Последние изменения в законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Новые законы о пенсиях.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете.

В случае, если у лица на накопительном счете менее 5% от этого размера, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе , а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования. С помощью следующей формулы можно рассчитать, какую сумму ежемесячно будет получать гражданин:

НП = ПН / Т,

  • НП - размер накопительной пенсии;
  • ПН - сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица;
  • Т - предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы

Санкции со стороны западных стран, падение цен на нефть и другие обстоятельства создали определенные трудности для экономики России. В связи с высказыванием премьер-министра Д.А. Медведева о том, что «для индексаций у нас денег нет не только для Крыма, у нас ни для кого их нет» , стоит подумать, насколько целесообразна была реформа 2015 года. Что ждет существующую

На протяжении последних нескольких лет пенсионное законодательство претерпело значительные изменения.

Это связано с растущим экономическим кризисом в РФ. Однако ряд недавних нововведений призван стабилизировать ситуацию с пенсионным обеспечением.

Мы рассмотрим последние изменения в законе о пенсиях, что позволит заинтересованным лицам разобраться в его новых нюансах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Основные положения

ФЗ № 173-ФЗ о пенсиях был принят 17.12.01 года. В согласии с ФЗ от 28.12.13 года № 400-ФЗ этот законодательный акт перестал иметь юридическую силу с 1.01.15 года, кроме положений, регламентирующих начисление трудовых пенсий.

Данный закон регулирует порядок выплаты пенсионных начислений работникам, которые достигли определенного возраста и имеют предусмотренный законодательством трудовой стаж. Также, законом определяются разновидности пенсионных начислений и лица, которым они могут выплачиваться.

Главный критерий - это то, что данное госпособие имеет прямую связь с трудовой деятельностью.

Помимо ключевых определений и видов пенсионных выплат, законом регламентируется следующее :

  • условия предоставления;
  • размер данных соцвыплат;
  • порядок начисления госпособия;
  • способ доставки пенсии;
  • расчет отчислений.

По сути этим нормативным актом устанавливаются законодательные основы пенсионного обеспечения. Помимо всего прочего данный закон регулирует особенности начисления госпособия сотрудникам, условия работы которых являются более тяжелыми или имеют другие особенности.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается

Трудовая пенсия - это ежемесячное госпособие , которое начисляют для компенсации застрахованным гражданам зарплаты или соцвыплат, утраченных ими из-за нетрудоспособности, появившейся при наступлении или .

Кроме того, данное госпособие начисляется нетрудоспособным членам семьи, лишившимся зарплаты или соцвыплат . Право на их начисление определяется в согласии с условиями и нормами, утвержденными данным законом.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 7 рассматриваемого закона право на пенсионные начисления по старости имеют следующие лица:

  • мужчины (женщины), которым исполнилось 60 (55) лет;
  • минимальный (от 5 лет).


В соответствии с п. 1 ст. 8 главы 2 начисление пенсии по инвалидности полагается физлицам, которые признаны инвалидами I–III группы на основании , проведенной федеральными госучреждениями в соответствии с положениями ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ». Порядок определения факта появления инвалидности, либо смерти кормильца по причине совершения преступления или преднамеренного причинения им вреда своему здоровью (при условии, что это доказано в судебном порядке), регламентируются Правительством РФ.

Пенсионные выплаты по инвалидности начисляются без учета следующих факторов:

  • причины инвалидности (кроме случаев, указанных в п. 4 ст.8);
  • срока страхового стажа;
  • продолжения рабочей деятельности;
  • момента наступления инвалидности (до начала работы, во время нее или после увольнения).

Пункт 4 статьи 8 гласит, что при появлении инвалидности по причине совершения физлицом намеренного уголовного преступления, либо преднамеренного причинения им вреда собственному здоровью, которые доказаны в судебном порядке, а также при отсутствии какого-либо стажа работы устанавливается по инвалидности в согласии с ФЗ «О госпенсионном обеспечении в РФ».

Статья 9 регламентирует условия начисления пенсионных выплат при утере кормильца. Право на это госпособие принадлежит нетрудоспособным членам семьи, которые были на иждивении. Семья пропавшего без вести кормильца (это должно быть доказано в согласии с существующим порядком) уравнивается в правах с семьей, у которой умер кормилец.

