздоровлении и облегчении условий труда. Эта задача решается на основе достижений таких наук как психология, физиология труда, производственная санитария, гигиена, эргономика, производственная эстетика и др.

Социальная задача науки направлена на то, чтобы создавать необходимые условия, способствующие постоянному росту культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармонического их развития.

Любая экономическая деятельность, которая увеличивает стоимость товаров путем объединения факторов производства. Каждая предпринимательская деятельность представляет собой деятельность с добавленной стоимостью таким образом, что предприятие создает что-то путем сочетания почвы, работы и информации, которая имеет большую ценность, чем стоимость всех используемых факторов производства. Поскольку нет объективной, но только относительной, то есть рыночной концепции стоимости, нет объективной добавленной стоимости, но создание стоимости - это форма адаптации к требованиям рынка и рыночным условиям.

К наиболее актуальным проблемам «Экономики труда» относятся:

Совершенствование социально-трудовых отношений на основе социального партнёрства;

Прогнозирование рынка труда и особенности его формирования в Украине;

Исследование влияния приватизационных процессов на занятость и уровень жизни населения;

Исследование эффективности инвестиций в человеческий капитал на личном, микро- и макроэкономическом уровнях;

Если, например, производство солнечных элементов, которые приобретаются для целей субсидирования, потребляет больше энергии, чем солнечные элементы, образующиеся в течение их жизни, существует только одна искусственная добавленная стоимость, поскольку рыночная стоимость не была бы создана без влияния факторов, влияющих на административную ценность. Организационно, предпринимательская деятельность В. можно понимать как цепочку мероприятий, которые соответствуют этапам предпринимательской деятельности, от исследований и разработок до закупок, производства и продаж.

Разработка эффективных систем оценки трудового вклада и оплаты труда;

Поиски оптимальных путей воспроизводства кадрового потенциала страны;

Совершенствование мотивационного и стимулирующего механизма оплаты труда;

Социальная защита населения.

2. Понятие о труде и его социально-экономическая роль в обществе . Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощённо, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

На каждом этапе этой так называемой цепочки добавленной стоимости создается результат создания пропорциональной стоимости, который в целом определяется как прибыль предприятия. Создание стоимости обычно понимается как процесс формирования стоимости в компании, основанный на взаимодействии разных факторов производства. Например, в случае производственных компаний это означает производство высококачественных товаров в процессе, основанном на производственных факторах труда и сырья. Здесь товары представляют собой процесс, различные факторы производства - вход.

А) С экономической точки зрения труд – это любая общественно-полезная деятельность человека.

Б) С физиологической точки зрения трудовая деятельность – это нервно-мышечный процесс за счёт накопления в организме потенциальной энергии.

«Труд – это прежде всего процесс, который осуществляется между человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К.Маркс, Капитал, т.20., с 286).

Эта добавленная стоимость не только возможна в производственных компаниях, но также, например, в денежной экономике или даже для целого государства. В принципе, компания должна оптимизировать свои процессы, чтобы достичь максимальной ценности, то есть компания делает максимально возможной. Если добавленная стоимость отрицательна, то есть выход ниже ввода, компания не работает с прибылью и рано или поздно должна закрыть ее.

Вы должны различать добавленную стоимость и добавленную стоимость. Добавленная стоимость - это рыночная стоимость произведенного товара за вычетом используемых факторов производства, т.е. управление трудом, стоимость сырья и тому подобное. Чтобы получить добавленную стоимость, амортизационные и косвенные налоги должны быть вычтены из этого, а также получены от них.

Из приведённых определений вытекает, что труд – это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (конвейер, выполняющий механическую работу, станок), и животных (лошадь, слон, обезьяна, которые тоже работают).

Организация производства, окружающая среда и условия труда - это выражение ценностей культуры компании, так же как производственная система заботится о ритуализации функций человека в организации. Элементы, такие как превосходство, производительность и конкурентоспособность, символизируют больше, чем дискурсивное построение корпоративной культуры, они в значительной степени зависят от желаемой производительности индивидуального работника. Предполагается, что совокупность ценностей культуры компании выражается в символических элементах повседневных ритуалов, способных присваивать значения, которые как создают организационную идентичность, так и действуют как элементы коммуникации и консенсуса, но которые также могут скрывать и инструментализировать отношения доминирование и усвоение интересов организации.

Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо, сказать, что они «трудятся», можно только в поэтической метафоре.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека тоже является очень широким понятием: сюда может входить и творчество Рафаэля, Микельанджело, Ньютона, Эдиссона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.. Поэтому трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека – это второе ограничение. Значение этого ограничения весьма условно: один и тот же гравёр, используя одни и те же приёмы, может изготовлять и полноценные бумажные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, поскольку это полезная обществу работа, во втором – это преступная деятельность, вредная для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности. Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом. В советское время эти явления осуждались и даже карались по закону. В современных условиях в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.

В) Эти примеры подчёркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, предприниматель (товаропроизводитель) решает три главных вопроса :

1)какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность);

2)как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность);

3)для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность).

Любой процесс труда состоит из следующих элементов : 1) предметы труда, 2)средства труда, 3)технология производства, 4)организация труда, 5)самого труда, как процесса осознанного влияния на предмет труда с целью изготовления продуктов труда или предоставления услуг.

В общем виде процесс труда можно представить в виде выполнения человеком четырёх основных трудовых функций :

1)логической – определение цели и подготовка процесса труда (ознакомление с условиями, технологией, осмысление и планирование работы, подготовка средств производства к использованию);

2)исполнения – приведение средств производства в действие путём приложения физической силы или управляния средствами производства и природными процессами, превращёнными в промышленные;

3)регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, изменениями внешней среды, за ходом выполнения производственной программы;

4)регулирования – корректировка отклонений от заданной программы и изменений внешней среды.

Таким образом, труд – это целесообразная, осознанная, организованная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей людей.

Ф.Энгельс – труд создал человека. Иначе говоря, человек обязан труду в распределении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в последовательном превращении мозга животного в мозг человека, после чего действия человека стали осознанными.

На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.

Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передаёт последующему в полном объёме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передаёт их последующему поколению. Всё это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.

Таким образом, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Характер труда выражает форму его общественной организации, то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации (капитализм, социализм, коммунизм). Современная экономическая реформа выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения. На характер труда влияют , прежде всего, смена форм собственности, отношение работников к средствам производства, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране, переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда.

Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнения, регулирования и контроля) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций (столяр, слесарь, финансист, учитель). Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил в обществе. Главными факторами, изменяющими содержание труда, являются: 1)развитие средств производства; 2)научно-технический прогресс; 3)изменения в технике и технологии производства.

Одним из важнейших аспектов исследования труда является познание его функций. В своих основных общественных функциях труд выступает как:

а)способ удовлетворения потребностей;

б)творец общественного богатства;

в)творец общества и фактор общественного прогресса;

г)творец человека;

д)сила, которая открывает человечеству путь к свободе (даёт возможность заранее учитывать более отдалённые природные и общественные последствия своих действий).

Различают конкретный и абстрактный труд. Конкретный (живой) труд – это целенаправленная деятельность человека в результате которой создаётся потребительная стоимость (товар или услуга). Абстрактный (овеществлённый) труд – это затраты энергии человека, часть затрат общественного труда безотносительно к форме его общественной организации.

4.Побудительные мотивы и стимулы к труду. Основным фактором совершенствования и развитияобщества является удовлетворение его потребностей. Человек действует, прежде всего, в поиске удовлетворения своих потребностей. Пока человек не удовлетворил свои потребности, он находится в состоянии неудовлетворённости самим собой.

В своём внешнем проявлении потребности, удовлетворяемые трудом, приобретают форму стимулов к труду. Стимул к труду – это сложная категория, включающая экономические, материальные (в широком смысле) и духовные компоненты.

Структуру потебностей личности и отдельных трудовых коллективов определяют уровень и условия жизни и труда, система воспитания, общего и профессионального образования.

Мотивы трудового поведения человека изменяются в зависимости от социально-экономической ситуации. В сфере труда могут быть выделены:

Мотивы обеспеченности – формируются с помощью заработка;

Мотивы стремления – стремление к профессиональному, квалификационному и творческому росту;

Мотивы личного и общественного престижа – оценка обществом результатов труда и мета его приложения.

Значимость для человека тех или иных мотивов к эффективному труду изменяются на протяжении жизненного цикла работника и в разные периоды развития отношений в обществе.

Таким образом, система стимулов к труду включает экономические, социальные и психологические подсистемы. Мы буде изучать, прежде всего, систему экономических стимулов к труду как внешних условий деятельности человека.

Остановимся на определении понятий “мотив” і“мотивація”. Мотив – это субъективная ценность деятельности (трудовой, производственной) человека и коллектива. Мотивация предпринимательства как явление возникла в результате изменений в поведении в данный момент или в перспективе системы, которая обеспечивает достижение того, что требует человек.

