Значение попечительского совета для школы. Попечительский совет - что это такое? Попечительский совет образовательного учреждения. Положение о расходовании внебюджетных средств

Эльвира Чайникова
Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом , предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы . Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании » , это орган самоуправления учреждения образования , осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Что такое Попечительский совет ? Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием , это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация , объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения . Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения : общему собранию дошкольного образовательного учреждения , педагогическому совету и др .

Целью деятельности Попечительского совета являются :

всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны . Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами. Основнымиего функциямисчитаются :

помощь в организации образовательного процесса , деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса ;

контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

Кто может входить в состав совета ? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса , к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель , которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений .

1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ «Об образовании » :

ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования »: «Государственная политика в области образования основывается на принципах : демократический государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений »;

ст. 13. «Устав образовательного учреждения » , п. 4 : «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями », п. 2 : «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др . формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения »;

ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений » , п. 8 : «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке »: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ :«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов , имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений ».

4. Приказ Минобразования РФ от 10 .09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ »: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ ».

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения ».

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении , утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ».

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов . Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях , не являющихся бюджетными.

Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду ? Это орган самоуправления , контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом , а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания , вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Таким образом , изучая материалы о структуре Попечительских советов , о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений , просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании , Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением .

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о попечительском совете [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Положение) разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письма Минобразования РФ "О попечительском совете ВУЗа" от 24.03.2000 N 15-13ин/15-11 и других нормативных правовых актов.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности в [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Образовательная организация).

1.3. Главной целью попечительского совета по настоящему Положению является содействие в решении актуальных задач развития образовательногой организации и формированию ее как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи фундаментального и прикладного характера на уровне современных требований, экспертной и консультационной деятельности, внедрении новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных услуг.

1.4. По настоящему Положению попечительский совет действует на общественных началах и не является юридическим лицом.

1.5. Попечительский совет содействует финансовой помощи образовательной организации в осуществлении ее уставной деятельности, сохранению и развитию материально-технической базы.

2.1. Состав попечительского совета первоначально утверждается ученым советом образовательной организации.

После утверждения первоначального состава попечительского совета другие члены попечительского совета кооптируются в состав попечительского совета самим попечительским советом.

2.2. В состав попечительского совета по настоящему Положению входят работники образовательной организации и обучающиеся в нем, представители учредителя образовательной организации, представители работодателей, органов исполнительной власти [указать наименование субъекта Российской Федерации], органов местного самоуправления и в соответствии с Уставом образовательной организации [указать представителей иных организаций].

2.3. Решение о включении в члены попечительского совета принимается попечительским советом простым большинством голосов.

2.4. По настоящему Положению в состав попечительского совета входит не более [значение] человек.

2.5. Попечительский совет избирает из числа членов председателя и сопредседателя попечительского совета.

2.6. Председатель и сопредседатель попечительского совета избираются на весь срок деятельности попечительского срока и могут быть освобождены от исполнения этих обязанностей по письменному заявлению или при наличии веских оснований по решению [значение] общего числа его членов.

2.7. По настоящему Положению попечительский совет формирует постоянный комитет (далее по тексту - Комитет), состоящий из [вписать нужное].

2.8. Период полномочий попечительского совета установлен в [указать срок].

В случае досрочного выбытия одного из членов попечительского совета его состав может быть пополнен путем избрания нового члена.

Полномочия новых членов попечительского совета ограничены сроком деятельности попечительского совета данного состава.

2.9. Членство в попечительском совете прекращается в следующих случаях:

2.9.1. При направлении письменного заявления о выходе председателю попечительского совета и ректору образовательной организации.

Член попечительского совета считается вышедшим из состава попечительского совета по истечении [значение] дней после направления такого заявления вышеуказанным лицам.

2.9.2. При прекращении членства в попечительском совете по решению попечительского совета.

3.1. Работу попечительского совета организуют его председатель и сопредседатель.

3.2. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

3.3. Общее собрание правомочно принимать решения по всем вопросам его деятельности.

3.4. Общие собрания попечительского совета проводятся [указать периодичность проведения общего собрания]. Дата проведения общего собрания попечительского совета и созыв внеочередного заседания определяются решением его комитета.

3.5. Решения считаются правомочными, если в общем собрании принимает участие не менее [значение] членов попечительского совета.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на общем собрании попечительского совета.

3.6. На период между заседаниями попечительский совет передает комитету свои полномочия по осуществлению текущего контроля деятельности образовательной организации, по оказанию ему неотложной поддержки и организации работы попечительского совета.

3.7. По настоящему Положению общее собрание:

3.7.1. Избирает комитет, председателя и сопредседателя попечительского совета.

3.7.2. Определяет основные направления деятельности попечительского совета.

3.7.3. Определяет персональный состав комитета попечительского совета.

3.7.4. Утверждает отчеты о работе председателя, сопредседателя и комитета.

3.7.5. Решает вопросы о реорганизации и ликвидации попечительского совета.

3.8. По настоящему Положению комитет:

3.8.1. Определяет приоритетность проектов и программ попечительского совета.

3.8.2. Определяет размеры вступительных и членских взносов.

3.8.3. Устанавливает порядок распределения доходов, виды, размеры и направления использования средств и имущества попечительского совета.

3.8.4. Утверждает руководителей проектов и программ попечительского совета, назначает специалистов.

3.8.5. Утверждает финансирование текущей деятельности попечительского совета.

3.8.6. Утверждает годовые отчеты, баланс, сметы расходов структурных подразделений попечительского совета.

3.9. По настоящему Положению председатель и сопредседатель попечительского совета:

3.9.1. Решают вопросы, связанные с заключением договоров, соглашений, контрактов с различными организациями и частными лицами.

3.9.3. Представляют попечительский совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами.

3.9.4. Делегируют свои полномочия членам комитета.

