Трудовое право. Из чего состоит система трудового права в России? Что регламентирует общая часть трудового права

контрольная работа

4. Понятие системы трудового права, ее структура

Трудовое право как самостоятельное структурное подразделение права есть система правовых норм‚ регулирующих трудовые отношения работников, а также отношения‚ непосредственно с ними связанные.

Первичным элементом системы трудового права является правовая норма, которое представляет собой общеобязательное правило поведения субъекта, закрепленное в нормативном правовом акте. Результатом взаимодействия однородных правовых норм являются более сложные системные правовые образования - правовые институты, представляющие следующий, более высокий структурный уровень системы трудового права. Поэтому система трудового права рассматривается как объективно необходимое соединение норм трудового права с их одновременным внутренним подразделением на взаимосвязанные и взаимодействующие правовые институты, отражающие реально существующую систему отношений, входящих в предмет трудового права.

Таким образом, систему отрасли трудового права можно определить как совокупность в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в подразделения (институты) в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, входящие в предмет трудового права. Они регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников, независимо от региональной и отраслевой принадлежности организаций, на которых они работают. Нормы Общей части определяют субъектный состав участников регулируемых общественных отношений, устанавливают их правовой статус, определяют основные принципы и задачи правового регулирования, разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупности однородных групп правовых норм. При этом институты располагаются последовательно в соответствии с динамикой возникновения и развития трудового отношения.

Начинается Особенная часть трудового права с института содействия занятости и трудоустройства у данного работодателя, за ним следует центральный институт Особенной части - трудовой договор, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения)‚ а также нормы о защите персональных данных работника.

Далее следуют институты, включающие в себя нормы, которые регулируют другие вопросы трудовых отношений: институт рабочего времени и времени отдыха, институт оплаты труда, институт гарантийных и компенсационных выплат, институт трудовой дисциплины и институт охраны труда.

За ними располагаются последовательно семь институтов, регулирующих непосредственно связанные с трудовыми отношения. К ним относятся институт материальной ответственности сторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу, институт прав профсоюзов в сфере труда, институт полномочий коллектива работников, институт социально-партнерских соглашений и коллективного договора, институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве, институт трудовых споров и порядка их разрешения и институт надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда.

Система трудового права постоянно изменяется и развивается. В значительной степени указанные изменения связаны с изменением социально-экономической обстановки в нашей стране.

В процессе развития отрасли трудового права от него отпочковалась новая отрасль - право социального обеспечения.

Кроме того, о развитии системы трудового права свидетельствуют процессы формирования в ней новых институтов: обеспечения занятости, социально-партнерских соглашений, коллективных трудовых споров и другие.

Виды наказаний и их характеристика

Государство в политической системе общества

Понятие политической системы общества Политическая система общества - система государственных социальных институтов, которые осуществляют их политические функции. Она включает в себя такие социальные институты как: государство...

Исторические аспекты развития правовой системы в России

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия - объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты...

Основные правовые системы современности

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений)...

Понятие, структура, нормы трудового права

Все нормы российского права в совокупности образуют внутреннюю целостную систему общеобязательных правил поведения. Внутреннее единство системы российского права не исключает деления его на отдельные отрасли...

Понятия и системы трудового права

В английском праве отсутствуют четкие, выработанные правовой доктриной критерии отграничения одной отрасли права от другой (предмет и метод правового регулирования, правовой режим), все отрасли носят прикладной характер...

Право в системе социального регулирования

Право как социальный феномен представляет собой систему. Правовая система является одной из социальных систем наряду с экономической, политической и иными системами общества . Множество юридических норм, составляющих право...

Правовая система общества

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Понятие трудового права Трудовое право - это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права...

Правовые системы современности

Признак структуры является одним из ключевых для построения правовых систем. Для того чтобы понять структуру романо-германского права следует выделить способ систематизации норм права, а так же уяснить понятие правовой нормы...

Правовые системы стран мира

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия "система права". Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней...

Система права и система законодательства

Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования...

Современная российская правовая система

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты...

Характеристика системы гражданского процессуального права

Система гражданского процессуального права определяется совокупностью гражданских процессуальных норм, регулирующих правосудие по гражданским делам и обеспечивающих выполнение задач гражданского судопроизводства...

Каждая отрасль права представляет собой замкнутую совокупность правовых норм, отличающуюся единством внутренней структуры и связью ее элементов. Такая совокупность правовых норм и регулируемых ими отношений и образует систему отрасли. Ученые по-разному определяют категорию "система" применительно к различным отраслям права. Нам представляется целесообразным воспользоваться дефиницией слова "система" как "определенного порядка в расположении и связи действий, формы организации чего-нибудь, нечто целого, представляющего собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей". Таким определенным порядком, основанием для классификации правовых норм внутри данной отрасли служит структура соответствующих общественных отношений.

Система отрасли трудового права – это структура и последовательность порядка расположения ее норм. При этом отношения по применению труда в силу их специфических свойств являются сложными, состоящими из ряда элементарных отношений (по подысканию гражданами подходящей работы, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, оплаты и нормированию труда, дисциплине и охране труда и т.д.). Наиболее характерными структурными элементами системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования в зависимости от особенностей регулируемого участка общественных отношений данного вида или рода. Так, нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени и его использование, составляют институт рабочего времени, а нормы, предусматривающие оплату труда работников, – институт заработной платы.

Итак, система трудового права России – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (субинституты).

В свою очередь, правовые институты в зависимости от содержания и характера распределяются но двум основным частям трудового права – Общей и Особенной.

Общая часть трудового права охватывает нормы институтов, имеющих общее значение, поскольку они проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элементов трудовых и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений.

В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию всех работников в целом. Эти нормы касаются:

  • предмета, задач, сферы действия трудового права;
  • порядка установления правовых норм в области труда;
  • основного содержания трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, правосубъектности их участников, а также основных принципов правового регулирования труда работников;
  • права работников на участие в управлении организацией и основных форм такого участия через представительные органы, и прежде всего через профсоюзы;
  • социального партнерства в сфере труда, порядка ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений.

