Неправовые формы финансовой деятельности государства муниципальных образований. Примеры правовых и неправовых форм осуществления финансовой деятельности государства. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муници

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государсвенных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые выражаются в принятии правовых актов всвязи с установлением или применением норм. Неправовые:

1. Инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства населению.

2. Финансово-технические операции - рассчёты платежей, объёмы финансирования и кредитования.

3. Финансово-экономический анализ.

4. Подготовка материалов к планированию, прогнозированию и отчётности.

Неправовые юридического значения не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм хозяйственной деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер.

Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов (мо), по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Классификация:

1. по юридическим свойствам они подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные - регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат правило поведения их участников, обычно действуют длительное время. Индивидуальные - это акты применения норм права, необходимое условие для претворения в жизнь нормативных актов.

2. по юридической природе - законодательные и подзаконные.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности гос-ва, содержащие конкретные задания в области финансов на опеределённый период. К финансово-плановым актам относятся: 1. финансовый план государства - фед бюджет, а также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты 2. Финансово-кредитные и кассовые планы банков 3. финансовые планы страховых организаций 4. финансовые планы и сметы министерств, ведомств 5. финансовые планы предприятий 6. сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают своё юридическое оформление в актах соответствующих органов власти, например федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому оно подчинено. Утверждённый в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия.

Финансовый контроль.

1. Понятие и значение финансового контроля

2. Виды и органы финансового контроля

3. Методы ФК.

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и мун образований является финансовый контроль. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются: 1. соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами гос. власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, и гражданами. 2. Экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль - контроль за законностью и целесоообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и её регионов.

Основными направлениями ФК в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: 1. проверка выполнения органами власти функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции. 2. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ, организациями и гражданами. 3. Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями находящейся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств). 4. Проверка соблюдения правил соблюдения финансовых операций, рассчётов и хранения денежных средств предприятиями, орагнизациями, учреждениями. 5. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба.

Финансовый контроль укрепляет финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это чёткое соблюденние установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов гос-ва, субъектов МСУ.

Одной из форм финансового контроля является контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за хоз деятельностью предприятий, объединений посредством таких экономических категорий как цена, себестоимость, прибыль и др.

Виды и органы финансового контроля.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения: 1. предварительный - проводится до совершения операции по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности. Это проекты бюджетов, финансовых планов и смет. 2. текущий - контроль в процессе совершения денежных операций. Например, в ходе выполнения кассовых операций, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д. 3. Последующий фк - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятиями или учреждениями днежных средств, уплаты налогов и т. д. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

По времени проведения так же можно выделить обязательный и инфициативный финансовый контроль. Обязательный проводится в силу требований законодательства, например контроль со стороны законодательных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год, или по решению компетентных государственных органов. Это могут быть проверки налогоплательщиков, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов и т. д. Инициативный осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, осуществляющих его - 1. представительных органов власти и МСУ, 2. аппарат президента РФ 3. исполнительных орагнов власти общей компетенции, 4. финансово-кредитных органов, 5. ведомственный и внутрихозяйственный, 6. общественный, 7. аудиторский.

1. финансовый контроль со стороны органов представительной власти. Согласно ч.5 ст. 101 конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, совет федерации и государственная дума образуют счётную палату. Состав и порядок деятельности счётной палаты определяется федеральным законом. К ведению госдумы относятся назначение на должность и освобождение от должности председателя счётной палаты и половины состава её аудиторов. Совет федерации освобождает от должности заместителя, председателя счётной палаты, и также половину состава её аудиторов. Деятельность счётной палаты на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных расходов. К её задачам относятся - 1. организация и осуществлене контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед бюджета и бюджетов государственных, федеральных внебюджетных фондов, по объектам, структуре и целевому назначению. 2. оценка обоснованности доходных и расходных статей, проектов бюджетов; 3. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в центральном банке и иных финансово-кредитных учреждений. Таким образом, объектом контроля со стороны счётной палаты выступают средства федеральных бюджетов, внебюджетных фондов, и федеральная собственность. Закон определяет круг субъектов, на которые распространяются контрольные полномочия счётной палаты. В него входят все государственные органы, учреждения, федеральные внебюджетные фонды. 2. органы МСУ, предприятия, организации, банки, союзы и иные объединения независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные фед законодательством или федеральными органами гос власти налоговые, таможенные или иные льготы. Общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие органнизации, на деятельность которых распространяются контрольные полномочия счётной палаты, в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, федеральной собственности или налоговых льгот. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы власти, субъекты федерации и органы местного самоуправления через структурные подразделения счётной палаты.