3.10. По настоящему Положению члены попечительского совета:

3.10.1. Вносят предложения по повестке дня, по порядку проведения общего собрания попечительского совета.

3.10.2. Организовывают подготовку отчетов по результатам оценки реализации программ.

3.10.3. Осуществляют иную деятельность в соответствии с настоящим Положением.

3.11. На общем собрании попечительского совета председательствует председатель попечительского совета, а в случае его отсутствия - сопредседатель или один из членов по решению попечительского совета.

3.12. Уведомление о проведении общего собрания направляется членам попечительского совета не позднее чем за [значение] дней до даты проведения такого собрания по средствам факсимильной связи, электронной почте или иным способом, определенным решением попечительского совета.

3.13. Ректор образовательной организации участвует в заседания попечительского совета с правом совещательного голоса.

3.14. Решения попечительского совета по вопросам вне его исключительной компетенции носят рекомендательный и консультативный характер.

4.1. По настоящему Положению попечительский совет представляет свои интересы, интересы отдельных организаций, представители которых входят в состав совета, в федеральных и местных органах исполнительной власти, общественных и международных организациях, средствах массовой информации, а также в отношениях с другими образовательными организациями и отдельными гражданами.

4.2. Попечительский совет осуществляет свои функции в пределах компетенции, определенной настоящим Положением, и руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации.

4.3. Представители попечительского совета могут входить в состав приемной и государственной аттестационной комиссий.

4.4. Попечительский совет действует на основе равноправия его членов, гласности, в тесном контакте с ректором и ученым советом образовательной организации.

4.5. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на общественной основе, без отрыва от основной деятельности.

4.6. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность администрации образовательной организации.

5.1. По настоящему Положению попечительский совет образовательной организации осуществляет следующие функции:

5.1.1. Проведение оценки научно-исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности образовательной организации и соответствия ее результатов поставленным целям и задачам проектов и программ.

5.1.2. Составление заключения по результатам проведенной проверки.

5.1.3. Направление заключений о результатах проверки руководителю образовательной организации.

5.1.4. Утверждение проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

5.1.5. Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся и иных лиц на действия (бездействие) педагогического и административного персонала образовательной организации.

5.1.6. Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации.

5.1.7. Осуществляет иные функции в рамках своей компетенции.

5.2. К основным задачам деятельности попечительского совета образовательной организации по настоящему Положению относятся:

5.2.1. Содействие в финансировании и реализации перспективных инициатив и нововведений, новых информационных технологий, способствующих обновлению содержания образовательных программ.

5.2.2. Содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания студентов, становлению их деловых и профессиональных качеств.

5.2.3. Поддержка научно-исследовательской деятельности, формирование и развитие научных школ образовательной организации.

5.2.4. Содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества.

5.2.5. Содействие в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения образовательной организации, приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса проведения научных исследований.

5.2.6. Социальная защита студентов, аспирантов, слушателей и сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав.

5.2.7. Пропаганда результатов научной, практической и иной общественно-полезной деятельности, содействие и учет потребностей народного хозяйства.

5.3. Попечительский совет в своей деятельности может осуществлять и другие права в соответствии с действующим законодательством.

6.1. Имущество и средства попечительского совета формируются за счет вступительных и членских взносов, взносов целевого назначения (долевых вкладов) на осуществление проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

6.2. Накопление денежных средств, в виде ежегодных членских взносов, осуществляется на счетах [вписать нужное].

6.3. Денежные средства попечительского совета расходуются в соответствии с целями и задачами (согласно смете).

6.4. Об использовании денежных средств члены попечительского совета информируют всех вкладчиков.

Ликвидация и реорганизация попечительского совета образовательной организации производятся по решению общего собрания попечительского совета.

Руководитель структурного подразделения

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]


В последние годы особую популярность приобрела сформулированная еще в Законе РФ «Об образовании» идея о создании такой формы самоуправления ОУ как Попечительский совет (ПС). Надежды коллективов и руководителей ОУ связаны здесь прежде всего с возможностью привлечения дополнительных внебюджетных средств. В официальных документах по поводу ПС зачастую просматривается усиление функции контроля за расходованием средств со стороны широкой общественности. В полной мере обе функции отражены в известном указе Президента РФ №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации». В преамбуле указа речь идет скорее о цели «дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов», в то время как в п. 1 имеется в виду «установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц».

Так что же такое Попечительский совет, каковы преимущества и недостатки его создания при ОУ, наконец, в каких формах он может быть организован? Ответам на эти вопросы и посвящена данная глава практического пособия.

Прежде всего рассмотрим обычную процедуру прохождения благотворительной помощи. От благотворителя она поступает либо непосредственно на расчетный (в условиях перехода на казначейство - лицевой) счет ОУ («выделенных» на самостоятельный баланс), либо ЦБ (для большинства ОУ, обслуживаемых в централизованном порядке). Далее эти средства расходуются в соответствии с их целевым назначением. Какую роль может в этой ситуации сыграть ПС? Члены ПС могут обеспечивать процесс привлечения внебюджетных средств как со стороны родителей, так и со стороны других благотворителей за пределами собственно ОУ. Обоснования необходимости таких сборов, их назначение и т. п. аспекты, доставляющие, как правило, немало проблем администрации школы, перекладываются на попечителей.

Немаловажным здесь является и тот фактор, что непосредственное участие в процессе обоснования и сбора финансовых средств и (или) иной помощи, скажем, директора школы, или его заместителей зачастую негативно воспринимается многими как «включение» административного фактора, административного давления и т. п. Участие общественности снимает эту проблему.

В случае, если в состав ПС входят представители «деловых кругов», можно надеяться на «лоббирование» решения отдельных финансовых проблем в сферах их профессиональной деятельности.

Из опыта успешно работающих в этом направлении ОУ можно извлечь некоторые общие рекомендации, обеспечивающие успех.

