Таможня вернула ндс как отразить в декларации. Порядок исчисления и уплаты НДС при импорте товаров (услуг). Уплачиваем налог в бюджет

2017-04-21T11:31:49+00:00

Я уже не раз замечал, что когда начинающий бухгалтер в первый раз сталкивается с необходимостью занесения в программу товара по ГТД (таможенная декларация, импорт), то его первая реакция - ступор. Много цифр, в разной валюте, ничего не понятно.

Итак, поехали!

Итак, перед нами 2 листа реальной ГТД (основной и добавочный). Я лишь очистил в них конфиденциальную информацию, которая для учебных целей нам ни к чему.

Можете открыть их на отдельной странице, а лучше распечатайте и положите прямо перед собой.

Учимся читать ГТД

Разбор ГТД будем делать на основании правил его заполнения, которые можно почитать, например, вот .

Наша декларация состоит из 2 листов: основного и добавочного. Такое бывает, когда декларируется ввоз двух и более товаров, ведь на основном листе можно расположить информацию только об одном товаре.

Разбираем основной лист

Шапка основного листа

Обращаем внимание на правый верхний угол основного листа ГТД:

ИМ в графе №1 означает, что перед нами декларация на импорт товаров.

Номер декларации 10702020/060513/0013422 состоит из 3 частей:

  • 10702020 - это код таможенного органа.
  • 060513 - это дата декларации (6 мая 2013 года).
  • 0013422 - это порядковый номер декларации.

В графе №3 мы видим, что перед нами первая (основной лист) форма из двух (основной лист + добавочный лист).

Всего декларируется 3 товара , которые занимают 3 места .

Спускаемся чуть ниже:

Здесь мы видим, что общая таможенная стоимость всех 3 товаров составляет: 505 850 рублей и 58 копеек .

Товар прибыл к нам из республики Корея .

Здесь же указана валюта, в которой производятся расчеты (USD ), а также таможенная стоимость в этой валюте (16 295$ ) по курсу на дату ГТД (6 мая 2013 года). Курс валюты указан здесь же: 31.0433 рубля.

Проверим: 16 295 * 31.0433 = 505 850.58. Получилась таможенная стоимость в рублях.

Товар #1 (экскаватор)

Спускаемся ещё ниже по основному листу влево:

Вот он наш первый товар, который указан на основном листе ГТД. Очевидно, оставшиеся два задекларированы на добавочном листе.

Название товара: "Эксковатор гидравлический ", он занимает 1 место.

Перемещаемся от названия товара вправо:

Номер товара 1 из 3.

Цена экскаватора составляет 15 800 USD , что в пересчете на рубли (по курсу 31.0433) образует таможенную стоимость 490 484 рублей и 14 копеек .

Налоги и сборы с экскаватора

Спускаемся вниз документа:

Таможенный сбор (код 1010) со всех товаров (в качестве основы начисления указана таможенная стоимость в целом по ГТД) составил 2 000 рублей .

Пошлина (код 2010) на экскаватор (основа начисления его таможенная стоимость) составила 5% или 24 524 рубля и 21 копейку .

НДС (код 5010) на экскаватор (основой начисления явилась сумма его таможенной стоимости 490 484.14 и размер пошлины 24 524.21) составил 18% или 92 701 рубль и 50 копеек .

Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что пошлину мы начисляем на таможенную стоимость товара, а НДС на (таможенную стоимость + размер пошлины).

Разбираем добавочный лист

Шапка добавочного листа

Переходим ко второму (добавочному) листу декларации.

Обращаем внимание на правый верхний угол добавочного листа:

Номер и вид декларации полностью совпадают с значениями на основном листе.

В графе№3 видим, что перед нами вторая форма (добавочный лист) из 2 (основной и добавочный листы).

Товар #2 (молот)

Спускаемся ниже к товарам, задекларированым на добавочном листе:

Перед нами товар "Молот гидравлический ", который занимает 1 место.

Переходим направо:

Прежде всего видим, что перед нами 2 товар из 3.

Цена молота составляет 345 (USD) , что в пересчете на рубли по курсу (31.0433) составляет 10 709 рублей и 94 копейки (таможенная стоимость).

Товар #3 (запчасти)

Спускаемся ниже:

Второй товар на добавочном листе (третий по ГТД в целом): "Части полноповоротного гидравлического одноковшового эксковатора ".

Переходим вправо:

Перед нами третий товар из 3.

Цена запчастей 150 (USD), что в пересчете на рубли по курсу (31.0433) составляет 4 656 рублей и 50 копеек (таможенная стоимость).

