Что анализируется при проверке уточненной декларации? Уточненная декларация во время камеральной проверки

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями .

Обязанность представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию установлена при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Если же ошибка не привела к занижению суммы налога, налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию ( , ).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив блок " " .

Максимальных сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, не содержит. Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (в том числе, ранее чем за три года). Аналогичный вывод представлен в , а также в , .

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

То есть избежать ответственности по возможно, если до момента подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени и налоговые органы при этом не выставляли требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений, связанное с обнаружение ошибки, приводящей к увеличению суммы налога к доплате.

В рамках выездной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае ():

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

То есть избежать ответственности по можно, если уточненная налоговая декларация подана после истечения срока уплаты налога но до момента, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период () (то есть до даты ознакомления с решением руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки) недостающая сумма налога и соответствующие ей пени уплачены до момента представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, не считаются выполненными условия освобождения в случае, когда уточненные декларации представлены в период проведения выездной налоговой проверки.

Правомерность такого подхода подтверждается и судебной практикой (например, ).

Иные обстоятельства, влияющие на привлечение к ответственности по при подаче уточненных деклараций

Представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней в рамках выездной (камеральной) проверки могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция в свою очередь может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

На то, что подача уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указано в , .

Возможность освобождения от налоговой ответственности, установленной , предусмотрена только при соблюдении налогоплательщиком всех перечисленных указанной нормой условий. Невыполнение одного из условий (например, в случае неуплаты пеней) может послужить основанием для привлечения налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) к ответственности. На это обстоятельство обратил внимание ( , ).

Условия, освобождающие от ответственности, считаются соблюденными, если у плательщика налога на дату представления уточненной декларации имеется переплата в достаточном размере для уплаты налога.

На момент подачи уточненных деклараций у организации имелась переплата по налогу, вследствие чего налогоплательщик посчитал исполненной обязанность по его уплате за соответствующие периоды. Но поскольку налогоплательщик предоставил уточненную декларацию уже в ходе выездной проверки, инспекция сделала вывод о несоблюдении им требований , а следовательно, об отсутствии оснований для освобождения его от налоговой ответственности по . Налоговый орган указал: уточненные декларации поданы в связи с совершением налогоплательщиком ошибок при исчислении налога, что образует объективную сторону правонарушения, указанного в . При этом единственным обстоятельством, послужившим основанием для привлечения общества к ответственности, явилась подача уточненных деклараций, в которых сумма налога к уплате указана в большем размере, чем в предыдущих декларациях.

Однако суд не согласился с выводами налоговых органов. Как указали арбитры, налогоплательщик, представляя уточненные декларации, исполнял обязанность, установленную . Само по себе несоблюдение правил не образует самостоятельного состава налогового правонарушения и не освобождает инспекцию от обязанности доказывать вину налогоплательщика.

А сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, не свидетельствует о занижении налоговой базы либо об иных неправомерных действиях налогоплательщика.

Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюжетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной , только при соблюдении им условий, определенных .

В случае представления нескольких уточненных деклараций возможность привлечения к ответственности должна исходить из сравнения первичной и последней уточненной деклараций.

Судебная практика по данному вопросу - :

Принимая решение, арбитражные суды руководствуются правовой позицией Пленума ВАС, изложенной в ( ( отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра в порядке кассационного производства)).

Пленум ВАС указал (п. 19): при применении положений следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного . В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени. По смыслу взаимосвязанных положений , занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной , в случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • на дату окончания срока уплаты налога за налоговый период (за который инспекцией начисляется недоимка) у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
  • на момент вынесения ИФНС решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Отметим, если при указанных условиях размер переплаты был меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

На необходимость учета налоговыми инспекциями приведенной выше правовой позиции Пленума ВАС указывает ФНС в .

Уточненная декларация в рамках камеральной налоговой проверки.

При представлении уточненной декларации камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка вновь поданной декларации ().

Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС или акциза ().

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Также данная позиция отражена в , в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано , в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано , .

Требование утрачивает свою силу и в том случае, если выставлено оно налогоплательщику по истечении трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку ( . Тем не менее возможность истребовать документы по истечении данного срока у налоговых органов имеется.

Если по итогам камеральной проверки будут выявлены факты налоговых правонарушений (зафиксированные в соответствующем акте), налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в рамках которых и истребовать необходимые документы. Кроме того, в силу документы могут быть истребованы относительно конкретной сделки.

Уточненная декларация в рамках выездной налоговой проверки.

Из общего правила об ограничении выездной проверки 3 календарными годами, предшествующими году проверки, предусмотрено исключение. На основании в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Кроме того, условие об ограничении срока проверки не учитывается при повторных выездных проверках, если в представленных уточненных налоговых декларациях сумма налога корректируется в сторону уменьшения ().Как разъясняется налоговой службой, положения применимы лишь в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация. , письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@ " ".

Иными словами, период проверки мог бы быть увеличен, если, к примеру, уточненные декларации были представлены в 2014 году за 2010 год. В таком случае должностные лица налогового органа, проводящие проверку, могли бы проверить еще 2010 год.

Согласно которым организациям больше не придется представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и в налоговую инспекцию, и в "статистику". Правда, одновременно исчезнет и возможность сдавать бухотчетность на бумаге.

Уточненная декларация во время камеральной проверки

Если вы сдаете уточненку с увеличенной суммой налога в ответ на полученное из ИФНС требование о представлении пояснени приложение № 1 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ , высланное вам в рамках камеральной проверки сданной отчетности, то штрафа за неуплату налога не будет. Ведь факт обнаружения ошибки и занижения налога фиксируется в акте, составляемом по итогам проверки. А в рассматриваемой ситуации акт еще не оформлялся. Только не забудьте до подачи корректирующей декларации доплатить недоимку и соответствующую сумму пеней.

Акт камеральной проверки и уточненная декларация

Если же вы сдали первоначальную декларацию, а затем в течение 3 месяцев сами обнаружили какие-то ошибки, то последствия будут зависеть от того, вручался ли вам акт по итогам проверки или нет:

  • если акт вам еще не вручался, то налоговики просто прекратят проверку первоначальной декларации и начнут проверять уточненк уп. 9.1 ст. 88 НК РФ . Это касается проверок всех деклараций, кроме деклараций на возмещение по НДС и акциза мПисьма ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@ (п. 3) , от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (пп. 3, 5) . А суды соглашаются даже с тем, что при подаче уточненки по НДС на возмещение до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации эта проверка должна быть прекращен аПостановление ФАС ЗСО от 07.04.2014 № А03-11887/2013 . То есть штрафовать вас за ошибки, исправленные путем подачи уточненки до вручения акта, инспекторы не должны. Ведь выявленные ими нарушения на момент подачи уточненки нигде не зафиксированы и формальные требования для освобождения от ответственности выполнены;
  • если же акт вам уже вручили, то инспекция обязана вынести решение по итогам проверки первоначальной деклараци и

При проведении проверки уточненной налоговой декларации анализируется вся информация, которая есть у контролеров. Сюда относятся и данные первоначальной декларации, и все поданные документы, а также имеющиеся у инспекторов сведения. В каком порядке налоговики будут проверять уточненку, какие нюансы ее подачи нужно учитывать, разберем подробнее.

Что смотрят контролеры при проведении налоговой проверки уточненки?

Уточненную декларацию по любому налогу контролеры будут анализировать по нескольким направлениям. Во-первых, оценят, как изменилась сумма налога, увеличилась или уменьшилась. Во-вторых, изучат, за счет каких показателей произошло изменение. Здесь уже всё зависит от того, по какому налогу подали уточненку.

Также будут оценены причины, которые привели к ошибке в первоначальной декларации. Поэтому потребуются документы — договоры, допсоглашение, накладные и прочая первичка, которая содержит условия для верного отражения сделки, по которой выявлена ошибка.

Выполнение контрольных соотношений показателей в уточненке должно соблюдаться, как и в обычной декларации.

Чтобы не пришлось подавать уточненки, внимательно проверьте декларации перед подачей в налоговую. Важная информация для этого есть в статьях:

Может ли быть прекращена камеральная проверка первичной декларации в связи с предоставлением уточненки?