Поддержка идеи со стороны наиболее авторитетных людей в обществе и системе образования. В области профессионального поведения важную функцию выполняют так называемые ролевые модели, или попросту - примеры для подражания. Нравственные принципы задают лидеры. Например, Президент Якутии и все члены Правительства становятся попечителями учебных заведений, которые они в свое время закончили, вкладывая туда, в том числе, и собственные деньги. Это действует сильнее, чем любые другие аргументы, становится хорошим примером и для депутатов, и для предпринимателей.

Вовлечение максимальное количество людей в общественные идеи и в процесс их реализации. Идея попечительства должна «пропитать» общество, стать привычной для слуха, должна стать «своей». Ее обсуждение на педсоветах, на педагогических чтениях, родительских собраниях, классных часах, заседаниях коллегий и курсах повышения квалификации должно стать нормой.

Предложение альтернативы старой практике. Необходимо показать следующие плюсы попечительского движения: повышение образовательного уровня граждан, лоббирование интересов образовательной сферы, привлечение внебюджетных инвестиций, согласование нормативов стоимости образовательной программы, адресная поддержка определенных социальных групп, горизонтальная инфраструктура поддержки интересов малого предпринимательства и др. Посреднические функции между государством и образовательными учреждениями выполняют Попечительские советы, которые финансово независимы от руководителей учебных заведений и представляют общественный компонент управления.

Предпочтение поощрения наказанию при выборе средства продвижения идеи. Психологи-практики из своего опыта знают, что формулировать требования надо позитивно, а не негативно. С этой точки зрения идея попечительства должна содержать практику реальной выгоды от ее поддержки. Для всех участников рынка труда и рынка образовательных услуг она обеспечивает создание дополнительных рабочих мест в некоммерческом секторе экономики за счет увеличения перечня образовательных программ и выпуска учебной продукции; создание посреднической инфраструктуры (страховых обществ, кредитных союзов и т. д.); восстановление традиций российского попечительства и формирование этического кодекса попечителя.

Системность и комплексность мероприятий по продвижению идеи. Действия в поддержку идеи должны быть разнообразными и всесторонними. Они должны охватывать по возможности и сугубо профессиональную деятельность, и общественное мнение. Самое опасное - это упрощение, т. е. сведение попечительства только к способу внебюджетного финансирования образовательных учреждений. Необходимо создавать банк данных по документам правового регулирования попечительства, библиографии основных научных работ, сведений о ведущих российских и зарубежных специалистах по попечительству, разработанных учебных программ по обучению как будущих попечителей, так и реальных.

Упорство, настойчивость, последовательность в реализации замысла. Новая идея, требующая радикального изменения привычного отношения к важным для человека вещам, редко становится сразу популярной, даже несмотря на ее истинность и практичность.

Бескорыстность и вера в успех. Идея должна быть связана с общим и взаимным благом, а не с финансовыми выгодами для какой-либо социальной группы. Убежденность в бескорыстии тех, кто продвигает идею попечительства, укрепляет веру в ее успех.

В качестве практического примера решения актуальных для ОУ финансовых проблем через институт благотворительной помощи можно привести опыт заключения тройных договоров на оплату охраны помещения учебного заведения по системе: «заказчик» (ОУ) - «исполнитель» (охранное предприятие) - «благотворитель».

Что же касается такой функции Попечительского совета как контроль за целевым использованием благотворительной помощи, то в профессиональном плане этим занимаются ЦБ, контрольные управления финансовых органов, налоговые инспекции. Напомним, что вопросы незаконного поступления средств в ОУ, прием денежных средств наличными без их надлежащего оформления в данном пособии не рассматриваются. Они составляют предмет Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нередко бытует распространенное заблуждение относительно того, что благотворительная помощь в налоговом отношении выгодна для благотворителей. Остановимся на этом вопросе подробнее. Налоговые последствия благотворительности должны быть рассмотрены применительно к широкому кругу налогов. Здесь же отметим, что по налогу на прибыль существовала льгота, по которой юридические лица могли оказывать благотворительную помощь, в частности, образовательным учреждениям, в размере, не превышающим 3% от их валовой прибыли. Эта сумма (в размере фактической помощи) не включалась в налогооблагаемую базу. Конкретизируем эту ситуацию условным числовым примером. Прибыль предприятия составила 300 тыс. руб. Предприятие оказывает помощь ОУ

в полном размере предоставляемых ему льгот (3%), что составляет 9 тыс. руб. В результате предприятие не платит с этой суммы налог на прибыль, ставка которого в рассматриваемом периоде составляла 35%. Если бы предприятие не оказывало помощь, то налог с 9 тыс. руб. составил бы 3 150 руб. Однако оставшиеся 5 850 тыс. руб. могли бы быть израсходованы, например, на социальные выплаты коллективу. В случае же оказания благотворительной помощи «потери» (при чисто арифметическом, естественно, подходе) составят 9 тыс. руб. Даже рассмотренная 3% льгота при безвозмездной передаче имущества снята. По НДС ситуация иная. Здесь передача товаров, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности не подлежит обложению НДС. Впрочем, узко понимаемого «экономического интереса» для благотворителя в рассмотренной ситуации также нет.

Наряду с созданием попечительских советов как форм самоуправления, возрастающий интерес приобретают ПС в форме юридического лица. В ряде регионов имеются прецеденты законодательного закрепления такой возможности. Так, в законе «О развитии образования в Москве» в ст. 13 определено, что попечительские советы могут создаваться как орган общественного самоуправления, так и в виде фонда попечителей, создаваемого как юридическое лицо.

В каких организационно-правовых формах могут создаваться такие ПС? Прежде всего, это должна быть некоммерческая организация, т. е. организация, «не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (учредителями)» (ст. 50 п. 1 ГК РФ).

