Перечислите основные этапы процесса аккредитации организаций, осуществляющих деятельность органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Порядок аккредитации испытательных лабораторий Решение ситуационных задач

Аккредитация испытательной лаборатории означает признание ее технической компетенции в проведении определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

  • * повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • * признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;
  • * обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Аккредитация этих органов осуществляется на основе принципов:

  • - добровольности;
  • - открытости и доступности правил аккредитации;
  • - компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
  • - недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • - обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • - недопустимости совмещения полномочий по аккредитации и подтверждение соответствия;
  • - недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области оценки соответствия: испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Для получения аккредитации испытательная лаборатория должна соответствовать следующим требованиям:

юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству;

персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;

лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний;

лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации;

лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями;

испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний;

помещения лабораторий должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений;

испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.

Работа по аккредитации включает следующие шесть основных этапов:

  • 1. Представление заявки на аккредитацию и ее предварительное рассмотрение.
  • 2. Экспертизу документов по аккредитации.
  • 3. Аттестацию заявителя.
  • 4. Анализ всех материалов по результатам экспертизы и аккредитации.
  • 5. Принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации и соответственно оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации
  • 6. Последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.

Этап подачи заявки включает следующие процессы:

запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения;

предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами;

заявку на аккредитацию по специальной форме;

регистрацию заявки в органе по аккредитации;

анализ полноты данных заявки и приложений к ней;

заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.

Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:

назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем;

распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии;

анализа органа по аккредитации;

проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;

составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие операции:

проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии;

оформление аттестата аккредитации при положительном решении;

занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.

Общие требования к испытательным лабораториям определены ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности, независимости и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям и оборудованию, помещениям и окружающей среде, рабочим процедурам, методам испытаний систем качества, систем регистрации результатов, обращению с образцами, конфиденциальности и безопасности, субподрядным работам, а также требования, регулирующие взаимодействия с заказчиком и аккредитующим органом.

Порядок аккредитации испытательных лабораторий, включая проверочные и калибровочные, определен ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45002. Аккредитация лаборатории производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этапы аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

Аналогичным образом взаимосвязаны стандарты ГОСТ Р 51000.5-96 и ГОСТ Р 51000.6-96. Первый устанавливает требования (критерии) к органам по сертификации продукции и услуг, а второй - к порядку их аккредитации по критериям первого.

ГОСТ Р 51000.5-96 гармонизирован с EN 45011.

В 1979 г. в связи с требованиями национальной сертификации был создан технический комитет по международной торговле.

Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Общие требования к аккредитации ОС по сертификации продукции и услуг, а также к аккредитации испытательных лабораторий приведены в ГОСТ Р 51000.6–2008 и в ГОСТ Р 51000.4– 2008. В указанных документах определены общие подходы к организации аккредитации ОС и ИЛ, рассмотрена процедура (порядок) проведения работ по критериям аккредитации, предложены типовые формы документов, сопровождающих все этапы проведения аккредитации ОС и ИЛ, начиная от заявки на проведение аккредитации и заканчивая оформлением результатов.

Деятельность предприятий и организаций в области технического регулирования, в отношении аккредитации, осуществляется в следующих направлениях:

  • – подготовка предприятия (организации) к аккредитации в качестве органа по сертификации;
  • – подготовка предприятия (организации) к аккредитации в качестве испытательной лаборатории;
  • – организация работы ОС;
  • – организация работы ИЛ;
  • – подготовка ОС и ИЛ к проведению инспекционного контроля;
  • – осуществление и оформление ОС и ИЛ корректирующих мероприятий.

Основополагающим организационно-методическим документом, определяющим порядок рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее – Госстандарт), является приказ от 18.05.2005 № 611. Указанный документ направлен на дальнейшее совершенствование деятельности по организации и проведению работ по аккредитации, осуществляемых ОС и ИЛ. С этой целью утверждены: временный порядок рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Госстандарте, состав рабочей комиссии Госстандарта по аккредитации, положение о рабочей комиссии Госстандарта по аккредитации.

