Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Административно-правовые институты и подотрасли Основные административно правовые институты вы знаете

Сущность административного права

Предмет административного права

Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права. Круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью, составляет предмет административного права. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. В связи с этим разграничение между различными отраслями проводится, прежде всего, по предмету правового регулирования. Этот подход справедлив и для понимания природы административного права.

Административное право регулирует особую группу общественных отношений, специфика которых заключается в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). В юридической науке эта сфера обозначалась латинским термином "administratio" (управление). В связи с этим в теории административного права сформировался вывод о том, что эта отрасль права связана с регулированием государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом или – правом управления.

Для характеристики предмета административного права и раскрытия его основных черт необходимо уяснение понятий таких категорий, как "государственное управление" и "исполнительная власть".

Вопрос о том, что представляет собой государственное управление как сфера деятельности и юридическая категория, в настоящее время является в известной мере дискуссионным. Будучи сложным явлением, государственное управление исследуется под разным углом зрения в рамках различных концептуальных схем.

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что его понятие рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В юридической науке анализ государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики его деятельности. В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Они реализуются в законодательной, управленческой и судебной деятельности государственных органов.

В теории государства и права управленческая деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию органами исполнительной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Помимо своего содержания государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще тем, что осуществляется органами исполнительной власти в особых формах. Так, этими органами издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут быть издаваемы лишь в том случае, если закон уполномочит к тому те или другие органы исполнительней власти.

Органы исполнительной власти и должностные лица совершают действия, направленные на исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов. К такого рода действиям относится выдача удостоверений, документов, разрешений на производство какой-либо деятельности, а также другие исполнительные действия. Наконец, в установленных законом случаях сотрудники этих органов (например, сотрудники милиции) имеют право на осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия.

Таким образом, государственное управление является одной из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности оно отличается как своим содержанием, так и теми формами и методами, в которых проявляется, и теми органами, от которых исходит. Каждая из указанных форм, в том числе и государственное управление, с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Можно выделить следующие черты государственного управления как административно-правовой категории.

  • 1. Государственное управление как вид государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключаются в повседневном исполнении, т.е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов. Это означает, что государственное управление практически выражается в осуществлении исполнительной по своему характеру деятельности.
  • 2. Государственное управление носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.
  • 3. Государственное управление носит государственновластный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.
  • 4. Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на их реализацию.
  • 5. Государственное управление является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента РФ, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти.
  • 6. Законодательством РФ предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление.

С учетом изложенного, государственное управление как юридическая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение положений законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления, сущность которой состоит в осуществлении ими нормативно определенных задач и функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.

Понятие государственного управления, выработанное юридической наукой, как организационно-правовой формы осуществления исполнительной власти, вида государственной деятельности, направленного на исполнение законов и иных нормативных правовых актов, отличается по своей сущности от понятия "управление", используемого в кибернетике, теории управления, политологии, экономике и ряде других наук. Это обусловлено тем, что понятие "управление" ("государственное управление"), используемое в юридической науке, не является общим понятием для таких разных по своей сущности явлений, как управление в кибернетическом смысле (взаимодействие субъектов и объектов в природе и технике путем механизма прямых и обратных связей); социальное управление как воздействие государства и его институтов на общество, а также управление как деятельность, направленная на организацию функционирования учреждения, предприятия и организации (менеджмент).

Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием "исполнительная власть", которая закреплена в Конституции.

В демократических государствах разделение форм деятельности государства осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Говоря об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 110 Конституции исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Согласно ст. 77 Конституции в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и административнополитической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов. Это связано с тем, что для исполнения закона необходимы распорядительные (организующие, координирующие и контролирующие) действия государства. Их осуществляет государственная администрация, выполняющая задачи постоянного и целенаправленного управления людьми, а через них – имуществом и общественными процессами. Таким образом, основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоят в организации исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной деятельности.

Структура исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается по представлению Председателя Правительства РФ Президентом РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Природа исполнительной власти, как и любого проявления властных полномочий, состоит в способности и возможности оказывать воздействие на деятельность и поведение других, подчинять их своей воле. Вместе с тем исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Власть – это сущностное выражение такой деятельности. В силу этого исполнительная власть не тождественна государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в значительной мере является политико- правовой категорией, в то время как государственное управление – организационно-правовой. Поэтому государственное управление по своему назначению и природе можно рассматривать как организационно-правовую форму осуществления исполнительной власти, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает следующие основные управленческие сферы:

  • 1) управление в сфере экономики, охватывающее отрасли и сферы деятельности экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, архитектура, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);
  • 2) управление в социально-культурной сфере, охватывающее отрасли социального развития, социальной политики, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты;
  • 3) управление в административно-политической сфере, охватывающее оборону, безопасность, область внутренних дел, юстиции, иностранных дел.

