Специальные субъекты государственно правовых отношений. Государственно-правовые отношения и их основные виды. Виды конституционно-правовых отношений

Государственное право организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт государственного права вклю­чает в себя группу норм, регулирующих внутренне единый ком­плекс отношений. Изучение института позволяет получить пред­ставление об отдельной стороне политического строя.

Для государственного права всех без исключения стран харак­терны следующие институты:

1. Институт политического режима. Существо этого института проявляется не только и не столько в том, как нормы сформулирова­ны в законах и прочих актах, сколько в фактически складывающих­ся правилах.

2. Институт государственного устройства. Данная группа норм формально-юридически решает вопрос территориальной организации государства.

3. Институт, определяющий структуру высших государст­венных органов, порядок их формирования и деятельности. В большинстве стран органы власти выборные. B законодательстве таких стран имеется институт избирательного права.

4. Основы правового положения личности. Нормы этого института регулируют отношения между государством и личнос­тью, объединениями граждан и определяют самые существенные свойства правового положения человека.

5. Основы местного управления. Детально проблемы местного управления регулируют муниципальное, административное право. Но государственное право определяет главные характеристики статуса территорий.

Государственно-правовое регулирование - это не только нор­мы, но и практика их применения, которая выражена в юридичес­ких, политических отношениях.

По сложившейся теоретической традиции структуру правоотно­шения образуют три составляющие - объект, субъект и содержание.

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой возни­кают отношения, регулируемые государственным правом. Участ­ники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и реализуют свои права, полномочия, обязанности, со­блюдают или нарушают запреты.

В числе объектов государственно-правовых отношений нахо­дятся разнообразные явления - территория, границы, государст­венная символика, столица, бюджет, деятельность и прочие.

Основным объектом государственно-правовых отношений сле­дует считать политическую власть, ибо каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный c властью. Власть определяют как совокупность полномочий, которыми наде­лены государственные органы и должностные лица.

Субъектами государственно-правовых отношений являются лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и обладающие правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами.


K числу субъектов государственно-правовых отношений отно­сятся:

1. Государство, которое может выступать в качестве полити­ческого института (носителя власти) и юридического лица (на­пример в случае участия государства в судебном процессе, когда его действия оспариваются);

2. Народ (нация), обладающий собственным правом на власть суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать в качестве стороны, участвующей в государственно­-правовых отношениях. Общество, не обладающее суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействий, государственно-правовых отношений;

3. Этнические группы, национальные общности, за которыми могут быть признаны особые условия участия в политическом про­цессе, автономия;

4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом;

5. Общественные, религиозные объединения (ассоциации). Политические партии являются их разновидностью. Партии участвуют в формировании органов власти, оказывают влияние на дея­тельность государства. Аналогичную роль в государственно-право­вых отношениях играют лобби, профсоюзы, политические движе­ния и прочие, которых иногда объединяют под общим названием - группы политического давления;

6. Граждане или подданные, которые участвуют в отношениях, связанных c формированием выборных органов власти, обладают политическими правами и притязаниями, несут обязанности;

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, подданные в абсолютных монархиях. Эти лица не обладают формальными правами на участие в национальном политическом процессе, но несут государственно-правовые обязанности. По отношению к этой ка­тегории субъектов государство признает и защищает права, имею­щие частный характер;

8. Депутаты высших и территориальных представительных органов;

9. Государственные органы и должностные лица, вооруженные силы;

10. Субъекты федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы управления (муници­палитеты).

Содержанием отношений, в которых участвуют монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), является реализуемый ими суверенитет. Понятие суверенитета имеет две сторо­ны - внутриполитическую и международную. Суверенитет в международном аспекте выглядит как независимость государства, его право на равных общаться c другими членами мирового сообщества; включая право на территориальную целостность, невмешательство других стран во внутренние дела. B этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета состоит в том, что монарх или народ обладают собственным правом на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство неотъемлемость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Го­сударственный суверенитет во внутриполитическом смысле, означает верховную юрисдикцию, власть государства на его территории.

