Функции казначейства. Чем занимается казначейство? Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Не приходится ставить под сомнение тот факт, что управление денежными потоками является наиболее важным направлением деятельности для любых организаций. Особенно актуальным управление финансами предприятия становится в условиях нестабильной финансовой ситуации, характерной для последних нескольких месяцев.

Дефицит денежных средств может привести к невозможности своевременной выплаты налогов и зарплаты сотрудникам, просрочке платежей по кредитам и займам, нарушению сроков оплаты поставок по договорам, что в свою очередь приводит к начислению штрафов, пеней, неустоек, ухудшению кредитной истории, потере деловой репутации, дополнительным издержкам для устранения нежелательных последствий. Любого из этих факторов будет достаточно, чтобы не только развитие, но само существование бизнеса оказалось под угрозой, или, как минимум - владельцы имели основание задуматься о смене руководства таковым.

Казначейство может быть финансово полезной карьерой и часто считается необходимым шагом на более высокие должности в организации. Казначейство дополняет эти профессии и инкапсулирует многие из основных финансовых навыков, необходимых в них. Ключевой привлекательностью казначейства является широта тем, которые имеют отношение к работе казначея. На младшем уровне возможности казначейства могут дать возможность справиться с финансовой деятельностью, такой как анализ живых данных, обращение и контакт с банками отношений на раннем, чем обычно, этапе.

С другой стороны, профицит денежных средств, который в условиях кризиса многие предприятия стараются создать в качестве надёжного финансового резерва «на всякий случай», также означает определённые потери для предприятия, которые с некоторой долей условности можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте.

Кроме того, отдел казначейства обычно невелик, что позволяет младшему персоналу тесно сотрудничать с казначеем, который является старшим в компании. Эти факторы часто приводят к крутой кривой обучения для восторженного нового столяра. В более старших ролях казначей теперь принимает все более активную и заметную корпоративную роль, так как превосходство в управлении финансами и рисками становится основной компетенцией. Это привело к тому, что казначеи стали ответственными за связанные с этим финансовые вопросы, такие как страхование, отношения с инвесторами и элементы общих сервисных центров.

Таким образом, актуальной проблемой в современных условиях является балансирование между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения денежных средств.

В условиях нестабильной финансовой ситуации также особое значение приобретает контроль движения финансовых потоков на предприятии. В связи с вошедшей в практику работы российских предприятий системой бюджетного управления, как правило, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств, а в некоторых организациях и составление БДДС, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.

В условиях все более сложной глобальной бизнес-среды это может помочь бизнесу выработать устойчивое конкурентное преимущество. Крупная корпорация может иметь от 3 до 50 сотрудников казначейства. Средняя компания среднего размера обычно имеет от 1 до 5 сотрудников в казначействе. Численность персонала будет зависеть от сложности транзакций и от уровня международной деятельности в компании.

Это открывает возможности для поездок в казначейский персонал. Возможности казначейства также существуют вне корпоративного сектора либо в финансовых учреждениях, либо в государственном секторе в таких организациях, как жилищные ассоциации, больничные трасты, учебные заведения и правительственные ведомства.

В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть основные аспекты работы казначейства и оценить, какие формы организации такого подразделения на разных типах предприятий наиболее эффективны.

Зачем предприятию казначейство?

Казалось бы, управление денежными средствами можно осуществлять, не выделяя в структуре предприятия отдельной единицы - казначейской службы.

Начинающие компании и малый бизнес вряд ли будут иметь специальную функцию казначейства или вакансии для аналитиков казначейства начального уровня. Однако управление капиталом имеет первостепенное значение для этого типа предприятия, и вполне вероятно, что квалифицированный казначей будет подходящим для назначения на должность старшего финансового директора такой фирмы.

Какая квалификация мне нужна?

Казначеи учатся на рабочем месте и посещают учебные курсы и получают профессиональную квалификацию. Он обеспечивает понимание и знание основных тем в казначействе, рисках и корпоративных финансах. Наши сертификационные документы - это квалификация с дистанционным обучением, которая дополняется лицом к лицу и поддержкой электронного обучения. Сертификаты являются ценным вкладом в непрерывное профессиональное развитие.

Действительно, можно распределить функции управления финансовыми потоками между несколькими подразделениями. Например:

  • финансово-экономические службы
    • планируют бюджет движения денежных средств
    • собирают заявки на платёж от подразделений предприятия
    • осуществляют контроль заявок на платёж подразделений на соответствие их БДДС
    • составляют реестры счетов на оплату
    • формируют платёжные календари
    • оформляют документы на получение кредитов в банках
  • отдел продаж прогнозирует на ближайший период ожидаемые поступления средств от покупателей/заказчиков
  • бухгалтерия
    • осуществляет расчетно-кассовые операции по счетам в банках и кассе
    • ведёт взаиморасчёты с контрагентами: сверки с дебиторами и кредиторами по задолженностям, реструктуризация задолженностей, расчёты в неденежной форме (взаимозачёты и т.п.) и пр.
  • финансовый директор или другое лицо, ответственное за движение денежных средств (например, руководитель ФЭО)
    • анализирует реестры счетов на оплату на предмет приоритетности, срочности платежей, достаточности средств для их осуществления
    • по результатам анализа реестров с учётом данных об остатках на счетах (предоставляемых бухгалтерией) и ожидаемых поступлениях от покупателей (прогнозируемых отделом продаж) определяет счета, которые нужно оплатить в текущий день
    • определяет свободный остаток денежных средств и принимает решение о его использовании: при недостатке - о дополнительном финансировании, при избытке - об инвестировании в ценные бумаги или другие финансовые инструменты.