Важным вопросом организации системы государственного управления в Российской Федерации является разграничение управленческих отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональное управления.

Система исполнительной власти основывается на целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Это предполагает единство структур исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; четкое определение пределов полномочий на каждом уровне исполнительной власти в сфере совместного ведения; реализацию в установленных случаях федеральными органами исполнительной власти функции нормативного регулирования с соблюдением механизма согласования проектов решений; строгое соблюдение органами исполнительной власти субъектов РФ нормативных предписаний органов федеральной исполнительной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Таким образом, ядро предмета административного права составляют отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления (прежде всего, органами исполнительной власти) своих функций, обладающих следующими чертами.

  • 1. Эти отношения обусловлены деятельностью субъектов государственного управления, которыми, прежде всего, являются органы исполнительной власти, направленной на решение определенных законодательством РФ задач в различных сферах жизни и деятельности государства и общества (экономика, социально-культурная сфера, оборона, безопасность и др.). Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами).
  • 2. Эти отношения носят государственно-властный характер, поскольку субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями

и выступают от имени государства. Это связано с тем, что административное право свое регулятивное воздействие оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер.

3. Эти отношения обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления субъекты управления обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Вместе с тем при формулировании понятия административного нрава и определения его предмета необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения, связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий. Сотрудники органов исполнительной власти, а также аппаратов законодательных и судебных органов проходят государственную службу.

Кроме того, административное право регламентирует отношения, которые возникают и в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий (например, при назначении административных наказаний, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Итак, общественные отношения, составляющие предмет административного права, можно классифицировать по группам в зависимости от направленности этих отношений:

  • а) внешние – отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий вовне;
  • б) внутренние, или внутриорганизационные, – управленческие отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных, а также иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;
  • в) отношения, связанные с осуществлением административного судопроизводства.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения субъектов государственного управления в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности и с прохождением в них государственной службы, а также связанные с осуществлением административного судопроизводства.

Страница 1

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

Принципов государственного управления;

Административно-правового статуса граждан (физических лиц);

Административно-правового статуса органов исполнительной власти;

Государственной и муниципальной службы;

Административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

Административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

Административно-правовых режимов;

Форм государственного управления;

Методов государственного управления;

Административной ответственности;

Административного процесса;

Обеспечения законности в государственном управлении;

Административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

Административно-правовых основ управления в сфере экономики;

Административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

Административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право и т.д.

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

Тема 2 Основные институты административного права

Вопрос 1. Понятие и предмет административного права

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет, то есть круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли, и метод.

Характерная особенность административного права заключается в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Так, например, административное право затрагивает общественные отношения с сферах нарушения прав граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, безопасности на транспорте, связи и информации, финансов.

При определении предмета административного права традиционно учитывается, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Административное право регулирует следующие виды общественных отношений:

Управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;

Управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

Отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Вопрос 2. Метод административного права

Особенность метода административного права заключается в том, что он основан на юридическом неравенстве сторон управленческих отношений. Таким образом, преобладающим методом административного права является императивный метод (метод власти-подчинения).

Метод рекомендаций также используется довольно часто. Он предполагает установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой определенные юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности.

Метод дозволения предоставляет возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, данный метод имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.

Вопрос 3. Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. Другими словами, это юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.

Конституция РФ. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность.

Законодательные акты. Наибольшее значение имеют Федеральные конституционные и Федеральные законы РФ, принимаемые

Законодательным Собранием, а также постановления, принимаемые его палатами – Советом Федерации и Государственной Думой.

Указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также положения, утверждаемые этими указами.

Постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

В межотраслевом и отраслевом масштабах в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ.

На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законодательство , президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , в случае если закон наделил эти органы необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

Источниками внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (локальные нормативные правовые акты). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Административно-правовые договоры и соглашения (административные договоры о компетенции; договоры, заключаемые по поводу совместной деятельности; договоры о выполнении государственных заказов).

