Таможенный контроль система управления рисками. Анализ рисков промышленного предприятия с целью разработки комплексного страхового продукта на примере пнк "красная нить"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА

В управленческом аспекте риск принято определять как уровень неопределенности в предсказании результата. С этой точки зрения риск всегда связан с выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности результата, в этом проявляется его субъективная сторона. Вместе с тем величина риска не только субъективна, но и объективна, поскольку является формой качественно/количественного выражения реально существующей неопределенности.
Исходя из определения риска как вероятности несоответствия прогноза, мы можем говорить о том, что существует вероятность наступления как отрицательных, так и положительных последствий действия случайных факторов.
Если рассматривать деятельность компании в глобальном масштабе, то справедливо говорить об основной цели деятельности предприятия как о росте благосостояния ее собственников, который может быть реализован посредством приобретения собственником экономических выгод от деятельности предприятия.
При этом экономические выгоды могут существовать как в явном (в виде потока материальных благ), так и в неявном виде, т.е. в виде прироста стоимости имущества собственника (или потенциального потока материальных благ).
Исходя из данной основной цели положительные отклонения от ожидаемого результата представляют собой позитивные результаты и не нуждаются в специальном управлении и контроле. При определении риска считается, что положительные отклонения являются позитивными и не нуждаются в дополнительном контроле. Однако контроль позитивных изменений также будет находиться в поле зрения управления рисками, так как при определенных условиях неуправляемые положительные изменения могут привести к отрицательным последствиям (рост активов может привести к ситуации, когда существующая система управления ими не будет справляться со своими задачами). Так, позитивные изменения будут контролироваться, но с точки зрения возможных отрицательных последствий. Поэтому управление рисками сосредоточено на отрицательных отклонениях.

В дополнение к вопросу о риске новое положение прямо устанавливает обязательства для внешнеторговых операторов в отношении контроля за отмыванием денег и финансированием терроризма. В таможенных режимах, помимо импорта, экспорта и транзита, освящается один из таможенных пошлин.

В соответствии с режимом таможенного складирования товар может храниться сроком на один год, который можно продлить на другой. Товары, представленные ему, будут покрываться таможенной декларацией, и в этой степени они могут быть исправлены путем изменения декларанта, внесения или изменения его путем смены режима.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Однако в последнее время в области управления рисками появились новые тенденции:

  • риски стали более четко определенными/выделенными;
  • шире стали использоваться количественные методы определения риска;
  • контроль рисков стал более активным;
  • измерение риска стало более точным;
  • появились новые методики и организационные технологии.
    Все это повлекло за собой уси-ление внимания как со стороны менеджмента, так и со стороны собственников к проблемам управления рисками.
    Управление рисками является одним из вариантов трех раз-личных предпринимательских стратегий:
  • Избежание риска. Фактически оно предполагает стагнацию бизнеса, ибо в данном случае проблематично само получение прибыли, что и составляет смысл предпринимательства.
  • Принятие риска. Эта стратегия предполагает, что предприниматель сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Данный вариант также не представляется оптимальным в силу того, что вероятный конечный результат - отрицательная прибыль - не соотносится с целью бизнеса.
  • Управление риском. Это его выявление и оценка, а также разработка и внедрение мер по минимизации риска. Пожалуй, это реже всего применяемая сегодняшним российским предпринимателем стратегия поведения в бизнесе (в осознанном виде, т.е. с фиксацией работ и их этапов по оценке возможных рисков, разработке соответствующих планов и действий и т.п.). Вместе с тем по мере приближения к цивилизованному рынку именно управление риском должно становиться ведущей стратегией предпринимателя, нацеленного на достижение успеха.

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

    Звонки в новое правило «временные депозиты» - это те, которые сегодня известны как санкционированные депозиты, которые используются для национализации товаров в течение одного месяца, которые продлеваются еще на одну. Что касается импорта, экспорта и транзита, термин «модальности» больше не используется, а скорее «режимы». Сталкиваясь с импортом, новое регулирование устанавливает три основных режима, таких как окончательный импорт, приостанавливающие режимы и специальные режимы импорта. В каждом из них есть разные классы.

