Труд иностранных граждан. Правила и порядок приема на работу иностранных граждан в российской федерации Единый социальный налог

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя

Наличие у работника специального документа, подтверждающего право на занятие трудовой деятельностью

патент или разрешение на работу*(8)

Дополнительные документы, предъявляемые работником при приеме на работу

патент/разрешение на работу*(12)

разрешение на временное проживание*(14)

Дополнительные сведения, указываемые в трудовом договоре

сведения о разрешении на работу*(16)

сведения о патенте/ разрешении на работу*(17)

сведения о разрешении на временное проживание*(18)

Уведомление органов государственной власти о заключении трудового договора

В течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора необходимо уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в том субъекте РФ, в котором работник осуществляет трудовую деятельность*(21) . Форма и порядок уведомления утверждены приказом МВД России от 04.06.2019 N 363

2. Дополнительные основания прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами

Основание увольнения

Особенности прекращения трудовых отношений

приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников

иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ на основании визы

работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 327.7 ТК РФ)

аннулирование разрешения на работу или патента

аннулирование разрешения на временное проживание

аннулирование вида на жительство

окончание срока действия разрешения на работу или патента

временно пребывающие иностранные граждане

Трудовой договор подлежит прекращению по истечении одного месяца со дня окончания срока действия указанных документов (часть вторая ст. 327.6 ТК РФ). На указанный период работники должны быть отстранены от работы (ст. 327.5 ТК РФ). Если в течение указанного периода работники продлят срок действия указанных документов или получат новые документы, трудовые отношения не прекращаются

окончание срока действия разрешения на временное проживание

временно проживающие иностранные граждане

окончание срока действия вида на жительство

постоянно проживающие иностранные граждане

окончание срока действия договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме

временно пребывающие иностранные граждане

приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства

трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (часть третья ст. 327.6 ТК РФ)

невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью второй статьи 327.4 ТК РФ

временно пребывающие

работник, должен быть в письменной форме предупрежден работодателем об увольнении не менее чем за три календарных дня до увольнения (часть четвертая ст. 327.6 ТК РФ)

невозможность временного перевода работника в соответствии с

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

У любого российского работодателя может возникнуть необходимость оформления на работу иностранца. Порядок трудоустройства граждан из других государств регламентируют соответствующие федеральные законы и кодексы. Заложенные в правовые документы правила следует неукоснительно соблюдать. Разберемся, как в 2020 году осуществляется прием на работу иностранных граждан.

Порядок оформления на работу граждан из-за рубежа отличается от принципов трудоустройства россиян. Для того чтобы устроить на предприятие гражданина другой страны, работодатели соблюдают определенные правила. У процедуры привлечения на работу трудовых мигрантов есть свои особенности. И руководители организаций, нанимающие иностранных граждан, обязаны их учитывать.

К 2020 году в России не принят отдельный закон, регламентирующий прием на работу иностранных граждан. Хотя Госдума уже несколько лет обещает ввести единый миграционный кодекс. Документ поможет регулировать порядок оформления трудовых отношений с иммигрантами. Сейчас правила трудоустройства иностранцев разбросаны по разным законодательным актам. Правовая база включает в себя:

  • Трудовой кодекс.
  • Налоговый кодекс.
  • КоАП.
  • Отдельные приказы ФМС.
  • Ряд федеральных законов (о миграционном учете, о правовом положении иностранцев и другие).

В России к иностранцам относятся 2 категории граждан:

  1. Лица, которые имеют доказательство гражданства иной державы.
  2. Лица без гражданства.

Кроме того, иностранцы подразделяются:

  1. На лиц, проживающих в РФ на постоянной основе (имеющих вид на жительство).
  2. На лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе (имеющих в удостоверении личности отметку, разрешающую временное проживание).
  3. На лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ либо разрешение на временное проживание).

Требования к работнику-иностранцу

Иностранный гражданин, трудоустраивающийся в России, предъявляет работодателю:

  1. Персональное разрешение на трудоустройство или патент для мигрантов.
  2. Удостоверение личности (заверяется у нотариуса).
  3. Документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях.
  4. Трудовая книжка (при наличии, либо ее заводит работодатель).
  5. Свидетельство пенсионного страхования (если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель).
  6. Диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости).
  7. Медицинский полис либо договор о медстраховании.

Все документы на иностранном языке переводятся на русский.

