Конституционные основы безопасности и обороноспособности рф. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности личности. Конституционный строй: понятие, основы, гарантии

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом

ТЕМА: «Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации.» ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2 часа. ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ________ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Уровень обороноспособности страны во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооруженных Сил, порядок их применения, права и обязанности государственных органов и граждан в сфере обороны и т.д. Особую актуальность эти проблемы приобретают в условиях начавшегося процесса реформирования военной организации общества. 1. Правовое регулирование обороны Российской Федерации. Основу законодательной базы об обороне страны составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства. Статья 4 Конституции определяет, что Российская Федерации обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носит общегосударственный характер, что возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества. Обеспечение обороны страны — задача государственной важности. Согласно статьи 71 Конституции в исключительном ведении Российской Федерации находятся: — вопросы войны и мира; — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; — определение статуса и защита государственной границы, территориального пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Главное в содержании государственной функции защиты Отечества — это его вооруженная защита, осуществляемая Вооруженными Силами, в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В Конституции оговаривается, что гражданин Российской Федерации, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной службой. Конституция Российской Федерации определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России. Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и Вооруженными силами РФ. В его основе лежит принцип единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию этих органов входит рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства. В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. В его компетенцию входит (статья 83): — формирование и руководство Советом безопасности Российской Федерации; — утверждение военной доктрины Российской Федерации; — назначение и освобождение высшего военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации. Президент РФ согласно статьи 87 Конституции является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного времени определяется федеральным конституционным законом. Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. К ведению Совета Федерации в сфере обороны страны относится решение следующих вопросов (статья 102): — утверждение указа Президента Российской Федерации в введении военного положения; — утверждение указа Президента Российской Федерации в введении чрезвычайного положения; — решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации. В соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые в государственной Думе федеральные законы по вопросам: — статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; — войны и мира. На Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 114 Конституции РФ возлагается функция осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности. Вторым по значимости после Конституции Российской Федерации законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере обороны страны, является Федеральный закон «Об обороне”, определяющий основы и организацию обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также содержащий другие нормы, касающиеся обороны страны. Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются также Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Организация обороны включает: — прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; — разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; — правовое регулирование в области обороны; — строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; — разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра; — планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; — мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; — создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; — планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; — оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны; — обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны; — развитие науки в интересах обороны; — координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обороны; — финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделяемых на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ; — международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; — другие мероприятия в области обороны. Федеральный закон «Об обороне” определяет задачи, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 данного закона Вооруженные Силы РФ — это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Часть Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами. Вооруженные Силы РФ в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об обороне” состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. 2. Система управления Вооруженными Силами Российской Федерации Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т. е. военное управление, состоит из: – центральных органов; – органов управления объединений, воинских соединений и частей; – военных комиссариатов (местных органов военного управления); – начальников гарнизонов (старших морских начальников); – военных комендантов. В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы. Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота. Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб. Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Генеральный штаб разрабатывает также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др. В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования, Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно Министру обороны. В состав управления военного округа входят: командование, штаб военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа. Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов. Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов осуществления исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы: последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины. Централизация выражается в: — осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра; — подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию; — наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками; — обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих. Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями. Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины. Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

1.Межгосударственные соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности и об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности.

2. Основные задачи и функции Министерства обороны.

3. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 8. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности государственных границ РФ

1.Силы и средства Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Тема 9. Организационно-правовые основы борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков в РФ

1.Ответственность за участие в террористической деятельности.

2.Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

3.Основные мероприятия в области противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Тема 10. Организационно-правовые основы деятельности внешней разведки и противодействия шпионажу на территории РФ

1. Силы и средства органов Федеральной службы безопасности.

2. Контроль и надзор за деятельностью органов Федеральной службы безопасности

Оценочные средства для промежуточной аттестации

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Национальные интересы России: понятие, классификация.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: понятие и основные положения

3. Принципы обеспечения национальной безопасности РФ.

4. Система безопасности Российской Федерации.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: понятие и основные положения.

6. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности.

7. Структура Совета Безопасности и порядок его формирования.

8. Основные функции и задачи Совета Безопасности РФ.

9. Обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РФ.

