Виды пожарных машин. Пожарные аварийно-спасательные автомобили Основные и специальные пожарно спасательные автомобили

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина– это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Основные пожарные автомобили

Специальные пожарные автомобили

Вспомогательные пожарные автомобили

общего применения

целевого применения

АЦ – автоцистерны

АНР – насосно-рукавный

АПП – первой помощи

АВД – с насосом высокого давления

АА – аэродромные

АП – порошкового тушения

АПТ – пенного тушения

АКТ – комбинированного тушения

АГТ – газового тушения

ПНС – насосная станция

АГВТ – газоводяного тушения

АЛ – автолестницы

АПК– автоподъемники коленчатые

АР – рукавные

ДУ – дымоудаления

ГДЗС – газодымозащитной службы

АСА – автомобили аварийно-спасательные

АШ - штабные

Автобусы

Грузовые автомоби-ли

Легковые автомоби-ли

Основные ПАпредназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПАобщего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПАцелевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом «Технический регламент и требования пожарной безопасности». На основании регламента они сводятся к следующему:

пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров;

конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники;

маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделий;

техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники;

пожарная техника должна подвергаться использованию в соответствии ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.

Все ПА сооружаются на шасси автотранспортных средств (АТС) различного эксплуатационного назначения, главным образом, отечественного производства. Поэтому становится целесообразным изложить систему их обозначений.

В соответствии с нормалью ОН 025.270-06 принята следующая система обозначения АТС (табл.1.4).

Таблица 1.4

Полная масса, т

Эксплуатационное назначение автомобиля

бортовые

самосвалы

цистерны

специальные

Свыше 40,0

Примечание . Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

1-я цифра обозначает класс АТС (грузовых автомобилей) по полной массе, т.

2-я цифра обозначает тип АТС:

1 – легковой автомобиль;

2 – автобус;

3 – грузовой бортовой автомобиль или пикап;

4 – седельный тягач;

5 – самосвал;

6 – цистерна;

7 – фургон;

8 – резервная цифра;

9 – специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.

5-я цифра – модификация автомобиля.

6-я цифра – вид исполнения: 1 – для холодного климата, 6 – экспортное исполнение для умеренного климата, 7 – экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и т.д., указывающую на то, что эта модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.

По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др.

В настоящее время осуществляется переход на новую (европейскую) классификацию пожарных автомобилей по величине допустимой полной массы. Пожарные автомобили делятся на три класса:

легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L – класс);

средние с полной массой от 7500 до 14060 кг (М – класс);

тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S – класс).

Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.

Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м 3 ; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Примеры условных обозначений.

Пример 1. АЦ-3,0-40/4(4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ (с комбинированным насосом).

Пример 2. АПТ 6,3-40(5557) модель ХХХ. Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м 3 на шасси Урал 5557 с насосом с подачей 40 л/с, модель ХХХ.

Пример 3. АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ. Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м 3 , массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.

Специальные ПАприменяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Вспомогательные автомобилиобеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рис. 1.8.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Высокая боевая готовность пожарных частей и эффективность пожарного оборудования достигается правильным содержанием, а также проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслуживанием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения боевой готовности пожарных частей большое значение имеет правильная организация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих противогазов, напорных рукавов и т.д.), запасов горючесмазочных материалов, пенообразователя и т.д.

Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного оборудования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей.

Пожарные депо должны располагаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Расстояние от границ участка депо до общественных зданий должно быть не менее 15 метров, а до границ земельных участков детских учреждений и машин не менее 30 метров.

Пожарные депо необходимо располагать на участках с отступом от красной линии до фронта выезда автомобилей не менее, чем на 15 метров, а для пожарных депо II,III,IV и V типов, это расстояние допускается уменьшать до 10 метров.

Территория пожарных депо должна иметь два выезда с шириной ворот не менее 4,5 метров. Все площадки на территории и дороги должны иметь твердое покрытие.

В пожарных частях размещаются также учебный городок, бензозаправочная станция, а в военизированных пожарных частях – казармы для личного состава. На территории некоторых частей возможно размещение учебно-тренировочных объектов гарнизонного значения (например, дымокамер, спортивных комплексов и др.).

Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. Пожарное депо (рис.1.9) должно иметь гараж, пункт связи, аккумуляторную, пост или базу газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты начальствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и т.д.

Рис. 1.9. Пример планировки пожарного депо:

А – фасад; Б – план первого этажа нового депо: 1 – гараж; 2 – кабинет начальника части; 3 – канцелярия; 4 – кабинет заместителя начальника части; 5 – помещение общественных организаций; 6 – комната для инструктажа; 7 – комната инструкторов; 8 – электрощитовая; 9 – аккумуляторная; 10 – пункт связи; 11 – аппаратная; 12 – уголок безопасности движения; 13 – контрольный пост; 14 – мастерская поста технического обслуживания; 15 – кладовая; 16 – компрессорная; 17 - сушка рукавов; 18 – учебная башня; 19 – мойка рукавов; 20 – сушка одежды; 21 – гимнастический зал

В связи с организацией централизованного обслуживания рукавов в гарнизонах во вновь строящихся пожарных депо помещения для обслуживания пожарных рукавов не предусматриваются.

Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавливаться 8 и более пожарных автомобилей. При проектировании пожарного депо на 2 автомобиля площадь земельного участка пожарной части должна быть не менее 2500 м 2 . При большем числе автомобилей N его площадь определяется ориентировочно по формуле

S = 1000 N ,

где S – площадь земельного участка, м 2 .

