Какую структуру имеют административно правовые отношения. Административно-правовые отношения. Виды административно-правовых отношений

Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты. Субъект административно-правового отношения - это индивиды (физические лица) и организации (коллективные лица), выступающие в качестве носителей, предусмотренных административным законодательством прав и обязанностей. Субъектами административных правоотношений могут являться:

1) граждане России;

2) иностранные граждане и лица без гражданства;

3) государственные органы, их структурные подразделения, предприятия и учреждения;

4) общественные объединения;

5) служащие государственных органов власти, предприятий и учреждений, а также служащие общественных объединений, коммерческих организаций;

6) представители общественных формирований.

Для того чтобы лицо рассматривалось в качестве субъекта административно-правового отношения, оно должно обладать административной правосубъектностью. Так, административная правосубъектность у граждан России наступает с момента рождения, у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений - с момента регистрации, у государственных и общественных служащих - с момента зачисления на должность. Объект регулирования административно-правовых норм - это то, по поводу чего возникает противостояние, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. В юридической литературе различают общий объект и непосредственный. Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами. Непосредственным объектом выступают:

Поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;

Материальные блага (вещи, ценности);

Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство);

Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);

Ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя и т.п.).

Юридический факт - это конкретные жизненные обстоятельства (события, действия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений. Юридические факты, как правило, возникают в результате активно выраженного действия (пассивного бездействия). В любом случае действия или бездействия связаны с волей человека. Такие факты называются волевыми. Например, большинство административных правонарушений является результатом активных волевых действий, а ст.5.35 КоАП РФ расценивает как правонарушение невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию детей, являющееся результатом бездействия. По характеру юридические факты подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Например, приказ о назначении на должность, о повышении должности, о присвоении звания, подача жалобы гражданином.



Административно-правовые отношения могут возникать и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Юридические события являются не волевыми юридическими фактами, т.е. не зависят от воли людей и влекут правовые последствия (например, рождение человека, достижение административно ответственного возраста - 16 лет, стихийные бедствия, смерть и т.п.). В юридической литературе выделяют еще и юридический (фактический) состав. Состав - это сложные, комплексные факты (жизненные обстоятельства), влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Для возникновения административного правоотношения требуется не одно, а несколько обстоятельств. Так, ст.39 КоАП РФ определяет, что административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности граничат с преступлениями. При принятии решения о применении в качестве взыскания административного ареста должны быть выявлены следующие обстоятельства (условия): не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет; достиг ли гражданин, совершивший проступок, совершеннолетия; не является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, инвалидом 1 или 2 группы. Поэтому сам факт правонарушения, хотя и содержащий все признаки состава административного проступка, не может служить основанием наложения административного ареста в силу обстоятельств, указанных в ч.2 ст.39 КоАП РФ.

Ответ5 (начало).Виды административно-правовых отношений

В юридической литературе встречаются различные подходы к определению видовой классификации административно-правовых отношений. В большинстве литературных источников административного права административно-правовые отношения классифицируются по следующим основаниям:

1) по масштабам:

Внутренние;

Внешние.

2) в зависимости от характера юридических факторов:

Порождаемые правомерными действиями;

Порождаемые неправомерными действиями;

порождаемые событиями.

3) в зависимости от содержания:

Материальные;

Процессуальные (процедурные, юрисдикционные).

4) по способу защиты:

Защищаемые в административном порядке;

Защищаемые в судебном порядке.

5) в зависимости от целей:

Охранительные;

Регулятивные.

6) по соответствию правового статуса субъектов административно-правовых отношений :

Вертикальные;

Горизонтальные.

7) по направленности деятельности:

Внутриорганизационные - по решению вопросов служебной деятельности;

Внешнеорганизационные - по решению вопросов отраслевой компетенции.

В научной юридической литературе могут встречаться и иные виды классификации административно-правовых отношений.