10. Основные направления защиты конституционного строя на современном этапе развития

российской государственности.

11. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

12. Направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

13.Правовое регулирование деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу.

14. Меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

15. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

16. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.



18. Правовой режим чрезвычайной ситуации.

19. Особенности деятельности Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

20. Правовые режимы карантина и обсервации: понятие, цели и порядок введения, особенности деятельности государственных органов.

21. Современные особенности административно-правового статуса Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

22. Правовое регулирование деятельности Федерального медико- биологического агентства.

23. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение.

24. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

25. Обеспечения правового режима государственной тайны.

26. Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

27.Правовой статус и особенности деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

28. Правовое регулирование деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

29. Современные особенности административно-правового статуса Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций.

30. Военная безопасность и военная угроза: соотношение понятий.

31. Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации.

32. Обеспечение военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с

началом войны (вооруженного конфликта).

33. Правовой режим военного положения.



34. Правовой режим чрезвычайного положения.

35. Региональная безопасность: понятие и характеристики.

Коллективная безопасность: понятие и основные характеристики.

36. Обеспечение коллективной безопасности стран СНГ.

37. Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации.

38. Угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.

39. Режим Государственной границы.

40. Полномочия органов государственной власти в сфере защиты Государственной границы.

41. Правовое регулирование деятельности Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

42. Правовые основы борьбы с терроризмом.

43. Проведение контртеррористических операций.

44. Правовой режим контртеррористической операции.

45. Национальный антитеррористический комитет: задачи, функции, полномочия, структура и порядок осуществления деятельности.

46. Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств.

47. Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

48. Организация деятельности органов внешней разведки Российской Федерации.

49. Международная безопасность.

50. Коллективные органы, обеспечивающие международную безопасность.

Щендригин Е.Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Орловский государственный университет)

Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России

Анализируя конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России, автор исследует основные позиции по этому вопросу, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: национальная безопасность, Стратегия национальной безопасности, конституционные нормы, политическая безопасность, национальные интересы

За последние годы в Российской Федерации произошли колоссальные изменения в осмыслении проблем национальной безопасности и становлении конституционно -правовых основ обеспечения национальной безопасности современной России.

Развитие конституционных и концептуальных основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации нашло свое воплощение в нормативных правовых актах и доктринах, официально принятых и действующих в настоящее время.

Ключевую роль в определении конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности современной России играет Конституция Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации выступает одновременно источником и основой правовых норм в сфере обеспечения национальной безопасности современной России.

Уже в преамбуле Конституции Российской Федерации содержатся исходные принципы формирования российской государственности, ее функционирования и развития, которую своим волеизъявлением образует народ. Так, в ней указывается, что Конституцию принимает многонациональный народ, «соединенный общей судьбой на своей земле». Это означает, что существует определенная территория и население, соединенные вместе. Ведь территория и население выступают первоосновой национальной безопасности, поскольку люди, создавая государство, становятся нацией.

Кроме того, в преамбуле содержатся и другие базовые принципы объединения людей на данной территории, а именно: «утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия», что выражается как национальная ценность.

Не менее важным для развития правовых норм является принцип «сохранности исторически сложившегося государственного единства», что требует неделимости безопасности, ее равности для всех народов, этнических групп и общностей, проживающих на территории Российской Федерации.

В качестве принципов национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать такие исходные положения, содержащиеся в преамбуле, как «возрождение суверенной государственности России», «утверждение незыблемости ее демократической основы», «стремление обеспечить благополучие и процветание Рос-

сии» и «ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями». Эти принципы направлены на сохранение именно содержательной стороны процесса обеспечения национальной безопасности, поскольку априори задают ее уровень, а именно такой, на котором они реализуются .

Важным для национальной безопасности является положение преамбулы, согласно которому население России «сознает себя частью мирового сообщества». Это означает, что в современных отношениях безопасность нации должна обеспечиваться не за счет и не в ущерб другим народам и нациям. Второе вытекающее из этого принципа требование следует рассматривать в том смысле, что Российская Федерация, ее безопасность является элементом более высоких систем безопасности - региональной (например, европейской, азиатской и др.) и международной, или всеобщей.