Фактически, при такой организации работы нет единого центра, концентрирующего всю информацию по управлению финансовыми ресурсами. По сути, таким центром вынужден являться финансовый директор, являющийся «последней инстанцией» в финансовых вопросах. С увеличением финансовых потоков объем аналитической работы, связанной с принятием управленческих финансовых решений, катастрофически возрастает, что ведет к снижению эффективности работы.

Умный финансовый ум и понимание повседневных бизнес-требований организаций играют ключевую роль в роли корпоративного казначея. Как корпоративный казначей, вы будете играть важную роль в улучшении или поддержании финансового здоровья и успеха бизнеса.

Это разнообразная и ответственная роль, которая гарантирует, что компания имеет капитал для выполнения своих обязательств, включая привлечение средств из банков, а также рынки долговых обязательств и акций, а в некоторых компаниях активно торгует на валютном, товарном и денежном рынках.

Отсутствие единого центра по управлению финансовыми потоками может сопровождаться следующими проблемами:

  • Отсутствие единой политики и процедур управления финансовыми потоками. Например, финансово-экономическая служба на основании утверждённой заявки на платёж перечислила средства поставщику, в то время как бухгалтерия осуществила с тем же контрагентом взаимозачёт, закрыв задолженность по этому же платежу, в результате чего поставщику дважды оплатили по одному счёту. Если бы все финансовые потоки осуществлялись из одного центра, такая ситуация была бы исключена.
  • Трудности при формировании платёжного календаря. Поскольку информация, необходимая для формирования платёжного календаря, рассредоточена по нескольким службам компании, то спрогнозировать её достаточно надёжно на срок более недели во многих компаниях становится ощутимой проблемой.
  • Недостаточная оперативность поступления информации, необходимой для принятия решений в сфере управления денежными средствами, вследствие «бюрократизации» системы: информация должна пройти несколько инстанций, прежде чем попадёт к ответственному лицу, принимающему решение.
  • Вероятность финансовых рисков. Управление финансовыми рисками сложная и ответственная работа, требующая всей полноты информации о движении финансовых потоков компании, тесной работы с банками и другими финансовыми институтами. А поскольку единый центр, в котором бы концентрировалась вся информация по управлению финансовыми потоками, отсутствует, то, как правило, управление рисками вообще не осуществляется, либо какие-то операции проводятся, но гарантировать их эффективность при такой организации процесса вряд ли можно.
Поэтому многие предприятия объединяют выполнение задач комплексного управления денежными средствами в рамках одного выделенного подразделения - казначейства, которое осуществляет всю техническую и аналитическую работу, а финансовый директор по её результатам принимает управленческие решения.

Функции казначейства

В целом, задачи управления финансами можно разделить на два класса: стратегическое финансовое планирование и оперативное управление.

Другие виды деятельности могут включать дело с имуществом, налогообложением, страхованием и пенсиями. Есть пять основных функций казначейства, которые вы могли бы специализировать как профессионал казначейства, как это определено Ассоциацией корпоративных казначеев.

Рынки капитала и финансирование, управление денежными средствами и ликвидностью, управление корпоративными финансами, управление рисками, казначейские операции и контроль. В рамках этих функций типичная работа может включать. Для корпоративных казначеев, обладающих профессиональной квалификацией и достаточным опытом, есть возможности для самостоятельной занятости в консультациях или в временном управлении во время перемен или кризиса в компании.

Главной задачей казначейства является оперативное управление финансовыми потоками компании, основанное на организации взаимоотношений с банками и другими финансовыми институтами, с целью минимизации финансовых рисков и операционных расходов и максимизации доходности от инвестирования свободных финансовых ресурсов.

Основными функциями казначейства, исполнение которых необходимо для решения главной задачи, являются:

Обычно зарплаты обычно выше в Лондоне и на юго-востоке. Они также варьируются в зависимости от типа роли, занимаемой в отделе казначейства. Обычно также предоставляются пакеты бонусов и льгот. Показатели дохода предназначены только для руководства. Работа, как правило, с понедельника по пятницу со стандартными рабочими часами, хотя они часто подлежит продлению в периоды занятости, чтобы соответствовать срокам выполнения проектов и посещать собрания.

Частичные роли крайне редки. Иногда могут возникать поездки на встречи и возможные зарубежные поездки, особенно если компания имеет международные интересы или многонациональна; это, как правило, короткие, запланированные поездки. В противном случае платье будет зависеть от культуры компании. . Эта область работы открыта для выпускников из самых академических слоев общества, но степени, связанные с бизнесом или финансами, являются наиболее актуальными. Пригодными могут быть следующие предметы.

