Муниципальное право как научная учебная дисциплина. Муниципальное право как научная дисциплина. Источники науки муниципальное право

Муниципальное право - категория многоплановая. В науке муниципального права, как уже говорилось, она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т.е. как совокупность муниципально-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая муниципально-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

Муниципальное право - это юридическая наука, одна из отраслей правоведения, входящая в систему правовой науки и, соответственно, относящаяся к общественным наукам.

Наука муниципального нрава изучает нормы, регулирующие муниципально-правовые отношения, институты, процессы, связанные с их реализацией, раскрывает закономерности, присущие соответствующей отрасли права, формулирует основные понятия и категории, которые находят свое применение в действующем законодательстве, анализирует функции, роль, проблемы становления и развития соответствующих правовых институтов.

Наука муниципального права является отраслевой наукой, поскольку имеет своим предметом изучение отрасли муниципального права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формирует основные понятия и категории, анализирует соответствующие правовые институты.

Муниципальное право как наука представляет собой учение о муниципальном праве, т.е. это имеющая свою историю логически обоснованная система понятий, теоретических знаний, категорий, выводов и суждений о муниципально-правовых явлениях, полученных в результате изучения муниципального права как отрасли регулируемых ею отношений, практики реализации муниципально-правовых норм, а также деятельность по получению новых сведений об изучаемом предмете.

В узком смысле наука муниципального права имеет своим предметом изучение отрасли муниципального права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формирует основные понятия и категории, которыми оперирует муниципально-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

В широком понимании предметом науки муниципального права являются муниципально-правовые нормы и регулируемые ими правоотношения, рассматриваемые в их становлении и развитии.

Наука муниципального нрава также призвана изучать механизм реализации муниципально-правовых норм, их претворение в жизнь и на основании этого делать выводы об эффективности муниципально-правового регулирования общественных отношений. Ориентируясь на потребности, она должна выявлять закономерности и перспективы развития отрасли. Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих муниципально-правовому регулированию.

Предметом изучения науки муниципального права являются:

  • - раскрытие сущности местного самоуправления;
  • - эволюция становления и развития местного самоуправления;
  • - организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе;
  • - проблемы правового регулирования местного самоуправления и др.

Все эти вопросы закрепляются юридическими нормами, которые в своей

совокупности образуют особую отрасль права - муниципальное право, а составляющие его нормы соответственно являются муниципально-правовыми.

На основании сказанного выше, с точки зрения предмета регулирования, можно дать следующее определение науки муниципального права:

муниципальное право - это юридическая наука, изучающая муниципально-правовые нормы, закрепляющие: устройство местного сообщества; порядок реализации прав граждан на местное самоуправление; порядок реализации населением права на местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления; порядок образования и организацию работы органов местного самоуправления по осуществлению их компетенции.

Методологией науки муниципального права является область знаний данной науки, представляющая собой теоретическое обоснование действия категорий, законов и принципов диалектики в процессе познания муниципально-правовых явлений и идей, а также учений о применении общенаучных и частных методов исследования.

Таким образом, в задачу методологии науки входит раскрытие роли и действия принципа историзма, преемственности в исследовании муниципально-правовых норм, отношений, в самопознании науки.

Как всякая наука, она включает в себя три элемента: историю, догму и политику. История заключается в том, что юридические нормы можно и нужно изучать с точки зрения их исторического возникновения и развития. Догма заключается в том, что юридические нормы, существующие в данном государстве в данный момент, нужно изучать, выясняя их содержание, раскрывая их общие начала, зависимость их между собой и связи их в одну общую систему. И наконец, можно подвергать право исторической оценке с точки зрения потребностей данного общества; можно строить идеальные нормы в смысле пригодности для данного общества данной эпохи, и это составляет задачу политики.

Характеризуя науку муниципального права, следует" сказать об используемых ею методах научного познания, которые имеют важное значение. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Под методом понимается совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний. Методология - учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.

Различают общие (универсальные) методы, присущие всем наукам, отраслям знаний, учебным дисциплинам, поскольку в их составе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления; частно- научные и специальные.

Муниципальному праву присущи как общие, так и частионаучные и специальные методы.

К общим методам относят диалектику и метафизику.

Диалектика является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов. Содержание метода образуют основные законы и категории диалектики. К основным законам диалектики относятся закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и др. Каждый из этих законов проявляет себя в любом юридическом явлении.

