Правоведение. Правоведение Является ли гражданский кодекс источником трудового права

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами должно осуществляться трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

При этом установлена четкая иерархия нормативных правовых актов:

  • нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ;
  • указы Президента РФ не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
  • постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
  • законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Исходя из сложившейся законодательной и правоприменительной

практики, специально отмечено, что в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяются нормы ТК РФ, а если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Важное значение для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также имеют международные правовые акты и международные договоры РФ. Наиболее распространенным видом международных договоров в сфере труда являются международные конвенции Международной организации труда (далее - МОТ). Конвенция МОТ № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров закрепляет право работодателей и работников создавать организации для защиты своих прав и интересов, вести коллективные переговоры для установления условий труда. Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий , Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде и Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда провозглашают запрещение дискриминации и принудительного труда. Конвенция МОТ № 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках и др. закрепляют основные гарантии работников при установлении продолжительности времени труда и отдыха, оплаты труда, охраны труда. Помимо конвенций МОТ заключаются и двухсторонние международные договоры об установлении определенных условий или решении конкретных вопросов использования труда иностранных работников и т.п.

Конституция РФ является специфическим источником трудового права, провозглашающим основные права человека в сфере труда. К числу таких прав относятся:

  • 1) право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • 2) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • 3) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • 4) право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ;
  • 5) право на защиту от безработицы;
  • 6) право на отдых;
  • 7) право на рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных законом способов;
  • 8) запрещение принудительного труда.

Помимо закрепления основных прав и принципов трудового права нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы трудового права.

Федеральное законодательство о труде включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Базовым нормативным актом для трудового права является ТК РФ, определяющий содержание всех институтов трудового права. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ является исторически четвертым кодифицированным российским нормативным правовым актом о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с того времени претерпел большое количество изменений, в том числе и принципиальных. Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый в 1918 г. , закрепил отрасль трудового права как самостоятельную, регулирующую поведение людей в общественной организации труда. До советского периода трудовые отношения регулировались отраслью гражданского права, хотя и действовали отдельные законы о промышленном труде (например, Устав о промышленном труде 1913 г.). Ныне действующий ТК РФ был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс РФ содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя, способы защиты их прав.

Наряду с ТК РФ в сфере регулирования трудовых отношений действуют и другие федеральные законы. Отметим некоторые из них:

  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает права профсоюзов по представлению и защите интересов работников;
  • Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет принципы обеспечения занятости и регулирует отношения государственной службы занятости с работодателями и безработными;
  • ряд федеральных законов предусматривает особенности правового регулирования труда в отношении отдельных категорий работников, например ФЗ «Об образовании» , ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и другие законы.

Следует отметить, что все федеральные законы действуют в части, не противоречащей ТК РФ.

Помимо федеральных законов в сфере труда действуют подзаконные акты, принимаемые федеральными органами государственной власти.

Указы Президента РФ регулируют некоторые вопросы, связанные с трудом работников бюджетной сферы. Указами утверждаются дисциплинарные уставы, например Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации от 16 ноября 1998 г.

Постановления Правительства РФ, как правило, направлены на конкретизацию соответствующих законов или на регулирование отдельных правоотношений, а также осуществление дифференциации в трудовом праве.

Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о различных федеральных надзорных ведомствах, перечни опасных и вредных работ, правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для регулирования правоотношений в сфере труда действуют также нормативные акты различных министерств и ведомств. Среди них особое место занимают акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которые не только устанавливают условия труда, но и содержат разъяснения, обязательные для правоприменителей.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, относящимся к их компетенции.

Кроме нормативных правовых актов, принимаемых в централизованном порядке компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений большую роль играют локальные нормативные акты.

Главная особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках данной конкретной организации (коллектива работников, занятых у индивидуального предпринимателя). Основным назначением локальных нормативных актов является конкретизация трудового законодательства с учетом условий конкретного предприятия, повышение гарантий, предоставленных работникам законом, а также установление условий труда, определение которых отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным нормативным актам относятся:

  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностные инструкции и квалификационные требования;
  • графики сменности;
  • инструкции по охране труда и технике безопасности;
  • положения об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • положение о персонале и др.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ, применению не подлежат.

Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве

Правила действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве установлены ст. 11-13 ТК РФ.

Положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационноправовых форм и форм собственности. Правила, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, распространяются на территории РФ на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Крайне важным для защиты трудовых прав граждан является следующее положение. В случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. (Например, заключили гражданско-правовой договор, обратились в суд, который установил, что обстоятельства, установленные судом, соответствуют трудовым отношениям, соответственно, к ним будет применяться трудовое законодательство). (Договор об оказании услуг - гражданско- правовой, при этом указано, что отношения между исполнителем и заказчиком регулируются трудовым законодательством в отношении трудового распорядка дня.)

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в нем либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющим порядок введения в действие акта данного вида.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: а) истечением срока его действия; б) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: а) истечением срока действия; б) отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; в) вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Под источником права в теории государства и права принято понимать внешние формы выражения права, то есть те "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА. М. 1998..

Можно выделить несколько видов источников права. Наиболее распространенным является нормативно-правовой акт, который в установленном порядке принимается государственным органом. Например, к нормативно-правовым актам относятся федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты различных министерств и т. п. В некоторых случаях государство признает юридическую силу за нормативными актами негосударственных организаций. В трудовом праве к таким актам относятся, так называемые, локальные акты, то есть акты, которые принимаются и действуют в пределах конкретной организации. Например, -- правила внутреннего трудового распорядка и др.

Другой источник права - правовой обычай, то есть правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного периода времени, которое признается государством в качестве источника права.

В ряде стран источником права признается судебный прецедент. Судебный прецедент представляет собой судебное решение, вынесенное по конкретному делу, которое затем признается нормой права, то есть становится общеобязательным правилом поведения. В Российской Федерации прецедент официально не признается в качестве источника права, однако решения высших судебных органов (Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) имеют большое значение в качестве разъяснений правовых норм. В качестве примера таковых применительно к трудовому праву можно назвать Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации ТК РФ Российской Федерации» от 17 марта 2004 г.

Источником права могут выступать нормативные договоры (или договоры с нормативным содержанием), то есть договоры, содержащие нормы права. К ним, прежде всего, следует отнести международные договоры. К примеру, важным источником трудового права являются конвенции Международной Организации Труда (МОТ), которые представляют собой международные договоры нормативного содержания. Кроме того, источником трудового права являются коллективные договоры и соглашения, которые также представляют собой договоры нормативного содержания, заключаемые между работниками и работодателями (в лице своих представителей).

Система и особенности источников трудового права

Система источников трудового права имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальная структура обусловлена иерархической соподчиненностью источников трудового права в зависимости от своей юридической силы:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры (например, конвенции МОТ);

3) федеральные законы;

4) указа Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты);

7) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

8) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

9) коллективные договоры и соглашения;

локальные нормативные акты.

Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В этом смысле в системе трудового права выделяют общие и специальные нормы. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от полововозрастных, отраслевых, территориальных и иных факторов. В этом смысле принято говорить об общем и специальном законодательстве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. Примером специального законодательства является, например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., который закрепляет особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих.

Конституционные основы трудового права. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в Российской Федерации. Прежде всего, Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых отношений. Так, в ст. 37 закрепляются:

1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

3) на справедливое вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы;

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

5) право на отдых, которое включает гарантии продолжительности рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Кроме того, многие социально-трудовые права граждан производны от иных конституционно закрепленных прав. Например, ст. 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение. В социально-трудовой сфере это право предполагает свободу объединения в профессиональные союзы.