    В этом отношении происходят такие изменения, как, например, долгосрочный временный ввоз закреплен как окончательный импорт с отсрочкой при уплате налогов. Временный ввоз импортных товаров по договору лизинга или лизинга сохраняется с минимальными изменениями.

    Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска. Это обусловило необходимость их четкой классификации.
    Традиционная классификация рисков - рыночный, операционный, кредитный и риск ликвиднос-ти - является крайне узким подходом. Совокупность рисков настолько многообразна, что группировка и классификация рисков, выделенных экспертным путем, заранее обрекает систему управления рисками на неполный охват.
    В данном случае так называемый дедуктивный подход, т.е. выделение групп рисков и идентификация рисков внутри выделенных групп, имеет преимущество, так как минимизирует возможность тот или иной вид риска.
    По отношению к компании риски можно разделить на две большие группы с точки зрения источника возникновения рисков:

    Пошаговое применение декрета. Правила, связанные с этими системами, вступят в силу, когда вступят в силу корректировки или внедрение. Эффективное таможенное администрирование имеет важное значение для развития страны, представляющей собой источник дохода для национальной экономики.

    Он направлен на ускорение таможенных операций за счет автоматизации и упрощения процедур и, таким образом, снижения административных издержек бизнесменов и экономики страны. Он также стремится увеличить доходы таможни, которые в большинстве стран являются основным источником дохода, гарантируя декларирование всех товаров, правильный расчет налогов, а также то, что исключения и привилегии соблюдаются и правильно регулируются. Кроме того, в качестве побочного продукта процесса разминирования он направлен на создание надежной и своевременной коммерческой и фискальной статистики для содействия процессу экономического планирования.

  • внутренние: риски, возникающие в процессе функционирования материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательских способностей и технологии;
  • внешние: макроэкономические, правовые, страновые, политические, природные, социальные риски.
    Данная классификация позволит наиболее полно охватить все существующие риски, так как с точки зрения теории экономики предприятия набор факторов, которые приведены выше, является конечным.
    При таком подходе классификация рисков коррелирует с представлением деятельности организации, как составляющей следующих факторов: финансы, персонал, технологии, маркетинг, производственная кооперация, инфраструктура бизнеса (в нашем случае - внешняя среда).
    Управление финансовыми рисками - на сегодняшний день наиболее развитая часть комплексной системы управления рисками.
    В большей степени это объясняется количественным характером финансовых рисков, т.е. возможностью применения к их оценке количественных шкал. Оценка количественных рисков, как правило, осуществляется при помощи экономико-статистических методов.
    К качественным рискам, оценка которых возможна только в рамках кардинальных шкал, применяют экспертные и рейтинговые методики.
    Известные в практике управления рисками методы минимизации риска отдельных операций - страхование и резервирование, хеджирование, лимитная политика, управление активами и пассивами (управление процентным, валютным и риском ликвидности), диверсификация активов и пассивов - представляют собой лишь разрозненные методики управления тем или иным видом риска.

    КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

    Проблема управления рисками не может быть эффективно решена набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача решается исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности компании. В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению.
    Результатами развития управленческих технологий принятия решений и минимизации возможных потерь явилась концепция комплексного (глобального) управления рисками.
    Комплексное управление рисками должно являться неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремящейся стать лидером на рынке.
    Эффективное функционирование системы управления рисками требует соблюдения ряда принципов, которые должны быть заложены в нее на этапе ее проектирования и построения:

    Система охватывает процесс манифестаций и таможенных деклараций, платежей и бухгалтерского учета, а также кадастров и приостанавливающих режимов. Создает подробную информацию о внешнеторговых операциях, которые могут быть использованы для экономического планирования и анализа.

    Данные транзакций и элементы управления хранятся в системе управления реляционными базами данных. Он направлен на обеспечение полной передачи технологий для долгосрочного национального обслуживания. Деятельность по проекту осуществляется в соответствии со следующими тремя этапами.