Содержанием отношений, где участвуют, государство, государ­ственные орган и должностные лица, являются используемые, ими полномочия. Полномочия - это закрепленные законом или обыкновением возможности, обладающие той особенностью, что их ис­пользование является обязанностью чиновника и государственно­го органа. Эти субъекты должны пользоваться властью, которая за ними закреплена. Иначе они не смогут выполнить возложенные на них функции. Другим субъектам обычно не возбраняется отказ от использования принадлежащих им прав. Впрочем, иногда и учас­тие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется компетенцией.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных , юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает внести его в этот список.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Специфика конституционно-правовых отношений:

  • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
    предмет конституционного права;
  • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
  • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
  • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
  2. содержание;
  3. объект.

Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

  1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без ).
  2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
  3. Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
  4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
  5. Органы государственной власти:
    • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
    • субъектов Федерации;
    • государственные органы на местах.
  6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание и т. п.).

Подробнее

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Содержание конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица , которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага , по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Виды конституционно-правовых отношений

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

  • конкретные ;
  • общие ;
  • правовые состояния (особый вид) .

Подробнее

В наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования:

  • постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
  • временные (возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Подробнее

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок, как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь.

Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности государственно-правовых отношений:

1. Возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;2. Имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. 3. Носит характер властеотношений, поскольку только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.4. Им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Виды государственно-правовых отношений:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

а. Конкретные (В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности).

б. Общие (В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности)

2. С точки зрения времени функционирования:

а. постоянные (Период действия правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование)

б. временные (возникают в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость).

3. По способу реализации:

а. материальные (предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений)

б. процессуальные (определяет порядок реализации).

4. В зависимости от вида норм:

а. правоустановительные (содержащие права и обязанности)

б. правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть: 1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;4) государственные органы Российской Федерации – Президент, Федеральное Собрание, обе его палаты, Правительство;5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;6) постоянные и временные комитеты и комиссии представительных органов в центре и на местах;7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, зарегистрированные в установленном законом порядке;9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;10) собрание военнослужащих по воинским частям;11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Понятие и содержание исполнительной власти.

Исполнительная власть является ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера (Д.М.Овсянко).

Характерные черты исполнительной власти:

Ø Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ , тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями;

Ø Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетентном смысле , т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или её механизма;

Ø Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма , построенного на началах разделения властей;

проводником государственной политики в жизнь;

Ø Исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам;

Ø Исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;



Ø Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

Ø Исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера;

Ø Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественно исполнительной деятельности;

Ø Исполнительная власть по своей сути правоприминительна .

Соотношение административной власти и исполнительной

«Исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» (по Бахраху).

Однако другие ученые считаю, что понятие «административной власти» гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено (Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они объясняют это так: административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия).

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются друг от друга своим предметом (объектом) регулирования , под которым понимается общественные отношения, которые складываются в той или иной сфере.

Предмет АП – общественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, т. е. отношения направленные на управление какими-либо общественными процессами или явлениями с целью их организации, приведения в стабильное, функционирующее состояние.

Виды социального управления:

Государственное

Общественное

Муниципальное (регулируются муниципальным правом)

Основанное на нормах морали, обычаев и традиции (у мусульман это свадьба и похороны).

Именно первые два вида и регулируются АП.

Государственное право организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт государственного права - есть группа норм, регулирующих внутренне единый комплекс отношений. Изучение института дает представление об отдельной стороне государственности.

Для государственного права всех без исключения стран характерны следующие институты:

1. Институт политического режима. Существо этого института проявляется не только и не столько в том, как нормы сформулированы в законах и прочих актах, но скорее в реально действующих правилах. Так, в Южной Корее закреплена свобода печати. Но характер политического режима в этой области определяют реально действующие обыкновения - правительственные учреждения фактически контролируют прессу методами финансового давления, кадровых перестановок7. По ст. 6 конституции Кот д"Ивуара 1960 г. организация и деятельность партий и группировок свободны. Но действительность такова, что единственным легальным претендентом на власть оказалась Демократическая партия. Нормы, определяющие политический режим, регулируют объем и пределы применяемой власти, обозначают состав субъектов, которым власть доступна. Они формируют также взаимосвязи государства и партий, религиозных организаций, территориальных сообществ, вооруженных сил и прочих участников политического общения.

2. Институт политико-территориального устройства. Эта группа норм формально решает вопрос территориальной организации государства.