При изучении муниципального права широко используются такие категории, как форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие, структура и элементы.

Частнонаучными методами являются:

  • 1) конкретно-исторический. Наука муниципального права исследует правовые процессы, прежде всего, в их историческом развитии. Это необходимо для выяснения преемственности в правовом регулировании;
  • 2) системно-структурный. Его применение связано со сложной двухсторонней структурой организации муниципально-правовых явлений. С одной стороны, это явление имеет внутреннюю структуру (элементы, объект, порядок организации, предмет). Одновременно, рассматриваемый элемент всегда является частью какой-либо другой структуры;
  • 3) описания. Описание является средством и результатом наблюдения за муниципально-правовыми явлениями, отношениями;
  • 4) логический. Для выяснения сущности каких-либо явлений, в том числе и муниципально-правовых, необходимо провести их распределение на классы и группы по наиболее существенным признакам. Логический прием как классификация предполагает использование законов формальной и диалектической логики;
  • 5) научного анализа - предполагает выявление общих черт, присущих всем изучаемым объектам, и одновременно учет своеобразия каждого из них;
  • 6) статистический - помогает выяснить эффективность действия правовых норм, определить их влияние на общественные процессы;
  • 7) конкретно-социологический. Метод предполагает обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой происходит реализация муниципально-правовых норм, помогает выяснить состояние общественных отношений, потребность в создании новых и эффективных существующих правовых предписаний;
  • 8) синергетики - самоорганизация системы и ее переход из одного состояния в другое;
  • 9) кибернетики - построение моделей с заранее заданными свойствами и др.

К специальным методам относят:

  • 1) правовой анализ. Данный метод помогает выяснить суть муниципально-правовых явлений через выявление их сущности, анализ регулирующих их норм;
  • 2) сравнительно ^правовой (или компаративистики). Охват одной дисциплиной большого числа муниципальных образований делает невозможным подробное рассмотрение системы каждого из них. Это, однако, не исключает возможность изучения конкретного либо небольшой группы муниципальных образований. Кроме того, сравнительно-правовой метод позволяет выявить особенности и закономерности развития одних и тех же правовых явлений;
  • 3) формально-юридический , который имеет особую важность при изучении категорий, определений и др.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:

  • - местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя;
  • - существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление;
  • - право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;
  • - органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.

Муниципальное право как учебная дисциплина сформировалась в системе юридического образования и направлена на изучение муниципально-правовых явлений, получения навыков работы в муниципальной сфере.

На основании федерального образовательного стандарта содержание учебной дисциплины включает изучение таких вопросов:

  • понятие муниципального права;
  • местное самоуправление, его система;
  • организационные основы местного самоуправления;
  • территориальные основы местного самоуправления;
  • институты прямой демократии в местном самоуправлении;
  • финансово-экономические основы местного самоуправления;
  • полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления;
  • гарантии и защита прав местного самоуправления;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Говоря о муниципальном праве как о комплексном муниципальном образовании, следует иметь в виду то, что это не только отрасль права, но и наука, проблемы которой всегда вызывали интерес, особенно в настоящий период времени.

Наука муниципального права – это система научных идей и знаний о наиболее общих закономерностях развития органов местного самоуправления, связанная с организацией и функционированием этих органов по решению вопросов местного значения.

Муниципальное право Российской Федерации как научная дисциплина является составной частью российской юридической науки. При этом наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведениюнаучные методы исследований.

Методы научных исследований, используемых наукой муниципального права

1. Системный анализ, позволяющий рассматривать местное самоуправление как целостную систему организации власти народа в городах, сельских поселениях и на других территориях, взаимодействующую с другими элементами политической системы российского общества, с государством, общественными объединениями и другими образованьями.

2. Сравнительно-правовой анализ, направлен на изучение не только развития муниципального права в РФ, но и изучение и использование опыта местного самоуправления в наиболее развитых, демократических государствах.

3. Исторический метод исследований местного самоуправления, позволяющий рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского и др.) и научных исследований о местных органах советской власти.

Однако научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов советской власти, не отбрасывает его, как некогда был по существу отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения 1 . Осуществляемое в настоящее время в РФ реформирование органов власти на местах опирается во многом на отечественный опыт дореволюционного земского и городского самоуправления.

