Не является основанием для правопреемства государств. Международное публичное право. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств
И обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).
Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г . устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.
Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.
Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии . Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы - это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.
Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.
Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.
Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.
Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.
Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.
Международно-правовое преемство или правопреемство государств – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может иметь место и в отношении других субъектов международного права – например, международных организаций (ООН – правопреемница Лиги Наций). Кодификация института правопреемства в международном праве произведена довольно давно – Венские конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. В 2000 г. под эгидой ООН принят документ "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств". Однако на практике институт правопреемства регулируется в основном на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.
Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность (в том числе и находящаяся за рубежом), государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.
По поводу правопреемства в доктрине международного права существуют прямо противоположные теории.
- 1. Теория универсального правопреемства (разработана в трудах Г. Гроция в XVIII в.) – новое государство полностью наследует международную личность государства- предшественника.
- 2. Негативная теория правопреемства (основоположник – английский юрист С. Кейтс): государство-преемник не наследует международных обязательств государства- предшественника. Разновидность негативной теории – доктрина tabula rasa (лат. – чистая доска для письма): новое государство начинает свое существование с "чистого листа", и для него не имеют никакого значения права и обязанности его предшественника.
В современном мире признана практическая нежизнеспособность обеих теорий. В международной практике решение конкретных вопросов правопреемства в основном зависит от суверенной воли государства-преемника, которое не должно нарушать императивные нормы международного права, наносить ущерб другим государствам.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции связано с появлением нового субъекта международного права. Франция (XVIII в.), Россия (1917 г.) объявили себя новыми государствами и отказались считать себя связанными обязательствами своих предшествующих правительств. Советская Россия отказалась платить долги царского правительства и денонсировала все международные соглашения Царской России. В доктрине существует точка зрения: поскольку социальная революция представляет собой внутреннее дело государства, то в подобных случаях вопросы внешних сношений не затрагивают проблем правопреемства. Вопросы правопреемства в результате социальной революции в Венских конвенциях не урегулированы.
Международная практика – в случае социальной революции государственные границы остаются в неприкосновенности, т.е. к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и все, что находится за границей) полностью переходят к государству-преемнику.
Государственный долг – это любое финансовое обязательства государства-предшественника в отношении какого-либо другого субъекта международного права. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. Однако в случае социальной революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности нового государства и его кредиторов. Общее правило – государство-преемник наследует долги своего предшественника.
Участие в международных договорах – Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило: новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника (исключение – договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы международного права). Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях – аналогичное решение вопроса. Здесь могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других государств – членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).
Возникновение нового государства в результате деколонизации: в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa (за исключением территории государства), – новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы – это часть государственной собственности, и правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Вопрос правопреемства архивов в случае деколонизации отличается особой сложностью, – архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения. Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.
Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы – новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и находящиеся на территории других государств) переходят новому государству. Государственные долги (согласно Венской конвенции 1983 г.) – долги всех государств-предшественников переходят к государству- преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях – эти вопросы решаются волеизъявлением нового государства (аналогично образованию нового государства в результате социальной революции).
Правопреемство при частичных изменениях государственной территории (продажа какой-либо территории одним государством другому, обмен территориальными единицами, безвозмездная передача части территории). Это проявление принципа подвижности границ. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое – относительно членства в международных организациях). Государственные долги, как правило, остаются за каждым государством свои собственные. Если долг напрямую касается передаваемой территории (например, кредит на ее развитие), то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности. Особо сложные вопросы – правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. Недвижимость остается на передаваемой части и поступает в распоряжение того государства, которому отошла данная часть территории. Движимое государственное имущество, как правило, вывозится на территорию государства, которое передает территорию. Государственные архивы, относящиеся к передаваемой территории, как правило, отдаются государству, к которому перешла территория. Общее правило – судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между государствами.
Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств : отделение от государства его части и образование нового независимого государства (выделение Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило – когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых является неделимым). Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что старое ("материнское") государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся – вступает в них как новый субъект международного права. Государственная собственность – и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, – поступает в распоряжение нового государства. Проблемой является раздел государственной собственности, находящийся за рубежом.
Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. В связи с этим возникает проблема: в чьей собственности должны оставаться архивы, относящиеся к истории единого государства. В международной практике этот вопрос решается по взаимной договоренности государств. Государственный долг должен быть поделен между "материнским" государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Решение вопроса может быть достигнуто на основе договора между государствами и соглашений с их кредиторами. По общему правилу на новое независимое государства не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.
