Расчет страховых взносов на государственное социальное страхование. Начислены страховые взносы (бухгалтерская проводка)

Смешко Любовь Владимировна

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на счете 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” . Данный вопрос затрагивает интересы каждого работника. Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах. Подготовлен практический материал для расчетов по листам нетрудоспособности. Имеется информация действующая и перспективная по начислению пособий. Работа может быть использованы для самостоятельного изучения темы другими студентами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение…………………………………………………………………...3-4

1. Виды и принципы социального страхования

и обеспечения……………………………………………………………5-11

2. Нормативные документы……………………………………………...12

3. Учет расчетов по социальному страхованию

и обеспечению………………………………………………………….13-19

4. Практическая часть………………………………………………...20-21

5. Новое в социальных выплатах……………………………………22-23 6.Заключение…………………………………………………………..24-25

7. Список использованной литературы………………………………..26

8. Список сокращений…………………………………………………….27

9. Приложения……………………………………………………………..28

Введение

В наше время в условиях нестабильной экономики, когда происходят всевозможные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы большое значение приобретают социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование.

Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан Российской Федерации: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.

Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.). Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению по праву занимает одно из важных мест во всей системе учета организации, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он напрямую связан с интересами каждого.

Предметом исследования данной работы является государственное регулирование по социальному страхованию и обеспечению. Целью данной работы является рассмотрение ведения бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть социальную политику государства; изучить деятельность фондов и выплачиваемые ими пособия; охарактеризовать счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; самостоятельно произвести расчеты с применением счета 69.

При выполнении работы буду использовать : учебник Бухгалтерский учет /В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова - 2012г., нормативные документы и интернет .

1.Виды и принципы социального страхования и

обеспечения

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеря кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

У страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

У страховщика — с момента регистрации страхователя;

У застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

У лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

Страховые взносы:

Дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Штрафные санкции и пени;

Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

Другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

В 2012 году ставки страховых взносов (так называемые тарифы страховых взносов) для всех категорий плательщиков (за исключением отдельных категорий льготников) установлены в следующих размерах:

Для выплат, не превышающих 512 000 руб. в год:

Пенсионный фонд - 22% (ПФ 2012);

Фонд социального страхования - 2,9% (ФСС 2012);

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 % (ФФОМС 2012).

Таким образом, при сложении, совокупный процент ставки страховых взносов в 2012 году, для выплат, не превышающих 512 000 рублей, составляет - 30%.

С выплат работнику превышающих 512 000 руб. с начала года, установлена дополнительно, в сравнении с 2011 годом, ставка страхового взноса в Пенсионный фонд в размере 10%;

В ФСС и ФФОМС страховые взносы не начисляются.

Пониженные ставки страховых взносов на 2012 год установлены для отдельных льготных категорий плательщиков (только на выплаты в пределах 512 000 рублей, в год, на каждого работника):

На 2012 год ставка страховых взносов в размере 20,2% установлена для:

Организаций и ИП применяющих единый сельскохозяйственный налог и сельскохозяйственные товаропроизводители не перешедшие на ЕСХН;

Плательщиков взносов производящих выплаты в пользу инвалидов, в части этих выплат

-«Инвалидные» организации и созданные ими социально ориентированные учреждения.

Ставка в размере 27% применяется при выпуске (издании) в свет средств массовой информации.

2.Нормативные документы

1. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 “О Фонде социального страхования Российской Федерации” (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.).

4. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) .

5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

7. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»;

8. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РФ».

3.Учет расчетов по социальному страхованию и

обеспечению

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,

69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69/1 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69/2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69/3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

Счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации (20,23,25,26 и т.д.);

Счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" — в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
корреспондирует со счетами:

по дебету

по кредиту

50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
70 Расчеты с персоналом по оплате труда

08 Вложения во внеоборотные активы
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на продажу
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
91 Прочие доходы и расходы
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки

По кредиту этого счета показывается задолженность организации перед органами социального страхования и обеспечения граждан. Эта задолженность формируется за счет средств предприятия.

