Особенности лицензирования транспортной деятельности организаций. Правовые основы автомобильных перевозок. Нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта Лицензирование автотранспортной деятельности

Лицензирование перевозок производится по правилам, установленным законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - закон № 99-ФЗ) и другими нормативными актами. В этой статье рассказывается, как получить лицензию на осуществление перевозок всеми видами транспорта.

Лицензирование пассажирских автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильных перевозок пассажиров производится в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ в порядке, изложенном в положении о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от т 27.02.2019 N 195 (далее — Положение).

Обратите внимание! Положение действует с 01.03.2019 до 01.01.2021 г.

Положением установлено, что:

  1. Лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке пассажиров и других лиц автобусами, даже в том случае, когда перевозка осуществляется для собственных нужд или по заказам.
  2. Лицензия не нужна, если перевозки людей осуществляются автобусами специальных служб (полиции, скорой помощи, спасателей и т.п.).
  3. Разрешение на регулярные перевозки пассажиров между городами или внутри города с пригородом выдается территориальными органами Ространснадзора — управлениями Госавтодорнадзора по субъекту РФ или межрегиональными управлениями.

В разделе II Положения перечислены требования для соискателя лицензии:

  • назначение ответственного лица за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • наличие лицензии для организации и проведения их предрейсового/послерейсового медосмотра или договора, оформленного со специализированной организацией;
  • владение автобусами.

Как получить лицензию на перевозку автомобильным транспортом

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, нужно отправить заявление в орган, осуществляющий деятельность по лицензированию автотранспортных перевозок.

К заявлению прикладываются копии следующих документов:

  • приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • договора с медорганизацией на проведение предрейсового/послерейсового осмотра;
  • свидетельств о регистрации транспортных средств на все автобусы;
  • документов, подтверждающих право владения автобусами, если они не являются собственностью соискателя.

А также опись прилагаемых документов.

Важно! Сведения об автобусах включаются в реестр лицензий. Использовать для перевозки людей автобусы, не включенные в реестр, запрещено.

Правила перевозки пассажиров автомобильным и городским электротранспортом

Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:

  • устава, утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • конкретизирующих его положений (см. выше требование о соответствии заявителя иным нормативным акта, содержащееся в п. 4 положения о лицензировании).

При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).

Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).

В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.

Итак, при перевозках пассажиров перевозчик должен:

  • соблюдать расписание поездок;
  • сажать и высаживать пассажиров на остановочных пунктах;
  • оборудовать ТС указателями и схемами маршрута;
  • оформлять путевые листы и т. д.

Перевозка грузов автобусами и городским электротранспортом

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

  1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.
  2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.
  3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.
  4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.
  5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).
  6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.
  7. Если груз загружается/выгружается путем снятия контейнера с ТС, то оформляется сопроводительная ведомость и т. д.

Лицензирование воздушных пассажирских и грузовых перевозок

Порядок лицензирования воздушных перевозок пассажиров установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457:

  1. Лицензированием транспортных перевозок занимается Росавиация.
  2. Лицензированию перевозки подлежат как чартерные, так и регулярные.
  3. Для подачи заявления на получение разрешения нужно иметь воздушное судно, сертификат эксплуатанта и соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензированием перевозок грузов воздушным транспортом занимается та же Росавиация.

Лицензионные требования на перевозку груза аналогичны требованиям лицензирования перевозок пассажиров:

  • у заявителя должно быть собственное или арендованное воздушное судно с сертификатом летной годности и сертификатом эксплуатанта;
  • заявитель должен соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Для получения разрешения отправляется заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Обратите внимание! Порядок лицензирования перевозок опасных грузов ж/д транспортом аналогичен порядку выдачи разрешения на перевозку пассажиров.

Лицензирование водных/морских перевозок

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, в т. ч. опасных, внутренним водным и морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193:

  1. Лицензия выдается Ространснадзором по документам, полученным из Госморречнадзора.
  2. Лицензионные требования для получения разрешения на любой вид деятельности одинаковы, предъявляемые документы тоже.
  3. Как и во всех других случаях, информация о начале и прекращении осуществления деятельности перевозчика публикуется в СМИ (ст. 21 закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание! Порядок лицензирования международных перевозок морем ничем не отличается от порядка получения разрешения на ведение деятельности перевозчика на территории РФ.

