Показатели творческой активности. Диагностика уровня творческой активности (по М.И. Рожкову). Как развивать творческие способности


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия «Фрактал»

Ахмедьянова Н.А., Дудина Т.Ю., Корелин Д.С.,

Мамалыга Р.Ф., Сукова Т.В., Тверской А.Г.

Екатеринбург, Россия

Аннотация

Ключевые слова: творчество, активность, фрактал, оригами.

В статье описан опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных геометрических понятий на кружковых занятиях по оригами. Выявлены уровни творческой активности. Определены пути ее развития.

Ahmedyanova N.A., Dudina T.Y., Korelin D.S., Mamaliga R.F., Sukova T.V., Tverskoy A.G.

The Ural state pedagogical university

Yekaterinburg, Russia

FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY AT CHILDREN OF HIGH SCHOOL AGE AT PROPAEDEUTICS OF CONCEPT "FRACTAL"

Key words: Creativity, activity, fractal, origamis

Abstract: In this station is describe experience of work to formation creative activity the pupils of 5 class at conditions propaedeutics of original geometry concept on lessons origami group. Levels of creative activity are revealed. Ways of its development are defined.

Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.

В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью .

В.А. Далингер понимает творчество как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее не известных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы . В этих определениях (несмотря на различия в деталях), как и в исследованиях большинства ученых, творчество предстает как сложно структурированный, многокомпонентный, разноаспектный способ деятельности.

В результате анализа существующих подходов в понимании творчества, нами было создано рабочее определение этого понятия, как наиболее разностороннего, полного, эмоционального, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в самореализации и познании мира. При этом под познанием понимается процесс целенаправленного теоретического и практического освоения закономерностей и связей различных явлений, в результате чего появляется новый личностно и социально значимый объект.

Особенностью данного исследования стало изучение детского творчества, где приоритетным становится, прежде всего, личная значимость.

В своей концепции мы опирались на результаты исследований Л.С. Выготского о творческой активности ребенка, видевшего пути эффективного приобщения учащихся к творчеству через развитие познания различных элементов действительности . Исходя из этого, творческая активность понимается нами как устойчивое качество личности, характеризующееся осознанием собственных потребностей, возникающей из них мотивацией; пониманием их культурных оснований; владением технологией реализации средств их удовлетворения и созданием качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами .

В условиях модернизации и поиска новых форм обучения реализация практической программы нашего исследования осуществлялась на базе студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» при кафедре геометрии математического факультета УрГПУ. Для этого были организованы систематические занятия кружка «Фракталенок». В его работе (2009г.-2011г.) выделены три направления: «Оригами и фракталы» (5 класс), «Фракталы и Лого» (6 класс), «Фракталы и Pascal» (7-9 классы).

Основными задачами проведения занятий были:

· формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;

· расширение области пространственного опыта

· развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;

· стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.

Рассмотрев основные качества человека-творца и взяв за основу классификацию уровней степени сформированности творческой активности , мы разработали следующую ее характеристику (ниже приведена часть таблицы - представлены два компонента):

творческая активность учащийся кружковый

Уровни творческой активности. Табл. 1

Уровень творческой активности

Мотивационно-эмоциональный и волевой компоненты

Интеллектуальные способности и умения

Подражание

Познавательный интерес занимательного характера. Радость открытия не испытывают. Неспособны самостоятельно преодолевать трудности. При наличии яркого эмоционального впечатления у них появляется желание «сделать также».

Происходит накопление знаний, опыта в конкретном виде деятельности.

Предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок». От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются.

Элементарный (нереализованные возможности)

К заданиям, носящим нестандартный характер, проявляют интерес. Любознательны, что выражается в большом количестве уточняющих вопросов. Не способны самостоятельно преодолеть трудности при выполнении учебных заданий. В случае получения нового результата или продукта испытывают радость открытия. Неадекватная самооценка собственных возможностей. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут.

Склонны к репродуктивной деятельности. Обладают такими умениями, как сравнивать, выделять главное. Могут решать задачи на основе частичной перестройки и выбора способов из ранее известных.

Наличие интереса к творчеству и готовность к нему

Учащиеся этого уровня характеризуются присутствием стремления отойти от деятельности по образцу и отстаиваем своих творческих позиций, объективной самооценкой своих возможностей. Наблюдается возросшая самостоятельность в преодолении возникающих трудностей. Готовы придти на помощь, порадоваться успеху и сопереживать неудачам. товарища

Низкий уровень развития способностей переноса знаний и умений в новую ситуацию. «Генераторы» идей. Умеют создавать предварительный замысел. Способность к фантазии проявляют в основном в конкретной области деятельности.