Рассмотрим некоторые из них:

1. Фондом «признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей» (ст. 7 п. 1 Закона №7ФЗ). Примечательно, что для обеспечения надзора за деятельностью фонда, «принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства» (ст. 67 п. 3 Закона №7ФЗ) создается как раз Попечительский совет. Однако как видно из приведенного определения — это исключительно контролирующий орган.

Еще одна специфическая сторона деятельности фонда — обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества. Разновидностью фонда является благотворительный фонд.

Согласно этому Закону благотворительной организацией «является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц» (ст. 6 п. 1 Закона №135Ф3).

«Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций, объединений, фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций» (ст. 7 Закона М135ФЗ).

2. Следующей формой НКО, которую следует рассмотреть для возможного использования в качестве Попечительского совета, является автономная некоммерческая организация (АНО). «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях представления услуг в области образования, здравоохранения.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации» (ст. 10 Закона №7ФЗ).

Как следует из сравнения приведенных определений по фондам и АНО, они весьма близки по форме. Пожалуй, главная отличительная особенность фонда состоит в более жесткой системе контроля за его деятельностью и отчетности. Кроме того, по сути фонд является скорее не объединением граждан и юридических лиц, а объединением их имущества для достижения общественно-полезных целей.

3. Некоммерческие партнерства. «Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства...» (ст. 8 п. 1 Закона №7ФЗ).

Отметим, что в упомянутом п. 2 ст. 2 сформулированы социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие и т.п. цели.

Некоммерческое партнерство превратило бы, скажем, школу в своеобразный кооператив, членами которого являлись бы все потребители образовательных услуг, т. е. родители. При этом каждый год следовало бы принимать в члены этого кооператива новых родителей, дети которых пришли в первый класс. И, наоборот, исключать родителей тех учащихся, которые покинули стены данной школы по причине завершения обучения.

Более адекватными вариантами могут выступать фонды и АНО. Однако социальный пафос фонда состоит, прежде всего, в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений и его использовании на уставные цели. Поэтому перевод государственной системы образования в режим преимущественно благотворительного финансирования вряд ли может рассматриваться как стратегический путь ее развития. По методу исключения остается лишь АНО. Что означает такой статус для образовательной организации? Все имущество передается учредителем ей в собственность. Таким образом, если в настоящее время ОУ обладает лишь правом оперативного управления переданным ему зданием, то в варианте АНО это здание переходит в собственность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Напомним, «учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации» (ст. 10 п. 1 Закона №7ФЗ). Иными словами, будет происходить своеобразная приватизация известной части государственного и муниципального имущества, еще не охваченная этим процессом.

Авторы пособия не ставили своей задачей дать оценку достоинств и недостатков этого аспекта перехода в новый статус для большинства ОУ. Однако другой аспект — полное отсутствие финансовых обязательств учредителя по отношению к созданной им АНО — в условиях задержек выплат заработной платы работникам сферы образования целого ряда регионов России вряд ли вызовет волну оптимизма. В самом деле, сравним финансовые обязательства учредителя по отношению к «учреждению» и к «АНО».

Если финансовые обязательства учредителя по отношению к АНО не регламентированы, то возникает естественный вопрос: может ли рассматриваемая некоммерческая организация получать бюджетные средства? Принципиальный ответ содержится в ст. 162 БК РФ: «Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год». Из этого определения следует, что при внесении определенных корректив в БК РФ АНО (как «иная организация») теоретически может финансироваться из бюджетов соответствующих уровней.

На сегодняшний же день у школы, созданной, например, в форме АНО, осталось бы здание в собственности и неясные права на бюджетное финансирование. Впрочем, есть все основания полагать, что ряду высших учебных заведений, равно как и отдельным «остро востребуемым» ОУ в системе общего среднего образования такой вариант представляется не самой плохой перспективой.

В завершение темы отметим, что рассмотренные выше модели образовательных организаций базировались на существующей (фактической) нормативно-правовой основе. В некоторых теоретических публикациях и выступлениях специалистов в последнее время содержатся предложения по созданию образовательных организаций в иных формах, которые законодательно пока не регламентированы. В связи с целями практического пособия такие варианты в нем не рассматриваются.

Выше были приведены возможные пути создания Попечительского совета в форме НКО. Для полноты последующего сравнительного анализа организационно-правовых форм создания ПС приведем организационные возможности реализации права граждан на объединение. Возникающие в связи с этим отношения регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ФЗ82 с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с этим законом создаваемые гражданами общественные объединения «могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без регистрации и приобретения прав юридического лица» (ст. 3).

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация основана на членстве, и, как правило, используется в системе политических объединений.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов. В случае его государственной регистрации данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренным ГК РФ. Соответствующий регламент уже был рассмотрен выше.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В случае госрегистрации общественного учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленным ГК РФ, т. е., иными словами, приобретает регламент, рассмотренный ранее применительно к учреждению — юридическому лицу.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Для выбора из приведенного многообразия организационных форм НКО и общественных объединений варианта, адекватного ПС — юридическому лицу, следует рассмотреть цели создания последнего. Поставленная задача представляет немалую сложность. Дело в том, что наиболее простой путь определения целей, связанный, например, с опросом руководителей ОУ, при которых уже созданы ПС, не приводит к желаемым результатам. Во-первых, таких прецедентов немного, во-вторых, большинство респондентов выдвигает весьма индивидуальные обстоятельства, несводимые, в общем случае, к какой-либо классификации. Тем не менее, рефреном ответов как администраторов ОУ, имеющих ПС, так и обдумывающих его создание, является «более высокая степень свободы в использовании внебюджетных средств».