Это документ, схожий с разрешением на трудоустройство. Патент имеет серию, номер, голограмму и штрихкод. Получить его проще. Бумагу ввели в обращение, чтобы уменьшить число нелегальных иностранных работников. Прежде всего, это касается приезжих из Ближнего Зарубежья.

Разрешительный документ выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, он самостоятельно обращается за бумагой. В иных случаях за него это сделает работодатель.

Патент выдается в ФМС и ее отделениях для трудоустройства к физическому лицу, ИП или организации. Документ действует от 30 дней до 1 года. Для оформления документа иммигрант приносит:

  • Заявление с просьбой предоставить патент (на официальном бланке).
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  • Миграционную карту с визой (при наличии).
  • Цветной фотоснимок 30×40 мм.
  • Полис медстрахования либо соглашение с организацией о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Медицинские справки:
    • Справку об отсутствии ВИЧ и прочих опасных заболеваний.
    • Справку об отсутствии алкогольной и наркотической зависимости.
  • Платежку о перечислении госпошлины (копию).
  • Результаты уровня знания русского языка, истории и основ законодательства РФ:
    • Соответствующий сертификат. Он действует в течение 5 лет.
    • Документы об успешно пройденной на территории России госаттестации (после сентября 1991 года).
    • Аттестат о школьном образовании (полученном в одном из государств бывшего СССР).

  • Диплом об образовании (желательно).

Сроки

Каждое прошение рассматривается 10 дней. По истечении этого срока трудовой мигрант получит патент либо уведомление об отказе. Извещение передается заявителю лично в руки по предъявлению паспорта. Запрет на трудоустройство допускается оспорить через суд либо миграционные органы. Апелляция подается в течение 3 дней после получения извещения.

В случае положительного решения, гражданин устраивается на работу. Продление патента не предусмотрено. Когда срок действия документа закончится, его владелец обязан выехать из страны. Затем он вновь въезжает в РФ и трудоустраивается повторно.

Важно! Закон позволяет мигрантам подать документы на предоставление патента в течение 1 месяца со дня въезда. Иначе иностранцам придется заплатить штраф – от 10 до 15 тысяч рублей.

Основания для аннулирования патента

  • Его держатель либо работодатель привлекают к трудовым обязанностям третьих лиц.
  • Владелец бумаги представляет угрозу для безопасности государства и его граждан.
  • Обладатель документа участвует в террористической деятельности.
  • Гражданин ранее выдворялся за пределы РФ.
  • Иностранец предоставил поддельные документы либо сообщил ложные сведения о себе.
  • Иммигрант осужден за какое-либо действие или имеет непогашенную судимость.
  • Держатель патента нарушает российские законы.
  • Владелец документа выехал из страны на ПМЖ либо находится за ее пределами свыше 6 месяцев.
  • Обладатель бумаги предоставил не все документы либо не оплатил госпошлину.

Особенности трудоустройства в РФ

Кто не обращается за патентом или разрешением на работу

Порядок трудоустройства мигрантов освобождает от получения разрешения на работу:

  • Иностранцев с временным или постоянным разрешением на проживание.
  • Участников программы по добровольному переселению соотечественников и их семей в Российскую Федерацию. При этом доходы таких иностранцев сразу облагаются по 13-процентной ставке.
  • Сотрудников дипмиссий.
  • Работников предприятий, монтирующих и устанавливающих оборудование, поставленное либо произведенное иностранной организацией.
  • Студентов, работающих в свободное от учебы время (к примеру, во время каникул).
  • Преподавателей и научных сотрудников.
  • Сотрудников представительств юридических лиц, аккредитованных в России.

Так выглядит патент на работу

Требования к работодателю

Работодатель при оформлении иммигранта на работу обязан получить разрешение службы занятости населения. Это заключение, подтверждающее оправданность трудоустройства иностранца. Подобный документ уполномоченные органы выдают на 1 год. В отдельных случаях бумагу допускается продлить.

При оформлении на работу иностранного гражданина, въехавшего в РФ в легальном порядке без визы, такое разрешение не требуется.

Этапы оформления трудоустройства

Работодателю недостаточно просто сделать запрос и автоматически получить разрешение на трудоустройство сотрудника. Чтобы нанять иностранца, придется приложить определенные усилия. В частности, организация предоставляет дополнительные сведения:

  • О компании.
  • О количестве иностранных рабочих.
  • О специальностях и должностях работников.