Деятельность человека побудится одновременно несколькими мотивами. Один – головний, ведущий, другие – подчиненные. В настоящее время все осознают, что мотивы, характерные для административной системы управления с принудительной моделью трудовых отношений, не могут эффективно действовать в рыночных условиях. Необходим действенный экономический мотивационный механизм деятельности людей. Предпринимательство выполняет особенную функцию в экономике, сущность которой сводится к обновлению экономической системы, направляет экономику по пути рационализации, бережливости и постоянного обновления.

Успех в бизнесе зависит от способности предпринимателя принимать правильные, обоснованы решения. Любой предприниматель работает как деловой человек, но не каждый деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей. Предпринимателем считают делового человека, который сознательно идет на экономический риск путем принятия решения, содержание которого сводится к производству и поставкам на рынок товаров, который может обеспечить успех в виде определенного дохода.

На мотивацию предпринимательской деятельности влияют такие факторы:

Политические – классовые интересы, идеалы, власть;

Общественно-исторические - влеченья, потребности, построение государства;

Административные – власть, управление;

Социальные – потребности, интересы, условия, уровень жизни, семья, материальное стимулирование;

Психологические – инстинкты, потребности, интересы, эмоции, моральное удовольствие;

Корпоративные – материальные стимулы, организация производства, конкуренция;

Организационные – формы предпринимательства, организация производства и труды;

Экономические – материальные потребности, стимулы, интересы, независимость, свобода;

Этические – культурный уровень, независимость.

Вся отмечена система мотивационных механизмов работает, во-первых, лишь тогда, когда они реализованы.

Во-вторых, система мотивов должна быть приемлемой для понимания. Процесс предпринимательства состоит из четко отмеченных обязательных стадий. В частности, это поиск новых идей и их оценка, составление бизнес-плана, поиск ресурсов, управления предприятием.

В-третьих, мотивы корпорации и отдельного работника должны быть взаимозависимыми и дополнять друг друга.

В каждой организации, сориентированной на достижение конкретной цели(на предприятии, в семье), успех зависит в основном от силы мотива к организации своего дела.

Опыт стран Западной Европы, Америки, Японии где вопросом мотивации уделяют достаточное внимание, убеждает, что эффективность производства определяется мотивационными механизмами и системами, разработанными с учетом конкретных социально-экономических особенностей развития страны, потребностей и психологии людей.

4.Экономические потребности и интересы как основа предпринимательской деятельности

Потребности – это объективные условия существования человека, которые являются исходной категорией воссоздания. Развиваясь, человек сам творит свои потребности и способности, продукты, услуги, отношения. Потребности – экономическая категория, которая раскрывает отношения между людьми и условия их жизнедеятельности. Они имеют объективно субъективный исторический характер.

Интересы – это осознаны потребности(условия) существования разных субъектов ведения хозяйства. Но потребности не тождественны экономическим интересам. Экономические интересы являются определяющей объективной мотивацией деятельности человека.

В экономических отношениях между людьми потребности проявляются, в первую очередь, как интересы. В отношениях между предпринимателями и производителями, производителями и потребителями, государством и негосударственным сектором экономики(бизнесом), партнерами, в отношениях между индивидами имеют место элементы борьбы и сотрудничества.

Между потребностями и экономическими интересами существует тесная связь. Потребности – це материальная основа интересов. Но между ними существуют и отличия, особенно относительно экономических интересов и потребностей. Потребности являются материальной основой интересов, а интересы предопределяют деятельность человека, а результаты деятельности человека обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Например, потребность в самовыражении может быть довольна через занимание предпринимательской деятельностью, если до этого есть интересы и наклон.

Развитие производства порождает все новые потребности, в результате чего в каждый дан момент как общественные, так и личные потребности опережают уровень производительных сил. Это служит мотивом к расширению производственной деятельности, но и эти мотивы нуждаются в стимулировании.

Начиная предпринимательскую деятельность, необходимо представлять, с какой целью организуется предприятие. Представление о мотивации предпринимательской деятельности играет определенную роль в процессе управления предприятием. От влияния разных административных, организационно экономических, социально-экономических механизмов зависит эффективная работа предприятия. В основу мотивации предпринимательской деятельности положена выгода: может или нет дан субъект удовлетворить свои экономические интересы. Если нет, то нет потребности заниматься производственной деятельностью.