Здания депо должны проектироваться не ниже III степени огнестойкости. Планировка депо должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в минимально короткое время.

Аппаратура пожарной сигнализации и связи, а также аккумуляторная размещаются в специальном помещении, примыкающем к гаражу с правой стороны. В примыкающей к гаражу стене устраивается окно размером 0,5х0,75 м, располагаемое напротив кабины водителя пожарного автомобиля, через которое выдается путевой лист и ведется наблюдение за выездом пожарных автомобилей.

Помещение дежурного караула, как правило, располагается на первом этаже за задней стеной гаража или на втором этаже. При расположении на первом этаже выходы в гараж делают из расчета один выход размером 1,2х2 м на каждый пожарный автомобиль. При размещении помещения для дежурного караула на втором этаже, кроме общей лестницы, устраивают спусковые металлические столбы в гараж из расчета 1 столб на 7 человек. Спусковые столбы диаметром 100 мм должны иметь совершенно гладкую поверхность. У основания столбов должны быть уложены мягкие маты.

Мойка и сушка рукавов производятся, как правило, в шахте наблюдательной вышки. Площадь сушильных шахт определяется из расчета 0,16 м 2 на один рукав, но не менее 2,4 м 2 на шахту.

Высота шахты от пола до блоков, на которых подвешивают рукава, может быть 12 м при подвеске рукавов на половину их длины и 22 м при подвеске рукавов на всю длину. Высота помещения над блоками должна быть не менее 2 м.

В нижней части сушильной шахты устанавливается моечная машина, резервуар для мойки рукавов, калориферная установка. Для сушки рукавов можно использовать инфракрасные излучатели, которые устанавливают в специальном помещении.

Планировка и оборудование должны за минимальное время обеспечивать приведение пожарных автомобилей в боевую готовность. При этом можно ориентироваться на трудоемкость работ (в чел.-мин):

Техническое обслуживание 52

Замена 7 рукавов 20

Принимая во внимание, что отделение автоцистерны может состоять из 6 человек, минимальная продолжительность обслуживания после пожара составляет около 20 мин.

Пожарные депо располагаются на участках с отступом от красной линии застройки по фронту ворот гаража не менее чем на 15 м. Площадь перед гаражом должна быть заасфальтирована или замощена и иметь небольшой уклон от порога ворот к красной линии.

Гаражи пожарного депо предназначены для обслуживания пожарных автомобилей и содержания их в режиме дежурства. В гаражах принят тупиковый или прямоточный способы расстановки пожарных автомобилей. При тупиковом способе автомобиль заезжает на стоянку задним ходом. Каждая стоянка имеет свои ворота, желательно с автоматическим приводом открывания. Для обслуживания пожарных автомобилей предусматривается осмотровая канава.

При проектировании гаражей и постов технического обслуживания размеры помещения определяются в зависимости от габаритов пожарных автомобилей. Некоторые планировочные размеры, м, указанные в СНиП П-93-74, приведены ниже:

Глубина гаража на 1 пожарный автомобиль не менее 15

Высота от пола до выступающих конструкций перекрытия не менее 3,8

Расстояние между осями автомобиля 5,2

Расстояние от автомобиля до грани колонны 1,5

Расстояние от автомобиля до передней стены 1,0

Расстояние от крайнего правого по выезду и левого автомобиля

до стены 1,5

Расстояние от автомобиля до задней стены 2,0

Пожарные депо оборудуются центральным отоплением и вентиляцией. Кроме общей вентиляции в гаражах предусматриваются газоотводы для удаления отработавших газов. Температура в гаражах должна поддерживаться не ниже +16 о С. При этом обеспечиваются комфортные условия для обслуживания пожарных автомобилей и пожарного оборудования, а также надежный запуск двигателей. Для уменьшения продолжительности работы двигателя в режиме прогрева после его пуска целесообразно на стоянках оборудовать местный индивидуальный подогрев двигателя, что способствует повышению скорости движения пожарного автомобиля после выезда.

Организация дежурства боевых подразделений должна обеспечивать высокую техническую готовность и оперативную подвижность пожарных автомобилей.

В системе ГПС МЧС пожарные автомобили занимают особое место. Они составляет материальную основу механизации работ по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Эффективное применение пожарных автомобилей и пожарных аварийно-спасательных автомобилей (АСА) требует глубокого знания конструкции оборудования, механизмов и машин, их технических возможностей и рациональных режимов работы. Их параметры определяют тактико-технические характеристики этих машин. Поэтому первой задачей изучаемого курса является всестороннее изучение конструкций пожарных машин и их тактико-технических характеристик.

Пожары возникают в случайные, непредсказуемые промежутки времени. Ущерб от огня будет тем меньше, чем скорее начнется тушение пожара. Поэтому в пожарных частях пожарные машины должны содержаться в состоянии высокой технической готовности к использованию. Следовательно, изучая курс ПА и ПСА, необходимо решить вторую задачу, которая включает приемы и методы поддержания состояния непрерывной технической готовности пожарных машин.

При эксплуатации пожарных машин изнашиваются рабочие поверхности деталей механизмов. Вследствие этого ухудшаются параметры тактико-технических характеристик пожарных машин. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности тушения пожаров. Изнашивание деталей механизмов и несоблюдение рекомендованных режимов эксплуатации могут приводить к отказам в их работе. Поэтому при изучении курса должна решаться третья задача – освоение основ организации проведения технического обслуживания и ремонта пожарной техники, обеспечивающих ее надежную работу на пожарах и требуемую долговечность.