Особенности процесса

Шаг 1 . Обратиться в службу занятости. Это допускается сделать только после безуспешного поиска подходящих кандидатур среди коренных российских жителей.

Шаг 2 . Доказать целесообразность принятия иммигранта на работу.

Шаг 3 . Подать заявку о потребности в иностранном сотруднике.

Шаг 4 . Оформить разрешение на привлечение иностранного гражданина на работу.

Шаг 5 . Получить разрешение на работу для иммигранта.

Шаг 6 . Сделать приглашение для иностранца.

Шаг 7 . Поставить будущего сотрудника на миграционный учет.

Шаг 8 . Заключить с новым работником трудовой договор.

Документы

Для оформления на работу иностранцев, въехавших по визе, в миграционную службу подаются:

  • Заявление.
  • Разрешение на трудоустройство иностранцев.
  • Заключение от службы занятости с подтверждением целесообразности использования трудовых мигрантов.
  • Документы на потенциального работника:
    • Паспорт.
    • Документ, по которому иностранец пребывает в стране.
    • Полис медстрахования.
    • Цветная фотография 30×40 мм.
    • Диплом об образовании.
    • Квитанция об уплате госпошлины.

По желанию работодателя к комплекту бумаг добавляются:

  1. Для юрлиц:
    • Свидетельство о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц.
    • Подтверждение постановки на налоговый учет.
  2. Для ИП (копии документов):
    • Выписка из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей,
    • Удостоверение личности.
    • Регистрация по месту жительства.
    • Подтверждение постановки на учет в налоговой.

Образец выписки из Госреестра

Нюансы

Разрешение на трудоустройство выдается на срок до 1 года. Ни работодатель, ни сотрудник не вправе передать его другому юридическому или физическому лицу. Работники трудоустраиваются только в фирме, получившей разрешение.

Все трудоустроившиеся иностранцы подлежат миграционному учету. Приняв на работу гражданина, работодатель уведомляет об этом отделение ФМС по местонахождению компании. Это требуется сделать через 3 дня с момента заключения договора. Уведомление заполняется . В случае увольнения иммигранта, миграционный орган также ставится в известность.

Так выглядит бланк уведомления

Прием на работу

Оформляющийся на работу иностранец пишет заявление о приеме, как и сотрудники-россияне. Формы заявлений не различаются. Приказ о трудоустройстве выдается по стандартной форме, как и для граждан РФ.

Образец трудового договора

При заключении договора с иностранцем работодатель соблюдает больше условий, чем при найме россиянина. В бумагу вносятся:

  • Информация о документе, на основании которого гражданин находится на территории страны:
    • Дата выдачи.
    • Серия и номер.
    • Срок действия.
    • Кем выдан документ.
  • Реквизиты полиса медицинского страхования либо договора об оказании иностранцу медицинских услуг.

Трудовой договор заключается только на русском либо на языках обеих сторон. Для соблюдения интересов и работодателя, и сотрудника эксперты советуют второй вариант. Еще одно важное условие при составлении договора – срок действия документа не превышает период пребывания работника на территории России.

Особенности для белорусов

Многие трудовые мигранты ограничены в правах по сравнению с коренными россиянами. Исключение составляют выходцы из Беларуси. В вопросах трудоустройства приезжие из республики приравнены к гражданам Российской Федерации. Это значит, что при устройстве на работу белорусы подают те же документы, что и жители РФ:

  • Паспорт.
  • Трудовая книжка.
  • Страховое свидетельство.
  • Военный билет (при наличии у мужчин).
  • Диплом об окончании учебного заведения (при необходимости).
  • Фотография (если требуется).

На белорусов не распространяются квоты, действующие для других трудовых мигрантов. Кроме того, работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на работу.

Трудоустройство студентов

Российские работодатели вправе нанимать сотрудников из числа студентов-иностранцев:

  • Получающих среднее или высшее образование.
  • Обучающихся на дневных отделениях.
  • Получающих профобразование по программам выбранных курсов с госаккредитацией.

При этом разрешение на труд выдается максимум на 1 год. Плюс работа ограничивается рамками того же субъекта Федерации, где проходит уче ба.

Квота на иностранцев

В 2020 году в РФ продолжают действовать квоты на трудовых мигрантов. Допустимую долю иностранных работников определяет правительство. Ограничения, в частности, коснулись:

  • Работников, задействованных на выращивании овощей в ряде регионов (допустимый процент иностранцев – половина от общего числа работников).
  • Продавцов алкоголя в специализированных магазинах (не более 15% иммигрантов).
  • Продавцов табачных изделий в специализированных магазинах (15%).
  • Работников сухопутного пассажирского транспорта (40%).
  • Водителей грузовых автомобилей (35%).
  • Спортивных деятелей (25%).