Работы по аккредитации ОС и ИЛ осуществляют уполномоченные Госстандартом организации, в том числе: ВНИИС, ВПИЦСМВ, ВПИИПМАШ, ВПИИстандарт, УИИИМ, Технический центр Гегистра систем менеджмента качества, ФГУ Ростест-Москва, Тест-С.-Петербург, региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ).

Порядок аккредитации ОС и ИЛ в Росстандарте представлен в табл. 10.1, а необходимый состав документов приведен в табл. 10.2.

Таблица 10.1

Порядок аккредитации ОС и ИЛ в Росстандарте

Этап работы

Участник

Выполняемые функции

Рассмотрение заявки и прилагаемого к ней комплекта документов

Заявитель

Подготавливает документы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.6-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 – 2008. Направляет заявку и комплект документов в аккредитующий орган

Назначение уполномоченной организации

Аккредитующий орган (Росстандарт)

Проверяет правильность оформления заявки и комплектность представленных документов. Определяет уполномоченную (экспертную) организацию из числа установленных. Информирует заявителя о рассмотрении документов. Направляет заявку и комплект документов в экспертную организацию

Экспертиза документов

Уполномоченная организация

Проводит экспертизу документов на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 и ГОСТ Р 51000.6–2008. Оформляет экспертное заключение. Подготавливает предложения по оформлению аттестационной комиссии.

Примечание. Работы по экспертизе проводит на основании договора с заявителем. Согласует состав аттестационной комиссии с заявителем

Передает экспертное заключение и предложения по составу аттестационной комиссии в аккредитующий орган для принятия решения

Принятие решения по работе аттестационной комиссии

Аккредитующий орган

Согласует состав аттестационной комиссии. Разрабатывает и утверждает программу работы аттестационной комиссии

Аттестация заявителя (оценка на месте)

Аттестационная комиссия

Проводит аттестацию заявителя в соответствии с утвержденной программой работы. Оформляет акт аттестации. Передает акт в экспертную организацию.

Примечание. Всеми членами аттестационной комиссии должны быть завизированы (с расшифровкой подписи):

  • – проект области аккредитации;
  • – проект положения об ОС или ИЛ

Подготовка документов ддя принятия решения об аккредитации

Экспертная организация

Готовит и представляет в аккредитующий орган комплект документов заявителя и предложение о возможности аккредитации его в заявленной области

Принятие решения об аккредитации

Аккредитующий орган

Рассматривает документы заявителя и предложения экспертной организации. Утверждает аттестат аккредитации и область аккредитации. Регистрирует ОС в Государственном реестре. Передает документы зарегистрированного ОС в экспертную организацию для передачи заявителю

Таблица 10.2

Комплект документов, представляемых ОС и ИЛ на аккредитацию

Вид документа

Документ, устанавливающий форму

Примечание

ГОСТ Р 51000.4-2008 (форма А1, используемая при аккредитации ИЛ)

Направляется в аккредитующий орган, заверенная подписями и печатью

ГОСТ Р 51000.6-2008 (форма А1, приложение А, используемые при аккредитации ОС)

Анкета-вопросник

ГОСТ Р 51000.4-2008 (по форме АЗ для ИЛ) и ГОСТ Р 51000. 6–2008 (по форме А4 для ОС)

Приказ по организации о создании ОС(ИЛ)

Область аккредитации ОС (ИЛ)

ГОСТ Р 51000.4-2008, ГОСТ Р 51000.6-2008, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17021-2008, Р 50.1.055-2005

Копия устава организации

Нотариально заверенная с приложением свидетельства о регистрации

Руководство но качеству ОС(ИЛ)

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р 40.002-2000,

ГОСТ ИСО 9001-2008

Копии сертификатов компетентности экспертов

По формам, установленным в системе сертификации ГОСТ Р

Справка о деятельности ОС (ИЛ)

Объем выполненных работ по сертификации, количество выданных сертификатов, виды сертификационных работ

В ОС и ИЛ особое внимание при подаче документов на аккредитацию обращается на высшую степень отработки руководства по качеству, которое должно отвечать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 40.003-2008.

ОС и ИЛ должны установить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества в соответствии с областью их деятельности.