Кроме перечисленных методов, наука муниципального права использует также статистический , конкретно-социологический и другие методы исследований.

Задачи науки муниципального права :

    решать проблемы повышения эффективности деятельности местного самоуправления и его органов по решению вопросов местного значения;

    собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения передовых, наиболее эффективных форм и методов работы органов местного самоуправления;

    прогнозировать развитие организации и деятельности местного самоуправления по мере дальнейшего развития демократических процессов в обществе;

    изучать условия и средства, обеспечивающие самостоятельность муниципальных образований, их органов, и, прежде всего от органов государственной власти в решении вопросов местного значения 2 .

Источниками науки муниципального права России являются помимо нормативно-правовых актов национального законодательства, перечисленных ранее, и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в соответствии со ст. 15, п. 4 Конституции РФ составляют часть правовой системы нашего государства. В качестве примера можно привести Европейскую Хартию местного самоуправления, принятую Советом Европы 15 октября 1985 г., в которой закреплены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления.

Теоретические источники науки муниципальногоправа – фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционнойРоссии.

К числу источников науки муниципального права относятся немногочисленные работы отечественных авторов, в которых обобщается и анализируется современная практика местного самоуправления зарубежных стран.

Источниками для формирования науки муниципального права России могут являться научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления в советский период развития нашей государственности.

Учебная дисциплина муниципального права имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов.

Муниципальное право представляет собой и учебную дисциплину, преподаваемую в высших юридических учебных заведениях страны.

Задачи муниципального права как учебной дисциплины состоят в помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его реализации, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Особое внимание при изучении муниципального права студентами юридических факультетов и вузов следует уделять организации взаимоотношений органов местного самоуправления с иными органами управления.

Система учебной дисциплины муниципального права состоит из следующих составных частей:

    общей. Здесь рассматриваются предмет муниципального права как отрасли; методы правового регулирования, особенности, источники, система данной отрасли права; субъекты общественных отношений, возникающих в ходе реализации населением местного самоуправления; источники, задачи науки муниципального права, основные методы научных исследований; задачи муниципального права как учебной дисциплины; основы местного самоуправления; социальные и правовые гарантии; ответственность;

    особенной. Рассматриваются полномочия и предметы ведения местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности на территории местного самоуправления.

  • Понятие и признаки местного самоуправления
    • Основные теории местного самоуправления
    • Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти
    • Конституционно-правовое закрепление местного самоуправления
  • Понятие муниципального права
    • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Муниципальное право как отрасль права
    • Предмет муниципального права
    • Метод муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципальные правоотношения
  • Источники муниципального права
    • Нормы муниципального права
    • Система источников муниципального права
  • История местного самоуправления в России
  • Основы местного самоуправления в Российской Федерации
    • Законодательное определение местного самоуправления
    • Основы местного самоуправления
    • Местное самоуправление как основа конституционного строя
    • Децентрализация местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления
    • Территориальная организация местного самоуправления
    • Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Компетенция муниципальных образований
  • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
    • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
    • Местный референдум
    • Сход граждан
    • Территориальное общественное самоуправление
    • Опрос жителей
    • Собрания, конференции жителей
    • Обращения граждан в органы местного самоуправления
    • Правотворческая инициатива граждан
    • Публичные слушания
    • Общественные объединения
  • Муниципальное избирательное право. Организация муниципальных выборов
    • Понятие муниципальных (местных) выборов
    • Муниципальное (местное) избирательное право
    • Муниципальная (местная) избирательная система
    • Стадии избирательного процесса и их правовое регулирование
    • Гарантии реализации избирательных прав граждан
    • Назначение выборов
    • Образование избирательных округов и избирательных участков
    • Образование и организация деятельности избирательных комиссий
    • Выдвижение кандидатов и их регистрация
    • Информационное обеспечение выборов
    • Финансирование выборов
    • Организация голосования, установление результатов голосования, выборов и их опубликование
  • Органы местного самоуправления
    • Общая характеристика органов местного самоуправления
    • Основные модели организации муниципальной власти
    • Органы местного самоуправления как юридические лица
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Представительный орган муниципального образования
    • Общая характеристика представительного органа муниципального образования
    • Структура и организация работы представительного органа муниципального образования
    • Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления
    • Контрольный орган муниципального образования
  • Глава муниципального образования, местная администрация
    • Глава муниципального образования
    • Местная администрация
  • Муниципальные правовые акты
    • Система муниципальных правовых актов
    • Устав муниципального образования
    • Акты выборных органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Муниципальное правотворчество
  • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Общая характеристика правонарушения и ответственности в муниципальном праве
    • Ответственность органов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Отзыв должностных лиц
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством
    • Удаление главы муниципального образования в отставку
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления
  • Муниципальная служба
    • Правовая природа муниципальной службы
    • Права и обязанности муниципальных служащих
    • Прием на муниципальную службу, основания ее прекращения
  • Экономическая основа местного самоуправления
    • Муниципальная собственность
    • Местный бюджет
    • Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право как наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях местного самоуправления и муниципального права как отрасли права. Как отрасль научного познания она относится к семье правоведческих дисциплин и имеет предмет, содержание, форму, методологию и ценностные основания.