Кроме того, в 2020 году не выделены квоты для:

  • Продавцов лекарств.
  • Торговцев на рынках.
  • Работников розничной торговли.

Впрочем, на ряд профессий ограничения не распространяются. Перечень таких специальностей ежегодно пересматривается чиновниками. Список корректируется в зависимости от рынка труда. Иностранцы вправе работать без квот в следующих отраслях:

  • Творческая среда:
    • Корреспондент.
    • Ведущий.
    • Актер драмы.
    • Цирковой артист.
    • Артист балета.
    • Участник оркестра.
    • Режиссер, ассистент режиссера.
    • Художник-постановщик.
    • Балетмейстер.
    • Хореограф.
    • Дирижер.
  • Техническая сфера:
    • Звукооператор.
    • Техник-технолог.
    • Инженер-электрик.
  • Сфера управления:
    • Директор, гендиректор компании.
    • Руководитель АО.
    • Начальник департамента.

Квалифицированные сотрудники

Кроме того, квоты не распространяются на высококвалифицированных работников. Это люди с высоким уровнем знаний, навыков и достижений. Годовая оплата их труда превышает 700 тысяч рублей. Работодателю не требуется получать разрешение на трудоустройство данной категории граждан. Трудоустроить высококвалифицированных работников вправе следующие организации:

Как иностранцы могут работать в России

  • Коммерческие.
  • Научные.
  • Чья деятельность направлена на осуществление инновационных, экспериментальных или научно-технических разработок.
  • Образовательные (кроме духовных).
  • Медицинские учреждения.
  • Филиалы иностранных организаций с аккредитацией в России.

Для трудоустройства высококвалифицированных сотрудников работодатель готовит пакет документов:

  • Разрешение на привлечение иностранца на работу.
  • Разрешение на работу с полным набором сопутствующих документов.
  • Учредительные документы организации.
  • Ходатайство по установленной форме.
  • Договор на выполнение работ.
  • Письмо, гарантирующее возмещение расходов государству (если специалиста депортируют).
  • Цветная фотография 30×40 мм.
  • Платеж госпошлины.

Решение принимается в течение 2 недель. Если специалист трудоустроится максимум на 3 месяца, вставать на учет в ФМС не требуется.

Где иностранцу нельзя работать

Законодательные правила запрещают иммигрантам работать в некоторых отраслях. В 2020 году иностранцу не разрешат:

  • Нести государственную и муниципальную службу.
  • Работать в организациях, обеспечивающих безопасность державы.
  • Работать в сфере ядерного производства и утилизации.
  • Строить воздушные и морские суда.
  • Занимать командные должности в авиации и на кораблях.
  • Вести в организации бухучет (позволено только иммигрантам с разрешением на временное пребывание либо ВНЖ).

Санкции за нарушения

Ответственность работодателей за трудоустройство нелегалов серьезно ужесточили. Лица, нарушившие установленный порядок устройства на работу, оплачивают штраф. В 2020 году он составляет от 25 до 50 тысяч рублей (для должностных лиц) и от 250 до 800 тысяч рублей (для юрлиц). В ряде случаев деятельность организации приостанавливают на 3 месяца. Иностранных работников обяжут уплатить штраф (от 2 до 5 тысяч рублей) и депортируют из России.

Россия находится на 2 месте в мире по числу работающих трудовых мигрантов. Ежегодно на территории страны официально трудоустраивается до 1 миллиона граждан других государств. Особенности российского законодательства в части приема на работу иностранцев довольно просты. Важно лишь соблюдать правила и следовать букве закона.

Презентация «Трудовые отношения с иностранными гражданами» раскрывает особенности заключения и прекращения трудовых правоотношений с иностранными гражданами.

Материалы презентации «Трудовые отношения с иностранными гражданами»

Чем регламентируется трудовые отношения с иностранными гражданами?

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

К основным документам, регламентирующим трудоустройство иностранных граждан относятся:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации”.

Разбираемся со статусом иностранного гражданина

Первым делом необходимо выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых уже есть разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие – «обрусевшие» иностранцы, которые имеют вид на жительство.