Им следует документально оформить свою политику, процедуры и инструкции в объеме, необходимом для обеспечения высоких показателей испытаний и/или калибровок, по улучшению результативности и эффективности менеджмента качества ОС и ИЛ. Необходимо отметить, что выполнение этих задач ОС и ИЛ будет более эффективным и качественным в связи с принятием межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025– 2009.

Этот документ содержит все требования, необходимые испытательным и калибровочным лабораториям для демонстрации потребителям и контролирующим органам, что ОС и ИЛ осуществляют свою деятельность в условиях эффективной системы менеджмента, которая позволяет управлять всеми процессами, имеет надлежащий уровень технической компетентности и способна обеспечивать технически обоснованные результаты.

Органы по аккредитации могут использовать национальный стандарт РФ как основу для подтверждения компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2009).

Другим документом, способствующим более эффективной работе ОС и ИЛ, является ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021–2008.

Стандарт будет полезен организациям, внедряющим системы менеджмента, органам по сертификации и в конечном счете потребителям и органам, включенным в область действия систем менеджмента, которые контролируют продукцию и услуги.

Подводя итоги вышесказанному, нельзя не отметить серьезную работу, которую предстоит решить в ближайшее время – создание национального органа по аккредитации. В этом направлении сделан первый шаг. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 ("О единой национальной системе аккредитации") вышло постановление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 "О федеральной службе по аккредитации". Реализация идей, содержащихся в этих важнейших документах, позволит улучшить деятельность органов по сертификации и аккредитации, осуществляя ее на единой правовой, методологической и методической основе, что в конечном итоге повысит качество и конкурентоспособность отечестенной продукции и обеспечит результативность системы менеджмента.

Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Реко­мендации по ак­кредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматрива­емым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур (рис.1.19).

Этап подачи заявки включает следующие процессы:

а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертифи­кации о возмож­ности аккредитации в данном органе, о требова­ниях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направ­ляет заявителю необходимые информационные материалы;

б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и зая­вителем после ознакомления с информационными материалами;

в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заяви­тель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых плани­руется, или виды испытаний), обя­зательства по проведению процедуры аккре­дитации и ее оплаты независимо от результата.;

г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;

д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, кото­рые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по серти­фикации, оснащенности производствен­ными площадями, оборудованием, кадрами и норматив­ной документацией, а также заполненную анкету-вопрос­ник о го­товности к аккредитации и руководство по обеспечению качества;

е) заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.

Этап проведения эк­спертизы состоит из следующих процессов:

а) назначения экс­пертов для аккредита­ции по согласованию с заявителем. В каче­стве руководителя эксперти­зы выступает обычно штатный эксперт орга­на (системный эксперт), а в качестве техничес­ких консуль­тантов - эксперты из числа при­влекаемых на основа­нии субподряда;

б) распределения обязанностей при акк­редитации между чле­нами экспертной комис­сии, которое проводит главный эксперт; заявоч­ных документов экспер­тами по специ­альным вопросам

в) анализа органе по ак­кредитации

г) проведения экспертизы непосредствен­но в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;

д) составления отчета по экспертизе членами экспертной ко­миссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие опе­рации:

а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной ко­миссии. Утвер­ждение или отклонение решения экспертной ко­миссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены сектор­ных комитетов;

б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается об­ласть сертификации или испыта­ний, максимально составляет 5;

в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертифика­ции или испыта­тельных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредита­ции следит за выполнением требований аккредита­ции в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании до­говора.

Таким образом, аккредитация способствует обеспечению ка­чества сертифика­ции и доверию к ее результатам и методам.

Рыночные отношения и проблема качества. Качество как средство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерческой деятельности

Качество продукции – понятие довольно емкое и широкое. Общеизве­стно, что технический уровень и качество продукции формируются ("закла­дываются") при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старе­ния.

Специалисты различают технический, экономический и философский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техническую сущность по­нятия "качество", следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качест­ва). Выбор состава таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия "качество", которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции.

Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в ми­ровой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам произво­дителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам до­бавляется необходимость обеспечения соответствия использования продук­ции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля каче­ства товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализиро­ванный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профи­лактического характера. На смену средствам технического контроля прихо­дят средства технического управления качеством продукции.