Предмет науки - это то, на что направлен научный поиск (институты, процессы, явления и др.). Содержание - это само знание (взгляды, идеи, теории, представления, концепции). Оно выражается в понятиях, категориях, моделях, формулах, других познавательных образованиях и закрепляется на бумажных, электронных, иных материальных носителях. Понятийно-категориальный аппарат - это внутренняя форма научного знания. Материальные носители научного знания: книги, брошюры, рукописи, электронные тексты и т.и., составляют внешнюю форму научного знания и обычно именуются источниками науки.

Методология науки - это совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления научного знания. Ценностные основания исследований (или аксиология науки) - побудительные мотивы научных поисков, заставляющие ученых выбирать то или иное направление, тот или иной способ исследований. Аксиологический (ценностный) подход выступает также в качестве метода исследований.

Предметом науки муниципального права является местное самоуправление как общественный и политико-правовой институт в его статике и динамике, отношениях с иными институтами общества и государством. Составной частью предмета науки является муниципальное право как отрасль права, то есть совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения местного самоуправления.

Методология - это относительно самостоятельная отрасль научного знания. Она основана на общеметодологических подходах, наиболее значимый из которых - диалектический. Он требует рассматривать местное самоуправление, его отдельные институты в контексте таких фундаментальных закономерностей, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В рамках этих закономерностей полезно рассмотреть последовательную смену российского земского самоуправления советской системой местной власти, а ее - современной моделью местного самоуправления.

В числе методов муниципально-правовой науки, раскрывающих диалектический подход, исторический, генетический, аксиологический и движения от абстрактного к конкретному и наоборот.

Исторический метод ориентирует на исследование фактов прошлого. Аксиологический (ценностный) метод настраивает на рассмотрение муниципальной практики с точки зрения тех или иных социальных ценностей, заставляет обратить внимание и на цивилизационно-исторический контекст местного самоуправления в стране.

Метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот, помогает общее разделять на частности, а частности соединять в общие правила, установки, институты, модели. Это, например, движение от «муниципального образования вообще» к отдельным видам муниципальных образований, а от них - к конкретным муниципальным образованиям. Пример обратного движения - соединение территориальных, организационных, материально-финансовых, правовых составляющих жизни местных сообществ жителей в родовой конструкции местного самоуправления.

Научные исследования опираются также на такие приемы, как: формально-логический, системно-структурный, функциональный, нормативно-интерпретационный, сравнительного правоведения и др.

В числе источников науки муниципального права нормативные, судебные, теоретические источники, социологические исследования, муниципальная практика. К теоретическим источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе связанные с осмыслением проблем местного самоуправления.

В системе муниципального права как науки выделяются ряд блоков. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют, например, введение в муниципальное право; местное самоуправление в системе народовластия; основы местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Можно выделить крупные блоки исследования науки муниципального права:

а) история местного самоуправления;

б) местное самоуправление в зарубежных странах;

в) местное самоуправление в обществе, системе социального управления, в том числе системе народовластия;

г) территориальные и компетенционные основы местного самоуправления;

д) общественно-публичное самоуправление граждан, включая муниципальные выборы, референдумы;

е) статус, организация деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления;

ж) муниципальное правотворчество;

з) муниципальная служба;

и) финансово-экономические основы местного самоуправления;

к) гарантии местного самоуправления.