Ситуативное творчество

Способны ставить цель. Стремятся выполнить работу, требующую нестандартность мысли. Радость открытия испытывают в случае получения оригинального результата. Недостаточно смелы и решительны в отстаивании своей собственной точки зрения.

Алгоритмизированные задания выполняют только из-за того, что требует учитель. Генерация идей происходит незаметно для окружающих. Проявляют элементы креативности при выполнении заданий.

Творчество в избранной области

Решительны в отставании своей точки зрения только в пределах избранной ими области деятельности. Могут проявлять интеллектуальные и волевые усилия для достижения поставленной цели.

Творчество - стимул познавательной деятельности. Сильно развито стремление к творческим достижениям. Хорошо развита способность планирования своей деятельности. Способны к рефлексии, коррекции, доработке и совершенствованию первоначального замысла.

Творчество как стиль деятельности

Осознают свою мировоззренческую позицию в творчестве.

Характеризуются независимостью суждений и критичностью мышления.

При диагностике творческой активности учащихся 5 классов использовались такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование и самоанализ учащихся.

Выявленные уровни творческой активности отражены ниже (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение учащихся по уровням творческой активности (наблюдение)

Из диаграммы (Рис. 1) видно, что 56% учащихся находятся на первом уровне творческой активности. Это означает, что обучаемые неспособны самостоятельно преодолевать трудности, предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок».

Для реализации перехода основной группы учащихся на второй уровень развития творческой активности были созданы специальные дидактические условия на основе деятельностного подхода.

Рассмотрим образцы приемов, направленных на формирование таких логических операций как сравнение, классификация и выделение главного, используемых на занятиях по оригами. Так, при обобщении темы «Животные» учащимся было предложено провести классификацию фигур по принадлежности к одной из базовых форм (например, фигуры «Птица» и «Лягушка» основываются на базовой форме «Квадрат», а из базовой формы «Дом» складывается «Флигель» и «Фортепьяно»).

Также мы предлагали решить серию заданий, направленных на создание новых фигур на основе «частичной перестройки».

Для решения первого задания этой серии обучаемые дополняли сложенную ранее фигуру (разрисовывали, делали один-два сгиба). Для второго - школьники выбирали готовую модель оригами из предложенных, отличающихся тремя-четырьмя последними шагами построения. Они выполняли общую часть алгоритма сборки вместе с обучающими, а последние шаги построения проделывали самостоятельно. В итоге большая часть школьников воспроизводила выбранные модели.

В следующих заданиях этой серии мы увеличивали долю самостоятельной работы учащихся (им предстояло выполнить 5-6 шагов). В результате выполнения таких упражнений все учащиеся могли самостоятельно собрать показанную им модель оригами, отдельные обучаемые вышли на оригинальное решение.

Проделанная нами работа не претендует на исчерпывающие освещения проблемы, подтверждая мнения исследователей о том, что изучение творчества всегда сложно в связи с его выраженной индивидуальностью, особенно, если это касается детского творчества. Однако результаты нашего эксперимента позволили сделать следующие выводы.

Оригами, как вид художественной практики, интересен младшим подросткам. На занятиях по созданию оригами можно решать целый комплекс педагогических задач: развитие мелкой моторики, мышления как логического, так и образного; расширение геометрических знаний; формирование практического умения работы с материалом, и что для нас наиболее важно, творческой активности.

Литература

1. Выгодский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Искусство, 1986

2. Далингер, В.А. Творческое мышление учащихся как результат их поисково-исследовательской деятельности. Педагогические системы развития творчества [Текст] / В.А. Далингер. - Екатеринбург, 2010

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ИЦ «Академия», 1996

4. Леонтович, А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович. - М., 2001. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/leont.htm

5. Шабанов, Т.Н. Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Шабанов. - М.: [б. и.], 2000

Размещено на сайт

Подобные документы

    Теоретические аспекты развития творческой активности подростков в педагогическом процессе. Изучение ее сформированности у учащихся подросткового возраста. Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников-подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2012