Вынося за рамки данного пособия анализ приведенной тенденции, отметим, что с принятием БК РФ основания для ее усиления имеются, и немалые. Выше уже упоминалось, что в БК РФ содержится норма, по которой все средства, заработанные бюджетными учреждениями от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также от платных услуг являются неналоговыми поступлениями бюджетов разных уровней. Впрочем, есть и другая сторона проблемы: в ст. 161 п. 6 того же БК РФ за бюджетными учреждениями оставлено право самостоятельно расходовать внебюджетные средства, а в уже упоминавшемся Законе №159ФЗ определено, что положения БК РФ не распространяются на нормы, регулирующие бюджетные отношения в законодательстве (в частности, в области образования), принятые до вступления в силу БК РФ. Однако баланс, достигнутый в условиях внутренних противоречий законодательства, не может не вызывать опасения по поводу его грядущих «изменений и дополнений», о направленности которых можно лишь гадать. Впрочем, одно из таких изменений уже последовало. В Законе №57ФЗ, как уже упоминалось выше, определено, что заработанные ОУ средства сначала подлежат налогообложению в установленном порядке, а потом уже могут быть объявлены неналоговыми поступлениями бюджетов соответствующими Федеральными, региональными законами, муниципальными нормативно-правовыми актами о бюджете на тот или иной год. Поэтому рассмотрение бюджетов, в частности, как своеобразных «безналоговых оффшоров» в радикальном решении проблемы налогообложения внебюджетных средств ОУ более не правомерно даже в качестве гипотетического варианта. Не могут не вызывать известную тревогу за «судьбу» доходов, полученных ОУ от разрешенной уставом предпринимательской деятельности, разъяснения Минфина РФ по данному вопросу, текст которых приведен ниже (см. с. 126).

В условиях, когда большинство регионов РФ являются дотационными, нелишни опасения, когда соответствующими законодательными актами субъектов федерации или органов местного самоуправления внебюджетные средства ОУ (у которых они имеются) будут направлены на цели, не связанные с деятельностью ОУ.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями по вопросу определения порядка направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизма расходования данных средств сообщает.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Ст. 31 Кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации. При этом при осуществлении указанной работы вышеназванные органы могут использовать и соответствующие механизмы, отработанные на федеральном уровне.

Одновременно обращаем внимание, что в ст. 29 Кодекса установлен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который включает в себя единство правовой базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В ситуации «неустойчивого равновесия» естественно стремление администраторов образования минимизировать возможные проблемы размещения внебюджетных средств. Одним из решений здесь и является создание юридического лица. Но при этом организация деятельности ПС имеет свои особенности. Прежде всего, они связаны с тем, что общие расходы, т. е. расходы, связанные с реализацией основных уставных задач (оплата труда административно-управленческого персонала, содержание помещений, услуги телефонной связи и т.п.) могут осуществляться лишь за счет целевых поступлений, предусмотренных уставом. Это могут быть, в частности, вступительные и членские взносы (в основном, для некоммерческого партнерства), денежные средства от учредителей и т. п. средства. Естественно представить ситуацию, при которой учредители наделяют созданный ими ПС «стартовым имуществом», после чего он начинает работать по принципу «самоокупаемости».

В этой ситуации текущие расходы на содержание НКО могут быть произведены лишь за счет прибыли от разрешенной уставом предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты налога. Иными словами, содержание аппарата управления становится дороже на налоговые отчисления в бюджет.

Еще одна проблема связана с оформлением юридического адреса ПС. Авторам доводилось сталкиваться с ситуацией, когда ПС (в форме юридического лица) отводились те или иные небольшие помещения непосредственно в здании ОУ. Причем этот отвод договором аренды не оформлялся. Здесь имеется сразу несколько нарушений действующего законодательства.

Во-первых, как уже упоминалось, имущество ОУ принадлежит собственнику и отчуждение этого имущества учреждением не допускается (ст. 298 п. 2 ГК РФ). По этой же причине будут недействительны любые договора по поводу имущественного найма (аренды) между ОУ и ПС. Также не требует комментариев ситуация, когда эти отношения вообще не оформлены.

Во-вторых, действия ОУ в данной ситуации могут быть расценены налоговыми органами как незаконное предпринимательство и (или) как сокрытие доходов от налогообложения с соответствующими последствиями.

В случае создания ПС как благотворительного фонда, допускается принципиальная возможность предоставления ему юридического адреса по месту жительства гражданина (учредителя, соучредителя). Так, в Законе №135Ф3 (ст. 9 п. 2) определено: «...не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданина по месту его жительства». Однако законодательство по поводу НКО или общественных объединений аналогичных норм напрямую не содержит.

Следующая проблема при создании юридического лица состоит в оформлении взаимодействия с ОУ. Напомним, что речь идет о двух юридических лицах, поэтому уровень отношений между ними должен строиться не на принципах «личной дружбы», а на правовых основах.

Во-первых, поставленная проблема может быть решена через статус ОУ как учредителя (соучредителя) ПС. По общей норме Закона №7ФЗ НКО в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, может создавать другие НКО и вступать в ассоциации и союзы (ст. 24 п. 4). Впрочем, такой подход разрешен не для всех организационно-правовых норм. Например, по Закону №135Ф3 «государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации». По другим формам НКО или общественных объединений прямых запретов на учредительство (соучредительство) для ОУ нет. Так, в Законе «Об образовании» определено, что ОУ «вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью» (ст. 43 п. 4). Под своей собственностью понимаются «денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности» (ст. 39 п. 7).

Однако в любом случае это право необходимо отразить в уставе, утверждение которого означает и согласие учредителя на данный вид деятельности. Такой подход позволяет избежать ряда потенциальных проблем.

Отдельно отметим, что по общей норме ГК РФ финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ст. 66 п. 4 ГК РФ).

Во-вторых, взаимодействие между ОУ и ПС может быть достигнуто за счет включения руководителя учебного заведения или других его сотрудников в работу исполнительных, представительных органов совета, в частности в составе исполнительной дирекции, правления, органов надзора за деятельностью ПС. Впрочем, второй вариант все же ближе к системе «социальных связей», чем к правовым отношениям. Наконец, возможен смешанный вариант с использованием как первого, так и второго подходов.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что создание ПС в форме юридического лица позволяет вывести внебюджетные средства ОУ из системы правоотношений, регулируемых БК РФ. Вместе с тем, ПС выступает в роли своеобразного посредника, который призван такие средства привлекать и осуществлять их целесообразное расходование. Такая деятельность, в общем случае, требует определенных затрат хотя бы на текущие расходы, что и составляет цену «услуг посредника».