При этом дебетуются счета, на которых отражено начисление оплаты труда или счет 99 "Прибыли и убытки" (в части пеней и штрафов).

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" обычно имеет кредитовое сальдо, которое означает задолженность организации, а может иметь и дебетовое сальдо, которое означает задолженность органов социального страхования и обеспечения перед предприятием. Дебетовое сальдо обычно возникает по расчетам по социальному страхованию, когда сумма взносов, причитающихся с предприятия, оказывается меньше сумм, выплачиваемых работникам за счет платежей на социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и т.п.)

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учет расчетов у индивидуального предпринимателя ведется следующим образом: если у предпринимателя есть наемные работники, то он, так же как и организации, должен платить взносы с их выплат. В данном случае он выступает как работодатель (в качестве "лица, производящего выплаты физическим лицам" .

Плательщиками страховых взносов являются ...
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) ;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели , адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Временные базовые (нельготные) тарифы, предусмотренные для работодателей, в 2012 г. при выплатах, не превышающих 512 000 руб. на каждого работника, составляют в общей сумме 30%: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1% . Работодатели-упрощенцы, ведущие льготные виды деятельности, на выплаты работникам начисляют только взносы в ПФР по тарифу 20%.

Одновременно предприниматель - еще и лицо самозанятое. Ведь он сам организует свой бизнес. И получает за это не зарплату, а прибыль (оставшуюся после оплаты всех расходов и уплаты налогов). С целью упрощения для него (как и для других самозанятых лиц, к примеру, нотариусов, адвокатов и частных детективов) придуманы фиксированные страховые взносы. Размер этих взносов равен стоимости страхового года, которая определяется по такой формуле: Стоимость страхового года = МРОТ на 1 января x Тариф страхового взноса в соответствующий внебюджетный фонд x 12.

Пониженные тарифы страховых взносов, а также "переходные" тарифы предприниматель может применять только в качестве работодателя. При расчете стоимости страхового года постоянные базовые тарифы страховых взносов: в ПФР - 26%, в ФФОМС - 5,1% (обязательные взносы в ФСС "за себя" предприниматели не платят). Предприниматель не может применять пониженные тарифы при расчете фиксированных взносов "за себя".

И на эти тарифы никак не влияет ни вид деятельности, которым занимается предприниматель, ни его доходы, ни то, по каким тарифам он должен облагать выплаты своим наемным работникам.
Поэтому суммарный тариф страховых взносов, предусмотренных для предпринимателей при расчете взносов "за себя", остался в 2012 г. таким же, каким был и в 2011 г.: 31,1%. Разница лишь в том, что в 2011 г. взносы на обязательное медицинское страхование надо было платить в два разных фонда (в Федеральный ФОМС - 3,1%, в территориальный ФОМС - 2%), а в 2012 г. все 5,1% взносов на медицинское страхование надо перечислять в Федеральный ФОМС.
С учетом того что МРОТ на 01.01.2012 равен 4611 руб. (а МРОТ на 01.01.2011 был 4330 руб.), сумма фиксированных страховых взносов предпринимателей "за себя" выросла в 2012 г. на 1048,69 руб. ((4611 руб. - 4330 руб.) x 12 мес. x 31,1%).

Аналитический учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению при журнально-ордерной форме ведется в ведомостях в разрезе субсчетов, итоговые данные в конце месяца переносятся в журнал-ордер № 10/2. В журнале-ордере систематизируются по счету суммы оборотов в разрезе корреспондирующих счетов. По кредиту счета записывают начисленные суммы в пользу органов социального страхования и обеспечения с подразделением по объектам, куда отнесены расходы на социальные нужды. Ежемесячно после взаимопроверки с другими регистрами бухгалтерского учета итоговые данные в целом и по корреспондирующим счетам переносят в Главную книгу (смотреть схему).

