Общее понятие и признаки коррупции. Коррупция как социально-правовое явление: понятие, формы, виды Коррупция как социально-правовое явление

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений;

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Как отмечает Л. Тимофеев, «люди в своем стремлении к частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок» . Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т. д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся:

использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы;

наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Коррупция такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей. И так же давно люди пытаются найти причины коррупции и способы ее ограничения. Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021-1086гг.) в своих трудах о коррупции отмечал два ее источника: «плохие законы и плохие люди».

Ученый четырнадцатого века Ибн Хальдун известен не только как основатель научной теории и социологии, но и как исследователь коррупции. Принципы коррупции он видел в страсти элит к роскошной жизни. Он указывал на то, что коррупция приводит к экономическим трудностям, а последние, в свою очередь, способствует росту коррупции. Коррупция, если она специально не ограничивается, не может уменьшаться. Ее естественное состояние – рост.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». Дело не в академизме, а в стремлении к взаимопониманию с читателями.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».

Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, используя свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше - должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых - изъять деньги и исчезнуть.

В России долгое время отсутствовало единое понятие коррупции. Отечественное законодательство, являющееся, как правило, источником наиболее точных дифиниций, такое понятие не использовало, тогда, как в российской юридической науке существовало и существует многообразие подходов к его определению. Кроме того, происходило постоянное изменение границ понятия «коррупция» под влиянием международного права, крайне озабоченного распространение коррупции в мире и пытающегося найти новые подходы к этой проблеме, в том числе путем расширения самого понятия.

Сравнительно недавно наиболее распространенным определением коррупции было следующее: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Данное определение содержалось в Справочном документе о международной борьбе с коррупцией, подготовленном Секретариатом ООН (1995г.),6 и было воспринято российской криминологической наукой, а также специалистами других отраслей знаний. При этом устоявшимся подходом к пониманию коррупции является представление о том, что «коррупция – скорее, синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов. Поэтому отечественные криминологи нередко используют собирательное понятие «коррупционная преступность» как синоним термина «коррупция». Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера, характеризующихся подкупом, продажностью государственных, иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».

Я.И. Кузьминов в своей работе «Тезисы о коррупции» дал достаточно оригинальное объяснение, что такое «коррупция». «Коррупция в узком смысле – явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом. Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства».

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые закрепляет определение понятиям «коррупции» и «противодействие коррупции». Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, коррупция -

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

Резюмируя вышеизложенное, подтверждается тезис о том, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой Личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, а также воздействует на общественные и, личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе и др. В этом, собственно, и проявляется социальная опасность коррупции. Таким образом, при выработке более эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы необходимо учитывать социальную природу этого явления.

Добрый день, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет коррупция как социально-правовое явление, чем она опасна для нашего общества, что собой представляет как правонарушение.

Коррупция известна с древних времен и ее формирование и развитие происходило одновременно с возникновением института власти. Она видоизменялась и подстраивалась под структуру общественного строя, но никогда не исчезала полностью.

Даже в социалистических государствах она являлась частью общественной жизни и слово «взяточник» было знакомо любому советскому человеку. Актуальность исследования этого вида правонарушений не оспорима.

То, что портит нам жизнь

Коррупция с латыни переводится как разложение души, и это значение подходит к данному противоправному явлению как нельзя более точно. Она как язва и чума проходит по всем направлениям жизни общества, коверкая и портя самые светлые начинания.

Причем развитие общества способствовало тому, что коррупция из внутригосударственной превратилась в общемировую проблему. Причем интересна такая закономерность: чем более отсталая страна в экономическом и политическом развитии, тем более продажная в ней власть.

Наиболее благополучные страны Старого Света практически не сталкиваются с ее проявлениями. Но и там она никуда не делась, просто политические и экономические деятели обставляют свои делишки так ловко, что их никто не может поймать за руку.

Объективная реальность

Для России все еще более печально складывается. Если говорить кратко, то начавшийся в 90-х годах развал экономики, моральных устоев общества и законности привел к тому, что размах коррупции достиг невиданных размеров.

В настоящее время в коррупции обвиняют не только чиновников среднего звена, но и членов правительства. А раз ворует большой папа, то и другим не грех. Занять высокую должность сможет не самый умный и грамотный специалист, а сумевший доказать свою полезность клану.

Поэтому страной рулят разведчики и учителя, а не опытные хозяйственники и экономисты. Провозглашенная в 2008 году борьба с коррупционными проявлениями проводится не посредством реальных следственных действий, а в основном на уровне лозунгов и красивых обещаний.

Печально, но факт

Кто же будет кусать свою же руку – ведь практически вся верхушка власти занимается откатами, распилами и берет взятки. Все слышали про нанотехнологии. Сколько государственных денег ушло в этот проект?

А какова отдача? Прошло с десяток лет, а что, кроме набивания карманов бюджетными деньгами, произошло знаменательного в этой отрасли? Даже в космос продолжают летать по технологиям, придуманным в СССР. Феномен взяточничества – выделенные деньги из бюджета для осуществления какого-либо госпроекта доходят до цели в виде одной десятой части (при хорошем контроле – одной шестой).

Представляете – из каждых 10 бюджетных рублей 9 разворовываются. Подрывая экономическую и правовую основу государства, коррупционеры увеличивают угрозу безопасности страны в том числе. Национальные интересы России также никого из власть предержащих не волнуют.

Правовой аспект

В социальном плане коррупция приносит огромный вред обществу, зачастую не только притормаживая общественное развитие, но и поворачивая его вспять. Самый яркий пример – получение высшего образования за плату.