По благотворительным фондам существует ограничение на упомянутую цену. Фонд не может расходовать на свое содержание более чем 20% от привлеченных на уставные цели средств. Понятно, что сюда не входят средства от разрешенной уставом предпринимательской деятельности. По другим формам НКО упомянутых ограничений вообще не существует.

Если ПС «обслуживает» одно ОУ, то удельный вес такой цены в общем объеме привлекаемых внебюджетных средств будет выше, чем при работе ПС со многими учебными заведениями. Хотя при слишком большом количестве последних теряется эффект индивидуального подхода. Поэтому руководителям ОУ при выборе варианта организации своей внебюджетной деятельности между традиционной схемой, «индивидуальным юридическим лицом» и коллективным обслуживанием через юридическое лицо необходимо учитывать многие факторы экономического, социального и, не в последнюю очередь, административного характера. 

Анализ практики успешного функционирования ПС юридических лиц в системе российского образования свидетельствует, что основными организационно-правовыми формами их создания являются АНО и благотворительные фонды. Впрочем, это не означает невозможность включения в данный процесс и других рассмотренных выше форм.

В качестве примера успешной работы ПС в форме благотворительного фонда «коллективного обслуживания» можно привести деятельность фонда «Просвещение».

Благотворительный фонд «Просвещение» выполняет функции Попечительского совета каждого конкретного учреждения, предоставляя возможность самим благотворителям решать, на что направить собранные средства. Гласность и прозрачность в его деятельности обеспечивается постоянной публикацией отчетов как о деятельности самого фонда, так и о деятельности попечительских советов учреждений на информационных стендах в учреждениях, а также возможностью каждого благотворителя познакомиться со всеми кассовыми операциями по расходованию средств по конкретному учреждению.

Благотворительный фонд «Просвещение», имея паспорт благотворительности, минимизирует затраты учреждений при расходовании полученных средств, а все благотворители при этом имеют налоговые льготы, предъявляя в налоговых инспекциях квитанции банка о сделанных перечислениях или справку самого Благотворительного фонда.

Кроме ставшей традиционной и необходимой учреждениям услуги коллективного попечителя, сегодня фонд предоставляет также возможность педагогическим коллективам и родителям воспользоваться услугами открытого при нем Потребительского кредитного союза «Просвещение», издательства «Просвещение-М», бюро образовательного туризма «Просвещение-Т» и другими открывающимися возможностями. Так в рамках Кредитного союза есть такая услуга для родителей, как накопительная кредитная туристская карточка для ребенка.

Поговорим теперь о выборе основного пути дополнительного финансирования образовательного процесса. Их два. Платные образовательные услуги и благотворительная помощь. Проведем краткое сравнение.

В чем же, в сущности, разница?

Весьма интересны идеи фонда «Просвещение» о выборе пути дополнительного финансирования образовательного процесса. В любезно предоставленным нам руководителем фонда материале приводится сравнение платных образовательных услуг и благотворительной помощи.

И платные образовательные услуги, и благотворительная помощь являются одним из путей дополнительного финансирования. И платные услуги, и благотворительная помощь осуществляются исключительно при добровольном согласии обеих сторон. И платные образовательные услуги, и благотворительная помощь преследуют одну главную цель улучшение качества образовательного процесса. Если отбросить редчайшие случаи благотворительной помощи образовательному учреждению богатыми меценатами, то обнаружим, что основным источником обоих видов финансирования являются родители. Таким образом, мы видим, что эти источники финансирования во многом схожи.

Вместе с тем, конечно же, имеются и отличия.

Оценив различия в путях финансирования, сообщество образовательного учреждения должно избрать, по какому пути дополнительно финансировать образовательный процесс.

Платные услуги являются для образовательного учреждения предпринимательской деятельностью. Со всеми вытекающими налоговыми последствиями, которые выражаются в соответствующих значительных финансовых потерях. Эти потери должны восполняться потребителем услуги — родителями.

Благотворительность — некоммерческая деятельность. Доход некоммерческого образовательного учреждения в виде пожертвований не облагается налогами. Следовательно, в этом случае расходы на финансирование меньше.

При финансировании по платным образовательным услугам образовательное учреждение само составляет смету и определяет, как оно будет расходовать полученный доход.

При финансировании в виде пожертвований это право изначально принадлежит благотворителям. Поэтому родители могут и вправе сами определить, как должны расходоваться их пожертвования.

Смета по платным образовательным услугам, как правило, составляется на год, утверждается вышестоящим органом образовательного учреждения и подается в казначейство. Казначейство и вышестоящий орган образовательного учреждения осуществляют контроль над соблюдением сметы. Это достаточно жесткий контроль и при непредусмотрительном составлении сметы учреждению запретят осуществлять не предусмотренные ранее расходы.

При благотворительном финансировании пожертвования могут аккумулироваться для образовательного учреждения не в казначействе, а в независимой благотворительной организации либо уже существующей, либо созданной родителями для этих целей. В этом случае никаких проблем с расходованием собранных средств не возникнет.


Назад | |

Александр АДАМСКИЙ

22–23 февраля впервые в истории современного образования России по инициативе Совета по федеральным экспериментальным площадкам состоится семинар председателей попечительских советов образовательных учреждений.
О степени важности, которую придает созданию попечительских советов правительство, говорит тот факт, что из двух дней в первый день в семинаре участвует первый заместитель министра А.Киселев, а во второй – министр В.Филиппов. Организация и проведение семинара поручены Институту образовательной политики “Эврика”.