Международно-правовые источники трудового права. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Аналогичное правило закреплено и в статье 10 Трудового кодекса РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним, национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Наиболее значимыми среди международных договоров Российской Федерации в социально-трудовой сфере являются конвенции Международной Организации Труда (МОТ). Например, Конвенция Международной Организации Труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» (Женева, 28 июня 1930 г.), Конвенция Международной Организации Труда № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (Женева, 4 июня 1958 г.) и др. Конвенции МОТ представляют собой универсальные или всеобщие международные соглашения.

Среди других международных соглашений, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения можно отметить международные договоры регионального значения, прежде всего, акты Содружества Независимых Государств (СНГ). Например, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, которая утверждена Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.

Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений Российской Федерации. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования стажа и т. п. В качестве примера можно привести, заключенный 8 декабря 1999 г. в Москве Договор о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Основным федеральным законом, регулирующим трудовые правоотношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Трудовой кодекс не является Федеральным конституционным законом, однако занимает особое место в системе трудового законодательства, поскольку все иные законы в части регулирования трудовых и связанных с ними отношений должны соответствовать Трудовому кодексу. Согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Изменить правила, установленные ТК РФ можно только путем внесения в него поправок.

Подзаконные акты. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам. На современном этапе указное правотворчество не характерно для регулирования трудовых отношений, поскольку все наиболее важные вопросы регулируются ТК РФ и федеральными законами.

Постановления Правительства РФ должны соответствовать как федеральным законам, так и указам Президента РФ. Постановления Правительства Российской Федерации, как правило, принимаются по более узким вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. На сегодняшний день постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода порядки, перечни и т. п. В ряде случаев ТК РФ содержит прямое управомочие Правительства РФ на принятие того или иного акта. Например, согласно ст. 253 ТК РФ перечни работ с вредными или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную должны утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правительством РФ в этой связи было принято постановление «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25 февраля 2000 г.

Ведомственные акты, то есть акты федеральных органов исполнительной власти. Наиболее значимыми в сфере трудового права среди них являются акты Министерства здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития РФ). Как правило, Минтруда РФ конкретизирует и разъясняет действующее трудовое законодательство.

Кроме того, акты, содержащие нормы трудового права могут утверждаться и иными федеральными органами в пределах их компетенции.

Законодательство и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указанные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).

В ст. 6 ТК РФ разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В частности, законодатель установил перечень вопросов, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами федерального значения.

По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако эти нормативно-правовые акты субъектов РФ, во-первых, не могут противоречить федеральному законодательству и, во-вторых, не должны снижать уровень трудовых прав, гарантий и льгот, предоставленных работникам федеральным законом.

Акты органов местного самоуправления. Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления должны соответствовать федеральному законодательству, федеральным подзаконным актам и нормативно-правовым актам субъектов РФ. Как правило, в сферу правового регулирования таких нормативно-правовых актов входят вопросы занятости и трудоустройства, социального партнерства и т. п.

Коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам представляют собой особый вид источников трудового права -- договор нормативного содержания. Коллективные договоры и соглашения могут заключаться как на двусторонней основе между работниками и работодателями в лице своих представителей, так и на трехсторонней основе -- с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Предметом коллективных договоров и соглашений, как правило, являются условия оплаты труда (ими могут устанавливаться тарифные ставки по организации или отрасли), различного рода доплаты, компенсации и т. п. По соглашению сторон в содержание коллективного договора или соглашения могут включаться самые различные вопросы. Однако, согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В противном случае такие условия не будут применяться (при этом речь не идет о недействительности всего договора или соглашения в целом).

Коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации.

Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

Локальные акты. Такие акты принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации (у конкретного работодателя). Путем издания обязательных для исполнения всеми работниками данной организации нормативных актов работодатель реализует функции по управлению трудом и организации трудового процесса. Так, например, в организации могут приниматься следующие локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка организации, Положение о премировании, Положение об аттестации работников и т. п. Необходимо, однако, учитывать, что локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.

Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного профсоюзного органа при принятии таких актов. Так, например, по прямому указанию ТК РФ с учетом мнения профсоюзного органа должны приниматься Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190), график отпусков (ст. 123) и т. п. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Порядок учета мнения профсоюза при принятии локального акта предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Работодатель направляет проект локального нормативного акта с обоснованием по нему в выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который в течение пяти рабочих дней направляет работодателю свое мотивированное мнение. В случае несогласия с проектом локального акта работодатель должен в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзом и, если согласие так и не будет достигнуто, он вправе принять локальный нормативный акт. Профсоюз в этом случае может начать процедуру коллективного трудового спора. Таким образом, хотя формально процедура учета мнения профсоюзного органа является для работодателя обязательной, однако, по сути, она никак его не обязывает. Другими словами работодатель может принять локальный акт и при отсутствии согласия профсоюза.

Между тем, следует заметить, что частью 3 статьи 8 Трудового кодекса предусматривается, что коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Очевидно, что в этом случае для принятия локального акта требуется согласие профсоюза.

Вопрос 1. Понятие источников трудового права и их системы

УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ: ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Петрушина С. Н.,

доцент

Вопросы:

1. Понятие источников трудового права и их системы

2. Особенности системы источников трудового права

3. Классификация источников трудового права

4. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

5. Общая характеристика важнейших источников трудового права

6. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства

Источником трудового права называется закон и иной нормативный правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издаёт нормативный акт. Источник трудового права нужно отличать от актов применения нормативных актов, которые могут издавать органы государственной власти (например, Указы Президента РФ о персональных награждениях), работодатели (приказы о приёме на работу, о наложении дисциплинарного взыскания и т.п.), а также суд, своим решением восстанавливающий на работе незаконно уволенного работника.

Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления и социальных партнёров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные части коллективных договоров и социально – партнёрских соглашений, локальные акты, содержащие нормы трудового права. Все источники в их системе находятся в определённой взаимосвязи и взаимозависимости. Система источников строится по системе отрасли трудового права, а система отрасли в свою очередь построена по её предмету.

Все источники трудового права, являющиеся законами, называются в совокупности трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое изменяется и совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всём обществе. Трудовое право – это одна из наиболее динамичных отраслей российского права.

Для системы источников трудового права РФ характерны следующие особенности:

1) Она обусловлена федеративным устройством Российской Федерации как добровольного объединения на основе федеративного договора её субъектов, которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и правотворческую деятельность на своей территории. Поэтому в системе источников трудового права России находятся не только федеральные нормативные правовые акты, но и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, которые не должны противоречить Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.



2) В системе находятся не только нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но и нормативные условия социально – партнёрских соглашений и коллективных договоров, а также локальные нормативные акты, принимаемые работодателем. В системе отражается сочетание императивных норм, принятых в централизованном порядке, с всё более расширяющимися диспозитивными нормами.

3) В системе источников трудового права находятся ратифицированные Российской Федерацией международно – правовые акты по труду, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет перед национальным законодательством, а также некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, содержащие нормы трудового права, действующие лишь по тем вопросам, которые пока не урегулированы российскими нормативными правовыми актами, и в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ и федеральным законам.

4) В системе имеются нормативные правовые акты, принятые Министерством здравоохранения и социального развития РФ (ранее – Министерство труда и социального развития), а также некоторых других федеральных органов исполнительной власти.

5) В создании нормативных актов, содержащих нормы трудового права, могут принимать участие сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели.

6) В системе источников отражается единство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих правовых актах и нормах для всех работников на территории всей Российской Федерации, т.е. в общем трудовом законодательстве. Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством для некоторых категорий работников, т.е. специальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и специальными нормами в общих актах. Например, специальным актом является Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а специальными нормами в общих актах являются, например, нормы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников, предусмотренные разделом 12 Трудового кодекса РФ.