Определение размера выплат

Величина страховой части (СЧ) госпособия по старости устанавливается в согласии со статьей 14 данного закона по формуле:

СЧ = РПК/КМ + ФБР

  • РПК - размер пенсионного капитала (ст. 29.1 ФЗ) состоянием на день оформления госпособия;
  • КМ - число месяцев (за 19 лет - 228) начисления пенсионных выплат;
  • ФБР - базовый размер (фиксированная сумма) страховой части пенсионных начислений (определяется из Справки о базовых фиксированных размерах СЧ пенсионных выплат, а также коэффициентах индексации).

Гражданам, проживающим в Заполярье и приравненных к нему территориях, ФБР увеличивается на определенный , величина которого регламентируется Правительством РФ.

Данной категории пенсионеров на новое местожительство, в другие местности Заполярья и приравненные к ним регионы, в которых функционируют другие районные множители, ФБР устанавливается с учетом величины нового районного множителя, за исключением физлиц, у которых стаж работы свыше 15 лет в территориях Заполярья и страховой стаж 25 (20) лет у мужчин (женщин).

Величина накопительной части госпособия по старости рассчитывается по формуле:

НЧ = РПН/КМ

  • НЧ - сумма накопительной части соцвыплаты;
  • РПН - величина накоплений, которые принимают в расчет в специальной части его ИЛС с момента начисления накопительной части госпособия;
  • КМ - число месяцев установленного периода соцвыплаты, который используется для расчета страховой части госпособия.

Размер пенсионных выплат по старости рассчитывается по формуле:

ПС = СЧП + НЧП

  • ПС - размер пенсионных начислений;
  • СЧП - страховая часть госпособия;
  • НЧП - накопительная часть.

Порядок назначения и сроки выплаты

Назначение, выплата и доставка пенсионных начислений осуществляются учреждением , занимающимся вопросами пенсионного обеспечения в согласии с ФЗ «О пенсионном страховании в РФ», по месту проживания гражданина, обратившегося для оформления пенсионных выплат.

Доставка выплат осуществляется по желанию гражданина госорганом, производящим пенсионное обеспечение, либо через банк, кредитные организации, отделение почты, а также другие организации, занимающиеся доставкой пенсионных начислений, путем:

  • получения в кассе организации;
  • вручения на дому;
  • зачисления на счет гражданина в банке, либо в кредитной организации.

Пенсионные выплаты назначаются со дня обращения за госпособием (кроме случаев, указанных пунктами 4 и 4.1 статьи 19 закона о пенсиях), но не ранее дня получения права на нее. Днем обращения является день приема госорганом, занимающимся пенсионным обеспечением, заявления и требуемой документации с учетом положений п. 3 ст. 18 данного закона.

Заявление о начислении пенсионных выплат рассматривается на протяжении 10 дней с момента его подачи, либо со дня предоставления дополнительной документации в согласии с п. 3 ст. 19.

В случае отказа в предоставлении пенсии госорган обязан на протяжении 5 дней после принятия решения уведомить об этом заявителя. При этом должна быть приведена причина отказа, возможности его обжалования, а также возвращена вся документация.

Согласно ст. 23 выплата пенсионных начислений и их доставка осуществляется за период текущего месяца .

Удержания из пенсии осуществляются на основании следующего:

  • исполнительной документации;
  • решений госорганов, производящих пенсионное обеспечение, о взыскании переплаченных сумм, связанных с нарушением п. 4 ст. 23 закона о пенсиях;
  • решения суда о взыскании из госпособия по причине злоупотреблений со стороны гражданина, если это доказано в судебном порядке.

Досрочное начисление

Пенсионные выплаты по старости начисляются ранее установленного возраста следующим категориям граждан:

Более подробный , после работы на которых полагается госпособие по старости, перечисляется в ст. 27 данного закона. Также она определяет период работы, страховой стаж и возраст с которого полагается данное госпособие для каждого вида трудовой деятельности.

Может полагаться некоторым категориям граждан независимо от трудовой деятельности, например, многодетным матерям, определенным категориям инвалидов и гражданам, которые имеют некоторые заболевания. Также ее могут получить те, кто проживали или работали определенный период времени в Заполярье.

Последние изменения и дополнения

В 2015 году в закон о пенсиях были внесены значительные изменения :

  1. Для расчета пенсионных выплат теперь применяется новая формула (приведена в данной статье).
  2. Все физлица имеют право на страховое и пенсионное гособеспечение.
  3. Предусматривается .