Наиболее сложный вопрос – это распад империи и образование па ее территории нескольких независимых государств. В современном мире этот вопрос может иметь различное решение в зависимости от того, сохраняется ли за одним из новых государств роль "материнского" (т.е. возникает ли институт правопродолжательства). Если ни одно из новых государств не является правопродолжателем бывшей империи, то все вопросы правопреемства решаются только на основе взаимной договоренности между этими государствами (раздел государственной собственности, архивов, долгов). Проблемы – судьба государственной собственности, находящейся за границей, и государственных архивов, относящихся к истории единой империи. Каждое новое государство вправе продолжить свое участие во всех договорах государства-предшественника, за исключением тех договоров, участие в которых является неделимым. Членство в международных организациях – все государства должны заново вступать в организации как новые субъекты международного права. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии с новым территориальным делением.
Вопрос 20. Правопреемство в международном праве: теории и виды.
Правопреемство – институт МП, регулирующий переход с учетом основных принципов и международно-правовых норм, определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей, от предшественника к преемнику. Субъектами МП, участвующими в международном правопреемстве, являются государства и международные организации.
Элементы правопреемства (виды) : 1)Фактическое правопреемство - смена суверенитета государства-предшественника над определённой территорией суверенитетом государства-преемника. Его возникновение возможно в силу появления определенных юр. фактов, называемых фактическими ситуациями: 1) передача (получение) одним гос-вом определенной части своей территории другому независимому гос-ву; 2) отделение определенной части гос. территории; 3) объединение одного гос-ва с другим (возникновение федерации, инкорпорация гос-ва); 4) появление нового независимого гос-ва путем: а) приобретения суверенитета на ранее зависимой территории; б) распада государства на два и более субъекта МП; в) образование независимого гос-ва на части гос. территории, отделившейся от гос-ва-предшественника (при отделении субъекта федерации). 2) Юридическое правопреемство - переход определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей от предшественника к преемнику, реализующийся в процессе разграничении объектов правопреемства : 1) объекты фактического правопреемства: государственная территория; 2) объекты юридического правопреемства: членство в международных организациях, государственная собственность, государственные долги, государственные архивы, международные договоры. Теории правопреемства : 1) Негативная теория (А. Кейтс) выдвинута в н. XX в. Суть теории - в полном отсутствии континуитета (непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных государственных обязательств) международной правосубъектности государства. Поэтому когда власть и суверенитет одного государства сменяются другим, международные договоры предшественника перестают действовать. Из этих же позиций исходят сторонники концепции «табула раса» (чистая доска) с той лишь разницей, что государство-преемник начинает свое существование без любых обязательств, вытекающих не только из международных договоров. 2) Теория универсального правопреемства (Г. Грoций) выдвинута в XVII-XIX вв. Согласно концепции государство-преемник продолжает международную личность своего предшественника. Разновидностью теории универсального правопреемства стала доктрина континуитета, сторонники которой считали, что весь комплекс международных прав и обязанностей государства-предшественника в полном объеме переходят к его наследнику, выступающем тем же субъектом, что и предшественник. По своей сути концепция теории континуитета, обосновывая тождественность международной правосубъектности государств, является отрицанием международного правопреемства.
Вопрос 21. Индивид как субъект МП: основные точки зрения. Понятие прав и свобод человека в МП. Классификация прав и свобод (поколения, фундаментальные и иные, абсолютные и относительные, учение о трех статусах)
Т.зр.: 1) индивид ни при каких условиях не м.б. субъектом МП (Фердросс, Тункин, Черниченко)
2) индивид не субъект МП, но участник отдельных международных отношений (Шуршалов, Калашкарян)
3) индивид не субъект МП, но дестинатор (адресат…букв.«назначение») или бенифициар (выгодоприобретатель) МП (Колосов, Лукашук)
4) индивид субъект МП с ограниченной правосубъектностью (Игнатенко, Тиунов, Бякешев, Ковлер)
ВЫВОД- индивид - экстраординарный субъект МП, т.к. он выступает в международных отношениях, когда его права нарушены или когда его привлекают к ответственности.
Т.о. правосубъектность индивида м.б.: 1. охранительной; 2. процессуальной.
Права и свободы человека - основополагающие международно-признанные и защищающие права и свободы, отражающие закрепляющие и гарантирующие положения человека в обществе.
Права человека и свободы - юридическое отражение человека в обществе.
Защита прав человека – обязанность государства перед международным сообществом.
Классификация прав и свобод:
1. «Поколения прав» – т.е. по времени возникновения:
I . с 1215 – начало XX в. личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость (право на жизнь и свободу, на свободу совести, мысли, на безопасность, гласное и законное рассмотрение дела судом, на управление делами государства, свободу передвижения и т.д.)
НПА: Великая хартия вольностей 1215; Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт1679; Билль о правах 1689; Декларация прав человека и гражданина (Франции 1789 г.)
США: Декларация независимости США (1776 г.); Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г.
II . начало XX в. – 1970 социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения (право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.)
НПА: Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
III . 1970-настоящее время права коллективные: право на мир, на разоружение, ядерную безопасность, на здоровую окружающую среду, на развитие и др .(надгосударственный, наднациональный характер)
НПА: Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы XX в.