2. В целях эффективности президентского контроля создан специальный орган - главное контрольное управление президента РФ.

К основным функциям главного контрольного управления отнесено:

1. Контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, их должностными лицами и организациями.

2. Контроль и проверка исполнения поручений президента РФ и руководителя его администрации

3. Подготовка на основе проведенных проверок информации для президента о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности органов гос власти.

Финансовый контроль осуществляют и полномочные представители президента РФ в регионах, на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем уровне.

Органы исполнительной гос власти общей компетенции.

Правительства субъектов федерации - направляют контрольную деятельность подведомственных им органов управления, в т.ч. финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. В пределах своих полномочий правительство на основании конституции РФ (ст. 114) и федерального конституционного закона «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой политики, осуществляет валютный контроль. Одновременно в полномочия правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов, которые подотчётны ему, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок деятельности.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами.

Министерство Финансов - Федеральная Налоговая Служба, Федеральная служба финансово-бюджетного назора, Ф. Служба Страхового, Федеральное Казначейство, и соответствующие им территориальные подразделения.

Кредитные организации во главе с центральным банком.

Ведомственный ФК - контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления, за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и т.д. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем МинФина.

Основные задачи: Контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно-ревизионной работы, бесхозяйственности, расточительства и т.д.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными подразделениями - бухгалтерией, финансовыми отделами, отделами планированая и нормирования заработной платы и др. Контрольная функция данной функции - необходимое условие процесса повседневной хозяйственной деятельности.

Общественный финансовый контроль - основывается на положениях конституции РФ, устанавливающих права граждан, в т.ч. право на участие в управлении делами государства. Обязанности органов гос власти и МСУ - обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомстенный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности. Появление такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно - как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.

Методы ФК.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приёмы или способы средств его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов - от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений. Используются следующие методы финансового контроля - наблюдение, проверка, надзор, анализ финансово-хозяйственной деятельности, ревизия.

Основной метод ФК - ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных органнизаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии: документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные).

По организационному признаку - плановыми, внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

Результаты ревизий оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основании акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины к возмещению причинённого материального ущерба, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений финансовой дисциплины, виновные привлекаются к ответственности. При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.


Похожая информация.


Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не-правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А неправовые формы такого оформления не имеют. К ним относятся различные практические действия, юридического значения не имеющие, но способствующие принятию таких актов или применению правовых норм. Это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов для финансового планирования, прогнозирования и отчетности и т. п.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности зависят от того, какие органы осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно- правового Осуществляя финансовую деятельность, го

сударственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или му-ниципальными образованиями. Эти акты и являются юридическими (или правовыми) формами финансовой деятельности государства (его органов) и муниципальных образований (органов местного самоуправления).

Следовательно, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социаль- - но-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии установленным правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие поведения участников, т. е. правовые нормы. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством или муниципальным образованием, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж-дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе законодательного нормативного финансово-правового акта о транспортном налоге государственный налоговый орган направляет конкретному владельцу транспортного средства уведомление об уплате этого налога, которое и является индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм финансового права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимав- мые представительными федеральными и региональными (субъектов Федерации) органами государственной власти по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные. К ним относятся акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют оп-ределенную форму (указы, постановления, приказы и т. д.), т. е. конкретизируются в зависимости от вида органов, издающих акты.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также организаций, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовыхресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. К финансово-плановым актам относятся:

а) основные финансовые планы государства - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюджеты;

б) государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуправления;

г) финансовые планы (балансы доходов и расходов) коммерческих организаций;

д) сметы бюджетных учреждений;

е) финансовые планы страховых организаций;

ж) финансово-кредитные и кассовые планы банков.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое

оформление в актах соответствующих государственных органов.

Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридичег ские последствия как любой финансово-правовой акт.

Еще по теме § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

  1. Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  2. § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  3. Конспект лекции 2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
  4. § 1, Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Категория «финансовая деятельность» — сравнительно новое понятие, которое получило разработку в учебном пособии М. А. Гурвича и подробно было проанализировано в монографии Е. А. Ровинского, а затем в некоторых модификациях воспроизводилось в более поздних учебниках, учебных пособиях и научных исследованиях. Категории «финансовая деятельность» присущи целостность, глобальность и основательность, реализуемые через совокупность принципов финансового права .

Объективная необходимость денежных отношений обусловливает наличие специальной финансовой деятельности государства .