Муниципальное право как учебная дисциплина . В этом качестве муниципальное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до сведения обучаемых. Если наука муниципального права охватывает всю совокупность муниципально-правовых знаний, то учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки специалистов в области права, государственного и муниципального управления. Система муниципального права как учебной дисциплины совпадает с системой теоретико-практических исследований местного самоуправления 1 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.. 1975. С. 52-54; 161-184; Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 190-193

Муниципальное право как наука и как учебная дисциплина связана с изучением студентами теоретических основ местного самоуправления. Обучаемым нужно обратить внимание на то обстоятельство, что целостные концепции о муниципальном управлении появились только в конце 18-го века, поэтому важно установить не только содержание традиционных (естественных прав общины, хозяйственная, общественная, государственная) и современных (дуализма, социального обслуживания, социал-реформистская) теорий, но и определить тенденции их развития, совершенствования. Основные теории и сейчас реализуются в законодательстве, имеют своих сторонников и противников, и, очевидно, студентам следует определиться в выборе наиболее приемлемых взглядов, чтобы в дальнейшем подкрепить или опровергнуть их.

Следующий аспект этой темы призван показать студентам перспективы освоения содержания учебной дисциплины «Муниципальное право России». Каждый обучаемый должен четко представлять систему учебной дисциплины, состоящей из четырнадцати тем, разбитых на вопросы, видеть ее соотношение с другими юридическими и неюридическими дисциплинами, а также познакомиться с основными понятиями, сокращениями, используемыми при ее изучении. Большое внимание отводится знакомству студентов с основными формами учебной деятельности и требованиями к ее результатам.

1. Составьте схемы:

    Место учебной дисциплины «Муниципальное право России» в системе юридических и неюридических дисциплин, преподаваемых в Российской академии правосудия;

    Развитие теоретической основы местного самоуправления.

2. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «муниципальное право (как наука)», «муниципальное право (как учебная дисциплина)».

Акмалова А.А. Муниципальное право России. М., 2002.

Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005.

Выдрин И.В., Кокотов А.А. Муниципальное право России. М., 2003.

Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001.

Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. статей. М., 2004.

Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006*.

Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003.

Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004.

Тема 3. Местное самоуправление: история, современное состояние и перспективы развития

Обращение к истории развития местного самоуправления в России необходимо для выявления общих тенденций, сложившихся в нашей стране в отношении этого уровня власти. Зарубежный опыт интересен как в плане соотношения российской муниципальной традиции с историей других стран, так и с позиции возможного заимствования иностранных моделей и систем организации местного самоуправления.

Студентам важно знать, что нет единства подходов в определении этапов развития местного самоуправления в России, поэтому следует обозначить основные «вехи»:

    догосударственный период;

    вечевое управление в Новгороде и Пскове;

    период создания Русского централизованного государства;

    реформы Ивана Грозного по замене системы «кормлений»;

    приказно-воеводское управление;

    развитие самоуправления в России в период абсолютизма в XVIII в.;

    реформы Петра I и Екатерины II в области местного самоуправления;

    учреждение земского и городского самоуправления в России.

Изучение практики местного самоуправления в советский период связано с тремя основными подходами. Одни авторы считают, что система местных советов и была формой самоуправления, другие – что самоуправление и социалистический строй несовместимы, третьи видят возможности «примирения» диаметрально противоположных взглядов, считая, что местное самоуправление официально не признавалось, но его отдельные элементы имели место.

Реформирование местного самоуправления в России в конце XX века тесно связано с принятием ряда нормативных правовых актов, в которых отражены нововведения. Как правило, нормативный путь избирается у нас для решения проблем в становлении местного самоуправления в современных условиях. Данный вывод подтверждается осуществлением очередного (четвертого) этапа реформирования местного самоуправления в современной России.

6 октября 2003 г. в результате сложной и трудоемкой законотворческой работы был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции. Студентам надлежит установить отличия данного закона от ранее действовавшего, что позволит определить содержание реформы местного самоуправления. Принципиально важно также выявить новеллы, вносимые в названный федеральный закон. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том как вслед за федеральным законодательством совершенствуются источники отрасли муниципального права уровня субъектов Российской Федерации и как изменяется система муниципальных правовых актов.

Совершенствование российского законодательства в современных условиях объективно связано с передовым опытом зарубежных стран. Для этого студентам предлагается изучить в самом общем виде зарубежную практику муниципального строительства на основе муниципальных систем в ряде стран. Особое внимание следует уделить соотношению англосаксонской и континентальной систем, а также характеристике особенностей местного самоуправления в странах «социалистического лагеря».