Отдельные правила оформления на работу законодательно предусмотрены для представителей стран - участников Евразийского экономического союза: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. А также для граждан тех стран, с которыми у российской Федерации заключены соответствующие соглашения.

Принимаем на работу визового иностранца

Чтобы принять на работу временно пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • Получаем разрешения на привлечение иностранного работника.
  • Оформляем приглашения на въезд, после того как получили разрешение на привлечение иностранца.
  • Оформляем для иностранца разрешение на работу.
  • Оформляем трудовые отношения, заключаем трудовой договор.

Прием на работу визового иностранца – самый трудоемкий с точки зрения документооборота.

Принимаем на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительства (ВНЖ), принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Вид на жительство выдается сроком на пять лет, по истечении этого времени вид на жительство может быть продлен.

Принимая на работу, такого иностранца, необходимо в трехдневный срок уведомить миграционный орган о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Принимаем на работу иностранца с разрешением на временное проживание

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ.

Необходимо обратить внимание на то, чтобы РВП было оформлено надлежащим образом и действующим (срок действия 3 года с ежегодным подтверждением).

Иностранный гражданин, у которого есть разрешение на временное проживание, может трудоустроиться только в той местности, где такое разрешение было выдано.

Принимаем на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России

Получить патент могут только те мигранты, которые въехали в Россию в безвизовом порядке и указавшие в миграционной карте цель визита – работа.

Документы на получение патента иностранные граждане могут подавать только лично.

Для приобретения патента иностранному гражданину нужно будет обратиться в уполномоченный орган в течение первых 30 суток пребывания в России.

Патент будет действовать на тот срок, за который произведена оплата, но не более 1 года с момента его выдачи.

Документы, необходимые иностранным гражданам при приеме на работу

Трудовые отношения с иностранными гражданами начинаются с заключения трудового договора

Статья 327.7 ТК РФ предусматривает дополнительные сведения, которые включаются в трудовой договор с иностранным гражданином, а именно:

  • разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на работу или патент), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
    разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее
  • разрешение на временное проживание), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Обязательным для включения в трудовой договор с работником, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.

Для граждан стран - участников ЕАЭС

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в России могут трудиться только граждане Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана. Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В дополнение к перечню обязательных документов, приведенному в Трудовом кодексе, иностранный кандидат должен представить работодателю подтверждение законности его пребывания на территории страны.

Документы об образовании из стран, относящихся к ЕАЭС, они считаются действительными на территории России.

Единственное отличие оформления приема на работу граждан Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии заключается в обязанности работодателя уведомить миграционный орган о заключении договора с иностранным сотрудником.

Прием на работу граждан Молдавии

Прием на работу граждан Республики Молдовы осуществляется по правилам, действующим в отношении всех «безвизовых» иностранцев. Режим безвизового въезда между Россией и Молдовой был установлен в 2000 году соответствующим соглашением государств.

Прием на работу граждан Молдавии, которым не требуется виза для въезда в страну, возможен только после получения работником патента.

Работодатель должен уведомить миграционный орган о заключении трудового договора с безвизовым иностранцем.

Прием на работу граждан Таджикистана

Граждане Таджикистана также имеют право въезжать на территорию России, не оформляя визу. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан действует с 2004 года и регулирует трудовые отношения с гражданами этой страны.

Срок пребывания гражданина Таджикистана в РФ суммарно в течение года не должен превышать 180 суток. Разрешается находиться в стране подряд шесть месяцев из 12.

Прием на работу граждан СНГ, куда входит и Таджикистан, осуществляется при наличии патента, если иностранец находится в статусе временно пребывающего. Граждане Таджикистана могут осуществлять временную трудовую деятельность в России при наличии надлежащим образом оформленного разрешения на работу, которое выдается работнику на срок действия заключенного им договора, но не более чем на три года. В то же время разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания на территории принимающего государства на срок действия разрешения на работу без выезда за пределы России.

Прием на работу граждан Узбекистана

Граждан Республики Узбекистан, в соответствии с законодательством, можно отнести к категории «безвизовых» иностранцев. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан, подписанное в Минске в 2000 году, позволяет представителям этой страны находиться на территории РФ без оформления визы.

Прием на работу граждан СНГ, в том числе и граждан Узбекистана, осуществляется по общему правилу.

Работнику необходимо получить патент на работу, а его нанимателю - уведомить миграционный орган о заключении трудового договора.