Лицензионные требования и список документов одинаковы.

Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных

В этом разделе, подытоживая вышесказанное, расскажем о порядке выдачи и получения лицензии на осуществление перевозок:

  1. Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
  2. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
  3. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
  4. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
  5. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
  6. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
  7. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
  8. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
  9. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
  10. Выданная лицензия действует бессрочно.
  11. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
  12. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.
  13. Лицензия может быть аннулирована по причине прекращения деятельности лицензиатом либо судом.

Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований

Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:

  • приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);
  • аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).

Как было указано, приостановление наступает только при условии привлечения лицензиата к административной ответственности. Последняя предусмотрена пп. 2, 3,4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Важно! Мера ответственности за несоблюдение правил пассажирских перевозок устанавливается федеральным органом, у субъекта РФ такого права нет (определение ВС РФ от 15.07.2015 № 33-АПГ15-13).

Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто-, воздушным, ж/д и водным/морским транспортом установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.

Лицензирование-это выдача тр. предприятиям и предпринимателям разрешения на выполнение той или иной деятельности и контроль требований и условий предусмотренных выданными лицензиями. Получая лицензию на выполнение перевозок владелец п.с. одновременно должен получить на каждое т.с. специальную лицензионную карточку.

Орган осуществляющий лицензионную деятельность называется Авто Дор Надзор.

Для получения лиц.в АДН представляют.

1 Заявление с указанием вида деятельности и срока действия лиц.

2 Копии учредительных документов заверенных нотариусом

3 Копия свидетельств о гос. регистрации

4 Документ подтверждающий оплату рассмотрения заявки

5 Данные о АТС и др. основных фондах,средствах и формах контроля обеспечивающих выполнение требований по БДД и пожарной безопасности

6 Диклорацию о наличии собственной стоянки или возможности хранения АТС

7 Копию документов подтверждающих профпригодность руководителя,предпринимателя или лиц уполномоченных для руководства лицензируемой деятельности

Предприятиям или предпринимателю может быть отказано в выдачи лиц.причинами отказа могут быть

1 Несоответствие проф подготовки рук. , предпринимателя или уполномоченного лица

2 Указания в предоставляемых документах неверных сведений

3 Несоответствие производственной базы экологическим требованиям или требованиям подержания п.с. в технически исправном состоянии

С 1.07.05 единственным обязательным к лицензированию явл. перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе. Срок действия лиц. 3-5 лет

Лиц.явл. индивидуальным документом в случае изм. кол. П.С. – поставить в известность АДН в 2-х недельный срок.

Лиц.контроль за соблюдением перевозчиками тр. законодательства бывает плановый и внеплановый. Плановый проводится на предприятиях пассажирского тр. 1 раз в год,на всех остальных 1 раз в 2 года.

Причинами внепланового контроля могут быть:

1 Нарушение тр.з. выявлные в ходе предыдущей проверки

2 Участие п.с. перевозчика в ДТП,повлекшим телесные повреждения

3 По результатам выявленных неисправностей в ходе ежегодного тех.осмотра в ГАИ

4 По распоряжениям компетентных органов

Действия лиц.может быть приостановлено или она может быть онулирована.

Лиц. Контроль

1 Сведения об АТС и соответствия их лиц.требованиям

2 Обеспечение БДД

2.1 данные о лице назначенным ответственным за выполнением лиц. требований(приказ о назначении, квалификация, специальность, копия диплома)



2.2 состав службы БДД на предприятии наличие классов по БДД

2.3 наличие и выполнение плана мероприятий по обеспечении БДД

2.4 проведение ежегодных занятий по повышению проф. мастерства водителей

2.5 проведение инструктажей (вводный, первичный, повторный, ежегодный, внеочередной) водительского состава, наличие текстов инструктажей и журнала регистраций инструктажей.

2.6проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей, данные о мд. персонале, учет данных мед осмотров, учет лиц отстраненных от управления т.с.