Письменные задания на самостоятельную работу:

1. Составьте схему «Основные этапы развития местного самоуправления в России с древнейших времен».

2. Заполните таблицы:

«Новеллы в Федеральном законе от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«Особенности муниципальных систем зарубежных стран»:

Муниципальная система

Особенности

взаимоотношений с ОГВ

компетенция ОМС

контроля

Название

Страны

Англосаксонская (классическая)

Французская (континентальная)

Смешанная

«Советская»

Уникальные

3. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «муниципальные системы зарубежных стран», «модель местного самоуправления».

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. М., 2004.

Европейская Хартия о местном самоуправлении. Вступила в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 1 сентября.

Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 29.

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 12 октября.

Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Российские вести. 1993. 29 октября.

Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. № 30. Ст. 1148.

Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 31. Ст. 654.

Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О районном Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 32. Ст. 785.

Учебно-методическая литература

Анимицина Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М., 2000.

Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. – М., 2000.

Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2000.

Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Воронеж, 1998.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. М., 1999.

Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. Учебное пособие. СПб., 2000.

Государство и управление в США / Отв. ред. Л.И. Евсеенко. М., 1985.

Григорян Л.А. Советы – органы власти и народного самоуправления. М., 1965.

Досье Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации. М.: Совет Федерации, 2007.

Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М., 2001.

Замотаев А., Чекалин В. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2007. – № 1. – С. 6-20.

Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. М., 1995.

Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право: Учебник. М., 1998.

Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Муниципальное право Российской Федерации. Владивосток, 1998.

Кононов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов, 1997.

Конституции зарубежных стран о местном самоуправлении. – Н. Новгород, 2002.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006.

Лаврентьев А.Р. Содержание реформы местного самоуправления в современной России: Учебное пособие. Н. Новгород, 2007.

Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.

Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993.

Масловская Т.С. Муниципальное право. Уч. пособие. Сургут, 1999.

Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие / В.И. Васильев. М., 1999.

Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994.

Местное самоуправление в Германии. М., 1996.

Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1994.

Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987.

Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 1997.

Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1999.

Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы. М., 2002.

Реформа местного самоуправления в схемах и таблицах. Обнинск, 2004.

Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2005.

Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1995.

Харлоф Э. Местные органы власти в Европе: Пер. с англ. М., 1992.

Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России. М., 2002.

Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.

И осуществления отдельных государственных полномочий.

На сегодняшний день серьезная дискуссия ведется по вопросу о целесообразности выделения муниципального права в качестве отрасли российского права. Согласно наиболее распространенной в научной литературе точке зрения муниципальное право является самостоятельной отраслью права, характеризующейся таким свойством как комплексность. В силу чего предмет регулирования муниципального права пересекается с предметом регулирования других отраслей права. Например, бюджетный процесс в муниципальном образовании регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и потому указанная область общественных отношений относится к предмету регулирования и муниципального и финансового права.

Согласно другой точке зрения муниципальное право не следует рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права, так как предмет и метод регулирования муниципально-правовых норм охватывается предметом и методом конституционного права. При этом муниципальное право рассматривается как подотрасль конституционного права, т.е. совокупность норм, регулирующих однородные отношения в рамках отрасли конституционного права, наряду с избирательным правом, нормами, регулирующими деятельности представительных органов (парламентским правом) и др. Главным аргументом в данном случае является единство по своей природе вопросов местного значения и вопросов государственного значения.

1) особую отрасль знаний - науку муниципального права;

2) учебную дисциплину - муниципальное право.

Таким образом, для глубокого понимания смысла категории муниципального права необходимо проанализировать различные ее аспекты.

Муниципальное право как отрасль российского права. Предмет и метод муниципального права

В основе классификации отраслей права лежат категории предмета и метода. Однако выделение муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права во многом обусловлено изменениями общественно-политического строя Российской Федерации в ходе преобразований 80-90-х годов.

Традиционно деятельность местных органов власти, а также участие населения в решении актуальных вопросов жизнедеятельности той или иной территории в российском праве регулировалась в рамках отрасли государственного права. С внедрением в российскую действительность категории гражданского общества как сферы деятельности общественных институтов, свободной от вмешательства государства, формируется концепция, затем воплощенная в Конституции Российской Федерации, согласно которой органы не входят в структуру органов государственной власти.