Особенности прекращения трудового договора

Трудовые отношения с иностранными гражданами прекращаются как по общим, так и по дополнительным основаниям. Дополнительные основания прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами предусмотрены статьей 327.6 ТК РФ. Данных оснований достаточно много. Исходя из смысла рассматриваемой нормы все основания можно разделить на три группы.

Трудовые отношения прекращаются незамедлительно в случае наступления следующих обстоятельств:

  • приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • аннулирование разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

По истечении одного месяца со дня наступления следующих обстоятельств:

  • окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Прекращение трудового договора с предварительным предупреждением в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения:

  • приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;
  • невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода;
  • невозможность временного перевода работника.

Внимание! Трудовые отношения с иностранными гражданами обязывают работодателя уведомлять миграционный орган о принятии на работу или увольнении всех иностранных граждан, в том числе:

  • Безвизовых иностранцев с патентом на работу;
  • Безвизовых иностранцев с патентом на работу из ЕАЭС;
  • Визовых иностранцев с разрешением на работу;
  • Иностранцев с разрешением на временное проживание в РФ;
  • Иностранцев с видом на жительство в РФ;
  • Беженцев.

Подводя итог

Трудовые отношения с иностранными гражданами накладывает на работодателя дополнительные обязанности, несоблюдение которых, влечет привлечение к административной ответственности.

Важно помнить, что не все иностранные граждане могут трудиться в Российской Федерации на равных условиях, а само миграционное законодательство подвержено изменениям в связи с изменениями политики государства.

Убедительная просьба, при использовании материалов презентации «Трудовые отношения с иностранными гражданами» ссылаться на сайт « »

С 2014 года в Трудовом кодексе есть новая глава 50.1, регулирующая особенности труда работников, не являющихся гражданами РФ, т.е. иностранцев и лиц без гражданства. На таких работников распространяются нормы российского трудового права, а кроме того - специальные правовые нормы о положении иностранцев в России.

Вопрос трудоустройства иностранцев в России всегда был непростым: с одной стороны, массы нелегалов, работающих и находящихся в обстановке, непозволительной для цивилизованного государства, коррупция и криминал, с другой - громоздкая процедура официального оформления с учетом квотирования рабочих мест и огромные штрафы за любые нарушения при оформлении иностранных работников.

Так, на сегодня за нарушение этих правил в отношении российских работодателей установлены следующие меры ответственности: штраф до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 18.15 КоАП РФ). Для работодателей городов Москва и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет до 1 млн рублей . Самих нелегальных работников наказывают штрафом до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы Российской Федерации.

Пока что приходится признать, что официальное оформление иностранного работника сопряжено с некоторыми трудностями как для самих иностранцев, так и для работодателя. Но надо при этом отметить, что относится это не ко всем желающим работать в России, и определенные подвижки к улучшениям в этой сфере все-таки есть.

Каким иностранным работникам требуется разрешение на работу в России?

Правила оформления иностранных работников при их трудоустройстве зависят от:

  • категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие;
  • статуса - высококвалифицированный специалист, журналист, беженец, спортсмен, дипломат и др.;
  • режима страны, из которой они прибывают - визовый или безвизовый.

Все понятия, которые применяются при описании правил трудоустройства иностранных работников, приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому при сомнениях в их толковании рекомендуем обращаться к первоисточнику.

Для того, чтобы иметь право легально работать на территории Российской Федерации, иностранные работники должны иметь соответствующий документ. Если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, этим документом является разрешение на работу . Если иностранец въезжает к нам без визы, то для официального трудоустройства он должен получить патент .

К странам безвизового режима относятся Азербайджан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Македония, Турция, Израиль и другие. Полный перечень стран, с указанием режима въезда (визовый или безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Существуют категории иностранных работников, разрешение на работу которых в России не требуется . Полный перечень таких работников приведен в статье 13 закона N 115-ФЗ, среди них:

  • граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (основанием такого порядка является статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Предполагается, что вскоре к этому упрощенному порядку присоединится и Киргизия);
  • временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание в РФ);
  • постоянно проживающие (получившие вид на жительство в РФ);
  • дипломатические и консульские работники;
  • журналисты, аккредитованные в России;
  • работники иностранных организаций, выполняющие монтажные работы, сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт оборудования, поставленного в Россию;
  • иностранные студенты, работающие во время каникул, или в учебных заведениях, где они учатся;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • беженцы и получившие временное убежище на территории РФ.