Технико-юридические нормы (ГОСТ, СанПиН).

Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях , которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Нормы – это правила должного поведения участников общественных отношений. Они определяют обстоятельства, условия, порядок возникновения, изменения и прекращения таких отношений. Соблюдение норм обеспечивается как путем юридического принуждения, так и за счет применения различных организационных, разъяснительных, стимулирующих и некоторых иных мер.

Административно-правовые нормы – это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности исполнительной власти, всей системы исполнительных органов.

Виды административно-правовых норм

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, административно-правовые нормы делятся на следующие виды.

По юридической силе:

Законодательные;

Подзаконные;

Отраслевые (ведомственные);

Локальные.

По целевому назначению:

Регулятивные – определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, а также обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

Охранительные – обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

По предмету регулирования:

Материальные – закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность);

Процессуальные – регламентируют процедуру организации административно-правовых отношений и реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей.

По методу воздействия на поведение субъектов:

Обязывающие – предписывают субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

Запрещающие – содержат запрет на совершение тех или иных действий;

Уполномочивающие – содержат возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований правовой нормы по своему усмотрению;

Стимулирующие (поощрительные).

По форме предписания:

Императивные – подлежат обязательному исполнению;

По пределу действия:

Общеобязательные – адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

Внутриаппаратные – адресованы государственным и муниципальным служащим.

По территории действия.

Общефедеральные;

Субъектов Федерации;

Местные;

Межтерриториальные.

По сроку действия:

Срочные;

Постоянные;

Чрезвычайные.

Особенности административно-правовых норм

Цель административно-правовых норм – обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также рациональное их взаимодействие.

Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается управляющее воздействие административно-правовых норм на поведение субъектов административного права.

Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, главным образом призваны обеспечить эффективность реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым эти нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти.

Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

Вопрос 5. Структура административно-правовых норм

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а структура административно-правовых норм, устанавливающих ответственность по административному праву, – из диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, то есть на факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.). Гипотеза может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы, или относительно определенной, или же общей для нескольких норм. Она может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях.

Диспозиция – это само правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (необходимо получить лицензию), запретов (запрещена продажа винно-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами возможно только с разрешения органов исполнительной власти). Она может быть определенной (например, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации независимо от места рождения ребенка) и относительно определенной (при необходимости для получения паспорта предоставляются документы, свидетельствующие о наличии гражданства Российской Федерации).

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. Важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

8.1. Основные институты римского наследственного права Понятие и виды наследования. Наследование - переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Тема 13 Институты непосредственной демократии Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной, демократии относятся:прямые выборы;референдум;отзыв

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

I. Институты цивильного права

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

II. Институты преторского права

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

Тема 6. Основы административного права

Из книги Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации автора Кашепов Владимир П.

Тема V Основы административного права План изучения § 1. Понятие и система административного права. Система и основные принципы деятельности органов исполнительной власти. Государственная служба. Понятие должностного лица § 2. Понятие административного проступка.

Из книги автора

Основные участники административного производства Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие

Из книги автора

37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза? Отталкиваясь от опыта современных государств, в организационном механизме Европейского Союза были учреждены специализированные институты и органы, которые осуществляют контрольную функцию.

Из книги автора

Гражданское право. Система, основные институты Гражданское право является основной отраслью права, регулирующей предпринимательскую деятельность. Для того, чтобы понять правовую сущность большинства отношений, в которые вступает предприниматель в процессе своей

Из книги автора

Раздел II Отрасли и институты римского частного права

Из книги автора

2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России Законодательное регулирование судебной системы как конституционного установления, а именно как совокупности судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями их

Введение

1. Понятие и признаки системы административного права

2. Административно-правовые институты и подотрасли

Общая и Особенная части административного права

Заключение

Список литературы

Введение

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Причем административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, образовании, связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил - роль исполнительной власти, административного права в этих отраслях очень велика. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое количество административно-правовых норм.

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений. Для обеспечения единства и одновременно с тем дифференциации административно-правовых норм, необходима их систематизация.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм.

Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задачи унификации и кодификации административного права.

Всем изложенным и обусловлена актуальность рассматриваемой темы.

Целью данной курсовой работы является анализ системы административного права.

