Программа обучения по охране труда для водителей грузового автомобиля. Программа обучения водителя автомобиля. Типовая программа обучения от Минтруда: структура документа

Ключевые проблемы

  • Для чего нужна программа обучения по охране труда водителей?
  • Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения?
  • Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения?
  • Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда?
  • Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля?

Водитель автомобиля - одна из наиболее распространенных профессий работников; ее представители выполняют свои трудовые обязанности в организациях, на предприятиях и в учреждениях различного отраслевого профиля. Поскольку автотранспорт является средством повышенной опасности, к профессии водителя предъявляются особые требования по обучению охране труда. Они отражены в особенностях аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

Для удовлетворения растущего числа транзакций электронной торговли необходимо больше драйверов доставки. Драйверы доставки отключают пакеты у клиентов. В большинстве случаев они транспортируют товары из распределительного центра в предприятия и домашние хозяйства.

Соберите их грузовик и соответствующее оборудование в чистоте и в хорошем рабочем состоянии. Принимать платежи за отправку Обработка документов, таких как квитанции или уведомления о подтверждении доставки.

  • Загружать и выгружать свой груз.
  • Общаться с заказчиками для определения потребностей в доставке и доставке.
  • Сообщите о любых инцидентах, с которыми они сталкиваются на пути к диспетчеру.
  • Соблюдайте все применимые законы о дорожном движении.
  • Сообщите о серьезных механических проблемах соответствующему персоналу.
Большинство водителей обычно получают инструкции, чтобы добраться до места доставки в определенное время, и именно им нужно определить лучший маршрут.

К выполнению работы по профессии «Водитель автомобиля» допускается работник не моложе 18 лет, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе. Учеба проводится по специальной программе обучения по охране труда водителей. Чтобы ее создать, нужно учесть некоторые особенности профессии.

Другие водители имеют регулярный ежедневный или еженедельный график доставки. Все водители должны хорошо понимать уличную сетку района и знать, какие дороги разрешают грузовики, а какие нет. Они приводят небольшие грузовики или фургоны из распределительных центров в места доставки. Драйверы делают поставки на основе установленного графика. Некоторые водители останавливаются в распределительном центре один раз, только утром, и делают много остановок в течение дня. Другие совершают несколько поездок между центром распределения и местами доставки.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения, утвержденных в установленном порядке соответствующими министерствами.

Для чего нужна программа обучения охране труда водителей

Помимо профессионального обучения, необходимого для получения прав на управление транспортным средством, водители автомобилей обязаны учиться правилам охраны труда. К этому их обязывает Трудовой кодекс (ст. 225 ТК РФ), Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (п. 2.2.1 Порядка обучения), ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (разд. 3 и 4) и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003) (п. 10.5) , утвержденные постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

Некоторые драйверы делают поставки из розничного места клиентам. Они рекомендуют новые продукты для бизнеса и запрашивают новых клиентов. Эти драйверы могут иметь обычный маршрут доставки и отвечать за добавление новых клиентов, расположенных вдоль их маршрута. Например, они могут делать регулярные поставки в магазин оборудования и поощрять менеджера магазина предлагать новый тип продукта.

Большинство водителей доставки работают для курьеров и экспресс-доставки. Крупнейшими работодателями водителей легких грузовых автомобилей или служб доставки были. Вождение в переполненном трафике или соблюдение строгих сроков доставки также может быть напряженным. Травмы могут быть вызваны тем, что рабочие поднимают и перемещают тяжелые предметы, а также автомобильные аварии.

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Драйверы должны поддерживать чистую запись вождения и иметь возможность перемещаться по городским улицам. Однако существуют некоторые возможности для тех, кто не имеет диплома о высшем образовании. Работники проходят 1 месяц или меньше обучения без отрыва от производства. Они должны иметь водительские права от государства, в котором они работают, и имеют чистую запись вождения.

Это может включать обучение вождению от водителя-наставника, который едет вместе с новым сотрудником, чтобы гарантировать, что новый водитель сможет безопасно управлять грузовиком на переполненных улицах. Их компания также может преподавать им надлежащие методы продаж, например, как подойти к потенциальным новым клиентам.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Лицензии, сертификаты и регистрации

Все водители доставки нуждаются в водительских правах. Некоторые драйверы доставки начинаются как загрузчики пакетов на складских объектах, особенно если водитель работает в крупной компании. В профиле. Опыт работы с клиентами. При завершении поставок водители часто взаимодействуют с клиентами и должны произвести хорошее впечатление, чтобы обеспечить повторный бизнес.

Зрительно-моторная координация. Во время вождения водители доставки должны следить за своим окружением, одновременно управляя сложной машиной. Терпение. При движении по проезжей части дороги водители доставки должны оставаться спокойными и сгруппированными.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • Трудовой кодекс;
  • Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь - Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).

Бюро статистики труда, статистика профессиональной занятости. Медианная заработная плата - это заработная плата, при которой половина рабочих в профессии зарабатывала больше, чем эта сумма, а половина зарабатывала меньше. Продавцы могут также получать комиссионные от продуктов, которые они продают.