  • максимальный охват совокупности рисков предусматривает стремление к наиболее полному охвату возможных сфер возникновения рисков, что позволяет свести степень неопределенности к минимуму;
  • минимизация влияния рисков требует усилий в направлениях минимизации: спектра возможных рисков и степени их влияния на деятельность компании;
  • адекватность реакции на риски предполагает возможность адекватной и быстрой реакции на все изменения в совокупности рисков;
  • принятие обоснованного риска, т.е. принятие риска возможно лишь в том случае, если он идентифицирован и оценен, выработан и внедрен механизм его мониторинга.
    Усиление внимания к вопросам системы управления рисками подвело менеджмент компаний к выделению функций контроля и управления рисками из различных подразделений и сосредоточению их в рамках обособленного подразделения или передаче их одному из высших менеджеров. Существует также практика обособления функций по контролю за рисками на уровне членов совета директоров.
    Однако в процессе построения системы управления рисками необходимо соблюдать общий принцип построения системы контроля: затраты на построение и содержание системы не должны превышать выгод от ее функционирования (в том числе в виде предотвращенных потерь).
    Комплексная система управления рисками не является панацеей, исключающей потери как таковые, однако она позволяет с определенной долей вероятности утверждать, что влияние совокупности рисков не приведет к потерям сверх ожидаемых величин. Такая система позволит контролировать совокупность рисков данного бизнеса и минимизировать возможные потери при неблагоприятном развитии ситуации.
  • 44. Система управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

    При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.

    На этапе подготовки проводится оценка текущей ситуации. Национальная команда вместе с международными экспертами определяет области, которые нуждаются в реформе, такие как введение новых кодексов, совершенствование и упрощение таможенных процедур, гармонизация форм с международными стандартами и модернизация национального законодательства обычаев согласно Киотской конвенции. Хотя некоторые из этих реформ могут быть достигнуты и внедрены на раннем этапе проекта, другие должны быть созданы с помощью законодательства, и затем может потребоваться намного больше времени, чтобы сделать их эффективными.

    Статья 162. Система управления рисками ;№311-ФЗ Система управления рисками - это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений Концепция СУР в таможенной службе РФ:

    На этом этапе проводятся технические и функциональные курсы для формирования национальной команды разработчиков и подготовки психологической базы для развития чувства собственности на систему. Компьютеры для пилотных офисов установлены и протестированы, чтобы подтвердить, что конфигурация системы полностью соответствует требованиям действующих национальных правил. Мероприятия по реформе, начатые на первом этапе, продолжаются, если это необходимо.

    Этот этап является скорее логистической задачей, чем интеллектуальной проблемой: она требует физической подготовки всех сайтов, которые должны быть компьютеризированы, большого количества учебных курсов, основанных на модельных курсах второго этапа, а также технической установки и поддержки систем компьютеров на идентифицированных сайтах. Конфигурация таможенной программы будет просто скопирована с соответствующих экспериментальных сайтов.

    Имеющих устойчивый характер;

    Связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

    Подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

    Затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Концепция СУР в таможенной службе РФ

    Первые два этапа имеют минимальную продолжительность в 18 месяцев, и их успех будет достигнут только благодаря сильной приверженности и политической поддержке с самых высоких уровней и с полной доступностью компетентной и специализированной национальной команды технических специалистов и персонала таможни.

    Увеличение доступности статистических данных значительно облегчило финансовый анализ. В бывшей югославской Республике Македонии и в Румынии системы были интегрированы в национальную компьютерную сеть, и через манифестный модуль был введен контроль за грузовым транспортом.

    Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля , исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

    Новый процесс экспорта, осуществляемый в рамках Декларации о едином экспорте, направлен на адаптацию таможенного и административного контроля к логистическому процессу экспорта, с тем чтобы обеспечить их эффективное и безопасное использование, не вызывая ненужных задержек с потоком экспорта.

    Экспортный заказ начинается с представления груза для отправки. После оформления экспортный груз отпускается за границу или перевозится в место отгрузки в соответствии с процедурой таможенного транзита, а затем отправляется за границу. Таможенный контроль экспортного груза осуществляется с момента его прибытия до места отправки до его отъезда из страны.