Особенная часть трудового права значительно шире Общей части. При этом роль и функции правовых институтов данной части неодинаковы: с одной стороны, они призваны регулировать отдельные элементы содержания трудового отношения (например, институт трудового договора регламентирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений), с другой – какое-либо одно из отношений, непосредственно связанных с трудовыми (например, отношения по рассмотрению трудовых споров).

Последовательность расположения институтов Особенной части определяется значением и спецификой соответствующего участка регламентируемого отношения.

Современная система трудового права России включает в себя следующие институты :

  • трудоустройства у данного работодателя (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы);
  • трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);
  • профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • оплаты и нормирования труда;
  • гарантии и компенсации;
  • трудового распорядка и дисциплины труда;
  • охраны труда;
  • материальной ответственности сторон трудового договора;
  • особенностей регулирования труда отдельных категорий работников;
  • государственного надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных правовых актов, содержащих нормы трудового нрава;
  • разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Перечисленные институты трудового права России призваны в рамках предмета данной отрасли регулировать "свои" отношения – отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент (сторону) единого сложного трудового отношения.

Система трудового права закрепляется в различных формах, и прежде всего в кодифицированном акте – ТК.

От системы трудового права как отрасли следует отличать систему трудового законодательства , выраженную главным образом в составе и внутреннем строении кодификационных актов и отражающую объективно существующую систему трудового нрава. В свою очередь, последняя не может не учитывать системы законодательства. Но, отражая объективные требования, система законодательства испытывает на себе также влияние субъективных факторов, зависит от целенаправленного усмотрения законодателя. Поэтому система отрасли трудового права и система трудового законодательства (в том числе и структура кодификационных актов) в известной мере не совпадают. Несовпадение имеет место, в частности, в том, что в ТК не выдержано деление институтов трудового права на две основные части – Общую и Особенную. Так, институт профсоюзов, несмотря на его общее значение, помещен в Особенной части (гл. 58 ТК).

Однако, несмотря на некоторые особенности распределения нормативного материала в ТК, в нем проявляется структура отрасли трудового права как основа системы трудового законодательства.

Кроме того, если система трудового права содержит только "чисто" правовые нормы, то система трудового законодательства, помимо нормативных актов о труде, – еще и преамбулы, указывающие на цель принятия соответствующих актов и их практическое значение.

Наряду с системами трудового права и трудового законодательства существует и система науки трудового права. Трудовое право как самостоятельная отрасль российского нрава служит предметом изучения науки трудового права. Указанная цель достигается путем разработки наукой права совокупности определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Наука изучает нормы права и нормативные акты в их взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием экономики, политики и социальной жизни общества. Она исследует и оценивает систему норм трудового права и нормативных актов с точки зрения их демократичности, сравнивает систему трудового права России с системой трудового права других стран. Система науки трудового права в основном соответствует системе трудового права, но между ними есть и различия. Так, в системе трудового права России нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки трудового права он имеется.

В системе науки трудового права также выделяются Общая и Особенная части. В Общей части рассматриваются предмет, метод и система трудового права и т.д. Особенная часть науки трудового права содержит учение о трудоустройстве, трудовом договоре, правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарной и материальной ответственности, нормировании труда и заработной платы, охране труда и др.

Таким образом, система науки трудового права России и по своему предмету, и по своему содержанию шире системы трудового права как отрасли и шире системы трудового законодательства.

Источником трудового права называется нормативный правовой акт, со­держащий нормы этой отрасли права.

Источники, относящиеся к трудовому праву России, составляют определен­ную систему, которая включает разнообразные нормативные акты по своему характеру, юридической силе и сфере действия. Ее называют системой трудо­вого законодательства.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового, занимает Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., имеющая высшую юридическую силу и применяемая на всей террито­рии России (ст. 15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Следующим источником трудового права являются законы Российской Фе­дерации. Поскольку Конституция РФ относит трудовое законодательство к со­вместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 2), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов РФ, которые не могут противоречить федераль­ным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует федеральный закон.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права за­нимает Трудовой кодекс РФ. Это основной кодифицированный источник тру­дового права России, регулирующий весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют ука­зы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Рос­сии и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства, включая политику в области правового регулирования рынка труда, трудовых и социальных отношений. Например, Указ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» 3 .

Постановления Правительства РФ как источники трудового права изда­ются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных ука­зов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти Рос­сийской Федерации, носящие подзаконный характер. Например, постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» 4 .

Постановления, инструкции и разъяснения Минздравсоцразвития РФ. Данные акты издаются в целях обеспечения правильного единообразного тол-Указ. Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных граж­данских служащих» (с изм. от 12.04.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - К» 31. - Ст. 3459.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изм. от 11.11.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 53. - Ст. 6618.


Кования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государ­ственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государст­венных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных харак­теристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников и др. Например, Приказ Минздравсоцразви-тия РФ 5 .

К числу источников трудового права также относятся и акты органов вла­сти и управления субъектов РФ, которые имеют ограниченную сферу дейст­вия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответст­вующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на консти­туциях республик и уставах других субъектов РФ, которые имеют высшую юридическую силу на их территории. Например, Постановление Правительства Московской области «О размерах надбавок, доплат компенсационного и сти­мулирующего характера к заработной плате работников государственных уч­реждений Московской области» 6 .

Еще одни источники трудового права - соглашения. Это договорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и ра­ботодателей. Третьей стороной может выступать соответствующий орган госу­дарственного управления. Например, Московское областное трехстороннее со­глашение 7 .

Локальные нормативные акты являются разновидностью источников тру­дового права, к которым относятся коллективный договор, соглашения и дру­гие акты совместного нормотворчества, а также приказы по организации.

Локальные нормативные акты входят в категорию подзаконных источников права, имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить зако­нам и другим подзаконным актам.

Рассматривая источники трудового права, следует учесть и международно-правовое регулирование труда. Международно-правовые акты, признанные (ратифицированные) Российской Федерацией, являются составной частью пра­вовой системы России (ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ). Любой между-

5 Приказ Мищдравсоцразвития РФ от 26 декабря 2008 г. № 779н «Об утверждении правил подачи заявления о
распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала» (с изм. от 17.08.2010) // Рос­
сийская газета. - 2009. - № 7.