2.7соблюдение режимов труда и отдыхов водителей

2.8организация стажировки водителей, наличие приказа о назначении водителя наставника, ведение стажировачных листов

2.9обеспечение водителя необходимой путевой документации осуществление контроля за полнотой и качеством ведения путевых листов

2.10наличие паспортов и схем автобусных маршрутов, проведение обследования маршрутов движения, обеспечение водителей графиками и схемами движения

3 Подержание транспорта в технически исправном состоянии

3.1 наличие собственной производственной базы для проведения ТО и Р АТС ее оснащенность или договор на ТО и Р АТС с предприятиями имеющими сертификат на это

3.2 организация и проведение ТО1, ТО2, соблюдение периодичности ТО

3.3 наличие пунктов тех. контроля и их оснащенность

3.4 контроль за техническим состоянием перед выездом на линию и при возвращении в гараж

3.5наличие сертификата соответствия на транспортные услуги

3.6наличие топографов на автобусах работающих на междугородних и международных перевозки пассажиров

21. Функции и структура управления АТП

Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) - методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.



Такая структура характеризуется использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений. Каждый исполнитель подчиняется только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного руководителя. Между исполнителем и функциональными подразделениями остаются информационные связи методического и консультационного характера. Для того, чтобы решение функционального подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

Несмотря на то, что, в принципе, все руководители АТП выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу сотрудников более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует действия неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.

Типы связей в АТП

В организациях, состоящих из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Именно она выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Вообще, в любых организациях, в том числе и АТП, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Поэтому особый интерес представляет анализ практики и изучение способов установления таких связей. В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям. Так, например, директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставит пост по каким-то причинам, руководитель скорее всего вернет это право себе назад и будет им пользоваться до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия.

Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.

Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей - совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.

Основой же работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Директор АТП, например, руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства, его соответствия лучшим мировым образцам в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции, всемерное повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии, научной организации труда, производства и управления, совершенствования хозяйственного механизма. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллективности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений предприятия. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществление его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления в рыночных условиях, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Начальник технического отдела. Организует техническую подготовку производства или других видов основной деятельности предприятия, обеспечивает ускорение темпов роста производительности труда, сокращение затрат труда на производство, улучшение качества продукции, работ, услуг. Координирует работу технических служб предприятия по испытанию новых технических средств, созданию и освоению новых видов продукции, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрению научно-технических достижений, новой техники и прогрессивной технологии. Осуществляет руководство текущим и перспективным обеспечением технического развития предприятия, его производственной базы. Руководит составлением технических заданий на проектирование вновь строящихся производств, сооружений, технических средств, расширение, развитие и реконструкцию действующих, на внедрение средств механизации и автоматизации. Рассматривает и согласовывает проектно-конструкторскую документацию по модернизации оборудования и рационализации рабочих мест. Осуществляет контроль за заключением и исполнением договоров, связанных с внедрением новой техники, а также за финансированием и правильностью расчетов экономической эффективности мероприятий по освоению новой техники и технологии, новых видов сырья и готовой продукции. Участвует в разработке и внедрении в производство ресурсосберегающих технологий, прогрессивных норм расхода основных видов сырья и материалов, в изучении причин брака и выпуска продукции пониженных сортов, в разработке мероприятий по повышению качества продукции (работ, услуг) и более эффективному использованию производственных мощностей. Выполняет при отсутствии самостоятельных конструкторских и технологических отделов функции их руководителей. Направляет деятельность подразделений, занимающихся вопросами стандартизации продукции, научно-технической информации, а также организацией патентно-изобретательской работы. Руководит работниками отдела, координирует и направляет деятельность подразделений предприятия, обеспечивающих техническую подготовку производства.

Эксплуатационная служба

Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.

Техническая служба

Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);

разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);

оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);

руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);

разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Экономическая служба

организационная автотранспортная служба

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Заключение

Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный - на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.

Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии - водитель. Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.

В рыночной экономике предприятия и предприниматели самостоятельно определяют профиль своей деятельности. Задача государства - обеспечение безопасной, квалифицированной и надежной (с точки зрения защиты интересов потребителей) деятельности транспортных операторов в выбранном ими сегменте.

Решение этой задачи начинается с допуска организаций и предпринимателей к осуществлению автотранспортной деятельности, основой которого во всем мире является система лицензирования.