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой составной частью механизма социального управления , представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и, соответственно, юридической деятельности. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества , финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, т. е. независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции. Поэтому финансовая деятельность в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства .

Финансовая деятельность государства заключается в правомерном поведении субъектов финансового права , направленном на сохранение либо совершенствование юридического механизма регулирования финансовых отношений. Основными направлениями воздействия на механизм финансово-правового регулирования со стороны финансовой деятельности являются правотворчество , правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

Финансовая деятельность государства характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумулирование, распределение и использование денежных фондов в целях выполнения ее задач и функций.

Содержание финансовой деятельности государства определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового регулирования и правового сознания. В процессе осуществления финансовой деятельности государство сохраняет либо, наоборот, изменяет сложившийся порядок публичных имущественных отношений . Таким образом, результатом финансовой деятельности становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые правоотношения).

Осуществляя финансовую деятельность, государство ставит две взаимосвязанные цели — статическую и динамическую. Статическая цель подразумевает определенную «консервацию» финансового состояния государства, сохранение уже достигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отношениях, валютном регулировании и т. п. Динамическая же цель направлена на непрерывный процесс правового совершенствования, реформирования и развития финансовых отношений. Названные цели формируют своеобразные программу-минимум и программу- максимум финансовой деятельности государства. Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществление социально заказанных программ. Необходимо обратить внимание, что указанная цель предполагает реализацию ближайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор государством запланированных денежных средств в бюджетные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Вместе с тем она имеет свои специфические признаки, к числу которых относятся: обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов; направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции; оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах , имеющих официальный и общеобязательный характер; юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права; ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Различия в сферах общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью, субъектах, осуществляющих финансовую деятельность, территориальных уровнях, формах, функциях и т. д. позволяют классифицировать эту правовую категорию по нескольким основаниям. Так, в зависимости от сфер общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить: бюджетную деятельность государства и муниципальных образований; налоговую деятельность государства и муниципальных образований; кредитную деятельность государства и муниципальных образований; финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий ; государственную деятельность в сфере обязательного страхования ; государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

Являясь разновидностью финансовой деятельности, каждый из ее видов содержит все сущностные характеристики первой, но имеет и специфические особенности, проявляющиеся в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах), объекте воздействия, действии во времени, наличии определенных целей.

В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется аккумулирование, распределение и использование финансов , различают финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) и финансовую деятельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, однако ей присущи собственные основополагающие характерные признаки: финансовая деятельность субъекта РФ выражает его государственную самостоятельность (в рамках Конституции РФ); в процессе финансовой деятельности осуществляются функции аккумуляции, распределения и использования денежных средств в целях обеспечения публичных интересов соответствующего субъекта РФ; функции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответствующего региона и от его имени, а также другими органами, которым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности; финансовая деятельность субъекта РФ отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ проявляются во взаимоотношениях с федеральным центром и муниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловленный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фондов.

Принципиальной особенностью муниципальной финансовой деятельности, обусловленной действием принципа федерализма в финансовом праве, следует считать обеспечение финансовыми средствами выполнения целей и задач, предусмотренных местным сообществом и делегированных полномочий государства.

Систему органов общей компетенции представляют Федеральное Собрание РФ , Президент РФ , Правительство РФ .

Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права , состоящие из полномочий различного характера.

К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (министерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» (утратил силу) была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России.

На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий , учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия.

Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность , передают материалы правоохранительным органам .

Федеральное казначейство ныне является одной из федеральных служб в составе Министерства финансов РФ.

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В целях повышения эффективности инвестиционного процесса, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана Российская финансовая корпорация, деятельность которой заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.

Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.

В особую систему выделяются налоговые органы, к которым согласно п. 1 ст. 30 НК РФ относятся федеральный орган исполнительной власти , уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы РФ составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом.

В пределах своей компетенции ФНС России подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства .

Самостоятельным субъектом финансовой деятельности государства в сфере налогового контроля являются органы внутренних дел. Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях определены гл. 6 НК РФ и заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок.

Органы внутренних дел привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения налогово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Для реализации налогово-контрольных полномочий в структуре Министерства внутренних дел РФ (МВД России) образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям .

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

Основные положения организации государственного надзора за страховой деятельностью закреплены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 функции по контролю и надзору за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

Финансовая деятельность осуществляется и банковской системой, в состав которой входят Центральный банк РФ и иные кредитные организации .

К числу других государственных финансово-кредитных организаций относятся государственные внебюджетные фонды (система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления

Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства , осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и в неправовой форме, не влекущей правовых последствий.