6 Постановление Правительства Московской области от б августа 2007 г. № 578/28 «О размерах надбавок, доп­
лат компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате работников государственных учрежде­
ний Московской области» (с изм. от 03.06.2008) // Информационный вестник Правительства Московской об­
ласти. - 2007. - № 9.

7 Соглашение между Правительством М.О., Московским областным объединением организаций профсоюзов и
объединениями работодателей Московской области на 2010 год от 24 декабря 2009 г. № 48 «О минимальной
заработной плате в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2009. - № 250.

С 01.01.2010 г. МРОТ по МО составляет 6.700 рублей.


р 0 дный договор применяется только в том случае, если устанавливает иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством.

Одним из главных источников международно-правового регулирования тру­да являются акты, принимаемые Международной Организацией Труда. Напри­мер, Конвенция № 81 1947 г. «Об инспекции труда», Конвенция № 102 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», которые были ратифици­рованы Российской Федерацией.

Изучение постановлений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ позволяет увязывать содержание норм о труде с реалиями сегодняшней жизни, давать правильную оценку эффективности действующего трудового законода­тельства, выявлять имеющиеся пробелы и несовершенство отдельных норм.

7. Значение руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ в единообразном применении законодательства о труде.

Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ позволяет увязывать содержание норм о труде с реалиями сегодняшней жизни, давать правильную оценку эффективности действующего трудового законодательства, выявлять имеющиеся пробелы и несовершенство отдельных норм.

Среди постановлений Пленума Верховного Суда РФ можно назвать такие как:

- «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» № 52 от 16 ноября 2006 г. (с изм. от 28.10.2010 г.);

- «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации мо­рального вреда» №10 от 20 декабря 1994 г. (с изм. от 06.02.2007);

- «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Рос­сийской Федерации» № 2 от 17 марта 2004 г. (с изм. от 28.09.2010).

В связи с вопросами, возникшими у судов при применении Трудового ко­декса Российской Федерации, в целях обеспечения правильного применения положений ТК РФ при разрешении трудовых споров, наиболее важным и часто применяемым судами РФ является постановление Пленума ВС РФ № 2 от 17 марта 2004 г., дающее судам соответствующие разъяснения.

Постановление состоит из 64 пунктов разделенных на следующие 8 разде­лов:

1- Подведомственность и подсудность трудовых дел. Общие правила разре­шения судами трудовых споров.

2. Заключение трудового договора.

3. Изменение трудового договора.

4. Расторжение трудового договора по соглашению сторон (пункт 1 части первой статьи 77, статья 78 ТК РФ), вследствие отказа работника от продолже­ния работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового


Договора (пункт 7 части первой статьи 77 ТК РФ), по инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77, статья 80 ТК РФ).

5. Гарантии работникам при расторжении трудового договора по инициати­ве работодателя.

6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статья 81 ТК РФ) и по пункту 2 статьи 278 ТК РФ. Дисциплинарные взыскания.

7. Заработная плата. Ежегодные дополнительные отпуска. Забастовка.

8. Вынесение судами решений по трудовым спорам.

В связи с поправками, внесенными в нормы трудового и гражданско-процессуального законодательства, Пленум отредактировал свои ранее подго­товленные разъяснения. В частности, согласно законодательным изменениям из подсудности мировых судей были исключены дела, возникающие из трудовых отношений. С учетом этого пересмотрено постановление Пленума ВС РФ по применению норм Трудового кодекса РФ. Дела по трудовым спорам (кроме ка­сающихся восстановления на работе) должны рассматриваться до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. Ранее этот срок составлял месяц с даты принятия его к производству. Предупреждение о предстоящем увольне­нии по сокращению либо из-за ликвидации организации и приказ (распоряже­ние) о приеме на работу объявляются сотруднику под роспись, а не "под рас­писку" (как предусматривал ТК РФ до 02.10.2006 г.). Увольнение спортсмена в случаях спортивной дисквалификации на срок 6 и более месяцев, а также из-за использования допинговых средств и (или) методов - мера дисциплинарного взыскания. Соответственно, на такие ситуации распространяются правила при­менения этих мер. Также отредактировано постановление Пленума ВС РФ по вопросам материальной ответственности сотрудников за ущерб, причиненный работодателю. Дела по спорам о такой ответственности подсудны районным судам (ранее они рассматривались мировыми судьями). При этом применяются нормы специального раздела ТК РФ (XI "Материальная ответственность сторон трудового договора"). С иском о возмещении ущерба, причиненного сотрудни­ком во время действия трудового договора, работодатель может обратиться в суд и после этого периода. Такие споры относятся к индивидуальным трудовым спорам. Соответственно, к ним также применяются правила названного раздела кодекса. Из разъяснений исключены положения, касавшиеся возмещения руко­водителем организации убытков от его виновных действий, которыми было на­рушено законодательство о коммерческой тайне. Это обусловлено тем, что со­ответствующие нормы Закона о коммерческой тайне утратили силу с 01.01.2008 г.


8. Понятие и классификация субъектов трудового права.

Субъекты трудового права - это участники общественных отношений, ре­гулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их. Для таких субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности, т.е. признаваемой трудовым законода­тельством способности иметь трудовые права, и трудовой дееспособности, т.е. способности своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.

Под субъектами трудового права понимаются трудоспособные граждане (ра­ботники), организации (работодатели), трудовые коллективы, профсоюзные и иные органы, представляющие права и интересы работников, которые на осно­вании действующего законодательства признаются обладателями субъектив­ных прав и соответствующих обязанностей. Субъекты трудового права по за­кону наделяются специфическим свойством - правовым статусом, дающим им возможность участвовать в конкретных правоотношениях, связанных с общест­венно-трудовой деятельностью.

Правовой статус субъектов трудового права определяет с юридических по­зиций кто есть кто в общественных отношениях, регулируемых трудовым зако­нодательством. Содержание статуса включает следующие основные элементы:

Трудовую право- и дееспособность субъекта (правосубъектность);

Закрепленные законодательством права и обязанности;

Гарантии этих прав и обязанностей;

Ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на субъекта обязанностей.