Налоги и сборы с молота и запчастей

Переходим вниз добавочного листа (графа №47, исчисление платежей):

Пошлина (код 2010) на молот (основа начисления его таможенная стоимость 10 709 рублей и 94 копейки) составила 5% или 535 рублей и 50 копеек .

НДС (код 5010) на молот (основа начисления его таможенная стоимость плюс пошлина) составил 18% или 2 024 рубля и 18 копеек .

Переходим вправо:

НДС (код 5010) на запчасти (основа начисления их таможенная стоимость 4 656 рублей и 50 копеек) составил 18% или 838 рублей и 17 копеек .

Подводим итоги

Таможенный сбор составил 2 000 рублей со всех товаров.

Заносим в 1С

Настраиваем функциональность

Прежде всего заходим в раздел "Главное" пункт "Функциональность":

Здесь на закладке "Запасы" должен быть отмечен пункт "Импортные товары":

Заносим поступление товаров

Заходим в раздел "Покупки" пункт "Поступление (акты, накладные)":

Создаём новый документ:

В качестве поставщика сейчас выберем произвольного контрагента для упрощения задачи:

Расчеты с поставщиком ведутся в долларах, поэтому в договоре с мы указали валюту расчётов USD:

А значит и все цены в документе заполняем в долларах. При проведении документа они будут пересчитаны в рубли по курсу на 6 мая 2013 года ( курсы валют за этот период, если ещё не сделали этого):

Обратите внимание, что мы везде указали ставку "Без НДС". Этот налог будет рассчитан и указан нами позже в ГТД.

Теперь проматываем табличную часть вправо и заполняем Номер ГТД и страну происхождения товара. Это можно сделать вручную для каждой строчки или для всех сразу при помощи кнопки "Изменить" над табличной частью.таможню и договор для взаиморасчетов с ней (депозит).

Таможенный сбор составил 2000 рублей, штрафов нет.

Переходим к закладке "Разделы ГТД":

Грузовая таможенная декларация может иметь несколько разделов, в которые группируются товары с одинаковым порядком расчета таможенных платежей.

В нашем случае порядок расчёта таможенных платежей у первых 2 товаров (экскаватор и молот) совпадают - 5% пошлина и 18% НДС.

За третий товар пошлина не указана и мы могли бы вынести его в отдельный раздел.

Но мы поступим немного по-другому.

В начале укажем общий процент пошлины и НДС:

Эти ставки автоматически посчитались для общей таможенной стоимости, а затем пропорционально распределятся по 3 товарам:

Всё верно (см. нашу итоговую табличку по ГТД), за исключением третьего товара. Вручную откорректируем его данные:

В итоге получится вот так:

Проводим документ.

Смотрим проводки

Видим, что таможенный сбор и таможенные пошлины распределились по себестоимости товаров, а входящий НДС ушёл в дебет 19.05.

Гудилина Ю. Н. , главный бухгалтер, ООО «ТД Беллиссима»

О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:

– таможенная стоимость ввозимых товаров;

– сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;

– таможенная пошлина.

Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:

– по стоимости сделки с идентичными товарами;

– по стоимости сделки с однородными товарами;

– методом вычитания;

– методом сложения;

– резервным методом.

Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).

Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Перечень документов, которые подтверждают таможенную стоимость, содержится в приказе ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).

При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях – форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).

Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая – для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).

Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.

Подтверждающие документы

«Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:

– внешнеэкономического контракта;

– инвойса иностранного контрагента;

– таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;

– документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).

Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).

Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).

Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).

Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).

Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.

В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:

– товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;

– компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;

– организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.

Учесть суммы уплаченного на таможне НДС в стоимости товара позволяют нормы пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Те фирмы, которые применяют «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», сумму налога включают в состав налоговых расходов.

Читайте об особенностях расчета НДС на импортируемые товары, о том какие условия нужно соблюдать и какие документы необходимо оформить, чтобы возмещение этого налога не стало для компании непосильной проблемой.

 

Обычный алгоритм расчета налога на добавочную стоимость при процедурах по ввозу импортных товаров несколько видоизменен и имеет ряд особенностей. Дело в том, что начисляется налог не только на сумму товара. В налоговую базу входят и таможенная пошлина и акциз, если импортируется подакцизный товар. НДС формируется так:

(Св + Пт + Ат) *Сн, где
Св- стоимость товара;
Пт - пошлина;
Ат - акциз;
Сн-процентная ставка НДС.

Пример № 1

По контракту, заключенному ООО "Арктур" с испанским производителем на сумму 36 000 долл. США, поставлена партия вина (5000 бут./0,75 л). Ввоз - 13-го марта. На следующий день, 14 марта, компания предоставляет таможенную декларацию и оплачивает на таможне сборы, пошлину, НДС и акциз.