Большинство водителей работают полный рабочий день, и многие работают в течение дополнительных часов. Те, кто работает на регулярных маршрутах, иногда должны начинать работу очень рано утром или работать поздно вечером. Например, водитель, который доставляет хлеб в гастроном каждый день, должен быть там до открытия гастронома. Водители часто работают в выходные и праздничные дни.

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Примечание. Бюро статистики труда, занятости. Продолжающийся рост электронной торговли должен увеличить спрос на услуги доставки пакетов, особенно для крупных и региональных судоходных компаний. Для удовлетворения растущего числа транзакций электронной торговли потребуется больше легких грузовиков и водителей доставки.

С улучшенной маршрутизацией драйверы могут быть более эффективными, лучше перемещаться по трафику и тратить меньше времени на холостом ходу на каждой остановке. Поскольку количество ресторанов, предлагающих услуги по доставке, продолжает расширяться, спрос на водителей доставки продуктов питания должен расти.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

Поскольку этим водителям не приходится тратить длительные периоды вдали от дома, эти рабочие места, как правило, более желательны, чем рабочие места на дальних перевозках. У претендентов на работу, имеющих опыт и чистый рекорд вождения, или работающих в компании в другой профессии, должны быть лучшие перспективы работы.

Статистика профессиональной занятости

В программе ежегодно проводятся оценки занятости и заработной платы для более чем 800 профессий. Эти оценки доступны для нации в целом, для отдельных государств, а также для столичных и неграмотных областей. Проценты профессиональной занятости разрабатываются для всех государств по данным рынка труда или отдельным государственным бюро по планированию занятости. Информация на этом сайте позволяет прогнозировать рост занятости для профессии, которую можно сравнить между государствами или сравнивать в одном государстве.

Перечень нормативных правовых актов, рекомендуемых для подготовки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля

  1. Трудовой кодекс.
  2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  3. ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  4. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  5. ГОСТ Р 51709-2001*«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  6. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  10. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  11. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  13. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  14. Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82 (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  15. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 .
  16. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73 (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
  17. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.
  18. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  20. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ Р М-008-99).
  22. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002).
  23. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
  24. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  25. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
  26. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. - М.: ЭНАС, 2012.

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Кроме того, государства могут создавать прогнозы для районов; есть ссылки на сайты каждого штата, где эти данные могут быть получены. В левом меню есть ссылки, чтобы сравнить занятость на рабочем месте по государственной и профессиональной заработной плате по местным районам или районам метро.

Существует также инструмент информации о зарплате для поиска заработной платы по почтовому индексу. Контракты на обслуживание транспортных средств. Цюрихские контракты на обслуживание автомобилей могут помочь вам защитить вас от затрат на ремонт автомобилей. Они обеспечивают покрытие покрытых деталей и затрат на рабочую силу для ремонта или замены большинства основных компонентов автомобиля. И большинство дилеров и ремонтных сооружений в США и Канаде будут выполнять контракты на обслуживание автомобилей в Цюрихе, что сделает неожиданный ремонт более удобным.

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например - бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Предоплаченное обслуживание Предварительные контракты на обслуживание помогают защитить вас от постоянных расходов на обслуживание, необходимых для поддержания вашего автомобиля на дороге. Программа охватывает обычные сервисы, рекомендованные производителем вашего автомобиля, чтобы обеспечить долгий срок службы его двигателя и операционных систем.

В случае полной потери страхование транспортных средств обычно платит фактическую денежную стоимость автомобиля, а не сумму, оставшуюся на вашем займе или аренде, что может оставить финансовый «пробел» в тысячах долларов, которые вы несете за покрытие.

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Каждый автомобиль маркирован предупреждающими надписями, чтобы удержать потенциального вора. Покрытый ремонт завершается примерно в то же время, что и замена масла опытными, сертифицированными на национальном уровне техническими специалистами. Вы не будете платить никакие франшизы или личные расходы, поэтому ваш автомобиль останется в таком же новом состоянии, пока вы его обладаете. Защита ключа. Потеря ключа автомобиля может быть дорогостоящим и неудобным. Программа замены ключей Цюриха может помочь вам вернуться на дорогу, предложив замену ключа транспортного средства в случае его утери, кражи или уничтожения.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

Контракты на обслуживание автомобиля. По вопросам покрытия или для проверки статуса претензий. Если вы находитесь на расстоянии более 50 миль от представительства, представитель обслуживания клиентов организует ремонт автомобиля в удобном для вас месте. Техник будет ремонтировать автомобиль, пока вы ждете - большинство ремонтов может быть завершено примерно через час. Вы проверите свой автомобиль, чтобы убедиться, что ремонт был выполнен с полным удовлетворением и подписать форму ремонта. Электронная почта - электронная почта. . Клиент не может обращаться за помощью к любому другому поставщику или получать какие-либо услуги по их Договору об оказании услуг без предварительного одобрения.