  • организация системы взаимоотношений с банками;
  • оперативное планирование и оптимизация денежных потоков;
  • контроллинг;
  • управление финансовыми рисками.

Остановимся на каждой из функций подробнее.

Организация системы взаимоотношений с банками

Практически все казначейские операции предприятия осуществляют с помощью банков:

Магистратура по вопросам, связанным с финансами или управлением, даст вам представление о таких областях, как казначейство, и может дать вам преимущество перед другими кандидатами. Вступление имеет тенденцию быть конкурентоспособным из-за ограниченного числа учебных курсов для выпускников с прямым выходом.

Работодатели могут предоставить финансирование и отпуск для изучения этих экзаменов. Работа по профессиональной квалификации как можно скорее может быть полезной для развития карьеры. Имея некоторые свидетельства соответствующего опыта работы, вы улучшите свои приложения для работы, так как важно знать природу и требования к работе.

  • открытие и ведение счетов
  • осуществление всех типов расчётов (казначейство - расчётный центр)
  • банковское кредитование
  • инвестирование свободных денежных средств (например, размещение на депозитах).

Поэтому организация системы взаимоотношений с банками является одной из основных задач казначейства. Главное, что требуется от казначейства в этой сфере, - минимизация затрат на операционные расходы банков и проценты по кредитам с максимальной выгодой для предприятия.

Специалисты по финансовому найму могут стать источником постоянных и временных возможностей. Финансовые учреждения также предлагают больше возможностей казначейства специалиста. Корпоративная казна - это роль, которая, вероятно, будет продолжать расширяться в широте и ответственности в будущем. Хотя большинство компаний должны выполнять некоторые функции казначейства, они также должны иметь достаточный размер, чтобы гарантировать и поддерживать собственный отдел казначейства.

Корпоративные казначеи, вероятно, будут работать в головных офисах крупных компаний в частном секторе, многие из которых расположены в Лондоне или на юго-востоке. Тем не менее, вы также можете найти казначейских специалистов в государственном секторе, включая центральное и местное управление, здравоохранение и образование, а также крупные благотворительные организации.

В целях минимизации рисков желательно держать деньги параллельно на нескольких счетах в различных банках (если один из счетов компании будет заморожен, она сможет продолжить работу, используя счета в других банках) и не объединять в одном банке две или более глобальных функции (например, привлечение средств банков для долгосрочного финансирования и расчётно-кассовое обслуживание). Эти меры позволят обезопасить компанию от финансовых рисков, рисков концентрации, банкротства банка и обеспечить большую конфиденциальность.

Географическая структура казначейской службы

Опытные специалисты по казначейству могут также присоединиться к консультациям по вопросам управления и консультировать клиентов по вопросам совершенствования методов управления денежными средствами, привлечения капитала и управления рисками. Размер отделов казначейства варьируется в крайних случаях от компании к компании. У крупной компании будет от 3 до 50 сотрудников казначейства, в то время как средняя компания, как правило, имеет от одного до пяти.

Федеральное казначейство: нормативное регулирование

Количество сотрудников казначейства, нанятых компанией, может зависеть от сложности их транзакций и от уровня международной деятельности. Большинство стремящихся казначеев присоединятся к выпускникам выпускников в финансовых отделах средних и крупных компаний и транснациональных корпораций, где программа обучения может включать в себя размещение по нескольким специализированным функциям, например.

При этом следует учитывать, что банк - это коммерческая организация, чьи доходы зависят от оборотов по счетам клиентов банка. Поддерживая определённый уровень оборотов по счетам, компании-клиенты банка гарантируют ему доходность, в ответ на что банк предоставляет таким клиентам более привлекательные условия по кредитованию. Например, лимит овердрафта для компании-клиента напрямую зависит от объёмов поступлений на расчётные счета этой компании в данном банке.

Он включает в себя четыре письменных экзамена, охватывающих следующие темы. Этот диплом особенно полезен, если вы стремитесь занимать руководящую должность. Это очень хороший источник информации о текущих событиях. Развитие карьеры - это ваша собственная ответственность. Казначейства поддерживают связь со многими департаментами в своих компаниях и за их пределами, поэтому есть потенциал для развития в других финансовых областях.

В различных компаниях существует множество возможностей. Следите за компаниями, которые быстро развиваются, поскольку они могут предложить более долгосрочные варианты развития карьеры. Конкретные проблемы для продвижения по службе могут быть связаны с характером компании и ее отдела казначейства, а также с конкретными потребностями компании.

Планирование и оптимизация денежных потоков

Само по себе прогнозирование движения денежных потоков на определенный период (год, квартал, месяц) является задачей планово-экономической службы компании. На основании плановых данных (прогноз выручки, оплата дебиторской или кредиторской задолженности, и т. д.) формируется бюджет движения денежных средств, который регулирует остаток денежных средств на конец планового периода.

Планирование и контроль

В казначействах не так много рабочих мест, как в других областях финансов. Если отдел мал, возможности для прогресса могут быть ограничены. Возможно, потребуется занятие в другой компании, чтобы продвинуться или увеличить знания и опыт. Это может потребовать перехода в другую часть страны, поэтому мобильность и гибкость могут быть полезными.