3. Институт, определяющий структуру высших государственных органов, порядок их формирования и деятельности. В большинстве стран органы власти выборные. В законодательстве таких стран имеется институт избирательного права.

4. Основы правового положения личности. Нормы этого института регулируют отношения между государством и личностью, объединениями граждан и определяют самые существенные свойства правового положения человека.

5. Основы местного управления. Детально проблемы местного управления регулируют муниципальное, административное право. Но государственное право определяет главные характеристики статуса территорий.

Государственное право в его действительном состоянии - это не только институты и нормы, но также практика их применения, которая выражена в юридических, политических отношениях.

По сложившейся теоретической традиции структуру правоотношения образуют три составляющие - объект, субъект и содержание.

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой складываются, строятся отношения, регулируемые государственным правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в этой связи реализуют свои притязания, полномочия, обязанности, соблюдают или нарушают запреты.

К объектам государственно-правовых отношений могут быть причислены разнообразные явления. Даже язык оказывается в их числе. Так, на Украине, например, украинский язык зафиксирован как государственный, а в областях компактного проживания национальных меньшинств допускается использование приемлемого для них языка. Такими объектами являются также территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и прочее. Но есть и нечто единое, некая основа в этом множестве объектов.

Обратим внимание на то, что каждый из государственно-правовых институтов связан с вопросом о власти. Например, избирательное право есть способ, которым народ делегирует, передает политическую власть выборным органам. Государственное устройство, местное управление решают проблему распределения власти между центром и образующими государство территориями. Основы статуса личности устанавливают границы, в которых власть обязывает человека, а также объем требований, которые лицо вправе предъявить властителям. Регулирование статуса политических партий определяет условия их прихода к власти в роли парламентского большинства, участия коалиционных партий в осуществлении власти либо поддержания господства одной партии.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, ибо каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный с властью. Он заинтересован в применении власти определенным образом либо в том, чтобы по возможности оградиться от нее.

Субъекты государственно-правовых отношений - это лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью и обладающие правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами.

К числу субъектов государственно-правовых отношений относятся:

1. Государство, которое может выступать в качестве политического института (носителя власти) и юридического лица (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда его действия оспариваются).

2. Народ (нация), обладающий собственным правом на власть - суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать в качестве стороны, участвующей в государственно-правовых отношениях. Сообщество, не обладающее суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействий.

3. Этнические группы, национальные общности, так называемые коренные народы, за которыми могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия. Так, федеральное правительство Канады и коренное население (эскимосы, индейцы, а также метисы) заключают договоры и соглашения, определяющие взаимоотношения между ними38.

4. Монарх лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть.

5. Общественные, религиозные объединения (ассоциации). Политические партии являются их разновидностью. Партии участвуют в формировании органов власти, оказывают влияние на деятельность государства. Аналогичную роль в государственно-правовых отношениях играют лобби, профсоюзы, политические движения и прочие, которых иногда объединяют под общим названием - группы политического давления.

6. Граждане или подданные, которые участвуют в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, обладают политическими правами и притязаниями, несут обязанности.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, подданные в абсолютных монархиях. Эти лица не обладают формальными правами на участие в национальном политическом процессе, но несут государственно-правовые обязанности. По отношению к этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8. Депутаты высших и территориальных представительных органов.

9. Государственные органы и должностные лица, вооруженные силы.

10. Субъекты федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы управления (муниципалитеты).

11. Иностранные государства и международные организации. Современная государственность Боснии сформирована и существует при непосредственном иностранном участии. Так, 8 сентября 1995 г. министры иностранных дел Сербии, Хорватии; (с участием мусульманского правительства.Боснии) подписали Соглашение о принципах конституционного устройства Боснии "и Герцеговины, создав правовые основы государственности этой ^страны. Конституционный суд Боснийской Федерации лишь частично назначается ее участниками (Республикой Сербской, Герцеговиной), а трех из девяти его членов назначает председатель ^Европейского суда по правам человека.

5. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица - адресаты нормы - приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции.

Юридические факты представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов по тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию.

По последствиям юридические факты делятся на право-образующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.

Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, есте ственная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями.

Бездействие - это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

6.Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством для регулирования и охраны государственно-правовых отношений, которые реализуются через права и обязанности субъектов правоотношения и обеспечиваются принудительной силой государства.