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. Пунктом 3.2 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Претензии выплачиваются только первоначальному владельцу или получателю первоначальной ограниченной гарантии. Владелец транспортного средства должен сообщить все претензии в течение 30 дней после уведомления о любом ущербе, на который распространяется данная ограниченная гарантия. Может потребоваться подтверждение права собственности.

Несовершеннолетние до 16 лет

В штате Мэн ни один работник до 18 лет не может

В дополнение к вышесказанному, никто в возрасте до 16 лет не может. Работайте при любом опасном занятии. Работайте без разрешения на работу. Эксплуатировать энергетическое оборудование, включая газонокосилки и режущие машины. Управляйте любым моторизованным транспортным средством, включая тележки для гольфа.
  • Выпекать или готовить на работе.
  • Работайте в химчистках, коммерческих прачечных или пекарнях.
  • Выполнять складские или производственные работы.
  • Работайте в морозильниках или кулерах.
  • Загружайте или выгружайте грузовик, вагон или конвейер.
Это частичные списки.

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Закрытие или перемещение рабочих мест

Любой работодатель, который закрывает или участвует в массовом увольнении в закрытом учреждении, подлежит выплате квалифицированным работникам закрытого учреждения для выплаты выходного пособия в размере одной недели за каждый год и частичной оплаты за любой частичный год, начиная с последнего полный месяц работы работника в этом учреждении.

Сотрудники имеют право создавать профсоюзы или вступать в них. Национальный закон о трудовых отношениях дает рабочим в частных компаниях право создавать профсоюзы и торговаться с работодателями. Совет по трудовым отношениям штата Мэн регулирует деятельность профсоюзов на большинстве общественных рабочих мест и некоторых сельскохозяйственных рабочих местах.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:


После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (п. 3.5 ГОСТ 12.0.004-90). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?

Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин - свою?

Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?

Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, - это постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ, ПОТ РМ 027-2003.

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

Алексей ТИХОНОВ, заместитель директора
ООО «Малое научно-производственное предприятие
"Охрана труда 90”» (Москва)

    • Дистанционное обучение

    • Библиотека

    • Контакты

  • Охрана труда водителей

    Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей

    К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.

    В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.

    Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.

    Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.

    Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.

    Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
    Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

    Требования к обучению водителей по охране труда

    Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.

    ПРИМЕР
    Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.

    Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.

    Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

    Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.

    Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.

    Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
    Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.

    Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.

    При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.

    Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.

    Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.

    Предрейсовые медосмотры

    Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

    Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

    Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
    Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

    ПРИМЕР
    Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.

    Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

    • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
    • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
    • нагретые до высокой температуры части двигателя;
    • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
    • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
    • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
    • недостаточная освещенность рабочей зоны;
    • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
    • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
    • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
    • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
    • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

    Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.

    Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.

    Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

    Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

    Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

    Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

    Действия водителя в нештатных ситуациях

    В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

    Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

    Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.

    Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

    В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

    Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации

    При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:

    1. Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
    2. Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
    3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
    4. Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
    5. Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
    6. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
    7. При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

    Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

    Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка - они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.

    Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:

    а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);

    б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);

    в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" (п.2.1 Состава аптечки);

    г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).

    Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.

    Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)

    № п/п Наименование вложения Нормативный документ Форма выпуска (размеры) Коли-
    чест-
    во (штук, упаковок)
    1 Средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран
    1.1 Жгут кровоостанавливающий ГОСТ Р ИСО 10993-99 1 шт.
    1.2 ГОСТ 1172-93 5 м х 5 см 2 шт.
    1.3 Бинт марлевый медицинский нестерильный ГОСТ 1172-93 5 м х 10 см 2 шт.
    1.4 Бинт марлевый медицинский нестерильный ГОСТ 1172-93 7 м х 14 см 1 шт.
    1.5 ГОСТ 1172-93 5 м х 7 см 2 шт.
    1.6 Бинт марлевый медицинский стерильный ГОСТ 1172-93 5 м х 10 см 2 шт.
    1.7 Бинт марлевый медицинский стерильный ГОСТ 1172-93 7 м х 14 см 1 шт.
    1.8 Пакет перевязочный стерильный ГОСТ 1179-93 1 шт.
    1.9 Салфетки марлевые медицинские стерильные ГОСТ 16427-93 Не менее
    16 х14см № 10
    1 уп.
    1.10 Лейкопластырь бактерицидный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
    4 см х 10 см
    2 шт.
    1.11 Лейкопластырь бактерицидный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
    1,9 см х 7,2 см
    10 шт.
    1.12 Лейкопластырь рулонный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
    1 см х 250 см
    1 шт.
    2 Средства для сердечно-легочной реанимации
    2.1 Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" ГОСТ Р ИСО 10993-99 1 шт.
    3 Прочие средства
    3.1 Ножницы ГОСТ Р 51268-99* 1 шт.
    3.2 Перчатки медицинские ГОСТ Р ИСО 10993-99
    ГОСТ Р 52238-2004*
    ГОСТ Р 52239-2004*
    ГОСТ 3-88*
    Размер
    не менее М
    1 пара
    3.3 Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) 1 шт.
    3.4 Футляр 1 шт.
    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то