Для реализации указанной цели требуется решить следующие задачи :

) дать характеристику понятия и признаков системы административного права на основе концепций, сложившихся в специальной литературе;

) исследовать подотрасли и институты административного права;

1. Понятие и признаки системы административного права

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей (в т.ч. в административном праве) выделяются общая и особенная части. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

Отрасль права обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Для правового института характерны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта либо формулируются в самостоятельном акте. Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Например, так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права.

Критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Дополнительным основанием деления права на отрасли является метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - на вопрос, как осуществляется это регулирование. Административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойствен административному праву. Нормы этой отрасли воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

Административное право - одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. Для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.

Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Оно служит своего рода «материнской отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, на транспорте, в связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя уменьшается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил, функции исполнительной власти, административного права в этих сферах весьма существенны.

Административное право - самая динамичная отрасль права. В административном праве почти ежедневно происходят изменения в структуре органов исполнительной власти, в текущем законодательстве.

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами своих прав.

Современное административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право играет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

Под регулирующее воздействие норм административного права подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления отраслевого и регионального уровней. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся фундаментом административного права.

Совокупность административно-правовых норм составляет отрасль административного права. Как пишут С. Акимова и Т. Прудникова, «административное право - это совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти».

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер. Это означает, прежде всего, опосредование публичных, общественных интересов. В качестве обязательного субъекта общественных отношений, регулируемых административным правом, выступает государство в лице своих институтов. К сожалению, ранее именно деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведению общих дел была абсолютизирована, коллективное довлело над индивидуальным. В настоящее время коренным образом меняется подход к целям и задачам административного права. И отправным пунктом выступают положения ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Главное место среди задач исполнительной власти занимает закрепление, соблюдение и защита прав и свобод человека.

Основные цели административного права можно определить так:

создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

обеспечение демократической организации государственной администрации;

создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;

создание условий для развития экономики;

создание условий для реализации социальных программ;

обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия государственной администрации.

Всё указанное предъявляет повышенные требования к построению системы административного права.

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

Система административного права определяется в литературе следующим образом:

«Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты».

«Система административного права - это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей».

«Система административного права - это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм».

«Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления».

«Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь».

Признаки системы административного права:

обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

представляет собой объективное правовое явление;

характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

включает определенные элементы;

изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Необходимо различать систему административного права и систему административного законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

Следует заметить, что правовые нормы часто живут дольше тех государств, в рамках которых они появились. Истории известны примеры бережного отношения к системе административного права в целом или ее основным элементам. Во Франции, несмотря на многократные изменения государственного строя, сохранились черты наполеоновской администрации на местах, административной юрисдикции. Германия также удерживала привычные административные структуры и учреждения, процедуры их деятельности на протяжении XX в.

Итак, система административного права - это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. То есть система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

. Административно-правовые институты и подотрасли

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

принципов государственного управления;

административно-правового статуса граждан (физических лиц);

административно-правового статуса органов исполнительной власти;

административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

административно-правовых режимов;

форм государственного управления;

методов государственного управления;

административной ответственности;

административного процесса;

обеспечения законности в государственном управлении;

административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

административно-правовых основ управления в сфере экономики;

административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли , которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

Служебное право

Политическое право

Образовательное право и т.д..

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет.

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право - это правовой институт административного права.

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права.

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства. Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры». Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе, не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

административный право институт подотрасль

3. Общая и Особенная части административного права

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.

Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права.

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

·предмет и метод правового регулирования отрасли;

·характеристику административно-правовых норм;

·особенности административно-правовых отношений;

·иерархию источников административного права;

·статус участников административно-правовых отношений;

·основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

·формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

·механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

·вопросы административной ответственности и административного принуждения.

административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

административно-правовой статус государственных органов;

административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

формы и методы государственного управления;

способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

административное принуждение;

административная ответственность;

административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти. Структура Особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

·управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

·управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление в области юстиции.

Однако сформировавшуюся традицию подразделения административного права на Общую и Особенную части нельзя считать незыблемой: «Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным».

Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно:

) управленческое право;

) так называемое полицейское право;

) а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.

Одним из аргументов подобного разделения, как представляется, довольно обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.

Итак, административное право состоит из Общей и Особенной части. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере. Таким образом, Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Заключение

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом. Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь.

Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Система административного права складывается из двух частей: Общей и Особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Иногда говорят о специальной части административного права.