Изложенные в преамбуле принципы предопределили содержащиеся в Конституции РФ нормы, которые как выступают базовыми правовыми основами национальной безопасности России, так и регулируют общественные отношения в этой сфере, поскольку Конституция - это закон прямого действия.

Положения, содержащиеся в преамбуле, находят свою детализацию в статьях Конституции и предопределяют развитие конституционных принципов и норм в законодательстве Российской Федерации, в частности, по национальной безопасности.

Для национальной безопасности основополагающими являются те нормы Конституции РФ, которые определяют совокупность и приоритетность объектов, чьи интересы подлежат безусловной защите, сохранению и развитию.

Так, согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» . В этой статье содержатся исключительные нормы и приоритетность в обеспечении национальной безопасности. Речь идет о том, что первоначальным, основным объектом национальной безопасности выступает человек, его права и свободы. Это означает:

Во-первых, что главным является человек, а затем гражданин, т.е. всем людям, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется безопасность;

Во-вторых, правами и свободами человека, содержащимися во «Всеобщей декларации прав человека» , обладают все люди, в том числе граждане Российской Федерации;

В-третьих, в обязанности государства вменяется защищать и соблюдать указанные права и свободы;

В-четвертых, права и свободы человека и гражданина выступают первичными перед интересами государства.

Важное значение для содержания и приоритетности обеспечения прав и свобод человека и гражданина имеет норма п.1ст. 55, согласно которой «перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Тем самым в Конституции как бы имплементируются документы ООН, определяющие совокупность прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что между человеком и гражданином в РФ различия состоят не в правах и свободах, а в обязанностях. Для первых они более узкие, чем для вторых.

Таким образом, конституционные нормы не только регулируют отношения гражданина и государства в сфере безопасности, но и устанавливают их первенство в обеспечении. К тому же ст. 7 Конституции гласит, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», а это предопределяет отношения безопасности между гражданами.

Вместе с тем в жизни людей возникают ситуации, когда их права и свободы необходимо ограничивать, причем им же во благо. Очевидно, что такие ситуации должны быть оговорены в соответствующих законах, поскольку в противном случае могут возникнуть желание и возможность под видом обеспечения безопасности установить тотальный контроль за поведением и деятельностью граждан, как это было в отечественной истории. Произвольное ограничение прав и свобод человека и гражданина в России не допускается ни под каким видом. Однако согласно ст. 55, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». То есть ограничение прав и свобод может быть допущено в исключительных случаях, которые являются исчерпывающими, и на основании только федеральных законов.

Например, согласно п.1 ст. 56, «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».

Более того, Конституция строго запрещает ограничивать целый ряд прав и свобод, в частности, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 .

Такая жесткая норма с необходимостью обязывает государство, особенно такие его институты, как Федеральное Собрание и Конституционный Суд, не допускать превышений в ограничении прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, права человека и гражданина, их сохранение, защиту и реализацию следует считать не только конституционным интересом, но и базовой ценностью, показывающей уровень национальной безопасности. Иными словами, конституционные нормы в области прав и свобод человека и гражданина выступают тем основанием, нарушение которого влечет потерю безопасности Российской Федерации.

Особую значимость в обеспечении национальной безопасности имеет конституционная норма, напрямую определяющая требование к незыблемой основе национальной безопасности - территории. Согласно п.3 ст. 4 Конституции, «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Это означает, что любые попытки или нарушение территориальной целостности, независимо от того, чем оно вызвано: внешними или внутренними факторами, - следует рассматривать как угрозу национальной безопасности .

Очевидно, что потеря территории, независимо от того, какие этнические представители на ней проживают и каково их желание в ее отношении, приводит к нарушению всей системы общественных отношений, регулируемых данной нормой-принципом. Поэтому территориальный вопрос - это всегда вопрос нации и ее безопасности и требует всеобщего решения.

Важно подчеркнуть, что нормы Конституции не дают основания каким-либо территориальным образованиям к выходу из состава Российской Федерации, из чего следует, что национальная безопасность по масштабу не может сужаться. Вместе с тем, согласно п.2 ст. 65, «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Это значит, что национальная безопасность может только расширяться по масштабу, а расширившись, не может сужаться.