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Корпоративное финансирование, управление ликвидностью, управление рисками. . Имея достаточный опыт и квалификацию, вы сможете перейти на должность казначея группы и даже очень старшие роли, такие как директор по финансам или финансовый директор. Посмотрите, насколько хорошо вы соответствуете этому профилю работы и более 400 других.

Поступления и платежи осуществляются компанией ежедневно, и если в целом за месяц в БДДС имеется положительное сальдо, то в течение месяца могут быть кассовые разрывы, когда платежи осуществить необходимо, а средств на счетах нет. Для выявления таких «узких мест» и своевременного принятия мер для их предотвращения предприятию необходимо оперативное планирование. Эта задача ложится на казначейство.

И посоветовал более 100 клиентов по их сопроводительным письмам и резюме. Вы сидите перед компьютером, просматривая свой 102-й адрес отказа. «Спасибо за ваш интерес, но мы уже наняли эту должность». Вы отвечаете, даже не задумываясь: Вы шутите? Вы знаете, что это банковское дело или бюст для меня!

Информационное обеспечение принятия решений: управление рисками

Если это вы, вам нужно переосмыслить то, что вы только что сказали. Это совсем другой мир. Но это также мир, где вы все равно можете зарабатывать сотни тысяч долларов и даже миллионы, если вы в правильной компании в правильной роли. Вот что вы узнаете в этой всеобъемлющей разбивке мира корпоративных финансов.

Система оперативного планирования заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению деятельности предприятия.

Для реализации задачи оперативного финансового планирования казначейство формирует Платёжный календарь. С позиции бюджетного управления платёжный календарь является инструментом резервирования денежных средств из бюджета.

В каждом финансовом отделе «Кинг» является главным финансовым директором. Каждый отдел корпоративных финансов отличается, поэтому конкретная команда зависит от организации, размера подразделения, отрасли и множества других параметров. Но, несмотря на это, большинство отделов корпоративных финансов в крупных компаниях схожи.

Различная оценка ситуации

Вы также предоставляете каждому операционному отделу, в том числе по продажам или производству, цель для достижения доходов и расходов. Затем вы собираете информацию по пути, чтобы увидеть, как далеко отделы от своих целей. Вы также создаете специальные отчеты по ключевым показателям, таким как объем продаж по сравнению с планом, или расходы на компенсацию работника по сравнению с прогнозами. Это один из самых стратегических отделов, потому что вы определяете, где компания будет через пять лет.

Период, на который составляется платёжный календарь и периодичность его формирования, корректировки и обновления у разных компаний различаются. Чаще всего периодом является месяц или неделя, а периодичностью соответственно - неделя или день.

В платёжном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Отрицательное сальдо поступлений и выплат означает дефицит денежных средств в соответствующем периоде времени. В этом случае необходимо определить источники покрытия плановых денежных дефицитов. При положительном сальдо поступлений и выплат образуется профицит (излишек) денежных средств. В этом случае возникает необходимость определить объекты краткосрочного инвестирования и соответствующую доходность операции.

Информационной базой платёжного календаря служат:

  • бюджет движения денежных средств
  • договоры
  • графики выплаты заработной платы
  • налоговый календарь
  • установленные сроки платежей для финансовых обязательств
  • заявки на осуществление платежей
  • внутренние приказы
  • выписки по счетам предприятия

Целесообразно формировать платёжные календари по каждому банковскому счёту и кассе предприятия с тем, чтобы распределить объёмы денежных средств между счетами так, чтобы выполнить обязательства по поддержанию определённого уровня оборотов денежных средств на счетах в «стратегических» банках и обеспечить минимальные операционные расходы.

Формирование платежного календаря проводится в несколько этапов:

  • занесение заявок на осуществление платежей и планируемых поступлений по операционной деятельности;
  • занесение плановых поступлений и выплат по инвестиционной деятельности;
  • занесение плановых поступлений и выплат по финансовой деятельности;
  • формирование промежуточного сальдо движения денежных средств;
  • определение необходимости дополнительного финансирования в случае дефицита или возможности краткосрочного инвестирования в случае профицита денежных средств;
  • формирование итогового сальдо денежных средств.

Правильно составленный платёжный календарь позволяет своевременно выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения и спланировать соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.

Контроллинг

Функции финансового контроллинга в компаниях распределяются между планово-экономическими службами и казначейством. На казначейство ложится часть контроля, касающаяся финансовых потоков: контроль исполнения бюджета движения денежных средств и установленных лимитов, контроль корректности исполнения платежей и своевременности поступлений, постоянный мониторинг и контроль дебиторской и кредиторской задолженностей.

При формировании политики управления денежными потоками необходимо особое внимание уделить взаимодействию казначейства с контуром бюджетного управления. Это не только формирование платёжного календаря, но и контроль его исполнения, а также контроль соблюдения лимитов расхода денежных средств, установленных в БДДС. Поэтому важно четко регламентировать зоны ответственности каждого подразделения в организации контроля финансовых потоков, отслеживании фактического исполнения БДДС.