Общая часть административного права объединяет нормы, которые закрепляют принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.); формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Особенная часть административного права содержит нормы, которые регулируют управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.), административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управление юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т. п.

Содержание Общей и Особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы Общей части применяются ко всем институтам Особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах с учетом их специфики.

Наряду с двумя основными частями (Общей и Особенной) система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, которые регулируют тесно связанные, однородные общественные отношения (например, государственной службы).

Необходимо руководствоваться достижением таких целей (цели административного права):

~ обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

~ эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;

~ гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;

~ защита граждан и общества от административного произвола.

Достижение указанных целей способствует в конечном итоге эффективному административно-правовому воздействию на общественные процессы и стабильности государственных институтов. Общественная практика и здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.

Требованием к системе административного права является необходимость ее строгой внутренней упорядоченности и согласованности. Системная целостность отрасли придает ей устойчивость.

В заключение подчеркнем, что административное право как одна из важных для цивилизованного существования российского общества отраслей права нуждается в скорейшей законодательной систематизации и в конечном счете кодификации. Необходимо внесение в рамки единого законодательного акта основных принципиальных положений административного права, своего рода первооснов этой отрасли. Данный законодательный акт должен прийти на смену множеству отдельных законов. Тем самым в какой-то степени будет решена одна из проблем российского административного права, выражающаяся в многообразии его источников и, как следствие, сложности практической реализации административных норм подавляющим большинством населения.

Современное административное право - право, основанное на непременном учете общественных (публичных) интересов. Оно должно быть правом, обеспечивающим эти интересы. Думается, что процесс коренного изменения системы административно-правового регулирования - очень длительный и зависит главным образом от степени развития соответствующего административного законодательства, наличия полезных правовых доктрин, правовой культуры, темпов и потребностей экономического развития страны, направлений и темпов политико-правового строительства, эффективности и качества публичного управления.

Список литературы

1.Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 21.11.2009.

2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // СПС «Консультант-Плюс».

3.Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

4.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант-Плюс».

9.Проект Федерального закона «Об административных процедурах»: [Электронный ресурс] // <#"justify">26.Мусин В.А. Применение норм морского права в практике МАК // Третейский суд. 2011. №2.

27.Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34).

.Саенко С.И. Норма административного права как культурный феномен // Государство и право. 2010. №6.

.Симонян С.Л. О проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2006. №1.

.Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

.Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. №5.

.Тимофеев Ю.А. О содержании предмета административного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №2.

.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005.

Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь.

Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам:

Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) - государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги;

Специальные - земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право;

Комплексные - хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п..

Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..

Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления)

Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли , такие как:

Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

Законодательство о государственной службе;

Законодательство в области управленческого процесса (управленческих

процедур);

Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним;

Законодательство в области защиты прав и свобод граждан;

Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов);

Законодательство в области образования (образовательное право);

Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право).

Институт - это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц).


6 Источники административного права Украины и их характеристика. Основные законопроектные работы в области административного права.

Источниками административнго права являются принятые уполномоченными органами акты правотворчества, целиком состоящие из административно-правовых норм или содержат хотя бы одну из следующих норм.

Особенности админ. права является разнообразие и значительное количество его источников. Это обусловлено тем, что нормами данной отрасли регламентируется широким круг матсуспильних отношений. Вместе с тем источники админ. права составляют систему логически и последовательно размещенных актов. Так, во-первых, все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу. Во-вторых, нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат базой для нормативных актов, принимающих низкие органы исполнительной власти. В-третьих, акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов. И, в-четвертых, нормативные акты отраслевого характера основываются на источниках общего характера.

Источники:

Конституция Украины

Междунар. договоры, согласие на обязательность кот. предоставлено ВРУ

Постановления ВРУ

Указы ПУ

Постановления КМУ

Нормативные приказы цоив

Нормативно-правовые акты ВР и Совета министров АРК

Распоряжения глав местных государственных администраций

Решение органов местного самоуправления, содержащие административно-правовые нормы

Практическая реализация мер административной реформы должна быть подчинена выработанным мировой практикой основополагающим принципам функционирования исполнительной власти в демократических государствах.

К источникам админ. права могут быть отнесены решения КСУ, поскольку в результате деятельности этого органа могут толковаться или признаваться не соответствуют КУ, отдельные административно-правовые нормы.

В системе источников админ. права Конституция и ЗУ играют ведущую роль, поскольку, имея высшую юридическую силу, они являются базой для появления новых источников данной отрасли права.