Конституция содержит и другие правоустанавливающие нормы, распространяющие свое действие на сферу национальной безопасности. Так, согласно ст. 3, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» . Эта статья предопределяет отношения гражданина и государства. Интерес граждан состоит в соблюдении суверенитета и независимости государственной власти и ее подотчетности своим гражданам. Речь идет о том, что никакая другая власть, кроме власти народа, не может иметь никаких полномочий в отношении власти государства. Иными словами, народ (совокупность людей, общество) имеет свои жизненно важные интересы, среди которых - независимость власти государства от других подобных властей .

Конституция однозначно устанавливает полномочия и ответственность уровней и органов государственной власти в сфере национальной безопасности. Например, п. "м" ст.71 относит к ведению Российской Федерации "оборону и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования".

Согласно п."ж" ст. 83, Президент РФ «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом» .

Конституция РФ содержит норму, которая предопределяет иерархию законодательства, в том числе в сфере национальной безопасности. Так, п.2 ст. 4 Конституции определяет, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Это значит, что все федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе издаваемые по вопросам национальной безопасности, не должны противоречить нормам Конституции .

Анализ нормативных правовых документов и научной литературы в сфере обеспечения национальной безопасности позволяет утверждать, что исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности.

Политическая безопасность - такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.

Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. Неотъемлемым признаком политической безопасности госу-

дарства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами, суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории и независимость в международных отношениях.

Экономическая безопасность - состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.

Социальную безопасность можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.

Под информационной безопасностью понимается способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.

Военная безопасность - это состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось.

Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.

Исторический опыт показывает, что отсутствие или слабость государства в военном отношении часто подталкивали другие страны к вооруженной агрессии, осуществлению своих интересов в конкретном регионе за счет игнорирования или ущемления чужих.

Анализируя конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России, следует указать, что на смену «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. 2000 г.) пришла «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия). Она была утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 .

Представляется, что необходимость ее разработки и принятия была вызвана рядом важных факторов.

Во-первых, обострением межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью их развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран.

Во-вторых, уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

В-третьих, с укреплением новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация, связанная с ре-

шением имеющихся проблем и урегулированием кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

В-четвертых, несостоятельностью систем глобальной и региональной безопасности (ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора).

В-пятых, несовершенством правовых инструментов и механизмов, создающих угрозу обеспечению международной безопасности.

В-шестых, необходимостью решения важных внутренних вопросов в области здравоохранения, образования, науки, экологии, культуры, а также повышения уровня благосостояния граждан и экономического роста.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» -своего рода ответ на новую международную обстановку.

Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Кроме того, в этом документе уточнен и конкретизирован ряд важных понятий современной теории национальной безопасности.

Так, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» определяет, что национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации характеризуются как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности трактуется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты определяются как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

В Стратегии определены национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

Национальные интересы нашего государства на долгосрочную перспективу заключаются в:

Развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

Обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

Превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Таким образом, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -это принципиально новый документ. В нем впервые четко отражены стратегические национальные приоритеты и обозначены основные критерии оценки состояния национальной безопасности.

Стратегические национальные приоритеты характеризуются как внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно -частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основными критериями оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации являются:

Уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

Уровень роста потребительских цен;

Уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

Уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

Уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

Уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами;

Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения).

В целом, реализация «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабиль-

ности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа России. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что безопасность общества в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.

Анализ нормативных правовых документов позволяет выделить основные принципы обеспечения национальной безопасности современной России:

1.Приоритет национальных интересов.

2. Законность.

3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.

4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.

5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

6.Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, анализ конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации показывает, что национальными интересами России на современном этапе развития российского общества и государства являются: предотвращение угроз национальной безопасности России по всему их спектру; территориальная целостность страны; сохранение гражданского мира, свободы и обеспечение прав человека; обеспечение интересов России в политической и геополитической сфере; обеспечение экономических интересов Российской Федерации.

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность, ее права и свободы; общество, социальный мир и согласие; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ницевич В.Ф. Национальная безопасность России. - М., 2007. - С.24-29.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Парламентская газета. - 2009. - N4.