Правовой формой осуществления государственной деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.

Финансово-правовые акты — это решения органов государственной власти или органов местного самоуправления , принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности.

Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам, юридической природе, по органам, их издающим, по сферам регулируемых отношений и др. Правовая форма финансовой деятельности является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права . Имея четко обозначенную функциональную направленность, правовая форма финансовой деятельности государства опосредует только специальные функциональные задачи правового характера, решение которых сопровождается правовыми или организационно-правовыми последствиями. В деятельности государства выделяются три формы, которые в полном смысле являются правовыми: правотворческая деятельность; правоучредительная деятельность; правоприменительная деятельность.

Каждая из этих форм отличается сложным предметным содержанием, структурой и механизмом детерминации, различными правовыми последствиями.

Впервые среди нормативных финансово-правовых актов федерального уровня появились кодексы: БК РФ и НК РФ (части первая и вторая).

Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти принимают подзаконные акты, например: Указ Президента РФ от 6 июня 2010 г. № 676 «О признании утратившим силу абзаца седьмого пункта 1 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 742»; постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 102 «Об особенностях предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами , осуществляющими реализацию инвестиционных проектов»; приказ Минфина России от 11 июня 2009 г. № 51н «Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета».

Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ — это письменный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.

Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Разносторонний характер финансовой деятельности субъектов РФ обусловил наличие в региональной правовой системе нормативных актов, регулирующих бюджетные, налоговые, кредитные и тому подобные отношения. Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ принимаются и по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований .

Систему нормативных финансово-правовых актов субъектов РФ образуют законы и подзаконные акты.

В качестве примеров можно назвать Закон Архангельской области от 30 марта 2010 г. № 143-11-03 «О внесении дополнений в статью 4 областного закона «О транспортном налоге»; Закон Приморского края от 25 декабря 2009 г. № 544-КЗ «О краевом бюджете на 2010 год»; Закон Костромской области от 4 марта 2010 г. № 585-4-ЗКО «О нормативах расходов на нормативное подушевое финансирование государственных образовательных учреждений Костромской области».

Некоторые субъекты РФ в процессе нормотворчества в финансовой сфере используют кодификацию. Например, в Республике

Татарстан, Калининградской, Камчатской областях приняты бюджетные кодексы соответствующего региона.

В целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания, например: постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 29 марта 2010 г. № 225 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города управляющим организациям, товариществам собственников жилья , жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта фасадов многоквартирных домов»; постановление администрации г. Чебоксары от 19 марта 2010 г. № 54 «Об утверждении Правил предоставления средств из бюджета города Чебоксары»; постановление

Администрации Новгородской области от 5 марта 2010 г. № 93 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот».

Финансово-правовой акт органа местного самоуправления — это публичный официально Обозначенный документ, принятый управомоченным органом местного самоуправления, имеющий юридическую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.

Акты, принимаемые муниципальными органами, образуют первичный уровень нормативно-правового регулирования финансовых отношений муниципального образования.

Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования: района, города, района в городе, поселка. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об организации местного самоуправления в РФ)). Статья 44 данного Федерального закона определяет основные параметры устава муниципального образования, в числе которых перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета , а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ и др. Статья 52 указанного Закона посвящена местному бюджету, его формированию, утверждению и исполнению. Проблемы расходов и доходов местного бюджета, поступающих от местных и региональных налогов и сборов, и другие вопросы финансовой основы осуществления местного самоуправления рассматриваются в ст. 53—65 данного Закона.

Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, специально выделены в уставах муниципальных образований. Например, гл. 5 Устава г. Пензы «Финансово- экономическая основа городского самоуправления» закрепляет состав финансовых ресурсов города; финансовую компетенцию органов местного самоуправления; состав доходов городского бюджета; порядок обеспечения органами государственной власти минимального городского бюджета; финансирование делегированных полномочий; основы установления местных налогов и сборов; порядок образования целевых внебюджетных фондов; кредитные отношения муниципального образования.

Устав г. Смоленска (городского муниципального образования) особо выделяет вопросы внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления (ст. 48).

Следует отметить, что уставы муниципальных образований в значительной мере дублируют нормы федеральных законов и законов субъектов РФ в финансовой сфере. Однако подобное воспроизведение норм законов осуществляется с одновременной их адаптацией к местным условиям и традициям, в результате чего у населения формируется более четкое представление о сущности муниципальной финансовой деятельности как публичной категории в рамках всего государства.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.