Таможенные сборы, представляющие собой плату за услуги,не входят в расчет НДС. Для определения таможенной пошлины необходимо знать ставку (допустим 20% от цены контракта) и курс доллара на дату оплаты (допустим 50 руб.).

П т = 36 000 долл. * 20 % * 50 руб. = 360 000 руб.

Поскольку вино - товар подакцизный, рассчитываем сумму акциза (допустим, что его цена на 1 бутылку составляет 4 рубля).

А т = 5 000 бут. * 4 руб. = 20 000 руб.

Ставка НДС - 18%. Пользуясь формулой, рассчитаем сумму налога.

(36 000*50 + 360 000 + 20 000) * 18 % = 392 400 руб.

Если ввозимый товар не является акцизным и не облагается пошлиной, например, следуя договоренностям Таможенного союза, то формула упрощается, и НДС начисляют исключительно на сумму товара.

Коротко о сроках платежа НДС. Рассчитать и перечислить налог следует до или в момент оформления таможенной декларации. По закону этот документ подается в 15-ти дневный срок со дня прибытия товаров в РФ.Неуплата НДС в эти сроки - повод для начисления пени за несоблюдение законодательных норм.

Пример № 2

ООО "Рино", импортирующее японское оборудование, в адрес которого 10 февраля прибыл груз с НДС в сумме 400 000 руб., не оплатило налог вовремя, т. е. до 25 февраля. Уплата налога произведена 5 марта. За время просрочки платежа начислены пени за 8 дней в размере 1/300 ставки рефинансирования (допустим 8%) на сумму налога. Расчет пени: 400 000 * (1/300 * 8%) * 8 дней = 8 533,33 руб.

Уплата налога - обычная и несложная операция, но процедура возврата НДС при импорте, напротив, потребует предельного внимания. Начнем с того, что не каждая организация может возместить налог.

Компании, имеющие право на возмещение НДС

Итак, ввоз товаров в страну сопровождается обязательной оплатой НДС. Но плательщик имеет законное право на уменьшение налогооблагаемой базы на размер уплаченного при ввозе налога. Вернуть его могут компании или ИП , имеющие статус плательщика НДС (и только они!), т. е. находящиеся на общем режиме налогообложения.

Организации и бизнесмены, применяющие УСН или другие специальные режимы налогообложения, не освобождаются от уплаты входного налога при импорте, но к вычету эта сумма не может быть принята. В таких предприятиях обычно товары приходуются по цене, включающей сумму налога на добавочную стоимость.Подобная практика продиктована законом. Впоследствии, при реализации этих товаров, основная налоговая нагрузка ложится на конечного потребителя, поскольку в цену товара данный налог уже заложен.

Пример № 3

ООО "Трио", находясь на ЕНВД, продает в розницу бытовую электронику. Допустим, что компания заключила договор на сумму 50 000 долл. США с австрийской организацией на поставку партии техники для дальнейшей перепродажи. Товар прибыл 15 марта. Таможенная декларация представлена 17 марта. В то же время уплачены все сборы (1 000 руб.), пошлина (100 000 руб.) и НДС (468 000 руб.) и собственно стоимость товара (50 000 * 50 руб. по курсу = 2 500 000 руб.).

В стоимость товара, оприходованного в ООО "Трио" войдут все указанные суммы:

2 500 000 + 1 000 + 100 000 + 468 000 = 3 069 000 руб.

Условия, соблюдение которых дает возможность вернуть НДС

Вернуть налог,оплаченный при ввозе, можно только при неукоснительном соблюдении таких условий:

  • товары приобретены для дальнейшего использования в деятельности, подпадающей под налогообложение добавленной стоимости, к примеру, для последующего применения в процессе производства продукции, облагающейся НДС;
  • купленная продукция принята к учету на основании оформленной первичной учетной документации;
  • фактическая оплата налога произведена.

Перечисление НДС подтверждается правильно оформленными платежными документами, таможенной декларацией, служащей доказательством факта ввоза товаров в страну, а также документами, фиксирующими уплату таможенных пошлин, акцизов и налогов, выданными таможенными органами.

Сумма налога, уплаченная и подлежащая вычету, отражается в налоговой декларации по НДС . Составляется она(обязательно!) в том налоговом периоде (квартале), когда производились операции по импорту, и возникло право на налоговый вычет. Предоставить декларацию в ИФНС нужно до 20-го числа,следующего за прошедшим кварталом, месяца.