Теперь стать дипломатом смогут только дети очень богатых родителей, и единицы, выигравшие право на обучение в телепередаче у Вяземского. Понимаете тенденцию – иметь диплом будет не самый умный, а самый богатый.

Да, всегда будут исключения в виде победителей олимпиад или абитуриентов, поступающих на специальность «Технолог молочного производства». Но по статистике умных, получающих высшее образование по престижным специальностям, с каждым годом все меньше, богатых все больше. И проходной балл в академиях и университетах для поступающих на бюджет есть, для обучающихся за плату – нет.

Немного определений

Что же относится к видам коррупционной деятельности с точки зрения закона? Это такие виды экономических преступлений, как распил, откат, взятка и коммерческий подкуп.

В правовой зоне имеются понятия только взятки – когда материальные ценности и другие услуги получает лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, и коммерческого подкупа – когда то же самое получает работник бизнес-структуры.

Понятно, что оба субъекта наносят вред своими действиями – первый государству, второй – любимому предприятию или компании. Распил и откат в правовом аспекте определений не имеют и относятся к видам взятки, если тот, кто получает доход от противоправной деятельности, является чиновником, или к коммерческому подкупу – представителем какой-либо фирмы.

Попилим и пооткатываем


Откат – это определенный процент от суммы государственного заказа или заключаемого договора на покупку товара, выполнение определенного вида работ или оказание услуг, который возвращается чиновнику или менеджеру из бизнес-структур в благодарность за то, что заказ или договор заключен с конкретной организацией.

Для государства наличие отката плохо тем, что-либо удорожает стоимость проекта, либо организация, которая будет выполнять работы, произведет их с низким качеством или не в полном объеме.

Распил – это, в принципе, тот же откат, только «лишние» деньги разбираются между всеми участниками преступного сговора. Например, есть госзаказ на 10 миллионов рублей.

Из них 2 миллиона чиновнику, выдавшему заказ, еще 2 - руководителю фирмы, которая взяла заказ, и 6 миллионов субподрядчику, который за оставшиеся деньги согласился провести необходимые работы. Естественно, или в неполном объеме или с нарушением технологий.

Еще круче выглядит распил, когда заказ оформляется на несуществующие работы.

Все эти понятия появились с приходом капитализма с нечеловеческим лицом. В советское время ничего подобного не было. Тогда старались «дать на лапу» для того, чтобы подобраться поближе к распределительной кормушке, потому что это было время повального дефицита.

То есть из всех видов коррупции существовали только взятки, в основной массе на бытовом уровне, не приносящие урона государственным интересам. Поэтому и дома строились, а образование и медицина были бесплатными.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.


Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.


Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально- нравственного состояния общества. Современный подход: - термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; - под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.




Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах


Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких- либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.


«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.




Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.


Причины возникновения коррупции - экономический упадок; - политическая нестабильность; - несовершенство законодательства; - неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; - слабость демократических традиций; - непрозрачность власти; - неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.






Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих - Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; - Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; - Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации - муниципальное образование); - Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); - Таможенный контроль; - Регистрация прав собственности; - Регистрация недвижимости; - Проведение проверок контролирующими органами; - Выдача заключений и разрешений; - Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении


Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства - Высокий уровень административного усмотрения; - Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; - Неудобный для клиента «интерфейс»; - Правовая неграмотность государственный служащих; - Слабость внутреннего административного контроля; - Отсутствие практики внутреннего аудита; - Неразвитость аудита эффективности; - «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).


Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: – заниматься предпринимательской деятельностью; – оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; – выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); – быть участником хозяйственных обществ и товариществ.


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Правовая основа противодействия коррупции - Основные принципы противодействия коррупции - Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации - Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции - Организационные основы противодействия коррупции - Меры по профилактике коррупции - Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе - Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора - Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения - Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения


Последствия коррупции Экономические: - Нарушение конкурентных механизмов рынка - Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов - Неэффективное использование бюджетных средств - Рост цен за счет коррупционных издержек - Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата - «расползание» коррупции на бизнес и НПО


Последствия коррупции Социальные последствия: - Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития - Закрепление и увеличение имущественного неравенства - Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей - Укрепление оргпреступности - Рост социальной напряженности


Последствия коррупции Политические: - Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов - Деградация доверия к власти - Падает престиж страны - Профанируется политическая конкуренция - Дискредитируется политический режим


Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.


Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.


Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции - Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), - Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), - Transparency International (Берлин, ФРГ), - Political Risk Services (Сиракузы, США).


АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл – Россия - некоммерческая общественная организация, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач: 1. Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан. 2. Институализация «прозрачности». 3. Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.




Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм). Прозрачность и подотчетность – система действенных механизмов общественного контроля и общественного доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами своих функций.


Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка представлений экспертов об уровне коррупции в государственном секторе. Барометр мировой коррупции (БМК) – направлен на оценку отношения граждан к коррупции и случаям столкновения с коррупцией в повседневной жизни. Индекс взяткодателей (ИВ) – делает акцент на склонность фирм лидирующих стран-экспортёров прибегать к взяточничеству за рубежом.


Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международного права. - Законодательное регулирование процесса лоббирования. - Антикоррупционная экспертиза. - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы. - Профилактика коррупции в системе государственной службы. - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц. - Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов. - Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих.


Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупционных программ. - Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. - Формирование федерального и регионального банков кадровой информации. - Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. - Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан. - Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности. - Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи. - Информирование общественности о деятельности органов власти.


Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией; - детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг); - деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; - ротация должностных лиц.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то