О накопительной части пенсии смотрите в следующем видеоматериале:

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"


Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.


Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920


Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10 , пункта 1 статьи 16 , пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части


Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10 , , 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.


Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.


Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.


Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Новое в законодательстве о пенсиях работающим пенсионерам появилось с 2016 года в связи с проблемной экономической ситуацией в стране. Рассмотрим, что это за изменения и каковы их последствия.

Новое в законе о пенсиях с 2016 года

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в России в 2015 году, привела к необходимости максимального снижения расходования бюджетных средств. Одним из путей, направленных на такое снижение, стало сокращение средств на выплату пенсий в 2016 году.

Это сокращение выразилось в следующих шагах (закон «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):

  • Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам.
  • Индексация пенсии для лиц, не имеющих иных источников дохода (неработающих пенсионеров, получающих страховую или социальную пенсию) сохранена, но с меньшим коэффициентом, чем изначально предусматривалось законодательством (до уровня инфляции).
  • Анонсирована вторая индексация по итогам 1-го полугодия 2016 года, но с отсылкой к реально складывающимся возможностям экономики (т. е. ее может и не быть).

Изменения в пенсионном законодательстве для работающих пенсионеров

На первый взгляд, в результате принятых мер наибольшие потери понесли работающие пенсионеры. Хотя с учетом небольшой величины коэффициента индексации (4%), увеличившей пенсию для большинства рядовых пенсионеров на сумму порядка 350-360 руб., работающий пенсионер, получающий зарплату, к своей пенсии добавляет очевидно большую сумму.

Кроме того, законом РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ никак не затронут вопрос о перерасчете пенсий работающим по итогам года. То есть, продолжая работать, пенсионер сохраняет право на увеличение количества пенсионных баллов и, соответственно, на ежегодное увеличение суммы пенсии.

Тем не менее, сохраняя справедливость подхода к расчету пенсионных выплат, закон РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ предусмотрел обязательность проведения всех этапов индексации, замороженных для работающих пенсионеров, на момент прекращения ими работы. С целью своевременного информирования ПФР о таком прекращении для работодателей с 01.04.2016 введен новый вид отчетности о составе работников, которая должна представляться в ПФР ежемесячно.

Подробнее о составе данных, вносимых в новый отчет, читайте в статье .

Действия пенсионера при увольнении

Данные о продолжающих работать пенсионерах на начало 2016 года в ПФР имелись только по состоянию на 30.09.2015. Соответственно, информация о таких лицах на 01.01.2016 в полном объеме попала туда к 20 февраля. Поскольку решение о непроведении индексации начало действовать с 01.01.2016, а новый отчет будет представлять данные с апреля 2016 года, период с 01.10.2015 по 31.03.2016 для проведения (или, наоборот, для непроведения) индексации оказался переходным.

Пенсионеры, уволившиеся в этот период и оставшиеся с единственным источником существования в виде пенсии, для своевременного индексирования могут самостоятельно не позднее 31.05.2016 обратиться в ПФР с заявлением об этом. К заявлению надо приложить копии подтверждающих факт увольнения документов.

Подробнее об этом читайте в статье .

Аналогичное заявление и в те же сроки рекомендуется подать в ПФР тем пенсионерам, которые в переходный период начали работать после отдыха, поскольку со дня начала работы они теряют право на индексацию (п. 2 ст. 3 закона РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Итоги

Нововведения 2016 года для работающих пенсионеров, выразившиеся в отмене индексации пенсий для них, связаны со сложной экономической ситуацией в стране и носят временный характер. При прекращении работы все необходимые индексации будут произведены.

Развитие экономического кризиса вынуждает чиновников сокращать расходы. Оптимизации подлежат практически все статьи расходов, в том числе направленные на пенсионное обеспечение. Последние новости свидетельствуют о масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году, которые обсуждаются в правительстве.

Кризисная пенсия

Падение нефтяных котировок привело к снижению доходов от экспорта «черного золота». В результате проявились структурные проблемы отечественной экономики. Когда стоимость барреля удерживалась выше 100 долларов, с выполнением социальных обязательств не возникало трудностей. В нынешних условиях проблемы пенсионной системы выходят на первый план. Без кардинальных реформ сбалансировать бюджет Пенсионного фонда будет крайне проблематично.