При следовании на пожар, его тушении, а также обслуживании и ре- монте пожарных машин вследствие неправильных приемов управления ими, несоблюдения режимов их эксплуатации могут проявляться факторы, влияющие на безопасность труда и здоровье членов боевого расчета. По- этому при изучении курса должна решаться четвертая задача – организация обеспечения охраны труда пожарных.

Пожарные автомобили непрерывно совершенствуется, применяются новые механизмы и оборудование, создаются новые машины. Поэтому становится важной еще одна задача: при изучении курса необходимо научиться не только осваивать эту технику, но и выработать умение обучать подчиненных.

И наконец, последняя задача курса состоит в обосновании приемов и методов, обусловливающих экономное расходование всех материальных ресурсов (топливо, ОВ и др.), а следовательно, защиты окружающей среды.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

    Основные этапы развития пожарной техники.

    Роль российских инженеров в создании огнетушащих веществ.

    Развитие пожарной техники в конце XIX и начале ХХ веков.

    Сформулируйте требования Технического регламента к пожарной технике и пожарным автомобилям.

    Классификация пожарных автомобилей.

    Основы системы обозначений автотранспортных средств, используемых в качестве шасси для пожарных автомобилей.

    Классификация пожарных автомобилей. Область их применения.

    Приведите прим еры обозначения автоцистерн, пожарной насосной станции, автолестниц.

    Требования Технического регламента к пожарным депо.

Первые пожарные автомобили на территории России появились еще в 1904 году. На то время это были довольно простые и надежные средства. Они имели простое оборудование и могли перевозить до 10 человек. Но прогресс не стоит на месте. Устанавливаемое оборудование модернизировалось, как и сама техника. Она стала более вместительной, эффективной и надежной. Давайте рассмотрим основные пожарные автомобили, их особенности и ключевые отличия.

Немного общей информации

Пожарная техника - это средство для тушения пожара с помощью специального оборудования. Первые машины такого типа имели простейшее оборудование и насосы, а на некоторых моделях последние и вовсе отсутствовали. Напор воды в этом случае обеспечивался с помощью гидранта. Однако он был не всегда доступен, что вызывало серьезные проблемы. В настоящее время основные пожарные автомобили оснащаются сложным оборудованием, позволяющим контролировать интенсивность подачи воды и специального тушащего средства, системы безопасности и многое другое.

Хотелось бы также отметить, что есть пожарные машины общего и специального назначения. Первые используются для доставки личного состава к месту происшествия, перевозки средств огнетушения и подачи их в очаг возгорания. Именно такие автомобили мы чаще всего можем встретить на улицах города. Специальные же встречаются гораздо реже, и немного позже мы разберемся, почему именно.

Цвет автомобиля

Все мы уже давно привыкли к тому, что пожарные машины окрашиваются в красный цвет с белыми полосами. Это обусловлено повышенной опасностью техники, имеющей большое количество выдвижных элементов, которые могут нанести вред здоровью человека. Да и ГОСТом предусмотрена именно такая палитра, так как она бросается в глаза издалека. Ходовая часть автомобиля обычно окрашивается в черный цвет. Кроме того, есть специальные требования, которые запрещают размещение на кузове различных наклеек и надписей, кроме предусмотренных заводом-изготовителем.

  • автоцистерны (АЦ);
  • насосно-рукавные (АНР);
  • первой помощи (АПП);
  • с насосом высокого давления (АВД).

О пожарных автоцистернах

Пожарные автоцистерны распространены очень широко. Они используются не только для доставки к месту назначения, но и для транспортировки боевых расчетов. Тушение пожара осуществляется водой либо пеной. Соответственно, в последнем случае есть такое оборудование, как пенообразователь. Также присутствуют пожарные насосы, модификации которых могут отличаться, и магистрали, по которым проходит вода или пена.

Автоцистерны - это основные пожарные автомобили общего применения, которые практически всегда имеют одинаковую комплектацию, а вот характеристики оборудования могут существенно отличаться. К примеру, автоцистерна может быть легкой, средней или тяжелой в зависимости от вместительности цистерны. Соответственно, и производительность насоса изменяется в широком диапазоне. Это касается и другого оборудования. Бак для перевозки огнетушащих средств чаще всего изготавливается из высокопрочной углеродистой стали или же стеклопластика, который при отсутствии механических повреждений служит довольно долго.

Насосно-рукавная пожарная машина

Ключевое отличие данного вида техники от автоцистерны заключается в том, что отсутствует бак с водой. Такого типа техника предназначена для перевозки экипажа и Такой транспорт нередко используют для перевозки пожарной техники.

Помимо того, что насосно-рукавный тип техники доставляет экипаж и пожарные автомобили к очагу возгорания, он эффективно справляется еще с одной задачей. К примеру, если требуется тушить большой склад, и неподалеку есть водоем, то к нему прокладываются рукава, и с помощью насоса высокого давления вода перекачивается в автоцистерну или подается непосредственно к очагу возгорания. Насосно-рукавная пожарная машина может похвастаться повышенной проходимостью, а также тем, что для тушения пожара могут быть использованы любые источники воды, даже удаленные. В целом же это весьма эффективный пожарный автомобиль, который может подъехать к труднодоступным местам, куда не доберется обычная пожарная техника.