Особенности

Кроме того, в книге покупок должно быть отражено приобретение импортных товаров с указанием суммы НДС.Регистрационная запись о сумме налога, подлежащей возврату, обязательно вносится в книгу после того, как оплата НДС проведена и получено заявление об импорте с отметками ИФНС, подтверждающими платеж. Необходимо там же (в книге покупок) указать и реквизиты документа об оплате.

Порядок возмещения НДС при ввозе импортной продукции.

Законодательством определен специальный порядок возмещения НДС при импорте. Необходимыми документами, подтверждающими совершение сделки, являются:

  • договор, контракт (или копия), заключенный на поставку товара с иностранной фирмой. В нем должна присутствовать полная информация об условиях поставок, сроках, ценах и видах продукции.Еще одно важное условие, принимаемое во внимание ИФНС - фигурировать в качестве заказчика в договоре должна компания, а не лично бизнесмен. Оплата за приобретенный товар также должна производиться со счетов фирмы, которые указаны в контракте;
  • таможенная декларация с отметками таможенного органа.

Подтверждают право на возможность возврата НДС следующие документы:

  • все полученные счета-фактуры;
  • паспорт сделки, зарегистрированный в банке в установленном порядке;
  • накладные на получение товаров, товаротранспортные накладные и прочие сопроводительные документы. При импорте из стран - участников евразийского таможенного союза, заполняются специальные формы товаросопроводительных документов;
  • платежные поручения;
  • книги покупок с соответствующими записями.

Заполнение всех перечисленных документов должно быть безукоризненным и четким, представленная информация - выверена и соответствует действительности.

Видео: Налоговый вычет с НДС уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ

Кроме грамотного документального оформления сделки, следует быть внимательными при контактах со служащими банка и таможни. Нельзя соглашаться на предложения брокеров (есть такой вид мошенничества)провести оплату за поставленный товар с личного счета. Для предприятия, имеющего право на возврат налога, такие операции проводить нельзя - добиться возврата налога будет невозможно.

Подача декларации и последующая камеральная проверка

Все перечисленные документы прилагаются к налоговой декларации. После ее предоставления, ИФНС в течение 3-х последующих месяцев инициирует камеральную проверку достоверности и обоснованности суммы налога. Именно по итогам этой проверки выносится решение о возможности возврата заявленной суммы налога частично, в полном объеме или о запрете выплаты.

Надо сказать, что бюджет весьма неохотно расстается с полученными средствами, поэтому проверки проводятся самым тщательным образом и компаниям надо быть готовыми к этому. К тому же, налоговики не всегда обосновывают отказ в возврате. На практике имеется немало случаев отказов в разрешении права на возмещение НДС при достаточно лояльных актах.

При несогласии с вынесенным отрицательным решением налогового ведомства, компания вправе обжаловать его в вышестоящей инстанции УФНС в трехмесячный срок со дня отказа. Решения по жалобам принимаются в течение месяца. При отказе вышестоящего органа ФНС, организация может подать апелляционную жалобу и урегулировать вопрос в судебном порядке. Рассмотрением материала дела и вынесением решения занимается арбитражный суд.Исковое заявление может быть подано на протяжении 3-х лет с момента отказа в возврате НДС.

Сроки

Как уже говорилось, правильнее всего оформить и представить декларацию с указанием уплаченной при импорте и подлежащей возврату суммы НДС, следует сразу до 20-го числа месяца по окончании налогового периода. Но, законодательно установлен срок 180 дней с момента проставления отметки о разрешении ввоза органами таможни. Если предприятие не уложилось в эти сроки, существует возможность представить декларацию позже, но при этом начисляются пени, а ИФНС может усмотреть в этом повод для формального отказа в разрешении на возмещение налога.

Решение ИФНС, разрешающее или запрещающее возврат НДС при импорте должно быть принято до истечения 7-ми дней после окончания проверки и доведено до сведения руководства компании в 10-ти дневный срок после вынесения решения. Если возврат налога разрешен, то на перечисление средств на счета фирмы законом дается 12 дней с того момента, как решение вынесено.

Компании, планирующие заниматься импортом товаров в Россию, столкнутся в своей работе со множеством вопросов, связанных с учетом и налогообложением. Ответы на многие из них вы сможете найти в статье. Мы также расскажем, какие особенности существуют при импорте товара из Белоруссии, и о новой форме декларации по НДС для таких импортеров.