Например, как правило, БДДС формируется плановыми отделами, и казначейство не обладает информацией о соответствии конкретного платежа статье бюджета. Поэтому при предоставлении заявок на осуществление платежа в них необходимо указывать код или наименование статьи БДДС с тем, чтобы при формировании платёжного календаря казначейство осуществило бюджетный контроль соответствия данных заявок на платёж статьям БДДС. Если на момент платежа лимит оплаты по статье исчерпан, заявка на платеж либо отклоняется, либо отправляется на дополнительное согласование в соответствии с установленными процедурами. При этом функцию контроля исполнения бюджета казначейством можно назвать «последним оплотом» на пути движения денежных средств, перед тем как они покидают компанию.

На многих предприятиях казначейство формирует фактическое исполнение платёжного календаря и бюджета движения денежных средств на основании банковских выписок. При этом казначейство осуществляет контроль не только «на выходе», но и «на входе»: проверяется, все ли ожидаемые средства были получены от покупателей, заказчиков, не было ли возвратов платежей, отправленных поставщикам и т.д.

Качественная оперативная проверка задержек в планируемых поступлениях денежных средств на счета компании позволяет располагать информацией для последующего выяснения причин несвоевременной оплаты дебиторской задолженности контрагентами.

Функции казначейства по контролю сроков дебиторской и кредиторской задолженности связаны с принятием соответствующих мер: с одной стороны - не допускающих или минимизирующих просрочку по платежам дебиторов, выданных авансов, а с другой - реализующими возможность реструктуризации долгов кредиторам. Фактически, эти меры заключаются в постоянном мониторинге состояния задолженностей, тесном сотрудничестве с ключевыми контрагентами по вопросам сумм и сроков поступлений и выплат, своевременности погашения долгов кредиторам и решении вопросов возможности реструктуризации задолженностей, в том числе и в «неденежной» форме, например, путём проведения взаимозачётов и вексельных схем.

Помимо оптимизации структуры задолженности, источником дополнительного финансирования оборотного капитала может быть краткосрочное финансирование за счёт неоплаты кредиторской задолженности поставщикам. Но здесь нужно действовать осторожно, поскольку такие действия могут привести к штрафным санкциям. Поэтому отсрочку кредиторской задолженности лучше согласовывать с поставщиками.

Управление рисками

К функциям казначейства относится управление финансовыми рисками. Как правило, это валютные, кредитные риски, риски изменения процентных ставок и риски ликвидности.

Управление финансовыми рисками заключается в выявлении «узких мест», в которых возможно возникновение рисков, в оценке этих рисков - значительны они для предприятия или могут не учитываться как маловероятные, и в разработке мероприятий по минимизации финансовых рисков. Такими мероприятиями могут быть хеджирование (страхование) рисков, разработка и контроль лимитов по различным статьям расходов, в частности, формирование платёжного календаря и ежедневный контроль исполнения БДДС.

В условиях финансового кризиса управление рисками приобретает особое значение. Например, для минимизации риска ликвидности необходима организация ежедневного отслеживания финансовых потоков, детальный жёсткий контроль выполнения финансовых обязательств, соблюдение лимитов, установленных на расход денежных средств и остаток дебиторской задолженности. Под особый контроль необходимо взять операции с контрагентами, вызывающими подозрение относительно возможной неплатежеспособности.

Приведённое описание функций казначейства достаточно условно и на каждом предприятии подход к выделению задач казначейства может быть разным. На набор выполняемых казначейством функций может повлиять и выбранная компанией форма организация казначейства.

Формы организации казначейства

Специфика деятельности каждого предприятия, связанные с ней задачи и организационная структура компании или группы компаний определяют и модель, по которой может строиться работа казначейства.

Можно выделить две основные формы организации казначейства в рамках компаний:

  1. Централизованное казначейство;
  2. Децентрализованное казначейство.

Сами названия этих форм информативны и достаточно точно отражают их суть.

Для небольших предприятий, не являющихся холдингом и не входящих в какие-либо холдинги, характерно централизованное казначейство. В структуре предприятия выделяется служба казначейства, через которую идут все финансовые потоки. Другие подразделения предприятия участвуют в процессе лишь путём предоставления заявок на осуществление платежей, планов поступлений и консультированием по приоритетности выплат.

Для холдингов вопрос необходимости централизации казначейства также стоит достаточно остро. В последнее время во многих российских компаниях наблюдается тенденция централизации управления. А поскольку контроль над денежными потоками крайне важен для компании, то одним из основных объектов централизации является казначейство.

Выбор той или иной формы организации работы казначейства в холдинге зависит от многих факторов:

  • принятая структура управления: стремление к централизации управления предприятиями, входящими в холдинг, или предоставление им определённой самостоятельности в рамках компании
  • территориальная удалённость предприятий холдинга
  • высокая вероятность и значимость финансовых рисков
  • система автоматизации, единая для всех предприятий холдинга
  • объединение в рамках одного холдинга предприятий разного профиля с различной структурой активов, расходов, источников финансирования капитала

Децентрализованное казначейство, как правило, характерно для предприятий с достаточно демократичной структурой управления, где структура и организация бизнеса допускает предоставление права осуществления платежей непосредственно из центров затрат или бизнес-направлений (отдельные юридические лица или группы компаний, объединенных по единому признаку).