Трудовая правосубъектность означает, что при наличии определенных усло­вий (достижения конкретного возраста - для гражданина; имущественной и оперативной обособленности - для организаций; организационных предпосы­лок - для трудового коллектива) они способны быть субъектами конкретных правоотношений в сфере труда, обладать правами и обязанностями. Трудовая правосубъектность всегда означает способность гражданина, организации (ра­ботодателя), трудового коллектива своими действиями приобретать субъектив­ные права и обязанности, составляющие содержание конкретных правоотноше­ний.

Иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрирован­ного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации 8 , иностранные граждане пользуются правом свободно рас­поряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо­мической деятельности.

Работодателем в соответствии с законом является физическое или юридиче­ское лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников. В качестве работодателя может вы­ступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель вправе привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения.

Иностранный гражданин также имеет право осуществлять трудовую дея­тельность только при наличии разрешения на работу.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Россий­ской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Россий­ской Федерации, на территории которого ему разрешено временное прожива­ние.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществля­ется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными орга­нами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.


В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового или граж-нско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение а работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по хода-айству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано соответствую­щим федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.


Похожая информация.


Каждая отрасль права, в том числе трудовое, имеет свою систему норм, т.е. определенную их группировку, последовательность расположения в структуре отрасли.

Система трудового права представляет его структуру как совокупность расположенных в определенном порядке правовых норм, которые сгрупированны в подразделения в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки . в том числе учебного курса трудового права, — это взаимосвязанные, но разные понятия. Все указанные системы построены в соответствии с их целями и предметом, при том что предмет и цели у них разные. Так, предметом и целью системы отрасли являются создание трудового законодательства как такового и структуры расположения его норм внутри отрасли. Предметом и целью учебного курса является изучение норм трудового права, их развития, правовых связей, т.е. правоотношений, характерных для этой сферы; наука же изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регулирование труда, а следовательно, ее предмет выходит далеко за рамки действующего российского трудового законодательства.

Система отрасли трудового права – это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подинституты), и последовательность их расположения внутри структуры отрасли.

Трудовой кодекс РФ Принят ГД 21.12.01г. Одобрен СФ 26.12.01г. Подписан Президентом РФ 30.12.01г. № 197-03, вступил в действие с 01.02.02 г. Он состоит из шести частей, 13 разделов, 62 главы и 424 статьи.

Система отрасли трудового права состоит из двух частей: общей и особенной.

В общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договоров, разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. Следовательно, к общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы общих положений главы 1 ТК РФ и других российских законов, регулирующих перечисленные вопросы.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупность однородных групп правовых норм. Начинается особенная часть отрасли с института обеспечения занятости и трудоустройства. За ним следует центральный институт – трудовой договор (контракт), в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения (приема на работу, изменения (перевода) и прекращения (увольнения)).

Далее идут институты, в которых сгруппированы нормы, регулирующие другие вопросы трудовых отношений: рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат, трудовой дисциплины и охраны труда.

За ними последовательно располагаются институты, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми. К ним относятся следующие институты: материальной ответственности сторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу, прав профсоюзов в сфере труда, полномочий трудового коллектива, социально-партнерских соглашений и коллективного договора, подготовки кадров и повышения квалификации на производстве, трудовых споров и порядка их разрешения, надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда.

Система ТК РФ построена в основном в соответствии с системой отрасли трудового права. Но есть некоторые несовпадения и отличия. Так, в ТК РФ выделены в отдельные главы специальные нормы о труде женщин и молодежи, о льготах работникам, совмещающим труд с обучением.

Система трудового права изменяется и развивается. Изменение ее условно можно объединить в следующие группы.

Первая группа характеризуется «отпочкованием» от трудового права норм новой отрасли – права социального обеспечения, которую студенты изучают после завершения учебного курса «Трудового права».

Вторую группу в системе трудового права иллюстрируют процессы формирования в ней новых институтов, а именно: обеспечения занятости, социально-партнерских соглашений, коллективных трудовых споров и др.

Третья группа отражает эволюционные процессы, происходящие ныне в отдельных институтах и, в частности, в сфере оплаты труда, трудовых споров их разрешения и др.

Все эти перемены в системе обусловлены главным образом изменениями в предмете и методе правового регулирования.

Правовое регулирование трудоустройства и обеспечения заня­тости в Российской Федерации Поскольку в Российской Феде­рации труд свободен, то граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями Они реализуют это право, занимаясь пред­принимательской деятельностью, участвуя в выборах кандидатами на выборную должность (например, депутата законодательного ор­гана), заключая трудовой договор с работодателем, как коллектив­ным, так и индивидуальным

B условиях рыночной экономики обеспечить всеобщую заня­тость не представляется возможным. Однако способствовать целе­направленному формированию рынка труда, эффективному распре­делению и переподготовке работников необходимо Для этого в со­ответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» ©т 19 апреля 1991 г. была учреждена Феде­ральная служба занятости, которая включает в себя*

1) государственные комитеты и центры занятости субъектов Российской Федерации,

2) центры и бюро занятости в городах и районах

B службу занятости могут обратиться все граждане - занятые и незанятые. Государственная служба занятости оказывает услуги бес­платно.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднсс 11 календарных янсй после предъ­явления необходимых документов. Безработными признаются граждане, которые являются трудоспособными по возрасту, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные как ищущие работу в службе занятости и готовые приступить к подходящей работе Признание лица безработным службой занятости предпо­лагает назначение ему пособия по безработице - ежемесячные выплаты из пенсионного фонда Впервые пособие назначается ли­цу в течение первых шести месяцев в размере среднего заработка в регионе. Всем остальным безработным пособия назначаются в размере минимальной оллаты труда. Срок выплаты пособия - не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение IS календар­ных месяцев. Выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев в случае отказа безработного от двух вариантов рабо­ты или дисциплинарного нарушения (увольнение с последнего места работы).

Коллективные договоры и соглашения Основная форма реали­зации права граждан на труд - трѵдовой договор, поскол ьку ©н определяет взаимные права и обязанности работника и работо­дателя и является основанием возникновения трудового право­отношения

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий соци­ально-трудовые отношения в организации и заключаемый работни­ками и работодателем в лице их представителей. B коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социаль­но-трудовых отношений в данной организации с учетом специфики н условий труда.