По каждой декларации налоговики проводят камералку в течение 3 месяцев. Еще 10 дней есть на составление акта. Если за это время вы самостоятельно обнаружите ошибку, нужно подать уточненку. Тогда проверка первичного отчета будет прекращена в связи с предоставлением уточненной декларации.

Если контролеры уже составили по итогам проверки первичной декларации акт, но не вручили его, имеет смысл подать уточненку. ФНС рекомендует начинать новую камеральную проверку уточненной декларации без вручения акта по первичному отчету. Исключение — декларации на возмещение по НДС и акцизам. По ним акт вручат в любом случае.

Если из-за ошибки в декларации налог уплатили в большем размере, то подавать уточненку закон не требует. Налогоплательщик решает сам, делать ли это.

Если же уточненная декларация уменьшает сумму налога, то налоговики потребуют пояснения и всю первичку. При этом такая уточненка может быть вынесена на выездную проверку, даже если этот период уже проверяли. Контролировать при этом можно только сведения, которые привели к уменьшению суммы налога.

До предоставления уточненной декларации не уплатили налог, готовьтесь к штрафу

Уточненка с выросшей суммой налога означает, что обязательства перед бюджетом выполнены не полностью. Если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог, возможен штраф — 20% от суммы недоплаты. Оштрафовать могут, если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог и пени. Если их уплатили, штрафа не будет.

Конечно, штрафуют не за факт подачи уточненки с выросшим налогом, а в случае, если действительно была ошибка в первой декларации. Ее налоговики должны выявить.

Если по налогу в бюджете есть переплата, дополнительно ничего вносить не придется. Штрафа в этом случае не будет.

Платить не придется и в случае, когда уточненку сдают за период, который проверялся на выездной и при этом ошибок по налогу не было обнаружено.

Подробности о том, когда надо подать уточненную декларацию, какие последствия при этом возможны, а также другие нюансы вы найдете в статье .

Чего ожидать, если уточненку подали после акта проверки или после вынесения решения контролерами?

Уточненная декларация после акта камеральной проверки не спасет от штрафа, если контролеры выявили недоплату налога. Ведь формально проверка завершена — в акте указываются даты ее начала и окончания. Есть судебные решения с иными выводами, но они единичны и опираться на них рискованно.

Подача уточненки во время выездной проверки до вынесения решения по ней поможет снизить штраф за недоплату налога.

Уточненка по НДС к возмещению, которую подают до вынесения решения по акту выездной проверки, будет проверяться на камералке. Если возмещение при этом заявлено в меньшем объеме, фискалы в решении по декларации не будут возмещать эту разницу с уточненкой.

Уточненная декларация после вынесения решения будет проверяться в обычном порядке, на камералке.

Итоги

Подать уточненку необходимо, если из-за ошибки занижен налог. До ее подачи выгоднее уплатить недоимку и пени за период просрочки, чтобы избежать штрафа.

Уточненка, поданная до вручения акта по проверке, избавит от санкций. После получения акта — штрафа не избежать. Если в уточненке за период, который проверялся на выездной, заявлена меньшая сумма налога, могут назначить повторную проверку.

Камеральная проверка без уточненной декларации проводиться может, но лишь при условии, что в первичном документе налоговый инспектор не обнаружил ни одной ошибки. Если были выявлены неточности, придется их не просто объяснять, но подтверждать документально. А для этого – сдавать «уточненку». Когда и как это сделать, рассмотрим подробнее.

Если налоговый инспектор, изучив отчетные документы налогоплательщика, пришел к выводу, что были допущены ошибки, он потребует эти ошибки исправить или объяснить, почему расчеты были произведены именно таким образом. Если оказалось, что выявленные ошибки уменьшили сумму налога, предпринимателю придется предоставить уточненную декларацию.