Наибольший интерес вызывают следующие основания классификации: по содержанию объекта административно-правового регулирования; по соотношению прав и обязанностей сторон; по характеру юридических фактов. По содержанию, как уже было отмечено, административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые отношения - содержат только лишь субъективные права и юридические обязанности участников без указания на порядок их реализации и регулируются материальными нормами административного права. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями органов исполнительной власти, должностными лицами-руководителями и подчиненными работниками управленческого аппарата (администрации), исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами. Например, ст.27.3 КоАП РФ гласит, что административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Ст.30.1 КоАП РФ предоставляет право обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Указанные нормы содержат всего лишь право на жалобу, не определяя порядок ее подачи, рассмотрения и вынесения решения. Собственно у органа исполнительной власти (должностного лица) возникает обязанность принять жалобу к своему рассмотрению. Подача жалобы в соответствующий орган влечет возникновение административно-процессуальных отношений, является их основанием, но само административное правоотношение, связанное с реализацией права на обжалование, вряд ли можно расценивать как административно-процессуальное.

Административно-процессуальные правоотношения - это урегулированные процессуальными нормами общественные отношения, которые складываются между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей, связанных с осуществлением (применением) административно-материальных норм в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел (административно-правовых споров). В зависимости от характера, административно-процессуальные отношения подразделяются на административно-процессуальные и административно-юрисдикционные. К первым относятся процедуры подготовки и издания правовых актов управления. Например, органы, выполняющие разрешительные функции, выдают разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, на открытие и функционирование объектов, где обращается это оружие, на создание негосударственных детективных служб.

В выделении административно-юрисдикционных отношений за основу взято осуществление правоохранительной функции. В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, правовая оценка поведения лиц, применение мер государственного принуждения. Например, административно-юрисдикционные (процессуальные) отношения возникают при производстве по делам об административных правонарушениях, при рассмотрении и разрешении жалоб. Общим для обоих вариантов административно-процессуальных отношений является преимущественно внесудебный порядок, индивидуальный характер дел, правовая оценка поведения участников.

Различие обоих вариантов в том, что, в отличие от административно-процедурных отношений, отношения юрисдикционного характера возникают на основе административного спора и могут сопровождаться применением мер государственного принуждения. Административно-процедурные отношения не требуют, однако, финансовых, трудовых и других отношений. По соотношению прав и обязанностей сторон по юридическому характеру взаимодействия административно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, в рамках которых стороны юридически и фактически равноправны (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии у них юридического равенства. Такого рода правовые связи наиболее типичны для сфер государственного управления. Например, это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, между соподчиненными структурными подразделениями аппарата органа исполнительной власти, между соподчиненными должностными лицами. Вертикальные административно-правовые отношения возникают и между несоподчиненными участниками. Такие отношения характерны в системе межотраслевого государственного управления (например, в области охраны окружающей среды, налогового законодательства, соблюдения таможенных правил и т.п.). Особенностью вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления вышестоящего органа государственного управления или должностного лица независимо от желания другого субъекта или даже вопреки его воле.

Субъекты исполнительной власти вправе адресовать свои юридически-властные требования также предприятиям, учреждениям, общественным объединениям, коммерческим организациям и гражданам, не находящимся в их прямом подчинении. Такие отношения именуются горизонтальными. Горизонтальные административно-правовые отношения характеризуются тем, что стороны фактически и юридически равны. В таких отношениях отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Вместе с тем, правоотношения между органами исполнительной власти и гражданами по реализации ими обязанностей в сфере государственного управления (соблюдать общественный порядок, платить налоги, воинские обязанности, соблюдать нормы других отраслей законодательства) могут быть вертикально-функциональными, когда возникает необходимость подчинения законным требованиям государственного органа управления. Административно-правовые отношения по характеру юридических фактов делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (деликтами).

Субъекты административного права в любом проявлении социальной деятельности обязаны соблюдать требования административно-правовых норм. Примером правомерного факта, порождающего административно-правовые отношения, может служить: подача заявления на службу в государственный орган, выполнение гражданами своих полномочий по занимаемой должности, принятие индивидуального управленческого акта в соответствии с требованиями норм административного права и т.п. Также правомерным юридическим фактом является подача заявления о регистрации, о выдачи лицензии. Характерным для правомерного юридического факта, влекущего и соответствующие административно-правовые отношения, является полное соответствие возможностям, обязанностям и запретам, содержащимся в нормах административного права.