"Таможенный" НДС

Операция по ввозу товаров на территорию Российской Федерации относится к объектам обложения на (пп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Правда, в этом случае НДС уплачивается не через налоговую инспекцию, а через таможенников в составе общих таможенных платежей, что прямо следует из пп. 3 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ. Ставка налога составит либо 10, либо 18% в зависимости от вида ввозимых ценностей (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Как правило, проблем с исчислением "таможенного" НДС у организаций не возникает. Основная масса вопросов связана с применением вычета. Дело в том, что "таможенный" НДС организации могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). В какой момент возникает право на вычет?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 172 НК РФ: сумма налога подлежит вычету после принятия на учет ценностей. Если речь идет о ценностях, купленных для дальнейшей продажи (товарах), то датой принятия на учет является оприходование их стоимости на счет 41. А вот в отношении основного средства у налоговиков и налогоплательщиков нет единого мнения. Первые утверждают, что принятие объекта на учет означает ввод его в эксплуатацию, т.е. момент, когда стоимость имущества переносится в дебет счета 01. Однако, по мнению налогоплательщиков, объект считается принятым на учет сразу же после того, как его стоимость показана на счетах 08 или 07. С этим мнением придется согласиться. Еще Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 24.02.2004 N 10865/03 указал, что факта принятия оборудования на счет 07 достаточно для получения права покупателя на вычет. А с 2006 г. официально разрешено принимать к вычету НДС по оборудованию к установке, т.е. с момента оприходования оборудования на счете 07.

Основанием для вычета НДС, уплаченного при импорте товаров, здесь будет являться не счет-фактура, как обычно, а таможенная декларация вместе с платежными документами, подтверждающими факт уплаты НДС таможенникам. Эти документы и надо регистрировать в книге покупок, о чем прямо сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Кстати, если оплата налога при импорте производится за счет заемных средств, налоговая инспекция не вправе отказать организации в вычете. Ведь из НК РФ следует, что налог должен быть уплачен, а за счет каких именно средств, значения не имеет. Аналогичная точка зрения высказана и Минфином России в Письме от 24.08.2005 N 03-04-08/226.

Как уже было указано, при ввозе имущества из-за рубежа право на вычет организации получают только в случае, если они уплатили налог на таможне, и факт уплаты при этом документально подтвержден. На первый взгляд может показаться, что подтвердить факт уплаты для импортера труда не составит: достаточно иметь при себе платежное поручение, которым перечислялся налог. Однако на практике ситуация не так проста. Организация-импортер обычно перечисляет таможне денежные средства авансом (на депозит таможни), а таможня, в свою очередь, по мере необходимости списывает этот аванс в счет уплаты таможенных сборов и НДС. Поэтому одной платежки, подтверждающей перечисление авансовых сумм, недостаточно, т.к. внесение аванса еще не свидетельствует об уплате налога по конкретной таможенной декларации.

Это умозаключение продиктовано не только логикой, но и нормами ст. 330 Таможенного кодекса РФ. Согласно п. 1 этой статьи "авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров". А в п. 3 этой же статьи говорится, что "денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу". И далее: "В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей".

Таким образом, фактически превращает ранее уплаченные авансовые платежи в уплаченный НДС по таможенной декларации. Можно ли тогда говорить о том, что для применения вычета достаточно подачи таможенной декларации и платежного поручения?

Как показывает практика, нет. Не так давно Минфин России выпустил официальные разъяснения по этому поводу. В Письме от 02.10.2009 N 03-07-08/198 чиновники отметили: документом, подтверждающим фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету налогоплательщиком, является документ, называемый "Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов". Его выдача по требованию плательщика предусмотрена п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ.

Ранее представители финансового ведомства в своих официальных разъяснениях приводили совершенно другой документ - Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдается в соответствии с п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ (Письмо Минфина России от 30.06.2008 N 03-07-08/159).

На практике налоговики требуют один из этих документов, а в случае их отсутствия отказывают организации в вычете "таможенного" НДС. Тем не менее налогоплательщикам удается отстаивать свое право на вычет в судебном порядке. Доказательством служит, например, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/4995-08. В этом Постановлении суд указал: "Получение от таможенного органа отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, является правом, а не обязанностью налогоплательщика, в связи с чем... отсутствие отчета, а также печати на этом документе не может являться основанием для отказа в предоставлении налогового вычета".

Мы также считаем, что эти документы не обязательны для целей получения права на вычет "таможенного" НДС. В большинстве случаев таможенники на оборотной стороне "авансовой" платежки проставляют специальные отметки: указывают номер ГТД, выводят остаток денежных средств и заверяют данную запись личной номерной печатью. Такие действия сотрудники таможни осуществляют на основании п. 2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров (утв. Приказом ГТК России от 04.01.1995 N 2). Как показывает судебная практика, такие отметки служат достаточным доказательством факта уплаты НДС на таможне (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3664/2006(23712-А45-31)). Но если таких отметок не будет, импортеру рекомендуем воспользоваться возможностью получить либо Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, либо Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Другие поводы для отказа в вычете

А если таможенные пошлины и НДС были уплачены таможне с расчетного счета не организации, а одного из ее контрагентов, который задолжал ей за выполненные работы? Иначе говоря, организация попросила своего должника погасить долг путем перечисления необходимой суммы в счет уплаты таможенных пошлин и НДС. В качестве подтверждающих документов у импортера были в наличии следующие документы: договор с этим контрагентом на выполнение работ и акт взаимозачета, согласно которому суммы НДС, уплаченные контрагентом таможне, были зачтены в счет оплаты выполненных нашим клиентом работ. Может ли на основании этих документов импортер принять сумму НДС к вычету?