Пожарная машина быстрого реагирования

Автомобиль первой помощи, он же быстрого реагирования, сильно выделяется среди прочей пожарной техники. Обусловлено это высокой мобильностью и небольшими габаритами. Данная техника наиболее актуальна в мегаполисах, где она способна быстро проходить километровые пробки на дорогах.

Основные и быстрого реагирования оснащаются легким шасси небольшой грузоподъемности. Соответственно, далеко не всегда один такой расчет способен справиться с крупным пожаром. Но зачастую этого и не требуется, так как основная задача такой техники заключается в оказании первой помощи пострадавшим и тушении пожара до прибытия подмоги в виде более тяжелой и эффективной техники. Комплектации, в зависимости от назначения, могут существенно отличаться, это касается и вместительности салона для размещения боевого расчета. Основной недостаток такой техники заключается в ограниченной проходимости. Именно поэтому она отлично подходит для крупных городов и наименее эффективна в горных районах или на пересеченной местности.

С насосом высокого давления

Если рассматривать основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили, то нельзя не упомянуть о технике, которая используется для тушения пожаров в высотных зданиях. Пожарная машина, которая оснащается насосом высокого давления (АВД), способна тушить пожары, очаг которых находится на большой высоте.

Данная техника имеет внушительные габариты и несколько отсеков. Один из них - цистерна с огнетушащим средством, другой - место для боевого расчета и дополнительного оборудования. Жидкость под высоким давлением подается по магистралям, быстро достигая очага возгорания. Основной недостаток подобной техники заключается в её габаритах, что существенно усложняет подъезд к месту возгорания.

Основные пожарные автомобили целевого применения

Машины целевого применения используются для тушения пожаров в сложных ситуациях, например, на таких объектах:

  • аэропорты;
  • здания культуры;
  • заводы;
  • различные объекты инфраструктуры.

В настоящее время выделяют 7 категорий машин целевого применения: аэродромные, порошкового тушения, пенного и комбинированного тушения, насосная станция, машины газового и газоводяного тушения. Давайте рассмотрим каждый тип техники более подробно, ведь почти все они отличаются друг от друга и используются в зависимости от сложившейся ситуации.

Об аэродромных автомобилях

В случае возникновения пожара на летательной технике, такой как вертолеты и самолеты, на вызов приезжает пожарная машина, которая зачастую базируется вблизи аэродрома. Большое количество оборудования делает эту технику довольно тяжелой, но очень функциональной. Аэродромный автомобиль отлично подходит для эвакуации людей из воздушного судна, смягчения посадки с помощью слоя пены и т. п.

Комплектация обычно включает в себя дисковые пилы для вскрытия воздушного судна в случае необходимости, пенобаки, насосный отсек и емкости для воды. В отдельных случаях аэродромная техника оснащается дополнительными средствами пожаротушения. Обычно на аэродроме находится несколько таких автомобилей. Они должны обладать прекрасной проходимостью, чтобы действовать за пределами аэродрома в условиях полного бездорожья.

Пожарные автомобили для нефтехимической отрасли

Машины пенного, порошкового и газоводяного типа активно используются для борьбы с очагами возгорания различной степени тяжести в нефтехимической промышленности. В лесном хозяйстве, на объектах газовой промышленности чаще всего применяют комбинированное тушение.

Такая техника оснащается емкостями, в которых хранится средство для пожаротушения, преобразователями, а также лафетными стволами. Личный состав располагается в кабине транспорта. Все надстройки устанавливаются на базу, взятую с тяжелой техники.

Для борьбы с масштабными возгораниями применяют автонасосные станции. Их ключевая особенность заключается в том, что насосом высокой производительности по магистралям подается вода к лафетным стволам. Проходимость такой техники выше средней, а производительность насоса - более 100 литров в секунду. Такая техника оснащается двумя двигателями. Один для шасси, второй для работы насоса.

Подведем итоги

Вот мы с вами и рассмотрели назначение основных пожарных автомобилей. Подобная техника всегда должна находиться в исправном состоянии. Это касается технической части, исправной работы магистрали, насосов и другого оборудования. Типов пожарной техники довольно много. Это обусловлено тем, что мобильная и легкая машина не справится с большим пожаром, а габаритная и тяжелая не сможет быстро проехать по мегаполису в условиях пробок.

Именно по этой причине классификация основных пожарных автомобилей такая обширная. Когда же речь идет о лесных пожарах, где наземная техника малоэффективна, используют специальные вертолеты, которые имеют на своем борту баки со средством для пожаротушения. Для контроля ситуации используют легкие самолеты, которые патрулируют территорию и передают данные. Но даже современная техника далеко не всегда быстро справляется с масштабными пожарами, особенно лесными, когда за считанные часы выгорают целые гектары территории.

Дата публикации: 18-01-2017

Какие ассоциации вызывает у вас слова «пожар» и «пожарная техника»? Конечно, эти два понятия взаимозаменяемы и не могут быть друг без друга. Пожар — это неконтролируемое распространения огня, который губит имущество, а порой уносит и человеческие жизни. Нас с детских лет учат осторожно обращаться с огнем, но тем ни менее пожары довольно частое явление в повседневной жизни.Пожарная техника — это специализированная техника, предназначенная для ликвидации пожара.

Пожарный автомобиль — это автомашина, оснащенная самым необходимым материалом для предотвращения пожара, а также спасения людей из места пожара.