Лицензией называется выданное уполномоченным государственным органом разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензирование неразрывно связано с описанной в параграфе 6.1 системой структуризации транспортной деятельности и направлено, прежде всего, на четкую идентификацию положения транспортного оператора на рынке.

Вид выдаваемой лицензии зависит от экономических и технологических особенностей сегмента, в котором намерен осуществлять свою деятельность оператор. Набор требований к соискателю лицензии может изменяться от простейшей заявительной регистрации до необходимости доказать свою профессиональную пригодность, финансовую состоятельность, хорошую репутацию, наличие необходимого персонала, транспортных средств и оборудования и т.д. Это зависит от характера деятельности в соответствующем сегменте, от уровня потенциальных рисков, с которыми она сопряжена, а также от задач, которые ставит государство в отношении того или иного сегмента рынка. Так, для стимулирования притока операторов в определенный сегмент планка лицензионных требований может быть снижена; для повышения уровня безопасности перевозок могут быть ужесточены соответствующие требования к транспортным средствам и подготовке персонала, и т.п.

В зависимости от перечисленных факторов лицензирование может быть:

  • - разрешительным. В этом случае для получения лицензии необходимо предоставление определенных документов, иногда - сдача экзаменов. В выдаче лицензии может быть отказано из-за несоответствия соискателя лицензионным требованиям;
  • - заявительным (уведомительным). В этом случае для получения лицензии достаточно направить в уполномоченный орган определенную информацию о соответствующем бизнесе. Оператор, уведомивший государство о начале своей деятельности, вносится в соответствующий реестр и с этого момента его деятельность считается легитимной, что, однако, не освобождает его от проверки соответствия установленным лицензионным требованиям.

Некоторые виды транспортной деятельности могут осуществляться без лицензии. Обычно это услуги, предоставление которых сопровождается минимальными коммерческими или физическими рисками, и (или) услуги, неразрывно сопряженные с другими, лицензируемыми видами деятельности. Так, в некоторых странах экспедиторы не должны получать лицензию и могут свободно выполнять целый ряд услуг по оформлению документов, планированию перевозки, временному хранению грузов и т.д. (см. врезку 7.1). Однако если в набор услуг экспедитора входит перевозка, то он обязан либо иметь соответствующую лицензию (если выполняет перевозку сам), либо привлекать к выполнению перевозки только лицензированного оператора.

Наличие у транспортных операторов лицензий позволяет:

  • - государству - обеспечивать безопасное и качественное транспортное обслуживание, оценивать и регулировать соотношение спроса и предложения на различных сегментах, управлять внутривидовой и межвидовой конкуренцией;
  • - лицензированным операторам - рассчитывать на защиту государства от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, не имеющих соответствующей лицензии;
  • - клиентам - рассчитывать на получение услуг от надежных квалифицированных операторов, а также ориентироваться на рынке, получая четкую информацию о количестве операторов, действующих в различных сегментах рынка, об услугах, которые они, в соответствии со своими лицензиями, могут или обязаны предоставлять, об их ответственности и т.д.

Врезка 7 .1. Нужно ли лицензировать грузовые перевозки?

На начальном этапе рыночных преобразовании в Российской Федерации на транспорте была создана система лицензирования, которая охватывала практически все виды перевозочной деятельности и была построена на основе общепринятых в мире подходов. Однако на определенном этапе реформ в контексте необходимости либерализации рыночной деятельности и ликвидации административных барьеров в экономике начался демонтаж этой системы.

В настоящее время1 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 9Э-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"> в секторе перевозок грузов лицензированию подлежат только перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, когда перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд), а также перевозки и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте.

Очевидно, этот перечень далеко не охватывает всех видов грузовых перевозок. В частности, полностью отсутствует лицензирование на грузовом автомобильном транспорте - наиболее массовом виде транспорта, где обеспечение безопасности и защита рынка от недобросовестных предпринимателей представляются особенно важными. Не подлежат лицензированию даже автомобильные перевозки опасных грузов.

Решения о ликвидации системы лицензирования нередко обосновываются ссылками на опыт развитых стран, где либерализация экономики якобы сопровождается отменой лицензирования и государственной системы допуска в бизнес вообще. Существует мнение, что государственное лицензирование операторов может быть заменено страхованием, добровольной сертификацией либо аттестацией, проводимой саморегулируемыми организациями. Однако предметный анализ опыта развитых стран опровергает эту точку зрения.