Коллективный договор можст быть заключен в организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях Представителем работодателя является руководи­тель подразделения, уполномоченный на это работодателем Со­гласно ст. 41 TK РФ в коллективный договор могут быть включены взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам;

Читайте также: Работа по трудовому договору

Формы, системы и размеры оплаты труда;

Выплата пособий, компенсаций;

Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

« занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предостав­ления и продолжительности отпусков;

Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обу­чением. оздоровление и отдых работников и членов их семей;

Отказ от забастовок при выполнении соответствующих усло­вий коллективного договора;

Другие вопросы, определенные сторонами

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами C учетом фикансово-экономичсского положения рабо­тодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприят­ные по сравнению с предусмотренными законодательством согла­шениями B коллективный договор должны быть включены нор­мативные положения, если в законах содержится прямое предпи­сание об обязательном закреплении этих положений в коллек­тивном договоре

Коллективный договор не следует смешивать с трудовым со­глашением Соглашение - это правовой акт, устанавливающий об­щие принципы регулирования соииально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномоч­ными представителями работников и работодателей на федераль­ном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориаль­ном уровнях в пределах их компетенции

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

Условия и охрана труда;

Режим труда и отдыха;

Развитие социального партнерства;

« иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

B зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых от­ношений могут заключаться следующие внды соглашения:

« генеральное устанавливает общие принципы регулирования сониально-трудовых отношений на федеральном уровне),

Региональное (предусматривает обшие принципы регулирова­ния социально-трудовых отношении на уровне субъекта РФ);

« отрасіевое или ме.ѵсотрасіевое (определяет обшие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрас­ли (отраслей);

Территориальное (предусматривает обшие условия труда, тру­довые гарантии и льготы работникам на территории соответ­ствующего муниципального образования) и иные

K иным относятся соглашения, которые могуг заключаться сто­ронами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования соииально-трудовых и связанных с ними отношений.

B соответствии со ст. 35 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) для обеспечения регулирования соци- ально-трудовых отношений, ведения переговоров и подготовки проекта коллективных договоров, соглашений, заключения коллек­тивных договоров, соглашений, а также организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе no реше­нию сторон образуются трехсторонние комиссии из наделенных необчошімыми полномочиями представителей сторон (профсоюзов, бизнеса и государства).

Ha федеральном уровне образуется постоянно действующая Рос­сийская трехспоронняя комиссия no регулированию социально- трудовых отношений Подобные трехсторонние комиссии образу­ются на уровне субъектов РФ, муниципальных образований, отрас­ли и на предприятиях.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных перего­ворах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях соииального партнерства Генеральное соглашение заключается только на феде­ральном уровне с участием Правительства РФ, например генераль­ное соглашение между обшсроссийскими объединениями профсою­зов, общероссийскими объединениями работодателей и Правитель­ством РФ на 2009-2012 rr.

Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заклю­чаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть при за­ключении*

Генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;

Регионального соглашения - профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работода­телями представительные органы, орган исполнительной вла­сти субъекта РФ,

Отраслевого (межотраслевого) соглашения - профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномо­ченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключа­ется на федеральном уровне),

Территориального соглашения - профсоюзы и их объедине­ния, объединения работодателей, иные уполномоченные ра­ботодателями представительные органы, орган местного са­моуправления.

Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представи­тельные органы не влраве требовать от органов исполнительной власти, не являюшихся работодателем или представителем работо­дателя, заключения с ними двухсторонних соглашений.

Основные институты трудового права

Раскрывать основные институты трудового права лучше всего с понятия трудового договора (ст. 56 ТК РФ). Трудовое соглашение между работником и работодателем является добровольным, следо­вательно, стороны нельзя понудить к его заключению. Исключением является ряд требований к работодателю, который, в частности, обя­зан принимать на работу по квоте инвалида, молодого специалиста, за­явленного им для подготовки, и не имеет права отказывать в приеме на работу не по деловым качествам, а в дискриминационном поряд­ке (ст. 64 ТК РФ).

Трудовой договор предполагает личное участие лица в трудовом правоотношении. Это означает, что субъект не может делегировать свои трудовые права и обязанности другому лицу.

При раскрытии условий трудового договора необходимо выделить непосредственные (необходимые и дополнительные) и производные условия договора, дать характеристику этим видам условий и обратить особое внимание на недействительность таких условий договора, кото­рые ухудшают положение работника.

Нужно помнить, что только в случае правильно оформленного тру­дового соглашения работник имеет право требовать все законные со­циальные гарантии. Трудовой кодекс устанавливает порядок заключе­ния трудового договора, включая подбор кадров по деловым качествам с учетом специальных требований (льготы и изъятия для определен­ных категорий трудящихся — подростков, женщин, инвалидов) и огра­ничений. Необходимо особо подчеркнуть требования к оформлению трудового договора (два письменных экземпляра, подписанные сторо­нами, и наличие приказа о приеме на работу). Также надо объяснить значение трудовой книжки, испытательного срока.

В трудовом законодательстве определены требования к трудовым договорам в зависимости от сроков. Ст. 58 предполагает их особенно­сти. Так, существует 10 видов договоров на неопределенный срок:

Заключаемый по специальному законодательству;

Заключаемый при приеме на должность госслужащего;

С лицом, принимаемым по конкурсу;

С молодым специалистом;

По совмещению профессий;

Для надомной работы;

С лицом, работающим у граждан по договору.

Срочные трудовые договоры строго регулируются трудовым ко­дексом, чтобы у работодателя не было соблазна не предоставлять работнику полагающиеся ему гарантии. Ст. 59 ТК РФ предлагает пере­чень из более чем 20 случаев и работ, для выполнения которых может быть заключен срочный трудовой договор:

С руководителем государственного предприятия, госслужащим, работником образовательного учреждения;

Для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

По организованному набору в отъезд на работу;

Ученический, для получения профессии на производстве на срок до 6 месяцев;

На любой срок не свыше 5 лет.

Трудовой договор, заключаемый на время выполнения определен­ной работы, бывает трех видов:

1) для сезонной работы;

2) для временной работы;

3) для другой определенной работы, которая оканчивается выполне­нием этой работы.