    Стратегию и тактику применения системы управления рисками , порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска, регламентируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, порядок передачи такой информации определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    От получения груза в месте отправки до его выезда на улицу каждая сторона приобретает груз и несет ответственность за него. Все эти функции могут использоваться несколько раз в течение логистического процесса, связанного с определенным экспортом. Как правило, груз, подлежащий экспорту, принимается по месту отправки, и после его оформления он доставляется перевозчику, который показывает данные о его отправке за границу. Если это так, перевозчик должен сначала предъявить груз для таможенного транзита, а после этого груз будет прогоняться и затем получен в месте отгрузки, он возвращается перевозчику, который перевозит груз на улицу и вашего груза.

    C татья 128. Цели применения системы управления рисками ТК ТС 1. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза. 2. Целями применения системы управления рисками являются: 1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; 2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов; 3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы; 4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу. 3. Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов таможенного союза. 4. Комиссия таможенного союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации. (п. 4 введен Протоколом от 16.04.2010)

    Ценность, вид, происхождение: концепции таможни, необходимые для знания

    Благодаря функциональности запроса запас экспортных грузов может быть проверен в любое время под ответственность каждого посредника.

    Знать, как читать таможенную декларацию

    Иллюстрация: анализ заявления. Статус уполномоченного экономического оператора. Специальные схемы: возможности для компании. Иллюстрация: выбор схемы в соответствии с предполагаемой операцией.

    Определить основные моменты таможенного риска для компании

    Обзор процедур контроля

    Для кого это обучение. Развиваться или развиваться во вселенной международной торговли. В соответствии со Стандартом 3 пересмотренной Киотской конвенции и соответствующими руководящими принципами управление рисками определяется как систематическое применение процедур и практики, которые предоставляют таможне необходимую информацию для адекватного решения вопроса о транспорте. или грузов, представляющих риск. В преамбуле пересмотренной Киотской конвенции изложено применение управления рисками в качестве одного из семи основных принципов упрощения процедур торговли, которое включает.

    Статья 129. Объекты анализа риска ТК ТС К объектам анализа риска относятся: 1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; 2) транспортные средства международной перевозки; 3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами; 4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах; 5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем; 6) результаты применения форм таможенного контроля.

    В дополнение к этим пяти шагам управление рисками требует постоянного мониторинга и анализа, чтобы исключить ложные отрицательные и ложноположительные оценки риска, и на протяжении всего процесса важно иметь соответствующую документацию, общение и консультации со всеми заинтересованными сторонами, поскольку управление рисками - целостный бизнес, охватывающий всю организацию, а не только раздел, который будет назначен на эту задачу.

    В слишком многих странах таможня продолжает применять режим физической инспекции на 100%, то есть каждая партия прекращается и физически проверяется, что приводит к задержкам на пограничных переходах, портах и ​​аэропортах, Этот 100% -ный режим контроля также создает среду, способствующую неформальным платежам для ускорения процесса.

    Статья 130. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками ТК ТС 1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач: 1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов; 2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение: объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков; 3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом: вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков. 2. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе. 3. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза. 4. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

    Рекомендации по внедрению

    Применение управления рисками и использование избирательности на основе риска позволяют таможне сосредоточить свои ограниченные ресурсы на зонах повышенного риска, одновременно повышая эффективность процесса оформления для грузов с низким уровнем риска.

    Анализируя и измеряя уровень соответствия отдельных трейдеров, продуктов или стран, вовлеченных в торговлю, на национальном, региональном и местном уровнях таможня может идентифицировать те случаи, для которых требуется дальнейшее рассмотрение. формы физического осмотра и проверки документов и должны давать окончательные результаты. Признавая уровень соответствия торговца, в частности авторизованным торговцам и уполномоченным экономическим операторам, таможенное управление позволяет им получать более низкий уровень контроля, чем у других менее скрупулезных трейдеров.