    Сущность понятия и психолого-педагогические основы развития творческой активности детей. Исследование условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Сущность творческой активности у детей 7-9-ти лет, их психофизические особенности, способствующие ее развитию. Танцевальная аэробика как форма развития творческой активности. Средства танцевальной аэробики для развития творческой активности школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Характеристика творческой активности как качества личности. Виды внеклассной работы, ее основные направления в современной школе. Анализ эффективности использования внеклассной деятельности по предмету музыка в воспитании творческой активности детей.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Сущность понятия "творчество", его роль в развитии старших дошкольников. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческой активности у детей. Конспект занятия по декоративному рисованию

1

Как отмечает автор данной статьи, критерии творческой активности одновременно являются показателями овладения студентами основными, функциональными элементами своей будущей профессиональной деятельности: умением ставить и анализировать цели своей деятельности, ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения, реализовывать определенные программы или планы исполнения, проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учетом изменяющихся ситуаций. Наряду с передачей студентам в процессе обучения знаний, умений и навыков, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности, обучение направлено на достижение общедидактических целей, которое оценивается как умение студентов учиться и работать самостоятельно, профессиональной воспитанностью, сформированностью определенных черт личности, усилением мотивации творческой активности в процессе обучения, возможностью использования скрытых резервов своей личности, развитием способностей, необходимых для успешной творческой активности, возрастанием инициативы, умственным и социальным развитием личности студентов определяется качество вузовского образования. Автор считает, что современный педагогический процесс требует внедрения новых технологий обучения, овладев которыми студент сумел бы занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессиональной деятельности, что невозможно без формирования творческой активности как профессиональной и личностной характеристики. Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

критерии

творческая активность

результаты деятельности

Процесс обучения

профессиональная деятельность

обучение

развитие способностей

качество вузовского образования

новые технологии обучения

становление личности

структура творческой активности

мотивационный

когнитивный

рефлексивный

поведенческий компоненты.

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М.: Наука, 1987.

3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 49-58.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981. - 96 с.

5. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1991. 207 с.

7. Орлова Ю.В. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при формировании лексических понятий: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 271 с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Технология творческого мышления. Минск, 2008. 430 с.

В последние годы наблюдается значительный рост внимания к проблеме развития творческих возможностей и творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Учеными на практике обоснована, сконструирована и апробирована целостная педагогическая система формирования творческой активности студентов педагогического вуза, пути и способы формирования творческой активности в процессе, но несмотря на это темп их научного построения не соответствует темпу роста потребности в них. Интенсивность исследования этого феномена в настоящее время сильно возросла в связи с происходящими переменами в обществе и системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества - воспитанием творчески активной личности, в значительной мере изменились и ориентиры системы образования. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения.

В теоретическое осмысление проблемы творчества внесли большой вклад исследования Е.В. Бондаревской, К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева и др.).

Исследованием проблемы профессионализма в педагогической деятельности занимались О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.

Проблема формирования и развития творческой активности имеет свои педагогические традиции в высшей школе, так как весь процесс обучения и воспитания, по мнению ученых, должен быть подчинен задачам формирования и развития у студентов педагогического вуза в процессе обучения таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы им плодотворную и общественно значимую творческую активность .

Проблемы творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения на современном этапе имеют следующие особенности: сложившаяся практика и достигнутый уровень педагогической деятельности оказывается недостаточно полным для решения этой проблемы: меняются критерии оценки творческих способностей и творческой активности студентов, включающей на современном этапе воспитание и самовоспитание высокой методологической культуры мышления, способности не только ориентироваться в потоках информации, но и правильно перерабатывать, самому искать новые знания; творчество предполагает развитие соответствующих способностей, развитие широкого комплекса свойств личности (интеллектуальный, идейно-нравственный, психологический и др.); современное представление о вузовском образовании предполагает самостоятельность и ответственность студентов за формирование их собственной творческой активности; формирование и развитие творческой активности студентов требует соответствующих умений от преподавателя, умножение и развитие его творческого потенциала, качественных преобразований в стиле педагогической деятельности и повышения её культуры; заказом общества на творческих студентов, обладающих высоким уровнем активности в процессе их профессионального и личностного становления; необходимостью обновления существующей практики подготовки студентов, способных с позиций творческой активности реализовывать требования личностно-ориентированного образовательного процесса; потребностью в разработке целостной системы формирования творческой активности как цели образовательного процесса; неразработанностью механизмов оптимального воздействия на профессиональное и личностное становление студентов в процессе формирования творческой активности .