2. По возможности ограничения прав выделяют фундаментальные (основные: пр. на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на безопасность) и иные.
3. По кругу обязательных субъектов, кот. не могут нарушать это право выделяют:
абсолютные - субъективные права, обладателям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Им корреспондирует обязанность всех иных лиц воздерживаться от совершения действий, ущемляющих А.п. ограничение или временное приостановление не допускается ни при каких обстоятельствах (пр. на жизнь, не подвергаться пыткам, насилию, св. совести, право на судебную защиту, защита чести)
относительные – м.б. ограничены или временно приостановлены в случае введения режима безопасности, ЧС
(социальное обеспечение, защита от безработицы)
Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.
Выделяются следующие виды правопреемства: правопреемство территории, правопреемство государственных границ, правопреемство международных договоров, правопреемство государственных долгов, правопреемство государственной собственности, в том числе государственной собственности за границей, правопреемство государственных архивов.
Правопреемство возникает:
В случае социальной революции;
В случае отделения части территории государства;
В случае распада государства и образования новых независимых государств.
Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).
Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.
При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.
Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.
В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР - 61,34%; Украина - 16,37%; Республика Беларусь - 4,13%; Республика Узбекистан - 3,27% и т.д.
Предыдущая |
3. Правопреемство в международном праве
Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо его части или его разделение на несколько самостоятельных государств.
Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. бывшей ГДР в состав Федеративной Республики Германии и образование единого германского государства; отделение в 1991 г. Латвии. Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего Союза ССР: последовавшее несколько позднее полное прекращение существование этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств, включая Россию; образование в 1992 г. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехословакии самостоятельных Чехии и Словакии. Объединение, разделение государств, отделение от государства части территории, повлекшие правопреемство, имели место и в более ранние годы: в 1947 г. из состава Индии выделился Пакистан, а из него в 1971 г. - Бангладеш; в 1958 г. Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику, но уже в 1961 г. Сирия вернулась к статусу независимого государства; как самостоятельный участник международного общения вновь стал выступать и Египет; в 1964 г. Танганьика и Занзибар слились в Объединенную Республику Танзанию; в 1965 году Сингапур выделился из состава Малайзии; в 1990 г. Йемен и Демократический Йемен объединились в единое государство Йемен; в 1993 г. Эритрея выделилась из состава Эфиопии.
Конечно, исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлены прежде всего политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Своё концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств.
Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств .
Правопреемство - давний институт международного права , который получил весьма широкое распространение в международной практике. О нем речь шла в 60-70-е гг. применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав; таких государств насчитывается около восьмидесяти. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран как Россия, на месте которой в октябре 1917 г.) возникла РСФСР, а в 1922 г.- СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.
В осуществлении правопреемства , сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник , которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник , то есть государство , к которому эта ответственность переходит . Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности . Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения.
Нередко в соглашениях по вопросам правопреемства содержится ссылка на третьи государства - в том смысле, что права этих государств правопреемством не затрагиваются. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государств; отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому . В отношении международно-правового регулирования различают определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется . Речь идет о правопреемстве государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в международных организациях и органах. Это последнее отличается от правопреемства международных организаций как таковых, например, в отношении осуществления функций депозитария по международным договорам, как это имело место между Лигой Наций и ООН в отношении некоторых многосторонних договоров, заключенных под эгидой Лиги .
Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств , носят во многом характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государства. При этом немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств . Вместе с тем были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. . Обе эти конвенции , задуманные в качестве средства «обеспечения более надежной правовой основы международных отношений», не получив к началу 1998 года минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не стали действующими .
Однако они имеют определенное значение для решения вопросов правопреемства государств, так как содержат ряд положений отражающих общепринятую практику. Они, в частности, исходят из сложившегося принципа, в силу которого вопросы правопреемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соответствующей конвенции применялись бы только в случае отсутствия такого соглаш ения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.
Другой существенный момент, который нашел отражение в конвенциях, заключается в том, что сформулированные в них правила применяются только к правопреемству, которое осуществляйся в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН. Иначе говоря, не может быть речи о правопреемстве когда на ведение международных дел какой-либо территории претендует государство, совершившее в отношении этой территории акт агрессии, аннексии или оккупации . Немаловажно и наличие в Венских конвенциях положений о порядке урегулирования споров до вопросам правопреемства.
Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 г. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.
В связи с прекращением существования СССР и возникновением на его месте государств-правопреемников положения по вопросам правопреемства стали включаться во многие соглашения, заключаемые Россией как с государствами СНГ, так и с другими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией). При решении вопросов правопреемства значение имеют и другие ноты заинтересованных государств, как, например, имевшее правовое значение Письмо министров иностранных дел ГДР и ФРГ, направленное в 1990 г. министрам иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции, в связи с подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.