Тема 8. Конституционные основы обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Конституционные основы Российской Федерации Россия – наша Родина

В 1993 г. начинается принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встает на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной,

Российская Федерация – крупнейшее государство Евроазиатского континента. Занимает площадь более 17 млн. кв. километров. Граничит с семнадцатью государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. Является одним из ведущих государств по численности населения: по состоянию на 1 января 1994 г. – 148,4 млн. человек, из которых 108,4 млн. – жителей городов (73,1%) и 40 млн. – сельских жителей (26,9%).

На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Из них: русских – 120 млн. человек (82"4 общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татар – 5,5 млн., чувашей – 1;8 млн., башкир – 1,3 млн., мордвы – 1,1 млн. Национальный состав наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности. В состав России входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Наша республика – страна с наибольшим количеством городских и сельских поселений: всего 1067 городов, в т.ч. 13 – с числом жителей свыше 1 млн. человек, 2070 поселков городского типа, 1867 административных районов.

Россия обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. Ее отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.

Важную роль в процессе реализации политических и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране.

Сущность конституционных основ Российской Федерации

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) ее Конституции, отражающие наиболее важные, принципиальные черты современного Российского государства. "Российская Федерация – Россия, – отмечается в статье 1 Конституции, – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это положение имеет особое значение. Оно отражает главные цели строительства нового Российского государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

Россия как демократическое государство

Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2 Конституции). Такая конкретная, адресованная человеку и гражданину цель развития демократии впервые зафиксирована в тексте Конституции России. Более того, статья 18 Конституции прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Речь, следовательно, идет о том, что в нашей стране приоритет отлается интересам личности (человека), и осуществлению этих интересов должна быть подчинена деятельность всех органов власти.

Сами же права и свободы человека и гражданина России изложены во второй главе Конституции. Они принадлежат каждому лицу от рождения, неотчуждаемы и соответствуют международным стандартам в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948), и международным пактам об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах (1966).

3 Конституции Российской Федерации получил закрепление самый широкий спектр личных прав и свобод: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания и другие права.

Важнейшее значение имеют политические права и свободы граждан Российской Федерации, т.е. права, связанные с управлением делами государства. В их числе – право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; право на объединение в политические партии, общественные организации, профсоюзы и другие объединения; право на личные (индивидуальные)-и коллективные обращения в государственные и иные органы власти.

Если права и свободы гражданина ущемлены действиями какого-либо должностного лица или другого гражданина, он имеет право на судебную защиту своих законных интересов. Данное положение в полной мере распространяется на военнослужащих: при нарушении их прав они могут обращаться в военный суд гарнизона, армий, округа. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации устанавливает основания для ограничения в особых случаях некоторых прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями могут быть (статья 55): необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Так, военнослужащим запрещено подавать коллективные жалобы, участвовать в забастовках, политических митингах и манифестациях и т.п.

Народ с правами и свободами человека и гражданина в Конституции России четко определены и его обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др. При этом защита Отечества является не только обязанностью, но и долгом гражданина России.

В Конституции закреплено и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как "власти народа". А именно – носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем референдума и свободных выборов), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3).

Высшие органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономных образований) – Федеральное Собрание Российской Федерации, парламенты республик. краевые, областные, окружные думы формируются путем выборов. Прямыми выборами населения избираются глава Российского государства – Президент Российской Федерации, а также главы администраций, краев, областей, районов, мэры многих городов.

Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г. Согласно Конституций 1918 и 1924 гг. органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных выборов. Граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) органы избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.

Власть народа осуществляется через органы государственной власти, построенные на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоятельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.

Органы законодательной власти (представительные) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Органы исполнительной власти включают: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; лав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция России и Закон "Об обороне" наделяют Президента Российской Федерации весьма обширными и ответственными полномочиями в области обороны государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает военную доктрину государства, формирует и возглавляет Совет Безопасности России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в необходимых случаях на территории страны военное положение, утверждает общевоинские Уставы Вооруженных Сил.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации создается местное самоуправление для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются муниципальные собрания, сельские (поселковые) комитеты, старосты или старшины небольших населенных пунктов.