Для того, чтобы ликвидировать пожар необходимо учесть два фактора. Первый — чем быстрее приступить к тушению пожара, тем больше шансов спасти имущество от повреждения огнем. И второй фактор — при вызове пожарных необходимо детально описать место возгорания, чтобы пожарный расчет смог использовать на пожаре необходимую пожарную технику. При этом стоит учесть, что при вызове пожарного расчета нужно быть достаточно хладнокровным и как можно меньше говорить не нужной информации по телефону.
Различные типы очагов возгорания, а также способы их тушения привели к классификации пожарных автомобилей по способу их применения на пожаре. Выделяют основные, специальные и вспомогательные пожарные автомашины. Основные же, в свою очередь, распадаются еще на две ветки — это машины общего применения и машины целевого направления.

Классификация пожарных автомобилей

К основным пожарным автомобилям относят:

  • Пожарные автоцистерны. Эти автомашины оснащены емкостью и насосом для доставки огнетушащих смесей. В этой технике присутствует кабина для личного состава, а также специализированное оснащение, которое используют при ликвидации огня.
  • Насосно — рукавные пожарные автомобили. Эти машины имеют в своем составе насосно — рукавное приспособление, а также кабину для пожарных.
  • Пожарные автомобили первой помощи. Отличительной особенностью этой техники является то, что ее используют на первых уровнях возгорания. Имеет в своем составе насосную установку, емкость для огнетушащих компонентов, кабину для пожарных и необходимое оснащение для устранения огня на начальном уровне.
  • Пожарный автомобиль с насосом высокого давления. Эта спецтехника используются для ликвидации очагов возгорания на высоте. Оснащена насосом высокого давления.

Пожарные машины целевого направления включают в себя:

  • Пожарные аэродромные автомобили. Применяются для устранения очагов возгорания на аэродромах.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения. Отличительным для этой техники является тара для пожаротушещего порошка.
  • Пожарные автомобили пенного тушения. Названия автомашины говорит само за себя. Эта машина оснащена оборудованием для пенного тушения очагов возгорания.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения. Эта автомашина оснащена средствами комбинированного тушения пожаров.
  • Пожарные автомобили газового тушения. Отличительной особенностью этого комплекса является то, что он имеет сосуд для сжиженных газов, который часто используют для ликвидации огня.
  • Пожарные автонасосные станции. Оснащен пожарным насосом. Используется при устранении крупных пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения. Особенностью этой машины является то, что она оснащена тарой для сжатых или сжиженных газов.

К специальным пожарным автомобилям относят такие виды спецтехники:

  • Пожарные автолестницы. Такая машина используется для устранения очагов возгорания на высоте, она оборудована специализированной пожарной лестницей.
  • Пожарные автоподъемники коленчатые. Эта спецтехника также используют для ликвидации огня на высоте, она оснащена специальной стрелой с платформой на конце.
  • Пожарные рукавные автомобили. Такая техника используются для перемещения пожарных рукавов.
  • Пожарные автомобили дымоудаления. Эти автомашины эксплуатируют для устранения излишнего дыма с места возгорания.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Эти машины используют для высасывания дыма, а также для освещения места пожара.
  • Пожарные аварийно — спасательные автомобили. Такие автомашины используют для проведения аварийно — спасательных работ.
  • Пожарные штабные автомобили. Эту спецтехнику используют для поддержки связи между штабом и всеми пожарными расчетами, задействованных на пожаре.
  • Данная классификация является общепринятой и используется во многих странах мира.

Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили

Специальные пожарные автомобили - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации.

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре, таких как: спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба, подача огнетушащих средств, проведение технического обслуживания и ремонта техники и имущества и другие.

Специальные работы выполняет личный состав специальных пожарных автомобилей.

Основные тактико-технические требования к специальной пожарной технике сводятся к следующему :

  • их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;
  • укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;
  • технические возможности оборудования и высокая квалификация личного состава должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

В настоящее время пожарная охрана оснащается следующими специальными пожарными автомобилями: автолестницами, автоподъемниками коленчатыми, автомобилями рукавными, автомобилями газодымозащитной службы, автомобилями дымоудаления, аварийно-спасательными автомобилями, автомобилями связи и освещения, штабными автомобилями и т.д.

В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля и т.д.

Также, на разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, полная масса автомобиля и прочим.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По полной массе, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы :

  • легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т,
  • средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т,
  • тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЛ, АР, АСА и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.

Колена пожарных автолестниц и автоподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360 ◦). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180 ◦ , но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ (АЛ)

Пожарная автолестница (АЛ) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Основными конструктивными элементами АЛ являются :

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
  • силовая установка;
  • опорное основание;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен (стрела);
  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания - сдвигания стрелы;
  • гидросистема;
  • электрооборудование;
  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают :

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60 ◦ ;
  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все действия, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая "гребёнка") для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Классификация АЛ по исполнению :

  • АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом
  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы
  • АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице
  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице

По высоте стрелы автолестницы бывают от 10 до 60 метров, также под заказ могут быть выполнены АЛ высотой более 60 метров.

ПОЖАРНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ КОЛЕНЧАТЫЕ (АПК)

Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолесницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации людей без изменения положения стрелы. В то же время, АПК имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоты, а так же при проведении эвакуации одновременно с нескольких позиций (окно, балконов, разных этажей).

Грузоподъемность шасси и размеры АПК должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и иметь возможность устанавливать и маневрировать АПК у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6x6 или 6x4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

АПК приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 3 ◦ и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пульты управления АПК размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Автоподъемники оборудуются системами автоматики и сигнализации, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Грузоподъемность люлек 50-метровых автоподъемников достигает 400 кг при максимальном вылете стрелы 21 метр. С правой стороны стрелы по всей ее длине установлена телескопическая лестница, состоящая из 5-ти основных и одного концевого колен. Максимальная нагрузка стрелы автоподъемника составляет 8 человек (7 человек на лестнице и 1 в люльке).