Если в «уточненке» сумма налога окажется больше, чем в первичном документе, предпринимателю придется заплатить штраф – 20% от суммы долга (той суммы, что он намеренно или случайно попытался утаить). Однако наказания можно избежать. Произойдет это в следующих случаях:

  • уточненную декларацию предприниматель подал до того, как пришло время платить налоги;
  • уточненную декларацию он подал прежде, чем инспекторы обнаружили ошибку в первичном документе, и при этом еще и успел заплатить сам налог и пени.

Заметим, на титульном листе «уточненки» следует обязательно поставить код корректировки. Если будет стоять «000», инспектор может принять ее за первичный документ и оштрафовать за нарушение сроков подачи декларации.

Рассмотрим, что ждет физическое или юридическое лицо, если в его «уточненке» будет увеличенная или, наоборот, уменьшенная сумма налога.

Уточненная декларация с увеличенной суммой

Все декларации, поступившие в налоговую инспекцию, сотрудники ведомства проверяют в автоматическом режиме. Специальное разрешение на это не требуется. Нет необходимости и дополнительно оповещать налогоплательщика о том, что проверка началась. Однако в ходе проверки «налоговики» могут потребовать и другие документы. Такой вариант развития событий возможен в следующих случаях:

  • в документе обнаружены ошибки;
  • предприниматель заявил НДС к возмещению;
  • у проверяемого лица есть налоговые льготы;
  • предприниматель должен был вместе с декларацией сдать подтверждающие документы, но не сделал этого.

Проверяемому лицу не придется подавать «уточненку», если он вовремя заметит свою ошибку (до того, как на нее укажет инспектор), доплатит налог и «набежавшие» пени. В такой ситуации, даже если инспектор попытается оштрафовать предпринимателя, тот имеет право требовать освобождения от наказания.

Если налогоплательщик свою ошибку не увидел, инспектор составляет акт камеральной проверки и направляет предпринимателю для ознакомления. Будет ли оштрафован налогоплательщик в этом случае, зависит от того, какие исправления будут внесены в первичный документ.

Причины оспорить решение налогового инспектора

Если предприниматель, зная о том, что «налоговики» уже обнаружили его ошибку, попытается сдать «уточненку» без изменений, штрафа ему не избежать. Хотя и из этого правила есть исключения. Так, налогоплательщик может оспорить решение налогового инспектора о начислении штрафа, принятое по результатам проведенной камеральной проверки. Это возможно в следующих случаях:

  • если еще нет результатов камеральной проверки (акта);
  • если еще не прошло три месяца с того момента, как проверка началась.

Если предприниматель докажет, что свое решение гос. служащие приняли в ходе камеральной проверки, а не по ее результатам; нет результатов (акта) – значит, процесс еще не завершен, и если в ходе «камералки» будет сдана уточненная декларация, значит, камеральная проверка по первичной документации должна быть свернута и инспекторы должны изучать «уточненку».

Оспорить начисление штрафа можно и в том случае, если уточненная декларация будет сдана в течение трех месяцев с того момента, как началась камеральная проверка. Ведь в этом случае инспекторы обязаны прекратить проверку первичной документации и взяться за изучение уточненных данных.

Даже если предприниматель увидит свои ошибки и сдаст уточненную декларацию после того, как «налоговики» вынесут решение по результатам проверки, он имеет право не платить штраф. Причина проста: эти ошибки нашел он, а не налоговые инспекторы. Однако доплатить налог и заплатить пени ему всё же придется.

Уточненная декларация с уменьшенной суммой

Если предприниматель подаст уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога, то есть в новом документе к уплате будет стоять меньшая сумма, чем в первичном, то камеральной проверкой предприниматель не «отделается».

Налоговики обязательно прибудут с выездной проверкой, поскольку в этом случае возникнет переплата, вернуть которую налогоплательщику будет не так-то просто. Данные «уточненки» они учтут лишь при условии, что с момента ее подачи прошло три месяца, а выездная проверка при этом еще не закончилась.

Итак, пока еще не завершилась камеральная проверка, налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию. В этом случае налоговый инспектор обязан прекратить проверку первичной декларации и начать «камералку» уточненной. Если предприниматель вовремя заметит и исправит свои ошибки, он может избежать штрафа, но ему придется доплатить налог и уплатить «набежавшие» пени.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то