Впервые в Конституции России получила закрепление норма о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Это означает, что правомерным может быть признано только избрание должностных лиц и органов власти самим народом, либо назначение государственных руководителей на соответствующие посты в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

Демократизм Российского государства проявляется и в определении экономических основ нашего общества. Конституция устанавливает равноправие различных форм собственности: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности" (п. 2 статьи 8). Предоставляя государственным и иным организациям, а также частным лицам право заниматься предпринимательством, Конституция достаточно четко определяет социальные задачи государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, становление России как социального государства. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации должны охраняться труд и здоровье людей; устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развиваться система социальных служб; устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты граждан.

Данные положения в полной мере распространяются и на военнослужащих. Специальным законом установлены пенсии при увольнении военнослужащих из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста состояния на военной службе, по сокращению штатов, по состоянию здоровья и пособия для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, вопросы социальной защиты военнослужащих, выполняющих свой долг в зонах повышенной опасности, регламентируются специальными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Новым демократическим положением Конституции Российской Федерации является закрепление в ней идеологического и политического многообразия. Приверженность какой-либо идеологии зависит от личных убеждений каждого человека. Важно иметь в виду единственное правило – никакая идеология не может служить препятствием к добросовестному исполнению гражданином России своего служебного долга, возложенных на него законом обязанностей (в том числе и обязанностей военной службы).

Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и массовые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни России. Так, в соответствии с избирательным законодательством на территории России проводятся свободные выборы на многопартийной основе. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается по партийным спискам и представляет в парламенте интересы именно тех политических групп, объединений, блоков, от которых они избраны. Кроме того, и вторая половина депутатов Государственной Думы, избираемых индивидуально, может также выдвигаться партиями и другими объединениями и в случае избрания будет отстаивать определенные политические интересы при принятии парламентом законов или других решений. Так, в числе депутатов Государственной Думы, избранных в декабре 1995 г., – 147 представителей 24 избирательных объединений и блоков.

Вместе с тем, Конституция России (п. 5 статьи 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

На демократический характер российской государственности указывает и тот факт, что Конституция (статья 14) определила наше государство как светское, не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: "Никакая религия не может устанавливаться в, качестве государственной или обязательной". Закреплено также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия как федеративное государство

Россия, в соответствии с Конституцией, является федеративным государством. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов, как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.

Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.

Россия как правовое государство

В Конституции Российской Федерации заложены прочные основы для развития России как правового государства. Важнейшими в этом отношении являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить тексту Конституции. Совершенно новые является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно предполагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В Российской Федерации все принятые законы, указы Президента России, постановления правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании – "Собрании законодательства Российской Федерации", а при необходимости – в "Российской газете". Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и Гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств". В Вооруженных Силах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым нормативные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава армии и флота, обязательно доводятся до него приказами министра обороны России.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Дисциплина: Конституционное право России

Л Е К Ц И Я

ТЕМА № 27: «Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации»

КРАСНОДАР

ПЛАН

Введение

1.

2. Методология исследования национальной безопасности

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

4. Безопасность современной России

Заключение

Литература

Введение

Термин «национальная безопасность» появился в последние десятилетия XX века. Для обозначения общественной защищенности жизненно важных общественных отношений во всех сферах человеческой деятельности применялись другие термины, такие как внутренняя и внешняя безопасность, государственная безопасность и многие другие. Все они между собой различаются по объекту безопасности, но в целом прямо или косвенно характеризуют такое явление как национальная безопасность.

Повышенный интерес современного российского общества заключается в том чтобы разобраться в сущности самого социального явления как безопасность, увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными ценностями и интересами. Понять роль и функции государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях общества и государства, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства.


Россия за всю свою многовековую историю накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности

Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалось в основном в создании условий для духовного и материального благополучия людей. Такая деятельность продолжалась до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе задач выделялась деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя безопасность в силу различных идеологических и политических причин, до последнего времени оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной.

Актуальность темы данной лекции обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам Россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

За годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение Россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постиндустриальную эпоху общественно-политического развития.

В настоящее время общественное мнение Россиян о национальной безопасности дифференцированно . В основе каждого мнения лежат различные основания, начиная с религиозных убеждений и заканчивая идеологическими убеждениями которые остались даже после развала С. С.С. Р.. Но все мнения на каком бы основании они не строились приходят к одному и тому же выводу что в данный момент национальная безопасность должна быть одной из приоритетных задач государства.