Неправомерное действие (бездействие) расценивается как неправомерный юридический факт, влекущий конкретные административно-правовые, а в последующем и административно-процессуальные отношения, состоящие в обязанности компетентного органа государственного управления дать соответствующую правовую оценку правонарушения, а правонарушителя - понести юридическую ответственность. Административно-процессуальные отношения тесно связаны с производством по делам об административных правонарушениях, вытекающих из неправомерных юридических фактов, осуществляется в административном либо судебном порядке. Административно-правовые и административно-процессуальные отношения также могут инициироваться такими не правовыми юридическими фактами, как дисциплинарные проступки (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата органа исполнительной власти за неповиновение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей). Административно-процессуальные отношения всегда связаны с строгим регламентом (последовательной процедурой) их реализации.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

Субъекты (участники);

Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

Это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;

Это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами ;

Для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

Возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти ;

Могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;

Споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;


При нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

По своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

б) горизонтальные административные правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт-ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако-го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст-венного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

б) Процессуальные.

К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по составу участников :

Внутриаппаратные

Внешнеаппаратные

5. Административно-правовые отношения по цели :

Регулятивные

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

  • они возникают в процессе государственного управления;
  • имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
  • являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.

Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Поскольку эти отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, с учетом характера деятельности, административно-правовые отношения имеют следующие особенности:
— во-первых, складываются в особой сфере общественной жизни — сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности;
— во-вторых, имеют своим объектом действия поведение людей;
— в-третьих, возникают при обязательном участии соответствующего органа исполнительной власти (государственного управления) или другого носителя полномочий государственно-властного характера;
— в-четвертых, возникают по инициативе любой из сторон (органа управления, гражданина и т. д.), однако согласие или желание второй стороны не всегда является обязательным условием;
— в-пятых, для административно-правовых отношений характерно то, что споры, возникающие между их сторонами, разрешаются, как правило, в административном, а не в судебном порядке;
— в-шестых, в случае нарушения участниками отношений требований норм административного права виновная сторона несет ответственность перед государством в лице его органов.
Особенности и характерные черты административно-правовых отношений позволяют отграничить их от других правоотношений, урегулированных нормами гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.
Административно-правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты.
Субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
— граждане России;
— иностранные граждане и лица без гражданства,
— государственные органы, предприятия, учреждения, организации,
— служащие государственных органов и организаций,
— представители общественных объединений,
— органы местного самоуправления.
Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц — с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно-правовом отношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения.
Итак, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) — его предметом.
Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. В теории их подразделяют на правомерные и неправомерные.
Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, т. е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, достижение определенного возраста, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административноправовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.
Виды административно-правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты.
По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан (студентов). Административно-процессуальные отношения — это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
По соотношению прав и обязанностей участников (юридическому характеру взаимодействия их участников) административно-правовые отношения делятся на две группы:
— отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
— отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными (деликтными) фактами.
По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке.

Библиографический список

Бахрах Д. Н. Важные вопросы науки административного права// Государство и право. 1993. № 2. С. 37-45.
Бельский К. С., Елисеев Б. П., Кучеров И. И. Полицейское право как подотрасль административного права//Государство и право. 2001. № 12. С. 45-53.
Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, ре- формирование//Правоведение. 2001. № 5. С. 37-53.
Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М.: Юрид. лит., 1978.
Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву/СПб. юрид. ин-т. СПб., 1998.
Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые «Лазаревские чтения»)//Государство и право. 2002. № 11. С. 5-53.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся: - права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; - всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями) ; - административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; - если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах "власть-подчинение” , где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

1.1. Понятие административного правоотношения

Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.

Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления) .

1.2 Основные черты административного правоотношения

Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.

1.3 Структура административных правоотношений

Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.

Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.

Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.

В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.

Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица) . Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность) . Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации) .

Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды: a) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы) ; b) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например: 2 министерства, администрация 2-х областей) ; c) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.) , предприятиями и учреждениями; d) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.) ; e) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; f) между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.) ; g) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

1.4 Юридические факты в административном праве

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Под неправомерными действиями понимаются те, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. К таким относятся административные или дисциплинарные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К таким относятся также бездействия (пример, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка) .

Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть, стихийное бедствие) .

II. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Основные и не основные административные правоотношения

Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.

Первоначально выделяются две группы административных правоотношений: a) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект) , в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные; b) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как не основные правоотношения; Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.

2.2 Субординационные и координационные административные правоотношения

Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.

Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. Таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

2.3 Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления) .

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

2.1 Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные) . В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли "третьего лица” .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как: a) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти; b) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры; c) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления; d) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней” жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то