При организации учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» используется также автоматизированная форма учета.

Журнально-ордерная форма учета

4.Практическая часть

При выполнении практической части курсовой, я произвела расчеты по начислению пособия по временной нетрудоспособности, взяв за пример ситуацию, когда я или мои однокурсники по учебе, окончив техникум и устроившись на работу, заболели.

Пример1. Брехова Екатерина. Общий страховой стаж Кати 5 лет. Имеет перерыв в трудовом стаже более двух лет, так как не работала в 2010-2011гг.

В связи с тем, что Катя не работала два предыдущих года перед годом начисления пособия, то размер пособия рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда (один МРОТ) - 4611 рублей.

4611 рублей / 730дней х 60% х 8(количество дней больничного) = 303рубля 19 копеек (сумма пособия). На долю организации приходится 113 рублей 69 копеек: (303 рубля 19копеек / 8дней х 3дня) = 113-69 , а на долю фонда 189 рублей 50 копеек: (303-19 - 113-69) = 189-50.

Пример 2. Мальцев Иван. Не имеет страхового стажа.

Так как Иван не имеет страховой стаж, то размер пособия не должен превышать больше 4611 рублей (один МРОТ). 4611 рублей / 730 дней х 60% х11(количество дней больничного) = 416рублей 88 копеек (сумма пособия). Организация выплачивает 113 рублей 69копеек: (416рублей 88копеек / 11дней х 3дня) = 113-69, а 303рубля 19 копеек выплачивает фонд: (416-88 - 113-69) = 303-19.

Пример3. Саришвили Алена. Не имеет страхового стажа.

Так как Алена не имеет страховой стаж, то размер пособия не должен превышать больше 4611 рублей (один МРОТ). 4611 рублей / 730 дней х 60% х14(количество дней больничного) = 530-58 рублей (сумма пособия). На долю организации приходится 113 рублей 70 копеек: (530 рублей 58 копеек / 14дней х 3дня) = 113-70, а на долю фонда 416 рублей 88 копеек: (530 рублей 58 копеек - 113 рублей 70 копеек) = 416-88 .

Пример 4. Смешко Люба. Общий страховой стаж Любы 9 лет 11 месяцев. Имеет перерыв в трудовом стаже более двух лет, так как не работала в 2010-2012 гг. В связи с тем, что Люба не работала два предыдущих года перед годом начисления пособия, то размер пособия рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда (один МРОТ) - 4611 рублей. 4611 рублей / 730дней х100% х21(количество дней больничного) = 1326 рублей 45 копеек. На долю организации приходится 189 рублей 49 копеек: (1326 рублей 45копеек / 21день х 3дня) = 189- 49, а на долю фонда приходится 1136рублей 96копеек: (1326 рублей 45 копеек - 189 рублей 49 копеек) = 1136-96.

Операции оформляются следующими проводками:

Д69/1 К70 - начислена сумма пособия

Д51 К69/1 - получена сумма пособия из фонда на расчетный счет

Д50 К51 - переведена сумма пособия в кассу

Д70 К50 - выдача пособия.

5.Новое в социальных выплатах

В России:

С 2013 года начнут выплачивать новое ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей в размере 7 000 рублей! Данное пособие будет выплачиваться не по всей России, а только в тех регионах, где показатели по рождаемости ниже общероссийских

Новое ежемесячное пособие будет выплачиваться семьям, где родился третий или последующий ребенок, но при этом средний доход на каждого члена семьи будет ниже среднего по данному региону. Те же семьи, которые войдут в число получателей пособия, будут получать его до исполнения ребенком трех лет.

Однако это средний размер пособия. Он может быть увеличен или уменьшен в каждом регионе. Зависеть размер пособия будет от установленного прожиточного минимума ребенка в регионе. Прожиточный минимум каждый год рассчитывается и может меняться, поэтому размер получаемого пособия будет так же меняться в течение трех лет.