Не менее важными для работника являются перевод и увольнение (ст. 72-84 ТК РФ). Студент обязан внимательно изучить вышеуказан­ные статьи и уметь разъяснить ст. 77 ТК РФ. Здесь же надо отметить причины преимущественного оставления на работе различных катего­рий работников, возможности льгот и компенсаций.

Читайте также: Трудовой договор с испытательным сроком 3 месяца - образец

ТК РФ регулирует предельно допустимые нормы рабочего вре­мени и минимально допустимые нормы времени отдыха. Ст. 37 Кон­ституции РФ закрепляет право на отдых тем, что гарантирует лицу, работающему по трудовому договору, определенную продолжитель­ность рабочего дня. Ст. 91 ТК РФ устанавливает продолжительность рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях не более 40 часов в неделю, что при пятидневной рабочей неделе со­ставляет 8 часов в день, при шестидневной — 6 часов 48 минут, в пред­праздничный день — 6 часов.

Надо дать определение рабочему времени и знать его виды (нор­мальное, сокращенное и неполное). Если нормальное рабочее время составляет 40 часов в неделю, то сокращенным рабочим временем яв­ляется 36- или 24-часовая неделя. Изучив ст. 91-99 ТК РФ, следует пояснить, какие категории работников пользуются сокращенным ра­бочим временем, и помнить, что сокращенное рабочее время оплачива­ется, как нормальное.

Измерение рабочего времени производится рабочими днями, рабочи­ми сменами и рабочими неделями. Студенту нужно иметь представление о графиках сменности, особенностях расчета ночной работы, категориях работников, которые не включаются в ночные смены, не отправляются в командировки, и пр. Следует знать, что означают скользящий, гибкий, вахтовый метод работы, дать понятие ненормированного рабочего дня, сверхурочной работы. Говоря о времени отдыха, необходимо дать его по­нятие и виды, которые включают в первую очередь перерывы в течение рабочего дня или смены; междусменный отдых; выходные дни; нерабо­чие праздничные дни; отпуска; социальные отпуска по просьбам работ­ников; периодические материнские и целевые отпуска.

Обязательно нужно помнить, что еженедельный непрерывный отдых не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

Рассматривая понятие и виды отпусков, нужно помнить, что еже­годный основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. Следует различать ежегодные и периодические отпуска, а также иметь представление об очередных и дополнительных отпусках за не­благоприятные, тяжелые условия труда; работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; работникам за непрерывный стаж на одном предприятии, в организации; работникам с ненормирован­ным рабочим днем.

При раскрытии понятия трудовой дисциплины надо различать тех­нологическую и производственную дисциплины с учетом того, что производственная дисциплина — это часть трудовой дисциплины, кото­рую должны соблюдать и работники, и должностные лица, обязанные обеспечить работу производства. Желательно перечислить дисципли­нарные взыскания (замечание, выговор, увольнение) и показать поря­док наложения дисциплинарного взыскания.

Оплата труда является одним из самых существенных условий рабо­ты по найму. О заработной плате стороны договариваются при заклю­чении трудового договора. Следует усвоить, что запрещается дискри­минация в оплате труда по полу, национальности и другим критериям, не относящимся к деловым качествам работника, однако труд работни­ка, специалиста, руководителя оплачивается неодинаково. Кроме того, по итогам работы администрацией могут быть установлены различные виды вознаграждений. Работа в праздничные дни, в экстремальных ус­ловиях, сверхурочная и в ночное время оплачивается по-разному. Так, за работу в праздничные дни оплата производится в двойном размере.

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее, чем в полуторном размере, а в последующие часы — в двойном.

Поскольку серьезной проблемой трудового законодательства яв­ляется оплата труда при невыполнении работником норм выработки, браке продукции и простое не по вине работника, студенту надо уметь разбираться в особенностях оплаты труда в таких случаях.

Изучение материала, связанного с трудовыми спорами и порядком их разрешения, предполагает обращение к гл. 61 ТК РФ. В первую оче­редь, надо определить, что означают индивидуальные и коллективные трудовые споры, дать понятие примирительным процедурам, праву на забастовку.

Трудовые права защищены законом, следовательно, за любым субъ­ектом трудового правоотношения сохраняется возможность обратить­ся в комиссию по трудовым спорам (КТС) и (или) в суд.

Срок обращения в КТС (или в суд) составляет три месяца с момен­та, когда работник узнал о своем нарушенном праве.

Следует обратить особое внимание на порядок рассмотрения тру­довых споров, его демократичный характер, который позволяет быстро и бесплатно восстановить нарушенные права. Во-первых, это возмож­ность решить спор в примирительной комиссии с участием трудового коллектива или профсоюза. Во-вторых, при обращении в суд на осно­вании ст. 42, 44 ГПК РФ в защиту трудящегося могут выступать пред­ставители профсоюзов. В-третьих, работники при обращении в суд освобождаются от судебных расходов. В-четвертых, трудовые споры разрешаются быстро: срок рассмотрения дела в КТС не должен пре­вышать 10 дней, в суде — также 10 дней и 7 дней для подготовки дела к рассмотрению. Вышестоящие органы по трудовым спорам руководи­телей могут рассматривать дело не более месяца. Важным способом за­щиты трудовых прав является право работников на забастовку, которая является крайним выражением коллективного трудового спора. Одна­ко необходимо учесть, что до объявления забастовки работники обяза­ны попытаться решить спор специальными примирительными проце­дурами, в которые входят:

Рассмотрение спора примирительной комиссией;

Рассмотрение спора с участием посредника;

Рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Надо иметь представление об этих органах и помнить о том, что про­цедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии предусмотрена законом, в России существует специальный институт трудовых арбитров и службы по урегулированию коллектив­ных трудовых споров. Поэтому работники могут приступать к заба­стовке только после попыток решить спор при помощи этих органов.

Раскрывая понятие законной и незаконной забастовок, студент дол­жен уяснить, что признание незаконности забастовки производится только решением судов (Верховного суда республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя, автономной об­ласти, автономных округов). Здесь же рекомендуется отметить, какие категории работников ни при каких обстоятельствах не имеют права на забастовку.