Самая многочисленная категория иностранных работников, которые не попадают в этот список (а значит, им нужен разрешительный документ на работу в России) - это граждане соседних стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим. На таких иностранных работников система квотирования рабочих мест не распространяется, им надо только оформить патент.

Патент для иностранного работника

До 2015 года работа иностранцев на основе патента была возможна лишь у частных лиц, в роли домашнего персонала. Для трудоустройства в российских организациях и ИП безвизовым иностранцам, так же, как и прибывающим из стран с визовым режимом, необходимо было получить разрешение работу. Теперь же патент дает право иностранному работнику из безвизовой страны работать у любого российского работодателя - организациях, ИП, частных нотариусов, адвокатов, граждан.

Обратиться за получением патента, который дает право работать в России, иностранец обязан в течение 30 дней со дня въезда , причем, в его миграционной карте, которую он заполняет на границе, целью приезда должна быть указана именно работа. За нарушение 30-дневного срока обращения за патентом штраф составляет от 10 до 15 тысяч рублей (статья 18.20 КоАП РФ).

Прежде чем обратиться за получением патента, иностранцу необходимо пройти медкомиссию и подтвердить знание русского языка. И то, и другое проводится в специальных аккредитованных организациях, контакты которых надо узнавать в региональных подразделениях ФМС. Кроме того, надо оплатить полис ДМС (медицинская страховка), выданный организацией, находящейся на территории, где собирается работать иностранец.

В пакет документов для получения патента входят:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве на территории России;
  • миграционная карта;
  • полис ДМС;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, а также знание истории России и основ российского законодательства;
  • документ о постановке на регистрационный учет по месту пребывания;
  • подтверждение оплаты стоимости патента.

Срок оформления патента после подачи документов - 10 рабочих дней. Патент выдается за плату, которая признается фиксированным авансовым платежом по НДФЛ иностранного работника. Стоимость патента на месяц составляет 1200 рублей в месяц, дополнительно эта сумма увеличивается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,625) и региональный коэффициент, который устанавливают местные власти субъектов РФ. Так, в Москве за патент ежемесячно надо платить 4200 рублей.

Принимать на работу иностранного работника можно только по той специальности (или профессии) и на той территории, которая указана у него в патенте. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев, а для граждан Таджикистана срок действия патента составляет до трех лет. Срок патента при его выдаче будет зависеть от числа оплаченных месяцев, далее его можно продлевать, не обращаясь больше в ФМС, а просто оплачивая очередное количество месяцев (можно по одному месяцу).

Если иностранный работник проработал на основании патента 12 месяцев, то его можно переоформить на такой же срок, для чего надо обратиться в ФНС за 10 дней до истечения срока его действия. Переоформление патента аналогично процедуре его получения, дополнительно надо предоставить соответствующее ходатайство работодателя или заказчика и договор (трудовой договор или гражданско-правовой договор). Переоформить патент разрешается только один раз, т.е. проработать в России непрерывно и без выезда иностранный работник сможет не более двух лет. Далее ему нужно выехать и повторить всю процедуру получения патента заново.

По мнению чиновников, в основу трудоустройства иностранных работников на основе патента положен справедливый принцип - теперь подготовка и оформление документов на право работы является обязанностью самих иностранцев. Уйдут в прошлое продажи квот и коррупция при получении разрешений на работу. Однако, те, кто реально сталкивался с новой процедурой оформления патента, считают, что никакого улучшения ситуации не произошло.

Причин тому несколько:

  • сбор необходимых документов выглядит простым только на бумаге, в реальности потенциальные работники сталкиваются с огромными очередями в пунктах ФМС и бюрократическими проволочками. Например, получение патента для работы в Москве оформляется только в одном подразделении УФМС, и даже не на территории столицы, а в деревне Сахарово;
  • раньше, получая разрешение на работу, безвизовые иностранные работники знали, куда именно он будут трудоустраиваться, теперь же найти работодателя они могут только после получения патента;
  • срок обращения за получением патента составляет всего 30 дней против 90 дней, которые полагались на получение разрешения на работу;
  • и самое главное - работодатель, нанявший иностранного работника с действующим патентом, должен постоянно следить за сроком его действия и продления, т.к. если у него будет работать иностранец с просроченным или аннулированным патентом, то работодатель будет привлечен к той самой ответственности по статье 18.15 КоАП РФ - штраф до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности.