Экономия на пенсионном обеспечении началась еще в прошлом году, когда правительство отказалось идти на полноценную индексацию страховых пенсий. В результате в феврале текущего года выплаты были повышены на 4%. При этом инфляция по итогам 2015 года достигла отметки 12%. В правительстве допускают повторную индексацию пенсий в 2016 году, при условии улучшению экономической ситуации.

Кроме того, индексация не коснулась работающих пенсионеров. Еще на год продлена заморозка пенсий, что вызывает обоснованную критику со стороны экспертов.

С 1 января 2017 года стартует повышение пенсионного возраста для госслужащих – выход на пенсию для мужчин и женщин возможен соответственно с 65 и 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан.

Неизбежность реформ

Реформирование действующей пенсионной системы необходимо осуществить до конца года, считает экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Власти должны определиться с ключевыми параметрами и пересмотреть принципы социального обеспечения.

Действующие принципы пенсионного обеспечения не соответствуют экономическим реалиям, что вынуждает чиновников каждый год вносить очередные изменения. Подобная практика увеличивает уровень неопределенности, что оказывает негативное воздействие на российскую экономику.

Ежегодная заморозка добровольных накоплений может подорвать доверие к данному инструменту. Общий объем накопленных средств достигает 3,7 трлн руб. Данные ресурсы инвестируются в развитие экономики, однако неопределенность с дальнейшей судьбой накоплений приведет к последующему оттоку средств.

Кроме того, в нынешних условиях правительство не сможет обеспечить стабильное повышение пенсий. Количество пенсионеров на одного рабочего продолжает увеличиваться, что в среднесрочной перспективе угрожает устойчивости выбранной модели пенсионного обеспечения.

Профильные министерства продолжают обсуждать возможные варианты изменений существующих механизмов выплаты пенсий.

Инициативы Минфина и Минтруда

Проект реформы, предложенный профильными министерствами, отразится сразу на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Чиновники предлагают пересмотреть основные подходы: действующие тарифы, правила индексации, добровольные взносы и компенсации из бюджета.

Минфин рассчитывает повысить эффективность администрирования страховых взносов. Для этой цели сбором платежей будут заниматься представители Федеральной налоговой службы. Кроме того, чиновники планируют перейти на единый страховой тариф, по которому будет облагаться вся заработная плата.

В нынешних условиях, когда девальвация ускорила рост цен, ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции является проблематичной. Чиновники продолжают обсуждение возможных вариантов изменения принципов индексации, однако окончательное решение еще не принято.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения полной индексации пенсий в 2017 году. При этом многое будет зависеть от темпов восстановления российской экономики. Ранее подобную идею озвучивали представители Минэкономразвития.

Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Минфине предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.


Минтруда выступает с инициативой изменения страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы (в 2016 году 796 тыс. руб.) и 10% от суммы превышения. Разрабатывается два варианта повышения тарифов:

  1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тариф от суммы превышения до 8,75%. В таком случае поступления в Пенсионный фонд увеличатся на 56,4 млрд руб. в следующем году и более чем на 125 млрд в 2018 году.
  2. Сохранить базовый тариф на уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). В результате поступления в 2017-2018 гг. увеличатся соответственно на 53 и 107 млрд руб.

Тариф для работников, занятых на опасном производстве, планируют повысить с 8 до 15%. Для сотрудников, работающих на вредном производстве, данный показатель будет увеличен с 2-7% до 5-11%.

Повышение страховых тарифов осложнит и без того трудное положение представителей бизнеса, считают в Минэкономразвития. Кроме того, данная инициатива ухудшит инвестиционную привлекательность российской экономики.

В свою очередь представители Минтруда предлагают повысить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет. Данное нововведение позволит сэкономить до 60 млрд руб. бюджетных средств в течение трех лет.

Отдельным вопросом, на котором настаивают представители экономического блока, является тема повышения пенсионного возраста. В частности необходимость данной меры подчеркивает глава МЭР Алексей Улюкаев. Однако представители Минтруда считают подобную инициативу преждевременной и не соответствующей принципам социальной справедливости.

Данные предложения будут обсуждаться на правительственном уровне, после чего будет сформирован итоговый список изменений механизмов выплаты пенсий в России, вступающих в действие в 2017 году. С учетом непопулярности некоторых мер, окончательное решение будет принято после выборов в Госдуму, считают эксперты.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то