В международной практике процедура допуска не всегда буквально именуется "лицензированием", но в любом случае основана на жесткой системе требований, которым должен отвечать претендент на работу в том пли ином сегменте рынка транспортных услуг.

Ниже описаны действующие в ЕС и в США требования по допуску операторов на рынок грузовых автомобильных перевозок.

В Евросоюзе в соответствии с директивой Совета ЕС 96/26/ЕС предприятия, намеренные выполнять автомобильные перевозки грузов, должны иметь хорошую репутацию, иметь надежное финансовое положение и удовлетворять требованиям профессиональной компетентности.

Для подтверждения хорошей репутации проверкой устанавливается, что лицо или компания не подвергались судебному преследованию, в частности, коммерческого свойства, а также не были признаны в установленном порядке неспособными к осуществлению бизнеса в секторе грузовых перевозок.

При проверке надежности финансового положения компетентный орган должен проанализировать годовой отчет компании (если таковой имеется), а также финансовое обеспечение, включая банковские активы, кредитное состояние и историю, материальные активы, которые могут рассматриваться как финансовое обеспечение бизнеса, издержки (включая затраты на приобретение транспортных средств) и собственные оборотные средства. Бизнес должен иметь капитал и резервы в размере не менее 9 тыс. евро при наличии одного грузового автомобиля и по 5 тыс. евро на каждый дополнительный автомобиль.

Профессиональная компетентность подтверждается наличием у соискателя специальных знаний, состав которых определен директивой. Уровень компетентности проверяется на основе обязательного письменного экзамена, который может быть дополнен собеседованием. К перевозчикам опасных грузов предъявляются дополнительные требования, установленные специальной директивой Совета ЕС 94/55/ЕС.

В США компании, выполняющие междуштатные перевозки грузов, должны получить регистрацию в Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков (Federal Motor Corner Safety Administration - FMCSA) и, кроме того, получить в министерстве транспорта США (Department о/ Transportation) регистрационный номер, который является уникальным идентификатором данного оператора для статистического наблюдения, аудита, рассмотрения претензий и исков, анализа. Все компании, впервые пол) чающие peгистрацию, должны пройти специальный аудит по безопасности и в течение 18 месяцев работать без происшествий для того, чтобы получить постоянную регистрацию.

Кроме того, компании, работающие по найму и подпадающие под юрисдикцию Бюро наземного транспорта (Surfасе Transportation Board) министерства транспорта США, должны получить специальное разрешение на работу в междуштатном сообщении. Разрешение определяет вид перевозок, разрешенные маршруты и вид перевозимого груза, а также условия выполнения перевозки (в частности, уровень ответственности и размер страхового покрытия). Поэтому компании, работающей па различных маршрутах, может понадобиться несколько подобных разрешений.

Наконец, компании, намеренные выполнять перевозку опасных грузов, должны получить специальное разрешение министерства транспорта (Hazardous Materials Safety Permit).

Таким образом, в развитых странах развитая система лицензирования грузовых автомобильных перевозчиков применяется не только для обеспечения необходимою уровня безопасности транспортной деятельности, но и для защиты всех субъектов рынка от деятельности ненадежных и неквалифицированных операторов.

Следствием ликвидации лицензионной системы на грузовом автотранспорте в России стало существенное снижение квалификации многих транспортных операторов, недобросовестная конкуренция, демпинг, падение уровня качества обслуживания. Следует ожидать, что по мере развития рыночных отношений в России будут реализованы все общепринятые в мире принципы допуска к транспортной деятельности.

В процессе производства транспортных услуг люди и предприятия вступают в определенные отно­шения друг с другом. Для осуществления этих отно­шений устанавливается порядок и правила поведе­ния людей и коллективов предприятий, организаций. Эти правила поведения называются правовыми нор­мами.

Для обеспечения возможности применения право­вых норм и выполнения установленных в них требо­ваний эти нормы выражаются в письменном виде в определенной форме. Такие документы называются нормативными актами и могут иметь вид законов, при­нимаемых высшими органами государственной влас­ти, постановлений, принимаемых соответствующими министерствами, а также других документов (инструк­ций, приказов и т. п.), принимаемых соответствующи­ми департаментами.