Пожарные автоподъемники (АПК), как и АЛ, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются :

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
  • встроенные водопенные коммуникации;
  • механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
  • органы управления.

АПК могут быть с шарнирными соединениями колен, телескопическими и комбинированными. Все они имеют одинаковое устройство: шасси, опоры, механизм блокировки рессор, поворотная рама, механизм подъема колен, комплект колен и люлька.

Люльки грузоподъемностью, например 300 кг, вмещают 4 человека. Они поворачиваются специальным гидроцилиндром поворота вправо и влево на 45 ◦ .

В люльках как правило устанавливаются лафетные стволы, либо оборудуются места для их крепления. Ствол может поворачиваться влево и вправо на 50 ◦ , а вверх и вниз соответственно на 65 ◦ и 40 ◦ .

Подача воды к лафетному стволу осуществляется по специальным водоводам телескопического устройства, размещенным внутри стрел, имеющих коробчатое прямоугольное сечение.

Люльки оборудованы устройством, ограничивающим грузоподъемность. В люльках имеются пульты управления.

Телескопические стрелы состоят из секций, размещенных одна в другой.

АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ (АГ)

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - это пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

АГ на профессиональном сленге получил название «газовка».

АГ предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации :

  • личного состава ГДЗС;
  • средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
  • пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
  • дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Личным составом автомобиля газодымозащитной службы обеспепивается выполнение следующих задач :

  • развертывание на месте пожара, аварии, ЧС контрольного поста ГДЗС;
  • освещение места пожара, аварии, ЧС;
  • обеспечение электроэнергией на месте пожара, аварии, ЧС вывозимого электрооборудования-электроинструмента, дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии необходимых для проведения действий по тушению пожара и проведения аварийно-спасательных работ.

На АГ личный состав обеспечивается средствами защиты органов дыхания и зрения с условным временем защитного действия не менее 240 минут.

АВТОМОБИЛИ ДЫМОУДАЛЕНИЯ (АД)

Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) - это пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

Автомобиль дымоудаления состоит из :

  • базового шасси,
  • кабины водителя и пожарного расчета,
  • вентиляторной установки;
  • отсеков для пожарно-технического вооружения.

Работа вентиляторной установки осуществляется от гидравлического привода. Он состоит из гидравлического насоса, маслобака, гидромотора и трубопроводов. В отсеках автомобиля могут располагаться переносные системы дымоудаления работающие от двигателей внутреннего сгорания или электропривода.

Вентиляторная установка так же может использоваться для формирования воздушно-механической пены высокой кратности.

РУКАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АР)

Пожарный рукавный автомобиль (АР) - это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

АР обеспеченивают подачу большого количества воды на значительные расстояния. Такие автомобили используются в основном при тушении крупных пожаров. Они применяются, как правило, в комплексе с пожарными (или другими) насосными станциями или автоцистернами.

Основными задачами для АР на пожаре могут являться :

  • прокладка магистральных линий от МСП установленных на удаленные от мест пожара водоисточники;
  • формирование резерва пожарных рукавов при тушении крупных и(или) затяжных пожаров.

Пожарные автомобили рукавные (АР) – специфические специальные автомобили. Они укомплектовываются большим количеством пожарных напорных рукавов диаметром 77, 110 или 150 мм. Общая длина рукавов достигает 1000 – 5000 м.

Специфика применения АР определяет ряд особых требований. Прежде всего, они должны сооружаться на полноприводных шасси, которые позволяют прокладывать рукавные линии при движении. АР оборудуются устройствами для скатки рукавов и их погрузки в кузов автомобиля. Скатанные рукава могут транспортироваться в кузове или на крыше АР. Для сохранности рукавов в кузове предусматривается специальная вентиляция под полом кузова. Возможно проветривание кузова через одно из его окон.

Рукава соединяют и укладывают в секции «гармошкой» . Этот способ укладки наиболее удобен при автоматизированной прокладке рукавных линий на ходу. На различных моделях АР могут иметься различные особенности устройства размещения рукавов. Так, кузов автомобиля может быть заранее распределен на отсеки. Или же распределение свободного пространства может осуществляться при помощи съемных перегородок. Так же на отдельных моделях, могут применяться жесткие кассеты для рукавов.

При движении АР и открытых дверях легко осуществляется прокладка рукавных линий.

Вентиляция уложенных в кузов рукавов осуществляется через четыре специальных отверстия в полу, закрываемых крышками, а также через дверной проем или люк крыши.

В зависимости от требований заказчика, либо конкретных особенностей оперативной обстановки с пожарами в районе выезда, варианты комплектации АР могут меняться. Так, например, АР-2 (131)133 может быть укомплектован:

  • 67-ю НПР диаметром 150мм – общая длина рукавов 1340м;
  • 88-ю НПР диаметром 110мм – общая длина рукавов 1760м;
  • 102-мя НПР диаметром 77мм – общая длина рукавов 2040м.