По мнению ученых-педагогов, специалистов, мнения которых мы принимаем за основу в своем исследовании, сегодня необходимо разработать и внедрить такую педагогическую систему которая, реализовала бы комплекс мер по целенаправленному включению в учебную деятельность активного творчества обучаемых; составить целевую учебную программу, включающую теоретическое обоснование активных форм и методов в учебной и предстоящей профессиональной деятельности и практические мероприятия по их индивидуальному использованию; педагогическое управление творческой активностью должно осуществляться на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях, с использованием психологического механизма творческой деятельности, которая детерминируется и программируется социокультурной средой, в которой оно совершается, формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе будет осуществляться эффективно .

Мы считаем, что необходимо с позиций новой образовательной парадигмы и требований современной социокультурной ситуации выявить сущность и уточнить определение категории «творческая активность в процессе обучения» и коррелирующих с ним понятий; научно обосновать алгоритм формирования творческой активности студентов, описать структуру, компонентный состав, уровни и показатели ее сформированности на разных этапах обучения в вузе; выявить способы управления формированием творческой активности студентов педагогического вуза.

Творческая активность является сложной и многоэтапной деятельностью. Структура творческой активности отражает необходимость движения от одной стадии к другой. Трудность выявления структуры творческой активности состоит в существовании многих особенностей, типов, связей, фаз, шагов и т.д. . Многими учеными выдвигались различные этапы, стадии, ступени творческой активности. На данный момент отсутствует четкое представление о компонентном составе структуры творческой активности, хотя ее связь с определенными логическими основами и условиями, с процессом познания и его закономерностями не вызывает сомнений. Эта связь не является жестко определенной, что, впрочем, соответствует общему правилу: поиски нового всегда связаны с вероятностью, неопределенностью при нахождении верных решений, идей, гипотез. Знание механизма творческой активности необходимо при планировании педагогических воздействий с целью развития в личности ее творческого потенциала активности.

Признание современного учителя главным действующим лицом творческого и активного преобразования действительности предъявляет растущие требования к уровню его теоретических знаний и характеру их практической подготовки, умение самостоятельно и высокоэффективно развивать и совершенствовать свою личность в процессе обучения. В условиях современного общества востребуется качественно новый уровень в организации профессионального и личностного становления студентов в процессе обучения.

В связи с этим на сегодняшний день актуальна потребность в разработке педагогических систем, осваивающих методологию, становление и развитие творческой активности и использующих принципиально новые подходы в подготовке будущего учителя в процессе его обучения в вузе.

Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент в структуре творческой активности характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение к ценностям и целям предстоящей профессиональной деятельности, к собственному профессиональному становлению, осуществляющемуся на основе освоения творческой активности в процессе обучения, состоящий из:

  • социальных мотивов, выражающихся в потребности средствами творческой активности выполнить социальный заказ, поставленный перед современный школой условиями новой социокультурной ситуации;
  • мотивов профессионального достижения, направленных на поиск новых путей, позволяющих наиболее эффективно разрешать актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • личностного престижа, основанных на желании утвердить себя в качестве творческого педагога;
  • познавательных мотивов, направленных на удовлетворение потребности в освоении творческой активности;
  • творческих достижений, предполагающих возможность оптимально реализовать свой творческий и личностный потенциал средствами творческой активности;
  • мотивов, направленных на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними творческими побуждениями и внешними профессионально-образовательными нормами.

Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента в качестве критериального показателя выступает осознание творческой активности как условие разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной высшей школой.

Когнитивный компонент в структуре творческой активности проявляет себя в познавательной деятельности, во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образовательного процесса. Данный компонент включает в себя следующие знания:

  • методологические, предполагающие знание сущности творческой активности в процессе обучения как одного из способов отношения человека к окружающему миру и специфики творческой активности в процессе обучения в ее историко-педагогическом и современном аспектах;
  • теоретические, включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм творческой активности, закономерностей ее освоения и реализации;
  • методические, объединяющие знания основ методики освоения творческой активности в процессе обучения;
  • технологические, основанные на знании творческих технологий обучения и воспитания.

Анализ когнитивного компонента в структуре творческой активности позволяет нам в качестве критериального показателя его сформированности выделить объем знаний о сущности творческой активности и технологиях ее осуществления в условиях современной высшей школы.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности выделяется на основе того, что в современных исследованиях обращается внимание на развитие рефлексивных механизмов мышления личности студентов как одного из важнейших условий осознания, критического анализа и творческого осуществления им предстоящей профессиональной деятельности.

