Правоохранительная деятельность, её отличительные признаки и основные направления (функции). Правоохранительная деятельность: признаки, понятие и задачи Правоохранительная деятельность их виды и понятия

Введение

Сегодня в Российской Федерации претворяются в жизнь масштабные задачи, связанные с формированием демократического правового государства, созданием эффективной системы социального управления. В этих целях осуществляются экономическая, административная, судебная, муниципальная и иные реформы.

Вместе с тем, следует отметить, что ошибки, допущенные на начальном этапе реформирования страны, и среди них недооценка фактора преступности, как относительно самостоятельного и специфического социального явления, привели к серьезной криминализации экономики и других сфер жизни общества и государства. Преступность все больше стала приобретать системные свойства и способность реального влияния на общественные отношения, превратилась в одну из опаснейших угроз национальной безопасности и препятствий проводимых в России реформ.

В подобных условиях особую тревогу вызывает состояние деятельности всей правоохранительной системы государства, призванной противостоять преступности, обеспечить законность и правопорядок в стране, которые являются необходимым условием решения стоящих перед обществом и государством задач.

В настоящее время, как никогда, актуальны задачи по выработке государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, поиска принципиально новых, нестандартных подходов к организации правоохранительной деятельности.

Необходима качественно новая постановка приоритетов правоохранительной деятельности, во главу которой поставлены ее естественные цели защиты прав и свобод человека, соответствие объективным потребностям общества, социализация правоохранительной деятельности, отвечающая подлинным ценностям гражданского общества и правового государства.

Понятие и признаки правоохранительной деятельности

До настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как «правоохранительная деятельность».

Любопытное объяснение этому факту дает профессор К. Ф. Гуценко. «Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не «устоялось».

По его мнению, под правоохранительной деятельностью следует понимать «государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» (см. Приложение).

К существенным признакам правоохранительной деятельности относится:

Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

В-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях.

В любом случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

В-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- о большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства.

Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

осуществление правосудия;

организационное обеспечение деятельности судов;

уголовно-исполнительная деятельность;

прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

деятельность по выявлению и расследованию преступлений: предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;

нотариальные действия;

юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка.

Ответы на вопросы о понятии, сущности и основных признаках правоохранительной деятельности, очевидно, следует искать не в сложившихся традиционных представлениях, а в самой правоохранительной деятельности как специфической социальной деятельности, осуществление которой обусловлено объективными потребностями жизнедеятельности общества.

Исследование сущности правоохранительной деятельности должно охватывать всю структуру этого вида социальной деятельности, т.е. ее целевое предназначение как проекцию на конкретные потребности общества именно в этом виде деятельности, процесс и личностный стиль осуществления, используемые при этом формы, методы, средства, конечные результаты.

Деятельностный подход, взятый за основу рассмотрения сущности правоохранительной деятельности, позволяет рассмотреть ее:

Как специфический вид человеческой деятельности, реализуемой в интересах жизнеобеспечения социума посредством специальных механизмов: правовых, моральных, психологических, организационных;

Как институализированный специфический вид человеческой деятельности, являющийся результатом естественноисторического профессионального разделения труда, связанного с формированием различных сфер жизнедеятельности общества и соответствующих институтов по управлению ими;

Как специфический вид предметной человеческой деятельности, границы, формы и методы, осуществления которой определены государством, выступающим в качестве субъекта правовой регламентации компетенции и предметов ведения (например, федеральные органы правоохранительной деятельности и соответствующие органы субъектов федерации).

Многоаспектность качественного проявления сущности правоохранительной деятельности делает ее объектом научного изучения различными отраслями права (конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного и д.р.), социологией, психологией, теорией управления и т.д. Это предопределяет необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к изучению правоохранительной деятельности, системное осмысление ее сущностных проявлений.

Такой подход должен охватывать, во-первых, общенаучные методологические (в том числе и на философском уровне) принципы исследования правоохранительной деятельности, во-вторых, методологию и конкретные методы ее исследования с позиции тех наук и научных дисциплин, предметом которых является правоохранительная деятельность во всем многообразии своих проявлений, в-третьих, специальные методы исследования, обеспечивающие предметное рассмотрение правоохранительной деятельности, в том числе ее оценку и измерение ее эффективности с помощью количественных методов.

Использование системного подхода позволяет рассмотреть правоохранительную деятельность как образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих элементов.

Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции - экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других.

Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого.

Изложенное позволяет сделать несколько общих выводов, касающихся общетеоретической постановки проблемы правоохранительной деятельности.