При выборе децентрализованной модели в компании должны быть очень хорошо отлажены бизнес-процессы по взаимодействию казначейств всех предприятий, входящих в холдинг. Часто встречается ситуация, когда одно из предприятий холдинга нуждается в финансировании и вынуждено взять для этих целей кредит в банке, другое же предприятие холдинга в это время располагает свободными средствами. При отсутствии централизации платежей, системы взаимодействия между предприятиями холдинга, компания может терять средства и увеличивать свои финансовые риски. Поэтому для децентрализованных моделей очень важна жёсткая система контроллинга.

Очевидно, что главной отличительной чертой централизованной модели организации казначейства является жёсткая централизация платежей, а во многих компаниях и поступлений. Централизация финансовых потоков осуществляется через единый счет или систему транзитных счетов с автоматической переброской на основной, откуда и осуществляются платежи.

При организации централизованного казначейства особое значение приобретает управление информационными потоками в режиме он-лайн. Необходим постоянный оперативный обмен данными между предприятиями холдинга. Поэтому крайне важен вопрос о выборе автоматизированной системы, которая сможет обеспечить контроль и управление платежами всех компаний холдинга в оперативном режиме.

Задачи автоматизации казначейской функции достаточно успешно решаются средствами программных продуктов 1С:Предприятие. Возможные подходы к использованию инструментария 1С:Предприятия приведены в статье «Антикризисное управление денежными средствами предприятий: найти, а не потерять!».

Жёсткость централизованной модели компенсируется снижением вероятности финансовых рисков. Компания может централизованно планировать потребности в денежных средствах, формируя платёжный календарь в рамках всего холдинга. При этом учитываются заявки на платёж всех предприятий, консолидируются все поступления, что позволяет перераспределять финансовые ресурсы между предприятиями холдинга в соответствии с их потребностями в денежных средствах без привлечения внешнего финансирования, размещать свободные денежные средства всего холдинга, получая при этом более высокий доход от размещения бОльших сумм.

Необходимость в централизации казначейства может возникать и в связи с достаточно большой удалённостью предприятий холдинга друг от друга, объединением в составе холдинга разнопрофильных предприятий с разным уровнем прибыльности, высокой вероятностью и значимостью финансовых рисков.

Возможны и смешанные формы организации казначейства, сочетающие в себе как признаки централизованной, так и децентрализованной модели. Например, предприятия холдинга могут распоряжаться поступлениями от неосновной деятельности и расходовать эти средства на текущие незначительные платежи, а поступления от основной деятельности и ключевые выплаты являются централизованными.

Изменение условий внешнего окружения, в частности, изменение экономической ситуации в стране, для бизнеса, как правило, влечет за собой необходимость пересмотра и принципов его устройства, бизнес - процессов предприятий. Ожидаемо, что изменения в первую очередь будут иметь своей целью минимизацию затрат, необходимость повышения гибкости и эффективности систем управления предприятием. В этой ситуации пересмотр форм организации казначейства также неизбежен. Важно помнить, что выбор оптимальной структуры его устройства неразрывно связан с общей стратегией управления предприятием. При желании сместить функции контроля и согласования платежей в центр, ужесточить процедуры контроля лимитов - акцент будет смещаться в сторону централизованной модели. Предприятия, для которых экономическая ситуация будет диктовать необходимость делегирования полномочий по осуществлению платежей непосредственно в центры затрат (например, исходя из требований оперативности работы, снижения сроков согласования платежей) - выберут форму организации казначейства, более близкую к децентрализованной.

Если задачи организации или реструктуризации казначейства на вашем предприятии являются реалиями текущего дня - о подходах к реализации проекта создания такой службы читайте в нашей следующей статье.

В числе важнейших российских финансовых органов — Федеральное казначейство. Какие задачи оно решает? Как организовано управление данной государственной структурой?

Федеральное казначейство: нормативное регулирование

То, какие задачи решает Федеральное казначейство, функции выполняемые данным регулируются на уровне отдельных нормативных актов. Главным из них можно назвать Постановление Правительства № 703, принятое 01.12.2004 года. Данный нормативный акт регламентирует, как функционирует система Федерального казначейства, как организовано управление данным учреждением, и многие другие аспекты деятельности соответствующей государственной структуры.

Указанный источник права также определяет координаты рассматриваемого ведомства. Где же расположено Федеральное казначейство? Адрес ведомства, что примечательно, обозначен в регулирующем законодательстве несколькими пунктами. Один из них: Москва, ул. Ильинка, д. 7, 9, а также 10/2, строение 1.

Изучим теперь основные положения указанного нормативного акта в части определения задач, полномочий, функций, а также организации управления Федеральным казначейством подробнее.


Правоприменительные функции

В соответствии с положениями регулирующего законодательства рассматриваемое ведомство выполняет следующие основные функции:

  • правоприменительные;
  • контрольные и надзорные.

Фактически они соответствуют ключевым направлениям деятельности, которые осуществляет Федеральное казначейство.

Функции данного ведомства, которые классифицируются как правоприменительные, связаны, главным образом, с исполнением федерального бюджета, а также кассовым обслуживанием платежей, имеющих отношение к иным правоотношениям в рамках России. Федеральное казначейство, выполняя рассматриваемую функцию, выполняет предварительный, а также над соответствующими финансовыми операциями.