Закрепление указанной концепции на конституционном уровне послужило юридическим основанием для формирования базы муниципального законодательства и выделения муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права

Предметом муниципального права в широком смысле являются правоотношения, производные от принципа народного суверенитета и воплощенные в различных формах народовластия.

Наиболее обще группа муниципально- правовых отношений, составляющих предмет муниципального права, может быть разделена на два блока:

  1. общественные отношения по поводу решения вопросов местного значения;
  2. общественные отношения, связанные с реализацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Однако предмет муниципального права может быть детализирован:

  • общественные отношения по поводу формирования органов местного самоуправления;
  • общественные отношения по поводу владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью ;
  • общественные отношения, связанные с формированием, исполнением, контролем за исполнением местного бюджета ;
  • общественные отношения, связанные с функционированием институтов непосредственной демократии;
  • общественные отношения, связанные с деятельностью территориального общественного самоуправления;
  • и другие.

Как было сказано выше, предмет муниципального права имеет комплексный характер, что позволяет говорить о наличии в муниципальном праве смежных норм, то есть норм , относящихся и к другим отраслям права ( , гражданскому праву , административному праву и др.).

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

1. Население муниципального образования . При этом к участию в решении определенных вопросов могут быть привлечены только жители муниципального образования, обладающие право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. По ряду вопросов такого ограничения нет, как нет и привязки места жительства лица к территории конкретного муниципального образования .

2. Органы и должностные лица местного самоуправления : глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления участвуют в издании муниципальных правовых актов и принятии решений по , по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по вопросам организации собственной деятельности.

Особым статусом обладает избирательная комиссия муниципального образования, которая согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление - особый субъект муниципального права, о котором речь идет статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под территориальным общественным самоуправлением при этом понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

4. Муниципальные образования . Муниципальное образование представляется возможным также рассматривать в качестве самостоятельного субъекта муниципального права. Муниципальное образование является собственником муниципального имущества, в гражданских правоотношениях муниципальное образование представляют органы местного самоуправления. В рамках межмуниципального сотрудничества муниципальные образования образуют советы муниципальных образований и межмуниципальные организации .

5. Органы государственной власти в установленных законодательством случаях выступают в качестве субъектов муниципального права. Так, органы государственной власти участвуют в муниципальных-правоотношениях в процессе выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, в рамках реализации мер ответственности в отношении органов местного самоуправления и др.

Перечисленные группы субъектов муниципально-правовых отношений являются основными. В юридической литературе при этом указывается на существование таких субъектов муниципальных правоотношений как общественные объединения, в ходе муниципальных выборов, советы муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества и др.

Для муниципального права характерна триада общеправовых методов регулирования: предписание, дозволение и запрет. При этом в муниципальном праве присутствует как императивное, так и диспозитивное начало. Императивное начало, в частности, проявляется в установлении обязательного перечня органов, которые должны быть созданы в каждом муниципальном образовании, определении исчерпывающего перечня муниципальных правовых актов, необходимости вынесения установленного перечня проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания, установлении круга запретов для лиц, замещающих должности муниципальной службы и т.д.

Диспозитивное начало проявляется в возможности выбора механизма формирования представительного органа местного самоуправления, в полномочиях по самостоятельному владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и т.п.

Система отрасли муниципального права

Совокупности норм муниципального права, регулирующие однородные общественные отношения, образуют институты муниципального права. К таковым в частности относятся:

  • совокупность норм, определяющих компетенцию местного самоуправления (вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия);
  • совокупность норм, устанавливающих систему и полномочия органов местного самоуправления, а также статус и полномочия должностных лиц местного самоуправления;
  • совокупность норм, регулирующих формы народовластия в системе местного самоуправления;
  • совокупность норм, устанавливающих территориальные основы местного самоуправления;
  • совокупность норм, устанавливающих порядок применения мер ответственности в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • иные институты.

Следует отметить, что в литературе существует подход, согласно которому в системе отрасли муниципального права можно выделить общую и особенную части. При этом к общей части относят федеральный уровень регулирования, а к особенной - региональный и муниципальный уровни регулирования.

Согласно другой точке зрения общую часть муниципального права составляют нормы, устанавливающие ключевые для данной отрасли понятия и закрепляющие статусы, а к особенной части относятся нормы, закрепляющие полномочия органов по отдельным отраслям деятельности.