Во-первых, в связи с коренными политическими и социальными преобразованиями, рыночной трансформации экономики, ранее сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности сегодня не отражают как происходящие в правовой сфере изменения, так и сложноорганизованную природу самой структуры этой деятельности. Поэтому сегодня правоохранительная деятельность не вписывается в традиционные представления и приобретает новое адекватное его богатству и сложности социальное содержание и направленность.

Во-вторых, в ходе рассуждения о данной теме мы получили более развернутое определение правоохранительной деятельности, где данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств и правонарушений, а также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям).

Можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах.

В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.

Понятие правоохранительной деятельности не раскрыто ни в одном из федеральных законов, однако в юридической науке это понятие выработано и определены признаки правоохранительной деятельности, которые формулируются различными авторами примерно одинаково.

Так, В. П. Божьев называет следующие признаки правоохранительной деятельности:

  • 1) ее начало в каждом случае должно иметь повод (например, сообщение о совершении преступления, подача жалобы гражданином в суд на решения или действия органов государственной власти и т.п.). Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, деятельность органов государственной власти, общественных и других организаций;
  • 2) осуществляется она только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в строго определенной процессуальной форме. Нарушение требований закона сотрудниками правоохранительных органов в процессе осуществления правоохранительной деятельности влечет для них дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность;
  • 3) осуществляют ее только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку. Осуществление правоохранительной деятельности другими лицами является недопустимым и в определенных случаях расценивается как преступление;
  • 4) решения правоохранительных органов являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов;
  • 5) законные решения правоохранительных органов подлежат исполнению физическими и юридическими лицами, которым они адресованы;
  • 6) решения и действия (бездействие) правоохранительных органов, затрагивающие права и законные интересы человека и гражданина, а также государства могут быть обжалованы в установленном законом порядке (в суд, прокуратуру, вышестоящие органы и т.д.) .
  • 1) правоохранительную деятельность от любой другой отличают возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения, в том числе: мер юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); мер пресечения (как правило, применяемых к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и др.). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно-обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и др.);
  • 2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или на подзаконном нормативном правовом акте;
  • 3) правоохранительную деятельность могут осуществлять только специально уполномоченные государственные органы. Установлены жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определены нормативными правовыми актами;
  • 4) правоохранительная деятельность реализуется на практике путем проведения различных процедур, порядок осуществления которых регламентируется законом;
  • 5) правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации;
  • 6) целями правоохранительной деятельности являются охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества и государства.

К признакам (критериям) правоохранительной деятельности А. II. Рыжа- ков относит следующие:

  • 1) правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью;
  • 2) правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых/принимаемых уполномоченными на то законодательством субъектами;
  • 3) правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативными правовыми актами .

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности, можно дать ее определение. Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии определенного перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

  • См.: Божьев В. П. Правоохранительные органы России. С. 43.
  • См.: Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов // Справочноправовая система

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества.

Одно из центральных мест в этой деятельности занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод че­ловека и гражданина, охране прав и законных интересов государ­ственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем напрямую говорится в Консти­туции РФ.

По своей сути конституционные предпи­сания требуют, чтобы все государственные органы выполняли на­званные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не ли­ шаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственны­ми органами возложенных на них полномочий, всемерно содейство­вать им в этом.

Подавляющее большинство государственных органов решают другие задачи: экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими стра­нами и т.д.

Вместе с тем, отдельные функции по охране законности и правопорядка они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимаются

органы ох раны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органаы, ко­торые призваны охранять обусловленный экономическими и соци­альными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и право­выми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие "правоохранительные органы". Понятия эти весьма, схожи, но не идентичны. Круг конкретных орга­нов, которые они имеют в виду, не совпадает.

Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохрани­тельными. Равным образом среди правоохранительных органов есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной обществен­ного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Чтобы четко выделить признаки правоохранительных органов необходимо понять содержание термина «правоохранительная деятельность".

Данный термин и обозначаемое им понятия введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные сужде­ния, а вместе с этим - и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

Вместе с тем, в теории признается ряд существенных признаков правоохранительной деятельности..

1. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним при­нято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступле­ние, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону;

2. Вторым существенным признаком правоохранительной дея­тельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответ­ствовать предписаниям закона. Только закон может слу­жить основанием применения конкретной меры воздействия и чет­ко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздейст­вие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

3. В-третьих, характерным для правоохранительной деятель­ности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимо­го, может быть постановлен только после проведенного судебного раз­бирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, кон­кретно обозначенных процессуальным законом.