На наш взгляд, может, т.к. уплата налога все же была произведена, пусть и третьим лицом. Однако, зная о сложившейся практике поведения налоговых органов, предупреждаем о возможном отказе со стороны инспекции в вычете "импортного" НДС, поскольку такие прецеденты уже были. Правда, если дело доходило до суда, налоговые инспекции проигрывали, т.к. ст. 328 Таможенного кодекса РФ разрешает уплачивать таможенные пошлины и налог любым лицам. В качестве положительных примеров из арбитражной практики приведем Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 по делу N А56-34727/2005, Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4033-06.

Другой причиной для отказа в вычете таможенного НДС на практике служит состояние расчетов с иностранным поставщиком, а вернее отсутствие таких расчетов. В некоторых инспекциях почему-то считают, что если импортер не расплатился со своим зарубежным партнером, он не имеет права принять к вычету из бюджета уплаченный на таможне НДС. Хотя в НК РФ речь идет об уплате суммы налога на таможне, а не об уплате стоимости ввозимых товаров. Тем не менее налоговые органы на практике придумывают новые условия, поэтому организациям приходится доказывать свое право на вычет в суде (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2005 N А56-7661/2005).

А как быть импортерам, переведенным на уплату ЕНВД, сельхозналога или использующим упрощенную систему налогообложения? У таких организаций единый налог не заменяет уплату НДС, перечисляемого на таможне при импорте товаров в Россию. Так что при ввозе товара из-за рубежа им придется заплатить налог, который, к сожалению, вычесть из бюджета не получится. Во-первых, одно из условий для вычета - использование товаров в облагаемых НДС операциях - не выполняется. Во-вторых, в НК РФ четко сказано: организации, не являющиеся плательщиками НДС, учитывают уплаченный при ввозе налог в стоимости товаров (пп. 3 п. 2 ст. 170). По этому поводу ФНС России выпустила Письмо от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, которое, правда, касается одних "упрощенцев". В нем чиновники отметили, что уплаченный при ввозе основных средств налог включается в стоимость объекта.

Корректировка таможенной стоимости

На практике может возникнуть следующая ситуация: импортный товар оприходован и продан в одном налоговом периоде, в этом же периоде принят к вычету НДС, а в другом налоговом периоде таможня , соответственно меняется сумма НДС и таможенных сборов. Возникает вопрос: нужно ли корректировать суммы вычета?

Если корректировка была произведена в сторону увеличения, то доплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету. Но сделать это она должна по мере доплаты, т.к. в отношении "ввозного" НДС право на вычет возникает на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно дополнительные листы к книге покупок в таком случае не составляются, ведь дополнительную сумму вычета организация отразит в текущем периоде - периоде уплаты.

Если же в результате корректировки сумма НДС оказалась меньше уплаченной изначально, практика показывает: налоговики требуют представления уточненной декларации за период, когда был применен завышенный вычет "таможенного" НДС. Вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков в отсутствие таких "уточнений" наиболее высока, если таможня по результатам корректировки произвела возврат излишне уплаченного НДС импортеру. Но в судебной практике можно встретить споры, в которых налоговая инспекция заявляла о незаконном применении вычета даже при отсутствии факта возврата лишнего НДС импортеру. Поэтому во избежание претензий организация может принять решение уточнить свои обязательства по НДС. В этом случае помимо уточненной декларации ей нужно будет составить дополнительный лист к книге покупок за период, в котором был применен вычет таможенного НДС.

Однако судебная практика в этом вопросе - на стороне импортеров. Подобный спор рассматривал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, причем в обсуждаемой ситуации излишне уплаченный НДС не был возвращен импортеру. Суд указал: изменение в сторону уменьшения таможенной стоимости товара "не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, будет равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты".

Более того, в судебной практике можно обнаружить решения, в которых суд принял сторону налогоплательщика даже при наличии факта возврата таможней излишне уплаченного НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4105/2007(35511-А03-29)). Таким образом, если организация решит рискнуть и не представит уточненную декларацию по НДС за прошлый налоговый период, у нее есть шансы оспорить действия налоговиков по признанию части вычета незаконным в судебном порядке.