Так как прожиточный минимум в некоторых регионах существенно отличается друг от друга, то предполагается, что размер ежемесячного пособия за третьего ребенка в 2013 году будет от 6 000 рублей и доходить местами до 11 000 рублей.

В Пермском крае:

Законодательное собрание Пермского края приняло изменения в закон N 683-ПК "Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пермском крае", предусматривающие увеличение выплат приемным родителям.

Если сегодня они ежемесячно получают на каждого ребенка 2,5 тысячи рублей, то с 2013 года приемные семьи будут получать за каждого приемного ребенка уже по пять тысяч рублей. Эта сумма будет увеличена еще в два раза, если семья воспитывает ребенка-инвалида. Если в семью приняли ребенка в возрасте до трех лет, сумма выплат увеличится на 50 процентов.

В настоящее время действует законопроект "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающий выплаты многодетным матерям 100 тысяч рублей на улучшение жилищных условий.

Для получения права на дополнительный материнский капитал необходимо быть гражданами России и жителями Пермского края на протяжении последних пяти лет. Так же дополнительный материнский капитал положен при рождении третьего или последующего ребенка. Дополнительный МК выплачивается семье только один раз. Рождение ребенка должно быть в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. Воспользоваться им можно только по истечению 2 лет, после появления права на региональный материнский капитал.

Материнский капитал можно потратить только на улучшение жилищных условий. Под улучшением считается и его строительство, и реконструкция, и ремонт, и также приобретение нового.

6.Заключение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

Работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Принципы налогообложения должны быть следующими:

Всеообщность;

Справедливость;

Определенность;

Удобность;

Сроки платежа;

Способность к взиманию и удобства для плательщика;

Обеспечение достаточности и подвижности налогов.

Доходная часть государственных внебюджетных фондов формируется за счет целевых отчислений. Источник отчислений - ВВП, тарифы, страховые взносы, зависящие от оплаты труда и включаемых в себестоимость.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” и затрагивает интересы каждого работника. Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах.

Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации.

Список использованной литературы :

1.Бугалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Изд. 15-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д:Феникс,2012..

2.ua.coolreferat. com›.

3. dip-ref.ru›.

4. twirpx.com ›.

5. 5ballov.qip.ru ›.

6. claw.ru›a-economics/35847.htm

7. Закон Пермского края «О дополнительной мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Список сокращений

РФ - Российская Федерация

ФСС - фонд социального страхования

ФОМС - фонд обязательного медицинского страхования

ПФР - пенсионный фонд Российской Федерации

ФЗ - федеральный закон

МРОТ - минимальный размер оплаты труда

ВВП - внутренний валовой продукт

Приложения

Начислены страховые взносы — проводка этих операций в бухучете подтверждает наличие расходов по удержанию взносов с зарплаты сотрудников. В данной статье приведена информация о бухгалтерских проводках при начислении и уплате страховых взносов.

Для чего нужны внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды создавались для обеспечения сбора и расходования средств по определенным направлениям. Формирование и расходование денежных средств фондами регламентируется основополагающими документами:

  • Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ;
  • Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС) формируются в основном за счет поступающих от организаций страховых взносов. Они созданы для выполнения определенных социальных задач (выплат пенсий, пособий по болезни и других).

Начисление страховых взносов во внебюджетные фонды

Начисление взносов производят одновременно с расчетом зарплаты и других выплат работникам по результатам их труда. При этом учитывают:

  • ставки взносов;
  • требования к их начислению;
  • положения по их применению.

Следует также учесть требования налогового законодательства по пеням и штрафам, возникающим при неправильном начислении взносов.

Согласно приказу Минтрудсоцзащиты от 10 декабря 2012 года № 580н сумму страховых взносов, перечисляемых в ФСС, можно уменьшить. Для этого нужно обратиться в ФСС с заявлением, где указать, на какие предупредительные мероприятия требуется денежные средства.