Конечно, предприниматель может действовать, пренебрегая своими экономическими интересами. Однако такое пренебрежение не может существовать длительное время, потому что приведет к банкротству. Следовательно, предприниматель должен работать ради удовлетворения экономических интересов своих владельцев и работников.

Предпринимательская деятельность становится средством реализации экономических интересов тогда, когда результаты деятельности конкретного производителя удовлетворяют общественные потребности, то есть общество признает результаты деятельности как общественно необходимые..При этом величина расходов на производство должна быть такой, чтоб производитель мог воспроизвести себя как производитель и формировать фонд личного потребления.

Еще Адам Смит отмечал, что имея личный интерес, предприниматели организуют деятельность в тех сферах, где можно получить высокую прибыль..

Частный интерес становится средством реализации общественного интереса. Взаимосвязь личных и общественных интересов диалектическая и не может сводиться к непосредственной подчиненности личных интересов общественным. Заботясь только о своих интересах, частные предприниматели служат интересам общества. Но то, что выгодно каждому члену общества, не всегда может быть выгодным для общества. Одно благо не может быть в одинаковой степени полезным для всех. Когда принимаются решение большинством голосов, то интересы большинства не удовлетворяют какое-то меньшинство. Возникает оппозиция, сопротивление и, как следствие, снижение эффективности производства.

Одним из условий воссоздания эффективной системы стимулирования есть определение понятия ”экономический стимул” и его соотношение с экономическими интересами и материальной заинтересованностью работника. Для работников в системе производства должны быть элементы, которые бы непосредственно совместили благосостояние, потребности в материальных благах с процессами труда и ее результатами, то есть обеспечили эффективность труда, стимулы, которые можно было бы соединить с производственными отношениями(собственность, предпринимательство, форма стимулирования).

При командно административной системе основными условиями удовлетворения потребностей были принципы обязательного труда каждого и делению за трудом, то есть принудительного труда. Принцип все всеобщности труда был зафиксирован во многих законодательных актах: от морального кодекса строителя коммунизма к криминальному. Соблюдение таких стимулов становится внешним действием по отношению к каждому работнику и не стимулирует его к высокоэффективному труду.

В 60-ые годы распространенной была теория “рыночного социализма”. Ее авторы выступили против общественной собственности, централизованного планирования экономики и отбросили руководящую роль социалистического государства в экономике. В научной литературе тех лет широко трактовалась необходимость хозрасчета, как методу ведения хозяйства, материальной заинтересованности в результатах труда, деление в соответствии с количеством и качеством труда. Эти составляющие были положены в основу реформ в 1965 г., но до 80-х годов превратились в догматичные требования.

Идеи развития интересов, заложенные в экономической реформе 60-х годов, содействовали (не будучи доказанными до логического завершения) развитию экономики. Причем рост валового общественного продукта был обеспечен при снижении его матеріалоємності и росте производительности общественного труда вдвое.

Материальная заинтересованность в предпринимательской деятельности – это социологическое явление. Заинтересованность создается системой экономических стимулов под действием внутренних мотивов и становится реальностью лишь тогда, когда человек осознает возможность реализовать свой интерес.

Что служит мотивом к развитию предпринимательства в рыночной экономике? Во-первых, интерес производителя в направлении производства на потребности человека. Во-вторых, участие каждого субъекта в реализации своих интересов через рынок рабочей силы, средств производства, ценных бумаг.

Для периода административной системы с жестко плановой организацией труда, государственной собственностью и уравнительными подходами к оценке результатов труда наиболее приемлемой была концепция справедливости и ожиданий.

В период перехода к рыночным отношениям возникают конфликты между целевыми ориентирами рыночной экономики с ценностными нормами поведения, сориентированными на командно административные методы управления. Путями выхода из такой ситуации могут быть:

Отбор из исторического опыта таких ценностей и норм, которые бы стимулировали экономическую активность работников;

Ценностная переориентация общества путем формирования новых социальных, трудовых традиций и предпринимательских ориентаций;

Усиление значимости ценности профессионализма и связанное с этим повышение интеллектуальности труда и его субъектов.

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое труд?

2) Какова роль труда в развитии человека и общества?

3) Назовите простые моменты процесса труда.

4) Какие трудовые функции выполняет человек?

5) Раскройте смысл понятий содержание и характер труда

6) Что является объектом и предметом изучения дисциплины?

7) Какие задачи должна решать экономика труда?

8) Назовите мотивы трудового поведения человека.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то