Чаще всего рефлексия понимается в исследованиях как феномен человеческого сознания, выступающий как способность индивида с помощью мыслительных средств с разной степенью глубины целенаправленно постигать основания собственной психической деятельности.

Рефлексивные процессы обусловливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения и проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности позволяет в качестве критериального показателя его сформированности выделить характер самооценки будущим учителем себя как субъекта творческой деятельности.

Поведенческий компонент характеризует практический, действенный аспект творческой активности, он направлен на целостное самоопределение и самовыражение студентов в учебно-профессиональной деятельности. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что характер самовыражения и самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяет как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности .

Анализ процесса становления личности студентов как профессионалов позволяет выделить в многообразии их отношений следующую динамику поэтапного освоения творческой активности:

  • эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей профессиональной деятельности;
  • осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности;
  • учебное применение, базирующееся на поисковом способе деятельности;
  • системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности;
  • творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности.

Таким образом, способ осуществления предстоящей педагогической деятельности является основным критериальным показателем развития поведенческого компонента творческой активности в процессе обучения.

Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. В связи с этим встает проблема определения критериев творческой активности, которые должны отвечать следующим основным требованиям:

  • отражать как результативные, так и процессуальные характеристики творческой активности студентов и характеризовать не только ее результат, но и то, какой ценой этот результат получен;
  • указывать влияние полученного результата на последующую деятельность студента;
  • быть взаимосвязанными, т.е. составлять некоторую целостную систему;
  • выводиться из основных дидактических принципов обучения и воспитания;
  • быть социально и психологически значимыми, иметь смысл для студента;
  • быть простыми для понимания и легко измеримыми;
  • позволяет вести определение творческой активности с позиций субъекта деятельности .

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов предлагают шесть критериев оценки творческой активности:

Первый показатель - улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности студентов в плане соответствия их целям обучения по сравнению с некоторыми прошлыми результатами. Поскольку главными целями обучения являются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть студенты, то прирост их количества и качества за некоторый период характеризует в том числе и повышение уровня творческой активности. Тестовый контроль можно проводить на экзаменах и зачетах, на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Второй показатель - уменьшение времени, затраченного на достижение конкретной цели обучения, обеспеченное за счет определенных приемов и средств. Критерием уровня творческой активности здесь выступает возрастание свободного времени студентов. Использование времени как критерия позволяет обеспечить взаимное согласование в работе разных кафедр и правильно распределить учебное время между дисциплинами данного года обучения.

Третий показатель - прочность усвоения и «выживаемости» знаний, умений и навыков студентов. Этот показатель ориентирует преподавателя не на промежуточные, а на конечные результаты обучения, которые важны для последующего обучения студентов и профессиональной деятельности выпускника. Возрастание этого показателя свидетельствует о большом мастерстве педагога, т.к. прочность усвоения предусматривает глубокое включение личности студентов в процесс обучения, повышение мотивации учения, формирование профессиональной памяти, ответственного отношения к учебной деятельности.

Четвертый показатель - облегчение учебной деятельности студентов путем улучшения организации материала, повышения его доступности, усиления мотивации учения, выработки у студентов умения учиться, адекватных привычек познавательной деятельности, соразмерности заданий возможности студентов, соблюдения принципов дидактики. Этот параметр отвечает на вопрос о том, какой ценой достигаются желаемые результаты учебной деятельности. Измеряется этот показатель с помощью специального бланка самооценки студентами трудности-легкости выполнения определенных видов учебных действий.

Пятый показатель - удовлетворенность студентов учением, что является главным эмоциональным фактором, подкрепляющим процесс учебной деятельности и являющийся для нее очень важным, стимулирующим эмоциональным фоном. Переживание удовлетворения - эффект, обращенный в будущее. В результате удовлетворенности учением у студента создается установка на самостоятельную учебную работу, повышается мотивация познания и самосовершенствования, которая по окончании вуза выражается в стремлении постоянно повышать свою квалификацию. Для определения этого показателя используется специальный опросник, позволяющий шкалировать и количественно (в баллах) отражать степень удовлетворенности студентов процессом обучения.