Экономическая отсталость и неэффективность реформистской деятельности правительства замедляют формирование общественного мнения Россиян о национальной безопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Целью данной лекции является анализ современной безопасности в Российской федерации, перспективы её развития а также исследование основных направлений деятельности государства в сфере безопасности

1. Исторический аспект понятия национальной безопасности

Без понимания термина национальная безопасность и без знания его развития, государство не сможет обеспечить себя и граждан в нем проживающих полной защищенностью от всех видов угроз.


Впервые термин «в интересах национальной безопасности» прозвучал из уст президента США Теодора Рузвельта в 1904 году, в обращении к Конгрессу в связи с Панамским кризисом. Однако национальная безопасность как политическое понятие гораздо старше, чем сам термин. Она возникла одновременно с государством, и об ее надежности заботились многие властители , политики, государственные деятели. При этом речь шла исключительно о безопасности государства как основного инструмента защиты граждан – о личности или гражданском обществе тогда просто не думали. О защите государства как об основной обязанности граждан говорили в свое время Сократ, Платон, Конфуций, киевские князья - Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, флорентиец Никколо Макиавелли, отец монархического авторитаризма француз Арман Жан дю Плесси – герцог де Ришелье, американский революционер Джордж Вашингтон и английский консерватор лорд Уинстон Черчилль. «Забота о самосохранении есть самая важная из забот государства» - утверждал Жан Жак Руссо в своем трактате «Об общественном договоре». Очень образно сказал о необходимости государства стоять на страже духовных и материальных основ безопасности в своем политическом завещании государственный канцлер России. Он говорил о необходимости заняться «…развитием своих нравственных и материальных сил. Эта внутренняя забота является первою нуждою страны, и всякая внешняя деятельность, которая могла бы тому препятствовать, должна быть тщательно устранена»

Долгое время безопасность как сфера деятельности была предметом скорее практики государственного управления , а не объектом теоретической науки.

Изучать национальную безопасность начали совсем недавно, примерно в середине сороковых годов XX века. Первыми структурами, взявшимися за системное изучение предмета, были финансовые и разведывательные аналитические службы – с очень конкретной спецификой научной направленности. Главным в их деятельности было обеспечение защиты собственных военно-политических интересов.

С появлением угроз глобального масштаба – в первую очередь атомного оружия – стала очевидной необходимость формирования глобальных систем безопасности , способных определить, сформулировать и обеспечить условия для выживания всего человечества и сохранения цивилизации.

В XXI веке человечество вступило в радикально изменившиеся геополитические условия. В течение последних лет произошло крушение биполярной системы международных отношений , в которой поддерживался определенный баланс сил, позволявший сохранять общую международную безопасность. В мировом развитии возобладали две взаимоисключающие тенденции:

v - первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами, в становлении многополярного мира;

v - вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права , формирование однополярного мира, обеспечивающего выживание «золотого миллиарда» за счет природных ресурсов и населения других стран.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются также качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Понимание национальной безопасности как защищенности жизненно важных интересов характерно и для официальных документов США по стратегии национальной безопасности. Национальная безопасность, исходящая из национальных интересов, определяется множеством факторов и условий, поэтому они не могут трактоваться законом. И эта практика в каждом государстве своя: в США – национальные интересы определяются ежегодном посланием Президента Конгрессу, в Великобритании – речью Королевы в парламенте.

Национальные интересы как ключевое понятие безопасности используется в США с явно идеологической целью - «прикрыть» активную и агрессивную защиту национальных интересов по всему миру весьма респектабельной риторикой обеспечения национальной безопасности.