АР оборудован устройством для загрузки скаток рукавов в кузов и газовой сиреной, также АР укомплектовывается различным оборудованием и инструментом.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АСА)

Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - это пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

АСА служат для :

  • освещения места работ;
  • проведения аварийно-спасательных работ (например: разборка строительных и технологических конструкций, проделывание в них необходимых отверстий и проемов, поднятие и перемещение грузов, ликвидация аварийных течей в коммуникациях и уборка разлившихся опасных жидкостей, спасание на высотах и на водах, локализация очагов возгорания или аварии);
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим и т. д.

Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входят в классификацию пожарных автомобилей, являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны, но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Пожарные аварийно-спасательные автомобили общего применения в зависимости от массы доставляемого к месту ЧС оборудования и, как следствие, технических возможностей делятся аналогично пожарным автоцистернам (хотя и условно), на:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Аварийно-спасательные автомобили легкого типа

Легкие АСА - автомобили быстрого реагирования - выпускаются на шасси легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, микроавтобусов. Они доставляют универсальный аварийно-спасательный инструмент и оборудование, позволяющие боевому расчету произвести разведку чрезвычайной ситуации и выполнить самые неотложные спасательные работы.

Высокая оперативность подразделений, выезжающих на данном типе аварийно-спасательных автомобилей, обусловлена высокими тягово-скоростными характеристиками, маневренностью и проходимостью базовых шасси.

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа оборудованы всем необходимым для ведения полномасштабных аварийно-спасательных работ при ликвидации самых разнообразных чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа

Тяжелый тип АСА отличается не только максимальной комплектностью аварийно-спасательного оборудования, но и наличием, как правило, грузоподъемного крана с гидравлическим приводом, что повышает его технические возможности, например при ликвидации завалов или оказании технической помощи аварийному автотранспорту.

АВТОМОБИЛИ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ (АСО)

Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.

Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей :

  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • кабины водителя;
  • салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
  • электросиловой установки;
  • средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
  • аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
  • средств вычислительной техники;
  • стационарной осветительной мачты.

По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы: на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

ШТАБНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АШ)

Пожарный штабной автомобиль (АШ) - это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.

АШ сооружаются на полноприводных или неполноприводных шасси. В их салонах размещены стационарные и выносные рабочие столы на 5 – 6 человек, СИЗОД, пожарно-техническое вооружение различного назначения (комплект слесарного и шанцевого инструмента, спецодежда и др.) и средства связи. В последнее время наиболее распространенными автомобилями на базе которых создаются АШ, стали шасси легковых микроавтобусов (ГАЗЕЛЬ, Mercedes и т.д.)

Различные модели АШ могут укомплектовываться по-разному. Так, на АШ-5(3205) дополнительно установлены один переносной магнитофон, звукоусилительная установка «Сталь». В комплектации имеются два групповых и четыре индивидуальных фонаря и другое оборудование. Для увеличения дальности связи на автомобиле установлена телескопическая мачта, позволяющая поднимать аппаратуру на 12 м. На АШ-5 (на шасси ГАЗ-27057) предусмотрены комплект средств спасания, ручная лебедка, трос буксировочный.

Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.

Учебные вопросы:

Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению.

Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

Различают основные транспортные средства:

  • общего назначения
  • целевого назначения

Основное отличие заключается в следующем:

  • машины общего назначения используют для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах.
  • машины целевого назначения используют для тушения пожаров на промышленных и специальных объектах и предприятиях (нефтебазы, аэродромы, склады).

общего назначения:

автоцистерны

автонасосы

пожарные насосные станции

– все автомобили первой помощи, используемые для ликвидации и локализации пожара на начальной стадии и проведения аварийно-спасательных работ.

Эти машины используются для доставки расчета, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения к месту возгорания, ведения основных действий по пожаротушению, спасанию людей и материальных ценностей.

Основные транспортные средства пожаротушения целевого назначения:

– аэродромные пожарные машины

– Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

Для осуществления руководства всем пожаротушением используют штабные автомобили:

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс)

средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);

тяжелые с полной массой свыше 14000 кг

Пожарные аэродромные автомобили S- класса

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

2. Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

АЦ предназначены:

    Для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса огнетушащих веществ;

    Подачи воды, воздушно-механической пены или раствора смачивателя (как с установкой на водоисточник так и без установки на водоисточник) к месту пожара;

  • -использования как промежуточной емкости при перекачке;
  • -подвоза воды.

Общее устройство автоцистерн

  1. Двигатель с измененной системой выпуска выхлопных газов.
  2. Шасси.
  3. Кабина водителя и боевого расчета.
  4. Специальный кузов с отсеками.
  5. Емкости для воды и пенообразователя.
  6. Пожарный насос с пеносмесителем.
  7. Вакуумная система (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
  8. Дополнительная трансмиссия на пожарный насос (изменения в силовой передаче базового автомобиля)
  9. Система дополнительного охлаждения.
  10. Система дополнительного обогрева (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
  11. Сдвоенное управление сцеплением и газом из насосного отсека.
  12. Дополнительное электрооборудование.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:

  • цистерны для воды
  • баки для пенообразователя
  • пожарные насосы с трансмиссиями к ним
  • водопенные коммуникации
  • приводы управления механизмами

Цистерна для воды

Бак для пенообразователя в основном располагается в заднем отсеке

Пенобак снабжён люком, позволяющим вести обслуживание

Доступ к нему осуществляется через заливную горловину

Пожарные насосы

– Устанавливаются в закрытых отсеках пожарных автомобилей, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.

Водопенные коммуникации пожарных автомобилей особенно на старых машинах, как правило, изнашиваются в один момент, поэтому чаще всего требует полного ремонта с заменой. Водопенное оборудование – это сложная система, делать её нужно в совокупности, но возможна и подетальная замена отдельных частей.