По данному вопросу существует также официальное разъяснение ФНС России. В Письме от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 чиновники указали: если после принятия таможенной декларации будет осуществлена ее корректировка, то вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком и зачисленные на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.

Как учесть таможенные пошлины?

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации организация также несет расходы по уплате таможенных пошлин. Можно ли учесть эти суммы при налогообложении прибыли и в каком порядке?

Если ввозимые ценности импортер будет использовать в качестве материально-производственных запасов (счет 10), расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать стоимость материально-производственных запасов (МПЗ). Это четко следует из п. 2 ст. 254 НК РФ.

Если же организация осуществляет торговую деятельность и планирует продавать ввозимые ценности, порядок учета расходов в данном случае регулируется ст. 320 НК РФ. В этой статье приведен порядок формирования стоимости товаров, и в числе расходов, формирующих эту стоимость, таможенные платежи не указаны. Но сказано, что "налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (Курсив авт. - О.А.)". Поскольку таможенные платежи уплачиваются в связи с приобретением (ввозом) товаров, эти расходы по желанию организации могут формировать покупную стоимость товаров. Такой вывод сделан и в Письмах Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335, УФНС России по г. Москве от 09.09.2005 N 20-12/64164.2. Но если организация решила не включать таможенные пошлины в стоимость товаров, расходы на уплату таможенных пошлин будут учитываться в качестве косвенных расходов. Выбранный вариант учета расходов по уплате таможенных пошлин организация должна прописать в своей учетной политике.

Могут ли организации, применяющие УСН, включить суммы таможенных платежей в расходы при расчете единого налога? Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на российскую таможенную территорию, указаны отдельно в перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому сразу после уплаты суммы таможенных пошлин "упрощенец" может включить их в расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы на доставку

При ввозе товаров организация-импортер, как правило, привлекает перевозчиков или экспедиторов с целью доставки товаров до ее склада. Такие расходы учитываются при налогообложении прибыли. А если импортер применяет упрощенную систему налогообложения?

До 1 января 2008 г. "упрощенцы" уменьшали доход от реализации товаров на сумму транспортных расходов. Такой порядок следовал из старой редакции пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Там было сказано, что "при реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров".

Нынешняя редакция этого подпункта звучит иначе: из ее формулировки не следует, что транспортные расходы должны уменьшать доходы от реализации товаров, как это было раньше. Там просто сказано: к расходам относятся "расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, в настоящее время не важен факт реализации товаров для включения в расходы стоимости доставки. Причем эта поправка, вступив в силу с 2008 г., распространяла свое действие и на 2007 г.

К тому же в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ четко сказано: по мере реализации товаров учитываются расходы на оплату их стоимости (отсутствует дополнение "а также расходы, связанные с приобретением..."). Тогда как ниже отмечено: "Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, расходы на доставку "упрощенец" также может включать в расходы при исчислении единого налога по мере оплаты, не дожидаясь факта реализации товаров, т.е. не разбивая стоимость доставки по позициям.

При отражении транспортных расходов в учете импортерам, применяющим общий режим налогообложения, следует обращать внимание на одну важную особенность. Если перевозчик представит счет-фактуру с выделенным по ставке 18% НДС, то прежде чем принимать эту сумму налога к вычету, необходимо проверить, верную ли ставку применил перевозчик.

Дело в том, что работы или услуги по перевозке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Соответственно, если по таким работам (услугам) перевозчик применит ставку НДС 18% и соответствующую сумму налога предъявит заказчику (импортеру), у последнего возникнут проблемы с вычетом входного НДС. Инспекторы просто признают такой вычет незаконным и доначислят НДС, пени и штрафы.

Так, в Письме Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134 сказано: "Счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг". Такого же мнения чиновники придерживались и ранее (см. Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@).

Данную позицию разделяют и суды. Они отмечают: применение 18%-ной ставки вместо нулевой противоречит принципу равенства налогообложения, т.к. допускает возможность произвольного применения плательщиками НДС положений НК РФ. Следовательно, заявлять к вычету НДС по ставке 18% неправомерно (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07, Решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08). Правомерность такого подхода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 468-О-О: нормы НК РФ, согласно которым покупатель транспортных услуг не вправе принять к вычету НДС, неправомерно выставленный ему перевозчиком по ставке 18%, соответствуют Конституции РФ.

Таким образом, не по всем счетам-фактурам, полученным от перевозчиков, импортер может без рисков для себя принять указанный там НДС к вычету.