Цели и задачи попечительских советов

Всем известно, как долго и мучительно “Положение о попечительских советах” проходило бюрократическое согласование. Указ президента чуть не признали недействительным, а из подробного описания деятельности совета остались четыре куцых пункта, но, честно говоря, может быть, это и хорошо, что вместо описания подробного регламента мы получили общее благословение на создание попечительских советов. Главное – указание на то, что его деятельность определяется уставом образовательного учреждения.
Поэтому срочными сейчас являются ответы на два вопроса: что может делать попечительский совет и как его организовать?
Начнем с первого.
Целью создания попечительского совета, на наш взгляд, является усиление общественного управления школой, образования в целом.
Фактически создание попечительских советов сегодня – это одна из немногих поддерживаемых властью институций гражданского общества в школе. Есть и две другие – совет школы и детское самоуправление. Но до них пока у правительства руки не доходят.
А попечительский совет стал предметом и президентского, и правительственного, и, конечно, министерского рассмотрения. Видно, поэтому у него есть все шансы стать реально действующей связкой между государством и обществом. И достижение этой цели имеет большое педагогическое значение. Потому что это наглядно действующая модель школьной жизни в гражданском обществе. В гражданском в том смысле, что управление этой жизнью осуществляется не нанятыми от имени граждан работниками, чиновниками от государства, а самими гражданами. В нашем полувоенном сознании слова “гражданское общество” могут вызвать совсем другую ассоциацию: гражданское – значит не армейское, мирное. И в каком-то смысле это правильно, потому что институт гражданского общества – это форма проявления гражданами своих мирных, мирских, интересов и потребностей. А государство всегда с кем-то или за что-то борется, кого-то наказывает или побеждает. Поэтому государственные ведомственные организации реально институтами гражданского общества не являются и являться не могут.
В этом смысле забавно, что действующая в Москве от имени Фонда Сороса организация называет себя Институт “Открытое общество”/ Фонд Сороса. Но работает, например, над реализацией мегапроекта “Развитие образования в России” в основном с ведомственными, государственными организациями, например Министерством образования. Кстати говоря, это отличительная черта многих западных, в том числе благотворительных, организаций, действующих в России. Декларируя принципы открытого и гражданского общества в своей деятельности, они предпочитают иметь дело с министерствами, региональными администрациями, то есть с лицами, принимающими решение, а не с гражданами. И в этом смысле институтом как учреждением Институт “Открытое общество”, конечно, является. А вот институцией открытого общества, институтом, в котором граждане могут реализовывать свою волю и инициативу, скорее всего нет. Конечно, это касается далеко не всех западных фондов, и я это пишу совсем не для того, чтобы в чем-то укорить Фонд Сороса, к которому отношусь с большим уважением. А дело в том, что с самого начала создания сети школьных попечительских советов в России мы должны понимать, что западные схемы и модели, по крайней мере в том виде, в котором они приходят к нам, наглядным учебным пособием не являются.
Итак, главной целью создания школьных попечительских советов мы будем рассматривать становление общественного управления школой как институтом гражданского общества.
А задача попечительского совета, и здесь нужно быть предельно откровенными, – в первую очередь, конечно, улучшение финансового положения школы.

Чем выше уровень общественного управления, тем выше благосостояние школы

При этом гипотезой, которую нам предстоит доказать, является следующее: чем выше уровень общественного управления школой, тем выше уровень школьного благосостояния. И ошибкой было бы считать, что дело в контроле над расходованием средств. Это не так. И ошибкой было бы делать из попечительских советов ассоциацию надсмотрщиков. Скорее здесь уместна другая метафора: инвестиционный комитет, который ищет деньги и с умом их расходует. Поиск дополнительного финансирования, а также посредничество между школой и учредителем по реализации принципа “отдай и не греши” – две основные рабочие задачи попечительского совета. Если эта посылка принимается, то становятся очевидными главные качества членов попечительских советов: умение доставать деньги и умение их тратить на образовательные цели.
Престижность членства в попечительском совете в этом и заключается. Если человек стал председателем попечительского совета, это значит, что он успешен, что у него есть опыт и способности добывания средств на благие цели.
Пост председателя попечительского совета образовательного учреждения – это как аттестация, общественная аттестация успешности и признания деловых и моральных качеств человека.
Кого стоит приглашать в попечительский совет школы?
Из опыта действующих советов – в Волгоградской области поселок Михайловка – Федеральная экспериментальная площадка «Педагогический колледж», в Усть-Илимске – ФЭП-школа №10, в Красноярском крае – целая сеть ФЭПов, в Ижевске – ФЭП-гимназия № 56, ряд школ в Москве, в других регионах – видно, что попечителями должны становиться самые авторитетные, самые успешные, самые влиятельные люди. Это могут быть родители учеников, или выпускники, или люди, живущие в том месте, где находится школа. Или владельцы, руководители мощных и успешных предприятий, расположенных в месте нахождения школы.
Жесткая правда о попечительском совете заключается в том, что если таких самых-самых авторитетных и успешных, влиятельных и сознательных в данной местности нет, не будет и совета. И не нужно его создавать.
Опыт сети федеральных экспериментальных площадок показывает: попечительский совет сегодня – это не обязательная норма. Он не входит в штатное расписание образовательного учреждения. Мы будем стараться их создавать, мы будем изо всех сил стараться подкрепить организационные усилия школ нормативными документами федерального уровня, организовывать учебу попечителей. Но все это будет работать при одном условии – если есть в обозримом школьном пространстве тот самый человек, который может стать попечителем.
Ищите его – и совет будет.

А как действовать?