    Анализ риска проводится в несколько этапов:

      Выявление области риска

    Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

      Исследование рисков

    Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

    Например, таможня поощряет трейдеров инвестировать в соблюдение. Селективность на основе рисков лучше всего работает в автоматизированной среде, так как избирательная способность на основе риска может применяться ко всем импортам и экспорту и позволяет гораздо более точное сравнение набора данных, сравниваемых ко всем существующим профилям риска в данный момент времени. Кроме того, информационные технологии могут значительно упростить обновление всех профилей рисков путем сопоставления их с последними результатами анализа и аудита.

    Основные задачи системы управления рисками:

    создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

    разработка методик (программ) по выявлению рисков;

    определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

    выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

    Однако отсутствие системы оценки и нацеливания на основе информационных технологий не должно использоваться в качестве предлога для того, чтобы таможня не применяла этот основополагающий принцип упрощения процедур торговли. В руководящих принципах пересмотренного Стандарта 3 Киотской конвенции содержится подробное описание процесса управления рисками. Это всеобъемлющая книга, в которой представлены структурированные рекомендации о том, как создать организационную структуру для эффективного управления рисками.

    Управление риском играет важную роль в «одном окне» и в трансграничной среде управления, а также в области безопасности цепочки поставок. Поэтому избирательность контроля рассматривается как ключевой элемент реформ таможенного администрирования. Однако очень часто власти не решаются реализовать эту избирательность, опасаясь потери дохода. В этой статье объясняется и эмпирически проверяется, что если метод автоматического анализа рисков используется для автоматического и рационального выбора операций, то избирательность элементов управления не ухудшает производительность рецептов, наоборот.

    оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

    определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

    разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

    разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

    контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

    оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

    накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля Приказ ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»..

    Принципы построения системы управления рисками.

    СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

    принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решений в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

    принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

    принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост).

    принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

    принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков Приказ ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»..

    Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности .

    Это позволит таможенным органам:

    сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

    увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

    оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

    ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

    сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

    СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

    1) сокращение времени таможенного оформления;

    2) прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

    3) партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

    Основные методы управления рисками

    Для таможенной администрации всегда существует элемент риска при оказания содействия передвижению товаров и лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенных законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы, должно осуществляться пропорционально уровню риска, который должен быть определен.

    За последние годы среда международной торговли очень сильно изменилась в части способов перевозки и торговли товарами, скорости операций и абсолютного объема товаров в глобальном товарообороте. Это, наряду с давлением со стороны международного торгового сообщества минимизировать правительственное вмешательство, побудило таможенные органы уделять все больше внимания облегчению торговли.

    Стараясь обеспечить соответствующий баланс между облегчением торговли и регулятивным контролем, таможенные администрации, в целом, отходят от своих традиционных регулярных проверок «на воротах» и применяют сейчас принципы управления рисками с различной степенью сложности и успеха Андриашин Х.А, Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: Учеб. - М: Магистр, 2008. - 372 с..

    Фундаментальной для данного подхода является необходимость обеспечения коммерческого сектора возможностью соблюдения таможенных требований. Это включает в себя создание эффективной законодательной базы (первый ярус пирамиды), включая эффективные консультации и четкие административные руководства. Такие стратегии необходимы для наделения коммерческого сектора средствами обеспечения достоверности и четкости в оценке обязанностей и прав.

    Одной из задач, решаемых в рамках управления в таможенной системе, является управление рисками. Данная задача не является изолированной, обособленной, от большинства других функций управления. При этом, поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не исчезает до реализации и контроля решений.

    Управление рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности.

    Риск решения - характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов опасен.

    Опасности для таможенного органа (как субъекта) - это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся в провозе через таможенные границы запрещенных товаров, нанесение крупного финансового, материального и экологического ущерба интересам субъекта.

    Деятельность по управлению риском включает следующие основные направления (этапы):

    Идентификация (выявление) риска.

    Оценка риска.

    Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.

    Предотвращение и контролирование риска.

    Финансирование риска.