15.3. Основные институты трудового права

15.3.1. Правовое регулирование трудоустройства и обеспечения занятости в РФ

Согласно ст. 37 Конституции в Российской Федерации труд свободен и каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Право свободно распоряжаться способностями к труду граждане реализуют в форме занятия предпринимательской деятельностью, участия в качестве кандидата для избрания на выборную должность (например, депутата законодательного органа), заключения трудового договора с работодателем, как коллективным, так и индивидуальным.

В условиях рыночной экономики обеспечить всеобщую занятость не представляется возможным. Однако способствовать целенаправленному формированию рынка труда, эффективному распределению и переподготовке работников необходимо. Для этого в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. была учреждена Федеральная служба занятости (в настоящее время Федеральная служба по труду и занятости). Она включает в себя: 1) государственные комитеты и центры занятости субъектов Российской Федерации; 2) центры и бюро занятости в городах и районах.

В службу занятости могут обратиться все граждане - занятые и незанятые. Государственная служба занятости оказывает услуги бесплатно. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствующих документов. Безработными признаются граждане, которые являются трудоспособными по возрасту, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные как ищущие роботу в службе занятое™ и готовые приступить к подходящей ра- боте. Признание лица безработным службой занятости предполагает назначение ему пособия по безработице - ежемесячные выплаты из пенсионного фонда. Впервые пособие назначается лицу в течение первых шести месяцев в размере среднего заработка в регионе. Всем остальным безработным пособия назначаются в размере минимальной оплаты труда. Срок выплаты пособия - не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев в случае отказа безработного от двух вариантов работы или дисциплинарного нарушения (увольнение по данной причине с последнего места работы).

Имеет свою систему норм, т. с. определенную их группировку, последовательность расположения в структуре отрасли.

Система отрасли трудового права — это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), а также последовательность их расположения внутри структуры отрасли.

Предметом и целью системы отрасли является построение самого здания трудового законодательства, создание логической структуры расположения внутри отрасли его норм.

Система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную.

В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам.

Особенная часть строится по институтам отрасли (однородным группам правовых норм) и касается регулирования правоотношений в сфере труда.

Нередко структуру Кодекса соотносят со структурой отрасли, определяя отдельные разделы как институты права. Конечно, во многом они совпадают, но есть и некоторые отличия. Так, не представляют самостоятельных институтов нормы, выделенные в Кодексе в отдельные разделы, о рабочем времени (раздел 4), о времени отдыха (раздел 5), об оплате труда (раздел 6), о гарантиях и компенсациях (раздел 7), о дисциплине труда (раздел 8) и др.

Если исходить из понятия института права, под которыми принято понимать однородные группы норм, регулирующие определенные общественные отношения, то основные отношения, регулируемые трудовым правом России, обозначены в ст. 1 ТК РФ, из чего, по нашему мнению, следует вывод, что основные институты должны соответствовать перечню отношений, входящих в предмет трудового права. Остальные разделы Трудового кодекса РФ, как определенные группы норм, представляют собой лишь подынституты, которые не являются самостоятельными отношениями, а связаны с основными институтами трудового права. Так, разделы ТК РФ о рабочем времени, времени отдыха, дисциплине труда следует считать подынститутами трудового договора, определяющего регулирование базовых, трудовых отношений.

Необходимо различать систему отрасли трудового права, систему трудового законодательства, систему науки, учебного курса трудового права. Это взаимосвязанные, но различные понятия. Цели и предметы данных систем различны.

Система трудового законодательства - это совокупность связанных между собой особой иерархией и соподчиненностью нормативных актов, регулирующих отношения в сфере труда. По общему правилу строится система законодательства, на основе Кодекса (или иного кодифицированного нормативного акта, например Основ законодательства), который создает основу правовой регламентации отношений в определенной сфере общественной жизни.

Система науки трудового права имеет предмет, который выходит за рамки российского законодательства. Наука изучает как российское, так и зарубежное законодательство, историю развития норм. В предмет науки также входит развитие методов регулирования, источников, субъектов, системы правоотношений трудового права и перспективы развития.

Система учебной дисциплины «Трудовое право России» (учебный курс) — это понятие определяется государственным образовательным стандартом и теми дополнительными направлениями, которым предполагает обучить студента образовательное учреждение. Поэтому учебная дисциплина в обязательном порядке должна включать в себя изучение тех отношений, которые установлены стандартом и которые, как правило, во многом созвучны с категорией отрасли права. Изучаемая дисциплина также может включать в свою систему освоение дополнительных составляющих, например правовое регулирование служебно-трудовых отношений на государственной службе, зарубежное законодательство и др., по усмотрению образовательного учреждения и в соответствии с разработанными в нем программами.

Система трудового права изменяется и развивается. Изменения можно проиллюстрировать на следующих примерах.

Во-первых, в конце XX в. произошло отделение от трудового права норм новой отрасли — права социального обеспечения.

Во-вторых, процесс развития трудового права подтверждается формированием в ней новых институтов: занятости и трудоустройства, социального партнерства, подынститута — разрешения коллективных трудовых споров (так как в дореформенный период истории СССР коллективные споры отсутствовали, так же как и безработица) и т. д. Это произошло с принятием соответствующих законодательных актов.

В-третьих, развитие трудового права включает в себя изменения, произошедшие в отдельных институтах. Так, заметные изменения произошли в институте трудового договора (с принятием ТК РФ перечень оснований прекращения договора был значительно расширен). Изменилось регулирование разрешения трудовых споров: в этом институте изменилась подсудность рассмотрения индивидуальных трудовых споров, рассмотрение споров в КТС (комиссии по трудовым спорам) перестало являться обязательным этапом. В трудовом праве с 2006 г. появился новый институт обязательного социального страхования работников в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система российского трудового законодательства включает в себя законы и подзаконные акты, построенные в иерархическом порядке по юридической силе.

Но следует учесть, что если международными договорами, подписанными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законами РФ, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

К международно-правовым актам в сфере труда, прежде всего, относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). На территории России действуют порядка 50 из них, хотя большая часть положений международных норм, регулирующих трудовые отношения, продублированы в российском законодательстве или трудовое законодательство РФ устанавливает более высокий уровень гарантий, чем это предусмотрено в международных нормах.