Вот письмо, которое пришло к нам в редакцию по электронной почте.
«Здравствуйте! Вот и в школе, где учатся мои дети, решили создать попечительский совет. Пригласили в числе других родителей и меня. Как организовать работу, никто толком не знает. Ознакомился я с проектом положения. Главный вопрос, который ставит администрация школы: кто будет тратить средства? Кто будет владельцем счета и распорядителем средств? Школа против того, чтобы средствами командовал директор или всякие ОНО. Может ли попечительский совет сам иметь свой счет, на котором будут аккумулироваться спонсорские средства? Может, у вас есть информация, как работают попечительские советы в школах.
С уважением Носков Э.А., член попечительского совета ОУ № 71 г. Нижний Тагил».
По нашей просьбе на этот вопрос ответил министр образования РФ В.Филиппов:
– В масштабах России однозначного ответа быть не может. Ну, например, сельская школа, в которой учатся 20–30 человек и которая для основной своей заработной платы пока еще не может открыть собственный счет, даже не имеет кассира и бухгалтера, поэтому для нее, конечно, вряд ли стоит в этом случае отдельно создавать фонд со своим счетом.
В большинстве же случаев, особенно в крупных городах, попечительские советы должны иметь свои фонды. Причем желательно с отдельным счетом, который контролируется этим фондом. На каком-то этапе, промежуточном, это могут быть фонды внутри школы, но это начальный этап. Реально влиять на жизнь школы можно тогда, когда ты имеешь рычаги влияния на финансовую жизнь школы.
Таков был ответ министра образования РФ В.Филиппова на вопрос члена попечительского совета школы №71 из Нижнего Тагила Э.Носкова.
От себя добавим.
Попечительский совет собирает деньги на школу, и это его, совета, деньги.
Вот как об опыте подготовки попечителей рассказывает Т.Епанчинцева, исполнительный директор центра «Сотрудничество на местном уровне», который как раз занимается развитием сети общественно активных школ:
«Попечительский совет Парабельской школы Томской области организовал платные компьютерные курсы для взрослых – и это хорошее средство для пополнения общественного школьного фонда. Л.Митюкляева, директор гимназии №91 г. Железногорска, рассказывает о том, как гимназия и ее благотворительный фонд открыли для себя новые многообразные ресурсы, в том числе интеллектуальные, информационные, не только материальные, когда вышли за рамки школьной территории и стали работать по вовлечению местного сообщества в партнерские отношения. «Мы поняли, – говорит она, – что сообщество микрорайона будет активно помогать гимназии, если мы поможем ему. Мы поняли, что нельзя создавать идеальный «микромир» в гимназии, надо благоустроить жизнь во всем микрорайоне, и это в наших силах. Поэтому гимназия и фонд предложили жителям микрорайона создать общественное территориальное самоуправление, избрав советы домов и совет микрорайона. Проведя такую масштабную работу с местным сообществом, мы нашли новые возможности для сотрудничества с городскими властями и вовлекли их в выполнение наших программ в качестве партнеров. В частности, городские власти взяли на себя долю работы по созданию общественного спортивного комплекса на базе нашей гимназии».
...Попечительские советы не волшебная палочка, школа не разбогатеет в одночасье после их появления. Но точно можно сказать, что школа станет все беднее и беднее, если не сможет привлечь на свою сторону общество. Не абстрактное общество, а реальных людей – попечителей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Родители, чьи дети поступают в первый класс, часто жалуются на взносы в школьные фонды, которые собирают попечительские советы, созданные при школах. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо для начала знать, что такое попечительский совет , кто может входить в его состав и каковы его функции.

За консультацией мы обратились к члену Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России, начальнику отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области - Ляпиной Евгении Валерьевне .

"Попечительский совет - это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации (п.1.2.4. Методических рекомендаций по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, направленных Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2015 г. №08-1729). Основания для создания попечительского совета закреплены ч.4 ст.26 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, независимо от форм собственности, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей.

В любом случае Порядок формирования и компетенция попечительского совета определяются Уставом образовательной организации и Положением о попечительском совете. Попечительский совет имеет право контролировать финансово-хозяйственную деятельность фонда развития образовательной организации и содействовать привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации, в том числе за счет добровольных пожертвований родителей обучающихся"

Таким образом, получается, что попечительский совет - это организация, которая собирает с родителей и спонсоров деньги и тратит их на нужды школы.

В связи с этим, в последнее время многие родители сталкиваются с регулярными просьбами сдать деньги в попечительский совет.

Мы провели опрос , который показал:

- 44,3% опрошенных либо не платят взносы вообще, либо определяют размер взноса на свое усмотрение,

- 18% оплачивают сумму в размере от 1 до 3-х тысяч рублей,

- 14,8% платили от 3-х до 5 тысяч рублей , такое же количество респондентов проголосовало за вариант - более 10 тысяч рублей .

Таким образом, суммы попечительских взносов в нижегородских школах в этом году варьируются от 1 000 до 10 000 руб .

Собранные деньги , как правило, идут на ремонт школы, спортплощадки, оборудование классов, благоустройство территории.

Внесение суммы является добровольным , однако руководство учебного заведения часто дает понять, что при отказе платить взнос, у ребенка уменьшаются шансы на зачисление . Зачастую большая часть родителей возмущена такими сборами, ведь каждой школе выделяются средства и на ремонт, и на покупку необходимой техники, аппаратуры. Естественно, что у многих возникает вопрос, насколько законны требования о внесении попечительских взносов и могут ли ребенку отказать в приеме, если взносы не будут оплачены?

Евгения Валерьевна Ляпина пояснила: "Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что ни о каком отказе в приеме ребенка в учебное заведение при отсутствии «попечительского взноса» родителя не может быть и речи. Частью 1 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантированы равные условия приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для всех поступающих. При этом, в законодательстве отсутствует обязательное условие по оплате каких-либо взносов, необходимое для зачисления ребенка в учебное заведение.

Таким образом, учебные заведения не вправе требовать каких-либо взносов для зачисления ребенка в образовательное учреждение. При этом, даже при отсутствии взносов учебное заведение обязано предоставить ребенку образовательные услуги.

Отсутствие таких взносов тем более не может повлечь за собой отчисление обучающегося, поскольку основания для принудительного отчисления закреплены ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»"

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то