Специальное законодательство даёт всем равную возможность осуществлять свои конституционные трудовые права и обеспечивает их осуществление дифференциацией труда некоторых категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от возможных производственных вредностей. Специальные нормы могут быть нескольких видов: а) нормы – льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав. Такие нормы составляют большинство среди специальных норм; б) нормы – приспособления, приспосабливающие общие нормы к данным условиям труда. В частности, такие нормы содержит отраслевая дифференциация, т.е. по отраслям экономики; в) нормы – изъятия. Этих норм немного. Такие нормы ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (например, сезонные работники, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, государственные гражданские служащие).

Вопрос 3. Классификация источников трудового права

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям: по степени их важности и субординации (т.е. по юридической силе); по системе трудового права, её институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере их действия; по степени обобщённости.

По степени важности и субординации (по юридической силе) источники делятся на законы и подзаконные нормативные акты. Согласно Конституции РФ вопросы регулирования трудовых отношений относятся к совместному ведению РФ и её субъектов. Статья 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законы делятся на конституционные и обычные. Основной Закон РФ – это Конституция РФ 1993 г. При этом необходимо упомянуть Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. Её основные положения закреплены в Конституции РФ 1993 г. Декларация предусматривает, что общепризнанные международно – правовыми актами права и свободы человека принадлежат ему от рождения, в том числе право на труд, отдых, на предпринимательскую деятельность, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Ратифицированные Российской Федерацией международно – правовые акты о труде имеют преимущество перед федеральными законами и непосредственно порождают права и обязанности граждан.

Законы о труде могут быть кодифицированными, например, Трудовой кодекс РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, например, Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации». Кодифицированный закон – это цельный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы появились в начале 90-х годов 20 века. В советский период их было сравнительно немного, а нормативные акты, содержащие нормы трудового права, были в основном союзными, за исключением КЗоТ РСФСР.

Источники трудового права классифицируются по системе данной отрасли. Есть источники, которые относятся как к общей, так и ко всем институтам Особенной части трудового права, - это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ. В то же время есть федеральные законы, относящиеся лишь к определённым институтам Особенной части трудового права. Например, федеральный закон от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» относится к институту заработной платы. Имеются источники, относящиеся к нескольким институтам Особенной части трудового права, например, Закон РФ от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права можно классифицировать по органам, их принявшим. При этом различаются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принятые в следующем порядке: а) принятые высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления); б) принятые Президентом РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) изданные иными федеральными органами исполнительной власти (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и другими министерствами); г) принятые органами государственной власти субъектов РФ; д) принятые органами местного самоуправления. Поскольку в России преимущественно договорный характер установления условий труда, то к источникам трудового права относятся также социально – партнёрские соглашения на всех уровнях, а также коллективные договоры и локальные нормативные акты, принимаемые работодателем.

По форме акта источники трудового права делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, рекомендации, разъяснения и другие формы.

По сфере действия источники трудового права делятся на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные (субъектов РФ), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (например, правила по технике безопасности и охране труда), муниципальные (местные) и локальные (действующие у конкретного работодателя).

По степени обобщённости нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.

Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).

В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).

Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между этим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости (до апреля 2004 г.

Минтруд РФ) - следующие источники трудового права. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Федеральной службы по труду и занятости не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также могут быть источниками трудового права. Они выстраиваются по такой же схеме, как и указанные выше федеральные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ,

иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т.п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Широкое распространение в настоящее время получили заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками (в лице их представителей) и работодателями. Эти акты представляют собой результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе. Они могут быть как дву- (представители работников и представители работодателя), так и трехсторонними (третья сторона - представители государства). Участники соглашений на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.

Наконец, специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т. е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты (от лат. locus - место). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права: 1)

локальные акты действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства); 2)

в основном действие их ограничено по времени; 3)

они не должны противоречить указанным выше нормативным правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников; 4)

локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности.

Примером локальных нормативных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т. д.

Вопрос 6. Источники трудового права

Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. “Мужчина и женщина, - говорится в Конституции, - имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых - вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”. Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК - с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:
- внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
- согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
- признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то