Шестой показатель - отношение студентов к учению, к преподавателю, к конкретным видам занятий. Изучение отношения студентов к любой деятельности включает в себя измерение их интереса к ней, желание заниматься данной деятельностью, оценку способности противостоять воздействиям, дезорганизующим деятельность, отвлечение от нее на другие занятия, оценку ответственности за ее результаты. Этот показатель является интегральным выражением многих сторон учебной деятельности. Измеряется он с помощью различного рода вопросников, применением общей шкалы отношения к учению, шкалы отношения к практическим занятиям. Создаются и другие шкалы отношения к различным видам учебной работы .

Степень проявления творческой активности является динамическим, изменяющимся показателем. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать переход с активного исполнительского уровня до уровня творческой активности в процессе обучения. Она будет характеризоваться готовностью студентов к самостоятельной постановке проблемы и поиску новых нестандартных решений, не простым проникновением в сущность явлений и определением их взаимосвязи, но и нахождением для этих целей новых способов. Если позиция студентов характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию и заняться поиском новых средств ее решения, то мы имеем дело с высокоразвитым уровнем творческой активности.

Библиографическая ссылка

Калдыбаева А.Т., Шамбеталиев К.Ы. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25493 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Уровень творческой активности определяется по четырём критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

  1. Чувство новизны.
  2. Критичность.
  3. Способность преобразовывать структуру объекта.
  4. Направленность на творчество.

По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

Низкий: от 0 до 1 балла.

Средний: от 1 до 1,5 балла.

Высокий: от 1,5 до 2 баллов.

  1. Чувство новизны (№1-10)

Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

  1. Если бы я строил для себя дом, то:

А) построил бы дом по типовому проекту (0)

Б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)

В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

2. Если мне нужно принять гостей, то я:

А) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)

Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)

В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

А) оригинальную (2)

Б) трудную (1)

В) простую (0)

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

А) красивое (1)

Б) точное (0)

В) необычное (2)

5. Когда я пишу сочинение, то:

А) подбираю слова как можно проще (0)

Б) стремлюсь употребить те слова, которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)

В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

А) все работали (1)

Б) было весело (0)

В) было много нового (2)

7. Для меня в общении самое важное:

А) хорошее отношение товарищей (0)

Б) возможность узнать новое (2)

В) взаимопомощь (1)

8. Если бы я был поваром, то:

А) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)

Б) создавал бы новые блюда (2)

В) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)

9. Из телевизионных передач я выбираю:

А) « Смехопанораму » (0)

Б) « Поле чудес» (1)

В) «Планету Земля» (2)

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут (0)

Б) неизведанный маршрут (2)

В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)

  1. Критичность (№11-20)

Согласны ли вы с высказываниями?

А) полностью согласен (0)

Б) не согласен (2)

В) не готов дать оценку (1)

11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).

13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

17. « Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

18. « Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

19. « Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К.А. Тимирязев).

20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

  1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

№ 21А-23А – для старшеклассников.

№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

Правильные ответы: 21А –а) 21Б – г)

22А – г) 22Б –б)

23А –б) 23Б –д)

В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) арест – вор в) арест – судья

б) арест – обвиняемый г) арест – адвокат

22А. ОЗЕРО – ВАННА

а) водопад – лужа в) водопад – вода

б) водопад – труба г) водопад – душ

23А. ВУЛКАН –ЛАВА

а) источник – родник в) огонь – костер

б) глаз – слеза г) шторм - наводнение

В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

Больница а) доктор г) лечение

Б) ученик д) больной

В) учреждение

22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

Картина а) хромой г)рисунок

Б) слепой д) больной

В) художник

23Б. РЫБА – СЕТЬ

Муха а) решето г)жужжать

Б) комар д) паутина

В) комната

Найти выход из ситуации.

24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите изъясняться?

Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.

28. Консервная банка

29. Металлическая линейка

30. Велосипедное колесо

Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

отсутствие ответа – 0 баллов

тривиальный ответ – 1 балл

оригинальный ответ -2 балла

  1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

б) сочинять книгу (2)

в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

32. а) выступать в роли актера (2)

б) выступать в роли зрителя (0)

в) выступать в роли критика (1)

33. а) рассказывать всем местные новости (0)

б) не пересказывать услышанное (1)

в) прокомментировать то, что услышали (2)

34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

б) работать, используя испытанные приемы (0)

в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

35. а) используя указания (0)

б) организовывать людей (2)

в) быть помощником руководителя(1)

36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2)

б) играть в игры, где можно проявить себя (1)

в) играть в команде (0)

37. а) смотреть интересный фильм дома (1)

в) проводить время в компании друзей (0)

38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)

в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

39.а) петь в хоре (0)

б) петь песню соло или дуэтом (1)

в) петь свою песню (2)

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)

б) отправиться в путешествие на корабле (1)

в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

Самооценка (№41 – 56)

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

Да - 2 балла

Трудно сказать -1 балл.