США стремятся стать мировым лидером, установить новый однополярный «мировой порядок» и их национальные интересы простираются в Каспийском регионе, Персидском заливе, в Афганистане и т. д. Интерес вполне понятный и оправданный - любая страна в идеале заинтересована этого достичь, другой вопрос – какими средствами. Но абсурдно считать, что препятствование США легитимными, законными средствами и способами в достижении «мирового лидерства» есть покушение на национальную безопасность Соединённых Штатов. Скорее Америка, реализуя свои глобальные интересы посредством подкупа политических элит, силового давления и даже бомбардировок, покушаются на национальную (и военную) безопасность других стран, в том числе и России. Ведь, по мнению Дж. Коллинза, национальная безопасность - это «...искусство и наука об использовании государственной мощи в любых условиях для достижения желаемой степени и формы контроля над противостоящей стороной посредством угроз, силы, непрямого давления, дипломатии, хитрости и любых других средств и тем самым обеспечения интересов и целей национальной безопасности». По логике Дж. Коллинза получается, что любое государство, сопротивляющееся попыткам США установить над ним контроль, угрожает национальной безопасности американского государства. Представляется, что в отечественные документы подобные формулировки попали вследствие их некритического заимствования из весьма идеалогизированных американских «первоисточников».

Таким образом, определение безопасности через защищенность интересов противоречиво по смыслу. Защиту даже жизненно важных интересов далеко не всегда можно относить к обеспечению безопасности. Особенно это касается соперничества заинтересованных субъектов за ограниченные объемы жизненно важных для них ресурсов, ценностей, если последние законно принадлежат другим собственникам.

В недалеком прошлом военная опасность со стороны США и стран НАТО для СССР носила многоцелевую направленность. После распада Советского Союза и резкого ослабления военного могущества России эта опасность со стороны НАТО сохраняется, однако, ее направленность теперь изменилась. США и НАТО поддерживают напряженность военно-политических отношений с Россией, но при этом ставят избирательные цели - продолжать ослабление обороноспособности нашей страны, не допускать Россию в военные союзы, воспретить доступ к новым военным технологиям, закрыть для нее рынки вооружения, ограничить военное влияние России на страны ближнего зарубежья и т. д.

Ускорение процесса вовлечения восточно-европейских стран в НАТО, втягивание их в антироссийские акции (Босния и Герцеговина , военные действия против Югославии из-за проблемы Косово) убедительно показывают подлинное лицо НАТО, и особенно США, в отношениях с Россией.

Распад Советского Союза и появление на его территории новых государственных образований резко и во многом изменили геополитическое положение регионов России. Это выразилось в увеличении числа приграничных ее субъектов. В СССР из 76 республик, краев и областей приграничными были 29, теперь их около 50 субъектов Российской Федерации. Из 6 крупных геоэкономических регионов только Волго-Вятский не имеет прямого выхода к государственной границе. В результате ощутимыми для России стали три геополитических вызова: со стороны Запада, готового потеснить Россию с ее европейских границ; со стороны Востока, стремящегося вовлечь в сферу своего влияния не только близкие ему республики Средней Азии, Кавказа, но и соответствующие автономии, входящие в состав Российской Федерации; со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона, готового к «мирной колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири. Что же касается Севера, по мнению ученых-североведов, только восьми странам выпало счастье прилегать к Арктике – поистине Олимпийской вершине земли. Кто владеет Арктикой, владеет всем миром.

На смену опасности глобального уничтожения, характерной для периода холодной войны, пришли международный терроризм и организованная преступность, воинствующий сепаратизм и межэтнические противоречия, незаконный оборот оружия, наркотиков и другие негативные явления, которые наблюдаются во всех приграничных регионах России. Международное сообщество и отдельные государства оказались не готовыми к эффективному противостоянию этим опасностям. Более того, появилась тревожная тенденция, когда внешние силы пытаются «поиграть» на региональных проблемах, что приводит к крайне негативным последствиям для национальной безопасности.

Серьезную угрозу национальной безопасности на современном этапе представляет информационное противоборство, которое усиливается с продвижением НАТО на Восток. Несмотря на официальные систематические заявления о миролюбии и партнерстве, против России и ее армии, рядом стран ведется нарастающая информационно-психологическая деятельность, в том числе и через российские средства массовой информации , с целью подрыва морального духа войск и деморализация населения. В этой связи Государственная Дума Российской Федерации приняла заявление «О недопустимости использования российских средств массовой информации в психологических операциях Организации Североатлантического договора». Это касается информационной империи «Медиа-Мост» (НТВ и региональная ТВ-сеть, «Эхо Москвы», газеты «Известия», «Сегодня», «Общая газета», журнал «Итоги»). Наполеон высоко оценивал возможности средств идеологического воздействия, говоря, что «три враждебные газеты опаснее 100 тысяч вражеского войска».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то