Работодателям необходимо вести учет взносов по всем фондам.

Для получения сведений о взносах счет 69 «Расчеты по социальному страхованию» подразделяют на три субсчета, а именно:

  • 69.1 — сведения о перечислениях в ФСС;
  • 69.2 — сведения о перечислениях в ПФР;
  • 69.3 — сведения о перечислениях в ФФОМС.

Субсчет 69.1 дополнительно разбивают на счета второго порядка (69.1.1 — соцстрахование; 69.1.2 — страхование от травматизма) или используют дополнительный субсчет счета 69 (например, 69.11) для учета взносов на травматизм.

Такая группировка по счетам позволяет отслеживать все перемещения денежных средств по каждому из фондов. После 2014 года подразделение субсчетов 69.2 и 69.3 на дополнительные уже не требуется в связи с изменением законодательства.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона 212-ФЗ на счета ПФР поступают взносы не только в ПФР, но и в ФФОМС. ПФР обеспечивает контроль правильности исчисления взносов по РСВ-1 и их своевременное поступление. ПФР и ФФОМС осуществляют обмен информацией по взносам.

Обратите внимание: в ходе проверок налоговики будут сличать учетные данные счета 69 с показателями карточек по начислению страховых взносов, главной книгой, РСВ-1 (распоряжение правления ПФР от 3 февраля 2011 года № 34р).

Проводки при начислении страховых взносов

При начислении взносов фирмы делают проводку по ним, относя начисленные суммы на те же счета, на которые попадает относящаяся к ним заработная плата: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Если в организации используют для учета затрат несколько счетов, то страховые взносы будут распределены между счетами так же, как и заработная плата.

При уплате взносов в ПФР страхователи, не проведшие аттестацию рабочих мест или сделавшие ее до 2014 года по ныне не действующим правилам, применяют дополнительный тариф 9%, если они используют трудящихся на подземных работах или в цехах с вредными условиями производства, и 6%, если выполняются работы, оговоренные в пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По результатам проведения специальной оценки производства ставка доптарифа может быть изменена. Предельная величина базы для применения доптарифа не установлена, поэтому он будет начисляться весь расчетный период.

При начислении взносов в фонды делают проводки, в которых по дебету указывают счет учета затрат, а по кредиту - субсчета счета 69 для соответствующих взносов в каждый из фондов. Так, например, начисление взносов в ПФР отражается проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 69.2. Аналогично оформляют проводки и для других фондов.

В проводках не используют счет 70, поскольку страховые взносы с зарплаты сотрудников не удерживают.

Перечислены взносы: какие делают проводки

Перечисление страховых взносов производят ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления (п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При перечислении денежных средств на оплату взносов по дебету указывают номер субсчета соответствующего фонда, а по кредиту — счет 51, на котором отражают расчетные счета фирмы. Проводка по уплате взносов (на примере пенсионного фонда) следующая: Дт 69.2 Кт 51. Аналогично делают проводки и для других субсчетов каждого из фондов.

Перечисление страховых взносов по каждому из фондов должно проводиться отдельными платежными поручениями (п. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При уплате взносов в фонды нужно обратить особое внимание на сроки их оплаты. За несвоевременное перечисление страховых взносов организациям начисляют пени. Пени рассчитывают за каждый день просрочки оплаты со дня, следующего за сроком оплаты (п. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ), по день уплаты включительно. Величину процента пени берут из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (п. 6 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). С 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, и ее величина стала больше.

Если организация не представила также и расчет по взносам в соответствующий фонд, то дополнительно будет выписан штраф. Он составит 5% (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ) за каждый месяц просрочки. Его рассчитывают от суммы начисленных взносов за последние 3 месяца. Максимальный штраф — 30% от этой суммы, минимальный — 1 000 руб.

Проводкой при начислении штрафа или пени будет Дт 91 Кт 69.1. Здесь использован счет 91 «Прочие доходы и расходы». Правда, существует другое мнение, что в этом случае нужно использовать счет 99. Выбор счета зависит от принятого в бухучете порядка учета таких расходов, закрепленного в учетной политике организации.