4. Наконец, существенным признаком правоохранительной де­ятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленны­ми служащими - по большей части юристами, а также специали­стами, обладающими познаниями в других областях. В их распоря­жение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных орга­нов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (про­цессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопро­сов.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности , в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности , под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами , их объединениями, должностными лицами, государственными органами .

Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений , применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

  • реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;
  • осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
  • установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
  • реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы , наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства ;
  • обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;
  • возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

Асташкина Елена Николаевна -204/5

Бугрова Татьяна Михайловна- семинары

Предмет, система и основные понятие курса правоохранительные органы.

    Понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и задачи.

    Функции(виды) правоохранительной деятельности

    Правоохранительные органы, понятия и система, круг негосударственных органов, способствующих осуществлению правоохранительной деятельности

    Предмет и система учебной дисциплины, ее соотношения и связь с другими юридическими дисциплинами

    Правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов

Конституция РФ от 12.12.1993 с поправками 2008

Федеральные конституционные закон (ФКЗ) о судебной системе

РФ от 31.12.1996 с изменениями от25.12.2012

Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 с изменениями от 30.12.2012

Федеральный закон о системе государственной службы РФ от 27.05.2003 с изменениями от 06.12.2011

Закон РФ о частно-детективной и охранной деятельности в РФ от 11.03.1992 с изменениями от 03.12.2011

Учебная литература:

Божьев В.Г. Правоохранительные органы. Москва 2012

Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Москва 2012

Дмитриев Ю.А. Шапкин Ю.А.

Правоохранительные органы Учебно-методическое пособие Саратов 2012(синее)

Учебное пособие Соколов. Саратов 2012г. (зеленый)

Вопрос 1. Понятия правоохранительной деятельности, ее основные признаки и задачи.

Деятельность государства охватывает различные аспекты жизни общества. Одни из самых значимых и приоритетных направлений такой деятельности является охрана прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, обеспечение законности, правопорядка, что провозглашается в конституции и федеральном законодательстве. В частности ст.2 в КРФ гласит- «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- это есть обязанность государства.» Государство соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина посредством издания законов и создания системы государственных органов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, права в целом, поэтому такие органы называются правоохранительными.

Правоохранительная деятельность*- деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется в целях охраны законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного законом порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1)ПД осуществляется только специально уполномоченными государственными органами в отношении которых законом установлено:

    Определенная организационная форма

    Конституционно- правовой статус в виде специфической компетенции

    Системное построение правоохранительных органов с учетом федеративного устройства РФ

    Структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности.

2)ПД направлена на защиту права, а именно установленных в законе прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в целях обеспечения законности и правопорядка посредством борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

3)ПД осуществляется при неуклонном соблюдении установленного законом порядка. (должностное лицо осуществляющее правоохранительную деятельность при принятии какого-либо решения должен соблюдать установленные законом правила)

4)ПД осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия

5)Законность юридических мер воздействия

Задачи:

Деятельность всех правоохранительных органов направлена на решение общих задач:

Охрана личности, ее прав и свобод

Охрана общества, его материальных и духовных ценностей

Охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности

Однако каждому конкретному правоохранительному органному присуще свои специфические задачи, которые закреплены в соответствующем нормативном акте, регламентирующем деятельность этого правоохранительного органа.

Вопрос 2. Функции(виды) пд

Функция- это направление деятельности правоохранительного органа, направленная на решение задач правоохранительной деятельности.

    Отправление правосудия- деятельность суда, основанная на демократических принципах судопроизводства по рассмотрению присущих ему дел в рамках установленного процессуального порядка и применении на этой основе мер государственного принуждения.

    Конституционный контроль- осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ и направлен на обеспечение соответствия конституции РФ действующих НПА

    Организационное обеспечение деятельности судов- деятельность специально- уполномоченных органов, призванных обеспечивать нормальное функционирование судебных органов.

    Прокурорский надзор- осуществляется от имени государства за соблюдение конституции и исполнение законов действующих на территории РФ

    Предупреждение, выявления и расследование преступлений. Данная функция направлена на установление событий преступления, лиц виновных в совершении преступления, привлечение их к ответственности, а также установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.

    Обеспечение юридической помощи, которая осуществляется в виде консультаций по правовым вопросам, защиты в ходе уголовного судопроизводства, либо представления интересов в гражданском судопроизводстве.

Все функции находятся во взаимосвязи друг с другом (например правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не было предварительно расследовано специально уполномоченными органами)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то