Эти нормы имеют учредительный характер.

Они устанавливают форму правовых актов (законы, указы, постановления) государственных органов, порядок их принятия, компетенцию государственных структур в сфере правотворчества, порядок изменения и отмена нормативных актов.

Для норм этой области специфическим есть механизм их применения.

Конституционно-правовым нормам присущие общие признаки юридических предписаний, то есть они регулируют общественное отношения, устанавливают обязательные правила поведения, содержатся в действующих правовых актах государства; защищаются и обеспечиваются в случае необходимости принудительной силой государства.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

От норм других сфер права конституционно-правовые нормы отличаются:

б) источниками, в которых они содержатся, поскольку самые важные нормы закреплены в Конституции Украины и имеют наивысшую юридическую силу;

в) учредительным характером своих предписаний, поскольку конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятие и опубликование, компетенцию государственных органов;

г) особенностями внутренней структуры.

В отличие от других сфер права, нормы конституционного права включают значительно больше норм общерегулирующего характера.

К таким прежде всего принадлежат нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-задачи, которых много в первом разделе Конституции Украины.

Многие конституционно-правовые нормы при своей реализации связанны не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или же с правовыми по состоянию (гражданство, статус Автономной Республики Крым).

Конституционно-правовые нормы, как правило, не являются классическими, то есть они не всегда содержат в своем составе все три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию Конституционно-правовые нормы довольно разнородные и имеют свои специфические черты.

Их можно классифицировать за такими признаками (критериями): по смыслу, юридической силой, территории действия, характером воплощения предписаний, назначением в механизме правового регулирования, функциональной направленностью, сроком действия.

Важным признаком, присущим исключительно конституционным нормам, есть их наивысшая юридическая сила. Они также, как правило, довольно стабильными, и это имеет существенное значение для стабильности конституционного порядка, обеспечение законности и правопорядка, стабильности правовой системы Украины.Существенное значение для характеристики конституционных норм имеет положение о том, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, которое гарантирует возможность обращения в суд для защиты прав и свобод человека и гражданина на основе норм Конституции Украины.

7. Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы. Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции.

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в 6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством. 7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Украины, и нормы, которые распространяются на часть ее территории. В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

8.Конституционно-правовые институт - это соответствующая система норм конституционного права, которая регулирует однородные и взаимосвязанные общественные отношения, которые составляют относительно самостоятельную группу.Определение принадлежности конституционно-правовой нормы и ее применении к тому или другому правовому институту есть необходимым, поскольку не в каждой правовой норме оказываются свойства, присущие конституционно-правовому институту в целом, а эти свойства института нужно учитывать, чтобы правильно понять механизм реализации отдельной нормы. Конституционно-правовые институты объединяют нормы как Конституции Украины, так и текущего конституционного законодательства. Нормы этих институтов различаются за территорией действия, степенью определенности и четкости правовых предписаний, назначением в механизме правового регулирования и за другими признаками. К конституционно-правовым институтам относят: основы конституционного порядка Украины, основы правового статуса человека и гражданина, избирательное право, институты парламентаризма, референдума, гражданства, президента, территориального устройства, конституционного контроля, местного самоуправления и т.п. Они существенно отличаются друг от друга по количеству правовых норм, которые в них содержатся, спецификой регулированных отношений. Исходя из этого, институты могут быть распределены на генеральные, основные и субинституты. К генеральным институтам относятся: основы конституционного порядка; основы правового статуса личности; основы организации и функционирования органов государственной власти, основы организации и деятельности органов местного самоуправления. Эти институты формируются в связи со спецификой отдельных, наиболее широких разновидностей общественных отношений конституционного регулирования. Эти институты адекватно отображают общесистемные связи. В них представлены все виды конституционных норм.

9. Источники права различаются:

а) за материальным содержанием (материальные условия жизни общества, система экономических связей, формы собственности и т.п.);

б) за идеальным содержанием (правовое сознание);

в) за юридическим содержанием (разные формы - средства выражения, объективность правовых норм).

Поэтому под источниками права в юридическом значении понимают форму выражения, объективацию государственной воли. Основными видами источников конституционного права в мире есть нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, а иногда международные и внутригосударственные договора.

В свою очередь, нормативно-правовые акты конституционного права делятся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты органов местного самоуправление.