Основными нормативными актами на автомобиль­ном транспорте являются: Устав автомобильного транспорта, правила перевозки пассажиров и бага­жа автомобильным транспортом, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов ав­томобильным транспортом, Правила дорожного дви­жения, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Устав автомобильного транспорта регламентирует деятельность АТП, организаций и клиентов, пользую­щихся услугами автомобильного транспорта. Устав регламентирует не все, а наиболее важные вопросы автомобильного транспорта. Поэтому для конкретиза­ции отдельных моментов, вытекающих из специфики перевозок грузов, разрабатываются подставные нор­мативные акты: правила перевозок, инструкции, прика­зы и т. п.

Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом состоят из следующих разделов: Пра­вила заключения договора на перевозку, Правила принятия груза к перевозке, Правила маркировки груза, Правила складирования груза, Правила пере­адресовки груза, расчеты за перевозки, Правила составления актов, Правила представления и рас­смотрения претензий, Правила перевозок основных видов грузов.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществ­ляется на основании договора перевозки.

По договору об организации перевозки груза пе­ревозчик обязуется в установленные сроки прини­мать, а грузовладелец - предоставлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об орга­низации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспорт­ных средств и представление грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные установки органи­зации перевозок. По договору перевозок пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажиров в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставляет багаж в пункт назначения и вы­дать уполномоченному на получение багажа лицу, пассажир обязуется уплатить установленный тариф за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. В заключение договора перевозки пассажира удос­товеряется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Заключение договора перевозки груза подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Товарно-транспортная на­кладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит сведения об исполнении договора. Товарно-транспортная накладная является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транс­портной работы и расчетов за перевозки. Также ос­новным перевозочным документом является путевой лист, который определяет показатели технической работы подвижного состава и водителя, статистичес­кой отчетности, начислений заработной платы води­теля, расчетов за перевозки грузов.

Общие положения лицензирования перевозочной деятельности.

Переход к рыночным отношениям потребовал прин­ципиально новых форм государственного регулиро­вания деятельности транспортного комплекса и бо­лее развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользо­вания, ведомственного, кооперативного, частных вла­дельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных изздержках. Однако свобода пред­принимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следователь­но, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью опреде­ленного вида. Ее задачами являются:

Контроль за исполнением перевозчиками транспорт­ного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов;

Снижение транспортных издержек в народном хозяй­стве;

Защита интересов потребителей транспортных услуг;

Стимулирование деятельности перевозчиков, направ­ленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сер­висного обслуживания организацией населения;

Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкурен­ции;

Регулирование количества и структуры подвижного состава;

Уменьшение вредного воздействия транспорта на ок­ружающую среду;

Снижение аварийности на транспорте;

Обеспечение необходимого профессионального уров­ня работников транспорта.

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомо­бильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной вла­сти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями в связи с осуще­ствлением лицензирования отдельных видов деятель­ности. При этом принимаются следующие основные понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществ­ление конкретного вида деятельности при обяза­тельном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юри­дическому лицу или индивидуальному предприни­мателю;

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельнос­ти, на осуществление которого на территории Рос­сийской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

Лицензирование - мероприятия, связанные с пре­доставлением лицензий, переоформлением доку­ментов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицен­зий, аннулированием лицензий и контролем лицен­зирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирова­ния следующих видов деятельности при осуществ­лении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

а) перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспор­том, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предприни­мателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Мини­стерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый ли­цензируемый вид деятельности предоставляется соот­ветствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов авто­мобильным транспортом являются:

а) выполнение требований, установленных феде­ральными законами и иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации в области лицензи­руемого вида деятельности;

б) соответствие автотранспортных средств, заяв­ленных для выполнения перевозок, в том числе нахо­дящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспор­том и допуска автотранспортных средств к эксплуа­тации;

в) соответствие индивидуального предпринимате­ля и работников юридического лица квалификаци­онным требованиям, предъявляемым при осуществ­лении соответствующих перевозок автомобильным транспортом;

г) наличие в штате юридического лица должност­ных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствую­щей должности.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то