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Отечественное право можно анализировать как систему. Как и любая социальная система, она состоит из отдельных элементов — отраслей. В теории права различают профилирующие (традиционные) отрасли — государственное, административное, гражданское и уголовное право. Другие основные отрасли — административно- процессуальное, уголовно-процессуальное право, а также специальные отрасли, которые сформировались на базе профилирующих (традиционных), — трудовое, семейное, финансовое, земельное право. Наряду с этим в систему права включают комплексные, специализированные и интегрированные отрасли. Разграничение права на отрасли осуществляется посредством двух системообразующих факторов — предмета и метода правового регулирования.

Разделить любую систему на элементы можно только с учетом следующих правил: 1) между родом (системой) и суммой его видов (элементов) должно быть тождество; 2) все элементы системы должны быть дизъюнктивными, т. е. исключать друг друга; 3) для расчленения системы на элементы должно быть одно основание — системообразующий фактор. Поэтому выделение отрасли, в том числе трудового права, из системы отечественного права с нарушением указанных правил нельзя признать научно обоснованным.

Методы, рекомендуемые социологической школой трудового права, хорошо известны социологии труда и ее разновидности — трудоправовой социологии. Иногда в литературе ее именуют «юридическая (правовая) социология», но это более широкое понятие. Социологическая школа трудового права делает акцент не столько на эффективности оценки уже действующих норм трудового права, сколько на анализе закономерностей, вызывающих эти нормы к жизни, а также причинах (необходимости) их закрепления в действующем законодательстве. К таким методам следует отнести наблюдение, интервью, анкетирование, экспертный опрос, правовой эксперимент, некоторые социологические, психологические и другие методы сбора социально-правовой информации.

Используя эти методы, нормотворчсский орган, особенно законодатель, может научно обоснованно сформулировать и закрепить нормы трудового права в законодательстве о труде. Результаты трудоправовых исследований позволяют открыть, правильно сформулировать норму права, соответствующую тем объективно существующим закономерностям, которые уже упорядочивают наличествующие или зарождающиеся элементарные социально-трудовые отношения либо проявляются на определенном этапе исследования в форме правоотношений.

Таким же образом можно более точно, оперативно выявить и последующую судьбу нормы трудового права. В тех случаях, когда принимаемая норма и объективная (фактически сложившаяся благодаря требованиям и запросам определенной системы социально-трудовых отношений) закономерность в основном совпадают, можно говорить об идеальном варианте нормы трудового права. Если они не совпадают, норма нуждается в дальнейшем совершенствовании. Во-первых, это возможно путем устранения (отмены) тех нормативов, которые затрудняют развитие, нормальное существование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Во-вторых, в процессе трудоправового исследования выявляются тенденции опережающего регулирования, которые упреждают запросы формирующихся и заменяющихся социально- трудовых отношений в процессе наемного, подчиненного работодателю труда. Законодатель должен своевременно дать оценку этому обновлению, закрепить его или, наоборот, пресечь в новеллах трудового законодательства.

Трудоправовой социологией должны заниматься нормотворческие органы и в отдельных организациях. В советский период бум таких исследований пришелся на вторую половину прошлого века, когда в коллективных договорах предусматривались расходы на составление планов социального развития производственных коллективов. Личные (отдельные) впечатления, наблюдения руководителя организации, его представителей, работников обычно субъективны, а потому могут быть ошибочными.

Особая роль в нормотворческой практике должна быть отведена правовому эксперименту. Социологическая школа трудового права считает целью правового эксперимента не только определение эффективности экспериментальной нормы, но и ее формулировку на основе открытой в процессе эксперимента закономерности упорядочения изучаемой системы социально-трудовых отношений, сложившихся или складывающихся в условиях наемного труда.

Поскольку норма права формируется (зарождается) в той системе общественных отношении, которые нормотворчсский орган собирается регулировать, то для его деятельности следует создать необходимые условия. Они должны найти закрепление в законодательстве.

Во-первых, необходимы материально-техническое обоснование, финансирование нормотворческой, в частности законодательной, работы. В бюджете Федерального Собрания РФ (Государственной Думы) должны быть предусмотрены средства на социологические исследования запросов, закономерностей развития той системы общественных отношений, которую законодатель собирается урегулировать. Особой строкой следует предусматривать средства на правовой эксперимент. Аналогичные расходы должны планироваться на уровне субъекта РФ, отдельных организаций, например в коллективном договоре.

Во-вторых, необходим закон о правовом эксперименте. В нем следует закрепить обязанность нормотворческого органа проводить правовые эксперименты с соответствующим финансированием на том уровне, на котором принимается решение о его проведении (Федерация, ее субъект, организация). Любые расходы будут оправданы в случае разработки и принятия необходимой (эффективной) нормы права в сравнении с теми затратами, которые обычно имеют место при разработке и введении в действие научно не обоснованных норм права. Многие из ныне действующих норм трудового права после соответствующих социологических исследований приобретают иное содержание, чем то, которое вложил в них законодатель.

Трудовое право как учебная дисциплина

Трудовое право как учебная дисциплина изучает , нормы трудового права, которые регулируют эти отношения, трудовое законодательство, в котором объективируются данные нормы, и практику его применения.

Особое внимание при изучении трудового права уделяется теоретическому объяснению системы и структуры трудового права, трудового законодательства. Это позволяет студенту осознать объективный характер тех конструкций, которые использует законодатель, формирует его трудоправовое сознание, умение самостоятельно мыслить, давать оценку деятельности нормотворческих и правоприменительных органов.

Курс трудового права должен подготовить студента к практическому применению ТК РФ, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. С этой точки зрения оптимально построение курса в соответствии с системой ТК РФ.

Как отмечалось выше, система трудового законодательства является в основном формой системы трудового права. Поэтому наиболее приемлемой системой курса трудового права представляется выделение таких его частей, как общие положения, коллективное трудовое право, индивидуальное трудовое право, особенности регулирования труда отдельных категорий работников (специальная часть), защита и самозащита трудовых прав, свобод и интересов субъектов трудового права.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то