Нет -0 баллов.

Карта ответов на вопросы анкеты

№ 1-10 Чувство новизны (средний балл)

№ 11- 20 Критичность (средний балл)

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития - творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету.

Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей в школе важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения младших школьников.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность - не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н.А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру".

По мнению М.В. Бодунова, "психологическая активность, рассматривается как интегральный параметр личности, имеет две стороны, - качественную и количественную". Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется интенсивностью, распределением во времени.

А.В. Петровский и В.А. Петровский выделяли, что всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления - факторы креативности.

К ним относятся:

Интеллектуальная творческая инициатива - направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий - мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:

1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.

2. Чувства увлеченности, радости успеха.

3. Стремления к творческим достижениям.

4. Стремления к лидерству.

5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.

Интерес к творческой деятельности определяет развитие остальных свойств. На более высоких уровнях развития творчества у детей, преобладают такие мотивы, как стремление к лидерству и получению высокой оценки, которые часто компенсируются удовлетворением от творческой деятельности.

Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения (Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.

По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:

Интеллектуально-логические,

Интеллектуально-эвристические,

Организационные

Коммуникативные.

К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.

К интеллектуально-эвристическим способностям - способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента - это волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер. Эмоционально-волевой компонент, по мнению исследователей, предполагает наличие у детей интереса, умения радоваться и удивляться, честности, решительности, инициативности, способность испытывать сострадание, способность к волевым усилиям.

Таким образом, рассмотрев понятия активности и творчества, и, опираясь на опыт исследователей, мы переходим к анализу самой творческой активности личности.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. В исследованиях Ю.Н. Кулютина, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).

С.Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем, создание "картины" и есть акт "творческой самодеятельности".

А.М. Матюшкин связывает между собой понятие способности и творческой активности. Он считал, что "…всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной, "…является представление о способностях, как творческой активности" .

Большинство авторов (Д.Б. Богоявленская, М.И. Бойцов, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) высшей формой активности в любом виде деятельности - игре, учении, труде, познании - считают творческую активность. Причем, творческая активность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру.

А.В. Петровский и Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

За основу эксперимента взят этот подход, но наша классификация строится на постоянстве проявления мотивационного компонента.

В выделении уровней развития творческой активности в процессе обучения литературному чтению является степень сформированности ведущих компонентов структуры: мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой. Будем считать критерием определения уровня мотивационного компонента степень и частоту проявления свойств личности. Содержательно-операционный компонент будем определять по полноте, оригинальности, новизне. Эмоционально-волевой компонент - по полноте, частоте проявления данных качеств.

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности мы обобщим наиболее существенные.

Д.Б. Богоявленская считает, что самостоятельность - это качество, включенное в активность. П.Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны - процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

В.И. Андреев и А.Я. Пономарев включают оригинальность в показатели творческой активности.

Новизна результатов и способов деятельности - показатель, без которого изучение творческой активности невозможно. Справедливо считает Д.Б. Богоявленская, что "в выходе за пределы заданного и кроется "тайна" высших форм творчества, т.е. способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие". Однако сложность выявления степени новизны - в затрудненности фиксирования разницы между старым и новым, между вновь созданным и существовавшим ранее. Мы будем считать, что выход - в фиксации различий, заданных извне целей и способов творческой деятельности, с целями и способами возникающей вслед за этим самостоятельной творческой деятельности. Принятие детьми цели творческой деятельности, отличной от заданной извне, и самостоятельный выбор способов ее достижения позволяют определить возникающую активность как творческую.

Изучение различных подходов позволил выделить критерии творческой активности детей, по которым мы будем отслеживать эффективность эксперимента:

1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.

6. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе.

8. Умение преодолевать возникшие трудности.

Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности младших школьников: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. Они не могут и порой не желают преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие дети проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливаются на полпути, хотя вполне могут преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводят начатую работу до конца или могут позволить себе выполнить ее кое-как.

С охотой берутся за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывают радость.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на стандартные решения, как правило, завершается успешно. Дети с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Таковы характеристики уровней творческой активности детей. Такое их понимание в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние ребенка, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то