В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдви­гает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соот­ветствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используе­мым средствам технического управления качеством, развития и совершенст­вования элементов организационного управления качеством. На базе объе­динения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.

Внедрение комплексного управления качеством продукции означало завершение перехода от важности "внутреннего контроля качества" к важно­сти "внутреннего строительства качества". Этот переход привел в 70-х гг. ве­дущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.

В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. Высокий уровень индустриального развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспече­ние этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью стано­виться соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило про­изводителей к созданию так называемых "новаторских товаров", т.е. тех, ко­торые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.

Для достижения новых целей в области обеспечения качества и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой прак­тике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего вре­мени, получивший название "всеобщее управление качеством".

Испытательная лаборатория со всеми производственно - техническими подразделениями, включенными в заявку на аккредитацию, должна в стационарных условиях пройти аттестацию. Аттестацию проводит комиссия, в состав которой входят эксперты и, в случае необходимости, другие представители аккредитующего органа, а также специалисты других организаций (по привлечению аккредитующего органа). Комиссия должна передать аккредитующему органу всю важную информацию, характеризующую способность испытательной лаборатории выполнить требования аккредитации, а также возможные дополнительные требования, включая те из них, которые могли бы быть получены в результате проверки на качество проведения испытаний. Комиссия проводит аттестацию испытательной лаборатории по программе, утвержденной аккредитующим органом. По результатам аттестации комиссия оформляет акт и передает его в аккредитующий орган. Копия акта по результатам проведенной аттестации должна быть направлена испытательной лаборатории, которая может представить свои замечания по указанному акту и, в необходимых случаях, сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков или о планировании таких мероприятий в течение определенного срока. Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации Аккредитующий орган должен рассмотреть заявку испытательной лаборатории, информацию, полученную при экспертизе документов и аттестации испытательной лаборатории, замечания со стороны испытательной лаборатории по акту аттестации и другую информацию, полученную в связи с аккредитацией, представленные ведущим экспертом. Целью этой проверки является оценка соответствия испытательной лаборатории критериям аккредитации и возможным дополнительным критериям. Акт о проведении аттестации испытательной лаборатории Акт аттестации испытательной лаборатории следует составлять согласно образцу, установленному аккредитующим органом. В акте, как минимум, должны быть зафиксированы: - фамилии членов комиссии; - подписи председателя и членов комиссии; - статус, организационная структура, административная подчиненность, финансовое положение, система оплаты труда сотрудников; - наименования и адреса аттестуемых технических подразделений лабораторий; - оснащенность и состояние испытательного оборудования и средств измерений; - обеспеченность нормативной документацией; - область деятельности, заявленная для аккредитации; - информация по технической квалификации, компетентности, подготовленности, опытности штатного персонала, особенно лиц, несущих ответственность за техническую правильность протоколов испытаний; - условия размещения персонала, испытательного оборудования и средств измерений; - наличие и эффективность системы обеспечения качества испытаний; - соответствие предъявляемым требованиям внутренней организации и процедур, используемых лабораторией - заявителем для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимых ею испытаний; - информация о проверках лаборатории - заявителя на качество проведения испытаний, результатах таких проверок и их учета в деятельности лаборатории; - замечания ведущего эксперта (или членов комиссии) о степени соответствия лаборатории - заявителя критериям аккредитации; - замечания по оформлению протоколов испытаний; - замечания по мерам, принятым для устранения недостатков, обнаруженных в ходе проведения предыдущих аттестаций лаборатории. Проверка лаборатории на качество проведения испытаний Аккредитующий орган может обязать испытательную лабораторию принять участие в проверках на качество проведения испытаний. Проверки на качество проведения испытаний должны осуществляться аккредитующим органом или другим органом, компетентным в данном вопросе по мнению аккредитующего органа. Если результаты проверок оказываются неудовлетворительными, аккредитующий орган может пересмотреть вопрос о предоставлении, сохранении или продлении аккредитации, имея в виду, что проверка на качество проведения испытаний не является для этого единственным критерием. Однако аккредитация не должна предоставляться (осуществляться) или продлеваться лишь на основе результатов проверок на качество проведения испытаний.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то