7 Админ.-правовые нормы: понятие, виды и особенности структуры.

Административно-правовые нормы - установленные, ратифицированные или санкционированные гос., обеспеченные при необходимости ее при принудительном силой, общеобязательные, формально определ. правила поведения, кот. предоставляют участникам обществ. отношений, кот. устанавливают предмет админ. права, обяз-ти и предоставляют им права. Этим нормам присущи черты, присущие нормам др. отраслей права. Да, их устанавливает, ратифицирует или санкционирует гос., они определяют и закрепляют пр. и обяз. суб. права; явл. общеобязат. и формально определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой гос.; закрепл. в актах, кот. выдают компетентные гос. органы.

Вместе с тем, админ.-правовые нормы хар-тся определ. особенностями , которые позволяют выделить их среди норм других отраслей права.

Во-первых , предмет их регулирования - общественные отношения, связанные с функционированием органов исполнительной власти (дальше оив), местного самоуправления (дальше мс), др. суб., уполномоченных на осущ. функций публичного управления. Причем указ. отношения нуждаются в такой регламентации, кот., с одной стороны, обеспечит эффективность деят. суб. управления, а с др. - создаст условия для реализации об. управл. своих прав и даст возможность последним противостоять злоупотреблениям со стороны властных структур.

Во-вторых , в админ.-правовых нормах отражается метод админ. права, поэтому в большинстве случаев такие нормы имеют императивный характер. Они опред., какие действия могут совершать участники регламентированных ними отношений (содержат разрешения), от кот. следует воздержаться (устанавливают запреты), кот. необходимо совершать (фиксируют предписания). Правила поведения, устан. админ.-правовыми нормами, должны выполнять как представители власти, так и подвластные физ. и юр. лица. Ведь невыполнение правовых предписаний может вызвать применение к любой из сторон принудительных мер со стороны государства.

В-третьих , админ.-правовые нормы нередко устан. в пр-ссе реализации исполн. власти и непосредственно ее суб.. Наличие приведенной черты обусловлено тем, что исполн. власть осущ. с целью воплощения в жизнь правил, зафиксированных, прежде всего, в КУ и ЗУ. Органы, представляющие указанную ветвь власти, уполномочен принимать акты, в кот. детализируются и конкретизируются законод. положения, формулируются общеобяз. правила поведения, пригодные для регламентации отношений, составляющих предмет админ. права.

В-четвертых , характер отношений, урегулированных админ.-правовыми нормами, определяет их структуру.

Админ.-правовые нормы делятся на виды по различным критериям.

По содержанию можно выделить группы админ.-правовых норм, которые: 1) фиксируют права и обязанности граждан как суб. админ. права, 2) закрепляют порядок образования и правовое положение властных суб. данной отрасли права, 3) устан. порядок прохождения гос. службы, права и обяз. гос. служащих, 4) опред. формы и методы управленческой деят., 5) устан. способы и порядок обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении; 6) опред. админ.-правовые основы организации матер-го производства, соц.-культурного и админ.- политического строительства.

По целевому назначению среди админ.-правовых норм выделяют регулятивные, фиксирующих права и обяз. суб. админ. права, и охранные, направленных на регламентацию мер принуждения, применяемые к нарушителям общеобязательных правил.

По методу воздействия на суб. админ. права разл.: обязывающие (устан. обяз. осущ. позит. действия) запрещающие (фиксируют обяз. воздержаться от определ. действий); управомочивающие (дают право на осущ. тех или иных положит. действий) рекомендательные (содержат советы по рациональных действий) и стимулирующие (содержат инфу о поощрении деят., кот. считают полезной).

По отраслевой принадлежности админ.-правовые нормы дел. на материальные (опред. права и обяз. суб. админ.-правовых отношений) и процесс-ные (фиксируют порядок, процедуры реализации прав и исп-ия обяз.).

По пределами действия разл. общеобяз. админ.-правовые нормы, действующие на всей терр. У. или на определ. ее терр., и такие, кот. действуют в сист. орг. гос. управл. (общие, ведомственные, межведомственные, локальные).

По порядку действия во времени можно выделить срочные админ.-правовые нормы (время действия определен) и такие, время действия кот. не определен.

По кругу физических лиц админ.-правовые нормы делятся на те, кот. устан. правила для всех граждан, или такие, кот. адресуются отдельным группам лиц.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то