Можно сказать, что российские бюрократы в очередной раз не смогли осуществить в реальности благое намерение обеспечить рынок труда квалифицированной дешевой рабочей силой из соседних стран, одновременно пополнив казну поступлениями от стоимости патентов. Все, что сумели - закрутить гайки и сделать крайними работодателей и самих иностранных работников, которым при любом нарушении процедуры (даже не всегда от них зависящим) закрывается въезд в Россию. По неофициальным данным число таких иностранцев приблизилось к миллиону.

Привлечение иностранного работника из страны с визовым режимом

Таких работников значительно меньше, чем тех, кто имеет право работы в России на основании патента, и здесь к оформлению разрешительных документов привлекается и работодатель. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу для иностранного работника. Административный регламент получения разрешения приведен в приказе ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.

Разрешение на работу не будет выдано, если региональная квота на работников такого профиля уже превышена. Квоты на 2017 год для привлечения работников из стран с визовым режимом установлены постановлениями Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315.

Налоги и страховые взносы за иностранных работников

Какой-либо экономии на налогах при привлечении иностранных работников нет, что совершенно справедливо, иначе такие работники составляли бы конкуренцию российским гражданам на рынке труда. Скорее можно говорить об имеющемся, в некоторой степени, двойном налогообложении иностранных работников.

Выше мы уж упоминали, что стоимость патента - это не просто обязательный сбор, а фиксированный авансовый платеж налога на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ для резидентов равна 13%, если же период нахождения меньше этого срока, то налоговая ставка составит 30%. Резидентом РФ признается любое физическое лицо (независимо от гражданства), которое находилось на территории РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, если иностранный работник проработал на основании патента больше 6 месяцев, то его доходы облагаются по ставке13%.

Удерживать и переводить в бюджет НДФЛ с зарплаты любого работника должен работодатель, но вспомним, что иностранец при оплате патента уже внес авансовый платеж по этому налогу. Так, если рассчитать, какой должна быть зарплата, чтобы НДФЛ с нее составил 4000 рублей (стоимость патента в Москве), то мы получим 32 307 рублей. А если зарплата ниже или выше этой суммы, придется делать перерасчет.

При этом, чтобы учесть авансовый платеж по НДФЛ, который в виде оплаты за патент иностранный работник уже внес, необходимо получить от налоговой инспекции разрешение на этот налоговый вычет. Если же такого разрешения не будет, то доходы иностранца облагаются дважды: первый раз при оплате патента, второй раз - при удержании НДФЛ при выплате ему зарплаты.

По поводу страховых взносов ситуация следующая:

  • пенсионное страхование иностранных работников такое же, как и россиян (статья 22.1 закона № 167-ФЗ), поэтому и СНИЛС на иностранцев тоже надо оформлять;
  • оформить медицинский полис должен сам работник, перед устройством на работу (кроме граждан Беларуси, Казахстана и Армении, которые приравнены в вопросе медстрахования к российским гражданам);
  • ставка взносов в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Оформление иностранного работника

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение ФМС о приеме или увольнении иностранного работника , причем даже тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруси, Казахстана и Армении.

До 2015 года работодатели должны были сообщать о найме иностранных работников еще и в налоговую инспекцию, теперь эта обязанность упразднена. Сведения о таких работниках налоговики получают от ФМС напрямую.

Принять иностранных работников можно не на каждую позицию, есть виды деятельности, которые осуществлять им нельзя (статья 14 закона№ 115-ФЗ). Среди них муниципальная служба; работа в качестве членов экипажей морских судов, самолетов; в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Быть лицом, на которое возложено ведение бухучета, могут только иностранные работники, проживающие в России временно или постоянно.

Иностранца, если он прибыл из соседних безвизовых стран, может быть образца 1974 года, выданная еще в СССР. Такие трудовые книжки действительны на территории России, и их можно продолжать вести. Если российской трудовой книжки у иностранного работника нет, ее нужно завести заново. Продолжать вести книжку иностранного образца или переносить из нее записи нельзя. Если вы принимаете на работу водителя-иностранца, то знайте, что водительское удостоверение иностранного образца будет действовать на территории РФ до 1 июня 2017 года.

С иностранным работником заключается , так же, как и с российским гражданином, но в перечень обязательных документов будет добавлено основание нахождения иностранца в РФ: вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на работу или патент. Основания для увольнения иностранца дополнены еще перечнем, приведенном в статье 372.6 ТК РФ.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то