Контрольные и надзорные функции ведомства

Собственно, контроль — это другое важнейшее направление деятельности такой структуры как Федеральное казначейство. Функции в данном направлении работы ведомства могут быть связаны как с решением задач в рамках финансово-бюджетной сферы, так и со взаимодействием с частными структурами — например, аудиторскими фирмами. Контроль дополняется надзором — деятельностью, не предполагающей значительного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов бюджетного процесса и иных имеющих отношение к данной сфере организаций.

Функции государственной структуры, о которой идет речь, могут расширяться и дополняться — исходя из порядка исполнения ее полномочий, а также особенностей решения задач, которые возложены на ведомство.


Какими полномочиями обладает Федеральное казначейство?

Рассмотрим, таким образом, какие полномочия Федерального казначейства установлены регулирующим законодательством. К таковым относятся, в частности:

  • доведение до участников бюджетного процесса сведений по лимитам обязательств, а также объемам государственного финансирования;
  • учет операций, имеющих отношение к кассовому исполнению бюджета страны;
  • открытие в Банке России, а также частных кредитных организациях счетов в целях учета государственных средств в соответствии с нормами законодательства РФ, установление режимов данных аккаунтов;
  • открытие, а также ведение лицевых счетов по операциям участников бюджетного процесса;
  • управление сводным реестром участников бюджетного процесса;
  • учет по показателям сводной росписи государственного бюджета, по лимитам обязательств;
  • предоставление в Минфин России оперативных сведений, а также отчетности, связанной с исполнением государственного бюджета;
  • получение от участников бюджетного процесса материалов, которые нужны для формирования отчетности по исполнению государственного бюджета;
  • распределение доходов от перечисления в бюджет налогоплательщиками федеральных платежей в соответствии с нормами законодательства;
  • прогнозирование, кассовое планирование распределения средств государственного бюджета;
  • управление различными операциями в рамках единого счета государственного бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения различных бюджетов;
  • осуществление кассовых выплат в рамках финансовых операций от лица компетентных государственных органов;
  • проведение предварительного, а также текущего контроля над проведением операций с денежными средствами федерального бюджета, осуществляемых распорядителями и получателями;
  • подтверждение финансовых обязательств государственного бюджета;
  • применение разрешительной подписи в рамках реализации права на осуществление государственных расходов с учетом установленных лимитов;
  • осуществление контроля и надзора в рамках бюджетного процесса;
  • проведение внешнего контроля качества результатов работы аудиторских фирм в соответствии с законодательством РФ;
  • проведение анализа исполнения различных бюджетных полномочий государственными и муниципальными структурами;
  • оценка результатов работы главных администраторов средств государственных бюджетов, которая направлена на проведение внутреннего контроля и аудита, а также передача данным структурам необходимых рекомендаций;
  • утверждение требований к реализации государственными и муниципальными органами контроля установленных законом полномочий;
  • осуществление производства в рамках дел, связанных с административными правонарушениями в соответствии с нормами законодательства РФ;
  • осуществление контроля над своевременностью, а также полнотой устранения различными субъектами бюджетного процесса выявленных нарушений законодательства РФ, а также над возмещением с их стороны причиненного вреда;
  • представление в порядке, определенном законодательством, интересов государства в судебных органах власти в рамках рассмотрения споров, которые имеют отношение к компетенции ведомства.


Полный перечень полномочий рассматриваемого органа власти — очень объемный. Полностью он раскрывается в положениях Постановления № 703. Данные полномочия могут отражать самые разные задачи, которые решает Федеральное казначейство, функции, которые выполняет ведомство. Полномочия — важнейший ресурс осуществления любым органом власти поставленных задач, и они предоставлены законодательством России рассматриваемому ведомству, таким образом, в достаточно широком спектре.

Цели Федерального казначейства

Итак, полномочия Федерального казначейства мы рассмотрели, теперь изучим, какие задачи решает данное ведомство. Прежде всего, стоит отметить, что они определяются ключевыми целями соответствующей структуры. К таковым относятся:

  • формирование общего информационного пространства деятельности государственных и муниципальных структур, которая связана с управлением финансовыми потоками;
  • обеспечение эффективного кассового обслуживания субъектов различных секторов в рамках системы государственной власти;
  • совершенствование расчетов в рамках бюджетного процесса;
  • содействие повышению эффективности управления бюджетными средствами;
  • обеспечение надежности казначейской системы государства;
  • разработка основ, а также реализация эффективной политики в области кадров.

Какие задачи решает Федеральное казначейство?

В свою очередь, задачи Федерального казначейства, определяемые исходя из необходимости достижения отмеченных целей, будут следующими:

  • обеспечение прозрачности, а также доступности для заинтересованных лиц сведений о бюджетном процессе;
  • создание и обеспечение развития государственных информационных систем, имеющих отношение к управлению бюджетными средствами;
  • кассовое обслуживание операций в рамках бюджетной системы на различных уровнях;
  • обеспечение применения новых технологий в работе, совершенствование инфраструктуры взаимодействия с субъектами бюджетного процесса;
  • кассовое обслуживание различных государственных фондов;
  • участие в разработке нормативных актов, регулирующих проведение различных бюджетных платежей;
  • создание необходимых условий для интеграции различных процессов на уровне системы государственных закупок, а также исполнения бюджетов;
  • совершенствование подходов к выстраиванию кадровой политики.