Разобраться с тем, какой именно счет следует применять для начисления пеней по взносам, вам поможет материал

Начисленные пени и штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

О том, какие санкции и штрафы предусмотрены за неуплату взносов, см. материал

Когда бухгалтеру нужно начислить пособие по временной нетрудоспособности из средств фонда социального страхования, используют проводку: Дт 69.1.1 Кт 70 (для обычного больничного) или Дт 69.1.2 (69.11) Кт 70 (для пособия в связи с производственной травмой).

С 2011 года изменился порядок расчета этого пособия. Первые 3 дня его оплачивает организация, остальные — ФСС. Для расчета используют данные о заработке за 2 года до наступления страхового случая. Сумма пособия за календарный месяц не должна быть меньше МРОТ (6 204 руб. в 2016 году).

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников обязаны не только выдавать им заработную плату, но и совершать перечисления во внебюджетные фонды, которые ложатся дополнительным грузом расходов. Чтобы отразить совершенные начисления и выплаты, необходим правильно поставленный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, ведение которого – задача бухгалтера компании или самого бизнесмена.

Отчисления на социальное страхование сотрудников включают три позиции:

  • Перечисления в ПФР – из этих сумм формируется будущая пенсия работников. Ежемесячно ООО или ИП оплачивает 22% от заработной платы персонала.
  • Взносы в ФОМС – финансирование программ государственной медицинской помощи. Их доля установлена на уровне 5,1% от фонда оплаты труда.
  • Перечисления в ФСС – из этих средств формируется резерв, направляемый впоследствии на оплату листков нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам. Они установлены на уровне 2,9% от ФОТ.

Расчеты по социальному страхованию и их необходимость оговорены в 212-ФЗ. В совокупности они составляют 30% от общей заработной платы персонала.

Дополнительно организации и частные предприниматели перечисляют в ФСС взносы на страхование, связанное с несчастными случаями на предприятии и профессиональными болезнями. Их ставка варьируется для представителей разных профессией и составляет 0,2-8,5% от оклада. Она зависит от уровня риска, присущего конкретного виду деятельности, и определяется исходя из наиболее доходной для юридического лица специальности.

Учет расчетов по социальному страхованию: правила и порядок

Для отображения платежей, направляемых в ИФНС и фонды, в бухгалтерском учете выделен специальный счет – 69. Для удобства контроля и аналитики он дробится на отдельные субсчета:

  1. 69.01 – взносы в связи с временной нетрудоспособностью и материнством;
  2. 69.02 – перечисления в Пенсионный фонд. В существующей бухгалтерской практике он подразделяется на две категории:
    1. 69.02.7 – обязательная часть пенсии;
    2. 69.02.6 – отражение дополнительных взносов, положенных за сотрудников, чьи условия работы признаются вредными или опасными;
  3. 63.03 – платежи в ФОМС;
  4. 69.11 – отчисления в ФСС на случай травматизма.

Если фирма осуществляет дополнительные добровольные перечисления на формирование накопительной части пенсии, она может открыть новый субсчет – 69.04.

По дебету 69 счета отражается:

  • перечисления рассчитанных в соответствии с законодательством взносов;
  • выплаты при наступлении страховых случаев, возмещаемые из средств ФСС;
  • излишне уплаченные суммы.

Уплата страховых взносов отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Д 69 – К 51.

По кредиту 69 счета отражаются начисления страховых взносов. По дебету они корреспондируют со счетами учета затрат: 20, 23, 25, 26 и т.д.

Бухгалтер использует следующие проводки:

  • Д 20 – К 69 – начислены взносы за рабочих основного производства;
  • Д 23 – К 69 – определены отчисления за сотрудников вспомогательных производств;
  • Д 26 – К 69 – начислены предстоящие платежи за административный персонал;
  • Д 44 – К 69 – определен размер взносов за менеджеров по продажам.