Органы местного самоуправления, являясь органами публичной власти на своей территории , в целях осуществления финансовой деятельности наделены правом издавать нормативные правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры , регламенты.

Более конкретизированное регулирование видов и содержания правовых актов органов местного самоуправления осуществляется конституциями и уставами субъектов РФ, региональными законами о местном самоуправлении, местных референдумах , выборах, сходах и собраниях граждан , а также уставом соответствующего муниципального образования. Например, Устав г. Воронежа предписывает администрации города принимать постановления по вопросам экономического развития, использования финансовых ресурсов.

Наиболее часто различные аспекты муниципальной финансовой деятельности оформляются решениями представительных органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения по таким важным сферам муниципальной финансовой деятельности, как бюджетное устройство и бюджетный процесс , система местных налогов и сборов, размер ставок и предоставление льгот по местным налогам и сборам, кредитные отношения, внебюджетные фонды и т. п. В данном контексте уместно выделить решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 5 ноября 2009 г. № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе»; решение Барнаульской городской Думы от 26 марта 2010 г. № 279 «Об отчете о работе Счетной палаты города Барнаула за 2009 год»; решение Думы Новгородского муниципального района от 20 ноября 2007 г. № 199 «Об определении процента отчисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий

Новгородского муниципального района, подлежащей перечислению в бюджет Новгородского муниципального района».

Примечательно, что принятие решений по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых решений представительным органом возможно только при наличии заключения местной администрации или согласия главы местной администрации. Так, согласно Уставу г. Саратова решения Саратовской городской Думы относительно расходования городских финансовых и материальных ресурсов, изменения налогов, сборов, пошлин и иных платежей либо изменения структуры финансовой компетенции исполнительных органов местного самоуправления вступают в силу при наличии согласия мэра города (ст. 19). Однако сказанное не означает подчиненности в сфере финансовых отношений представительного органа местного самоуправления исполнительному.

Напротив, решения выборных представительных органов местного самоуправления имеют наибольшую юридическую силу, обусловленную финансовой компетенцией и выборным (представительным) характером принимающего их органа.

Особое место в системе финансово-правовых актов органов местного самоуправления занимают положения выборных органов местного самоуправления, устанавливающие правовой статус различных финансовых институтов муниципального уровня. Например, Устав г. Саратова определяет, что вопросы бюджетного процесса, внебюджетных целевых, резервных, валютных фондов, а также правовой статус Контрольно-счетной палаты регулируются постановлениями городской Думы (ст. 18); Положение о Контрольно-счетной палате Пензенской городской Думы устанавливает правовой статус этого контрольного органа и т. п.

Следующей группой финансово-правовых актов местного уровня следует считать акты исполнительных органов (местной администрации, главы муниципального образования, должностных лиц функциональных подразделений). Названные акты находятся в подчиненном отношении к актам представительного органа, о чем свидетельствуют перечень финансовых вопросов, решаемых исполнительным органом местного самоуправления, обязательность решений представительного органа для главы муниципального образования и право выборного органа отменять или приостанавливать действие актов местной администрации в

случае несоответствия закону или уставу муниципального образования.

В качестве примеров уместно привести постановление мэра г. Читы от 5 марта 2010 г. № 35 «О разработке муниципальной целевой программы «Развитие жилищного кредитования на территории городского округа «Город Чита» на 2011—2014 годы»; постановление мэра г. Томска от 21 января 2009 г. № 18 «О кредиторской задолженности учреждений, финансируемых из бюджета города Томска»; постановление правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. № 140-ПП «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы с фиксированным купонным доходом».

Финансово-правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам, законам субъекта РФ, подзаконным актам органов государственной власти. Рассматриваемые акты могут быть предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде ; надзор за соблюдением законности в финансово-правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры .

Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки финансово-правовых актов органов местного самоуправления: под законность; пространственная ограниченность их юридической силы; обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями , учреждениями, расположенными в границах соответствующего муниципального образования; отсутствие необходимости утверждения со стороны органов государственной власти; возможность обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора .

Однако следует отметить, что многие финансово-правовые акты органов местного самоуправления не публикуются, что является прямым нарушением принципа гласности финансовой деятельности.

Среди финансово-правовых актов по своему содержанию особо выделяется большая группа финансово-плановых актов.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по аккумулированию, распределению и использованию финансов на определенный период.

К числу финансово-плановых актов можно отнести бюджеты всех уровней бюджетной системы; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; сметы бюджетных учреждений; финансовые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций и др. Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.

Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Функции финансовой деятельности. Стадии и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность представляет собой деятельность по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов, которые необходимы для обеспечения деятельности государства и местного самоуправления . Финансовая деятельность – тоже одна из центральных категорий финансового права, которая связана с формированием, распределением и использованием денежного фонда.

Признаки:

1. Финансовая деятельность связана с фондами денежных средств.

2. Данный вид деятельности осуществляют только уполномоченные субъекты (налогоплательщики, налоговые органы, органы федерального казначейства и т.д.).

3. Финансовая деятельность направлена на обеспечение воспроизводственного процесса.

Финансовая деятельность выражается в фондовой форме. Если это не фондовая форма, то тогда это не финансовые правоотношения, а гражданские.

Денежные формы в зависимости от собственника делятся на :

- централизованные денежные фонды (все, что связано с бюджетными средствами; н-р, соответствующий бюджет). Субъекты: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

- децентрализованные денежные фонды (собственниками выступают ИП, коммерческие организации, граждане и иные субъекты, обладающие подобного рода ресурсами).

От назначения денежного фонда:

Публичные денежные фонды (направлены на решение публично значимых проблем). Связаны непосредственно с денежной системой государства, обеспечиваются мерами принуждения.

Частные денежные фонды (направлены на решение частных проблем, вкладывание в развитие организации сс целью дальнейшего получения прибыли). Меньше публичных фондов.

Методы финансовой деятельности государства:

Метод обязательных платежей . Смысл: государство определяет обязанности субъектов совершить (совершать) определенные действия. Налоговый метод .

Метод добровольных платежей . Специфика: государство определяет (выделяет) некоторые рамки, в пределах которых субъекты осуществляют те или иные действия на добровольной основе.

Эмиссия ценных бумаг;

Между методами добровольных и обязательных платежей имеется разница, которая выражается в том, что метод обязательных платежей, как правило, связан с обеспечением публичных потребностей (н-р, формирование бюджета за счет налоговых доходов); а метод добровольных платежей, как правило, направлен на обеспечение частных потребностей/интересов.

Выделяются 3 основные стадии финансовой деятельности :

1. Формирование. За счет соответствующих доходов, ресурсов образуется или создается соответствующий денежный фонд (н-р, бюджет МО). Специфика: 1-я стадия обеспечивается, как правило, принудительным механизмом.



2. Распределение. Уполномоченные субъекты определяют максимальный (возможный) объем расходов, который направляется на достижение целей и решение задач. Н-р, ежегодно при составлении бюджета министерство финансов определяет количество финансов, которые будут направлены на развитие той или иной сферы.

3. Использование (перераспределение). Уполномоченное лицо (н-р, получатель бюджетных средств) расходует ресурсы на предусмотренные цели.

Формы финансовой деятельности государственных и муниципальных образований . Общепризнаны 2 способа осуществления деятельности:

1. Правовая. Государство в лице уполномоченного органа принимает соответствующий финансово-правовой акт. Н-р, бюджетный кодекс.

2. Не правовая. Это соответствующие финансово-технические операции (в банковской практике: осуществление приходных и расходных операций), проведение различных научных мероприятий (н-р, конференций научных, по итогам которых будут определяться, разрабатываться концепции по развитию и совершенствованию действующего финансового законодательства), финансово-правовое прогнозирование и планирование (как правило, это план доходов и расходов на ближайший год), финансово-экономический анализ (позволяет выделить и определить ошибки при осуществлении финансовой деятельности, выдвыгать предложение по их устранению).

Конституционные основы финансовой деятельности государства + проанализировав литературу, выделить дополнительные элементы финансовой системы.

Статьи: 41, 57, п. ж, з, л ст. 71, ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 7, п. и, о ст 72, ст 52, ст 75,

ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределœению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы бывают правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населœению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчёты платежей и ассигнований из бюджетов, объёмов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всœех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределœения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Οʜᴎ устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. К примеру, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета͵ его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделœения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, ᴛ.ᴇ. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Οʜᴎ действуют обычно долгое время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок расчёта установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определœенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. К примеру, на базе такого нормативного финансово-правового акта͵ как Закон РФ ʼʼО подоходном налоге с физических лицʼʼ, государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определœенной суммы налога. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - крайне важно е условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределœению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всœех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (к примеру, на базе Закона РФ ʼʼО таможенном тарифеʼʼ от 21 мая 1993ᴦ. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделœение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа͵ о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Οʜᴎ отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определœенный период, ᴛ.ᴇ. являются планами по мобилизации, распределœению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределœения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединœений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинœено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ" 2017, 2018.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то