Но не стоит огорчаться. Возможно, в каких-то случаях выставление перевозчиком 18%-ной ставки НДС обосновано. Если перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами, услуги по перевозке должны облагаться по ставке 0% (Письмо Минфина России от 07.06.2007 N 03-07-08/146). Если же перевозка осуществляется в отношении импортных товаров, но между двумя пунктами, находящимися на территории России, применять нулевую ставку НДС организация не вправе, и такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-04-08/169). Такой же вывод содержится и в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-08/210. Значит, в таких случаях импортер может спокойно и без рисков для себя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам, полученным от перевозчика.

Импорт из Белоруссии

В отношении ввоза товаров из Белоруссии порядок исчисления и уплаты НДС отличается от общего. Правда, "специальный" порядок действует в отношении ввозимых товаров, произведенных в Республике Беларусь.

В отношении товаров, ввозимых из Республики Беларусь, следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, а точнее - Приложением к нему (далее - Приложение). В соответствии с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель.

Из разд. 1 Приложения следует, что взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков. Таким образом, российский покупатель должен уплатить НДС не на таможне (как это происходит в остальных случаях), а через свою налоговую инспекцию.

Налоговая база по НДС при этом определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку товаров (если такие расходы не были включены в цену сделки). Эти затраты приведены в п. 2 разд. I Приложения:

Расходы на доставку товара, в т.ч. на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

Страховая сумма;

Стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Уплата в бюджет исчисленного НДС подлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Тут же возникает вопрос: действительно ли следует ориентироваться на месяц, если налоговым периодом для НДС является квартал?

Поскольку изменения в Положение не вносились, порядок уплаты НДС при импорте товаров сохранился прежний: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 разд. I Положения). Не позднее этой даты налогоплательщики также обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации с приложением установленных Положением документов (п. 6 разд. I Положения), в т.ч. отдельную декларацию по НДС, заполняемую в случае ввоза товаров из Белоруссии (ее также нужно составлять за месяц, а не за квартал).

При ввозе товаров из Республики Беларусь заполняется отдельная налоговая декларация по форме и в Порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Не так давно в эту форму были внесены небольшие изменения (Приказ Минфина России от 31.07.2009 N 83н), связанные в основном с появлением Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ.

Вместе с этой декларацией, как мы уже отмечали, российские импортеры белорусского товара должны представить соответствующие документы. В первую очередь, заявление о ввозе товара, составленное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данное заявление заполняется в трех экземплярах. Первый остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр организация должна направить белорусскому поставщику товара, чтобы тот смог подтвердить нулевую ставку.

Причем если в пределах одного налогового периода ввоз товаров из Белоруссии осуществлялся по нескольким договорам, количество заявлений должно равняться количеству договоров. Это связано с тем, что форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предусматривает отражение в данном заявлении сведений о ввезенных с территории Республики Беларусь товаров и подлежащих уплате косвенных налогов по каждому договору (вопрос 13 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

К необходимым документам относится и выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Таким образом, перед представлением "белорусской" декларации компания сначала должна будет уплатить НДС, чтобы при подаче самой декларации у нее имелась в наличии банковская выписка, подтверждающая уплату НДС.

Следует также представить договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Белоруссии, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию, товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. При этом нормы Положения не содержат требования о наличии отметки налогового органа Республики Беларусь на представляемом налогоплательщиком товаросопроводительном документе белорусского налогоплательщика, в связи с чем он представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь (вопрос 14 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

После уплаты НДС российский покупатель, применяющий общую систему налогообложения, может принять этот НДС к вычету, если ввезенные из Белоруссии товары будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. Более подробно о применении вычета разъяснено в Письме ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@: налогоплательщики, импортирующие товары из Белоруссии, вправе применить налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

При принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

При использовании ввезенных на российскую территорию товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

При наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию России товарам: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

Организация, применяющая "упрощенку", не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это правило касается и ввоза товаров в Россию из Республики Беларусь (п. 1 разд. I Положения). Порядок исчисления и уплаты НДС "упрощенцем" такой же, что и при общем режиме налогообложения.

Однако в отличие от организации, применяющей общий режим, "упрощенец" не сможет принять уплаченный НДС к вычету по нормам положений гл. 21 НК РФ. Данный вывод содержится и в Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843@ (вопрос 2): "Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает".

Зато сумму уплаченного при ввозе товаров НДС "упрощенец" может включить в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Возможность включения такого НДС в состав расходов "упрощенца" подтверждена и в Письме Минфина России от 07.07.2005 N 03-04-08/174.

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС ;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке ;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18% .

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от , умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то