    Оценка результатов.

    Идентификация предполагает анализ всех видов рисков, независимо от того, находятся они под вашим контролем или нет. Цель этого - составление списка возможных рисков, которые могут иметь влияние на работу данной организации. После составления списка рисков необходимо определить случаи, когда эти риски могут осуществиться.

    Для идентификации рисков могут быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные записи, схемы и мозговой штурм. Идентификация рисков помогает не только получить представление о том, где может произойти рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

    Методы идентификации риска и оценки риска обычно называют анализом риска. В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Существуют четыре основных метода управления риском:

    Упразднение;

    Предотвращение и контролирование;

    Страхование;

    Поглощение.

    Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой данный риск элиминируется.

    Предотвращение и контролирование риска - организация деятельности таким образом, чтобы участники данного процесса могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

    Страхование риска - метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

    Поглощение риска - способ ведения деятельности, при котором ущерб, в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.

    Принятие правильного решения служит залогом успеха деятельности любого субъекта принимающего решение, потому что снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

    Определение рисков в таможенной службе заключается в том, что риск - это возможные нарушения таможенного законодательства в процессе таможенного контроля при выпуске товаров (а также налогового, валютного или иных видов законодательства в сфере таможенного дела). При этом, неблагоприятные исходы при таможенных рисках это - выпуск партии товаров при наличии нарушений законодательства (при этом ущерб наносится интересам государства) или необоснованная задержка товаров (в этом случае потери несут предприниматели). Тогда общий ущерб от неблагоприятных исходов, будет представлять собой сумму потерь предпринимателей и государства, может быть выражен в денежной форме. Так, потери государства складываются из недопоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет по причине недостоверного декларирования товаров, необоснованного возврата НДС участникам внешнеэкономической деятельности, потерь отечественных производителей при занижении цен на импортные товары. Потери импортеров и экспортеров складываются из издержек в результате порчи товаров и увеличения срока их реализации.

    Вероятности неблагоприятных исходов оцениваются эмпирически как отношения числа выявленных неблагоприятных исходов таможенного контроля к общему числу партий, прошедших таможенное оформление и контроль.

    Целью управления таможенными рисками является минимизация вероятных суммарных потерь от неверных решений при осуществлении таможенного контроля. Для количественной определенности этой характеристики следует учитывать и вероятность i-го риска pi, и возможный ущерб при неблагоприятном исходе ci.

    В качестве формализованного критерия при управлении рисками можно принять минимизацию математического ожидания суммарного ущерба по всем рассматриваемым рискам:

    С= (ci * p i) = min.

    В рамках таможенной системы не представляется возможным управлять значениями цены риска ci, (потери от неверных решений могут изменяться только в результате изменения ставок пошлин, тарифов и налогового законодательства, что вне компетенции таможенной службы). Поэтому ci принимаются в качестве параметров целевой функции и остаются неизменными в рамках существующей правовой и нормативной базы государственного регулирования внешней торговли.

    Однако вероятность неблагоприятного исхода управляема в рамках таможенной системы: ее можно уменьшать посредством разработки новых процедур таможенного контроля, увеличения его глубины и расширения сферы охвата. Сокращение вероятности i-го риска за определенный период времени обозначим pi. При неизменной величине соответствующего ущерба ci уменьшение его вероятности приводит к желаемому сокращению суммарного ущерба на величину С:

    Такое сокращение суммарного ущерба требует временных, трудовых и финансовых ресурсов, которые, естественно, ограничены. К тому же система тотального таможенного контроля теряет актуальность. Новая философия предусматривает выборочность контроля и его форм с учетом рационального использования ресурсов таможенных органов и затрат бизнеса

    На точность этих оценок существенно влияют дефицит информации и степень ее достоверности. Поэтому оценка рисков осуществляется на основе всей имеющейся у таможенных органов информации о результатах таможенного контроля и выявленных случаях нарушения законодательства РФ с привлечением, по возможности, информации из других источников (данных Федеральной службы государственной статистики, информации стран - торговых партнеров).

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то