Система правовых актов, которые представляют источники конституционного права Украины, есть довольно широкой. Это Конституция Украины, Конституция Автономной Республики Крым, законы, постановления Верховной Рады Украины, акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, декларации (прежде всего Декларация о государственном суверенитете Украины), Акт провозглашение независимости Украины, постановы Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, акты местных государственных администраций, органов местного самоуправления, регламенты и т.п. Правовые акты конституционного характера имеют право принимать Центральная избирательная комиссия как орган государственной власти.

Особое место среди источников конституционного права Украины принадлежит Конституции Украины, в которой закрепляются принципы государственно-правовых норм общего характера. Они имеют наивысшую юридическую силу, касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Таким диапазоном содержание норм Конституция Украины существенно отличается от других источников конституционного права. Важно и то, что в ней определяется много других источников этой отрасли национально-правовой системы. Нормы Конституции Украины касаются каждого гражданина, всех субъектов общественных отношений. Значительное количество конституционных норм имеют учредительный характер.

Источником конституционного права Украины есть международные договора. Конституция Украины (ст. 9) устанавливает, что действующие международные договора, обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, является частью национального законодательства Украины. Среди ратифицированных международных договоров, которые являются источниками конституционного права Украины, можно назвать такие, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская хартия региональных языков или меньшинств 1992 года, Европейская конвенция о гражданстве 1997 года.Виды источников сфер конституционного права Украины, как правило, довольно стабильные. Они четко определены в Конституции Украины и других нормативно-правовых актах. Но на данном этапе конкретные акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, очень часто меняются, новолизуются. Нестабильность конституционного законодательства предопределяется как объективными, так и сугубо субъективными факторами, трудностями переходного процесса формирования украинской государственности.

Последней тенденцией в вопросе источниковых баз конституционного права Украины есть постепенное признание судебного прецедента как формы внешнего выражения норм этой области публичного права. Для этого есть соответствующие нормативные основания. Согласно ч. 2 ст. 8 Кодекса административного судопроизводства Украины, «суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского Суда прав человека». Учитывая то, что административная юрисдикция распространяется на публично-правовые споры, которые возникают, в том числе, и в конституционно-правовой сфере, такое нормативное предписание есть достаточно показательным свидетельством вышеназванной тенденции.

10. Наука конституционного права имеет характерные функции, которые определяются прежде всего ее предметом. В них раскрываются ее сущность, назначение, роль для правотворческого и правоприменимого процессов, повышение политико-правовой культуры населения, специалистов-юристов, для учебного процесса и т.п.

Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих отдельно взятые отрасли права.

Предметом изучения конституционно-правовой науки является ряд правовых явлений:

1) общественные отношения, являющиеся предметам регулирования отрасли конституционного права. Общественные отношения являются первоначальным звеном в построении системы конституционно-правового регулирования. Наука конституционного права изучает общественные отношения с целью содей ствия наиболее точному определению меры и способов конституционно-правового воздействия на них;

2) нормы отрасли конституционного права. Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционного права, ее институтов;

3) источники отрасли конституционного права - Конституция РФ и иное законодательство Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры, нормы международного права, решения Конституционного Суда Российской федерации. Наука изучает основные свойства каждого вида источников, их соотношение друг с другом, коллизии, возникающие между ними, расположение норм конституционного права в различных источниках;

4) конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая наука изучает правоотношения как результат урегулированности общественных отношений, эффективность воздействия правовых норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного результата. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика государственных органов.

Таким образом, конституционно-правовая наука представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о конституционном праве и общественных отношениях, им регулируемых.

Источниками науки конституционного права являются, во-первых, труды ученых - специалистов в области конституционного права, теории права, во-вторых, нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, в-третьих, практика реализации конституционно-правовых норм: правомерное и неправомерное поведение субъектов права, реализующих свои конституционно-правовые права и обязанности.

Наука конституционного права реализует несколько взаимосвязанных между собой функций, а именно: политическую, методологическую, идеологическую, прогностическую, экспертную.

Политическая функция науки конституционного права Украины заключается в том, что она направлена на формирование политических убеждений и ориентаций в обществе, на становление высокой политико-правовой культуры, без которой не существует ни цивилизованного общества, ни правовой государства.