Если начисленная сумма взносов равна уплаченной, дебет аналогичен кредиту, и сальдо по 69 счету обнуляется. Наличие положительного остатка свидетельствует, что компания или ИП не доплатила по имеющимся обязательствам.

Когда имеющуюся недоимку обнаружат контролирующие органы, фирма будет обязана погасить долг перед бюджетом и уплатить пени. Для их отражения используются следующие проводки:

  • Д 99 – К 69 – начисление;
  • Д 69 – К 51 – перечисление в бюджет.

Отрицательное сальдо на 69 счете указывает, что организация или ИП переплатила по обязательствам. Излишнюю оплату можно вернуть из государственной казны. Эта операция будет отображена в бухгалтерском учете проводкой: Д 51 – К 69.

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению: пример

Сотрудники основного производства ООО «Ромашка» получили совокупную заработную плату в размере 100 000 руб. Как бухгалтер должен провести выплату оклада и перечисление всех причитающихся бюджетных платежей?

Чтобы произвести начисления, необходимо сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 70 на сумму 100 тыс. руб. – начисление заработной платы.

Д 20 – К 69.01 на сумму 2,9 тыс. руб. (100 000* 2,9%) – начисление взносов ФСС.

Д 20 – К 69.02.7 на сумму 22 тыс. руб. (100 000* 22%) – начисление платежей ПФР.

Д 20 – К 69.03 на сумму 5,9 тыс. руб. (100 000* 5,9%) – начисление взносов ФОМС.

Д 20 – К 69.11 на сумму 200 руб. (100 000* 0,2%) – начисление взносов в ФСС по травматизму. Для простоты принимаем, что на производстве ООО «Ромашка» условия труда подразумевают минимальный риск, соответствующий тарифу 0,2%.

Следующий этап – фактическое перечисление зарплаты персоналу и погашение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Бухгалтер делает следующие проводки:

Д 70 – К 68.01 на сумму 13 тыс. руб. – удержание подоходного налога из зарплаты персонала.

Д 70 – К 51 (50) на сумму 87 тыс. руб. (100 – 13) – выплата заработной платы сотрудникам безналичным перечислением или из кассы организации.

Д 68.01 – К 51 на сумму 13 тыс. руб. – компания уплатила подоходный налог в государственный бюджет.

Д 69.01 – К 51 на сумму 2,9 тыс. руб. – перечислены взносы ФСС.

Д 69.11 – К 51 на сумму 200 руб. – перечислены взносы на случай травматизма.

Д 69.02.7 – К 51 на сумму 22 тыс. руб. – выплачены взносы на формирование страховой части пенсии.

Д 69.03.1 – К 51 на сумму 5,9 тыс. руб. – перечислены взносы на обязательное медицинское страхование.

Приведенный пример актуален для организации. ИП не ведут бухгалтерский учет, но обязательно рассчитывают в ежемесячном порядке суммы страховых взносов, уплачивают по установленным реквизитам и отражают в составе расходов в Книге учета доходов и расходов.

Срок уплаты взносов установлен НК РФ не позднее 15-го числа месяца. Для каждого обязательства бухгалтер формирует отдельную платежку. С 01.01.2017 г. получателем всех взносов, кроме травматизма, является налоговая инспекция. Если есть вопросы относительно реквизитов, их можно задать в «своем» отделении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Начисление страховых взносов: проводки, особенности

Страховые взносы в бухгалтерском учете ежемесячно начисляют только организации-работодатели в том месяце, к которому относятся взносы.

Страховые взносы с отпускных начисляются вместе с ними же. Согласно ТК РФ, отпускные должны быть выданы работнику не позднее, чем за три дня до начала отдыха. А значит, страховые взносы на всю сумму отпускных должны быть начислены в тот же момент, что отпускные, даже если отпуск начался в одном отчетном периоде (расчетном периоде), а закончился в другом.