Изучим теперь, каким образом законодательство РФ регулирует организацию работы рассматриваемой государственной структуры.

Организация работы Федерального казначейства

Какое место соответствующая государственная структура занимает в системе органов власти РФ? По закону Федеральное казначейство подотчетно исполнительному органу — Минфину РФ. Главное исполнительное лицо ведомства — руководитель Федерального казначейства. Он получает свою должность, а также освобождается от нее Правительством РФ по представлению главы Минфина РФ.


Руководитель ведомства несет персональную ответственность за осуществление соответствующей государственной структурой возложенных на нее полномочий. У руководителя Федерального казначейства есть заместители, которые также назначаются и освобождаются от занимаемых позиций Правительством РФ по представлению главы Минфина РФ. При этом определяет, сколько у руководителя Федерального казначейства должно быть заместителей.

Специфика работы территориальных органов

Рассматриваемая государственная структура осуществляет деятельность через территориальные органы. При этом то или иное отделение Федерального казначейства в регионах может функционировать наряду с подотчетными рассматриваемой структуре казенными учреждениями.

Представительства соответствующей государственной организации могут взаимодействовать с региональными исполнительными органами, муниципальными структурами, иными управомоченными субъектами. Однако то или иное региональное управление Федерального казначейства, так или иначе, подчиняется федеральному центру. Во многих случаях вступление данных структур в те или иные правоотношения на уровне субъектов РФ может потребовать санкционирования вышестоящими государственными органами власти.


Таким образом, как федеральные, так и региональные органы Федерального казначейства подотчетны его руководителю. Полезно будет рассмотреть подробнее, какие задачи он решает — таковые определены законодательством в достаточно широком перечне.

Задачи руководителя Федерального казначейства

В соответствии с регулирующим законодательством глава Федерального казначейства решает следующие задачи.

Прежде всего, это распределение обязанностей между назначенными заместителями. Тот объем работы, который выполняют подотчетные Москве органы Федерального казначейства, достаточно велик, и для осуществления эффективного контроля над деятельностью региональных структур руководителю имеет смысл распределить свои обязанности между своими подчиненными.

Человек, занимающий соответствующую должность, также решает задачи, которые связаны с предоставлением Министру финансов РФ:

  • проекта положения о деятельности ведомства;
  • предложения относительно определения предельной численности, фонда оплаты труда специалистов центрального аппарата, а также территориальных структур Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на официальные должности заместителей руководителя ведомства, а также глав территориальных структур;
  • проектных документов по ежегодному плану, а также прогнозным показателям работы ведомства,отчета об исполнении положений, зафиксированных в них;
  • предложений, связанных с разработкой проекта государственного бюджета в части обеспечения деятельности ведомства;
  • проектных документов по положению о территориальных структурах ведомства;
  • предложений, касающихся награждения сотрудников центрального аппарата, территориальных структур ведомства и иных лиц, которые работают в регулируемой сфере, государственными наградами.


Кроме того, руководитель рассматриваемой государственной структуры решает такие задачи как:

  • определение лиц, которые должны работать в центральном аппарате, а также замещать лиц, которые возглавляют управление Федерального казначейства в том или ином регионе;
  • рассмотрение вопросов, связанных с прохождением теми или иными гражданами государственной службы в рассматриваемом ведомстве;
  • утверждение положений, регламентирующих деятельность структурных подразделений в рамках центрального аппарата организации;
  • формирование структуры, а также штатного расписания в рамках центрального аппарата — в пределах тех ресурсов по оплате труда, что определены Правительством РФ;
  • утверждение сметы расходов, связанных с финансовым обеспечением центрального аппарата ведомства в пределах ассигнований, отраженных в государственном бюджете;
  • определение численности штата, а также величины фонда оплаты труда сотрудников, осуществляющих деятельность в региональных структурах Федерального казначейства;
  • установление сметы расходов, связанных с финансированием подразделений ведомства в субъектах РФ;
  • утверждение положения о ведомства, документов, регламентирующих иные ведомственные награды;
  • издание приказов в пределах своей компетенции — в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных нормативных актов.

Резюме

Таковы особенности организации работы ведомства в соответствии с регулирующим законодательством. Деятельность федерального казначейства строго регламентирована, поскольку данное ведомство решает важнейшие задачи управления государственным бюджетом. Рассматриваемая организация функционирует в рамках строгой ведомственной вертикали.

В компетенции такого органа как Федеральное казначейство — исполнение бюджетов на разных уровнях. В свою очередь, ведомство подотчетно главному органу власти, отвечающему за экономическое развитие страны — Министерству финансов России. Специфика правового регулирования деятельности ведомства характеризуется установлением норм, предполагающих решение им широкого круга задачи при наличии, вместе с тем, достаточно большого объема полномочий, установленных федеральным законодательством.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то