Приводы управления механизмами

Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь:

  • -люки диаметром более 450 мм;
  • Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы;

    цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом;

  • цистернах необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении.

1 – шасси автомобиля Урал; 2 – ствол лафетный;

3 – цистерна; 4 – отсек размещения ПТВ;

5 – насосный отсек; 6 – насосная установка

Наряду с АЦ, насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.

АНР предназначены:

    для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса пенообразователя и пожарных рукавов

  • подачи воды и ВМП к месту пожара с установкой на водоисточник.

Общее устройство АНР (особенности устройства АНР в отличие от АЦ):

  1. Отсутствие цистерны для воды.
  2. Более широкий комплект ПТВ.
  3. Больше мест боевого расчета.
  4. Увеличенный объем бака для пенообразователя.

Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.

Пожарные насосные станции

ПНС предназначены:

  • забора воды из открытых водоисточников
  • подачи воды или раствора пенообразователя к лафетным стволам или к месту пожара для создания резервного запаса воды

Общее устройство

  1. Базовое шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131. Шасси удлинено на 500 мм. Регулируется давление воздуха в колесах шин.
  2. Кузов ПНС-110(131)-131 состоит из деталей оперения и собственно кузова, расположенного за кабиной водителя – цельнометаллический.
  3. Под капотом кузова на специальной подмотороной раме закрепленной к раме шасси – установлен двигатель 2Д12Б с муфтой сцепления для отключения насоса. Сцепление с пневмоуправлением от тормозной системы ЗиЛ-131 (дублирующее – механическое® рычаг). Двигатель с насосом соединен карданным валом.
  4. Пожарный насос ПН-110 (монтируется на задней части рамы).
  5. Вакуумная система.
  6. Для облегчения подъема и опускания всасывающей линии в водоем имеется приспособление, состоящее из:- ручной лебедки;- трубы;- растяжек.

7.Дополнительное электрооборудовани

8 Пожарное оборудование:

ПНС (130) ПМ-2Д12Б
МАРКА ШАССИ ЗИЛ-130 (6х6)
3
МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ВЫСОТА., М 30
МАКСИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВЫЛЕТ, М 16
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ НЕ ПРИСЛОНЁННОЙ ЛЕСТНИЦЫ, КГ 160
ПОЛНАЯ МАССА, КГ 1000080
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 10100х2500х3200
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ 11

Автомобили первой помощи

АПП предназначены:

  • для доставки к месту пожара боевого расчёта
  • пожарно-технического вооружения
  • аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования
  • проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств

Устройство Автомобилей первой помощи:

  1. шасси;
  2. кузова с отсеками для ПТВ;
  3. выдвижной кассеты;
  4. бака для воды;
  5. отопительной установки;
  6. мачты телескопической;
  7. дополнительного электрооборудования
  8. .комплекта аварийно-спасательного пожарно-технического вооружения.
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ
МАРКА ШАССИ ГАЗ-33023 (4×2)
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ 5
ВМЕСТИМОСТЬ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ, м3 0,5
МАРКА МОТОПОМПЫ НЕТ ДАННЫХ
НАПОР, М 400
ПОЛНАЯ МАССА, КГМАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 3500100
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 5550x2000x2700
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ НЕТ ДАННЫХ

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Виды шасси пожарных автомобилей:

  • Колесная
  • Гусеничная

Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте.

Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.

Специальный звуковой сигнал имеет изменяющиеся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0, 5 до 6 секунд.

оздается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был введен на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через цент источника излучения света. Для ПА, созданных на шасси грузовых автомобилей допускается уменьшения угла видимости сигнального маяка до 180 градусов, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА. При необходимости допускается установка на ПА двух проблесковых маяков. Если при размещения маяка на крыше автомобиля элементы крепления находятся с внутренней стороны кабины, то должна быть исключена возможность травмирования личного состава по детали крепления.

Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей.

Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 – для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 – для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Стандарт, распространяющийся на машины конкретного вида может представлять собой испытательный код по вибрации и, кроме того, включать в себя следующие разделы(пункты):

  1. методы снижения вибраций машины (использования оптимальной конструкции машины или применение защитных устройств) с указанием эффективности метода и процедуры подтверждения этой эффективности;
  2. средства индивидуальной защиты от вибрации, которые могут быть использованы при работе с машиной;
  3. требования к предоставлению информации, связанной с вибрационной безопасностью машины, в эксплуатационных документах.

Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °С.

Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина – не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы. Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности. После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение. Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям.

Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании.

Система пневмопривода

1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3 – цилиндр управления сцеплением; 4 – клапан Ду-32; 5 – клапан Ду-90; 6 – клапан Ду-125; 7 – клапан Ду-150; 8 – клапан Ду-50; 9 – распределитель с электроуправлением; 10 – клапан ограничитель;

11 – воздушный баллон; 12 – компрессор; 13 – фильтр; 14 – регулятор давления; 15 – манометр; 16 , 17 – пневмораспределители с электроуправлением; 18 – дроссель с обратным клапаном; 19 – ниевмоглушитель

Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

Правила содержания и обслуживания пожарной техники.

  • 1. Пожарные автомобили следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
  • 2. Не разрешается снимать с пожарных автомобилей пожарно-техническое вооружение и использовать пожарную технику не по назначению.
  • 3. Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарнотехническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
  • 4.За каждой , приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. На предприятии должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
  • 5.Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
  • 6.Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то