Для учета страховых взносов планом счетов предусмотрен 69 счет и субсчета к нему. К субсчетам первого порядка открывают субсчета второго порядка, чтобы отдельно выделить взносы в ПФР, в ФФОМС, а также взносы в ФСС на случай болезни и материнства, и взносы от несчастных случаев на производстве. Начисленные взносы отражают по кредиту этих субсчетов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат:

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «ОПС» — начислены взносы в ПФР;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты с федеральным ФОМС» — начислены взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» — начислены взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и материнства;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» — начислены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.

Отражение уплаты страховых взносов

Уплаченные взносы отражаются по дебету субсчетов счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетный счет»:

Дебет 69 субсчет «ОПС» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы в ПФР на страховую часть пенсии;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы в ФФОМС;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и материнства;

Дебет 69 «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.

Налоговый учет страховых взносов

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, в том числе:

«Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса».

В ст. 270 НК РФ не содержится положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 НК РФ.

Таким образом, расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании п.1 ст. 264 НК РФ.

Особенности учета страховых взносов при УСН и- других спецрежимах

Страховые взносы уменьшают базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением специального налогового режима на всю сумму взносов , в следующих случаях:

  • ИП применяет УСН и/или ЕНВД и не производит выплаты в пользу физических лиц;
  • Компания применяет УСН с базой «доходы минус расходы».

50% страховых взносов принимаются к уменьшению суммы налога, уплачиваемого в связи с применением спецрежима в следующих случаях:

  • УСН на ставке 6%,
  • ЕНВД.

Стоимость патента страховые взносы не уменьшают.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов

С 31 марта 2014 года при перечислении текущих налогов и взносов в поле 22 УИН проставляется 0. С пустым полем 22 платежное поручение в банке не будет исполнено.

В поле 101 платежек по взносам и в ПФР и в ФСС проставляется статус 08. В полях 106, 107, 108, 110 при уплате страховых взносов проставляют 0.

Особый порядок в поле 8 для ИП, где теперь указывается адрес ИП через //.

Особое внимание нужно обратить на заполнение поля «КБК». Из-за ошибки в этом реквизите платеж может вернуться обратно на расчетный счет отправителя, либо страховые взносы могут быть зачислены неправильно или оказаться на невыясненных платежах. В этих случаях сроки уплаты взносов, скорее всего, могут быть нарушены.

Штрафы и пени по страховым взносам

Согласно ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени за каждый день просрочки, из расчета 1/300 ставки рефинансирования.

Неустойка по страховым взносам законодательно не предусмотрена, а вот штрафы весьма значительны. Вашу компанию могут оштрафовать за то, что вы не успели в срок зарегистрироваться во внебюджетных фондах или предоставили отчетность по страховым взносам с опозданием, или по неустановленной форме. Это не исчерпывающий перечень для штрафа компании, который может выписать внебюджетный фонд.

Уплата страховых взносов в 2016 году

Страховые взносы во внебюджетные фонды уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления. Если день уплаты приходится на выходной или праздничный день, то срок переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. С 1 января 2015 г. Начисление и уплата страховых взносов производится в рублях и копейках (п.5 и п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Актуальные вопросы по теме страховых взносов

Какие счета в учете идеально подходят для добровольных страховых взносов? Через какой счет и в каких ситуациях лучше проводить штрафы — 91 или 99? В корреспонденции с каким счетом учитывают внезапно обнаружившуюся переплату во внебюджетный фонд? Где отражается разница, возникающая за счет того, что начисление страховых взносов происходит в рублях и копейках, а уплата только в полных рублях?

На эти вопросы ответит онлайн-курс «Страховые взносы: начисление и подготовка отчетности ». Для клиентов Контур.Бухгалтерии действует скидка на курс в 40%.

Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета, расчета зарплаты и отправки отчетности через интернет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то