Идеологическая функция науки конституционного права Украины заключается в том, что она анализирует идеи и ценности, которые воплощены в действующей Конституции Украины, а также идеи и ценности, которые желательно было бы воплотить в государственно-правовую практику. Наука сегодня отходит от узкоклассового подхода и ориентируется на общечеловеческие ценности.

На современном этапе возрастает роль прогностической функции науки конституционного права. Это связано прежде всего с формированием новой правовой системы Украины, основой которой являются конституционные нормы. Повышается значение социального и юридического прогнозирования в стратегии законотворческого и в целом нормотворческого процесса, прогнозирование развития конституционного процесса, восприятие гражданами государственно-правовых новаций. Конституционно-правовые нормы и институты работают только тогда, когда они воспринимаются населением, не противоречат его мировоззрению. Поэтому разработка научными работниками концепций законодательных актов, в которых бы учитывались возможные политические, идеологические, экономические, социальные, экологические, демографические и другие следствия будущих законов, имеет большое значение для эффективности правовой системы в целом, для достижения общественного согласия, обеспечение в Украине демократической направленности развития политико-правовых процессов.

Методологическая функция науки конституционного права Украины направленная на помощь другим общественным наукам, поскольку наука конституционного права толкует и оперирует такими понятиями, как «суверенитет», « основы конституционного порядка», « основы правового статуса человека и гражданина», что имеют существенное значение и для других отраслевых наук.

Экспертная функция науки конституционного права Украины находит свое проявление в том, что специалисты по конституционному праву все более чаще привлекаются к принятия экспертиз проектов законодательных и других нормативно-правовых актов.

11.Методология науки - учение о методах познания конституционно-правовых реалий, теоретическое обоснование методов и видов познания этих реалий, которые используются наукой конституционного права Украины.

Метод науки - это совокупность правил, приемов и образов научного познания, которые обеспечивают получение объективных и достоверных знаний. Под влиянием объективных и субъективных факторов происходят существенные изменения в методологической базе науки.

Методология науки помогает решению вопросов развития конституционного процесса, его направленности, путей создания государства. В свою очередь, это дает возможность научного обоснования организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, оптимального конституционного регулирования основных прав и свобод граждан и т.п.

Кроме общих методов анализа конституционных процессов, эта наука использует также специальные методы, к которым принадлежат: системный, сравнительно-правовой, исторический, метод конкретно-социологических исследований, статистический и т.п.

Системный метод дает возможность рассматривать сам предмет конституционного права как целостную взаимосвязанную систему. Такой же подход используется и при анализе каждого правового института, выявлении его роли не только в системе конституционного права, а в целом в правовой системе государства.

На основе системного видения есть возможность определить место и роль конституционного права в правовой системе Украины, осветить основоположную роль конституционных принципов для нормативного регулирования общественного отношения. Так, положение основ конституционного порядка имеют системосоставляющее значение не только для конституционного, а и всего законодательства Украины.

Метод конкретно-социологических исследований дает возможность науке выявлять общественную мысль относительно развития конституционного процесса в Украине, оценки функционирования соответствующих государственных учреждений, органов местного самоуправления, учитывать результат исследований для принятия ими оптимальных решений.

Статистический метод помогает выявить эффективность конституционно-правовых норм и институтов, оценивать их влияние на общественные отношения. Наука анализирует статистические данные и на их основе делает соответствующие выводы. Широко этот метод применяется при анализе данных, связанных с избирательным процессом, проводкам референдумов. Научный интерес имеет информация о количестве избирательных комиссий разного уровня, их состав, участие граждан в выборах, ровни их активности и т.п. На этой основе наука дает рекомендации относительно усовершенствования правового регулирования, преодоление негативных явлений в работе государственных органов, органов местного самоуправления, депутатского корпуса и т.п.

Разнообразие методов науки конституционного права Украины дает ей возможность комплексно анализировать соответствующие отношения, выявлять пути повышение эффективности функционирования конституционных норм и институтов, предлагать оптимальные модели организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, взаимоотношений между Украиной и Автономной Республикой Крым, центром и регионами и т.п. В условиях активизации научных исследований в Украине с конституционного права есть все возможности для расширения методологического арсенала науки, повышение ее роли в государствообразующем и правоприменимых процессах.

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 1055 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то