Однако на сегодняшний день в литературе преобладает подход, согласно которому муниципальное право рассматривается как отрасль права, в которой общая и особенная части не выделяются.

Иерархия источников муниципального права строится в соответствии с общими принципами иерархии правовых актов в Российской Федерации.

Таким образом, важнейшее место в системе муниципального права занимает Конституция Российской Федерации. Закрепление норм о местном самоуправлении в первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» обеспечивает высокий уровень гарантий местному самоуправлению в Российской Федерации. Следует отметить, что вопросам организации местного самоуправления также посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Одним из основных международных документов в сфере местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.). Европейская хартия местного самоуправления - рамочный документ, в ней закреплены основные принципы организации местного самоуправления в демократическом государстве.

Источниками муниципального права также являются федеральные конституционные законы. Например, ряд норм муниципального права содержит Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Федеральные законы, составляющие правовую основу местного самоуправления, можно разделить на законы общего характера (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.) и законы специального характера (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.).

Ключевое место в системе отраслевых законов о местном самоуправлении занимает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором исчерпывающим образом перечислены типы муниципальных образований, а также за каждым типом закреплен соответствующий исчерпывающий перечень вопросов местного значения.

Указанный Федеральный закон устанавливает экономические основы местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит наиболее полный в российском законодательстве перечень институтов непосредственной демократии.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отличие от его предшественника Федерального закона 1995 года более полно регулирует вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации, оставляя органам власти субъектов Федерации четко очерченную сферу регулирования.

Вопросы организации местного самоуправления также регулируются актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. К таковым, например, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и принятое во исполнение данного Указа Президента распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, которым, в частности, утвержден дополнительный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также участвуют в регулировании вопросов организации местного самоуправления.

Как было отмечено выше, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно сузил возможности регионов в части регулирования местного самоуправления. Однако по вопросам, прямо установленным указанным Федеральным законом, могут приниматься законы субъектов Российской Федерации. К примеру, такие законы принимаются по вопросам гарантий прав граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются границы муниципальных образований и др.

Другим источником муниципального права являются муниципальные правовые акты. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Примером муниципального правового акта являются Положение о бюджетном процесс в муниципальном образовании, а также порядок осуществления правотворческой инициативы граждан, утверждаемые решением представительного органа местного самоуправления.

Спорным является вопрос об отнесении к источникам муниципального права решений Конституционного Суда Российской Федерации. Формально решения Конституционного Суда в Российской Федерации не являются источниками права, однако в правовой доктрине уже давно признана роль Конституционного Суда как негативного законодателя, кроме того, мотивировочная часть решений Конституционного Суда зачастую позволяет лучше понять и правильно применять нормы законодательства.

В качестве иных источников права в юридической литературе также указываются соглашения между органами местного самоуправления, традиции и обычаи, сложившиеся на территории муниципального образования, и др.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Понятием муниципального права как науки охватываются не только вопросы, связанные с изучением действующего российского законодательства о местном самоуправлении, но и вопросы организации местного самоуправления за рубежом, а также и др.

В рамках учебной дисциплины муниципального права рассматриваются ключевые положения законодательства о местном самоуправления, а также фундаментальные начала науки муниципального права. Наука и учебная дисциплина муниципального права составляют теорию муниципального права как особой области знания.

Формирование государственной политики в области местного самоуправления с учетом теоретических разработок ученых - специалистов в области муниципального права является условием обеспечения построения эффективной модели местного самоуправления на практике.

Подробнее:

1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. Учебник . М.: Проспект. 2009.

2. Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

3. Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

4. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. С. 3-10.

Рекомендуемая литература

Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть . СПб., 1882.

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма. 2008.

Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. - М.: «Формула права», 2005.

Васильев В.И. Муниципальное право России. Учебник М., 2008.

Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869-1871. Т. I-III.

Дитятин И.И. К истории городового положения 1870 г. // Статьи по истории русского права. Спб., 1913.

Колюшин Е.И. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2008.

Конституция как символ эпохи: В 2-х т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 2. М., 2004.

Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е издание М., 2009.

Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

Мокрый В.С. Местное самоуправление в России. Конституционно-правовые основы и пути реформирования . Самара, 2003.

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е издание М., 2007.

Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.

Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005.

Шеремет К.Ф. Советское строительство: учебник. М., 1965.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то